Афины древняя греция: Древние Афины: судьба величайшего города Эллады

Древние Афины

Афины был древнегреческим полисом и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.

Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве, в частности, в Афинах.

История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь

В начале V века до нашей эры Афины практически были разрушены.

Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире, в древние времена был религиозным и политическим центром города Афины. Но в 480 г. до н.э. здания Акрополя были разрушены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.

Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Афин, но в ближайшие 50 лет город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью европейской цивилизации. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до нашей эры его украсили самые лучшие  памятники в мире, с великолепным Парфеноном, храмом Афины Девы.

Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?

Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю Древних Афин?

Золотой век Афин

После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен.

     Перикл. Афины при Перикле, читайте здесь

30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии, цитадель, которая была полностью уничтожена персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон, но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства. 

Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий, великих философов таких, как Сократ и Платон, знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.

Панафинеи

Во времена Перикла Афины достигли пика своей славы. Разворачивались великие культурные и политические события. Уровень жизни горожан был высоким. Люди жили и работали во времена благополучия и мира.

Афиняне V века, как и другие греки, были набожными. Они верили в абсолютную силу богов, которые могут помочь им или навредить. Религиозные фестивали проводились круглый год. Глава семейства часто приносил жертвы богам. Также афиняне делали подношения богам по особым случаям, например, когда кто-то болел или находился в опасном путешествии.

     Богиня Афина.  Греческая мифология, читайте здесь

Регулярные мероприятия завершались каждые четыре года большой процессией к Акрополю.

Это были панафинейские празднества в честь богини-покровительницы Афины. Все афиняне, независимо от их положения или рода занятий, могли принять участие в шествии Панатинаикос. Во время церемонии панафиней повсеместно в древних Афинах проходили музыкальные и театральные представления, факельные шествия.

Кульминацией панафиней было торжественное шествие горожан на Акрополь. Возглавляли его самые знатные афиняне и молодые девушки, которые несли к статуе Афины роскошные одежды для богини. После торжественного шествия начинались панафинейские игры. Во время панафинейских торжеств совершалось жертвоприношения.

Перикл умер в 429 г. до н.э., во время эпидемии чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».

   Как эпидемия чумы повлияла на историю Древней Греции, читайте здесь

Греция — это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов, которые за любую их провинность могли их наказать. Богам строили прекрасные храмы и святилища, приносили жертвы богам.

Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственными племенами, постоянно воевавшие друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.

Это создало подходящий фон для легенд и мифов: поэмы Гомера, мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые мифы долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.

В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы — одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы. Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.

Современные Афины

Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.

Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин, некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.

До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами. 

АФИНЫ ДРЕВНИЕ • Большая российская энциклопедия

АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑῆναι), др.-греч. го­род-го­су­дар­ст­во (по­лис) в Ат­ти­ке, в вост. час­ти Сред­ней Гре­ции. В цен­тре Афин­ской рав­ни­ны воз­вы­ша­ет­ся ска­ли­стый холм – афин­ский Ак­ро­поль, с за­па­да имею­щий по­ло­гий склон. Сви­де­тель­ст­ва древ­ней­ше­го оби­та­ния на Ак­ро­по­ле да­ти­ру­ют­ся кон­цом не­оли­та. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в аре­ал рас­про­стра­не­ния эгей­ской куль­ту­ры (кри­то-ми­кен­ской; ахей­ской), рас­цвет ко­то­рой от­но­сят к 15–13 вв. На укре­п­лён­ном Ак­ро­по­ле на­хо­дил­ся дво­рец ца­ря. Ос­но­ва­те­лем цар­ской ди­на­стии счи­та­ли ле­ген­дар­но­го Кек­ро­па. Во вре­мя пе­ре­се­ле­ния до­рий­цев (12 в. до н. э.), ко­гда ими бы­ли за­ня­ты зем­ли в Сред­ней и Юж­ной Гре­ции, толь­ко А. Д. смог­ли со­хра­нить не­за­ви­си­мость; сю­да бе­жа­ли из по­бе­ж­дён­ных до­рий­ца­ми ахей­ских го­су­дарств Пе­ло­пон­не­са. Под влия­ни­ем уг­ро­зы втор­же­ния до­рий­цев про­изош­ло объ­е­ди­не­ние Ат­ти­ки во­круг А. Д., ко­то­рое свя­за­но в ле­ген­дах с име­нем ца­ря Те­сея (ок. 13 в.). По­сле па­де­ния цар­ской вла­сти гос­под­ство пе­ре­шло в ру­ки эв­пат­ри­дов (ро­до­вой зна­ти), ко­то­рые за­хва­ти­ли мн. зем­ли сво­их со­пле­мен­ников, ока­зав­ших­ся от них в за­ви­си­мо­сти. Афи­ня­на­ми управ­ля­ла кол­ле­гия пра­ви­те­лей, со­сто­яв­шая из 9 ар­хон­тов, из­би­рав­ших­ся из эв­пат­ри­дов. Древ­ний со­вет ста­рей­шин был пре­об­ра­зо­ван в Со­вет аре­о­па­га. Ро­ж­де­ние по­ли­са в А. Д. про­ис­хо­ди­ло пу­тём по­сте­пен­ной транс­фор­ма­ции ро­до­вых уч­ре­ж­де­ний. Пер­вый за­пи­сан­ный свод афин­ских за­ко­нов, осу­ще­ст­в­лён­ный ар­хон­том Дра­кон­том в 621 до н.  э., спо­соб­ст­во­вал унич­то­жению ро­до­во­го строя. Фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. по­ли­са в А. Д. в боль­шой ме­ре про­изош­ло бла­го­да­ря ре­фор­мам Со­ло­на и, позд­нее, Клис­фе­на, обу­слов­лен­ным ост­рым кри­зи­сом. «Боль­шин­ст­во на­ро­да бы­ло в по­ра­бо­ще­нии у не­мно­гих. На­род вос­стал про­тив знат­ных. Сму­та бы­ла силь­ная» – так ха­рак­те­ри­зо­вал об­ста­нов­ку то­го пе­рио­да Ари­сто­тель. Со­лон в 594–593 до н. э. осу­ще­ст­вил ши­рокую про­грам­му со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. пре­об­ра­зо­ва­ний. Бы­ли кас­си­ро­ва­ны все дол­ги, сде­лан­ные под за­клад зем­ли (си­сах­фия, т. е. «стря­хи­ва­ние бре­ме­ни»), и за­пре­ще­но дол­го­вое раб­ст­во. Но де­мос не до­бил­ся пе­ре­де­ла зем­ли. Всё на­се­ле­ние Со­лон раз­де­лил на че­ты­ре раз­ря­да в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны до­хо­да, оп­ре­де­ляв­шей объ­ём по­ли­тич. прав и обя­зан­но­стей чле­на ка­ж­до­го раз­ря­да, т. е. ввёл иму­ще­ст­вен­ный ценз. Ре­фор­мы Со­ло­на при­ве­ли к ак­ти­ви­за­ции экк­ле­сии (нар. со­б­ра­ния). Для луч­шей ор­га­ни­за­ции его ра­бо­ты Со­лон уч­ре­дил Со­вет из 400 чел., что ог­ра­ни­чи­ло функ­ции Со­ве­та аре­о­па­га. Но­вым гос. ин­сти­ту­том ста­ла ге­ли­эя (суд при­сяж­ных) – са­мый де­мо­кра­тич. ор­ган, т. к. в не­го мог­ли вхо­дить гра­ж­да­не всех раз­ря­дов, вклю­чая бед­ня­ков – чле­нов 4-го раз­ря­да (фе­тов). Ок. 560 в А. Д. уста­но­ви­лась ти­ра­ния Пи­си­ст­ра­та, про­во­див­ше­го ре­фор­мы в ин­те­ре­сах тор­го­во-ре­мес­лен­ных сло­ёв де­мо­са и кре­сть­ян­ст­ва. При нём ве­лось боль­шое об­ществ. строи­тель­ст­во (в т. ч. хра­мов, рын­ка, во­до­про­во­да и др.). Ус­пеш­ной бы­ла внеш­няя по­ли­ти­ка Пи­си­ст­ра­та, в ре­зуль­та­те ко­то­рой А. Д. ста­ли иг­рать за­мет­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях: рас­про­стра­ни­ли своё влия­ние на ряд ост­ро­вов Эгей­ско­го м., ук­ре­пи­лись на обо­их бе­ре­гах Гел­лес­пон­та (Дар­да­нелл), что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию тор­гов­ли. Вме­сте с тем прав­ле­ние Пи­си­ст­ра­та, а за­тем его сы­но­вей (Пи­си­ст­ра­ти­дов) ха­рак­те­ри­зо­ва­лось рос­том ав­то­ри­та­риз­ма, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве.

Сверг­нув ти­ра­нию Пи­си­ст­ра­ти­дов в 510 до н. э., Клис­фен ввёл но­вое адм. де­ле­ние Ат­ти­ки, рас­пре­де­лив всех гра­ж­дан по де­ся­ти тер­ри­то­ри­аль­ным фи­лам, не имев­шим ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к преж­ним ро­до­вым ок­ру­гам. Ре­фор­ма фил лег­ла в ос­но­ву соз­да­ния Со­ве­та 500 (вме­сто Со­ве­та 400), ком­пе­тен­ции ко­то­ро­го бы­ли рас­ши­ре­ны. Од­но­вре­мен­но уч­ре­ж­де­ни­ем ост­ра­киз­ма бы­ла по­став­ле­на пре­гра­да не­по­мер­но­му воз­вы­ше­нию отд. по­ли­ти­ков, а тем са­мым и воз­мож­но­сти воз­ро­ж­де­ния ти­ра­нии. Ре­фор­мы Клис­фе­на за­вер­ши­ли фор­ми­ро­ва­ние де­мо­кра­тич. го­су­дар­ст­ва. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. пре­вра­ти­лись в круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр.

В нач. 5 в. до н. э. А. Д. воз­гла­ви­ли со­про­тив­ле­ние греч. по­ли­сов про­тив пер­сов (гре­ко-пер­сид­ские вой­ны 500–449 до н. э.), одер­жав по­бе­ду в зна­ме­ни­той бит­ве при Ма­ра­фо­не в 490. Од­на­ко в 480 пер­сы за­хва­ти­ли А. Д., со­жгли и раз­гра­би­ли го­род. Ме­ж­ду тем по ини­циа­ти­ве Фе­ми­сток­ла был по­стро­ен силь­ный флот, а бла­го­да­ря са­мо­му Фе­ми­сток­лу гре­ки раз­би­ли перс. флот при Са­ла­ми­не в 480. В 479 су­хо­пут­ное вой­ско пер­сов бы­ло раз­гром­ле­но при Пла­те­ях. А. Д., в от­ли­чие от Спар­ты, вы­сту­пи­ли за про­дол­же­ние вой­ны вплоть до ос­во­бо­ж­де­ния ма­ло­азий­ских гре­ков. По­ли­сы, ре­шив­шие про­дол­жать вой­ну, в 478 уч­ре­ди­ли мор­ской со­юз – Де­лос­ский со­юз (позд­нее Афин­ский мор­ской со­юз), ко­то­рый воз­гла­ви­ли А. Д. – наи­бо­лее мощ­ный сре­ди со­юз­ни­ков по­лис, об­ла­дав­ший са­мым зна­чит. фло­том. На 2-м эта­пе гре­ко-пер­сид­ских войн ру­ко­во­дство борь­бой с пер­са­ми осу­ще­ст­в­ляли А. Д., ко­то­рые ве­ли на­сту­па­тель­ные дей­ст­вия и вы­шли из вой­ны силь­ней­шим мор­ским го­су­дар­ст­вом Гре­ции. В ру­ках афи­нян ока­за­лись ог­ром­ные сред­ст­ва со­юз­ной каз­ны, а взно­сы со­юз­ни­ков пре­вра­ти­лись в еже­год­ную по­дать. Цель, ра­ди ко­то­рой соз­да­вал­ся Де­лос­ский со­юз, бы­ла дос­тиг­ну­та – на­ча­лось соз­да­ние Афин­ской мор­ской дер­жа­вы (Афин­ской ар­хе), по­пыт­ки вы­хо­да из ко­то­рой по­дав­ля­лась си­лой ору­жия (вос­ста­ния на Фа­со­се, Са­мо­се, Лес­бо­се).

Наи­выс­ший подъ­ём А. Д. при­хо­дит­ся на т. н. пен­те­кон­та­этию – 50-лет­ний пе­ри­од от бит­вы при Пла­те­ях в 479 до нача­ла Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны 431–404 до н. э. Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии де­мо­кра­тии в А. Д. ста­ла дея­тель­ность Фе­ми­сток­ла, т. к. реа­ли­за­ция его мор­ской про­грам­мы под­ни­ма­ла зна­че­ние низ­ших, бед­ней­ших сло­ёв афин­ской гражд. об­щи­ны. В 462 по ини­циа­ти­ве де­мо­кра­та Эфи­аль­та аре­о­паг был ли­шён по­ли­тич. функ­ций, ко­то­рые бы­ли пе­ре­да­ны эк­кле­сии и ге­ли­эе. Вско­ре во­ж­дём де­мо­кра­тов стал Пе­рикл, с име­нем ко­то­ро­го свя­зан рас­цвет А. Д. Пе­рикл стре­мил­ся к то­му, что­бы де­мо­кра­тия бы­ла ре­аль­ной, обес­пе­чи­вая всем гра­ж­да­нам уча­стие в по­ли­тич. жиз­ни по­ли­са. Для этого бы­ла вве­де­на оп­ла­та долж­но­стей судей, а позд­нее – чле­нов Со­ве­та 500, уча­стие в за­се­да­ни­ях экк­ле­сии и др. В А. Д. ­велось гран­ди­оз­ное строи­тель­ст­во, ко­то­рое так­же да­ва­ло сред­ст­ва для жиз­ни мно­гим бед­ня­кам. При Пе­рик­ле на­ча­лось вы­ве­де­ние ма­ло­зе­мель­ных и без­зе­мель­ных гра­ж­дан на зем­ли ря­да со­юз­ных по­ли­сов, где соз­да­ва­лись во­ен­но-зем­ле­дельч. ко­ло­нии (кле­ру­хии).

По­ли­тич. сис­те­ма, ко­то­рая су­ще­ст­во­ва­ла в А. Д., оп­ре­де­ля­ет­ся как «пря­мая де­мо­кра­тия» (в от­ли­чие от «пред­ста­ви­тель­ной де­мо­кра­тии» Но­вей­ше­го вре­ме­ни). Суть её со­стоя­ла в су­ве­ре­ни­те­те нар. со­б­ра­ния – со­во­куп­но­сти гра­ж­дан, ко­то­рым при­над­ле­жа­ла вся пол­но­та вер­хов­ной за­ко­но­да­тель­ной, ис­пол­ни­тель­ной и су­деб­ной вла­сти. Эф­фек­тив­ность дея­тель­но­сти нар. со­б­ра­ния обес­пе­чи­ва­лась как тем, что экк­ле­сия за­се­да­ла ре­гу­ляр­но (до 40 раз в год), так и прин­ци­пом исе­го­рии – пра­вом ка­ж­до­го гра­ж­да­ни­на на вы­сту­п­ле­ние в экк­ле­сии, на­стоя­щей сво­бо­дой сло­ва. Важ­ней­шей функ­ци­ей Со­ве­та 500 (бу­ле) бы­ла под­го­тов­ка во­про­сов для об­су­ж­де­ния нар. со­б­ра­ни­ем. Со­вет ре­шал все во­про­сы в про­ме­жут­ках ме­ж­ду со­зы­ва­ми экк­ле­сии и сле­дил за ис­пол­не­ни­ем при­ня­тых ре­ше­ний, по­это­му он за­се­дал еже­днев­но. Бу­ле де­ли­лось на 10 час­тей, де­жу­рив­ших по­оче­рёд­но. Боль­шую роль в по­ли­тич. жиз­ни А. Д. иг­рал суд, со­сто­яв­ший из 6 тыс. гра­ж­дан. Для сис­те­мы управ­ле­ния ха­рак­тер­но боль­шое чис­ло ма­ги­ст­ра­тур, чем дос­ти­га­лось мак­си­маль­ное при­вле­че­ние гра­ж­дан к управ­ле­нию по­ли­сом.

Афин­ская де­мо­кра­тия – вы­даю­щее­ся яв­ле­ние в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Впер­вые не толь­ко по­яв­ля­ют­ся са­ми по­ня­тия «де­мо­кра­тия» («на­ро­до­прав­ст­во»), «гра­ж­да­нин», но эта сис­те­ма по­сле­до­ва­тель­но про­во­дит­ся в жизнь. Вме­сте с тем этот са­мый пе­ре­до­вой для то­го вре­ме­ни строй был де­мо­кра­ти­ей для мень­шин­ст­ва, т. к. рас­про­стра­нял­ся толь­ко на гра­ж­дан по­ли­са. По­ли­тич. пра­ва­ми не поль­зо­ва­лись жен­щи­ны, их не име­ли ни пе­ре­се­лен­цы из др. го­ро­дов (ме­те­ки), ни ра­бы.

Пе­ло­пон­нес­ская вой­на (431–404 до н. э.) ох­ва­ти­ла прак­ти­че­ски всю Гре­цию, раз­де­лив стра­ну на два вра­ж­деб­ных ла­ге­ря: во гла­ве од­но­го стоя­ла Спар­та, дру­го­го – А.  Д. Вой­на, ко­то­рую А. Д. про­иг­ра­ли, по­тре­бо­ва­ла от со­пер­ни­ков на­пря­же­ния всех сил и при­ве­ла к ог­ром­ным по­те­рям, ожес­то­че­ние при­об­ре­ло не­ви­дан­ный ра­нее ха­рак­тер.

Ге­ге­мо­ния Спар­ты, ус­та­нов­лен­ная в ре­зуль­та­те её по­бе­ды в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не, про­дол­жа­лась не­дол­го. Уже в 403 в А. Д. про­изош­ла рес­тав­ра­ция преж­не­го де­мо­кра­тич. строя, а в нач. 4 в. им уда­лось вос­ста­но­вить свой флот и ук­ре­п­ле­ния во­круг го­ро­да, сры­тые по ус­ло­ви­ям ка­пи­ту­ля­ции 404. Вско­ре про­тив Спар­ты бы­ла соз­да­на коа­ли­ция по­ли­сов, ко­то­рые вме­сте с А. Д. на­ча­ли во­ен. дей­ст­вия про­тив спар­тан­цев (Ко­ринф­ская вой­на 395–387 до н. э.). В 378, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем Спар­ты, А. Д. ор­га­ни­зо­ва­ли но­вый мор­ской со­юз. Он соз­да­вал­ся на ос­но­ве рав­но­пра­вия и со­хра­не­ния сво­бо­ды и ав­тоно­мии ка­ж­до­го по­ли­са. В то же вре­мя при­зна­вал­ся при­ори­тет А. Д. и ого­ва­ри­ва­лись воз­мож­ные на­ру­ше­ния ав­то­но­мии афин­ской сто­ро­ной. Ис­поль­зуя сред­ст­ва со­юз­ни­ков, А. Д. зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ли свой флот. Со вре­ме­нем со­юз по­сте­пен­но ви­до­из­ме­нил­ся, по­пав под ге­ге­мо­нию А. Д. В ре­зуль­та­те вой­ны (357–355) А. Д. вы­ну­ж­де­ны бы­ли при­знать не­за­ви­си­мость мно­гих со­юз­ных го­су­дарств.

В этот пе­ри­од всё боль­шее влия­ние на греч. по­ли­ти­ку стал ока­зы­вать ма­кед. царь Фи­липп II. В А. Д. чёт­ко обо­зна­чи­лись две груп­пи­ров­ки – ан­ти­ма­кедон­ская, воз­глав­ляе­мая ора­то­ром Де­мос­фе­ном, и про­ма­ке­дон­ская. Бла­го­да­ря энер­гич­ным дей­ст­ви­ям Де­мос­фе­на и его сто­рон­ни­ков сфор­ми­ро­ва­лась ан­ти­ма­кедон­ская коа­ли­ция по­ли­сов во гла­ве с А. Д. Ре­ши­тель­ное сра­же­ние про­изо­шло в 338 при Хе­ро­нее (в Бе­о­тии), в ко­то­ром по­бе­дил Фи­липп. Афи­ня­не ожи­да­ли на­па­де­ния на го­род, од­на­ко Фи­липп не по­шёл на А. Д., за­клю­чив с ними со­юз. В го­ды вост. по­хо­да Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го А. Д. не прим­к­нули к вы­сту­п­ле­нию спар­тан­ско­го ца­ря Аги­са III, под­няв­ше­го часть го­ро­дов на борь­бу с Ма­ке­до­ни­ей. Но при из­вестии о смер­ти Алек­сан­д­ра Гре­ция вос­ста­ла, и ру­ко­во­дя­щую роль в вой­не взя­ли на се­бя А. Д.: на­ча­лась Ла­мий­ская вой­на (323–322), в ко­то­рой гре­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. А. Д. ут­ра­ти­ли не­за­ви­си­мость и под­па­ли под кон­троль Ма­ке­до­нии. На 10 лет (317–307) здесь ут­вер­дил­ся оли­гар­хич. ре­жим во гла­ве с Де­мет­ри­ем Фа­лер­ским.

В эпо­ху эл­ли­низ­ма А. Д. иг­ра­ли не­зна­чи­тель­ную роль в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях. Тя­го­тясь за­ви­си­мо­стью от Ма­ке­до­нии, они в сою­зе с др. по­ли­са­ми пред­при­ня­ли не­удач­ную вой­ну (Хре­мо­ни­до­ва вой­на 267–261 до н. э., на­зван­ная по име­ни афин­ско­го пол­ко­вод­ца Хре­мо­ни­да) с ма­кед. ца­рём Ан­ти­го­ном II Го­на­том. Борь­ба А. Д. с Ма­ке­до­ни­ей про­дол­жа­лась с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом до кон. 3 в. до н. э. Бы­ли крат­ко­вре­мен­ные пе­рио­ды, ко­гда А. Д. уда­ва­лось до­би­вать­ся от­но­си­тель­ной не­за­ви­си­мо­сти. Скла­ды­вав­шая­ся во­вне си­туа­ция не по­бу­ж­да­ла их ак­тив­но уча­ст­во­вать в со­бы­ти­ях, раз­вёр­ты­вав­ших­ся за пре­де­ла­ми Ат­ти­ки, но в кон. 3 в. до н. э. об­ста­нов­ка изме­ни­лась – в де­ла Гре­ции на­ча­ла вме­ши­вать­ся Рим. рес­пуб­ли­ка, и А. Д. вста­ли на её сто­ро­ну. 2 – нач. 1 вв. до н. э. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ухуд­ше­ни­ем эко­но­мич. со­стоя­ния Ат­ти­ки. В кон. 2 в. её по­тряс­ли два вос­ста­ния ра­бов. В 168 до н. э. ма­кед. царь Пер­сей был раз­бит рим­ля­на­ми в бит­ве при Пид­не, в 148 Ма­ке­до­ния объ­яв­ле­на рим. про­вин­ци­ей. По­сле по­ра­же­ния гре­ков на Ист­ме в 146 греч. го­ро­да бы­ли по­став­ле­ны под кон­троль на­ме­ст­ни­ка Ма­ке­до­нии, и лишь Афи­ны и Спар­та счи­та­лись со­юз­ны­ми с Ри­мом го­ро­да­ми.

В 86 до н. э., во вре­мя вой­ны Ри­ма с пон­тий­ским ца­рём Мит­ри­да­том VI, А. Д. вос­ста­ли про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ст­ва. По­сле при­бы­тия на Бал­ка­ны рим. пол­ко­вод­ца Сул­лы го­род был осаж­дён и штур­мом взят рим. вой­ска­ми. Мно­гие про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва бы­ли унич­то­же­ны в хо­де бо­ёв, дру­гие уве­зе­ны в Ита­лию как до­бы­ча. В ру­ки по­бе­ди­те­лей по­па­ла ог­ром­ная мас­са дра­го­цен­но­го ме­тал­ла. В 27 до н. э., по­сле об­ра­зо­ва­ния но­вой про­вин­ции Ахайя, А. Д. со­хра­нили свой ста­тус со­юз­но­го го­ро­да, они поль­зо­ва­лись са­мо­управ­ле­ни­ем и не пла­ти­ли на­лог. Их гос. уст­рой­ст­во, не­смот­ря на внеш­не де­мо­кра­тич. ха­рак­тер, не пре­пят­ст­во­ва­ло фак­ти­че­ско­му гос­под­ству оли­гар­хов.

Сла­ва А. Д. и фи­лэл­лин­ская по­ли­ти­ка рим. им­пе­ра­то­ров спо­соб­ст­во­ва­ли со­хра­не­нию зна­че­ния А. Д. как од­но­го из круп­ней­ших куль­тур­ных цен­тров и в пе­ри­од их по­ли­тич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. упад­ка. Они по-преж­не­му счи­та­лись сре­до­то­чи­ем на­ук и ис­кусств. Куль­тур­ное зна­че­ние А. Д. уси­ли­лось по­сле то­го, как имп. Ад­ри­ан ор­га­ни­зо­вал здесь ка­фед­ру ри­то­ри­ки, со­дер­жав­шую­ся на гос. счёт, а Марк Ав­ре­лий вы­де­лил по отд. ка­фед­ре ка­ж­дой из клас­сич. фи­лос. сис­тем. А. Д. при­вле­ка­ли мно­гих со­стоя­тель­ных ино­зем­цев, сю­да стре­ми­лись и гре­ки, и рим­ля­не для за­вер­ше­ния ­филос. об­ра­зо­ва­ния. А. Д. пред­став­ля­ли со­бой сво­его ро­да му­зей древ­них па­мят­ни­ков, ку­да при­бы­ва­ли ту­ри­сты со всей им­пе­рии. Это об­стоя­тель­ст­во име­ло по­ло­жи­тель­ное влия­ние на хо­зяйств. жизнь го­ро­да, да­вая сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию не­ко­то­рой час­ти люм­пе­нов и спо­соб­ст­вуя от­но­си­тель­но бла­го­при­ят­но­му по­ло­же­нию при­го­род­но­го сель­ско­го хо­зяй­ст­ва.

С 3 в. н. э., ко­гда Бал­кан­ская Гре­ция под­вер­га­лась втор­же­ни­ям вар­ва­ров, А. Д. при­шли в упа­док. В 7 в., по­сле ут­ра­ты Ви­зант. им­пе­ри­ей поч­ти всех внеш­них вла­де­ний, А. Д. со­хра­ни­ли зна­че­ние как важ­ный опор­ный пункт ви­зант. влия­ния на Бал­ка­нах.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Музыкальные истоки: правда или вымысел?

Идет бунт: бунты в истории США (часть первая)

Изучение 7 Великих горных хребтов Земли

Древнегреческая цивилизация | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты

Афины: Акрополь

Смотреть все медиа

Дата:
1200 г. до н.э. — 323
Основные события:
Эллинистический век
Греко-персидские войны
Пелопоннесская война
Классическая древность
Битва при Фермопилах
Ключевые люди:
Аристотель
Сократ
Платон
Еврипид
Перикл
Похожие темы:
Олимпийские игры
Греческая религия
Греческая мифология
греческий закон
Греческая керамика
Похожие места:
Турция
Италия
Греция
Афины
Спарта

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Является ли Древняя Греция страной?

Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.

Где находилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.

Древняя Греция была демократией?

Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два века. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.

Когда началась и закончилась Древняя Греция?

Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью и, благодаря завоевательной кампании Александра Македонского, распространилось даже за пределы Индии.

Чем важна Древняя Греция?

Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.

древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.

Раннеархаический период

Послемикенский период и Лефканди

Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины. Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.

Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над самой «темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом ( – 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г.