Содержание
Древние Афины
Афины был древнегреческим полисом и одним из важных городов древнего мира в целом. Границы Древних Афин включали большую часть сегодняшней Аттики.
Расцвет западной цивилизации начался более чем 2500 лет назад в Аттике, в маленьком греческом государстве, в частности, в Афинах.
История Афин: взлёт и падение древнего города, читайте здесь
В начале V века до нашей эры Афины практически были разрушены.
Акрополь, один из самых известных исторических памятников в мире, в древние времена был религиозным и политическим центром города Афины. Но в 480 г. до н.э. здания Акрополя были разрушены дотла 300-тысячной армией персов, которые вторглись в город, под руководством грозного и прославленного царя Ксеркса.
Афиняне покинули город и персы заняли Афины. Казалось, что это был конец для Афин, но в ближайшие 50 лет город становится культурной столицей всего греческого мира и колыбелью европейской цивилизации. С блеском перестраивается Акрополь и к 430 году до нашей эры его украсили самые лучшие памятники в мире, с великолепным Парфеноном, храмом Афины Девы.
Как возродился из пепла древний город Афины и стал одним из крупнейших городов в древние времена?
Кто были лидеры, архитекторы и художники, которые сделали уникальную историю Древних Афин?
Золотой век Афин
После блестящей победы над персами и отступлением их из Афин, к власти в Афинах приходит лидер, который сделал свой город культурной и военной силой в греческом мире. Звали выдающегося государственного деятеля Перикл, он не только провёл демократические реформы, но и укрепил армию, построил некоторые из самых замечательных памятников всех времен.
Перикл. Афины при Перикле, читайте здесь
30 лет был у власти Перикл, он внёс больший вклад в развитие афинской демократии, цитадель, которая была полностью уничтожена персами, была восстановлена. Основным зданием был Парфенон, но были построены и другие храмы, которые стали шедеврами мирового искусства.
Перикл ввёл город в «золотой век» и сделал имя Афин бессмертным. Это был век больших художников таких, как скульптор Фидий, великих философов таких, как Сократ и Платон, знаменитых театралов таких, как Софокл и Еврипид, заложившие основы трагедии, комедии и драмы.
Панафинеи
Во времена Перикла Афины достигли пика своей славы. Разворачивались великие культурные и политические события. Уровень жизни горожан был высоким. Люди жили и работали во времена благополучия и мира.
Афиняне V века, как и другие греки, были набожными. Они верили в абсолютную силу богов, которые могут помочь им или навредить. Религиозные фестивали проводились круглый год. Глава семейства часто приносил жертвы богам. Также афиняне делали подношения богам по особым случаям, например, когда кто-то болел или находился в опасном путешествии.
Богиня Афина.Греческая мифология, читайте здесь
Регулярные мероприятия завершались каждые четыре года большой процессией к Акрополю.
Это были панафинейские празднества в честь богини-покровительницы Афины. Все афиняне, независимо от их положения или рода занятий, могли принять участие в шествии Панатинаикос. Во время церемонии панафиней повсеместно в древних Афинах проходили музыкальные и театральные представления, факельные шествия.
Кульминацией панафиней было торжественное шествие горожан на Акрополь. Возглавляли его самые знатные афиняне и молодые девушки, которые несли к статуе Афины роскошные одежды для богини. После торжественного шествия начинались панафинейские игры. Во время панафинейских торжеств совершалось жертвоприношения.
Перикл умер в 429 г. до н.э., во время эпидемии чумы, которая стоила жизни многим жителям Афин. Но его достижения остаются непревзойдёнными. Афины того времени были венцом динамического общества, а время его правления, принято называть «золотым веком Перикла».
Как эпидемия чумы повлияла на историю Древней Греции, читайте здесь
Греция — это страна с великолепными пейзажами. Древние греки верили, что в лесах, на горах и в воде жили боги, богини, другие сверхъестественные существа. Они верили в абсолютную власть богов, которые за любую их провинность могли их наказать. Богам строили прекрасные храмы и святилища, приносили жертвы богам.
Первые люди появились на территории Греции в начале бронзового века, которые мигрировали из огромной территории Евразии. Первые греки были воинственными племенами, постоянно воевавшие друг с другом, чтобы занять более богатые и плодородные места. Первые поселения были в основном примитивными сельскими общинами. Между 1500 и 1200 гг. до н.э. произошёл популяционный взрыв, который привел к высоким культурным и технологическим достижениям. Дворцы и храмы поднимались ввысь повсюду, некоторые остатки которых мы можем видеть еще и сегодня.
Это создало подходящий фон для легенд и мифов: поэмы Гомера, мифы про «аргонавтов» и «подвиги Геракла». Некоторые мифы долго считались легендами, как троянская война, отписанная Гомером. Однако, в 1870 году, немецкий археолог Шлиман, обнаружил руины Трои. Город действительно был разрушен войной, которая велась длительное время.
В районах Аттики было обнаружено интенсивное присутствие человека в эпоху неолита. Древнюю Аттику заселяли ионийцы — одно из основных древнегреческих племен, обосновавшихся в южной Греции в начале 2 тысячелетия до н.э. В Аттике постепенно сложился особый ионический диалект, который стал языком литературы и искусства в древности. С приходом дорийцев, в конце 2-го тысячелетия (около 1100 года до н.э.), ионийцы отстояли свои границы. Аттика была одной из немногих мест Греции, которую не удалось захватить дорийцам.
Современные Афины
Город Афины живет и процветает и поныне. Современный город сосредоточен вокруг Цитадели, он включает различные руины древних лет, доказывая, что это место когда-то достигло вершины своего развития, повлияв на всю европейскую культуру.
Город с населением около 5 миллионов человек, живёт воспоминаниями о мире, который потерялся. Во многих местах мы наблюдаем различные исторические периоды Афин, некоторые постройки и здания, всё ещё хранят тайны древних эллинов.
До сих пор, как и в древности, над городом гордо возвышается великолепный Акрополь с прекрасными храмами.
АФИНЫ ДРЕВНИЕ • Большая российская энциклопедия
АФИ́НЫ ДРЕ́ВНИЕ (греч. ’Αϑῆναι), др.-греч. город-государство (полис) в Аттике, в вост. части Средней Греции. В центре Афинской равнины возвышается скалистый холм – афинский Акрополь, с запада имеющий пологий склон. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе датируются концом неолита. В сер. 3–2-го тыс. до н. э. эта территория входила в ареал распространения эгейской культуры (крито-микенской; ахейской), расцвет которой относят к 15–13 вв. На укреплённом Акрополе находился дворец царя. Основателем царской династии считали легендарного Кекропа. Во время переселения дорийцев (12 в. до н. э.), когда ими были заняты земли в Средней и Южной Греции, только А. Д. смогли сохранить независимость; сюда бежали из побеждённых дорийцами ахейских государств Пелопоннеса. Под влиянием угрозы вторжения дорийцев произошло объединение Аттики вокруг А. Д., которое связано в легендах с именем царя Тесея (ок. 13 в.). После падения царской власти господство перешло в руки эвпатридов (родовой знати), которые захватили мн. земли своих соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. Афинянами управляла коллегия правителей, состоявшая из 9 архонтов, избиравшихся из эвпатридов. Древний совет старейшин был преобразован в Совет ареопага. Рождение полиса в А. Д. происходило путём постепенной трансформации родовых учреждений. Первый записанный свод афинских законов, осуществлённый архонтом Драконтом в 621 до н.
э., способствовал уничтожению родового строя. Формирование демократич. полиса в А. Д. в большой мере произошло благодаря реформам Солона и, позднее, Клисфена, обусловленным острым кризисом. «Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная» – так характеризовал обстановку того периода Аристотель. Солон в 594–593 до н. э. осуществил широкую программу социально-экономич. и политич. преобразований. Были кассированы все долги, сделанные под заклад земли (сисахфия, т. е. «стряхивание бремени»), и запрещено долговое рабство. Но демос не добился передела земли. Всё население Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины дохода, определявшей объём политич. прав и обязанностей члена каждого разряда, т. е. ввёл имущественный ценз. Реформы Солона привели к активизации экклесии (нар.
собрания). Для лучшей организации его работы Солон учредил Совет из 400 чел., что ограничило функции Совета ареопага. Новым гос. институтом стала гелиэя (суд присяжных) – самый демократич. орган, т. к. в него могли входить граждане всех разрядов, включая бедняков – членов 4-го разряда (фетов). Ок. 560 в А. Д. установилась тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоёв демоса и крестьянства. При нём велось большое обществ. строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). Успешной была внешняя политика Писистрата, в результате которой А. Д. стали играть заметную роль в междунар. отношениях: распространили своё влияние на ряд островов Эгейского м., укрепились на обоих берегах Геллеспонта (Дарданелл), что способствовало развитию торговли. Вместе с тем правление Писистрата, а затем его сыновей (Писистратидов) характеризовалось ростом авторитаризма, что вызывало недовольство в обществе.
Свергнув тиранию Писистратидов в 510 до н. э., Клисфен ввёл новое адм. деление Аттики, распределив всех граждан по десяти территориальным филам, не имевшим никакого отношения к прежним родовым округам. Реформа фил легла в основу создания Совета 500 (вместо Совета 400), компетенции которого были расширены. Одновременно учреждением остракизма была поставлена преграда непомерному возвышению отд. политиков, а тем самым и возможности возрождения тирании. Реформы Клисфена завершили формирование демократич. государства. К кон. 6 в. до н. э. А. Д. превратились в крупный торгово-ремесленный центр.
В нач. 5 в. до н. э. А. Д. возглавили сопротивление греч. полисов против персов (греко-персидские войны 500–449 до н. э.), одержав победу в знаменитой битве при Марафоне в 490. Однако в 480 персы захватили А. Д., сожгли и разграбили город. Между тем по инициативе Фемистокла был построен сильный флот, а благодаря самому Фемистоклу греки разбили перс. флот при Саламине в 480. В 479 сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. А. Д., в отличие от Спарты, выступили за продолжение войны вплоть до освобождения малоазийских греков. Полисы, решившие продолжать войну, в 478 учредили морской союз – Делосский союз (позднее Афинский морской союз), который возглавили А. Д. – наиболее мощный среди союзников полис, обладавший самым значит. флотом. На 2-м этапе греко-персидских войн руководство борьбой с персами осуществляли А. Д., которые вели наступательные действия и вышли из войны сильнейшим морским государством Греции. В руках афинян оказались огромные средства союзной казны, а взносы союзников превратились в ежегодную подать. Цель, ради которой создавался Делосский союз, была достигнута – началось создание Афинской морской державы (Афинской архе), попытки выхода из которой подавлялась силой оружия (восстания на Фасосе, Самосе, Лесбосе).
Наивысший подъём А. Д. приходится на т. н. пентеконтаэтию – 50-летний период от битвы при Платеях в 479 до начала Пелопоннесской войны 431–404 до н. э. Важным этапом в развитии демократии в А. Д. стала деятельность Фемистокла, т. к. реализация его морской программы поднимала значение низших, беднейших слоёв афинской гражд. общины. В 462 по инициативе демократа Эфиальта ареопаг был лишён политич. функций, которые были переданы экклесии и гелиэе. Вскоре вождём демократов стал Перикл, с именем которого связан расцвет А. Д. Перикл стремился к тому, чтобы демократия была реальной, обеспечивая всем гражданам участие в политич. жизни полиса. Для этого была введена оплата должностей судей, а позднее – членов Совета 500, участие в заседаниях экклесии и др. В А. Д. велось грандиозное строительство, которое также давало средства для жизни многим беднякам. При Перикле началось выведение малоземельных и безземельных граждан на земли ряда союзных полисов, где создавались военно-земледельч. колонии (клерухии).
Политич. система, которая существовала в А. Д., определяется как «прямая демократия» (в отличие от «представительной демократии» Новейшего времени). Суть её состояла в суверенитете нар. собрания – совокупности граждан, которым принадлежала вся полнота верховной законодательной, исполнительной и судебной власти. Эффективность деятельности нар. собрания обеспечивалась как тем, что экклесия заседала регулярно (до 40 раз в год), так и принципом исегории – правом каждого гражданина на выступление в экклесии, настоящей свободой слова. Важнейшей функцией Совета 500 (буле) была подготовка вопросов для обсуждения нар. собранием. Совет решал все вопросы в промежутках между созывами экклесии и следил за исполнением принятых решений, поэтому он заседал ежедневно. Буле делилось на 10 частей, дежуривших поочерёдно. Большую роль в политич. жизни А. Д. играл суд, состоявший из 6 тыс. граждан. Для системы управления характерно большое число магистратур, чем достигалось максимальное привлечение граждан к управлению полисом.
Афинская демократия – выдающееся явление в истории человечества. Впервые не только появляются сами понятия «демократия» («народоправство»), «гражданин», но эта система последовательно проводится в жизнь. Вместе с тем этот самый передовой для того времени строй был демократией для меньшинства, т. к. распространялся только на граждан полиса. Политич. правами не пользовались женщины, их не имели ни переселенцы из др. городов (метеки), ни рабы.
Пелопоннесская война (431–404 до н. э.) охватила практически всю Грецию, разделив страну на два враждебных лагеря: во главе одного стояла Спарта, другого – А. Д. Война, которую А. Д. проиграли, потребовала от соперников напряжения всех сил и привела к огромным потерям, ожесточение приобрело невиданный ранее характер.
Гегемония Спарты, установленная в результате её победы в Пелопоннесской войне, продолжалась недолго. Уже в 403 в А. Д. произошла реставрация прежнего демократич. строя, а в нач. 4 в. им удалось восстановить свой флот и укрепления вокруг города, срытые по условиям капитуляции 404. Вскоре против Спарты была создана коалиция полисов, которые вместе с А. Д. начали воен. действия против спартанцев (Коринфская война 395–387 до н. э.). В 378, воспользовавшись ослаблением Спарты, А. Д. организовали новый морской союз. Он создавался на основе равноправия и сохранения свободы и автономии каждого полиса. В то же время признавался приоритет А. Д. и оговаривались возможные нарушения автономии афинской стороной. Используя средства союзников, А. Д. значительно увеличили свой флот. Со временем союз постепенно видоизменился, попав под гегемонию А. Д. В результате войны (357–355) А. Д. вынуждены были признать независимость многих союзных государств.
В этот период всё большее влияние на греч. политику стал оказывать макед. царь Филипп II. В А. Д. чётко обозначились две группировки – антимакедонская, возглавляемая оратором Демосфеном, и промакедонская. Благодаря энергичным действиям Демосфена и его сторонников сформировалась антимакедонская коалиция полисов во главе с А. Д. Решительное сражение произошло в 338 при Херонее (в Беотии), в котором победил Филипп. Афиняне ожидали нападения на город, однако Филипп не пошёл на А. Д., заключив с ними союз. В годы вост. похода Александра Македонского А. Д. не примкнули к выступлению спартанского царя Агиса III, поднявшего часть городов на борьбу с Македонией. Но при известии о смерти Александра Греция восстала, и руководящую роль в войне взяли на себя А. Д.: началась Ламийская война (323–322), в которой греки потерпели поражение. А. Д. утратили независимость и подпали под контроль Македонии. На 10 лет (317–307) здесь утвердился олигархич. режим во главе с Деметрием Фалерским.
В эпоху эллинизма А. Д. играли незначительную роль в междунар. отношениях. Тяготясь зависимостью от Македонии, они в союзе с др. полисами предприняли неудачную войну (Хремонидова война 267–261 до н. э., названная по имени афинского полководца Хремонида) с макед. царём Антигоном II Гонатом. Борьба А. Д. с Македонией продолжалась с переменным успехом до кон. 3 в. до н. э. Были кратковременные периоды, когда А. Д. удавалось добиваться относительной независимости. Складывавшаяся вовне ситуация не побуждала их активно участвовать в событиях, развёртывавшихся за пределами Аттики, но в кон. 3 в. до н. э. обстановка изменилась – в дела Греции начала вмешиваться Рим. республика, и А. Д. встали на её сторону. 2 – нач. 1 вв. до н. э. характеризуются ухудшением экономич. состояния Аттики. В кон. 2 в. её потрясли два восстания рабов. В 168 до н. э. макед. царь Персей был разбит римлянами в битве при Пидне, в 148 Македония объявлена рим. провинцией. После поражения греков на Истме в 146 греч. города были поставлены под контроль наместника Македонии, и лишь Афины и Спарта считались союзными с Римом городами.
В 86 до н. э., во время войны Рима с понтийским царём Митридатом VI, А. Д. восстали против римского владычества. После прибытия на Балканы рим. полководца Суллы город был осаждён и штурмом взят рим. войсками. Многие произведения искусства были уничтожены в ходе боёв, другие увезены в Италию как добыча. В руки победителей попала огромная масса драгоценного металла. В 27 до н. э., после образования новой провинции Ахайя, А. Д. сохранили свой статус союзного города, они пользовались самоуправлением и не платили налог. Их гос. устройство, несмотря на внешне демократич. характер, не препятствовало фактическому господству олигархов.
Слава А. Д. и филэллинская политика рим. императоров способствовали сохранению значения А. Д. как одного из крупнейших культурных центров и в период их политич. и социально-экономич. упадка. Они по-прежнему считались средоточием наук и искусств. Культурное значение А. Д. усилилось после того, как имп. Адриан организовал здесь кафедру риторики, содержавшуюся на гос. счёт, а Марк Аврелий выделил по отд. кафедре каждой из классич. филос. систем. А. Д. привлекали многих состоятельных иноземцев, сюда стремились и греки, и римляне для завершения филос. образования. А. Д. представляли собой своего рода музей древних памятников, куда прибывали туристы со всей империи. Это обстоятельство имело положительное влияние на хозяйств. жизнь города, давая средства к существованию некоторой части люмпенов и способствуя относительно благоприятному положению пригородного сельского хозяйства.
С 3 в. н. э., когда Балканская Греция подвергалась вторжениям варваров, А. Д. пришли в упадок. В 7 в., после утраты Визант. империей почти всех внешних владений, А. Д. сохранили значение как важный опорный пункт визант. влияния на Балканах.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Музыкальные истоки: правда или вымысел?
Идет бунт: бунты в истории США (часть первая)
Изучение 7 Великих горных хребтов Земли
Древнегреческая цивилизация | История, карта, культура, политика, религия, достижения и факты
Афины: Акрополь
Смотреть все медиа
- Дата:
-
1200 г.
до н.э. — 323
- Основные события:
-
Эллинистический век
Греко-персидские войны
Пелопоннесская война
Классическая древность
Битва при Фермопилах
- Ключевые люди:
-
Аристотель
Сократ
Платон
Еврипид
Перикл
- Похожие темы:
-
Олимпийские игры
Греческая религия
Греческая мифология
греческий закон
Греческая керамика
- Похожие места:
-
Турция
Италия
Греция
Афины
Спарта
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Является ли Древняя Греция страной?
Нет, Древняя Греция была цивилизацией. У греков были общие культурные особенности, религия и язык, хотя они говорили на многих диалектах. Основной политической единицей был город-государство. Конфликты между городами-государствами были обычным явлением, но они были способны объединиться против общего врага, как это было во время персидских войн (492–449 г. до н. э.). Могущественные города-государства, такие как Афины и Спарта, оказывали влияние за пределами своих границ, но никогда не контролировали весь грекоязычный мир.
Где находилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация была сосредоточена на территории современной Греции и вдоль западного побережья Турции. Однако древнегреческие колонисты основали города по всему Средиземноморью и вдоль побережья Черного моря.
Древняя Греция была демократией?
Каждый древнегреческий город-государство имел собственное правительство. Распространенными формами правления были тирания и олигархия. В 507 г. до н. э. под руководством Клисфена граждане Афин начали развивать систему народного правления, которую они назвали демократией, которая просуществовала почти два века. В их руководящем органе, Собрании (Ecclesia), все взрослые граждане мужского пола, возможно, от 10 до 15 процентов от общей численности населения, имели право голоса.
Когда началась и закончилась Древняя Греция?
Древнегреческая цивилизация процветала с периода, следующего за микенской цивилизацией, который закончился около 1200 г. до н. э., до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э. К тому времени греческое культурное влияние распространилось по всему Средиземноморью и, благодаря завоевательной кампании Александра Македонского, распространилось даже за пределы Индии.
Чем важна Древняя Греция?
Политические, философские, художественные и научные достижения древнегреческой цивилизации сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию. Греческие политические идеи повлияли на современные формы правления, греческая керамика и скульптура вдохновляли художников на протяжении тысячелетий, а греческие эпические, лирические и драматические стихи до сих пор читают во всем мире.
древнегреческая цивилизация , период после микенской цивилизации, который закончился около 1200 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. Это был период политических, философских, художественных и научных достижений, которые сформировали наследие, оказавшее беспрецедентное влияние на западную цивилизацию.
Раннеархаический период
Послемикенский период и Лефканди
Период между катастрофическим концом микенской цивилизации и примерно 900 г. до н.э. часто называют Темным веком. Это было время, о котором у греков классической эпохи были смутные и фактически ложные представления. Фукидид, великий древний историк V века до н. э., написал очерк греческой истории от Троянской войны до наших дней, в котором, как известно, в соответствующей главе ему не удалось обозначить какой-либо драматический разрыв. (Однако он говорит о том, что Греция «постепенно оседала» и колонизировала Италию, Сицилию и то, что сейчас является западной Турцией. Это, несомненно, подразумевает, что Греция оседала после чего-то.) Фукидид действительно демонстрирует хорошее знание серии миграций. которым Греция была переселена в постмикенский период. Самым известным из них было «дорийское нашествие», которое греки называли или связывали с легендарным «возвращением потомков Геракла». Хотя многое в этом вторжении проблематично — оно оставило мало или совсем не оставило археологических следов в тот момент времени, о котором говорит традиция, — проблемы здесь не имеют значения. Однако для понимания архаического и классического периодов важна сильная вера в доризм как в лингвистическую и религиозную концепцию. Фукидид мимоходом, но многозначительно упоминает солдат, говорящих на «дорическом диалекте», в повествовании об обычных военных делах в 426 году. Это удивительно абстрактный взгляд на подразделения греков, потому что это было бы более естественным для 5-го века. греческий век, чтобы идентифицировать солдат по родным городам. Не менее важным для понимания этого периода является враждебность к дорийцам, обычно со стороны ионийцев, другой языковой и религиозной подгруппы, самым известным городом которой были Афины.
Эта враждебность была настолько крайней, что дорийцам было запрещено входить в ионийские святилища; дошедший до нас сегодня пример такого запрета V века, надпись с острова Парос.
Такие явления, как напряженность между дорийцами и ионийцами, уходящие корнями в Темные века, напоминают о том, что греческая цивилизация не возникла ни без предупреждения, ни без влияния того, что было раньше. Темные века сами по себе выходят за рамки этой статьи. Однако нельзя не заметить, что археологические находки, как правило, ставят под сомнение всю концепцию Средневековья, показывая, что некоторые черты греческой цивилизации, которые когда-то считались не более ранними, чем около 800 г. до н. э., на самом деле могут быть отодвинуты на целых два столетия назад. . Достаточно одного примера, выбранного из-за его связи с возникновением греческого города-государства или полиса. В 1981 археология приподняла завесу над самой «темной» фазой из всех, протогеометрическим периодом (– – 1075–900 гг. до н. э.), который получил свое название от геометрических фигур, нарисованных на глиняной посуде. Могила, богатая по стандартам любого периода, была обнаружена в месте под названием Лефканди на Эвбее, острове вдоль восточного фланга Аттики (территория, контролируемая Афинами). В могиле, датируемой примерно 1000 г. до н. э., находятся (вероятно, кремированные) останки мужчины и женщины. Большой бронзовый сосуд, в котором был похоронен прах мужчины, прибыл с Кипра, а золотые изделия, захороненные вместе с женщиной, великолепны и изысканны в своей работе. Были найдены и останки лошадей; животные были зарыты вместе с их трензельными удилами. Могила находилась внутри большого разрушенного дома, форма которого предвосхищает форму греческих храмов двумя веками позже. Ранее считалось, что эти храмы были одним из первых проявлений «монументализации», связанной с зарождением города-государства. Таким образом, эта находка и те, что сделаны на ряде близлежащих кладбищ в годы до 1980, свидетельствующие о дальнейших контактах между Египтом и Кипром между 1000 и 800 г.