Алма ата где находится: Алматы, Казахстан — все о городе с фото

Общая информация об Алматы

  1. Главная
  2. Казахстан
  3. Алматы
  4. Общая информация

Почти 150 лет прошло с момента основания первого поселения на территории Алматы. За эти десятилетия, много как радостных, так и грустных страниц было перелистано в Книге судьбы города, в жизнях его обитателей. Произошло немало политических, социальных, и экономических перемен. Но обязанность каждого гражданина Казахстана с уважением относиться к своему наследию своих предков, восстанавливать портрет города на историческом фоне, передавать памятные страницы истории в событиях и лицах своим последующим поколениям.


Город Алматы расположен в центре евразийского континента, на юго-востоке Республики Казахстан. Географические координаты: 77 градусов восточной долготы и 43 градуса северной широты. Алматы находится на одной параллели с такими известными городами как Гагры и Владивосток.


Алматы живописно раскинулся в предгорьях Заилийского Алатау – самого северного горного хребта Тянь-Шаня. Так что, Алматы такой же горный город как Душанбе или Ереван. Общая площадь города — более чем 170 квадратных километров. Он расположен в долине рек Большая и Малая Алматинка и их притоков, стекающих с ледников Заилийского Алатау и горных ущелий. Горные реки и озера — главный источник водоснабжения Алматы. В горных ущельях скрыто множество водопадов и горячих радоновых и серных источников. Вокруг источников создано немало бальнеологических курортов.


В горных предместьях Алматы были построены: научная станция для изучения Солнца и космических лучей, астрофизические обсерватории на Каменском Плато и перевале Ассы, спортивные комплексы на ледовом стадионе Медео, горнолыжная станция Чимбулак, альпинистские и туристические лагеря, курорты, дома отдыха и кемпинги.


Талгар (5017 м), Комсомольский (теперь Нурсултан 4376 м) и Большой Алматинский (3684 м) – все эти пики преобладают в панораме живописных вершин, окружающих город с юга. Некоторые вершины, возвышающиеся над облаками, столь же высоки как европейский Монблан, Кавказский Казбек, и американский Таджумулько.


Климат в городе резко-континентальный со значительными колебаниями в температуре не только между сезонами, но и между временами суток. Северная сторона города близка к степям и полупустыням, близ горячего Kaskelen Moyunkuins. В южных областях, на высоте 1520-1750 метров над уровнем моря, в районе тракта Медео и Каменского плато, напротив, чувствуется дыхание ледяных «Арктических гор».


Средняя скорость ветра здесь в два раза меньше чем в Москве. Средняя июльская температура равна той, что царит на островах Шри-Ланка (Цейлон), Калимантан (Борнео) и Ява. Средняя январская температура почти такая же, как на севере Норвегии.


Солнечных дней в Алматы много: до 1596 часов в год. Также в году насчитывается до 151 дней без заморозков. Уровень температурного колебания воздуха варьируется на различных высотах: при подъеме на более чем 1400 метров выше уровня моря средняя ежегодная температура воздуха понижается на 0.66 ° каждые 100 метров . Эти и другие благоприятные климатические факторы обеспечивают уникальные возможности развития спорта и туризма в регионе.






Каньон реки Темирлик



Капал-Арасан



Большое Алматинское озеро

Богато и разнообразно царство животных и растений Заилийского Алатау. Окрестности Алматы — часть Национального парка Или-Алатау. На его территории созданы заповедники дикой природы — среда обитания многих редких птиц и животных, занесенных в Красную Книгу Казахстана. Среди них такие виды как снежный барс, изображение которого, кстати, украшает эмблему города Алматы.


У подножия гор растут зерновые и бахчевые культуры, плантации табака и виноградники сменяют фруктовые сады. Именно здесь был впервые выращен знаменитый алматинский сорт яблок «апорт». И в какой-то момент яблоко не только стало символом города, но и дало ему название («алма» — по-казахски «яблоко»).


Выше в предгорьях растут дикие яблоки, боярышник и абрикосы. Посреди горных склонов лиственные деревья и кустарники сменяют красивые Тянь-Шанские ели. Еще выше горы покрыты субальпийскими и альпийскими лугами. Эти роскошные летние пастбища («джайлау») постепенно превращаются в горную тундру и, наконец, в царство вечных ледников.


Сады, парки, общественные места и бульвары занимают более чем 8 гектаров городской территории. Среди зеленых насаждений можно увидеть экзотические растения, привезенные из Северной Америки, Крыма, Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Окрестности Алматы славятся такими редкими представителями местной флоры как юнона, анемон, боярышник. Забытые имена наших соотечественников, деятелей советской науки теперь воплощены в названиях многих растений: яблоня Недзветского, лук Фетизова, ель Шренка, шафран Королькова и т.д. Много имен почетных граждан были сохранены в названиях гор и долин Заилийского Алатау: ледники Палгова, Брызгалова, Дмитриева, Пояркова, Шнитникова и Войцеховского, долины Рыскулова, Колокольникова, Зимина, вершина Кудерина. Впрочем, в настоящее время большинство старых названий сменили новые.



В начале XX писатель П. Краснов писал: «в своих остроумных историях, Тэффи не без юмора отмечала, что каждый город известен чем-то своим. Дрезден знаменит своей Мадонной, Нью-Йорк – статуей Свободы, а Верный … яблоками и землетрясениями». Город также известен живописными холмами, один из которых был назван в честь выдающегося горожанина Веригина.


Один из проектов архитектора А.П. Соколова-Земана, который, к сожалению, остался неосуществленным, предусматривал строительство общественных зданий на склонах известного Веригинского холма (теперь Коктюбе), вершину которого венчал бы монументальный Дом Верховного Совета Республики. В конечном итоге, Дворец Республики был построен на бульваре Абая, а на вершине холма возведена мощная телерадиостанция с 372-метровой телевизионной башней. Полная высота структуры (вместе с холмом) составляет 1402 метра над уровнем моря.


Горы — любимое место отдыха жителей Алматы. Зимой их влекут санные и лыжные маршруты, а летом — зеленые цветущие лужайки. До вершины Коктюбе легко добраться по канатной дороге. Отсюда, с этого живописного места, обеспечивающего полную панораму «Южной столицы», можно с интересом понаблюдать за жизнью большого города. Затем зайти в одно их маленьких кафе и отведать восхитительные, аппетитные блюда казахской национальной кухни. С вершины Коктюбе, также можно продолжить экскурсию на соседние горы и долины.


Живописная природа этого края: удивительные горы, утопающие в сладко пахнущих травах, красных и синеватых маках, подснежниках, темно-красных пионах, издавна вдохновляли местных художников на создание маленьких шедевров. Алматинцам хорошо известны такие работы как «На вершине» Николая Клудова (1886 год), «Панорама Малой станицы» Абулхана Кастеева (1937год), «Долина Алатау» Обакира Исмайлова (1942 год), «Очередь на фуникулер» Евгения Содоркина (1970 год), «Новая телевизионная башня» Дмитрия Калачева (1982 год).



Замечательный пейзаж Веригинского холма и его окрестностей запечатлен в первых фильмах об Алматы: «Наш дорогой доктор» (1957 год) режиссера Ш. Эйманова, «Добро пожаловать в Алма-Ату» (1975 год) A. Нагманова, «Горы и город» (1976 год) Я. Сика, «Огни вечерней Алма-Аты», «Город яблоневого рассвета», «Алма-Ата» (1978-1981 г.г.) В. Татенко.


Именно здесь, очарованный видом Заилийского Алатау и миражами Яблоневой долины композитор Б. Ерзакович в соавторстве с поэтами Д. Абилевым и A. Лукашенко написал в 1948 году замечательные песни «Алма-Ата» и «Мой город». Именно здесь Асет Беизенов создал свой первый вальс «Ахналы Алматым». О своих чувствах к родному краю рассказывают поэты Дмитрий Снегин в поэме «Мой город» (1939 год) и Таир Жароков в поэме «Поток» (1937 год).


Уникальные природные и климатические условия Алматы повлияли на смелые научные идеи и проекты столетия. Здесь были осуществлены идеи ученого В.Н. Бучмана относительно использования солнечной энергии. Солнечный отражатель, который он изобрел и представил на выставке, в честь 15-летия Казахской ССР, на глазах изумленной публики вскипятил воду, чем привел в действие маленькую паровую машину. Кстати, благотворный эффект солнечного отражателя Бучмана был испытан в 1959 году пациентами самой первой в Республике гелиологической клиники.



Еще одна научная сенсация, произошедшая в Алматы – открытие академиком Тиховым астроботаники, определенной научной тенденции, изучающей спектрофотометрические свойства поверхности Марса и земной растительности. Многие поэты тогда в шутку утверждали, что «на Марсе будет цвести алматинский апорт».


В 1906 году в Верном вышла в свет книга утопического мыслителя Н.Ф. Федорова под названием «Философия общих причин». Книга была подготовлена к публикации учеником Федорова — адвокатом Н.П. Петерсоном. Эта работа представителя российского космизма Николая Федорова была признана всем международным сообществом как выдающийся памятник философской мысли. Философ предсказал, что придет время безнравственности и утилитарного подхода к незабвенным местам человеческой цивилизации. Кое-что подобное, к сожалению, случилось в Алматы, когда прошлое не в состоянии было сосуществовать в гармонии с настоящим, когда многие памятники и исторические места были безвозвратно утеряны…



Частые землетрясения в Верном привели к подробному изучению этого стихийного бедствия, особенностей тектоники этой местности. Вследствие чего стали разрабатываться новые методы сейсмоустойчивости Казахстана. В истории Казахстана известны две крупные геологических катастрофы: 28 мая 1887 года и 22 декабря 1910 года, а также разрушительный селевый поток, который накрыл город ночью с 8 на 9 июля 1921 года. Эти события значительно повлияли на развитие городского архитектурного планирования «Южной столицы». Чтобы защитить город от селевых потоков и наводнений, на реках Большая и Малая Алматинка и их притоках в 1973 году были установлены защитные укрепления.

Город тысячи красок. Что посмотреть в Алма-Ате и окрестностях

https://ria.ru/20220423/alma-ata-1784792130.html

Город тысячи красок. Что посмотреть в Алма-Ате и окрестностях

Город тысячи красок. Что посмотреть в Алма-Ате и окрестностях — РИА Новости, 23.04.2022

Город тысячи красок. Что посмотреть в Алма-Ате и окрестностях

В переводе с казахского Алматы — «яблоневый город». Так и есть. Сейчас самое время отправиться в мегаполис, который до 1997-го был столицей Казахстана:. .. РИА Новости, 23.04.2022

2022-04-23T08:00

2022-04-23T08:00

2022-04-23T08:04

туризм

туризм

алма-ата

казахстан

достопримечательности

куда можно лететь

куда поехать

куда сходить

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/15/1784724143_0:212:1600:1112_1920x0_80_0_0_c1df33cea18ffad71424f28c08cdff28.jpg

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости, Мария Селиванова. В переводе с казахского Алматы — «яблоневый город». Так и есть. Сейчас самое время отправиться в мегаполис, который до 1997-го был столицей Казахстана: посмотреть на цветущие яблони, вишни, абрикосы, магнолию, айву, маки и тюльпаны. О том, как увидеть лес в воде, что такое поющие пески и где купить небанальные сувениры, — в материале РИА Новости.Город в предгорье Тянь-ШаняАлма-Ату часто называют южной столицей Казахстана, а за обилие цвета — еще и городом тысячи красок. Она расположена у подножия Тянь-Шаньских гор. Их северная часть — Заилийский Алатау — окаймляет самый крупный мегаполис республики с трех сторон.Из любой точки города гостям видны заснеженные вершины и телебашня «Кок-Тобе» высотой 371,5 метра. На высоте 176 метров оборудована смотровая площадка, но попасть туда нельзя: строители не предусмотрели лифты большой грузоподъемности и системы эвакуации.Зато у башни можно погулять в яблоневом саду или в парке развлечений. Отправляйтесь на колесо обозрения, в зеркальный лабиринт, на скалодром или в зоопарк. Отдохните на скамейке «Битлз» (памятник, установленный по просьбе местных поклонников легендарной группы), загадайте желание у фонтана — их в городе больше сорока.Популярное место в центре — Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, там прогулочная зона и мемориальный комплекс. Рядом Вознесенский кафедральный собор, одна из самых высоких деревянных церквей мира — 54 метра. Он устоял во время десятибалльного землетрясения в 1910 году, когда был разрушен почти весь город. Неподалеку от собора Зеленый базар, один из старейших рынков страны. Торговые ряды появились еще в 1868-м. Тут всегда шумно и многолюдно, можно и продукты купить, и перекусить в национальных кафе: казахских, узбекских, корейских. За съедобными сувенирами — орехами, курагой, черносливом — тоже сюда.Главная пешеходная улица — Жибек Жолы, в переводе «шелковый путь». Несколько веков назад по этой территории пролегала основная торговая артерия между Восточной Азией и Средиземноморьем. Сейчас это место сравнивают с московским Арбатом: здесь выступают артисты, художники рисуют шаржи. А еще там — кафе, сувенирные лавки, есть даже стена Цоя.Весенний город-садВесной Алма-Ата превращается в город-сад. Туристы специально приезжают на цветение маков и тюльпанов, говорит гид Гульзат Дюсембаева.Казахстан — родина тюльпанов, их тут около 40 видов, отмечает экскурсовод. Потом эти цветы вывезли в Османскую империю, оттуда — в Нидерланды, где они превратились в доходный бизнес.Но это еще не все. Яблоню, которая здесь растет, считают прародительницей всех существующих в мире. Ботаник Иоганн Сиверс нашел плодовое дерево на территории Казахстана в 1750-м и назвал своим именем. Между Альпами и АризонойВ окрестностях города немало интересного. Рядом с Алма-Атой в двух десятках километров расположен крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта «Медео». Добраться туда можно на автобусе прямо из города. На высоте 1691 метра, на катке, который заливают чистейшей горной водой, проходят крупнейшие соревнования. Его называют фабрикой рекордов: воздух там особенный, организм сам начинает работать на максимуме возможностей.Над «Медео» расположен Shymbulak — всесезонный курорт. «На лыжах и сноубордах катаются с ноября по май. Все лето действует канатка, она поднимает гостей на высшую точку курорта — Талгарский перевал, откуда открывается шикарный вид на город», — рассказывает Гульзат Дусембаева.»Весной доступен проезд в ущелья к высокогорным озерам — трем Кольсайским и Каинды. Это место в 300 километрах от Алма-Аты называют казахской Швейцарией», — говорит гид Татьяна Гусар. На территории нацпарка «Кольсай колдери» — озера изумрудного цвета, вокруг — хвойный лес. Туристы чаще всего посещают нижнее озеро, расположенное на высоте тысячи метров. «По легенде, его создал бог Тенгри как зеркало для своей дочери Умай, — объясняет Гульзат Дусембаева. — При взгляде в него можно увидеть себя и все вокруг».Еще одно необычное озеро — Каинды — образовалось в результате землетрясения 1911 года. Вода хлынула в ущелье и затопила ели. Так они и стоят.Провести время на берегу можно и совсем рядом с городом. Большое Алматинское озеро всего в 15 километрах, на высоте 2510 метров. Искупаться не получится: оно ледниковое, температура воды редко превышает десять градусов. Там приятно гулять, а неподалеку от берега есть смотровая площадка. Но попасть к водоему можно будет только в 2024-м: пока дорога закрыта, идет строительство селезащитных плотин, уточняет Гульзат Дусембаева.В 200 километрах от мегаполиса расположен Чарынский каньон, его называют уменьшенной копией американского Grand Canyon. «В конце апреля и мае здесь множество цветов, можно увидеть диких животных», — отмечает Татьяна Гусар. Самое популярное место в каньоне — Долина замков, добавляет Гульзат Дусембаева. Скалы здесь напоминают сказочные строения и башни.У реки Или, в урочище Тамгалы — в 120 километрах к северу от Алма-Аты — находятся писаные скалы. Среди 4,5 тысячи петроглифов — надписи, рисунки, изображения Будды, древнетюркские рунические письмена VIII-IX веков.Увидеть Поющий бархан можно в нацпарке «Алтын-Эмель». Гора светлого песка длиной три километра и высотой 150 метров в сухую погоду издает звук, похожий на мелодию органа. А еще там — марсианский пейзаж и горы Катутау и Алатау с породой, окрашенной в розовый, лиловый, синий, бордовый цвета.Камча на счастьеЗа сувенирами отправляйтесь в пригород Алма-Аты — деревню мастеров («Шеберлер ауылы»), где ремесленники делают вещи из войлока, кожи, серебра, бронзы, драгоценных камней, дерева. Купить подарки близким можно и на Зеленом базаре, местном Арбате, в парке у телевышки, говорит Татьяна Гусар. «Особым спросом пользуются тюбетейки — головной убор из войлока или бархата с национальными узорами», — объясняет она.Также туристы покупают шкатулки для мелочей из кожи и дерева. Причем чаще всего мастера делают их круглыми, как юрта, и украшают национальными узорами.Детей порадуют игрушки из натуральных материалов — верблюды, лошади и куклы в народных костюмах, взрослых — тапки из войлока, шелковые шарфы с набивкой.»Символ Алма-Аты — большое яблоко. Мастера вырезают его из черного, зеленого и белого полудрагоценного камня оникса», — рассказывает Татьяна.Другие варианты сувениров: ключницы, портмоне, ремни, кожаные сумки, украшенные национальными узорами. Из кожи ремесленники изготавливают и камчу (плеть), которую казахи вешают на стену дома. Она считается магнитом для счастья, благосостояния, здоровья и отгоняет злых духов. И якобы они боятся даже не ударов, а запаха лошадиного пота, которым пропитан кнут.Пробуйте бешбармакВ ресторанах и кафе Алма-Аты кормят вкусно и сытно. Город многонациональный, поэтому гостям предлагают попробовать не только казахские блюда, но и узбекские, уйгурские, кавказские. Среди местной еды обязателен к дегустации бешбармак, который принято есть руками. Это мясное ассорти из говядины и конины, его варят более трех часов до мягчайшего состояния, говорит Татьяна Гусар. Затем в бульон добавляют картофель, морковь и тонко раскатанные пласты теста квадратной формы. Подают с зеленым и репчатым луком.Сырне — мясо молодого ягненка, которое жарится в собственном соку в казане с картофелем, а на стол его подают с луком. Любителям баранины понравится куурдак — ассорти из субпродуктов, томленое в казане с картофелем и сладким перцем.Заслуживают внимания и манты, которые в Казахстане готовят с нарезанной мелкими кубиками говядиной. Для сочности в них добавляют курдючный жир и опять же лук.

https://ria.ru/20220418/kazakhstan-1784167045.html

алма-ата

казахстан

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Мария Селиванова

Мария Селиванова

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/15/1784724143_0:0:1600:1200_1920x0_80_0_0_ee01420999a9d10b8a4c36df5ad5b6bf.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Мария Селиванова

туризм, алма-ата, казахстан, достопримечательности, куда можно лететь, куда поехать, куда сходить , что посмотреть , еда, маршруты — туризм, впечатления — туризм, рецепты, простые рецепты

Туризм, Туризм, Алма-Ата, Казахстан, Достопримечательности, куда можно лететь, куда поехать, куда сходить , что посмотреть , Еда, Маршруты — Туризм, Впечатления — Туризм, Рецепты, простые рецепты

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости, Мария Селиванова. В переводе с казахского Алматы — «яблоневый город». Так и есть. Сейчас самое время отправиться в мегаполис, который до 1997-го был столицей Казахстана: посмотреть на цветущие яблони, вишни, абрикосы, магнолию, айву, маки и тюльпаны. О том, как увидеть лес в воде, что такое поющие пески и где купить небанальные сувениры, — в материале РИА Новости.

Город в предгорье Тянь-Шаня

Алма-Ату часто называют южной столицей Казахстана, а за обилие цвета — еще и городом тысячи красок. Она расположена у подножия Тянь-Шаньских гор. Их северная часть — Заилийский Алатау — окаймляет самый крупный мегаполис республики с трех сторон.

© Pixabay / trejlerfilmsГоры Тянь-Шань, Казахстан

© Pixabay / trejlerfilms

Горы Тянь-Шань, Казахстан

Из любой точки города гостям видны заснеженные вершины и телебашня «Кок-Тобе» высотой 371,5 метра. На высоте 176 метров оборудована смотровая площадка, но попасть туда нельзя: строители не предусмотрели лифты большой грузоподъемности и системы эвакуации.

Зато у башни можно погулять в яблоневом саду или в парке развлечений. Отправляйтесь на колесо обозрения, в зеркальный лабиринт, на скалодром или в зоопарк. Отдохните на скамейке «Битлз» (памятник, установленный по просьбе местных поклонников легендарной группы), загадайте желание у фонтана — их в городе больше сорока.

Недействующий ресторан в телебашне на горе Кок-Тобе

CC BY-SA 4.0 / Carwizard /

1 из 3

Мужчина на велосипеде в одном из парков в Алма-Ате

© Sputnik / Тимур Батыршин

Перейти в медиабанк

2 из 3

Вид на город Алма-Ату с горы Кок-Тобе

3 из 3

Недействующий ресторан в телебашне на горе Кок-Тобе

CC BY-SA 4.0 / Carwizard /

1 из 3

Мужчина на велосипеде в одном из парков в Алма-Ате

© Sputnik / Тимур Батыршин

Перейти в медиабанк

2 из 3

Вид на город Алма-Ату с горы Кок-Тобе

3 из 3

Популярное место в центре — Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев, там прогулочная зона и мемориальный комплекс. Рядом Вознесенский кафедральный собор, одна из самых высоких деревянных церквей мира — 54 метра. Он устоял во время десятибалльного землетрясения в 1910 году, когда был разрушен почти весь город.

Неподалеку от собора Зеленый базар, один из старейших рынков страны. Торговые ряды появились еще в 1868-м. Тут всегда шумно и многолюдно, можно и продукты купить, и перекусить в национальных кафе: казахских, узбекских, корейских. За съедобными сувенирами — орехами, курагой, черносливом — тоже сюда.

CC0 / Spacekid / Зеленый базар в Алма-Ате

Зеленый базар в Алма-Ате

CC0 / Spacekid /

1 из 3

Новый торговый павильон Зеленого базара в Алма-Ате

CC0 / User 0100 /

2 из 3

© Pixabay / ID 12019Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате

Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате

© Pixabay / ID 12019

3 из 3

Зеленый базар в Алма-Ате

CC0 / Spacekid /

1 из 3

Новый торговый павильон Зеленого базара в Алма-Ате

CC0 / User 0100 /

2 из 3

Вознесенский кафедральный собор в Алма-Ате

© Pixabay / ID 12019

3 из 3

Главная пешеходная улица — Жибек Жолы, в переводе «шелковый путь». Несколько веков назад по этой территории пролегала основная торговая артерия между Восточной Азией и Средиземноморьем. Сейчас это место сравнивают с московским Арбатом: здесь выступают артисты, художники рисуют шаржи. А еще там — кафе, сувенирные лавки, есть даже стена Цоя.

Весенний город-сад

Весной Алма-Ата превращается в город-сад. Туристы специально приезжают на цветение маков и тюльпанов, говорит гид Гульзат Дюсембаева.

Казахстан — родина тюльпанов, их тут около 40 видов, отмечает экскурсовод. Потом эти цветы вывезли в Османскую империю, оттуда — в Нидерланды, где они превратились в доходный бизнес.

© Pixabay / photosforyou Плетеное яблоко

© Pixabay / photosforyou

Плетеное яблоко

Но это еще не все. Яблоню, которая здесь растет, считают прародительницей всех существующих в мире. Ботаник Иоганн Сиверс нашел плодовое дерево на территории Казахстана в 1750-м и назвал своим именем.

Между Альпами и Аризоной

В окрестностях города немало интересного. Рядом с Алма-Атой в двух десятках километров расположен крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта «Медео». Добраться туда можно на автобусе прямо из города. На высоте 1691 метра, на катке, который заливают чистейшей горной водой, проходят крупнейшие соревнования. Его называют фабрикой рекордов: воздух там особенный, организм сам начинает работать на максимуме возможностей.

Горный курорт Shymbulak

© Pixabay / Ira_B

1 из 3

Горный курорт Shymbulak

© Pixabay / Ira_B

2 из 3

© Pixabay / Dima5libСтадион

Стадион

© Pixabay / Dima5lib

3 из 3

Горный курорт Shymbulak

© Pixabay / Ira_B

1 из 3

Горный курорт Shymbulak

© Pixabay / Ira_B

2 из 3

Стадион

© Pixabay / Dima5lib

3 из 3

Над «Медео» расположен Shymbulak — всесезонный курорт. «На лыжах и сноубордах катаются с ноября по май. Все лето действует канатка, она поднимает гостей на высшую точку курорта — Талгарский перевал, откуда открывается шикарный вид на город», — рассказывает Гульзат Дусембаева.

«Весной доступен проезд в ущелья к высокогорным озерам — трем Кольсайским и Каинды. Это место в 300 километрах от Алма-Аты называют казахской Швейцарией», — говорит гид Татьяна Гусар.

© Pixabay / deb_qepОзеро в ущелье Кольсай в северном Тянь-Шане

© Pixabay / deb_qep

Озеро в ущелье Кольсай в северном Тянь-Шане

На территории нацпарка «Кольсай колдери» — озера изумрудного цвета, вокруг — хвойный лес. Туристы чаще всего посещают нижнее озеро, расположенное на высоте тысячи метров. «По легенде, его создал бог Тенгри как зеркало для своей дочери Умай, — объясняет Гульзат Дусембаева. — При взгляде в него можно увидеть себя и все вокруг».

© Depositphotos.com / kefirmОзеро Каинды в одном из ущелий Кунгей Алатау, Казахстан

© Depositphotos.com / kefirm

Озеро Каинды в одном из ущелий Кунгей Алатау, Казахстан

Еще одно необычное озеро — Каинды — образовалось в результате землетрясения 1911 года. Вода хлынула в ущелье и затопила ели. Так они и стоят.

Провести время на берегу можно и совсем рядом с городом. Большое Алматинское озеро всего в 15 километрах, на высоте 2510 метров. Искупаться не получится: оно ледниковое, температура воды редко превышает десять градусов. Там приятно гулять, а неподалеку от берега есть смотровая площадка. Но попасть к водоему можно будет только в 2024-м: пока дорога закрыта, идет строительство селезащитных плотин, уточняет Гульзат Дусембаева.

© Pixabay / JanarRЧарынский каньон в Казахстане

Чарынский каньон в Казахстане

© Pixabay / JanarR

1 из 4

© Pixabay / Elena_JoyИзображение божества на урочище Тамгалы-Тас у реки Или

Изображение божества на урочище Тамгалы-Тас у реки Или

© Pixabay / Elena_Joy

2 из 4

© Pixabay / visitalmatykzЧарынский каньон в Казахстане

Чарынский каньон в Казахстане

© Pixabay / visitalmatykz

3 из 4

© Pixabay / visitalmatykzЧарынский каньон, Казахстан

Чарынский каньон, Казахстан

© Pixabay / visitalmatykz

4 из 4

Чарынский каньон в Казахстане

© Pixabay / JanarR

1 из 4

Изображение божества на урочище Тамгалы-Тас у реки Или

© Pixabay / Elena_Joy

2 из 4

Чарынский каньон в Казахстане

© Pixabay / visitalmatykz

3 из 4

Чарынский каньон, Казахстан

© Pixabay / visitalmatykz

4 из 4

В 200 километрах от мегаполиса расположен Чарынский каньон, его называют уменьшенной копией американского Grand Canyon. «В конце апреля и мае здесь множество цветов, можно увидеть диких животных», — отмечает Татьяна Гусар. Самое популярное место в каньоне — Долина замков, добавляет Гульзат Дусембаева. Скалы здесь напоминают сказочные строения и башни.

У реки Или, в урочище Тамгалы — в 120 километрах к северу от Алма-Аты — находятся писаные скалы. Среди 4,5 тысячи петроглифов — надписи, рисунки, изображения Будды, древнетюркские рунические письмена VIII-IX веков.

Национальный парк «Алтын-Эмель» в Казахстане

© Pixabay / the_iop

1 из 2

© Pixabay / the_iop Горы Казахстана

Горы Казахстана

© Pixabay / the_iop

2 из 2

Национальный парк «Алтын-Эмель» в Казахстане

© Pixabay / the_iop

1 из 2

Горы Казахстана

© Pixabay / the_iop

2 из 2

Увидеть Поющий бархан можно в нацпарке «Алтын-Эмель». Гора светлого песка длиной три километра и высотой 150 метров в сухую погоду издает звук, похожий на мелодию органа. А еще там — марсианский пейзаж и горы Катутау и Алатау с породой, окрашенной в розовый, лиловый, синий, бордовый цвета.

Камча на счастье

За сувенирами отправляйтесь в пригород Алма-Аты — деревню мастеров («Шеберлер ауылы»), где ремесленники делают вещи из войлока, кожи, серебра, бронзы, драгоценных камней, дерева. Купить подарки близким можно и на Зеленом базаре, местном Арбате, в парке у телевышки, говорит Татьяна Гусар.

«Особым спросом пользуются тюбетейки — головной убор из войлока или бархата с национальными узорами», — объясняет она.

© Pixabay / jackmac34Национальные головные уборы в Казахстане

© Pixabay / jackmac34

Национальные головные уборы в Казахстане

Также туристы покупают шкатулки для мелочей из кожи и дерева. Причем чаще всего мастера делают их круглыми, как юрта, и украшают национальными узорами.

Детей порадуют игрушки из натуральных материалов — верблюды, лошади и куклы в народных костюмах, взрослых — тапки из войлока, шелковые шарфы с набивкой.

«Символ Алма-Аты — большое яблоко. Мастера вырезают его из черного, зеленого и белого полудрагоценного камня оникса», — рассказывает Татьяна.

© Pixabay / photosforyou Сувенирные фигурки, Казахстан

Сувенирные фигурки, Казахстан

© Pixabay / photosforyou

1 из 2

© Pixabay / photosforyouСувенирная фигура верблюда

Сувенирная фигура верблюда

© Pixabay / photosforyou

2 из 2

Сувенирные фигурки, Казахстан

© Pixabay / photosforyou

1 из 2

Сувенирная фигура верблюда

© Pixabay / photosforyou

2 из 2

Другие варианты сувениров: ключницы, портмоне, ремни, кожаные сумки, украшенные национальными узорами. Из кожи ремесленники изготавливают и камчу (плеть), которую казахи вешают на стену дома. Она считается магнитом для счастья, благосостояния, здоровья и отгоняет злых духов. И якобы они боятся даже не ударов, а запаха лошадиного пота, которым пропитан кнут.

Пробуйте бешбармак

В ресторанах и кафе Алма-Аты кормят вкусно и сытно. Город многонациональный, поэтому гостям предлагают попробовать не только казахские блюда, но и узбекские, уйгурские, кавказские.

© Depositphotos.com / [email protected]Бешбармак

© Depositphotos.com / [email protected]

Бешбармак

Среди местной еды обязателен к дегустации бешбармак, который принято есть руками. Это мясное ассорти из говядины и конины, его варят более трех часов до мягчайшего состояния, говорит Татьяна Гусар. Затем в бульон добавляют картофель, морковь и тонко раскатанные пласты теста квадратной формы. Подают с зеленым и репчатым луком.

Сырне — мясо молодого ягненка, которое жарится в собственном соку в казане с картофелем, а на стол его подают с луком. Любителям баранины понравится куурдак — ассорти из субпродуктов, томленое в казане с картофелем и сладким перцем.

Заслуживают внимания и манты, которые в Казахстане готовят с нарезанной мелкими кубиками говядиной. Для сочности в них добавляют курдючный жир и опять же лук.

РЖД возобновят пассажирское железнодорожное сообщение с Казахстаном

18 апреля 2022, 18:10

Алма-Атинская декларация

Декларация Алма-Ата

    • Все темы» 5
    • J
    • K
    • L
    • M
    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • 5 90
    • Ресурсы »

      • Бюллетени
      • Факты в картинках
      • Мультимедиа
      • Публикации
      • Вопросы и Ответы
      • Инструменты и наборы инструментов
    • Популярный »

      • Загрязнение воздуха
      • Коронавирусная болезнь (COVID-19)
      • Гепатит
      • оспа обезьян
    • Все страны »
    • A
    • B
    • C
    • D
    • E
    • F
    • G
    • H
    • I
    • J
    • L
    • M
    • 0005

    • N
    • O
    • P
    • Q
    • R
    • S
    • T
    • U
    • V
    • W
    • X
    • Y
    • Z
    • Регионы »

      • Африка
      • Америка
      • Юго-Восточная Азия
      • Европа
      • Восточное Средиземноморье
      • Западная часть Тихого океана
    • ВОЗ в странах »

      • Статистика
      • Стратегии сотрудничества
      • Украина ЧП
    • все новости »

      • Выпуски новостей
      • Заявления
      • Кампании
      • Комментарии
      • События
      • Тематические истории
      • Выступления
      • Прожекторы
      • Информационные бюллетени
      • Библиотека фотографий
      • Список рассылки СМИ
    • Заголовки »
    • Сосредоточиться на »

      • Афганистан кризис
      • COVID-19 пандемия
      • Кризис в Северной Эфиопии
      • Сирийский кризис
      • Украина ЧП
      • Вспышка оспы обезьян
      • Кризис Большого Африканского Рога
    • Последний »

      • Новости о вспышках болезней
      • Советы путешественникам
      • Отчеты о ситуации
      • Еженедельный эпидемиологический отчет
    • ВОЗ в чрезвычайных ситуациях »

      • Наблюдение
      • Исследовать
      • Финансирование
      • Партнеры
      • Операции
      • Независимый контрольно-консультативный комитет
      • Призыв ВОЗ о чрезвычайной ситуации в области здравоохранения 2023 г.
    • Данные ВОЗ »

      • Глобальные оценки здоровья
      • ЦУР в области здравоохранения
      • База данных о смертности
      • Сборы данных
    • Панели инструментов »

      • Информационная панель COVID-19
      • Приборная панель «Три миллиарда»
      • Монитор неравенства в отношении здоровья
    • Основные моменты »

      • Глобальная обсерватория здравоохранения
      • СЧЕТ
      • Инсайты и визуализации
      • Инструменты сбора данных
    • Отчеты »

      • Мировая статистика здравоохранения 2022 г.
      • избыточная смертность от COVID
      • DDI В ФОКУСЕ: 2022 г.
    • О ком »

      • Люди
      • Команды
      • Состав
      • Партнерство и сотрудничество
      • Сотрудничающие центры
      • Сети, комитеты и консультативные группы
      • Трансформация
    • Наша работа »

      • Общая программа работы
      • Академия ВОЗ
      • Деятельность
      • Инициативы
    • Финансирование »

      • Инвестиционный кейс
      • Фонд ВОЗ
    • Подотчетность »

      • Аудит
      • Программный бюджет
      • Финансовые отчеты
      • Портал программного бюджета
      • Отчет о результатах
    • Управление »

      • Всемирная ассамблея здравоохранения
      • Исполнительный совет
      • Выборы Генерального директора
      • Веб-сайт руководящих органов
      • Портал государств-членов

    Социальные детерминанты здоровья

    Алма-Атинская декларация 1978 г. стала важной вехой двадцатого века в области общественного здравоохранения и определила первичную медико-санитарную помощь как ключ к достижению цели «Здоровье для всех». Ниже приведены выдержки из Декларации:

    • Конференция решительно подтверждает, что здоровье, которое представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, является основным правом человека и что достижение максимально возможного уровня здоровья является важнейшей всемирной социальной целью, для реализации которой помимо сектора здравоохранения требуются действия многих других социальных и экономических секторов.
    • Существующее огромное неравенство в состоянии здоровья людей, особенно между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран, политически, социально и экономически неприемлемо и поэтому вызывает общую озабоченность всех стран.
    • Люди имеют право и обязанность индивидуально и коллективно участвовать в планировании и реализации своего медицинского обслуживания.
    • Первичная медико-санитарная помощь – это основная медико-санитарная помощь, основанная на практических, научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологиях, которые стали общедоступными для отдельных лиц и семей в сообществе благодаря их полному участию и по цене, которую сообщество и страна могут себе позволить поддерживать на уровне каждой стадии своего развития в духе самостоятельности и самоопределения. Он составляет неотъемлемую часть как системы здравоохранения страны, в которой он является центральной функцией и основным направлением, так и общего социального и экономического развития общества. Это первый уровень контакта отдельных лиц, семьи и сообщества с национальной системой здравоохранения, обеспечивающий максимальное приближение медицинской помощи к месту проживания и работы людей, и представляет собой первые элементы непрерывного процесса оказания медицинской помощи.
    • Приемлемый уровень здоровья для всех людей планеты к 2000 году может быть достигнут за счет более полного и лучшего использования мировых ресурсов, значительная часть которых сейчас расходуется на вооружения и военные конфликты. Подлинная политика независимости, мира, разрядки и разоружения может и должна высвободить дополнительные ресурсы, которые можно было бы направить на мирные цели и, в частности, на ускорение социально-экономического развития, неотъемлемой частью которого должна быть первичная медико-санитарная помощь. выделил свою надлежащую долю.

      Новый взгляд на Алма-Ату — ПАОЗ/ВОЗ | Панамериканская организация здравоохранения

      Эта статья была написана Дэвидом А. Техада де Риверо для «Тома 8 № 2 — 2003 г.» журнала

      Perspectives in Health Панамериканской организации здравоохранения (издавался с 1996 по 2007 г.). ).


      «Здоровье для всех к 2000 году» было амбициозной и достойной целью. Но даже те, кто сформулировал ее еще в 1978 году, не до конца уловили ее смысл. Неудивительно, что спустя 25 лет нам еще предстоит осуществить все мечты первой Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи.

      ПАОЗ/ВОЗ, фото

      К концу трехдневного мероприятия почти все страны мира взяли на себя амбициозные обязательства. Сама встреча, итоговая Алма-Атинская декларация и ее Рекомендации мобилизовали страны всего мира на начало процесса медленного, но неуклонного продвижения к социальной и политической цели «Здоровье для всех». С тех пор Алма-Ата и первичная медико-санитарная помощь стали неразрывными понятиями. В этом году исполняется 25 лет со дня проведения первой Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи в Алма-Ате, Казахстан, событие большого исторического значения. Созванный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) форум в Алма-Ате собрал представителей 134 стран, 67 международных организаций и многих неправительственных организаций. Китай, к сожалению, заметно отсутствовал.

      Спустя четверть века полезно оглянуться на это событие и его исторический контекст, особенно на тему «Здоровье для всех» в ее первоначальном понимании. Для того, кто был непосредственным свидетелем этих событий, ясно, что понятие неоднократно искажалось и искажалось. Она стала жертвой чрезмерного упрощения и модно-поверхностных интерпретаций, а также нашей ментальной и поведенческой обусловленности устаревшей моделью мира, которая продолжает смешивать понятия здоровья и интегральной помощи с лечебным лечением, почти полностью сосредоточенным на болезни.

      Оглядываясь назад

      В 1970-е годы наступила вершина научно-технической революции, начавшейся с окончанием Второй мировой войны, революции, приведшей, помимо других крупных изменений, к тому, что сегодня известно как глобализация. Но было также признание растущего неравенства среди обширных слоев населения мира. Это признание послужило стимулом для принятия на 28-й и 29-й сессиях Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1975–1976 гг. обязательства «Здоровье для всех в 2000 году».

      В политическом плане мир находился в состоянии идеологической и экономической поляризации, а также исторически новой формы противостояния. Холодная война была основана на экстраординарном технологическом развитии со стороны конкурирующих сторон как часть непримиримой экономической войны, целью которой было уничтожение одной из двух сверхдержав (в конечном итоге это произошло с падением Берлинской стены). Но внутри социалистического блока также существовало серьезное соперничество между Советским Союзом и Китаем. Этот конкурс станет решающим для конференции в Алма-Ате.

      В то же время ряд развивающихся стран в течение ряда лет различными способами пытались решать проблемы здравоохранения с ограниченными финансовыми, технологическими и человеческими ресурсами. Их опыт стал предметом научных исследований в 1960-х и 1970-х годах, причем наиболее часто упоминаемыми примерами стали Китай, Индия и некоторые страны Африки и Латинской Америки. После публикации некоторых из этих исследований ВОЗ под руководством Генерального директора Хальвдана Малера (1973-88) — с энтузиазмом ответили. Малер ясно видел ценность этого опыта и начал продвигать его по всему миру как обязанность всех стран, богатых и бедных.

      Призыв к действию

      Для Малера и других «Здоровье для всех» было социальной и политической целью, но прежде всего боевым кличем, побуждающим людей к действию. Однако его смысл был неправильно понят, его путали с простой концепцией программирования, которая является скорее технической, чем социальной, и скорее бюрократической, чем политической.

      Сенатор США Эдвард Кеннеди (слева) неожиданно появился на Алма-Атинской конференции 1978 года. Справа тогдашний Генеральный директор ВОЗ Хальвдан Малер.

      Процесс концептуального развития того, что такое здоровье, также был важен. В 1946 г. в новый устав ВОЗ было включено определение здоровья, предложенное пионером общественного здравоохранения Хорватии Андрией Стампаром. В нем говорилось, что здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Это был качественный скачок по сравнению с более ранними концепциями, но многим правительственным экспертам того времени было трудно полностью понять его значение. Когда Малер предложил «Здоровье для всех» в 1975, он ясно дал понять, что имел в виду необходимость обеспечения такого уровня здоровья, который позволил бы всем людям без исключения вести социально и экономически продуктивную жизнь (сегодня мы бы сказали «минимально достойный уровень жизни» в контексте «истинно человеческое развитие»). Ссылка на 2000 год означала, что к этому времени все страны мира выработали бы соответствующие политические стратегии и осуществляли бы конкретные меры для достижения этой социальной цели, хотя и в разные временные рамки.

      Алма-Атинская декларация повторяет это определение, добавляя, что здоровье является «фундаментальным правом человека и что достижение максимально возможного уровня здоровья является важнейшей всемирной социальной целью, реализация которой требует действия многих других социальных и экономических секторов, помимо сектора здравоохранения».

      Возможно, из-за того, что можно было бы назвать профессиональной деформацией, на самом деле не понимали, что здоровье является социальным явлением, детерминанты которого нельзя четко отделить от других социальных и экономических детерминант. Не может оно быть и закреплено исключительно за одним бюрократически-административным сектором государства. Недостаточно понималось и, хотя было четко сформулировано, что здоровье – это, прежде всего, сложный общественно-политический процесс, требующий принятия политических решений не только на отраслевом уровне, но и на государственном уровне, так что эти решения являются обязательными для исполнения. по всем отраслям без исключения.

      Еще одна вещь, которая была совершенно явной, но остается неправильно понятой, заключается в том, что здоровье является обязанностью каждого — отдельных лиц, социальных групп и гражданского общества в целом. На практике люди по-прежнему рассматривались как пассивные получатели медицинских услуг, в которых основное внимание уделялось лечебному лечению определенных заболеваний.

      Концепция «первичной медико-санитарной помощи» была основана на ошибочном и предвзятом восприятии опыта стран третьего мира в оказании медицинской помощи с ограниченными ресурсами. В частности, упрощенно и поверхностно трактовался китайский опыт с «босоногими докторами».

      Что касается понятия «уход», то оригинальный термин на английском языке был переведен на испанский как atención , а не как cuidado . В испанском языке cuidado имеет гораздо более широкое значение, чем atención , подразумевая нечто целостное, включающее горизонтальные, симметричные отношения и отношения участия. Atención , напротив, является вертикальным, асимметричным и никогда не участвует в социальном смысле. El cuidado  является межотраслевым, а la atención  – это работа одного сектора, учреждения, отдельных программ или конкретных служб.

      Термин «первичный» имеет лингвистически разнообразные и даже противоречивые значения. В частности, в испанском языке некоторые из них почти противоположны. Primario  может означать «примитивный и нецивилизованный» или «главный или первый по порядку или степени». В результате упрощенного и предвзятого восприятия опыта, на котором базировалось это понятие, легче, удобнее и безопаснее было принять первое значение, а дух Алма-Аты явно охватывал второе. В Декларации говорится, что первичная медико-санитарная помощь «является неотъемлемой частью как системы здравоохранения страны, в которой она является центральной функцией и основным направлением, так и общего социального и экономического развития общества». Он никогда не рассматривался как изолированная часть системы здравоохранения и не ограничивался маргинальным, недорогим лечением бедных.

      Существует принципиальное различие между интегральной медико-санитарной помощью для всех и для всех — медико-санитарной помощью, которая является многосекторальной и междисциплинарной, оздоровительной и профилактической, партисипативной и децентрализованной, и малозатратным (и менее качественным) лечебным лечением, направленным на наиболее бедных и маргинализированных слоев населения и, что еще хуже, через программы, параллельные остальной части системы здравоохранения, без прямого, активного и эффективного участия населения.

      В своей научной деятельности я неоднократно подчеркивал этот вопрос, пытаясь указать, чем первичная медико-санитарная помощь не является (независимо от ее названия, что может привести к ошибочным предположениям), и чем она является на самом деле. Неоднократно, когда я был заместителем генерального директора ВОЗ, я был вынужден благоразумно хранить молчание, когда высокопоставленные чиновники того или иного правительства с гордостью говорили мне, что у них есть определенный «офис» или «национальная программа» для первичной медико-санитарной помощи. , или что у них была первичная медико-санитарная помощь только в самых периферийных медицинских центрах.

      Советское предложение

      Именно на 28-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, состоявшейся в 1975 г., была окончательно признана настоятельная необходимость новых подходов к охране здоровья для всех и всеми. Так появилось понятие первичной медико-санитарной помощи, и это была победа развивающегося мира. Западные державы приняли эту идею, но Советский Союз выступил против нее, считая ее шагом назад в научно-техническом прогрессе. Это показало, что «флекснерианская» модель перешагнула идеологические границы холодной войны.

      Однако во время 28-й ассамблеи никто не думал о международной конференции по этому вопросу; господствовало мнение, что в этой области необходим новый опыт.

      Затем, в январе 1976 г., за день до заседания Исполнительного комитета ВОЗ (перед 29-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае того же года), прибыл Дмитрий Венедиктов, влиятельный советский вице-министр по международным делам в Министерстве здравоохранения. увидеть меня в моем доме в Женеве. Он предложил провести крупную международную конференцию по первичной медико-санитарной помощи и предложил 2 миллиона долларов в качестве чрезвычайного взноса Советского Союза. Он объяснил мне, что ведущая социалистическая держава не может позволить Китаю победить в третьем мире. Его предложение стало большой неожиданностью, и мой довод о том, что такая конференция преждевременна и что она не должна состояться в Москве, похоже, не убедил его.

      Венедиктов представил свое предложение в начале заседания Исполкома ВОЗ и под значительным давлением признал, что такая конференция должна проходить в развивающейся стране, а не в советской столице. Через четыре месяца эта идея была официально принята на Всемирной ассамблее здравоохранения, и конференция была назначена на 1978 г. Генеральный директор назначил меня главным координатором, отвечающим за технические, материально-технические и политические аспекты. Эта задача заняла бы у меня 29месяцев и несколько поездок в Советский Союз и другие страны.

      Делегаты отдыхают у монументального конференц-центра имени Ленина в Алма-Ате, вмещающего 3000 человек.

      После того, как Москва была исключена, начались поиски другого места в странах третьего мира для проведения конференции. Это была трудная задача, учитывая экономические и материально-технические последствия такого предприятия. Дополнительные расходы составили чуть более 1 миллиона долларов по сравнению с первоначальными 2 миллионами долларов, предложенными Советами. Сан-Хосе, Коста-Рика, был заброшен, когда не удалось заручиться поддержкой США. Каир также был отвергнут, когда нефтедобывающие страны региона не оказали необходимой поддержки. Я поехал в Иран, чтобы посмотреть, может ли Тегеран принять это мероприятие, но мне удалось заинтересовать только сестру шаха, принцессу Ашраф Пехлеви (позже она стала одним из шести вице-президентов конференции). Наконец, не было другого практического решения, кроме как выбрать другой город в Советском Союзе, кроме Москвы. Я должен признать сегодня, что проведение крупной международной конференции было правильным решением, поскольку оно вполне могло обеспечить эффективный способ продвижения столь необходимых изменений. В этом отношении нет сомнения, что мой друг Венедиктов был непревзойденным политиком. Искажение понятий, окружающих эту тему, не было результатом конференции; они должны объясняться отсутствием поддержки и последующих действий со стороны правительств и международных организаций, которые его созвали.

      Мы с Венедиктовым обсудили возможные места и съездили вместе в Баку, Таджикистан и Алма-Ату. Решение должно было быть принято советским правительством, и я лишь составил подробную схему минимальных физических и материально-технических требований. Но в очередной раз мой друг Венедиктов преподал мне урок политического менеджмента. На всех трех площадках он представил меня как человека, который будет принимать окончательное решение.

      Выбор Алма-Аты был обусловлен двумя фундаментальными соображениями: динамичностью и лидерством министра здравоохранения Казахстана, а также возможностью иметь необходимую физическую инфраструктуру в кратчайшие сроки. Алма-Ата, что означает «отец яблок», находилась в республике, где у Советского Союза были свои космические программы времен холодной войны. Он также был рядом с Китаем.

      Работа, проведенная правительством и Министерством здравоохранения Казахстана, была поистине экстраординарной. В течение года они построили, среди прочего, гостиницу на 1000 мест. Великолепный конференц-центр имени Ленина с аудиторией на 3000 человек имел систему синхронного перевода и наушники на каждом месте. Однако система связи была односторонней, т. е. от трибуны к делегатам, а не наоборот, поэтому пришлось привозить из Италии другую систему.

      Другие проблемы решались в ходе нескольких поездок. Для облегчения иммиграционных и таможенных процедур в Москве и Алма-Ате мы прилетели всем штатом секретариата ВОЗ; потребовалось два самолета. Но в итоге все прошло без задержек. Сенатор США Эдвард Кеннеди, прибывший в последнюю минуту и ​​не в качестве официального члена американской делегации, был хорошо принят. Его присутствие продемонстрировало политическое значение конференции.

      Рабочие документы подготовлены за год до конференции. После консультаций с правительствами и другими организациями они стали официальными документами для рассмотрения и утверждения конференцией. Декларация и рекомендации прошли через 18 проектов, пересмотренных на совещаниях в шести регионах ВОЗ, на Специальном совещании министров здравоохранения стран Америки в 1977, а также на заседаниях специальных групп стран и некоторых отдельных стран. Конференция была подготовлена ​​как открытый, децентрализованный, демократический и совместный процесс, хотя официально об этом не было заявлено.

      Официально представленный проект содержал несколько изменений, которые, если оглянуться назад, способствовали последующему искажению первоначальных концепций. Многие делегации и отдельные делегаты боролись за включение деталей, которые имели больше отношение к медицинским специальностям, чем к здоровью.

      Было важно, что конференция была организована совместно с ЮНИСЕФ. Вначале это было трудно, но работа, проделанная двумя ключевыми представителями ЮНИСЕФ, Ричардом Хейвордом и Ньютоном Боулзом, сыграла важную роль в привлечении Генри Р. Лабуисса, тогдашнего исполнительного директора, и в обеспечении активного участия агентства. Я по-прежнему считаю привилегией так тесно сотрудничать с ЮНИСЕФ и продолжать это тесное сотрудничество до моего ухода из ВОЗ.

      Прискорбно, что позднее нетерпение некоторых международных агентств, как ООН, так и частных, и их упор на достижение ощутимых результатов вместо содействия изменениям, что всегда трудно, привели к серьезным искажениям первоначальной концепции первичной медико-санитарной помощи. Так называемая «селективная первичная медико-санитарная помощь» и пакеты «недорогих вмешательств», такие как GOBI и GOBI-FFF (мониторинг роста, оральная регидратация, грудное вскармливание, иммунизация, женское образование, интервалы между семьями, пищевые добавки), а также другие варианты противоречили и искажали дух и понятия Алма-Аты.

      Новая эра

      Условия, которые привели к социальной и политической цели «Здоровье для всех» и к стратегии первичной медико-санитарной помощи, все еще существуют и даже более выражены. По-прежнему существует зияющее неравенство и социальная несправедливость, из-за которых большие слои населения остаются без полноценного медицинского обслуживания. Бедность растет, и те немногие ресурсы, которые общество имеет для образования и здравоохранения, инвестируются и тратятся ошибочным и несправедливым образом. Путаница между здоровьем и лечебным лечением, которое по необъяснимым причинам сосредоточено на нескольких заболеваниях, все еще преобладает. Системы здравоохранения не были эффективно децентрализованы, и как «участие граждан», так и «социальный контроль» в сфере здравоохранения остаются искаженными понятиями.

      В сегодняшнем глобализованном, однополярном мире, где национальный суверенитет все больше подвергается угрозе, один из немногих способов, с помощью которых страны все еще могут контролировать свою судьбу, — это развитие подлинной, децентрализованной и основанной на участии демократии. В настоящее время необходимо передать или, вернее, вернуть политическую власть для принятия социальных решений ее источнику, то есть гражданам. Комплексное здравоохранение для всех и для всех — пожалуй, так лучше всего можно сформулировать призыв Алма-Аты к подлинной первичной медико-санитарной помощи — является необходимостью не только для здоровья, но и для будущего стран, которые стремятся оставаться суверенными национальными государствами во все более несправедливых условиях.