Содержание
ПЕРСЕПОЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. Н. Немировский (история), А. А. Тарасова
Персеполь. Вид с северной стороны.
ПЕРСЕ́ПОЛЬ (греч. Περσέπολις, др.-перс. Парса, перс. Техте-Джамшид), древний город в Персиде (в 57 км к северо-западу от совр. г. Шираз), памятник архитектуры. Основан Дарием I ок. 518 до н. э. в качестве новой ритуально-парадной и в то же время особо укреплённой столицы Ахеменидов государства. Располагался в местности, в которой почитался иран. бог Митра. В дальнейшем строительство П. вели Ксеркс, Артаксеркс I, Артаксеркс III (см. в ст. Артаксеркс) и др. правители вплоть до завоевания державы Ахеменидов Александром Македонским.
Город находился на искусств. террасе (площадь св. 12 тыс. м2), расположенной у подножия горы Кухе-Рахмат. С трёх сторон он был обнесён стеной из сырцового кирпича, с четвёртой – защищён скалами. По замыслу Дария I, перенёсшего столицу из г. Пасаргады в П., на террасе планировалось возвести 3 здания: ападану, дворец и «сокровищницу». Вход в город располагался с юга, через построенные Ксерксом высокие и узкие пропилеи («Ворота всех стран», с зап. стороны украшенные фигурами 2 быков, с восточной – быков с человеческими головами в коронах из перьев), к которым вели 2 лестницы. П. был благоустроен и снабжён водопроводом и системой дренажа. Самое известное сооружение П. – ападана (центр. здание комплекса, «парадный дворец» для гос. приёмов, 490–480-е гг.), находившаяся на платформе; крыша её центр. павильона некогда поддерживалась 36 колоннами, по углам здания располагались башни, облицованные глазурованным кирпичом с геометрич. и растит. узорами. Лестницы главной (вост.) стороны покрыты рельефами времени правления Дария I с изображениями 33 народов державы, преподносящих дань царю. При Ксерксе и позднее гл. фасад находился на севере, рельефы лестниц здесь копируют композиции вост. фасада. Южнее располагался обширный дворцовый комплекс, складывавшийся более 100 лет. На платформе высотой в 2,5 м возвышался дворец Дария I, цоколь его юж. фасада также украшен рельефами. Напротив него – дворец Артаксеркса I, а к юго-востоку – дворец Ксеркса I, состоящий из нескольких построек (в т. ч. помещения т. н. гарема, где ныне расположен музей). «Сокровищница» предназначалась для приёма послов, размещения стражников, царской администрации, в ней хранились архивы и ценности (дань, дары). Во время раскопок в одной из её комнат найдены ок. 20 тыс. клинописных табличек времени правления Дария I. Среди др. зданий ансамбля – дворец Артаксеркса III (т. н. Дворец G), Стоколонный зал (назван так по числу найденных там оснований колонн), руины т. н. трипилона – павильона, построенного для связывания зданий ападаны и Стоколонного зала в единый архит. ансамбль. Храмы и алтари в П. не были обнаружены. В цитадели размещались гробницы нескольких перс. царей сер. 5–4 вв.
Цари и двор находились в П. непостоянно, прежде всего во время торжеств и парадных мероприятий. С сер. 5 в. перс. цари всё реже посещали П., а к 4 в. город стал местом погребения царей и хранения гл. запаса сокровищ. В кон. 331 – нач. 330 П. был захвачен, разграблен и сожжён Александром Македонским. Местными правителями Персиды позднее велось строительство к северо-западу (с кон. 4 в.) и югу (2–1 вв.) от разрушенной цитадели. История П. была вскоре забыта. Иранцы именовали город «Трон Джемшида», считая его развалинами столицы своего легендарного правителя Джемшида, по преданию, введшего празднование Нового года. Истахр, располагавшийся в 5 км севернее цитадели П. и c нач. 3 в. являвшийся центром Персиды, ранее был, по-видимому, пригородом Персеполя.
Первые систематич. раскопки П. предприняты нем. археологом Э. Херцфельдом в 1931–34. Его помощник, арх. Ф. Крефтер, создал реконструкции зданий. После 1939 работы в П. вела Иран. археологич. служба (сначала под рук. франц. учёного А. Годара, затем – иран. археологов М. Т. Мустафави и А. Сами). Амер. археолог Э. Ф. Шмидт продолжил раскопки после 2-й мировой войны. Реконструкция комплекса проводилась в 1950–1970-х гг. под рук. иран. археологов и итал. реставраторов. П. включён в список Всемирного наследия. Находки из П. хранятся в Музее П. и Музее Реза Аббаси в Тегеране.
Персеполь – главная резиденция персидских царей
Главная
org/Breadcrumb» itemprop=»child»>
Публикации
Обзоры
Сегодня от многих зданий Персеполя остались лишь одни фундаменты. Фото: iaairan.com
Персидские императоры построили великолепный дворец – Персеполь. Сегодня это некогда грандиозное сооружение находится на территории Ирана. Но почему-то оно было сооружено на большом удалении от других городов огромной империи персов.
Словно всесокрушающая цунами в VI веке до н.э. на Средний Восток пришла мощная неудержимая сила, которая в конце концов и создала самую могучую империю, какую когда-либо видел древний мир. Персы основали огромное царство, осколки которого дожили и до наших дней – сегодня эта страна называется Иран. Завоевателям понадобилось не так уж и много времени, чтобы подчинить обширные территории – всего несколько лет.
События развивались стремительно. Под властью чужаков оказались земли вплоть до Египта, Вавилона и Индии. В завоеванных странах персы позаимствовали немало интересных идей, в результате практически на пустом месте возникла уникальная культура, которой прежде не существовало.
В Персеполе когда-то хранились несметные сокровища персидских царей. Фото: commons.wikimedia.org
В Персии строились огромные и изысканные дворцы, утопающие в роскоши, а сама страна в окружающем мире стала ассоциироваться с неимоверными богатствами. Караваны восточных торговцев, перевозившие шелк, золото и приправы, двигались на Запад через Персию. Есть предположение, что трое из волхвов, которые принесли дары родившемуся Христу, родом были именно из Персии. Они являлись последователями зороастризма – религии, в которой поклонялись лишь одному богу, Ахурамазде (его можно перевести как «мудрый повелитель»), поведавшему пророку Зороастру о своей вечной борьбе со злом — злым духом Ахриманом.
Дворцы персидских правителей, первые из которых были выходцами из Мидии – небольшой горной страны на западе Ирана, постепенно превращались в символы их могущества. Огромный дворец в Персеполе построил могущественный правитель Дарий, жесткой рукой правившим страной, которая в тот период находилась на пике своего могущества. Архитектура дворца в Персеполе – это симбиоз различных стилей. Уникальное сооружение гармонично впитало в себя все самое лучшее – в нем, как в калейдоскопе, перемешались греческие, ассирийские, египетские и персидские стили. В результате появилось уникальное и неповторимое строение, однако до сих пор ученые так и не могут понять, почему его построили так далеко от тогдашней столицы – города Сузы.
В Персеполь Дарий приезжал, когда хотел убежать от суматохи столичной жизни.Фото: iranianholiday.com
Империя, которой стал управлять Дарий (сам он называл себя «царем царей»), к тому времени уже имела огромные размеры, но могучий правитель заметно ее расширил, присоединив обширные территории Северной Индии. Сегодня многие историки и культурологи считают этого правителя прогрессивным деятелем, несмотря на то, что это был жестокий человек, который правил железной рукой. Но именно при нем началось масштабное строительство коммуникаций и блистательного Персеполя, который стал своего рода венцом его жизни. В этот дворец Дарий приезжал, когда хотел убежать от суматохи столичной жизни. Однако при жизни этого владыки дворец так и не достроили полностью.
Началось строительство в 520 году до н.э, а закончилось лишь через 6 лет, когда Дария уже не было в живых. Причем достраивали два других персидских монарха – Ксеркс и Артаксеркс. Они, как и их предшественник, свозили на грандиозную по тем временам стройку ремесленников со всей страны – возможно, именно поэтому в итоге у них и получилось очень необычное сооружение, в котором смешались многие стили и даже эпохи.
У персидского владыки Дария был навязчивая идея построить такой дворец, какой еще не строил никто. Фото: f.otzyv.ru
С другой стороны, назвать Персеполь «сборной солянкой» как-то язык не поворачивается, хотя в нем присутствуют явные архитектурные заимствования стилей из самых различных мест мира, куда простиралась власть персидских владык. Основным желанием всех персидских царей, строивших Персеполь, стала навязчивая идея построить такой дворец, который бы не походил ни на один другой. «Солянка стилей» умышленно привносилась в проект, что, собственно, четко соответствовало тем идеям, вынашиваемым персидскими владыками, которые желали править миром.
В настоящее время от многих зданий дворца, где некогда цари Персии принимали других правителей древнего мира, важных сановников из всей империи, а также щедрые дары, прятавшиеся в сокровищницу, остались одни лишь фундаменты. Однако примерный облик дворца все-таки можно представить, глядя на иллюстрации: практически все здания стояли на мощных колоннах, поддерживающих крыши. Эти колоны, высотой более 20 метров, возвели в двух залах – тронном и аудиенций. Они были украшены изысканной резьбой, а на их вершинах или капителях был воспроизведен скульптурный облик животных — изображения могучих буйволов и рычащих львов имели особую символическую нагрузку.
Персеполь — необычное сооружение, в котором смешались многие стили и даже эпохи. Фото: robertharding.com
Третьим, возможно, самым важным зданием, кроме тронного зала и зала для аудиенций, считалась царская сокровищница царей Персии, хранивших все свои богатство подальше от народа, который временами приходилось усмирять силой. В этом здании некогда хранились несметные богатства – драгоценные камни и ювелирные украшения, многие из которых попадали сюда как дань или во время проведения тех или иных торжеств в Персеполе.
Разрушил дворец Александр Македонский, которому удалось взять под греческий контроль всю империю персидских царей. Такой огромный дворец ему показался не очень-то и нужным. Особенно Александру не понравилось, что Пресеполь находится очень далеко от основных оживленных мест. А когда один из персидских генералов убил Дария III, то Персеполь и вовсе утратил свое значение. Тем не менее, Александр Македонский сжег его дотла, не оставив камня на камне.
Пресеполь был дотла сожжен Александром Македонским. Фото: persiaport.com
Археологи обнаружили дворец лишь в 1920 году. И до сих пор спорят, пытаясь понять, зачем Македонский сжег Персеполь. Возможно, хотел за что-то отомстить? Но хорошо известно, что он всегда стремился приспособиться к образу жизни персов. И даже заставлял своих воинов жениться на местных женщинах – да и сам выбрал для себя в жены персидскую женщину по имени Роксана родом из Согдианы.
Персеполь
история
культура
туризм
путешествия
content
Persepolis (2007) — IMDb
- Nominated for 1 Oscar
- 30 wins & 59 nominations total
Videos1
Trailer 2:14
Watch U.S. trailer: Persepolis
Photos37
Top cast
Кьяра Мастроянни
- Маржан Подросток и Взрослый
- (голос)
Катрин Денёв
- Ла Мэр
- (голос)
- Grandmother
- (English version)
- (voice)
- La Grand-Mère
- (voice)
- Le Père
- (voice)
- Marjane Enfant
- (голос)
- (AS Gabrielle Lopez)
- oncle anouche
- (Voice)
- (As As Franos ancle
- (Voice) 9006 (As As Franos ancle
- (Voice). 0006
- Walla
- (voice)
- Walla
- (voice)
- Walla
- (voice)
- Vincent Paronnaud
- Marjane Satrapi
- Marjane Satrapi (Comic)
- Vincent Paronnaud (сценарий)
- 9 Джена Роулендс0013
Danielle Darrieux
Simon Abkarian
Габриэль Лопес Бенит
François Jerosme
Sophie Arthuys
Jean-François Gallotte
Arié Elmaleh
Mathias Mlekuz
Саша Аллиель
Лесселин Хассе
Виржини Антико
Николя Леруа
Бенедикт Баттести
Кандид Лопес
Юбер Бенхамдин
0005
. All Cream
Вальс с Баширом
Тройняшки из Бельвиля
Любящий Винсент
La bande des Jotas
Фантастическая планета
Цыпленок со сливами
Мэри и Макс
Perfect Blue
Иллюзионист
Прощай, Ленин!
Paprika
Dancer in the Dark
Сюжетная линия
Знаете ли вы
Пользовательские обзоры201
Обзор
. Показанный обзор
8/
10
Intellectulatual и Mrange Awobrication AWOPICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICICAL. Единственный в своем роде
Предприятие Маржан Сатрапи представить хронику иранской исламской революции глазами живой и дерзкой молодой девушки с французским образованием смело и амбициозно. Сделать это с помощью четких силуэтов, вырезанных из топора и треугольных носов мультяшных фигур еще более необычно. Ее могущественная героиня Маржан, неслучайно названная в честь создателя , тем не менее эффектно преуспевает в замене и подражании любым возможным персонажам из реальной плоти. Она интеллектуальна, остроумна, совершенно дерзка и очень забавна; незаменимый евро-ребенок диких и диких 1970-х и начала 1980-х годов.
Этот блестящий фильм служит исследованием, доказывающим, что анимация стала более мощной и мощной, чем когда-либо прежде, независимо от того, насколько простыми и простыми являются визуальные элементы. И хотя техника, использованная в Персеполе, уже давно присутствует, можно сказать, что совершенство достигнуто только что.
Работы Сатрапи очень французские: беспричинно интеллектуальные, язвительно остроумные, крайне саркастические и возмутительно смешные. Однако даже в этом шедевре не обошлось без общих мест и не без тревожных случаев обобщения характеров и ситуаций. Тем не менее, выходя из театра, на вашем лице будет широкая и искренняя улыбка. Персеполис сам по себе уникален и неотразим своей способностью вызывать улыбку в нужные моменты — когда напряжение становится слишком большим.
helpful•18
4
- VoiceOfEurope
- Mar 1, 2008
IMDb Best of 2022
IMDb Best of 2022
Discover the stars who skyrocketed on IMDb’s STARmeter chart this year, and explore more of the Лучшее за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.
Подробнее
«Персеполис» основан на книге?
Насколько фильм соответствует романам?
Что такое «Персеполис»?
Подробная информация
- Дата выпуска
- 22 февраля 2008 г. (Соединенные Штаты)
- Франция
- Соединенные Штаты
- Официальный сайт
- Официальный официальный )
- Французский
- Английский
- Персидский
- Немецкий
- 0006
- 2.4.7. Films
- France 3 Cinéma
- The Kennedy/Marshall Company
Box office
- $7,300,000 (estimated)
- $4,445,756
- 88 826 долларов
- 30 декабря 2007 года
- 22 783 978 долларов
См. подробную информацию о кассовых сборах на IMDbPro
Technical specs
1 hour 36 minutes
- Color
- Black and White
- Dolby Digital
- 1.85 : 1
Related news
Contribute to эта страница
Предложить редактирование или добавить недостающее содержание
Top Gap
Каков план сюжета на японском языке для Persepolis (2007)?
Ответить
Персеполь – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся универсальная ценность
Краткий обзор
Персеполис, чьи великолепные руины покоятся у подножия Кух-е Рахмат (Горы Милосердия) на юго-западе Ирана, является одним из величайших в мире археологические сайты. Известный как жемчужина ахеменидских (персидских) ансамблей в области архитектуры, градостроительства, строительных технологий и искусства, царский город Персеполис входит в число археологических памятников, не имеющих аналогов и являющихся уникальным свидетельством древнейшей цивилизации. Огромная терраса города была начата около 518 г. до н.э. Дарием Великим, царем империи Ахеменидов. На этой террасе сменявшие друг друга короли возводили ряд великолепных дворцовых зданий, среди которых массивный дворец Ападана и Тронный зал («Стоколонный зал»).
Вдохновленные месопотамскими моделями, цари Ахеменидов Дарий I (522–486 гг. до н. э.), его сын Ксеркс I (486–465 гг. до н. э.) и его внук Артаксеркс I (465–424 гг. до н. э.) построили великолепный дворцовый комплекс на огромной половине -натуральная, полуискусственная терраса. Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и подсобных помещений площадью 13 га классифицируется как один из величайших археологических памятников мира. Терраса представляет собой грандиозное архитектурное творение с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями (монументальными воротами), гигантскими скульптурными крылатыми быками и остатками больших залов. Тщательно спроектировав более легкие крыши и используя деревянные перемычки, ахеменидские архитекторы смогли использовать минимальное количество удивительно тонких колонн для поддержки открытых крыш. Колонны были увенчаны замысловатыми капителями; типичным была столица с двойным быком, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и две головы прямо под пересечением балок потолка.
Персеполис был резиденцией правительства Империи Ахеменидов, хотя он был задуман в первую очередь как зрелищный центр приемов и фестивалей королей и их империи. Терраса Персеполя продолжает оставаться, как того желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где непрестанно вновь появляются образы царя, то победителя чудовища, то возносимого на троне угнетенными врага, и где длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани бесконечно маршируют.
Критерий (i) : Терраса Персеполя с двойным лестничным пролетом, стенами, покрытыми скульптурными фризами на разных уровнях, случайными ассирийскими пропилеями, гигантскими крылатыми быками и остатками больших залов, представляет собой грандиозное архитектурное творение. Продуманное облегчение кровли и использование деревянных перемычек позволили ахеменидским архитекторам использовать на открытых площадках минимальное количество удивительно тонких колонн (диаметром 1,60 м при высоте около 20 м). Они увенчаны типичными капителями, где, опираясь на двойные волюты, передние конечности двух коленопреклоненных быков, поставленных спиной к спине, вытягивают свои соединенные шеи и свои двойные головы прямо под пересечением балок потолка.
Критерий (iii) : Этот ансамбль величественных подходов, монументальных лестниц, тронных залов (ападана), приемных и пристроек относится к величайшим археологическим памятникам мира, к тем, которые не имеют аналогов и имеют свидетельство уникального качества самой древней цивилизации.
Критерий (vi) : Терраса Персеполя продолжает оставаться, как и желал ее основатель Дарий, образом самой ахеменидской монархии, вершиной, где вновь и вновь появляются образы царя, здесь как победителя чудовище, возносимое на своем троне поверженным врагом, где бесконечно маршируют длинные когорты скульптурных воинов и гвардейцев, сановников и подателей дани.
Целостность
В границах объекта расположены известные элементы и компоненты, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности объекта, включая археологические остатки террасы и связанных с ней королевских дворцов и зданий.
Наиболее серьезной выявленной проблемой целостности объекта и его буферной зоны является контроль его границ и границ с целью предотвращения сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки. Основными потенциальными угрозами являются рост города Марвдашт, строительство новых поселков и появление предприятий, загрязняющих окружающую среду. Считается, что эти угрозы возрастают.
Подлинность
Археологические руины в Персеполе аутентичны с точки зрения их местонахождения и обстановки, материалов и материалов, а также форм и дизайна. Нынешнее расположение террасы Персеполя и связанных с ней построек не изменилось с течением времени. Реставрационные работы тщательно соблюдали подлинность памятников, используя традиционные технологии и материалы в гармонии с ансамблем. Никаких изменений в генеральный план Персеполя внесено не было. Более того, в Персеполе нет современных реконструкций; остатки всех памятников являются подлинными.
Требования по охране и управлению
Ансамбль Персеполис был зарегистрирован в национальном списке памятников Ирана под номером 20 24 числа месяца Шахривар, 1310 SAH (15 сентября 1931 г.). Соответствующие национальные законы и постановления, касающиеся объекта, включают Закон об охране национального наследия (1930 г., обновленный в 1998 г. ) и Законопроект 1980 г. о предотвращении тайных раскопок и незаконных раскопок. Объект всемирного наследия, принадлежащий правительству Ирана, и его буферная зона находятся под правовой защитой и управлением Иранской организации культурного наследия, ремесел и туризма (которая находится в ведении и финансируется правительством Ирана). Имущество и буферная зона также находятся в соответствии с региональным генеральным планом с собственными правилами. В 2001 году был представлен план управления, охватывающий определение границ, буферной зоны, землевладения, природоохранных приоритетов и запланированных мероприятий по управлению. консервация, реставрация, реорганизация и презентация имущества. Обучение и повышение квалификации предлагаются офисом в сотрудничестве с университетами и научными институтами в Иране и за рубежом. Финансовые ресурсы для Персеполя предоставляются из национального и провинциального бюджетов, а также за входные билеты.
Поддержание выдающейся универсальной ценности собственности с течением времени потребует создания систем мониторинга и оценки загрязнителей воздуха, погодных условий и факторов окружающей среды; контроль границ и границ собственности в отношении сельскохозяйственной, промышленной и строительной застройки; разработка индикаторов для измерения эффектов потенциального роста и развития города Марвдашт и новых сел; а также исследование, оценка и устранение любого негативного влияния такого роста и развития, которое может оказать на выдающуюся универсальную ценность, целостность или подлинность объекта.