Турецкий босфор это что: карта, описание, достопримечательности на берегах Босфора

карта, описание, достопримечательности на берегах Босфора

Пролив Босфор давно перестал быть только географическим объектом. Это место в Стамбуле, где переплетаются культуры и обычаи двух частей света, это излюбленное место отдыха и важная транспортная магистраль Турции.

Расположение

Bosphorus, Турция

Босфор — сердце Стамбула, которое отражает великолепие и противоречивость турецкого общества. Путешествие по каналу позволяет увидеть дворцы, мечети и православные храмы, небольшие рыбацкие поселения и небоскребы, устремленные в небо. Вы проплывете мимо всей история Османской империи, причем не только ее парадной части, ведь издревле город был неразрывно связан с Босфором.

Немного географии

Пролив делит столицу Турции на две примерно равные части — европейскую и азиатскую. Его длина составляет 30 км, максимальная ширина 3700 м, минимальная меньше километра. В самом узком месте едва насчитывается 700 м, что делает Босфор самым узким естественным каналом на земле, соединяющим Черное море и Мраморное, входящее в Средиземноморский бассейн. Пролив является уникальным стратегическим объектом. Здесь хорошо развито международное судоходство, регулирующееся Морской конвенцией и Морским правом. Он пропускает в среднем 50 тысяч больших судов в год.

Значение Босфора не ограничивается его удачным географическим положением. Он уникален по количеству культурных и исторических памятников, расположенных по берегам. Именно поэтому, на экскурсию по Босфору первым делом отправляются все гости Стамбула.

Описание достопримечательностей

Прогулка по турецкому Босфору на катере — это единственная в мире возможность побывать сразу в двух частях света — Европе и Азии. Неспешный ход катера позволяет насладиться грандиозными видами берегов пролива. Вот только некоторые достопримечательности, которые встретятся на вашем пути.

Собор Святой Софии

Его узнаваемые очертания давно уже стали символом города. Собор Святой Софии на протяжении тысячи лет был главным храмом православного мира. Именно отсюда русские послы, пораженные великолепием храма и просвещенностью его настоятелей, привезли князю Владимиру идею принятия христианства на Руси. После завоевания Константинополя мусульманами собор был переделан в мечеть. Поэтому сегодня вся его архитектура и внутреннее убранство — это уникальное соединение традиций двух великих религий. Собор был свидетелем многих трагических событий: войн, пожаров, землетрясений. Обо всем этом вы узнаете во время путешествия по Босфору.

Голубая мечеть

Главная мечеть Оттоманской империи, построенная при султане Ахмете I в 1616 году. Даже по внешнему виду нарастающих каскадом куполов мечеть походит на своего православного «соседа». Название мечеть получила из-за изразцов голубого цвета, которые покрывают стены и пол храма. Близость с Собором Святой Софии выбрана не случайно, так исламские правители хотели подчеркнуть свое превосходство над православием.

Голубая мечеть единственная, имеющая 6 минаретов, что противоречит канонам ислама. По легенде, этим султан Ахмет I навлек гнев Всевышнего и вскоре умер в возрасте 27 лет.

Комплекс Топканы

Дворцовый комплекс в переводе означает «пушечные ворота». Он был построен на месте древнего византийского императорского дворца. Само строительство, затянувшееся на три века, закончилось только в средине XVIII. Так комплекс получил архитектурные очертания сразу нескольких эпох. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, повествующий о временах расцвета Османской империи.

Церковь Святой Ирины

Самый старинный храм в Стамбуле, расположенный вблизи дворцового комплекса Топканы. Именно здесь хранится саркофаг с останками императора Константина. Небольшие размеры церкви компенсируются огромным количеством исторических фактов и легенд, которые связаны с этим местом.

Дворец Долмабахче

Красивейшая резиденция последних султанов Османской империи протянулась вдоль берега Босфора белым лебедем. Начало строительства относится к 1843 году, а открытие приурочено к окончанию Крымской войны в 1856 г. В это же время Султан Османской империи переехал в Долмабахче из дворца Топканы. Проплывая мимо, вы сможете наблюдать все 12 ворот дворцового комплекса и смену караула у главного входа, которая происходит каждый час.

Крепости Румелихисар и Анадолухисар

Две старинные крепости, которые символично расположились друг напротив друга по обе стороны Босфора. Одна — Румельская возвышается в европейской части и относится к 15 веку. Дословный перевод названия означает «перерезающая пролив», после ее возведения Османская империя стала полностью контролировать проход по каналу.

Другая крепость расположена в азиатской части и считается самой старой в Стамбуле. Она построена в 1393 году и являлась форпостом при осаде Константинополя.

Бухта Золотой Рог

Многие сравнивают очертания бухты с турецким кинжалом, который рассекает европейскую часть Стамбула. Это военная и торговая гавань длиной 12 км. Фактически это самый центр города во все времена: Византия, Константинополя, Истамбула. По берегам множество красочных причалов, здесь в любое время суток идет бойкая торговля только что выловленными морепродуктами.

Через Золотую Бухту прокинуты четыре моста. Самый известный — Галатский, куда вы обязательно вернетесь за сувенирами и тем неповторимым колоритом, который дарит столица Турции своим гостям.

Советы путешественникам

Прогулка по Босфору занимает не более 1,5 часов. Катера отходят от Галатского моста. Доехать сюда можно из любой части города, с подробной картой можно ознакомиться у нас на сайте. У причала можно купить аппетитный обед и устроить настоящий пир на борту. Дадим несколько практических рекомендаций для туристов, кто путешествует самостоятельно:

Теплоходы по Босфору курсируют по принципу Hopp on Hopp off. Что это такое? Вы можете выйти на любой остановке по пути следования, прогуляться по Стамбулу или посетить понравившуюся достопримечательность, а затем продолжить путь на другом судне. Расписание движения имеется на каждом причале.

Для романтического свидания хорошо подходит вечерний рейс в 19:00. Подсветка зданий по берегам и прекрасных мостов не оставит равнодушным даже искушенного гостя. Вы увезете множество неповторимых фотографий ночного Стамбула.

Существует и длинный тур по Босфору с выходом в Черное море, который отправляется только два раза в день. Его организовал государственный перевозчик, поэтому можно значительно сэкономить на проезде, стоимость проезда 20 лир. Паромы отходят от причала Эминёню у Галатского моста, билеты продаются в ближайшей к мосту кассе.

Если вы хотите во время прогулки получить еще и обзорную информацию о Стамбуле, закажите экскурсию. Предложение очень много, от групповых до индивидуальных на частном катере. На нашем сайте вы можете выбрать путешествие с квалифицированным гидом, который расскажет много интересного.

В хорошую солнечную погоду вид катера не имеет значения. Если море штормит и ветрено, то удовольствие доставит только путешествие на судне с застекленными палубами, где через панорамные окна можно любоваться проплывающими видами за чашкой традиционного турецкого чая.

Турция закрыла Босфор для военного флота. На что это влияет – DW – 03.03.2022

Российская подводная лодка в Босфоре (13 февраля 2022 год) Фото: Yoruk Isik/REUTERS

ПолитикаТурция

Монир Гаеди | Наталья Позднякова

3 марта 2022 г.

Международная Конвенция Монтрё позволяет Турции блокировать движение российских военных кораблей через проливы. Как это отразится на войне России против Украины?

https://p.dw.com/p/47wKn

Реклама

Из-за войны России против Украины турецкое правительство, согласно международной Конвенции Монтрё о статусе проливов ограничило движение российских военных судов через два стратегически важных пролива между Средиземным и Черным морями. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя это решение, заявил: «В начале было российское вторжение .Но сейчас оно превратилось в войну».

Называть события в Украине войной — важно, потому что это позволяет Анкаре реализовать положения Конвенции Монтрё и заблокировать российским военным кораблям проход через Босфор и Дарданеллы в Черное море. Согласно международной конвенции, Турция как единственная сопредельная страна во время войны при определенных обстоятельствах сама может решать вопрос закрытия проливов. О решении Турции, по словам Чавушоглу, были предупреждены все страны, включая соседние и сопредельные.

Может ли Турция блокировать путь военных кораблей РФ 

Проливы Босфор и Дарданеллы соединяют через Мраморное море Эгейское и Черное моря. Этот 260 километровый водный корридор — единственный, соединяющий между собой Черное и Средиземное море. Транспортировка более трех миллионов баррелей нефти ежедневно осуществляет по этому морскому пути. По этому же маршруту осуществляется морская перевозка железа, стали и сельскохозяйственной продукции с побережья Черного моря в Европу. 

Конвенция Монтрё, принятая в 1936 году, закрепила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. Это соглашение подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР и Югославия. Позже к нему присоединилась Италия. В мирное время черноморские государства могут проводить через проливы свои военные суда любого класса при условии предварительного уведомления турецких властей. Для военных судов нечерноморских держав введены ограничения по классу и тоннажу. В военное время — если Турция участвует в войне или считает, что ей угрожает война — она имеет право запрещать проход через проливы любых военных судов.

Российский военный корабль в Черном мореФото: Russian Navy/dpa/picture alliance

После аннексии Крыма Россия имеет прямой доступ к Черному морю и это усугубляет ситуацию. Согласно статье 19 Конвенции Монтре существует исключение для всех сопредельных государств, которые могут фактически лишить Турцию права блокировать движение российских военных кораблей: «Военные корабли, державы, ведущей войну, могут вернуться на свои военные базы, неважно идет ли речь о Черном море или нет». Это означает, что Турция не может препятствовать российским военным кораблям  вернуться на военные базы в порты, из которых они отправились в плавание. 

Где находятся военные корабли РФ

Таким образом, например, корабли, которые зарегистрированы в портах Черного моря, но сейчас находятся в Средиземном море, могут войти в пролив, чтобы вернуться на свои базы. Это условие действует также для кораблей и флотилий, которые относятся к портам и военным базам в Средиземном море, Балтийском или Северном и хотят покинуть Черное море.

В Средиземном море находится единственная российская военно-морская база в сирийском Тартусе. В Балтийском море вблизи Калининграда дислоцируется Балтийский флот. У российского Северного флота есть несколько баз, из которых самая крупная и известная — в Мурманске. Официальное разрешение может ли корабль в военное время пользоваться проливом предоставляет IMO.

Какое влияние окажет на войну РФ против Украины решение Турции  

Из-за это особого положения, которым пользовалась Россия в Черном море, еще до решения турецкой стороны возникали сомнения, может ли все это оказать существенное военное влияние на ситуацию в Украине. «Согласно конвенции, российские военные корабли, которые находятся в Черном море, должны до окончания войны оставаться там. Но военные корабли, включая вспомогательные суда, которые сейчас не в Черном море и традиционно дислоцированы не там, не должны пересекать акваторию Черного моря», — пишет аналитик Корнел Оверфельд в своем Twitter. По его мнению, это может иметь большое значение, если конфликт затянется.

Синан Ульген, бывший турецкий дипломат, считает, что теперь России будет сложно сбалансировать военное присутствие в Черном и Балтийском морях. «Раньше Россия могла мобильно перемещать свой флот, включая подводные лодки. Но теперь все изменилось», написал Ульген в Twitter. Теперь Россия должна решить, какие силы останутся в Черном и Средиземном морях.   

«То, что делает Турция, похоже на ситуацию с воздушным пространством, которое другие страны закрывают для России», — написал Оверфильд. Закрытие проливов вероятно не будет иметь военных последствий в российско-украинском конфликте, но это единственная возможность Турции, наказать Россию за ее агрессию».

Смотрите также:

Война РФ в Украине идет седьмой день

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

 

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

«Частичная мобилизация»Россия и Европейский СоюзАннексия Россией украинских территорий 2022 годаРепарацииПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Босфор | Пролив, определение, история и факты

Bosporus , также записано Bosphorus , Turkish Stystanbul Boğazı или Karadenız Boğazı , пролив ( Boğaz , «Глоба и отделение частей азиатской Турции (Анатолия) от европейской Турции.

Босфор имеет длину 19 миль (30 км) и максимальную ширину 2,3 мили (3,7 км) у северного входа и минимальную ширину 2450 футов (750 метров) между османскими укреплениями Румелихисары и Анадолухисары. Его глубина варьируется от 120 до 408 футов (от 36,5 до 124 метров) в среднем течении. В его центре быстрое течение течет из Черного моря в Мраморное море, но противотечение ниже поверхности несет воду большей солености из Мраморного моря в Черное море. Босфор активно ловится рыбой, так как канал является сезонным путем миграции рыб в Черное море и из него. Оба берега хорошо покрыты лесом и усеяны деревнями, курортами, прекрасными резиденциями и виллами.

Викторина «Британника»

Вода и ее различные формы

Несмотря на то, что вода существует в трех состояниях, правильный ответ на вопросы этой викторины только один. Погрузитесь и проверьте свои знания о воде… и посмотрите, утонете вы или выплывете.

Босфор (от греческого boos poros ) буквально означает «бычий брод» и традиционно связан с легендарной фигурой Ио, которая в образе телки в своих странствиях пересекла Фракийский Боспор. Из-за стратегической важности пролива для защиты Константинополя (Стамбула), расположенного на южной оконечности пролива, византийские императоры, а затем османские султаны построили укрепления вдоль его берегов, особенно на европейской стороне. Двумя примечательными примерами являются замки Анадолухисары, построенные на азиатском берегу Баязидом I в 139 г.0–91 и Румелихисары, построенные прямо через пролив Мехмедом II в 1452 году. С ростом влияния европейских держав в 19 веке были кодифицированы правила (в договорах 1841 и 1871 годов), регулирующие транзит торговых и военных судов. через пролив. Международная комиссия взяла на себя контроль над проливом после поражения Османской империи в Первой мировой войне. Турция восстановила контроль в 1936 году после ратификации Конвенции Монтрё.

Через пролив построены три моста. Первый мост, Богазичи (Босфор I), был построен в 19 г.73 и имеет основной пролет 3524 фута (1074 метра). Второй мост, Фатих Султан Мехмед (Боспор II), был построен в 1988 году и имеет основной пролет 3576 футов (1090 метров). Третий, мост Явуз Султан Селим (Босфор III), был завершен в 2016 году и имеет основной пролет 4620 футов (1408 метров). Железнодорожный туннель под Босфором был открыт в 2013 году, а автодорожный туннель — в 2016 году.

Пролив Босфор | Все о Турции

  1. Главная
  2. Регионы
  3. Мармара
  4. Стамбул
  5. Босфор

Один из самых стратегических водных путей в мире, Босфор — естественный пролив между Черным и Мраморным морями; Это затопленная долина, которая следует неправильным курсом с северо-востока на юго-запад, длиной 32 километра (20 миль), шириной 730–3300 метров (800–3600 ярдов), шириной 30–120 метров (100–39 миль). 5 футов) глубиной.

Босфор происходит от фракийского слова неизвестного происхождения, интерпретируемого по-гречески как означающее «Коровий брод», из легенды об «Ио», одной из многочисленных возлюбленных Зевса, которая переплыла здесь море, как гналась корова и его постоянно беспокоят мухи, посланные Герой.

Известный по-турецки как Богазичи (пролив), он соединяет Черное море с Мраморным морем и вместе с проливом Дарданеллы (в Чанаккале) отделяет Европу от Азии. Это бывшая речная долина, затопленная морем в конце третичного периода. Это очень оживленный пролив со множеством коммерческих судов и нефтяных танкеров, а также местных рыболовецких и пассажирских судов. Течение течет с севера на юг; однако сильное подземное противотечение с многочисленными выступами и бухтами создает водовороты и водовороты, которые делают навигацию опасной для неопытных.

Три подвесных моста через пролив Босфор, все платные:

  • Первый мост проходит между районом Бейлербейи на азиатской стороне и районом Ортакёй на европейской стороне. Он был открыт в октябре 1973 года и назывался «Богазицкий (Босфорский) мост», затем в июле 2016 года он был назван «Мучеников 15 июля», посвященный жертвам, погибшим во время неудавшейся попытки государственного переворота 15 июля 2016 года. Его длина 1074 метра. (1175 ярдов) в длину, имеет 6 дорожек, 64 метра (210 футов) в высоту от воды и 165 метров (540 футов) в высоту.
  • Второй мост проходит между Анадолу Хисари и Румели Хисари. Он был открыт в июле 1988 года и называется «Мост Фатих Султан Мехмет» (абв. ФСМ). Это 1090 метров (1192 ярда) в длину, имеет 8 дорожек, 65 метров в высоту от воды.
  • Третий мост расположен на входе с Черного моря, между деревней Гарипче на европейской стороне и деревней Пойразкёй на азиатской стороне. Он был открыт в августе 2016 года и называется «Мост Явуза Султана Селима» (абв. YSS). Это 1408 метров (1540 ярдов) в длину между двумя колоннами, 59метров (65 ярдов) в ширину с 8 полосами движения + 2 железнодорожными линиями и колоннами высотой 322 метра (1056 футов), это один из самых больших подвесных мостов в мире.

Также есть два тоннеля под Босфором:

  • Первый называется «Мармарай», он был открыт в октябре 2013 года. Этот туннель предназначен только для метро. Участок под водой имеет длину 1400 метров (1531 ярд) между районами Ускюдар и Сиркеджи.
  • Второй туннель был открыт в декабре 2016 года. Он называется «Тоннель Евразия» и предназначен только для автотранспорта с оплатой проезда. Это частично под Босфором, но в основном под Мраморным морем. Участок под водой 5400 метров (5905 ярдов) между районами Хайдарпаша и Ахиркапы, и он имеет два уровня для разных направлений движения.
  • В будущем планируется построить еще пару тоннелей под проливом.

С берегами, поднимающимися на высоту до 200 метров (650 футов), окруженными дворцами, руинами, деревнями и садами, это один из самых красивых пейзажей Турции. Лучший способ увидеть Босфор во всей его красоте — совершить путешествие на одной из прибрежных лодок, таким образом вы также сможете полюбоваться многими старыми османскими деревянными домами (называемыми по-турецки Яли).