Сретенский монастырь исповедь: Расписание богослужений

Расписание богослужений

Помочь монастырю



Поделиться:





Распечатать


Предыдущая неделя


Следующая неделя

Понедельник, 17 апреля

04 апреля ст. ст.



Преподобного Иосифа Песнописца

07:30

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Утреня. Божественная Литургия. Крестный ход


Служат:


Иеромонах Лавр

Диакон Сергий

Иеродиакон Илиодор


Исповедуют:


Игумен Павел

Иеромонах Филарет

18:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Вечернее богослужение

Вторник, 18 апреля

05 апреля ст. ст.




Мученика Агафопода и иже с ним

08:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Божественная Литургия. Крестный ход


Служат:


Иеромонах Никита

Диакон Сергий

Иеродиакон Илиодор


Исповедуют:


Иеромонах Игнатий

Иеромонах Агафангел

18:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Вечернее богослужение

Среда, 19 апреля

06 апреля ст. ст.



Преподобного Севастиана,
исповедника Карагандинского

08:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Божественная Литургия. Крестный ход


Служат:


Иеромонах Севастиан

Диакон Сергий

Иеродиакон Илиодор


Исповедуют:


Иеромонах Иннокентий

Иеромонах Платон

18:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Вечернее богослужение

Четверг, 20 апреля

07 апреля ст. ст.



Преподобного Даниила
Переяславского

08:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Божественная Литургия. Крестный ход


Служат:


Игумен Павел

Диакон Сергий

Иеродиакон Илиодор


Исповедуют:


Иеромонах Иона

Иеромонах Никита

18:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Вечернее богослужение

Пятница, 21 апреля

08 апреля ст. ст.



Святителя Нифонта,
епископа Новгородского

08:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Божественная Литургия. Малое освящение воды. Крестный ход


Служат:


Иеромонах Кирилл

Иеродиакон Серафим

Иеродиакон Илиодор
Проповедует:


Послушник Андрей


Исповедуют:


Игумен Павел

Иеромонах Павел

Иеромонах Никон

Иеромонах Спиридон

18:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Вечернее богослужение

Суббота, 22 апреля

09 апреля ст. ст.



Мученика Евпсихия
Кесарийского

08:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Божественная Литургия. Крестный ход


Служат:


Иеромонах Спиридон

Иеродиакон Сергий

Иеродиакон Илиодор


Исповедуют:


Иеромонах Игнатий

Иеромонах Никита

Иеромонах Иннокентий

Иеромонах Лавр

18:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Всенощное бдение

Воскресенье, 23 апреля

10 апреля ст. ст.



Мученика Терентия
Африканского и дружины его

07:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Ранняя Божественная Литургия


Служат:


Иеромонах Платон

Иеродиакон Феофан
Проповедует:


Иеродиакон Сергий


Исповедуют:


Иеромонах Лука

Иеромонах Игнатий

Иеромонах Лавр

10:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Поздняя Божественная Литургия


Служат:


Игумен Иоанн

Архимандрит Иов

Игумен Киприан

Иеромонах Павел

Иеромонах Зосима

Иеромонах Иона

Иеромонах Севастиан

Иеромонах Афанасий (нач. )

Иеромонах Филарет

Иеродиаконы все
Проповедует:


Игумен Павел


Исповедуют:


Игумен Павел

Иеромонах Никита

Иеромонах Никон

Иеромонах Иннокентий

Иеромонах Спиридон

Иеромонах Кирилл

Иеромонах Агафангел

13:00

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Молебен с акафистом священномученику Илариону


Служат:


Иеромонах Никон

18:00

Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Вечернее богослужение


Предыдущая неделя


Следующая неделя

Реквизиты счета и адреса: Московский Патриархат Сретенский
ставропигиальный мужской монастырь
107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1
Для переписки: 107031, Москва, а/я 87Тел. (495) 623-3444

Полное наименование: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН 7702141968 КПП 770201001 ОКПО 17668920 ОГРН 1027739660520
Юридический адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 стр.1
Почтовый адрес: 107031 Москва, а/я № 87
Телефон: (499) 490-12-23, (495) 621-73-58
E-mail: [email protected]; [email protected]

Для перечислений:
Получатель: Религиозная организация «Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Расчетный счет: 40703810226800000034
в ФИЛИАЛ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» БАНКА ВТБ (ПАО)
БИК 044525411, к/с 30101810145250000411

Оформление договоров:
Наместник монастыря: Иеромонах Иоанн (Лудищев Дмитрий Владимирович) на основании Устава.
Главный бухгалтер: Иеромонах Ириней (Пиковский Иван Витальевич)

Скачать PDF

USD
BENEFICIARY’S BANK:

Bank «RRDB» (JSC)

SWIFT: RRDBRUMM

Account № 8900613882 (USD) with

The Bank of New York Mellon,

One Wall Street, New York, NY 10286, USA

SWIFT: IRVTUS3N

ABA 021000018

BENEFICIAR:

SRETENSKY MAN’S MONASTERY OF MOSCOW

Account: 40703840 7 0000 1000152

DONATION FOR (STATUTORY) ACTIVITIES

Скачать PDF

EUR
BENEFICIARY’S BANK:

Bank «RRDB» (JSC)

SWIFT: RRDBRUMM

Account № 55.047.419

with Raiffeisen Bank International AG,

Am Stadtpark 9, 1030 Vienna, Austria

SWIFT: RZBA AT WW

IBAN: AT393100000055047419

BENEFICIAR:

SRETENSKY MAN’S MONASTERY OF MOSCOW

Account:40703 978 3 0000 1000 152

DONATION FOR (STATUTORY) ACTIVITIES

Скачать PDF

Исповедь и причастие в Сретенском монастыре

?

Previous Entry | Next Entry

Из интересного интервью

— Что Вы думаете о практике откровения помыслов?

— Отец Иоанн (Крестьянкин) очень настороженно относился к постоянному откровению помыслов в наше время. Он считал, что далеко не все духовники доросли до того, чтобы постоянно принимать откровение помыслов. Хотя я знаю монастырь, женский, где игуменья принимает помыслы, и там это весьма позитивный опыт.

У нас в монастыре – еженедельная исповедь. Священники перед каждой службой исповедуются. Я являюсь и духовником братии, и игуменом. Считаю, что для Сретенского монастыря сегодня это правильно. Может быть и другой подход, когда игумен и духовник разные люди. И так тоже будет правильно, если приносит плоды. Но у нас заведено таким образом по благословению отца Иоанна (Крестьянкина).

Очень важно Причастие. Многие мои консервативные друзья меня не поддерживают, но я по опыту вижу, что причащаться 4 раза в неделю, как нам заповедовали Святые Отцы, в частности, Василий Великий, — это насущная и очень нужная практика для монахов. Этого правила мы стараемся держаться, кто-то причащается реже, но в основном, 4 раза в неделю. По четвергам у нас общая братская служба, когда мы причащаемся все – и монахи и послушники.

— А как быть с частой исповедью, ведь получается, что от исповеди к исповеди ходишь с одним и тем же списком грехов…

— Действительно для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда.

Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной. Вот это меня удивляет. Значит, что-то самое главное не прочувствовано.

  • Current Music:Loading…
brusilovsky
Брусиловский Александр
Жити завтра
September 2019
SMTWTFS
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  • (Anonymous) : (no subject) [+20]
  • alexandrermolin : (no subject) [+0]

Powered by LiveJournal. com

Россияне См. Православная церковь и государство сближаются

Европа|Русские См. Церковь и государство становятся ближе

https://www.nytimes.com/2012/11/01/world/europe/russians-see-orthodox-church- and-state-come-closer.html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Архимандрит Тихон Шевкунов — настоятель Сретенского монастыря в Москве и автор бестселлера о монашеской жизни. Нью-Йорк Таймс

МОСКВА. В то время как Русская Православная Церковь продолжает свое восхождение как политическая сила, архимандрит Тихон Шевкунов стоит в центре бурного спора о власти церкви и ее возможном влиянии на президента Владимира Путина. .

Отец Тихон, бывший студент-киновед, настоятель Сретенского монастыря 14-го века здесь, недалеко от штаб-квартиры бывшего КГБ, в котором работал г-н Путин в советское время. Подкованный в средствах массовой информации, отец Тихон написал неожиданный бестселлер о монашеской жизни и был назван «духовным отцом Путина» — ярлык, который он скромно не принимает и не отрицает.

«Было бы жестоко с моей стороны отвечать на этот вопрос, говорить да или нет и отбирать хлеб у журналистов», — сказал он недавно в интервью в своей приемной, украшенной портретами святого и царя. «Хотя, конечно, на такой вопрос ни о ком не отвечают», — добавил он.

На этой неделе отец Тихон снова оказался в новостях после сообщений, быстро опровергнутых, о том, что полиция закрыла публичный дом на территории его монастыря. Он назвал эту историю «бессовестной клеветой» и «ярким примером информационной войны против церкви». Правда, сказал он информационному агентству РИА Новости, заключалась в том, что в здании рядом с монастырем работал публичный дом, и что его монастырь потребовал закрыть его.

54-летний отец Тихон вступил во владение белокаменным монастырем, одним из старейших в России, в 1995 году. С тех пор он превратил строение, которое в сталинские времена служило местом убийства, в кинематографически совершенное видение Православия.

Несколько дней спустя, идиллическим осенним вечером, его черные монашеские одежды развевались на ветру, когда в воздухе доносился хор, и толпа обнаженных женщин устремилась за его благословением.

Некоторые критики принижают отца Тихона как гончую за рекламой. Но другие, которые видят в нем восходящего влиятельного посредника, называют его пропагандистом жесткого православного фундаментализма. Это обвинение он отклонил как «чушь».

Старые дебаты о роли православной церкви и ее отношении к государству вылились совсем недавно из-за осуждения участниц панк-группы Pussy Riot за организацию антипутинского трюка в самом большом соборе Москвы. Выступление, которое было заснято на видео, широко распространенном в Интернете, высмеивало как г-на Путина, так и патриарха Кирилла I, главу Православной церкви.

В этой атмосфере связи отца Тихона с Путиным подверглись тщательной проверке. Он уже привлек к себе внимание в 2008 году тем, что написал и озвучил телевизионный документальный фильм, в котором падение Византии изображалось как притча об угрозах современной России. Либералы высмеяли этот фильм как потворство мировоззрению г-на Путина о добродетельной России, находящейся под угрозой со стороны иностранных сил.

Теперь, как автор книги о монашеской жизни и пути к вере «Несвятые святые и другие рассказы», ​​отец Тихон и его связь с Кремлем еще более заметны. Книга посвящена другому известному монастырю, который г-н Путин посетил вскоре после того, как стал президентом в 2000 году.

Президент Владимир В. Путин вместе с отцом Тихоном помогли воссоединить Русскую православную церковь с отколовшейся иностранной группой. Пономарев

Один из вопросов, оставшихся без ответа, заключается в том, является ли отец Тихон на самом деле духовным отцом г-на Путина — в русской православной традиции фигурой, которая является отцом-исповедником и проводником ко спасению.

«Я лично знаком с архимандритом Тихоном, и он мне прямо сказал, что он не духовник Путина», — публично заявил в сентябре известный петербургский священник отец Георгий Митрофанов. «Я думаю, что главный духовник нашего президента — это он сам».

Отвечая на вопрос, отец Тихон сменил тему на китайский зимний арбуз, выращенный в подсобном хозяйстве его монастыря.

Несмотря на всю скрытность, отец Тихон является беззастенчивым сторонником Путина, говоря, что он спас Россию от «вульгарных либералов», которые чуть не уничтожили ее в XIX веке.90-е. Во время интервью он проверил время, чтобы убедиться, что не опоздает на кремлевское заседание комиссии г-на Путина по культуре.

На встрече, как сообщает кремлевский веб-сайт, г-н Путин упрекнул монаха, который является членом комиссии, за то, что он сравнил сегодняшних молодых россиянок с «пьяной девушкой, стоящей на автобусной остановке».

«Отец, вы зашли слишком далеко», — якобы сказал г-н Путин.

В 2007 году г-н Путин и отец Тихон сыграли важную роль в воссоединении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, базирующейся в Нью-Йорке. Воссоединение является центральным элементом усилий г-на Путина по соединению красного и белого в российской истории — советского и царского прошлого.

В ознаменование пятой годовщины этого воссоединения и продвижения английского перевода своей книги «Повседневные святые» отец Тихон в октябре совершил поездку по США с Хором Сретенского монастыря.

Его книга состоит из 640 страниц и продана тиражом более 1,1 миллиона экземпляров на русском языке. Еще миллионы скачаны в электронном виде, сказал отец Тихон. Медиагруппа ОЛМА, издавшая книгу в 2011 году, объявила в августе, что она стала самым продаваемым в стране со времен Советского Союза. Прибыль, по словам отца Тихона, возвращается в Сретенский монастырь на строительство храма в честь погибших за веру в советское время.

Книга представляет собой портрет одной из святынь Православной Церкви — Псково-Печерского монастыря на северо-западе России. Монастырь оставался открытым в советское время, сохранившись сначала в пределах независимой Эстонии, а затем благодаря хитрости и силе духа монахов после того, как территория была присоединена к Советскому Союзу.

Георгий Шевкунов, как звали отца Тихона до принятия обета, стал там послушником вскоре после своего крещения в 1982 году, резкий поворот от учебы в самой престижной киношколе Советского Союза. В монастыре, пишет он, «внезапно открылся новый мир, несравненный по своей красоте».

Господин Путин посетил монастырь в августе 2000 года. Российские церковные сайты сообщают, что он провел более часа в частной беседе с архимандритом Иоанном Крестьянкиным, уважаемым монахом, умершим в 2006 году и служившим духовным наставником отца Тихона.

В книге отзывов обители Путин написал: «Возрождение России и рост ее могущества немыслимы без укрепления нравственных основ общества. Роль и значение Русской Православной Церкви огромны. Храни тебя Господь.»

Архимандрит Тихон о современном монашестве, воле Божией и повседневной жизни

Архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель игумена (наместник) Сретенского монастыря в центре Москвы и автор бестселлера «Святые будни » Истории , поговорила с главным редактором pravmir. ru Анной Даниловой. Многие вопросы, касающиеся состояния современного монашества, поднимаются в контексте продолжающегося обсуждения пересмотренного «Положения о монастырях и монашествующих», вносимого в епархии Русской Православной Церкви на рассмотрение комиссии Межсоборного Присутствие, из которых о. Тихон является членом.

Монастырь против мира

Фр. Тихон, какое главное назначение монастыря? Должен ли монастырь служить миру?

Основная цель монастыря — помочь монаху оставить мир и все, что есть в слове, чтобы служить Богу и людям для спасения своей души.

Если по промыслу Божию монастырь находится в центре большого города и если Господь привел в него монаха, то он не должен отворачиваться от пастырско-просветительского служения, если Церковь призывает его к такому .

Есть ли способ установить баланс между внешней и внутренней жизнью монастыря?

Не знаю. Послушание Сретенского монастыря – это подготовка будущих пастырей. Это внутренняя или внешняя деятельность монастыря? В нашу семинарию приходят замечательные ребята; Я действительно восхищаюсь ими. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы поддерживаем монастырь и семинарию. Но, самое главное, это еще и духовное послушание, завещанное нам о. Иоанн (Крестьянкин).

Или, говоря о внутреннем служении: это означает только только частные молитвы и богослужения? Я не думаю, что это правильно.

Мы начали строить скит в Рязанской области [к юго-востоку от Москвы], чтобы время от времени уединяться от суеты. Но там мы нашли новых прихожан, разрушенные храмы и даже нуждающийся в уходе колхоз [ колхоз ]. Пришлось восстанавливать всю деревню, чтобы была церковь, вокруг которой жили люди. Наши новые прихожане нуждаются в новом храме, который мы строим. Они не могут входить в старую церковь в великие праздники, вынуждены стоять снаружи. Но братьям и не нужна большая церковь. Является ли это внешней деятельностью?

Святые отцы говорили, что монах все должен делать как служение Богу, даже если двор метет или у печи стоит. Если так рассуждать, то таких вопросов, наверное, просто не возникнет.

А у вас есть детский дом в Рязанской области?

Да, мы увидели рядом школу-интернат и постепенно стали ей помогать. Воспитание детей — не работа для монахов, об этом даже говорить смешно. Мы приезжаем к ним как Дед Мороз, чтобы принести подарки, а также помогаем материально. Дети приходят на службу в нашу церковь. Выпускники нашей семинарии, женатые священники и их семьи, берут на себя самое главное. У них есть опыт воспитания детей, поэтому они едут туда, чтобы направлять и воспитывать.

Все-таки есть ли способ провести границу между внешним и внутренним обслуживанием, придумать разумную меру?

Я не вижу здесь неразрешимой дилеммы. Для нас это все как-то нормально, и кому-то даже странно видеть здесь проблему.

А если в монастыре нет благотворительности – нет приюта или богадельни? Это возможно?

Нет благотворительности? Этого не происходит. Каждый монастырь молится за мир. Это его основная работа. Если монастырь по каким-то причинам не занимается тем, что сейчас принято называть «благотворительностью», я не очень представляю, как можно было бы навязать это сверху. Как это будет работать? Монастырь живет своей жизнью, и тут приходит приказ: «Откройте приют!» Это абсурд. Все должно естественным образом вытекать из обстоятельств, в которые поставил нас Господь.

Можете ли вы сравнить, легче монастырю заниматься благотворительностью в центре города или в сельской местности?

Существует мнение, что чем дальше от столицы, тем сложнее организовать помощь. Я полностью не согласен. Например, недалеко от Псково-Печерского монастыря, на уединенном подворье живет раба божья Евгения. Она переехала туда из Москвы и воспитывает четверых приемных детей с синдромом Дауна и другими тяжелыми заболеваниями. Она зарабатывает на жизнь рисованием икон. Ее усадьба точно такая же, как монастырь с одной монахиней. Неважно, носит ли она юбку или халат, шарф или фату. Самое главное, что она живет как настоящая монахиня – и таких, как она, предостаточно. Мы знаем священников, воспитавших пятьдесят, семьдесят детей. Мы знаем очень маленькие монастыри, которые помогают выжить десяткам людей.

Об отшельнической жизни

Может ли монах уйти в уединение, затворничество или даже в лес? Есть печальные примеры, например, когда монастыри бегут в леса, чтобы избежать идентификационного номера плательщика НДС.

Только Сам Господь может выбрать людей, которых Он со временем приведет к уединенной жизни. Здесь невозможно регламентировать и планировать. В нашем монастыре есть монахи, которые знают только келью, церковь и послушание. Они уже живут в уединении и молитве в самом центре Москвы. Но есть и монахи в отдаленных монастырях, которые по духу на самом деле бездельники. В России нет недостатка в подлинно уединенных монастырях, духовно и молитвенно служащих Богу и людям.

Какой путь предпочтительнее: созерцательный или активный?

Путь может быть активным, а может быть созерцательным, но главное понять волю Божию для себя. Если человек пойдет в пустыню против воли Божией, то его подвижничество будет за грех и погибель. И наоборот.

По воле Божией

о. Тихон, как же в самом деле услышать и понять волю Божию о себе? Звучит прекрасно… но как?

Услышать, понять и ощутить на себе волю Божию, а затем найти в себе силы исполнить ее – я считаю, что это самое главное в жизни человека. Я всегда говорю на наших курсах пастырского богословия, что у священников и духовников одна задача: искать и находить волю Божию вместе с человеком, который к ним приходит. Не спешите говорить: «Видите, воля Божья такая-то и такая-то». Скорее, нужно искать его постепенно в различных обстоятельствах своей жизни. Самонадеянно и глупо, когда кто-то утверждает: «Мне открылась воля Божия!» о. Иоанн (Крестьянкин), старец, которому — я искренне убежден — Господь действительно открывал Свою волю для людей, только однажды сказал мне: «Это воля Божия для тебя». В определенных жизненных обстоятельствах найти волю Божию довольно легко, потому что она изложена в Евангелии самым прямым образом. Но иногда обстоятельства настолько запутываются, что бывает очень трудно понять, что нужно делать.

Трудная задача…

Да, иногда духовнику бывает очень трудно привести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение есть «искусство искусств и наука наук».

Посильная ли это задача, учитывая, что даже о. Иоанн (Крестьянкин) только раз говорил вам прямо о воле Божией?

Он говорил об этом всего один раз, но много раз приводил многих людей к пониманию воли Божией. Ты прав; это трудная задача. Но, с другой стороны, это вовсе не означает, что кто-то вместе со своим духовным отцом не может понять волю Божию. Господь ставит священников в положение помочь привести людей ко спасению по воле Божией. Пастыри постепенно, шаг за шагом раскрывают волю Божию вместе со своими духовными чадами – через саму жизнь, через Священное Писание, через опрос более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви.

О монахах и частной собственности

Могут ли монахи владеть собственностью?

Знаете, у греческих монахов вообще нет собственности. Я принес греческий перевод своей книги в афонский монастырь, потому что хотел дать им два экземпляра, один настоятелю и один монастырскому переводчику. Они даже не оставляли их в своих камерах! Сказали, что как только прочитают, отдадут в монастырскую библиотеку. Но следует помнить, что греческие монахи поступают в монастыри, существовавшие за тысячу лет до них, в которых уже есть все необходимое для монашеской и богослужебной жизни.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) (+1994)

Однако в России все сложилось иначе. Вспоминаю наших старцев: о. Иоанн, о. Адриан, о. Феофан… У них были свои книги и богослужебные сосуды, на всякий случай, и свои одежды и иконы. Судите сами: о. Иоанн (Крестьянкин) после отсидки служил в шести приходах подряд в Рязанской области – его переводили из одного в другой. Как только один восстанавливали, его переводили в другой разрушенный храм. Где в советское время можно было найти Священное Писание? То же самое было и с творениями святых отцов и молитвенниками – у него были свои. То же самое было и с иконами и богослужебными сосудами. Где их можно было найти в другом приходе?

Помню, чему меня учил архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в Издательском отделе: «Когда станешь священником, купи себе красивую чашу и блюдце и нарисуй на дне обоих крестик. Тогда у тебя будет чаша и чаша. Когда начнутся гонения, вы будете путешествовать из города в город и тайно служить. Если КГБ тебя поймает и найдет богослужебные сосуды, они сразу все конфискуют. А тут только чашка с блюдцем — не отнимут, не догадаются!» Это очень мудро, не так ли? Во время обыска кто заметит чашку с блюдцем? А на самом деле это чаша и чаша, а чайная ложка – лжица литургическая.

Как решается вопрос частной собственности в Сретенском монастыре?

У монахов есть свои книги и иконы. Никаких телевизоров и кассет. Если при въезде в монастырь у кого-то была машина, она используется для нужд монастыря. Монахи едут на машинах, чтобы причастить больных и получить припасы; по субботам и воскресеньям они укомплектованы составом. У многих есть компьютеры. Но в нашем правиле есть особые указания, определяющие, как их можно использовать. Вообще говоря, половина наших братьев занимается производством книг: пишет, редактирует и корректирует. Мне в келье нужен компьютер, а у одного из наших монахов, который гений, виртуоз в компьютерах, в келье его нет. В его камере вообще ничего нет, даже кровати нет — он спит на полу.

О роскоши среди монахов

Сегодня особенно остро стоит вопрос о роскоши среди монахов, о дорогих автомобилях…

Роскошь непозволительна для монахов. Иногда кажется, что кто-то с жадностью набрасывается на все, что не мог приобрести раньше, используя такие возможности во вред своей душе – и не только своей.

Можно ли что-нибудь с этим сделать?

Думаю это тема для будущего совета. Конечно, могут быть сложности и даже недопонимания. Например, я делаю фотографии для нашего сайта и наших книг. У нас очень хорошая профессиональная камера. Это не мое, но если кому-то покажется, что я фотографирую, то могут подумать: «Какая же у батюшки камера!»

Об уходе монахов в отпуск

Могут ли монахи уйти в отпуск?

Как и в случае с выборами настоятелей, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – либо они могут, либо не могут брать отпуска. У нас есть монахи, которые никогда не уходят в отпуск. Один монах уходит в отпуск ровно на два дня, едет к своему покровителю, причащается там, а потом возвращается. А еще есть монахи с телесными недугами, которым просто необходимо куда-то съездить, поправить здоровье, провести время в другом климате, подышать другим воздухом. Я сам только что вернулся из такой поездки, лечить легкие.

О монашеском уставе

о. Тихон, должен ли быть единый устав [ устав ] для монастырей?

В документах Межсоборного Присутствия мы написали в принципе примерный общий устав для монастырей – в принципе и примерный. Каждый монастырь должен принять свой устав на братском соборе, исправляя то, что считает нужным, и только потом представлять его на утверждение архиерею. Тем не менее, есть определенные основы. Есть гражданский устав Русской Православной Церкви, вне которого мы не можем существовать. Есть исторически сложившиеся типики, например, Юрьева монастыря в Новгороде или Троице-Сергиевой Лавры. Последний был разработан в ХХ веке и ему следуют практически все монастыри Русской Православной Церкви. Нельзя просто отбросить эти типики. Многие из них можно использовать как основу, а затем развивать, обсуждать и принимать с братией для утверждения епископом.

О выборах аббатов

Должен ли настоятель избираться или назначаться?

Сразу изложу свою позицию.

В идеале настоятель должен избираться братией и утверждаться епископом. Так это делается сегодня во многих [поместных] Православных Церквях. Это проверенный веками, вполне правильный путь для тех монастырей, которые имеют глубокие монашеские традиции и преемственность монашеского благочестия и живого подвижнического опыта, передаваемого из поколения в поколение. Классический пример, который приводят практически все сторонники игуменских выборов, — Святая Гора Афон, где монашеская преемственность не прерывалась веками.

Полностью с этим согласен, но хочу обратить внимание на два немаловажных момента. Во-первых, такая традиция никогда не была широко распространена в Русской Церкви. Нравится вам это или нет, это нельзя игнорировать. Во-вторых, и это более важно: сегодняшние русские монашеские общины не просто молоды, они находятся в очень раннем зачаточном состоянии. Вряд ли это можно оспорить. Еще пятнадцать лет назад было модно иронизировать: «Это не монастырь, это комсомольский лагерь!» В этих ядовитых, несправедливых по сути словах была доля правды: значительный процент монашеской братии был буквально призван Богом из числа вчерашних безбожников и комсомольцев.

Этим монахам сейчас сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Но дело здесь, разумеется, не в человеческом возрасте, а в духовной зрелости монашеских общин. Очевидный и совершенно естественный факт, что не все эти монастыри достигли избирательного возраста. Отсюда вполне обоснованные опасения, что выборы аббатов могут привести к той борьбе за власть, о которой мы уже говорили, то есть к конфронтации между различными группами, фракциями и партиями. И трудно придумать что-то хуже для монастырской жизни. Кстати, такое время от времени случается даже в Греции, несмотря на всю их многовековую преемственность.

Последнее, конечно, совсем не означает, что мы должны отказаться от стремления к правильному упорядочению монашеской жизни. Наоборот, мы должны стремиться именно к этому. Ведь преимущества разумного и законного избрания совершенно очевидны: если монастырская братия испрашивает у архиерея позволения избрать своего настоятеля, то тем самым они показывают, что их кандидат не только лучший и достойнейший из их братии, но и то, что они сами хотят чтить его как отца, которому они будут подчиняться не со страхом, а по совести. Наконец, выборы означают, что вся братия готова разделить с игуменом ответственность за монастырь перед Богом и Церковью. Стремление к этому действительно необходимо, но нужно помнить и слова святителя Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибиться, не следует торопиться!»

В этом я глубоко убежден: скоро придет время, когда один монастырь за другим, и женский, и мужской, будут получать от своих епископов право избирать своих настоятелей. Даже нынешнее «Положение о монастырях» уж точно не должно исключать этого.

Монахи не нуждаются в церковных наградах [ наград ], но вот что действительно желательно: чтобы право участвовать в выборах игумена или игумении было получено от иерархии наподобие высшей церковной награды или признания, так как это для благоустройства духовной жизни монастыря.

Об откровении мыслей

Как вы относитесь к практике раскрытия мыслей?

Фр. Иоанн (Крестьянкин) очень осторожно относился к постоянному откровению мыслей в наши дни. Он чувствовал, что не все духовники созрели до того, чтобы постоянно получать откровение помыслов. Хотя я знаю монастырь, в котором настоятельница получает откровение помыслов, и их опыт вполне положительный.

В нашем монастыре еженедельно исповедуется. Священники исповедуются перед каждой службой. Я духовник братства и настоятель. Я думаю, что сегодня это правильно для Срентенского монастыря. Возможен иной подход, когда игумен и духовник — разные люди. Это тоже может быть правильным, если это приносит плоды. Но мы установили его таким образом по благословению о. Иоанн (Крестьянкин).

Причастие очень важно. Многие из моих более консервативных друзей меня в этом не поддерживают, но я на своем опыте убедился, что причащаться четыре раза в неделю, как заповедовали нам святые отцы, и в особенности Василий Великий, — это жизненно важная и очень нужная практика.