Рига в деревне что это: Гумно с ригой

Гумно с ригой

Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора.

Коллективизация привела к объединению и перестройке гумен из малых в большие. В послевоенные 50-70-е годы потребность в гумнах стала отпадать. Они либо заброшенные разрушались, либо разбирались на дрова, либо приспосабливались для других нужд, например, как сараи для хранения сена, соломы, как конюшни и прочего. Вместо гумен появились комбайны, значительно облегчающие крестьянский труд. Они косят, молотят, грузят зерно на автомашины, солому сбрасывают в большие кучи, которые можно скирдовать или отвозить в хранилища, те же сараи.

Однако при такой жатве и обработке зерновых имеются два недостатка. Первый может быть вызван плохим дождливым летом, когда зерно и солома окажутся сырыми. И то и другое может заплесневеть, загнить. Второй недостаток — поломанная и помятая солома, которую можно использовать только на подстилку для скота или в смеси с травами и другими добавками для корма. Для каких-либо поделок, например, для кровель на производственных и хозяйственных постройках солома после комбайна уже не годилась. Соломенные же кровли сохранялись ничуть не меньше по срокам, чем щеповые, драничные и тесовые.

Гумна имеют довольно древнее происхождение. Когда они появились у восточных славян, будущей Руси, сказать невозможно. Может, им предшествовали простейшие тока — широкие и длинные площадки, вымощенные утрамбованной глиной. В некоторых местах они «дожили» до XX столетия. Влажные снопы в этом случае сушились на вешалах, специальных приспособлениях, из горизонтально уложенных жердей, как изгородь, только реже и выше, или из толстых сосновых жердей с сучьями, обрубленными не до основания, а оставленных длиною в 25-35см. Жерди с сучьями заострялись снизу и вбивались в землю. Снопы вешались на сучья колосьями вниз.

Гумна обязательно имели крышу и как минимум два помещения. Одно из них, малое, служило сушильней. В зависимости от устройства оно называлось либо овином, либо ригой. Овин не имел печи. В помещении отрывалась глубокая (от 1,5 до 2м) яма с отступом от стен. Если грунт был песчаный и осыпался — устраивали бревенчатые стенки. Сушильная камера имела два перекрытия. Одно приподнятое над землей, другое под крышей. Обычно это бревенчатый накат, сплошь смазанный глиной. Дрова жгли в яме, куда вела небольшая дверца и лестница. Камера отгораживалась от места для кострища невысокой бревенчатой стеной с прозорами для пропуска горячего воздуха и дыма. Для сохранения тепла в овине или риге бревна укладывались на мох, чердачное перекрытие также утеплялось.

В сушильной камере делались балки и по ним из толстых жердей свободно укладывались колосники. На них-то и укладывали снопы для просушки. В стенах овина и риги под потолком прорубали небольшие оконца типа волоковых, которые затыкали ветошью и раскрывали после просушки партии снопов для выпуска дыма.

Со стороны гумна в сушильную камеру вела вторая небольшая дверца для загрузки и выгрузки снопов.

Рига отличается от овина устройством в ней печи, которая бывает самых разных форм и размеров. Повторений не приходилось встречать. Яма в риге не отрывалась. Все остальное устройство такое же, как и в овине. Поскольку овинов почти не сохранилось, — жители, даже старики и старушки, переносят часто название овина на ригу. Это не верно.

Помещение сушильни обычно делается значительно уже гумна. Оно может располагаться по продольной оси всего здания или быть смещено. Крыша на ней обычно выше, чем на гумне.

Гумно — обширное срубное помещение под крышей, но с невысокими стенами. Потолка не имеет. Зато имеет добротный пол из плотно подогнанных, часто пропазованных пластин. Ни одно зерно не должно провалиться сквозь него на землю.

В этом помещении устраивались обычно друг против друга двое ворот. Примыкали они к риге. Перед воротами снаружи делались пологие взвозы — поперечные настилы по бокам. Верх пластин слегка протесывался. Воз со снопами въезжал в одни ворота, останавливался против риги, разгружался и выезжал в противоположные ворота. Таким же образом вывозились и обмолоченные снопы. В этом проезде обычно не молотили. Молотили дальше, в глубине помещения.

Теперь вряд-ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ.

Молотили цепами. Цеп — простейший инструмент. Это длинная высушенная еловая палка (как у оглоблей или косы). На ее тонком конце по кругу сделан небольшой надрез. По надрезу скользит прошитый кожаный ремень, к концу которого жестко крепится березовая колотушка, круглая, но значительно толще длинной рукояти. Поднимая и опуская, одновременно вращая, колотушкой ударяют по снопам.

Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.

При слаженной работе звучала своеобразная музыка, поскольку звуки выходили у каждого свои. Люди при этом часто разговаривали, иногда и пели.

Сейчас современная эстрадная музыка буквально заражена ударной ритмикой. Без нее она ничто. Это какая-то болезнь, эпидемия. Мне приходилось слушать музыку молотьбы и даже, иногда, участвовать в ней. Да поверит мне читатель, что современные эстрадные ударные ритмы ничто по сравнению с музыкой молотьбы. Они примитивны и даже убоги. Слушаешь их и хочется…

Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки.
Увы, от этих оригинальных и остроумных сооружений ничего (!) не уцелело. Жаль.

Теперь конкретно о гумне с ригой из д.Горбухино. Оно в деревне было не одно. Заброшенные, как и другие хозяйственные и производственные постройки, оно выглядело еще хорошо. Состояло из трех частей: риги и двойного гумна. Задняя часть гумна пристроена была явно позднее, при коллективизации. При этом пожертвовали торцовой наружной стенкой старого гумна, выпилив ее и тем ослабив общую конструктивную жесткость и цельность. К тому же щеповая кровля на крыше пристроенной части прохудилась, стропила распирали стены, и в начале разборки эта часть неожиданно рухнула полностью. Впрочем, ее и не предполагалось перевозить. Пол в ней отсутствовал.

Остальная часть гумна более старая, но не одновременная. Рига по всем признакам (состояние древесины, цельность сруба, самцово-слегово-стропильная конструкция крыши, полуобрушенная глинобитная печь и некоторым другим) срублена раньше гумна. У гумна же части у боковых ворот, примыкавшие к риге, оказались собранными из разнородного материала, бывшего когда-то в другой постройке и нового, более свежего, чем в риге.
Можно предположить, гумно до колхоза (организован в 1933г.) обслуживало две-три крестьянских усадьбы и ремонтировалось, по меньшей мере, два раза. В первый раз сменили драничную кровлю на щеповую. Тогда же, возможно, пристроили и гумно, разобрав прохудившееся и, может быть, меньших размеров. Драницы (около 20 штук) найдены при разборке крыши над ригой. Второй строительно-ремонтный период — 20-е начало 30-х годов XX столетия — увеличение гумна. Тогда же несколько исказили отдельные проемы, расширив их. Конструкция первоначальной крыши на гумне первоначально самцово-слегово-стропильная, что отмечено врубками для куриц и пары стропил.

Гумно стояло за крестьянскими огородами. Музей приобрел его у колхоза для Витославлиц. Мужик, живший напротив его, прознав, видимо, про это, решил запастись дровишками, и стал разбирать некоторые части сушильни в риге. Устраивать с ним разбирательство было поздно. Бревна были уже перепилены, да и командировочное время было ограниченным.

Разборка и перевозка гумна проводилась в декабре 1981 годы (с21 по 29). Два дня были потрачены на дорогу туда и обратно. В работе участвовали, кроме автора, архитекторы Попов В.А., Ковалев А.А., прораб Малышев Ю.П. (короткое время), плотники Карташов А.А. (бригадир), Маляров Г.А., Финагин Б.М., Колосов М.П., Михайлов А.П. и Сидоров С.Н.

Дни стояли морозные. Жители жилье не давали. Колхоз отвел нам брошенное и совершенно промерзшее помещение правления колхоза в д.Кирва в 4-х километрах от Горбухина. К концу работы стены и пол отведенной рабочим обители удалось прогреть.

Для очистки дороги от снега и площадки для складирования материала пришлось нанимать местного бульдозериста.

Первый рабочий день плотникам пришлось посвятить оборудованию помещения для жилья: заделывали дыры в окнах, чинили дымоходы в печах, делали топчаны, заготавливали дрова и т.д. Дальше — работа по удалению поздних элементов, разметка, погрузки, отвозки в Витославлицы. Трое архитекторов вели обмеры постройки, фотографирование, отметки в журнале работ, руководили разборкой.

Разработка проекта реставрации не вызывала затруднений. Все основные конструкции гумна и его риги сохранились. Утраченные или искаженные и переделанные части и детали легко восполнялись по уцелевшим остаткам, врубкам и деталям. Посложнее было с крышей. Но над ригой все ее конструкции уцелели. Над гумном врубок и отпечатков на стене и фронтоне риги было вполне достаточно. Кровля запроектирована драничная на основе тех колотых еловых досок, которые найдены на риге. Кстати, в деревне имеется несколько бань, амбаров и пелевен, где кровли до сих пор драничные. Их делали в послевоенные годы. Этот материал был самым распространенным по Новгородчине и в самом Новгороде. Ему уступали даже соломенные и тростниковые кровли.

Обмерные чертежи и проект реставрации выполняли те же три архитектора.

Место для гумна определено в северо-восточном секторе за будущей улицей и огородами. Строительные работы начаты с большим опозданием. Начиная с 1981-82гг. НСНРУ (Новгородское специальное научно-реставрационное управление) резко снизило темпы ремонтно-реставрационных работ в Витославлицах. В лучшем случае работают 3-5 плотников и то не более 3-х месяцев с перерывами. Порой работы вообще затихают, тем более что финансирования их почти нет.

Реставрация гумна началась лишь осенью 1985г. с закладки столбчатых фундаментов, после перевозки спустя почти 4 года. И шла очень медленно. Все операции выполнялись в соответствии с проектом, сопровождались надзором и руководством научного руководителя. И… до сих пор не закончены. Не доделана глинобитная печь, не завершено минимальное благоустройство у стен памятника и… не сделана постоянная драничная кровля. Постройка и посетители довольствуются… временной рубероидной, как и на двух житницах. Короче, памятник не введен в число действующих экспонатов уже более 15 лет. Такое положение ни объяснить, ни оправдать невозможно. Кто-то за это должен нести ответственность.

Часовня из Гари, житницы из Борихина и Лямцины, кузница из Спас-Пископца, гумно из Горбухина и не собранная еще изба из Усть-Кирвы обозначили основные контуры северо-восточного сектора. Нужно закончить реставрацию свезенных памятников и привезти предусмотренные проектом. Лишь в этом случае западная часть музея Витославлицы получит хоть не совсем полное, но завершение. В ином случае Новгороду не стоит гордиться, тем более хвастаться своим музеем народного деревянного зодчества.

Рига из деревни Ламбисельга. Выставка «Археология Кижей» | Текст экскурсии по экспозиционному сектору «Усадьба пряжинского карела»| Электронная библиотека

В некотором отдалении от дома Яковлева находится рига – помещение для сушки и обмолота зерна. Она была построена в начале XIX в. и перевезена на остров Кижи из южнокарельской деревни Ламбисельга. Поскольку риги были пожароопасными постройками, в целях защиты от пожара их ставили в отдалении от деревни или на ее окраине.

В настоящее время рига используется как выставочное помещение. Зайдя в ригу, мы можем не только увидеть, как выглядела эта традиционная крестьянская постройка внутри, но и познакомится с размещенной здесь выставкой.

Оборудованы риги были предельно просто: в углу находится печь-каменка, под потолком крепились жерди-колосники, на которые укладывались снопы. После сушки снопы снимали, раскладывали на полу и молотили цепами, отделяя зерна от колосьев. Затем зерно провеивали, собирали в мешки и увозили в амбар или на мельницу.

«Археология Кижей» — так называется выставка, размещенная в риге в настоящее время. На ней представлены результаты археологических исследований, которые проводились на острове Кижи и в его окрестностях. Эта территория была заселена людьми в глубокой древности – в эпоху каменного века. Следы пребывания здесь древних людей сохранились в виде многочисленных памятников археологии – остатков поселений и погребений.

Долгое время окрестности острова Кижи в археологическом отношении были известны благодаря Оленеостровскому могильнику – самому известному археологическому памятнику Северо-Запада России. Древний некрополь располагался на Южном Оленьем острове Онежского озера, в 7-ми км от острова Кижи. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Методом радиоуглеродного датирования было установлено, что люди, погребавшие в Оленеостровском могильнике своих умерших сородичей, жили в эпоху мезолита, примерно 7-8 тысяч лет назад. В ходе археологических раскопок, проводившихся еще в 1936-1938 гг. под руководством известного археолога Владислава Иосифовича Равдоникаса, было вскрыто 177 могил и найдено более 7000 предметов. Это орудия охоты и рыболовства, украшения, предметы культа и скульптурные изображения человека, лося, змеи. На протяжении тысячелетий они сохранились благодаря особенностям почвы Оленьего острова, сложенного известковыми породами. Абсолютное же большинство археологических памятников на территории Карелии залегают в песчаных почвах, которые не способствуют сохранению предметов, сделанных из кости и дерева. Благодаря этой особенности Оленеостровский могильник является чрезвычайно ценным источником по древнейшей истории Севера Европы.

Среди фотографий, картосхем, планов погребений из Оленеостровского могильника внимание привлекает рисунок необычайно выразительной головы лося. В ходе раскопок могильника была собрана интересная коллекция костяных скульптур, среди которых сделанные из рога лося жезлы, один конец которых имеет вид рукояти, а другой скульптурное изображение головы лося. Один из трех найденных жезлов благодаря исключительной тщательности исполнения и прекрасной сохранности по праву считается выдающимся произведением искусства первобытной эпохи.

Большой интерес представляет скульптурная реконструкция облика погребенного, выполненная в лаборатории Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Она свидетельствует о принадлежности древнего населения Заонежья к европеоидной расе.

Коллекции, полученные в Оленеостровском могильнике, хранятся в Санкт-Петербурге – в Институте истории материальной культуры, Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), а также в Национальном музее Республики Карелия в городе Петрозаводске.

В 1995 г. были открыты стоянки древнего человека в 3-х км от острова Кижи в южной части Заонежского полуострова к северу от берега залива Вожмариха. В настоящее время Вожмарихинский археологический комплекс насчитывает более 30 поселений эпохи мезолита – энеолита. Люди жили здесь на протяжении пяти тысяч лет, с VI по II тысячелетие до н.э.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В последние годы памятники Вожмарихи активно изучаются археологической экспедицией музея. На выставке представлены результаты ее работы. Среди полученных археологами материалов – обнаруженные в ходе раскопок каменные орудия труда и фрагменты керамических сосудов, фотографии с видами раскопов, картосхемы расположения памятников, планы раскопов, графические материалы, реконструкции древних предметов.

Древние обитатели Вожмарихи изготавливали различные виды топоров, тесел, долот и стамесок, используя при этом технику шлифования, пиления и сверления камня. Орудия делались из сланца, который часто встречается в окрестностях. Миниатюрные стамески можно было изготовить простейшим способом – заточив на одном из концов сланцевой гальки узкое лезвие. Крупные орудия, например топоры, могли делаться из специальных заготовок, изготовленных путем предварительной обивки. До совершенства орудие доводили, шлифуя его на кварцитовой шлифовальной плите. На плите, представленной на выставке, древний мастер обрабатывал свои изделия около восьми тысяч лет назад.

Стенки найденного археологами в ходе раскопок сосуда сохранили отпечатки пальцев женщины, которая жила в поселке на берегу залива Вожмариха около пяти с половиной тысяч лет назад. Мы никогда не узнаем ее имени, но можем сказать, что она была умелой мастерицей. Сосуд сделан из хорошо замешанной глины с добавлением мелкого речного песка. Тонкие стенки сосуда тщательно разглажены и сплошь покрыты орнаментом из чередующихся рядов гребенчатых оттисков и ямочных вдавлений, которые не только украшали изделие, но и увеличивали площадь обжига, за счет чего посуда была прочной.

На выставке представлены два великолепных образца древнего керамического производства – реставрированные сосуды периодов развитого и позднего неолита с ямочно-гребенчатым орнаментом.

В ходе раскопок одного из наиболее древних поселений, существовавших на берегу залива Вожмариха, были обнаружены остатки хорошо сохранившегося очага. Археологи реконструировали его. Восемь тысяч лет назад этот очаг давал людям тепло, свет и пищу.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

История человечества насчитывает сотни тысяч лет. И археология, как ни одна отрасль гуманитарного знания воспитывает у исследователя и просто человека историческое мышление, потому что она имеет дело с тысячелетиями, с непрерывной цепочкой накопления человечеством знаний, культуры, составивших впоследствии основу нашей цивилизации. Для археологии нет исторических и внеисторических племен и народов. Все поколения, сменявшие на земле друг друга, оставили свой глубокий след. Необходимо только тщательно и неустанно вести поиски.

На самом острове Кижи археологических памятников первобытной эпохи нет. Находки археологов относятся к эпохе средневековья. Самые ранние из них относятся к периоду до XI в. , когда в кижскую округу впервые проникает население, занимающееся земледелием. Самая первая деревня на острове Кижи возникает на западном берегу в центральной части острова, на месте современной деревни Васильево. Первыми земледельцами в Кижах были представители летописной веси – непосредственные предки современных вепсов.

XIII-XIV вв. датируются предметы, найденные учеными на островt Кижи у дома Яковлева, в деревне Васильево, у Кижского погоста, в северной части острова. Зафиксированные ими селища – остатки средневековых поселений относятся к тому периоду кижской истории, когда окрестности острова заселялись русскими – выходцами из новгородских земель. До конца XV в. окрестности острова Кижи, Заонежье входили в состав Новгородской феодальной республики, и история Кижей этого периода была частью истории Великого Новгорода – крупного политического, экономического и культурного центра северных славян.

После присоединения в 1478 г. Новгорода к Москве, все новгородские владения вошли в состав Московского государства. К XVI в. относят первые письменные упоминания о деревнях острова Кижи и ближайшей округи, о церквях на острове. В это время остров являлся центром Спасо-Кижского погоста, территориально-административного округа, включавшего около 130 деревень. На самом острове в это время существовало 12 деревень, основными занятиями жителей были земледелие и рыболовство. В XIX в. на острове Кижи располагалось 9 деревень, к настоящему времени сохранились две из них: деревни Ямка и Васильево, они расположены в центральной части острова, примерно в 2-х км от знаменитого ансамбля.

В наше время для многих людей слово «Кижи» стало своеобразным символом русской культуры. И в XIX-XX вв. Заонежье – это русский район Карелии. Но своеобразие русской культуры этого края во многом определяется прибалтийско-финским влиянием.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Саамы, вепсы, карелы – эти народы в разное время жили в Заонежье, придя сюда раньше славян. О приоритете прибалтийско-финского освоения Заонежья свидетельствуют как археологические, так и историко-этнографические сведения. Среди них такое яркое, как нерусские названия окрестных деревень, островов, мысов, урочищ: Кижи, Корба, Конда, Лахта, Кургеницы, Гивес-наволок, Керкостров. Русские появились в Заонежье позднее вепсов и карел, гораздо позже, чем на этих территориях кочевали саамские племена, но их проникновение было стремительным и масштабным и в короткие сроки привело к коренной смене этнокультурной ситуации в регионе. Интенсивное освоение русским населением окрестностей Кижей, начавшись в XIII в., активно продолжалось в последующие столетия.

Среди экспонатов выставки – камень с отпечатком следа животного. С глубокой древности и до недавнего прошлого на территории Карелии было широко распространено почитание камней и скал. Им могли приписывать чудесные сверхъестественные свойства, рядом с ними совершались жертвоприношения духам и богам. Камни с углублениями в виде следов людей и животных (т.н. «камни-следовики»), связывались с персонажами языческой и христианской мифологии. Им часто сопутствовала фольклорная традиция: легенды и предания о происхождении камней или знаков на них. Известны камни «со следами» Николы Чудотворца, Ильи Пророка, языческого бога карел Укко. Около таких камней могли совершать жертвоприношения, строить часовни, а скапливавшуюся в «следе» после дождя воду использовать для лечения болезней. Камень, представленный на выставке, был найден на соседнем с Кижами острове Волкостров.

В 15 км от острова Кижи на небольшом скалистом острове Радколье, по мнению исследователей, находилось одно из святилищ древних саамов. Некоторые скалы острова своей формой напоминают головы людей. Подобные оригинальные природные объекты издревле обожествлялись саамами. Интересно, что название «Радколье» восходит к саамскому «ratt» — «мертвое животное» и может быть связано с жертвоприношениями, которые когда-то там совершались. Отношение к Радколью как священному месту продолжало сохраняться и у русского населения. Еще в начале XIX в. местные крестьяне называли радкольскую скалу «богом» или «хозяином» острова Радколье, а молодежь в последнее воскресенье перед Ивановым днем (24 июня) устраивала на острове гулянье — т. н. «радкольское воскресенье». Археологические исследования на острове Радколье показали наличие там древних поселений неолита и энеолита.

//
Текст экскурсии по экспозиционному сектору «Усадьба пряжинского карела»
Составитель Н.М.Мельникова, ведущий специалист по просветительской работе
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
2021.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Чем заняться в латвийской деревне

Я смотрел в окно, когда самолет приближался к международному аэропорту Риги. Это был прекрасный безоблачный день, и Балтийское море сверкало в лучах послеполуденного солнца. Вскоре в поле зрения появилось латвийское побережье, и первое, что привлекло мое внимание, были бесконечные белые песчаные пляжи. Кроме того, милю за милей тянулись леса, изредка прерываемые небольшими озерами или травянистыми лугами. Латвийская деревня выглядела великолепно! Это был мой первый раз в Латвия и мне не терпелось начать исследовать!

Рига оказалась поистине восхитительным городом. Старый город с его живописными мощеными улочками, красочными зданиями и уютными площадями — настоящая жемчужина! В Риге было много чем заняться, но моей главной достопримечательностью была архитектура в стиле модерн. После нескольких дней в Риге пришло время мне и моему другу Аби немного осмотреть окрестности Риги.

Дом Черноголовых в Старой Риге.

Изысканные рестораны в сельской местности Латвии

Наша первая остановка, примерно в часе езды на запад от Риги, была в городке Чистое. Поездка в Пьюр проходила милю за милей по лесам, зеленым лугам и редким озерам — именно то, что я видел из иллюминатора самолета. Мы подъехали к ресторану Terase, ресторану, расположенному в деревянном здании со стеклянными стенами, из которого гостям открывался прекрасный вид на зеленые поля и леса.

Ресторан Терасе в Чистом.

Я и не подозревал, но меня ждало угощение! У Науриса Хаука, молодого шеф-повара ресторана, есть одна цель: оставить свой след в современной латышской кухне. Он делает это прекрасно, сочетая качественные местные ингредиенты с современными технологиями и потрясающими презентациями.

Сельдь, покрытую легким хрустящим тестом, подавали на веревочке…

Моя закуска, тартар из страуса, вскоре прибыла, и это было великолепное зрелище. Мало того, что это выглядело великолепно, тонкая текстура мяса и тонкое сочетание яиц, зеленого лука и трав были просто восхитительны.

Изысканный тартар из страуса.

Затем последовало еще одно восхитительное блюдо: салака с чипсами и соусом айоли из красного лука, приготовление шеф-поваром Наурисом деконструированной «рыбы с жареным картофелем». Я ахнула, когда она подошла к столу. Селедка, покрытая легким хрустящим тестом, подавалась на верёвочке между двумя ветками! Мягкий и пикантный айоли идеально сочетается с сельдью.

«Фиш энд чипс» по-балтийски!

Наша трапеза завершилась изысканным черничным чизкейком с базиликово-мятным мороженым. Честно говоря, такого кулинарного изыска я меньше всего ожидал от латвийской деревни!

Великолепный черничный чизкейк с мороженым из базилика и мяты.

По совпадению, Pure также известен еще одной кулинарной достопримечательностью: Музеем шоколада! Там же посетители могут посетить мастер-класс по шоколаду!

Веселая дегустация вин

Наша прогулка по латвийской сельской местности продолжилась дегустацией вин – еще одним совершенно неожиданным опытом – недалеко от Pure. В долине Абаваса есть различные виноградники, и вскоре я заметил их на холмистых склонах. Мы подъехали к огороду и хутору Друбаза, и нас встретили Гиртс, долговязый молодой человек, и его мать Смайда. Они пригласили нас в дегустационную зону, похожую на амбар, где мы собрались вокруг прилавка. Смайда говорил, а Гиртс переводил.

вин Друбаза.

Вскоре вино потекло рекой, а Смайда развлекала нас своими историями о выращивании лоз и фруктов для своих вин. Помимо таинственного сорта винограда, который, по-видимому, хорошо растет так далеко на севере, Смайда производит вина из малины, сливы и брусники! Мы закончили дегустацию тем, чего я никогда раньше не пробовал: тыквенным вином! «Тыква — самая большая виноградина!» — воскликнул Смайда, подмигивая и посмеиваясь. Встреча с Гиртсом и Смайдой была радостным и душевным событием.

Гиртс и Смайда. Виноградник Друбазас.

Вина были не такими, к которым я обычно привык, но изобилие Смайды было заразительно. Я уверен, что вино как-то связано с этим, но мы покинули ферму Друбаза, чувствуя себя довольно бодрыми! Примечание: забронируйте заранее, если вы хотите посетить ферму Друбазас для дегустации вин.

Ночлег в старинной усадьбе

Вскоре мы добрались до места нашего проживания, усадьбы Кукшу Муйжа в Кукшасе, недалеко от Чистого. История этой исторической усадьбы восходит к 16 веку. На протяжении веков усадьба была домом для различных аристократов немецкого происхождения до Второй мировой войны, когда она стала офисом системы управления колхозами Советов. После долгих лет любовной реставрации Даниэля Яна, отельера из Риги, усадьба сегодня является национальным историческим памятником, единственной сохранившейся аристократической усадьбой в Латвии.

Усадьба Куксу Муйза.

Усадьба, расположенная рядом с живописным озером, безусловно, достойна посещения, и если вы хотите остаться там, важно бронировать заранее. Интерьер усадьбы потрясающий; именно то, что вы ожидаете от исторической усадьбы. Даниэль лично готовит для всех своих гостей — приятно поужинать в величественном ресторане и полакомиться кулинарными творениями Даниэля.

Великолепная столовая в усадьбе. Потолок коридора, ведущего на террасу к озеру.

Латвийские пляжи

На следующий день, после роскошного завтрака, специально приготовленного Даниэлем, мы продолжили наше путешествие в Юрмалу, рижский морской курорт. Юрмала, зажатая между Рижским заливом и рекой Лиелупе примерно в 25 км от Риги, привлекает своим 33-километровым пляжем, спа-центрами и красивыми деревянными особняками в стиле модерн. Юрмала была любимым морским курортом русских царей, а позже и высших советских чиновников, таких как Брежнев и Хрущев. Я могу представить, почему: Юрмала с высокими деревьями, прекрасными песчаными пляжами и спа-центрами — прекрасное место для отдыха и расслабления.

Поиск жилья в Юрмале (Booking.com).

Великолепные пески пляжа Дзинтари в Юрмале.

Мы проехали по Юрмале, любуясь проезжавшими мимо величественными деревянными особняками и великолепными деревьями, и остановились в отеле Amber Spa Hotel. После потрясающего массажа в Amber Spa мы отправились на прогулку в лесопарк Дзинтари под кронами парящих деревьев. Мы поднялись на 100-метровую смотровую башню в парке, откуда открываются прекрасные виды на леса и побережье Балтийского моря. Наш гид указал на близлежащий национальный парк Кемери, известный своими густыми лесами и болотами.

Один из многих деревянных особняков в Юрмале. Янтарный курорт. Смотровая башня в лесопарке Дзинтари. Вид на лес.

 

Наш тур по сельской местности закончился великолепным обедом в ресторане Laivas на берегу реки. Отсюда до аэропорта было несколько минут езды. Ожидая посадки на рейс домой, я не мог не улыбнуться чудесным сюрпризам, с которыми я столкнулся в Латвии: от удивительной архитектуры и уютного Старого города в Риге до кулинарного мастерства молодых поваров страны и потрясающих пляжи Юрмалы. Я скоро вернусь!

Общая информация

Латвия является членом Европейского Союза, официальной валютой является евро. Главными воротами в Латвию является международный аэропорт в Риге. Air Baltic предлагает частые рейсы, соединяющие Ригу со многими городами Европы. Авиакомпания предлагает двухклассную компоновку (Эконом и Бизнес) — тем, кто ищет больше комфорта, пространства для ног и гибкости, я могу порекомендовать бизнес-класс Air Baltic (который также включает доступ в зал ожидания в аэропорту «Рига»).

Узнайте больше о Латвии на сайте Latvia Tourism.

Примечание: Моя поездка в Латвию является результатом сотрудничества посла и Латвийского агентства по развитию туризма при поддержке Фонда регионального развития Европейского Союза. Как всегда, все мнения, изложенные выше, являются моими и только моими.

Исследуйте сельскую местность!

больше года назад

Латвия может похвастаться почти 500 км нетронутых пляжей, десятками древних замков крестоносцев, десятками усадеб, которые были превращены в отели и курорты, очаровательными средневековыми городами и нетронутыми природными заповедниками, которые так и просят исследовать. Хотя до многих из этих достопримечательностей можно добраться на общественном транспорте, если вы хотите увидеть больше одной в день, мы рекомендуем вам связаться с нашим англоговорящим другом Янисом ([email protected] или (+371) 29).58 04 48), который отвезет вас куда угодно в Латвии за доступную плату.

Цесис: Расположенный немного дальше по той же железнодорожной линии, очаровательный город Цесис считается самым латвийским городом во всей стране, а также родиной латвийского флага, одного из старейших в Европе. Его главной достопримечательностью является огромный замок крестоносцев, но сам город и его церковь 12-го века также живописны и заслуживают посещения.

Замок крестоносцев в Цесисе

Сигулда и Турайда: Всего в часе езды на поезде от центрального вокзала Риги вы найдете эту историческую жемчужину, расположенную на вершине долины с видом на извилистую реку Гауя. Исследуйте две руины замка, один отреставрированный замок, усадьбу 19 века и самую большую пещеру из песчаника в Прибалтике. Любители адреналина могут также прыгнуть с канатной дороги или пробежаться по легендарной бобслейной трассе.

Турайдский замок недалеко от Сигулды

Рундальский дворец и Бауска: Всего в часе езды на автобусе к югу от Риги находится город Бауска, главной достопримечательностью которого является его гигантский замок, расположенный на слиянии рек Муса и Мемеле. Это также хорошее место для знакомства с близлежащим Рундальский дворцом, самым впечатляющим сокровищем барокко 18-го века в странах Балтии и достопримечательностью, которую обязательно нужно увидеть.

Потрясающий Рундальский дворец

Кокнесе: Руины городского замка, на наш взгляд, самые романтичные в Латвии, так как они расположены прямо на берегу Даугавы. Хотя замок когда-то выходил на крупнейший водный путь Латвии с безопасного места высоко над рекой, гидроэлектростанции в советское время затопили долину, и теперь она расположена прямо у кромки воды. Вы можете сесть на поезд в направлении Даугавпилса до Кокнесе и пройти примерно 1,5 км на юг до руин на реке.