Рассказ о реках москвы: Сочинение «Москва-река»

Сочинение «Москва-река»

Течет эта река по своему вековому руслу, периодически сужаясь или расширяясь, до самого Можайска, где стоит на ней плотина. Потом, перед Звенигородом в речку вливаются притоки.

Берет Москва начало где-то в болотах, которые называют Москворецкими лужами.

По сохранившимся первым документам упоминается Москва-река как крупная, широкая. Но сведения о ней начали собирать лишь к 19 веку. Ведь это в столице она крупная. А вообще, по сравнению с другими реками средненькая. Издавна эта река была судоходной, по ней плавали суда на Волгу, Дон, в города Новгород, Смоленск, Псков. Петр I решил соединить Волгу с Москвой. Даже начали при нем рыть ров для канала, да работы затянулись.

Раньше эта река доставляла множество неудобств обитателям окрестных населенных пунктов наводнениями. Москва тоже страдала от этого каждый год.

Современная Москва-река является одним из украшений Российской столицы. Широкая, полноводная, она имеет каменные берега. Через нее в городе переброшены пешеходные и транспортные мосты. Сейчас эта река — тоже достопримечательность Москвы, как и Кремль, многочисленные храмы, Лужники.

Летом по реке катаются на речных трамвайчиках. На этих же трамвайчиках проводятся экскурсии. На многочисленных пляжах с северо-западной стороны летом, можно отдохнуть и поплавать. А еще интересно отправиться в круиз «Московская кругосветка» по Москве-реке, чтобы добраться на небольшом теплоходе до Новгорода, а потом возвратиться назад.

Прогулки по гранитным набережным — тоже одно из развлечений нынешних жителей и гостей Москвы.

Реку эту описывали в своих стихах многие известные поэты:

«Река Москва в четырехтрубном дыме

И перед нами весь раскрытый город», — так писал о Москве-реке Осип Мандельштам.
Встречаются описания реки и в стихах Марины Цветаевой:

«Голубые, как небо, воды,
И серебряных две руки.
Мало лет — и четыре года:
Ты и я — у Москвы-реки
».

Признаются в любви ей и современные поэты:

«Москва-река: пейзажи, панорама!
Такой красы не видела давно!
Так впечатляют здания и Храмы,
И водной глади полотно!
» — Эти строки написала малоизвестная поэтесса Благодарова Лида.

Еще одно признание в любви реке написал Лаптев Валерий:«Над Москвой-рекой рассветы, радуги в дожде цветут,
Пишут о тебе поэты, песни о тебе поют.
И певучие закаты, бывшей шири не узнать.
Хоть я вовсе не богатый, жить здесь просто благодать!
»

«Недалеко от Звенигорода, на Москве-реке расположена деревня Дунина. Река там совсем другая, чем в городе… Весной река разливается, и вся Дунина приходит посмотреть на половодье». Пришвин. — так с любовью описывает писатель Москву-реку, протекающую ниже от столицы.

Эту реку изображали на своих полотнах великие русские художники прошлого и современности: А. Васнецов, А. Саврасов, Я. Каплан («Осенью на Москве-реке») и др.

Даже иностранные художники изображали ее на своих полотнах, например, Жерар Делабарт, И. Раух («Вид на Каменный мост и Кремль в Замоскворечье»).

И пусть сама река не столь широка, как Волга, она все же красива. И для города эта речка имеет очень большое значение.

Москва-река. История, достопримечательности, фото, что посмотреть, памятники архитектуры на Москва-реке

Главная

Статьи

Путешествия

Россия

Москва

Москва-река

москва, история, достопримечательности, путешествия, что посмотреть

Наш город стоит на большой красивой реке, а ведь эта река в свое время даже дала ему имя. Но не только имя. Река дала и жизнь городу. Как известно,  Москва находится на древнем речном торговом пути, которым жители Киевской Руси добирались до Владимиро-Суздальской земли. Река, общая длина которой составляет более пятисот километров, берет начало на Смоленской земле, а затем, сильно петляя, устремляется на восток и далее несет свои воды на юг, к Оке. Неподалеку от самой северной излучины реки (это современный район Митино) и возникли первые  цивилизованные поселения на  территории современной Москвы. Уже в XXв., без малого семьдесят лет тому назад началось строительство канала Москва-Волга,  благодаря которому наш город стал символически называться портом пяти морей. В Москве было построено  несколько портовых терминалов: пассажирские — Северный и Южный речной вокзалы и грузовые — Северный и  Западный.

Когда-то река даже в городской черте имела совершенно сельский вид, омывая своими водами простые грунтовые берега. Но в 1930-1940-хгг. первым Генеральным  планом развития и реконструкции Москвы  было предусмотрено превратить набережные города в его «парадный фасад», наряду с главными городскими магистралями. И тогда Москву-реку одели в гранит, появились новые мосты, причалы, парапеты,  каменные ступенчатые спуски. Строгим нарядным видом Москва-река стала даже несколько напоминать Петербург. О гидротехнических сооружениях реки можно написать отдельную статью, но мы уделим им лишь часть нашего внимания, а главное, что привлекает отправляющихся в речное путешествие по Москве-реке, это замечательные виды, одновременно радующие глаз и позволяющие познакомиться с архитектурой и историей города.



Начнем путешествие от Большого Устьинского моста, построенного в 1930-хгодах возле устья реки Яузы. По московской традиции «большими» назывались мосты через Москву-реку в центре города, а «малыми» — соответствующие им мосты через построенный в XVIIIвеке Водоотводный канал. По Москве-реке в городе и пригородах проложено несколько прогулочных теплоходных маршрутов. Наш курс лежит к причалу возле Бородинского моста у Киевского вокзала, а затем обратно. При этом будем знакомиться с правой стороной реки, а левую посмотрим на обратном пути.

Первым нас встречает  массивное здание бывшего Воспитательного дома, построенного в XVIII веке, в екатерининскую эпоху, по проекту архитектора Карла Бланка. Императрица сама курировала создание этого огромного благотворительного учреждения, управлявшегося специальным Опекунским советом (здание его до сих пор сохранилось неподалеку, на Солянке), а существовавшего на пожертвования частных благотворителей. Питомцами Воспитательного дома были сироты и подкидыши, которые здесь жили, воспитывались и обучались. При Доме было открыто Демидовское коммерческое училище, театральные классы, «французские классы».  Среди преподавателей училища немало знаменитых имен. Это историки Иван Забелин, Василий Ключевский, известный поэт Аполлон Григорьев. Ныне в здании Военная академия имени Петра Великого.

Проплываем небольшую уютную церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены.

Когда-то с этого места открывалась замечательная панорама Кремля, привлекавшая внимание многих авторов гравюр и живописных пейзажей. Но в 60-е годы прошлого столетия вид на Кремль был закрыт гигантским зданием гостиницы «Россия», в действительности ставшей объектом едва ли не самой массовой критики, но воспевавшейся советской архитектурной пропагандой как выдающееся сооружение, вместившее в себя 5300 гостиничных мест. В свое время она была крупнейшей в Европе, что почему-то очень нравилось авторам путеводителей той эпохи. Впрочем, этот вариант застройки древнего Зарядья оказался довольно скромным на фоне первоначальной идеи сталинского времени – поставить здесь восьмую московскую высотку.

Давайте теперь обратим взор вперед, где появился Большой Москворецкий мост и  хорошо знакомые силуэты кремлевских башен. Мы в самом сердце Москвы. Кремль с реки как бы заключен меж двух мостов, Москворецким и Большим Каменным. В древности на месте Москворецкого был наплавной деревянный мост, как, впрочем, и все остальные мосты города. Его строили соединяя лежащие на воде бревна. Во время ледохода и весеннего паводка такой мост разрушался стихией и бревна уплывали вниз по течению, где часть из них вылавливали жители подмосковных сел, а москвичи строили новый мост. В XIXв. здесь уже был капитальный мост, замененный на нынешний в 1937г., когда при сооружении канала Москва–Волга были построены почти все мосты центральной части Москвы.

В воды реки смотрится главная достопримечательность Москвы – Кремль.

 В 1938 году соорудили и современный Большой Каменный мост, что возле устья реки Неглинной. Но почему же «каменный», ведь хорошо видны металлические и бетонные конструкции. Дело в том, что на месте нынешнего (в действительности чуть выше по течению) в XVIIв.  был возведен первый московский постоянный (не наплавной) мост из камня. Он был арочный и по виду немного напоминал сохранившийся доныне Лефортовский мост на Яузе. Мост был гордостью москвичей, на нем стояли лавки и кипела торговля.

Сразу за Большим Каменным мостом в середине прошлого века воздвигли самый большой храм Москвы – храм Христа Спасителя. На старинной фотооткрытке рядом с храмом видны также церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и памятник императору Александру III. Все это было разрушено в 1930-егг. для строительства гигантского Дворца Советов, который так и не построили (напоминанием о его невостребованном фундаменте долгое время являлся открытый бассейн «Москва»), а к 2000-летию христианства усилиями современных россиян храм Христа Спасителя был воссоздан заново.

На Пречистенской набережной мы проплываем два интересных памятника архитектуры и истории. Сказочные растения и животные, древний славянский колорит наполняют декор доходного дома З. Перцовой, построенного в начале XXв. по проекту художников Н.Жукова и С.Малютина.

Следом бывший дом коллекционера Ивана Цветкова. Этот человек, создавший собственную картинную галерею и получивший звание действительного члена Петербургской Академии Художеств,  был известен всем буквально любителям искусства в начале того столетия. После его смерти в 1917г. собрание картин (более 1600 единиц) было национализировано. Ныне их можно увидеть в Третьяковской галерее. Дом для галереи Цветкова на Пречистенской набережной построили по проекту известного художника Виктора Михайловича Васнецова. Кстати, позднее дом стал еще и памятником военной истории. В годы Великой Отечественной здесь располагался штаб эскадрильи «Нормандия-Неман», о чем напоминает мемориальная доска. Ныне дом принадлежит посольству Франции.

А.Святославский

Назад в раздел

интересное
интересные факты
здоровье
полезные советы
москва
история
туризм
путешествия
активный отдых
походы
кавказ
московская область
что посмотреть
туры
отдых
достопримечательности
крым
природа
владимир и область
горы

Москва-река Эпоха

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Эта история о Москве-реке, написанная Юрием Григоряном, Анной Камышан и Юлией Тарнавской и переведенная с русского Анной Широковой-Коэнс, фокусируется на господстве человека и города над природой. Он дополняет одноименный павильон России на XXII Триеннале в Милане Broken Nature . Кураторы национального русского участия Юрий Григорян, Анна Камышан, Юрий Кузнецов, Таисия Осипова, Сергей Ситар и Елена Угловская ставят своей целью выработать новое отношение, рассматривающее природу как самостоятельного участника земной жизни. Этот проект координировал Богдан Перич.

Старый рыбак сидит со своей внучкой на зеленой набережной перед Кремлем. Изображение из предложения Меганома по стратегии реконструкции Москвы-реки, 2014 г.

Эпоха Москвы-реки  представляет собой хронологию историй, которые исследуют отношения между людьми и Москвой-рекой на протяжении более 200 лет, поскольку это наше недавнее прошлое и наша близость. будущее, которое мы можем легко понять.
Системная инженерия в прошлом веке коренным образом изменила судьбу главного водного пути Москвы. Плотины и шлюзы запирали ее естественный сток, каналы связывали ее с дальними морями, обширные территории в бассейне реки становились водохранилищами. Он претерпел огромное вмешательство человека. Индустриальная эпоха прошла, и сегодня мы можем притвориться, что эксплуатация закончилась: смотрите, берег реки превратился в красивую местность, и вам суждено приятно провести там время. Однако, чтобы отдать свой долг природе и реке, люди должны не только прекратить ее эксплуатацию, но и сделать эти отношения взаимовыгодными. Это означает, что это должно стать взаимовыгодным типом отношений, от которого могут выиграть обе стороны.
В поисках реставрационного дизайна мы собрали множество идей о том, как с ним можно обращаться с уважением. Дружба и любовь занимают центральное место в этом подходе. Авторы экспонатов – настоящие Друзья Москвы-реки.
Часть изображения, описывающая потенциальное будущее реки, дает некоторые подсказки о том, как люди могут рассматривать реку как равного себе, у которого они берут, но кому они также отдают.
Повествование полифонично: множество разных голосов рассказывают нам о жизни реки и жизни тех, кто живет рядом с ней. Какое влияние они оказывают друг на друга?

1919–1931
Первый период — 1919–1931 годы — можно охарактеризовать как «эпоху свободы». Это было время, когда люди внимательно изучали природу, ее ритм и темп. Весной были наводнения, а летом – засухи. Купание в реке было обычным гигиеническим занятием, а пляжи создавались даже у кремлевских стен. Но как только было принято решение о строительстве канала Москва-Волга, впоследствии известного как канал имени Москвы, эта эпоха подошла к концу.
Поскольку река была заключена в камень, а ее свободное течение было прервано плотинами и шлюзами, огромное количество людей было отправлено в тюрьмы или трудовые лагеря. Многие из каторжников были вынуждены строить канал им. Москвы. По разным оценкам, при его строительстве погибло от нескольких десятков тысяч до полутора миллионов человек.
Канал — это то, что объединяет заключенных и стесненную реку. В то же время ее появление знаменует собой начало новой эпохи: река стала основным ресурсом экономического развития города.

18 ноября 1919 года Москва-река начала замерзать. Это означало начало зимы и олицетворяло прелюдию к этому длинному темному сезону. Русская версия календаря природоведения делит каждый из четырех сезонов на более мелкие периоды. Четыре весной, три летом, осенью и зимой. Рассвет сезона, его пик и спад отмечают погоду и природные явления, важные для деятельности человека. Календарь русской природы. Сделано А. Лобковым по работам А. Стрижева, К. Яковлева, А. Зуева, 1968. Экспонат: Иван Шпак. Чертежи моделей: Михаил Матренин. Латунь, эмаль, фрезеровка, гравировка, d 18,2 см. 2019.

В начале ХХ века вокруг Москвы-реки часто случались наводнения и паводки. 24 апреля 1926 года уровень воды достиг 7,3 метра, а расход воды составил 2140 кубометров в секунду. Спецвыпуск «Вечерней Москвы» от 28 апреля 1926 года. © АО «Редакция газеты «Веченая Москва», 1923. Экспонат: Иван Шпак. Бумага, трафаретная печать, 32х27,5 см. 2019.

В июне 1931 года было принято решение соединить мелководную и загрязненную Москву-реку с многоводной Волгой путем строительства канала протяженностью 128 км. Канал Москва-Волга включал в себя более 240 гидротехнических сооружений, в том числе 10 плотин, 11 шлюзов, 9 электростанций, а также водохранилища, причалы, порты, заводы и санатории. На его раскопки ушло 6 лет. Канал строился буквально вручную: узники Дмитровского трудового лагеря, одного из «островков» архипелага ГУЛАГ, были экипированы только лопатами и тачками. По разным оценкам, при его строительстве погибло от 22 860 до 1 500 000 человек. Несколько сотен выживших получили памятные знаки, а многие тысячи были расстреляны. Наградной знак Строителю канала Москва-Волга, 1937. Иллюстрации из книги «Модернизация Москвы». И. Иваницкий, Т. Гильденлант и Э. Нейман (ред.). Дизайн: А. Родченко, В. Степанова. Текст: В. Шкловский. Москва, Изостат, 1938. Идея: Александра Дьяченко, Егор Щуров (участвовали в открытом конкурсе). Наградной знак: копия, 6×6×3 см, ок. начало 2000-х. Иллюстрации: цифровая печать, 25×13 см. 2019.

Предыдущая

1-3

Следующая


1947-2014

Второй период временной шкалы относится к годам, когда река подвергалась яростной эксплуатации. Однако именно тогда река стала ключевым романтическим мотивом для многих проектов и литературно-художественных произведений, ведь душа человека тосковала по природе в эти суровые индустриальные времена.
Публикация эссе Тимофея Райнова, евангелиста космизма, сменилась романтизацией реки. В своей статье 1947 года он выступал за то, чтобы люди относились к неживой природе — скажем, к планете, камню или реке — так же, как к человеку. Эти мысли перекликаются с современной философской мыслью сегодня, когда гипотеза Геи Джеймса Лавлока серьезно рассматривается многими учеными разных стран. Его размышления стали отправной точкой для изменения отношения к реке в будущем, если говорить о повествовании выставки.
Архитектурные и художественные произведения, воспевавшие естественное состояние реки и защищавшие ее очищение, были еще одним примером того, как ее романтизировали люди (см. экспонаты 1968, 1969, 1991). Стремление к чистой речной воде совпало со строительством новых плотин и водохранилищ, массовым сбросом в реку промышленных сточных вод. Его набережные превратились в магистрали, которые загрязняли воду и разрушали традиционный уклад жизни.

Одинцовяна 1947 — эссе по натурфилософии, написанное Тимофеем Ивановичем Райновым в 1947 г., вышедшее только через 40 лет, в 1987 г. Райнов, проповедник космизма, смотрит на органическую жизнь как на результат созидательных усилий Земли. Обрисованный им нравственный идеал состоит в том, чтобы относиться к любому природному явлению — будь то камень, планета или река — как к личности. Широкую известность получили дальновидные предположения Райнова о пагубном воздействии на природу технического прогресса вообще и использования атомной энергии в частности. Собственно, Одинцована 1947 может быть первой российской научной работой по экологии. Портрет Тимофея Ивановича Райнова (1888–1958). Автор неизвестен. Фото сделано ок. 1909–1910 гг. © Илизаров С.С. Журнал ВИЭТ (История науки и техники). 2013, № 4, с. 97–137. Экспонат: Иван Шпак. Серебряно-желатиновый отпечаток, 18х13 см. 2019.

В СССР было очень мало информации о химическом составе воды Москвы-реки. Но даже советские дети знали, что промышленные предприятия безжалостно сливают свои отходы прямо в реки и отделаются страшной заразой, а о купании и рыбалке в Москве-реке в черте города и ниже по течению не может быть и речи. Крокодил Гена, мультсериал Романа Качанова, серия 3. 1974. © Студия Союзмультфильм. Техническая поддержка: Иван Шпак. Экран 5’, электронные элементы. Продолжительность 0’ 19”.

К началу 1970-х годов дорожное строительство достигло своего апогея. При строительстве новых автомобильных дорог использовались самые современные материалы и инженерные решения. Одним из них было использование железобетонных пролетов с предварительно напряженной арматурой. Дороги часто прокладывались вдоль побережья рек и озер, поэтому лодочные причалы и закоулки, где люди купались, исчезли, как и остальная часть их повседневной жизни. Новые магистрали уничтожали и уничтожали целые леса и деревни, вынуждали людей покидать места, заселенные поколениями. Но ни одна душа не жаловалась и не возмущалась по этому поводу: все верили, что скоро «строительство коммунизма» свершится, и поэтому кто-то должен был освободить место для дорог, ведущих в это прекрасное будущее. Деревенские дома, исчезнувшие под МКАД. Идея и концепция выставки: Сергей Топунов и Борис Кондаков (принимали участие в конкурсе). Экспонат: Павел Киселев. Гипс, 12×12×2 см. 2019.

«Москва. Месть природы. Реконструкция долины Москвы-реки в пределах МКАД» — тема, предложенная в 1991 году для дипломной работы студентов МАРХИ архитектором Борисом Ереминым, их научным руководителем. Реабилитация реки была главной целью этих проектов. Это означало восстановление его природного ландшафта и облегчение его утилитарного бремени. Реконструкция бассейна Москвы-реки внутри города. Из журнала «Москва. Месть природы» (фрагмент). Курировал проект Борис Еремин. 1991. Экспонат: Иван Шпак. Бумага, трафаретная печать, 21х22 см. 2019.

Предыдущая

1-4

Следующая


2014-2030
река была заново изобретена во время конкурса застройщиков 2014 года на лучший проект реконструкции ее берега. Мечта о ее реабилитации, о том, чтобы снова сделать реку естественной, становится спусковым крючком для многих инициатив, будь то частные, государственные, общественные или активистские. Есть люди, которые устраивают на реке художественные акции, есть любители нелегального купания, а есть и те, кто ищет способы очистить реку.
В этот период впервые стало известно название «Друзья Москвы-реки» и впервые распространился их Манифест, провозгласивший право на реку.

В 2014 году Правительство Москвы объявило международный конкурс градостроительных проектов на лучшее видение будущего развития Москвы-реки. Победителем конкурса стала российская архитектурная компания «Меганом», проект которой «Порты будущего» дал всем повод привязаться к набережной Москвы. Их проектное предложение предусматривало добавление к граниту и бетону набережной большего количества природных элементов. В то же время предполагалось, что в городе можно было бы оживить жизнь, если бы на набережной были созданы новые общественные пространства, такие как площади, концертные залы под открытым небом, сады, парки и экологические острова. Все они называются «портами» и призваны помочь очистить реку и должным образом внедрить ее в повседневную жизнь города. Иллюстрация к «Портам будущего на Москве-реке». Идея: Консорциум Меганом + Gillespies совместно с Systematica, Strategy Partners Group, John Thomson and Partners, Cushman & Wakefield. 2014. Экспонат: Юрий Григорян. С-принт, 20×11,5 см. 2019

Муха, переплывающая реку — перформанс, устроенный 18 июня 2019 года возле поселка Николина Гора арт-группой «Последствия коллективных действий». Исполнители стояли на противоположных берегах реки. Над водой набросили капроновую нить и привязали к ней гелиевый шар, к которому, в свою очередь, привязали прозрачный контейнер с найденной на месте мухой. Точный вид мухи остался неизвестным. Перетягивая нить из стороны в сторону, они переправляли контейнер через реку. Затем контейнер открыли, и муха улетела. Карта и контейнер, использованные в спектакле «Муха, переплывающая реку». Предоставлено Сергеем Ситарем, автором постановки. Идея и экспонат: Сергей Ситар. Контейнер пластиковый, 12х6,5 см, бумага, веревка, смешанная техника. 2019.

21 июля 2025 года пятеро членов Общества друзей Москвы-реки обошли вековой запрет на купание в реке и, несмотря на угрозы Федеральной службы охраны и Федеральной службы войск национальной гвардии, искупались напротив Кремль. Все участники несанкционированной акции задержаны. Остальные Друзья Москвы-реки распространили манифест Общества. Его последняя фраза гласила: «Настало время вернуть реку». 22 июля сотни людей вышли на Москву-реку и массово переплыли, отстаивая свое право на это. В этот день ежегодно отмечается День реки. Флаер с приглашением на празднование «Москва-ква Рекафест» на Москва-реке. 15–30 июля 2030 г. Иллюстрация: Татевик Мамян, 2019 г.. Цифровая печать, 20×15 см. 2019.

Предыдущая

1-3

Следующая


2030-2067
2030 год знаменуется важным событием: объявляется, что Москва-река обладает природным интеллектом (НИ). Это признание оказывает сильное влияние на отношение людей к реке. Лозунг манифеста Друзей Москвы-реки — «Вернем наше право на реку!» — заменен на «Вернем реке ее права!».
Река становится источником вдохновения для многих движений, от научных и образовательных программ (таких как «Любовь к воде») до радикально экологически чистых и почти религиозных групп (таких как «Движение реки»). В 2045 году реке предоставляется право на возмещение ущерба, причиненного ей в 1930 лет и постепенно возвращается к своему естественному течению и состоянию.

14 мая 2030 года: на Петербургском Международном Юридическом Форуме юридическое признание получило понятие «природный интеллект» (НИ). Термин был разработан группой ведущих экологов, биологов, политиков и психологов в качестве альтернативы термину «искусственный интеллект». 31 мая 2030 года: Мировой суд имени Вернадского признал, что Москва-река обладает природным интеллектом (НИ) и выдал паспорт, подтверждающий этот факт. Паспорт Москвы-реки, 2030 год. Предоставлено Институтом естественной разведки. Идея и экспонат: Юлия Ардабиевская, Алина Квирквелия, Артем Стаборовский и Михаил Хвалебнов. УФ-печать металлом, 20х15 см. 2019.

6 января 2033 года на юго-востоке Москвы в районе Капотня открыл свои двери первый Храм Реки. До этого события Общество друзей Москвы-реки за много лет было разделено на фракции, одна из которых стала его экстремистским крылом. Эти преданные защитники окружающей среды сформировали неоязыческое братство «Речное движение». Члены культа позже возвели Храм, который, помимо того, что был сакральным местом, имел воспитательное и информационное назначение: в нем разместились экологическая школа и Центр изучения бассейна Москвы-реки. Сувениры из магазина Речного Храма: фото Речного Храма и кристалл с голограммой. 2033. Идея и экспонаты: Полина Филиппова. Фото, 10х10 см, смешанная техника; стекло, гравировка 2,5х2,3 см. 2019.

Суд Всеобщего Равенства признал, что человечество совершило многочисленные правонарушения против природного разума (НИ) Москвы-реки. Согласно постановлению, река имеет право на компенсацию и реституцию. Разбираются дамбы и шлюзы, спускаются искусственные водохранилища, освобождается вода из подземных коллекторов. Река становится естественной, весной случаются паводки, а летом засухи вызывают низкий уровень воды. Сувенирная кепка. Произведено Обществом друзей Москвы-реки в честь прав реки. Предоставлено отделом находок Суда всеобщего равенства, 2045 г. Идея и экспонат: Таисия Осипова, Анна Камышан. Хлопок, термопечать, 26х19см. 2019.

Предыдущая

1-3

Следующая


2067-2091
Пятый раздел выставки «Эпоха Москвы-реки» посвящен периоду симбиоза. Именно в это время генная инженерия широко используется в качестве инструмента исследования, поскольку люди ищут лучшие способы сосуществования, пытаясь найти решение, которое принесет гармонию природному интеллекту реки и им самим.
Речной шелк — ткань, получаемая из речного мха, — становится любимым эко-трендом московских модниц. Радио River — самый популярный выбор в городе. Нагорная кайма из мембраны и перламутровые набережные реки превращаются в новые символы столицы. Наконец, осетровые, задуманные как маркеры благополучия реки, прославляются в произведениях искусства.

Использование биоактивных веществ для очистки воды и берегов Москвы-реки в 2050-х годах привело к появлению в реке густой взвеси, которая обволакивала предметы и купающихся при погружении в воду. После высыхания пленка превращается в своеобразную ткань с приятной текстурой и легким ароматом кувшинок, речной шелк в своем роде. Образец речного шелка, ок. 2067 Идея и концепция: Анна Андронова, Егор Орлов и Алиса Силантьева (участвовали в открытом конкурсе). Экспонат: Антон Чурзин, Иван Шпак. Натуральные материалы, оргстекло, болты и гайки, 12х12 см.

К 2076 году браконьеры полностью истребили — вылавливая вручную одного за другим — генно-инженерный вид осетровых, выпущенный в Москву-реку в качестве маркера его благополучия. Эта трагедия нашла отражение во многих произведениях искусства. Истребленный осетр. Картина Александры Будаевой, 2073 год. Идея и экспонат: Александра Будаева. Холст, масло, 9х12 см. 2019.

Искусственно созданные моллюски (API) изначально предназначались для сбора информации о состоянии Москвы-реки и очистки ее вод от мусора. Только позже выяснилось, что побочный продукт их метаболизма имеет форму речного жемчуга. Несмотря на то, что городские власти, члены Общества друзей Москвы-реки и жители города отмечают, что река уже стала намного здоровее, АПИ находит еще больше шлаков и грязи, перерабатывает их и производит жемчуг, который затем отправляется на жемчужину. депозитарий. Перепроизводство привело к использованию речного жемчуга в мощении и строительстве. Москва, когда-то Белый город, потом Красный, теперь известна как Жемчужина. «Жемчужная Москва». Открытка. 2070. Жемчужное мощение. Фрагмент. 2075. Идея и экспонаты: Мария Федорова (участвовала в открытом конкурсе). Открытка: печать на перламутровой бумаге, 14,5х9.5 см. 2019. Жемчужная мостовая: алюминий, авторская техника, 10х5х3 см. 2019.

В Москве появился супергерой! Юра родился в семье фермеров-земноводов, выращивающих московского речного осетра, и он больше, чем просто еще один одаренный предприниматель. Харизматичный и остроумный, он стал настоящим хранителем реки. Юра следит за психологическим состоянием потенциальных самоубийц, организует реабилитационные центры, школы разумного плавания и курсы спасения на водах. Кроме того, он работает с правонарушителями, спасает затонувшие в реке затонувшие корабли и другие объекты, участвует в гидроархеологических экспедициях и руководит лабораторией, которая строит экологические острова и новую кромку реки. Игрушка «Юра» © ОАО «Москва-река», 2088 г. Идея и концепция выставки: Рустам Насриддинов-Битсон. Экспонат: Денис Мещеряков. Жидкая смола, 3D печать, 18х18х6 см. 2019.

Предыдущая

1-4

Следующая


2091-2119
Шестая — последняя — часть временной шкалы также является самой неоднозначной. Он начинается в 2091 году, когда образовался эколого-социальный район Бессточной зоны Каспийского моря. Наряду с другими территориями в состав этого района вошли бассейн Москвы-реки и его обитатели.
Таким образом отношения человека и реки переключаются на новый режим. После многих лет эксплуатации реки и последующих лет, когда люди пытались образовать с ней симбиоз, природа начинает играть ведущую роль. Квинтэссенция этого изменения проявляется в том, что люди создали официальную позицию Того, Кто Думает о Реке. Любой житель бассейна Москвы-реки может взять его и начать регулярно созерцать реку как профессионал.

Появилась официальная позиция Того, Кто Думает о Реке. Главная обязанность человека в офисе – созерцать реку. Он возвращает нас в эпоху, когда наблюдение за природой и следование ее ритмам было смыслом жизни для одних людей и внутренней красной чертой для других людей, которые дисциплинировались и направлялись ею, даже не осознавая этого. Новый мяч. Объявление о вакансии «Тот, кто думает о реке», 2119. Идея и концепция: Дмитрий Лаптев, Александр Попов и Ольга Чернова (участвовали в конкурсе). Экспонаты: Анна Буали, Иван Шпак, Анна Камышан, Таисия Осипова, Андрей Михалев. Стекло, электронные элементы, смешанная техника, 9.5×9,5 см. 2019.

Клеймо свидетельствует о том, что найденный в ручьях Филевского парка чайник с изогнутым дном изготовлен в 2093 году. Артефакт относится к эпохе Новых Углов. Истощение водохранилищ и малоснежные зимы привели к небывалым паводкам на Москве-реке. Повсеместный ущерб включал затопление первых этажей большинства зданий у реки. Многие здания накренились. Это вызвало массовую миграцию, люди быстро заселили свободные от воды холмы. Однако некоторые общины старообрядцев остались на набережной и продолжали жить, работать и приспосабливаться к Новым Углам. Чайник. Около. 2093. Обнаружен во время археологической экспедиции в 2280 году. Идея и концепция: Анна Андронова, Егор Орлов и Алиса Силантьева (участвовали в открытом конкурсе). Экспонат: Иван Шпак, Анна Буали. Алюминий, аргонная сварка, анодирование, 20х17 см. 2019.

С конца 2040-х годов экологическая повестка играет все более значимую роль во взаимодействии стран и правительств. ООН заявляет, что получение контроля над качеством воды и почвы, разработка новых способов переработки микропластика и тщательный мониторинг его источников являются главными задачами человечества десятилетия. В 2091 образовалась бессточная область Каспийского моря. Он объединил бассейны нескольких рек, в том числе Москвы-реки, и стал автономным эколого-социальным регионом. В 2115 году международным соглашением были установлены новые эколого-политические границы между всеми странами мира. Иллюстрация из детской географической энциклопедии, издательство «Одиссея», 2118. Из библиотеки Анны Камышан. Идея и экспонат: Анна Камышан. С-принт, 16×15 см. 2019.

Пред.

1-3

Далее

 

Юрий Григорян
Юрий Григорян, соучредитель архитектурного бюро Меганом. В 1991 году Юрий окончил Московский архитектурный институт МАРХИ, где в настоящее время является профессором. С 2011 по 2014 год — директор по образованию Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Помимо руководства Меганом, Юрий регулярно выступает с докладами и участвует в конференциях.

Анна Камышан
Анна Камышан, соучредитель сообщества «Друзья Москвы-реки». С 2014 года руководит проектом стратегической редевелопмента Москвы-реки в Меганоме. Анна получила образование архитектора, закончила аспирантуру Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (2014 г.), а затем аспирантуру по социологии в Манчестерском университете (2016 г.).

Юлия Тарнавская
Юлия Тарнавская, редактор. Ранее работал главным редактором журналов «Афиша», «Большой город» и «Афиша-Мир». Несколько крупных выставок, в том числе «Романтический реализм» (2015, художественный зал «Манеж», Москва) и «Механика чуда» (2014, ВДНХ, Москва) получили пользу от опыта Юлии, поскольку она отвечала за их настенные тексты и подписи. Она также была редактором книги, изданной «Меганомом» в память о Давиде Саркисяне, покойном директоре Московского архитектурного музея.

Дополнительная литература:

Андреа Анджели и Элис Пичиокки
|
27 июля 2018 г.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. Ниже представлена ​​подборка рисунков из книги «Кирибати: островной мир исчезает в…»

Подробнее

Автор: Milano Animal City
|
8 сентября 2018 г.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Bombing Parco Sempione — это спекулятивный дизайн-проект, разработанный в рамках Urbanism and Urban…

Подробнее

Леонардо Делланоче и Артур Штайнер
|
6 августа 2018 г.

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА: Digital Earth предлагает шестимесячную стипендию для пятнадцати художников и дизайнеров из…

Подробнее

Берни Краузе
|
20 сентября 2018 г.

Звуковые ландшафты, комбинированные акустические сигналы, достигающие нашего слуха из любого источника, обладают необъяснимой силой…

Подробнее

«Волга: история величайшей реки России»

Невозможно представить Россию и ее историю без Волги, самой длинной реки России и Европы, на берегах которой произошло так много важнейших политических, экономических и культурных событий страны. Известная как «Мать-Волга», река всегда играла огромную роль в национальном сознании. Сложная и красочная история этой легендарной реки является предметом новой книги профессора Джанет Хартли, почетного профессора международной истории Лондонской школы экономики: «Волга: история величайшей реки России».

«Волга» — это второе исследование профессора Хартли истории России, основанное на физической сущности. В ее знаменитой «Сибири: история народа» этот обширный регион использовался для рассмотрения людей, которые поселились — или были вынуждены поселиться — в месте, которое служило огромной и негостеприимной тюрьмой.

Искусное повествование Хартли о Волге начинается с Хазарского ханства начала 7-го века, населенного тюркскими племенами, которые являются первыми зарегистрированными бенефициарами прибыльного торгового пути Север-Юг по реке. Торговцы-викинги, известные как «русы» или «гребцы», использовали Волгу для доставки мехов, рабов, пчелиного воска, меда и слоновой кости на юг, в большой торговый центр на Итиле. Русы были «приглашены» к власти над славянскими племенами, а их потомки основали на берегах Волги великие средневековые города-крепости: Углич, Ярославль, Кострому, Тверь.

На противоположном конце Волги, где река впадает в Каспийское море, два века (1240 — 1480) господствовали монгольские завоеватели в своей великой столице Астрахани. Сопротивление монголам, возглавляемое великим князем Московским, помогло объединить раздробленные русские княжества в национальное государство. Окончательный разграбление Казани и Астрахани Иваном Грозным в середине шестнадцатого века стало важным поворотным моментом в истории России и Волги.

Хартли затрагивает эти и другие основные вехи русской истории на протяжении всей книги, но сохраняет сложные социальные взаимодействия и развитие, происходящие вдоль волжского фронта, в центре своего повествования. Она прослеживает Волгу как границу внутренних районов, которая привлекает разбойников, преступников и пиратов и разжигает восстания, подобные восстаниям, возглавляемым Стенькой Разиным, Емельяном Пугачевым и, в конечном итоге, Владимиром Лениным. Хартли также исследует роль реки как материального разделения постоянно расширяющейся империи с запада на восток. Даже когда Россия становится многоэтническим и многоконфессиональным государством, Волга обеспечивает преграду между мусульманами и христианами, русскими и нерусскими и противоборствующими армиями.

По мере развития торговли и технологий в семнадцатом и восемнадцатом веках Волга служит главным проводником товаров и ноу-хау, поддерживая рост Нижнего Новгорода как великого торгового центра империи. Культурные и политические идеи также движутся вдоль реки, и пока интеллектуалы девятнадцатого века изо всех сил пытаются определить национальную идентичность, могучая Волга предлагает вдохновение, используемое музыкантами, поэтами и художниками.

Большевистские пропагандисты находят в Волге богатую метафору триумфа советской техники, «приручившей» великую реку, концепцию, исследованную как Иваном Грозным, так и Екатериной Великой во время их встречи с Волгой. Позже Советы возвращаются к символике реки как «Матери» во время Второй мировой войны, когда Красная Армия останавливает нацистов на берегах Волги во время бойни Сталинградской битвы.

«Волга» — чрезвычайно читаемая книга — как для опытного историка России, так и для тех, кто впервые сталкивается с огромным народом и его яркой историей. Формируя свое повествование о приливах и отливах великой реки России, Хартли предлагает ценную информацию о российском мышлении и намекает на то, что может быть в их будущем. «Волга» сочетает в себе выдающиеся академические исследования с мастерским и убедительным повествованием. Результат — незабываемое путешествие в самое сердце российской социальной, политической и культурной истории.

Картина Ильи Репина 1873 года «Бурлаки на Волге» для многих остается их изображением реки.
Викикоммонс

Хотя река Волга никогда не была географической границей между Азией и Европой, во многих отношениях средняя и нижняя Волга действительно проводят линию между христианским, русским, европейским Западом и исламским и азиатским Востоком. «Я в Азии», — заявила Екатерина II в письме к Вольтеру из Казани в 1767 году. Топография земли по обе стороны от средней и нижней Волги усиливает это ощущение водораздела: земля на западном (правом) берегу более холмистая, более возделанная и богаче растительностью; земли восточного (левого) берега низменные, равнинные, преимущественно кустарниковые, простираются до границ Казахстана. Конечно, немецкие переселенцы, которых Екатерина II в 1760-х годах побудила приехать в Поволжье, считали, что те, кому были пожалованы земли на западной «горной стороне» в Саратовской губернии, были счастливы – не только потому, что почва была лучше, чем с восточной «луговой» стороны, но и потому, что они не были так подвержены опасным набегам калмыцких и ногайских всадников. В их глазах река была разделительной линией между европейской цивилизацией и азиатским варварством.

Однако Волга была не просто водоразделом между востоком и западом, Европой и Азией. Это было также место встречи и (в какой-то степени) плавильный котел многих разных народов сначала в многонациональной и многоконфессиональной Российской империи, а затем в Советском Союзе. Астрахань стала домом для армянских, персидских и индийских торговцев, каждый из которых имел свои кварталы, религиозные и торговые здания и свои учреждения. Казань сегодня татарский и русский город; сельская местность к северу, востоку и западу от Казани населена русскими, тюркскими и финно-угорскими народами. В советский период автономные республики были созданы для нерусских народов в 1920-х годов в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, и они все еще существуют в Российской Федерации сегодня (за исключением недолговечной Поволжско-Германской Автономной Республики). Однако во всех республиках проживает значительное количество этнических русских, и сегодня они важны для формирования идентичности в новой России.

Религиозная композиция на Волге сложная. Финно-угорские поселенцы изначально следовали шаманским верованиям, хотя многие обратились, по крайней мере номинально, в православие после того, как стали подданными Российской империи. Правитель и элита Хазарии, вероятно, обратились в иудаизм где-то в начале девятого века. Калмыки юга и юго-востока Поволжья были буддистами (единственными буддистами в Европе). Болгарское государство, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства были или стали мусульманскими. Российское и советское государства осознавали потенциальную угрозу ислама в Поволжье с момента завоевания Казани в 1552 г. История Поволжья отчасти является историей (часто насильственного) обращения в православие Российское правительство и реакция на это местных жителей. Во многих случаях процесс обращения был неполным или, в случае ислама, мог быть обращен вспять. Удаленность большей части поволжской деревни привлекала старообрядцев, то есть раскольников из Русской православной церкви, не принявших изменений в богослужении и практике в середине XVII века. Немецкие поселенцы восемнадцатого века могли быть католиками или протестантами. Поселения на Волге были микрокосмом этнической и культурной сложности Российской империи и Советского государства, и в этом исследовании будут изучены отношения между различными группами людей на Волге, а также между нерусскими и правительством.

Река Волга сыграла ключевую роль в создании и развитии ранних «государств», Российской империи и Советского Союза. Важность торговли и стратегического доступа к Волге и Каспийскому морю привели к соперничеству и конфликту между Хазарией, булгарами и Киевской Русью; а затем между Золотой Ордой (и ее преемником ханством в Казани) и Москвой и другими русскими княжествами на территории нынешней Европейской России. После покорения Казани и Астрахани цари России приняли титул «царь казанский и астраханский» (и Сибири), а также «царь всея Руси». С этого времени Россию можно считать «империей», хотя западный титул «император», а не царь, был принят Петром I только в 1721 г. Среднее и Нижнее Поволжье были первыми значительными нерусскими и нехристианские земли, где должна была установить и осуществлять контроль Российская империя. Во многом они служили испытательным полигоном, а затем образцом имперской (и отчасти советской) политики в отношении нерусских народов.

Крупнейшие казачьи восстания конца семнадцатого и восемнадцатого веков были по сути волжскими восстаниями, когда повстанческие армии Стеньки Разина и Емельяна Пугачева плавали вверх и вниз по реке и грабили важные волжские города. Поселения по обоим берегам Волги были разграблены кочевниками-кочевниками с востока и юга. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков регион был охвачен сельским и городским сопротивлением и восстаниями. Имперское правительство и Советское государство ответили подавлением мятежных подданных и усилением их административного контроля, а также усилением своего культурного и образовательного присутствия в регионе. Имперская Россия и Советский Союз были в значительной степени сформированы опытом управления землями, приобретенными в шестнадцатом веке на Волге.

Волга стала ключевым местом конфликта в двадцатом веке и сыграла ключевую роль в создании и выживании Советского государства. Река и несколько ключевых волжских городов сыграли решающую роль в определении исхода Гражданской войны в России 1918–1922 годов. Самара на короткое время стала центром сопротивления новому советскому государству, а города на средней и нижней Волге имели жизненно важное стратегическое значение как для белых, так и для красных. Неспособность белых армий соединиться на Волге во многом определила исход Гражданской войны. Во Второй мировой войне Сталинградская битва сыграла решающую роль в разгроме немецкой армии и выживании Советского Союза. И тогда, и после этого она преподносилась как величайшая из всех «патриотических» жертв, принесенных советским народом. Река Волга под Сталинградом считалась в 1942–43 как ключевой рубеж, Рубикон, который немцы не должны переходить. Часть огромного мемориального комплекса битвы показывает, что немецкие солдаты переходят реку только как побежденные и деморализованные военнопленные.

Наконец, Волга стала предметом поэзии, литературы и искусства и помогла сформировать чувство русской идентичности через общий опыт общения с рекой. Оды конца XVIII века Екатерине II не только прославляли реку, но и «приручали» ее в честь правительницы. В девятнадцатом веке писатели, художники и туристы полностью «открыли» Волгу как нечто уникальное и особенное для России и всех россиян. Волга стала «Волгой-матерью» и защитницей русского народа. Однако «мрачное величие» Волги, как выразился Бремнер в первой цитате этой главы, также было общей темой русской поэзии, литературы и искусства. Знаменитая картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» использует этот образ для изображения эксплуатации и страданий простых людей в позднецарской России. Сталинградская битва закрепила особое значение реки как преграды, защищавшей Советское государство и всех его людей, русских и нерусских, от тех, кто желал их уничтожить, и это нашло отражение в современных ему стихах и популярных песнях.

Переход от отношения к реке как к границе с «другим» (Азией) к восприятию ее как символа русскости внутри России отчасти является отражением эволюции русской идентичности, в которой Волга играла значительную роль . Однако это также река многих нерусских народов, и она фигурирует в поэзии и прозе как нерусских, так и русских. Волга сегодня играет такую ​​же важную роль в идентификации татар в Татарстане как «волжских татар» и потомков Болгарского государства, как и в русской идентичности.

Река имеет огромное значение для всех, кто живет на ее берегах, а также для русских и нерусских, живших в составе Российской империи и Советского Союза. Река, по словам популярной «Песни о Волге» в фильме 1938 года «Волга, Волга», была:

Могучая водами, как море,
И так же, как наша Родина – свободна.