Псковский монастырь: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Успенский Псково-Печерский мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 г. здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 г.) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 гг. в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 г. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока»), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 г., уже с надписью над входом «Богом зданная пещера».

В 1470 г. в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 г. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 г. и до октября 1941 г. наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин). В октябре 1941 г. Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 г.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 г. в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илия, Аркадий, Никон, схиеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 г. последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осужден на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 г. Реабилитирован в 1997 г.

16 января 1945 г. Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 г. Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской Православной Церкви организовал летом 1946 г. посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским).

С 1949 г. по 1954 г. наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 г. указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 г. возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 г. усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Игумен Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для Церкви годы хрущевской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 г. в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков), архиепископы Владимир (Кобец) и Андрей (Сухенко), епископы Феодор (Текучев) и Иоанникий (Сперанский). Все они погребены в монастырских пещерах.

***

Священноархимандрит — митрополит Псковский и Порховский Тихон. И.о. наместника — иеромонах Иларион (Карандеев).

***

Псково-Печерский монастырь (историческая справка)

Псково-Печерский монастырь: История, фотографии, как добраться

Содержание статьи

  • Псково-Печерский монастырь
  • Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
  • Богом зданныя пещеры
  • Старчество
  • Чудотворные иконы
  • Богослужения
  • Паломнический центр
  • В единственном экземпляре

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Читайте также — Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также — Мой монастырь

Паломническая служба: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

e-mail: [email protected]

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

 

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Псково-Печерский монастырь – уникальный архитектурный комплекс · Блог о путешествиях по России

Блогролл
  • Путеводитель по Украине

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь — один из самых крупных и известных монастырей России с многовековой историей.

Это один из самых ценных и интересных историко-архитектурных комплексов страны. Расположен на юго-восточной окраине города Печоры Псковской области, недалеко от границы с Эстонией. Псково-Печерский монастырь на Google Maps. Фото: Денис Спирин.

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в песчаниковой горе. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, на котором расположены Успенская церковь и другие пещеры, называется Святой горой.

За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 г. по январь 1945 г. ) находилась в составе Эстонии, благодаря чему не подвергалась антицерковным кампаниям советского правительства.

Территория монастыря, ограниченная крепостными стенами с башнями, представляет собой часть глубокого оврага с крутыми склонами. Каменецкий ручей течет по дну оврага.

Изборская башня. Искусственная насыпь перед ним — остатки земляных укреплений 1700-х годов — Петровский бастион. В 1701 году по указу Петра I для крепости были сооружены дополнительные укрепления: стены были обнесены земляным валом и рвом, перед пятью башнями сооружены бастионы.

Благовещенская башня.

Изборская башня.

Башня Тарарыгина. Первоначально эта башня была круглой. В 1615 году при осаде крепости шведскими войсками она была разрушена почти до основания. Во время реставрации строители сделали его четырехугольным.

Общий вид крепостной стены с юго-запада.

Башня Верхних ворот – шестиярусная башня высотой 22 метра.

Тыловская башня, защищающая западный угол крепости, самая мощная: ее диаметр более 14 метров, высота 12 метров.

Михайловский собор.

Самый древний памятник ансамбля – Успенская церковь с семью пещерными улочками вырыта в песчаном склоне горы. Его северный фасад в сочетании с фасадом пятиглавой Покровской церкви (желтый) и пристроенной к восточной стороне Большой звонницей составляют центр архитектурной композиции монастыря.

Перед Ризницей (здание цвета красной охры) находится древний колодец с открытой деревянной беседкой над ним.

Покровская церковь, построенная в 1758 году, представляет собой интересный памятник русского барокко.

Дом наместника монастыря (1883 г.).

Братский корпус.

Теги: Псковская область

Павильон «Арсенал» – один из первых музеев в России

Жизнь ненецких оленеводов на Русском Севере >>

Пока комментариев нет.

Наверх

Псково-Печерский монастырь под Псковом

  1. Дом
  2. Россия
  3. Псков
  4. Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь — один из крупнейших мужских монастырей во всей России и одно из немногих религиозных учреждений, которые оставались открытыми на протяжении всего советского времени. Известный как Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, он расположен в 50 километрах от Пскова в Печорах, Россия.

Хотя своим основанием монастырь обязан открытию в 1392 году в близлежащей горе Псковских пещер, поселение здесь не было основано до 1472 года, когда православный священник Иона построил на этом месте Успенский собор. Со временем были добавлены другие часовни, и сегодня Псково-Печерский монастырь демонстрирует красочную эклектичную архитектуру, некрополь и святые иконы, которые служат напоминанием об историческом значении монастыря и настоящей духовной жизни.

г. Псково-Печерский монастырь помогал защищать жителей Печор во время нашествий Стефана Батория в 1581 г. и шведского короля Карла XII в 1703 г. Он продолжал охранять западную границу России на протяжении всей Северной войны со Швецией, во время которой монахи прятали местных жителей внутри монастыря, помогали восстанавливать разрушенные дома и даже выкупали военнопленных. Подписание Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией в 1721 году положило конец двухдесятилетней войне и официально утвердило Российскую империю как территориальное образование. Но и в мирное время не ослабевали общественные работы и духовное руководство монахов Псково-Печерского монастыря. В связи с тем, что во времена советской власти монастырь находился в Эстонской ССР, Псково-Печерский монастырь был одним из немногих религиозных учреждений, которые оставались открытыми на протяжении всего 20 9 г.0119-й век.

Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря формировался постепенно, на протяжении многих лет. В его двухметровых стенах, протянувшихся на 726 метров, прекрасно сохранились 9 из 10 его башен и множество изысканных церквей, в том числе Успенский пещерный собор, Сретенская церковь, Покровская церковь, церковь Святого Лазаря, церковь Святого Николая. , Благовещенская церковь, Храм Воскресения Христова и Михайловский собор.

Построенная в 1541 году Благовещенская церковь была первым каменным сооружением комплекса, который сегодня находится в одном здании со Сретенской церковью. Строительство лихорадочно велось во времена правления Ивана Грозного и сегодня известно своим глазурованным поясом из керамических плит с исписанными древними письменами. В последующие годы к собору были пристроены оборонительные сооружения, а Благовещенская церковь была соединена с Никольской церковью специальным переходом.

Михайловский собор построен в 1820 году в память о героях, освободивших Полоцк (современная Беларусь) от армии Наполеона. Самое большое здание комплекса, оно дополняет величественные 16 -й век Никольская церковь и колокольня, обе из которых поражают своей красотой.

К концу 18 века была построена одноглавая церковь Св. Лазаря. Первоначально задуманный как больница, он также в разное время функционировал как свечной завод, жилище монахов и гостевой дом для паломников.

Две башни, воздвигнутые над ручьем, снабжавшим крепость водой, были оборудованы в основании подземными ходами, которые легко можно было прикрыть железными решетками в случае нападения противника. Орудийные отверстия, встроенные в верхние ярусы башен, могли использоваться военным гарнизоном, постоянно находившимся внутри крепости.

Псково-Печерский монастырь включает также хорошо сохранившийся некрополь, заполненный 16 -18 каменными могилами монахов, воинов, благочестивых мирян, паломников и известных священнослужителей, внесших значительный вклад в монастырь.

Чудотворная икона Успения Божией Матери, обнаруженная в одной из пещер в 1472 году, продолжает привлекать религиозных паломников в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.