Содержание
Как из Парфенона сделали христианскую церковь
Самый яркий символ западной цивилизации, Парфенон, был преобразован в христианскую церковь почти на тысячелетие, с 500 по 1450 год нашей эры.
Первоначально построенный в 432 г. до н.э. в честь Афины Парфенос, греческой богини мудрости и войны, великолепный храм претерпел несколько изменений.
В 500 году нашей эры, когда христианство утвердилось в восточной части Римской империи, храм Афины стал храмом Панагии Афиниотиссы (Афинской Девы Марии). Вскоре храм и холм Акрополь стали центром христианского паломничества, имевшего большое значение на протяжении всей истории Византии. Паломники со всей Греции и православного мира стекались в Акрополь, как паломники к Деве Марии .
Парфенон византийской эпохи. Из видео Костаса Гавроса (см. ниже)
Плавное преобразование
Одним из самых интересных моментов преобразования древнего храма в христианский является то, что радикальных изменений в его внешнем виде не произошло. Фронтоны не прикрыли, оставили в прежнем виде. Страх перед «демоническими» древними богами, по-видимому, не относился к Акрополю. Похоже, христиане проявили уважение к этому историческому памятнику.
Однако внутренняя часть нефа и части колонн были сильно повреждены огнем (возможно из-за вторжения в Афины в 267 году нашей эры) или землетрясением.
В V веке Парфенон был преобразован в трехнефную христианскую базилику, посвященную сначала Святой Софии, а затем (в середине византийской эпохи) Панагии Афиниотиссе. Однако во время правления императора Юстиниана он был освящен и определен, как «Афинская католическая церковь».
В анонимной рукописи XV века из Венской библиотеки говорится, что «храм Богоматери на Акрополе был построен Аполлоном и Евлигием», которые были современниками Юстиниана и Тиберия II, соответственно.
С конца VI века и далее вокруг церкви стали хоронить умерших священнослужителей, епископов и других лиц. Раскопки 1836 года обнаружили множество памятников христианского кладбища. Также была найдена мраморная надпись о «святейшей церкви Афин», бронзовые монеты императоров Юстиниана и Юстиниана II и несколько золотых монет Тиберия II Фракии.
Иконы византийской эпохи в интерьере Парфенона. Всеобщее достояние
Парфенон оформлен, как христианская церковь
Постепенно храм Панагии Афиниотиссы украшали иконы, мозаики и византийские фрески. Восточный вход в древнее святилище был закрыт, а пронаос, ставший святой ступенью, был поднят на одну ступень над старой землей.
Алтарь был покрыт пентелийским мрамором и опирался на четыре небольшие порфировые колонны с мраморными и позолоченными коринфскими колоннами. Над ним висел золотой голубь, представляющий Святого Духа.
Два меньших были построены в святилище на севере, для представления священных даров, а на юге была ризница, в которой хранились священные сосуды, облачения и литургические книги. Внизу арки и в середине полукруглой платформы возвышался епископский мраморный трон.
Древнее тыловое здание преобразовали в притвор церкви, который был соединен с нефом дверью, а церковь была заполнена фресками. Старый и широкий вход сохранился, как большие ворота. В другом месте стояли колонны из яшмы.
Также были амвон и колокольня, которые выступали из деревянной крыши базилики, опирающейся на неф храма Девы Афины. Золотое изображение Девы Марии стояло в нише над святилищем, украшенное тысячами душ, так называемыми золотыми камнями.
На задних стенах до сих пор сохранились тусклые остатки византийских икон. В этой церкви горела липовая лампа, которая существует в храме с древних времен. Павсаний упоминает, что она горела перед статуей Афины.
Рисунок Кириака Анконского, который посетил Парфенон в 1436 и 1444 годах. В примечаниях кратко описывает собор и называет его «божественным творением Фидия»
Парфенон превращен в мечеть
После непродолжительного завоевания Византии крестоносцами, во время Четвертого крестового похода (1204 г. ), христианская церковь Парфенона была разграблена и затем преобразована в католическую церковь под названием «Санта-Мария-ди-Атене».
Позже, когда Афины находились под властью герцогской семьи Де ла Рош, церковь была посвящена Нотр-Даму, а в ее юго-западном углу была построена высокая колокольня.
Парфенон 1839 г., гравюра. Всеобщее достояние
После падения Афин во власть Османской империи при Мухаммеде II Завоевателе в 1458 году Парфенон был превращен в мечеть, а франкская колокольня — в минарет. Несмотря на периодические изменения и нанесенный ущерб, здание сохраняло свою архитектурную целостность и большую часть своего пластического убранства до 17 века.
Лишь в 1687 году, в разгар Второй венецианско-турецкой войны, снаряд из артиллерии Морозини упал на Парфенон, где турки устроили склад пороха, в результате чего храм взорвался. Взрыв сильно повредил его скульптурное убранство.
На протяжении веков христиане верят, что Дева Мария, Богоматерь, защищает своих верных, как богиня Афина защищала афинян, в каждый трудный момент их жизни.
О том, как поделиться
В связи с массовыми нарушениями правил, все комментарии премодерируются.
Парфенон: дорисуй богиню | homsk
До наших дней афинский Парфенон дошел уже в руинах. Время стерло с фасада не только скульптуры, но и яркие краски. Представить, как все выглядело в Античности, помогает реконструкция.
Храм, посвященный богине Афине, построили в середине V века до н. э. Название «Парфенон» дано в честь эпитета Афины — парфенос, дева. На строительстве трудилось несколько именитых мастеров под руководством Фидия. Здание почти за 26 столетий пережило пожар, превращение в христианскую церковь, затем, в эпоху господства Османской империи, — в мечеть и оставалось неплохо сохранившимся до конца XVII века. Самые страшные разрушения ему причинили в 1687 году венецианцы: во время войны с турками они обстреляли Парфенон, где был склад снарядов, и те взорвались. Впоследствии предприимчивые чужестранцы сняли с фасада храма и вывезли остатки статуй. Так что теперь представить, как выглядели скульптурные группы на фронтонах Парфенона, мы можем по рисункам художника, побывавшего в Греции с французским послом в 1674 году. Однако там статуи показаны монохромными. С эпохи Возрождения античные мраморы люди представляли себе именно такими, поскольку слои краски на них не сохранились. Только с XVIII века по следам пигментов стали догадываться, что их раскрашивали. В начале 2000-х годов сотрудники Университета Южной Каролины создали 3D-реконструкцию Парфенона и в ней раскрасили статуи на фронтонах в яркие цвета.
Скульптуры западного фронтона Парфенона (реконструкция). Ок. 438–432 до н. э. Материал оригинала: белый пентеликонский мрамор. Фрагменты хранятся в Британском музее в Лондоне, в Музее Акрополя в Афинах и в других музеях
1. Афина. Сюжеты обоих фронтонов Парфенона известны благодаря греческому писателю II века Павсанию. На западном была изображена история о том, как богиня стала покровительницей города. По легенде, она не поделила с Посейдоном главенство над Афинами и всей Аттикой. Оба божества, встретившись на Акрополе, принесли дары городу, споря, чей лучше. Афина вонзила в землю копье и создала оливковое дерево. Победа досталась ей. Этот миф отражает соперничество двух культов в давние времена.
2. Посейдон. В ходе спора морской бог ударил в скалу трезубцем, и оттуда забил источник с соленой водой. Но победила в споре все-таки Афина.
Антиковед Людмила Маринович отмечала, что для афинских граждан этот сюжет означал победу демократии над аристократией, с которой связывали Посейдона, покровителя всадников и коней.
3. Центральный элемент. По одной из версий, это олива (подобный сюжет о вырастающем между богами-спорщиками дереве встречается на вазе IV века до н. э.). По другой — это молния, которой Зевс, по преданию, прекратил конфликт между Афиной и Посейдоном.
4. Нике. Колесницей, в которой Афина приехала на место встречи, правит, как предполагают, богиня победы (сама статуя утрачена). Скульпторы часто изображали Нике стоящей на руке Афины, что в глазах греков символизировало помощь богини-покровительницы в победе в изнурительных войнах с персами, продолжавшихся всю первую половину V века до н. э.
5. Гермес. Каждого из спорщиков сопровождает божество-вестник. В «группе поддержки» Афины — Гермес, ее брат по отцу Зевсу.
6. Амфитрита. «Возничий» Посейдона — его супруга, богиня моря, которую чаще изображают на колеснице.
7. Ирида. Богиня радуги, посредница между олимпийцами и смертными. Богиню идентифицировали по остаткам креплений для крыльев на спине. Здесь она вестница при Посейдоне. Статуи не только раскрашивали, но и украшали металлическими деталями. Так, у Ириды на талии был пояс из бронзы.
8. Кекроп. Первый царь Аттики, изначально аттическое божество земли. При нем произошел спор Афины с Посейдоном. Обычно изображался в виде человека со змеиным хвостом вместо ног. Здесь опирается на посох в виде змеи.
9. Дочери Кекропа — изначально богини росы и спасительницы от засухи: Герса, Аглавра, Пандроса. По преданию, Афина доверила им ларец, в котором был спрятан младенец Эрихтоний. Женщины нарушили запрет и заглянули внутрь. За это богиня покарала их безумием, и сестры погибли, бросившись с Акрополя.
10. Эрихтоний. Вероятно, здесь изображен аттический герой, воспитанник Афины, древнее божество плодородия, его культ со временем слился с Посейдоном. Он, как и Кекроп, имел черты змея. Эрихтоний считается учредителем крупнейших игр в честь Афины — Панафиней.
11. Божества рек Аттики — по ведущей версии, Кефис (слева), Илис и Каллироя (справа) — обозначают место действия. Абрис фигуры божества слева напоминает изгиб волны, струящиеся складки одежд похожи на потоки воды.
Парфенон — Древние Афины 3D
Парфенон — древнегреческий храм, построенный на холме Акрополя в Афинах. Это храм из прекрасного белого пентелийского мрамора, посвященный богине Афине, покровительнице города Афины.
Строительство началось в 447 г. до н.э. по приказу афинского государственного деятеля Перикла в рамках общей программы восстановления Акрополя, поскольку более старые храмы были разрушены персами в 480 г. до н.э. Парфенон был построен на руинах недостроенных и разрушенных
архаичный храм, так называемый «Пропартенон» или «Гекатомпедон»
.
Архитекторами были Иктин и Калликрат, а руководителем проекта и украшения скульптуры был скульптор Фидий, близкий друг Перикла. Строительство было завершено в 438 г. до н.э., а последние скульптуры были установлены в 432 г. до н.э.
Парфенон представляет собой здание дорической архитектуры, сочетающее в себе черты ионического ордера, такие как фриз и внутренние ионические колонны. Его размеры примерно 31×70 метров, а длина 19м высотой. В частности, это восьмистильный периптеральный храм с шестигранной амфипростильной целлой (типы древнегреческих храмов см. здесь>>).
Общий вид Парфенона с северо-востока.
Парфенон с северо-запада. Статуи на фронтоне изображают спор между Афиной и Посейдоном.
Вид на Пронаос при выходе из целлы
Восточный фасад Парфенона. Статуи на фронтоне изображают рождение богини Афины, а метопы изображают битву гигантов (гигантомахия).
Храм имел богатое скульптурное убранство. Скульптуры можно разделить на три типа: метопы
, фронтоны и фриз .
Метопы представляют собой квадратные панели с высоким рельефом, изображающие сцены из мифологии, связанные с городом Афины. Всего в Парфеноне было 92 метопы, все они были украшены рельефными скульптурами. Метопы восточного главного фасада изображают гигантомахию, мифическую битву между олимпийскими богами и гигантами, в которой боги одержали победу. Метопы северной стороны изображают сцены Троянской войны, метопы западной стороны изображают амазономахию, битву между афинянами и амазонками, а южные изображают кентавромахию, битву с кентаврами.
Два треугольных фронтона Парфенона содержат полные скульптуры богов и божеств. На восточном фронтоне изображено рождение богини Афины, а на западе — ссора между Афиной и Посейдоном за власть над Афинами.
Фриз Парфенона представляет собой горельефную скульптурную зону вокруг целлы храма. Его длина составляет 160 метров, и на нем изображена Панафинейская процессия, самый важный религиозный праздник Афин. На фризе изображено 378 фигур людей и богов, а также более 200 животных, в основном лошадей.
Восточный, главный фасад храма. Статуи фронтона, метопы и фриз можно увидеть
Фриз Парфенона проходит по всей верхней части стен целлы.
Интерьер
Вход в главный храм был с восточной парадной двери. Внутри стояла гигантская статуя богини Афины Парфенос (Дева). Статуя Фидия была создана из золота и слоновой кости и имела высоту около 12 метров. В руке богиня держала Нику (Победа). Перед статуей находился бассейн с водой, который обеспечивал необходимую влажность для сохранения слоновой кости статуи. Комната была окружена двойной дорической колоннадой, поддерживающей балки крыши.
Статуя Афины Парфенос в интерьере целлы Парфенона
Интерьер целлы Парфенона с высоты двойной колоннады со статуей Афины Парфенос. На заднем плане главная дверь и одно из двух окон.
Западная меньшая комната называлась «Опистодом» и, вероятно, использовалась как городская казна, где среди прочего хранились сокровища и деньги Афинского союза, который в то время был у власти. Крышу этой комнаты поддерживали четыре большие ионические колонны.
Интерьер западной комнаты или Опистодома с четырьмя ионическими колоннами.
Эллинистический и римский Парфенон
В 334 г. до н.э. Александр Македонский посвятил Парфенону позолоченные щиты после победы при Гранике над персами. Щиты располагались на восточном фасаде. В последующие годы на остальных сторонах храма были добавлены дополнительные щиты.
В 298-295 гг. до н.э. Лахар, афинский тиран, снял со статуи Афины щиты и золото для финансирования своих войск и для личной выгоды.
В римский период на восточном фасаде была добавлена надпись, посвященная императору Нерону.
Тетрипон в северо-восточном углу Парфенона. Это было посвящение Евмена II или Атталоса II, но в 31 г. до н.э. оно было повторно посвящено Октавиану Августу.
Парфенон как христианская церковь
Первое крупное разрушение Парфенона произошло в 267 году нашей эры, когда герулы вторглись и разрушили Афины. Парфенон был сожжен, а крыша с интерьером и статуя полностью разрушены. Ремонт производился в последующие годы (вероятно, спустя несколько десятков лет). Новая крыша покрывала только целлу, оставляя снаружи внешние колонны. Внутренняя двойная колоннада была заменена повторно использованным архитектурным материалом, взятым из стоа города. Статуя Афины из золота и слоновой кости была заменена гораздо меньшей.
В 6 веке нашей эры Парфенон был преобразован в христианскую церковь. Ориентация главного входа была изменена для преобразования. Древняя восточная дверь была запечатана и заменена христианской апсидой. Главный храм был соединен с опистодомом дверью, которая открывалась на средней стене, а меньшие двери открывались на боковых стенах целлы. В то время большинство метоп было насильственно вырезано, а некоторые статуи восточного фронтона убраны. Церковь была посвящена Афинской Божией Матери (Панагия Афиниотисса) и украшена фресками и мозаиками. В 11 веке церковь уже имела много ценных приношений и посвящений и была одной из самых важных церквей Византийской империи. Император Василий II выбрал Парфенон, чтобы отдать дань уважения Богородице, после его побед над болгарами.
В первые годы латинской оккупации (13 век) в южной части опистонаоса была построена башня, вероятно, как колокольня, а здание было преобразовано в католическую церковь (Нотр-Дам).
Святая Мария Афинская или Нотр-Дам (Парфенон) с колокольней с запада.
Вид на новую крышу Парфенона. Вверху слева колокольня, а внизу справа арка с куполом в пронаосе.
Парфенон как церковь с востока.
Новый восточный фасад Парфенона в виде церкви с аркой. Для его постройки была разрушена часть антаблемента, фриз и фронтон.
Парфенон как мечеть
Через несколько лет после 1458 года и оккупации Афин османами Парфенон был преобразован в мечеть, а на предыдущей колокольне был добавлен минарет. Османы сохранили памятник в его прежнем состоянии и даже оставили видимой большую мозаику с изображением Богородицы на апсиде.
Большое разрушение Парфенона произошло 26 сентября 1687 года во время осады Афин венецианцами под предводительством Франческо Морозини. Турки хранили внутри Парфенона 500 бочек с порохом, так как это было самое безопасное сооружение на Акрополе. После продолжительного обстрела снаряду удалось пробить крышу, поджег порох. Парфенон был взорван и навсегда превратился в открытые руины. Заняв Акрополь, Морозини попытался убрать центральные статуи западного фронтона и перевезти их в качестве трофеев в Венецию. Во время процедуры статуи падали с фронтона и разрушались.
Будучи руинами, Парфенон облегчил разграбление его статуй и архитектурных элементов. Самым серьезным событием стало разграбление, организованное лордом Элджином, который в 1801-1812 годах вывез большую часть скульптур, находящихся сейчас в Британском музее. Большинство остальных находятся в Музее Акрополя.
После основания нового греческого государства начались реставрационные работы в Парфеноне. Первые колонны были отреставрированы в 1841-44 гг., а масштабные реставрации произведены в 1898-19 гг.02 и 1921-33 гг. В 1975 году началась текущая большая программа реставрации Акрополя.
Вид с запада.
Парфенон после переделки в мечеть с минаретом в юго-западном углу.
Часть Акрополя с севера. Слева находится Эрехтейон, а на заднем плане Парфенон как мечеть.
Совершите экскурсию по классическим Афинам
Исследуйте древние Афины онлайн с помощью 3D-моделей, созданных одним аниматором более 12 лет
Перейти к содержимому
Опубликовано вИскусство
«3D — это удивительный инструмент для моделирования того, что люди, жившие 2500 лет назад, могли испытать, прогуливаясь по Афинам, — говорит фотограф и аниматор Димитрис Цалканис.
по
Сара Роуз Шарп
Панорамный вид на Акрополь. В правом нижнем углу Пропилеи. На вершине их стоа Браубронии Артемиды в форме буквы «Π», Халкотека и Парфенон. Слева руины древнего храма Афины и рядом с ними Эрехтеум. (Все изображения предоставлены Димитрисом Цалканисом и Ancient Athens 3D)
У всех нас есть забавные развлечения — роллер-дерби, реконструкция гражданской войны, эротическая выпечка — но с 2007 года афинский фотограф и аниматор Димитрис Цалканис культивирует необычное хобби: воссоздание древних Афин с помощью программного обеспечения для 3D-моделирования. Проект начался, когда он еще учился в университете, изучая искусство и историю искусства, а затем получил степень магистра визуальных эффектов.
«У меня не было опыта работы с 3D, и я начал экспериментировать в свободное время», — сказал Цалканис в интервью Hyperallergic по электронной почте. «Мне всегда нравилась археология, а поскольку я из Афин, меня всегда интересовали ее памятники и история. Во время моего исследования я понял, что до этого никто не пытался полностью воссоздать древние Афины в 3D».
В 2008 году Цалканис запустил веб-сайт «Древние Афины 3D», на котором представлены памятники древнего мегаполиса семи исторических периодов. Цалканис постоянно обновляет свой фантастический город, обновляя реконструкции для лучшего качества моделей и большей археологической и исторической точности.
«Весь этот проект продолжает существовать и функционировать как личное творение без какой-либо официальной поддержки», — сказал Цалканис. «Те, кто иногда помогал своими знаниями или советами, делали это бесплатно, и я им очень благодарен».
Посетители сайта могут просмотреть реконструкции, которые датируются 1200 г. до н.э., микенским периодом — или бронзовым веком — через классические Афины, показывая реконструкции, необходимые для греко-персидской войны и эпохи оккупации римлянами и османами. . Цалканис прослеживает эволюцию таких мест, как Акрополь, на протяжении веков, подъем и падение городских стен, Агора, которая служила центром городской жизни, а также различные храмы, библиотеки и другие укрепления.
Агора в V веке до н.э.: 1. Стоя Василия, 2. Стоя Зевса Элевферия, 3. Храм Гефеста, 4. Новый Булевтерион, 5. Старый Булевтерион, 6. Толос, 7. Памятник одноименным героям, 8. Айакейон , 9. Южная Стоа I, 10. Юго-восточный дом с фонтаном, 11. Монетный двор, 12. Дворы, 13. Стоа Пойкиле.
«3D — это удивительный инструмент для визуализации прошлого и моделирования того, что люди, жившие 2500 лет назад, могли испытать, прогуливаясь по Афинам», — сказал Цалканис. «Вы можете погрузиться в эту среду или даже распечатать ее на 3D-принтере, если хотите. Благодаря этой быстро развивающейся технологии я очень рад видеть, что по всему миру появляется много независимых проектов с реконструкциями древних объектов».
Вид с воздуха на библиотеку Адриана, построенную около 132 года в римский период, с северо-запада. Эта реконструкция была создана с помощью Хрисантоса Канеллопулоса, профессора археологии Афинского университета.
Цалканис описывает свои реконструкции Афин как «художественные» или «стилистические», что означает, что памятники (в цифровом виде) восстановлены до их полноты, независимо от того, хорошо ли это задокументировано или почти полностью гипотетично — но работа, которую он проделал, всегда основана на лучшая доступная археологическая информация.
Восточная сторона комплекса Римского форума; вид с запада. Двери магазина видны. Эта реконструкция была создана с помощью Хрисантоса Канеллопулоса, профессора археологии Афинского университета.
«Этот подход применялся при реставрации реальных памятников, особенно в 19 веке, — сказал Цалканис, — и хотя в настоящее время это считается неприемлемым, 3D-технология дает нам возможность экспериментировать всеми возможными способами, не нанося вреда реальным памятникам. . Таким образом, хотя мои цифровые реконструкции использовались по-разному, я намереваюсь, чтобы они служили образовательным и дидактическим инструментом о том, как мог бы выглядеть памятник или древний городской пейзаж».
Парфенон после превращения в мечеть в период Османской империи, с минаретом в юго-западном углу.
Древние Афины 3D сам по себе является памятником, представляющим собой 12 лет кропотливых исследований и рендеринга Цалканиса, иногда с помощью волонтеров. В дополнение к веб-сайту у Ancient Athens 3D есть канал на YouTube, присутствие в Facebook и Instagram. Даже после более чем десятилетия усилий у Цалканиса только большие амбиции в отношении проекта.
«Сегодняшние технологии предоставляют множество возможностей для интерактивных приложений, таких как приложения для смартфонов», — сказал он. «Это определенно то, что я с нетерпением жду в будущем. Я очень надеюсь, что этот проект в целом станет отправной точкой для людей, которые хотят открыть для себя захватывающую историю Афин!»
Последний
Католическая проблема в мире искусства
То, что большинству искусствоведов кажется правильным писать о римском католицизме или христианской иконографии, находится под сильным влиянием музейного дискурса, который далеко не нейтрален.
Дэниела Ларкина
Тропики политичны
Групповая выставка в Американском обществе исследует идеи рая, рассматривая Карибский регион как продукт режима экономики посетителей.
Себастьян Мельц-Колласо
Визуальные художники, использующие психоделики в своей практике, сохраняют основополагающее понимание того, что в реальности есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Дениз Субисаррета
Многие в местном украинском сообществе хотят, чтобы название музея было изменено, чтобы отразить в его коллекции множество работ художников из стран бывшего СССР.
Шейла Риган
Кафечито, кто-нибудь?
Валентина Ди Лиша
На этой неделе художественные организации и война за таланты, важность домашних музеев, 125 самых популярных книг в Бруклине, история списков и многое другое.
Храга Вартаняна и Лакшми Риверы Амин
Лиза Эриксон прекрасно изображает предметы из реального мира, но ситуации, в которых мы их находим, жуткие, угрожающие и неожиданные.