Музей подносов в жостово: Музей жостовских подносов

история, фотографии, музей подносов, секретный состав лака.

Публикации раздела Традиции

История жостовского подноса в трех словах: смекалка, династия, мода. Крепостные Вишняковы «подглядели» технологию изготовления лаков в соседнем Федоскино, добавили роспись на подносы — и 24 декабря 1825 года основали свою мастерскую.

Авторы: Пичугина Н.А., Малышева М.А. и другие

1. Успех Жостово — от личности в ремесле. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский — производство подносов — и федоскинские лаки. Уже открыв свое дело, хозяин мастерских стал ходить в Москву в торговые ряды — продавать товар, и капитала хватило для лавки на Цветном бульваре.

2. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Местные ремесленники едва освоили производство лаков и поставили на поток подносы. Тут как нельзя кстати — новая традиция: чаепитие. Так мода и обеспечила спрос: поднос — лучшая пара для самовара.

Жостовская роспись. 1975. Фотография: Б. Корзина / Фотохроника ТАСС

Жостовская роспись. 1985. Фотография: Н. Малышева / фотохроника ТАСС

3. Главный секрет Жостово — лак. Состав до сих пор держат в тайне. Основа, правда, известна: копал, пальмовая смола из Африки и Азии. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

4. Визитная карточка жостовских подносов — букет. И здесь не без хитрости. Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Кисти собирают вручную из беличьих хвостов. Подрезать и обламывать волоски нельзя.

Фирменное клеймо Жостовской фабрики декоративной росписи на подносе. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

Покрытие подноса лаком на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: С. Красильников / ИТАР–ТАСС

5. На каждом фабричном подносе есть собственный знак — палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Правда, право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо — фабрики с именем хозяина.

6. Особая гордость Жостово — «копченый» поднос. Называют такой узор «под черепаху» или «под червячка». Железные подносы в прямом смысле коптят пламенем свечи. Два таких подноса в конце ХIХ века были в хозяйстве писателя Льва Толстого. Сейчас они — раритеты в экспозиции музея-усадьбы в Хамовниках.

Жостовские подносы. В музее Жостовской фабрики декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

Художники расписывают подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи. Фотография: Б. Кавашкин / ИТАР–ТАСС

7. В 30-е годы ХХ века молодая советская власть высадила на фабрику «художественный десант». С мастерами артели занимались маститые художники — Петр Кончаловский, Павел Спасский, Борис Ланге. Мастер-классы дали результат. Достояние тех лет — знаменитая цветочная роспись.

8. В годы войны главные силы артели бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори»

Выставка расписных подносов в Музее прикладного искусства «Жостово» в Подмосковье. Фотография: М. Гулячик / фотобанк «Лори»

9. В деревне Жостово находится один из крупнейших Музеев подносов. Но жостовские подносы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Фабрика принимала участие и в культурной программе саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Читайте также:

  • Золото нижегородских лесов
  • Мезенская роспись
  • 20 оттенков синего

10. Яркие цветы на черном фоне знают и любят во всем мире. В Германии, Италии, Бельгии. К слову, в Брюсселе, на Всемирной выставке, подносы буквально расхватали. Дважды пришлось посылать за новыми на фабрику. Подносы из подмосковной деревни есть в коллекциях политиков и монархов, в их числе — Лора Буш, Жак Ширак, Елизавета II.

Теги:

Декоративно-прикладное творчествоСлавянская культураИзобразительное искусствоПубликации раздела Традиции

Not Found (#404)

Not Found (#404)

Ууупс…что-то пошло не так!

К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршрут

Страны и города

Откуда

Дата туда

Дата обратно

Откуда

Страны
АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл. Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена

Города

Яхтинг

Экспедиции

Туры на собачьих упряжках

Туры на снегоходах

Туры на квадроциклах

Пешие туры

Сплавы

Велотуры

Восхождения

Горнолыжные туры

Дайвинг и снорклинг

Джип-туры

Серфинг и SUP-туры

Комбинированные туры

Конные туры

Круизы

Экскурсионные туры

Лыжные походы

Вертолетные туры

Рыболовные туры

Фитнес и йога-туры

Каньонинг

ЖД туры

Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?

Туры

Отели

ЖД Билеты

Маршруты

Достопримечательности

Мы сделали подборку интересных статей для Вас!

Оставить отзыв

12345

Премного благодарны 🙂

Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее
время!

ярких цветов на черном поле

Подмосковная деревня Жостово один из центров традиционных русских ремесел – Жостовские подносы . Первые подносы из лакированного металла с яркими цветами на черном поле появились здесь в 1825 году и сделали Жостово знаменитым местом. Современные мастера продолжают изготавливать подносы по старинным традициям, но в своем стиле. Экскурсия на Жостовскую фабрику включает в себя музей, демонстрацию производства и мастер-классы. В магазине при фабрике продают подносы, а также чашки, подстаканники, ежедневники и другие вещи, украшенные жостовской росписью.

Фото © Виктория Державина

Розы, георгины, вьюнки

В музее можно узнать об истории жостовского промысла и увидеть богатую коллекцию подносов. Подносы разной формы, размера и дизайна и относятся к разным временам. Самые большие подносы, сделанные для таверн, были размером со стол, а самые маленькие имели размер блюдца. Они были не только черными, но и белыми, синими, красными или зелеными с букетами цветов, разбросанными цветами или венком и легким золотым узором по краям. Любимых цветов жостовских художников розы, георгины, вьюнки.

Фото © otzyv.ru/Kapitel

Здесь также можно увидеть некоторые современные интерпретации народного творчества. Есть подносы, украшенные популярными в 19 веке натюрмортами, пейзажами или советской символикой.

Фото © Виктория Державина Фото © Виктория Державина

От легкого движения кисти распускаются цветы

Жостовские подносы украшены техникой многослойной росписи. На фабрике можно увидеть процесс росписи жостовских подносов. Ремесленники третьего поколения быстро наносят мазки кистью, переворачивают поднос и добавляют новые мазки. Легкое движение кисти распускает цветы . Словно по волшебству из темноты появляются цветы. Если вас вдохновляет этот очаровательный процесс, вы можете принять участие в мастер-классе и самостоятельно расписать поднос.

Фото © предоставлено Жостовской фабрике

Раскрась Жостовский поднос своими руками

Во время мастер-класса Покрась Жостовский поднос своими руками . Вы получите уже подготовленный к росписи небольшой черный поднос с эскизом на нем. При желании вы можете удалить эскиз и сделать свой собственный. Гид напомнит о технике жостовской росписи и поможет, если понадобится помощь. Неважно, есть у человека талант или нет. В любом случае вы получите уникальный лоток. Напишите свое имя и дату. Имейте в виду, что ваш поднос должен быть покрыт несколькими слоями лака и высушен, чтобы вы могли получить его через 2–3 дня в одном из московских магазинов.

Фото © Виктория Державина

Говорят — жостовские подносы вечны. Оригинальный поднос изготовлен из толстого металла, покрыт слоями грунтовки, эмали, краски и лака. Он никогда не провиснет, если на него положить что-то тяжелое. Его живопись никогда не тускнеет и не стирается. Он может переносить жару и холод. Она должна быть гладкой, зеркальной и иметь заводское клеймо. Узнать больше о фирменных блюдах оригинальных жостовских подносов можно посетив фабрику и насладившись замечательным разнообразием яркие цветы на черном поле.

Фото © Кредиты Виктории Державиной

д.

Жостово, Московская область

Жостово, Московская область, Россия, 141036

Я живу в Москве. Увлекаюсь путешествиями, историей, природой и архитектурой. Несколько лет работал гидом в Москве и других городах России. Я получаю вдохновение, посещая новые места, и мне нравится делиться им с другими.

Русское народное творчество — Жостово

село Жостово под Москвой стало символом
уникального народного творчества. Вот уже более 150 лет многие из
его обитатели развивали умение украшать
но одно, подносы. Их умелые руки превратили это
домашнюю утварь в произведение искусства. Букеты или сад
и полевые цветы, разбросанные на черном фоне, украшают
эти подносы, дарящие людям радость жизни и пробуждающие восхищение
над красотой и разнообразием природы. Каждый человек
разделяет эти чувства, и поэтому мало кто остается равнодушным
к жостовскому ремеслу, давно ставшему всемирно известным.
Жостовские изделия относятся к семейству русских лаковщиков,
чья история восходит к появлению лаковой миниатюры
картина на папье-маше в селе Данилково близ
Федоскино в Московской области, в конце 18 века.

С.Пронин Овальный крылатый поднос. 1998

    Поднос как хозяйственный
посуда была известна с незапамятных времен, но в
19 века спрос на подносы вырос в результате
рост городов и расширение сети гостиниц,
закусочные и бары, где подносы использовались как для их
непосредственного назначения и в качестве украшения интерьера. Это было то
новый рынок, позволивший жостовским мастерам основать
себя как особую индустрию изготовления подносов. Они взяли
учитывать опыт других производственных центров,
но вместо того, чтобы просто заимствовать формы и методы
им понравилось, они переработали их в свои неповторимые
стиль.
Первые подносы были изготовлены в Жостово в 1807 году, когда Филипп
Никитич Вишняков основал свою мастерскую. После того, как он переехал
в Москву его брат Тарас продолжил семейное дело.
Егор Вишняков запустил производство папье-маше
и лаки по металлу в селе Осташково 2км
из Жостово в 1815 году, и Осип Филиппович Вишняков,
чье имя связано с расцветом ремесла,
открыл свою мастерскую в 1825 г.

«Петр Великий на Ладожском озере»
Студия Т.М. Беляев. 1850

    Каждый лоток обычно
обрабатываются тремя мастерами — кузнецом, изготовлявшим формы,
шпатель, засыпавший лоток слоем земли,
и художник, написавший картину. После того, как поднос был
высохло, земледелец покрыл его лаком. в
начинающий мастер мастерской и члены его семьи
работал наравне с другими работниками.
По мере расширения жостовских мастеров
производства, они учитывали и впитывали опыт
других производителей подносов. Им натолкнула идея заменить
папье-маше с металлом, который был прочнее, подносами из
Нижний Тагил, ставший известным продюсерским центром
еще в 17 веке. Эти мастера делали
большие подносы, расписанные с оригинальных полотен или гравюр.
Жостовские мастера восхищались виртуозным мастерством
петербургских подносов и научился у них искусству
декоративный натюрморт, также адаптировав его под свои собственные
товары. Наряду с освоением некоторых техник других
подносников жостовские умельцы в первую очередь стремились развить
свои, местные традиции. Зародилось жостовское подносное дело
мастерства миниатюрной лаковой росписи, которое практиковалось
в селах и поселках Подмосковья, и ту пупочную
шнур давно не перерезался. До 20 века
подносы и лакированные изделия производились в одном
мастерской и расписаны теми же мастерами. Даже после изготовления подноса
выделилась в самобытную отрасль Жостовский лоток.
живописцы продолжали совершенствовать технику обработки
лакированные шкатулки из папье-маше с использованием тех же оснований,
лаки и масляные краски
.

П.Плахов «Цветы, птица и бабочка»
Лоток. 1950

Специфические федоскинские приемы
многослойной живописи, последующие легкие кисти против
металлизированные или разноцветные фоны и перламутр
инкрустации заимствованы из лаковой миниатюрной живописи и
применяется для изготовления подносов. Сцены, нарисованные на ранних подносах
— кареты-тройки, чаепития и деревенские сценки
— были близки к составам, использованным на лаковой миниатюре
Наряду с использованием жанровых сцен, Жостово
мастера все больше развивали свой стиль декоративного
цветочные композиции. Местные художественные традиции и творческий
развитие основных достижений других ремесел
позволили жостовским мастерам развить свой оригинальный стиль
и уникальная система местного ремесла, проявляющаяся
в каждом произведении того периода. Жостовские мастера
расписали свои подносы на цветном и золотом фоне, как
так и на черно-белых. Поверхность лотка
был подготовлен с бронзовой или алюминиевой пылью, которая, показывая
сквозь лак, сияли золотом и напоминали знаменитые
Хохломские изделия. Цвета выглядели особенно яркими на фоне
золотой фон и поднос казались действительно драгоценными
предмет.
в
1910-е годы, жостовское подносное дело, как и многие другие народные промыслы,
был поражен кризисом. Спрос на подносы резко упал, и
производство сокращалось. Художники и кузнецы уезжали
свои мастерские для сельскохозяйственных или сезонных работ. Это было только
в 1920-х годах, с общим возрождением народных промыслов и
возрождение артелей по всей стране, что они возродились
вокруг Жостово.

И.Владикина «Две ветви». 1995

В 1920-е и 1930-е годы для Жостово наступили тяжелые времена.
тенденция к бескомпромиссному утверждению современности и
реализм, характерный для советского искусства, побудил власти
отвечающие за народные промыслы, чтобы попытаться повлиять на их традиционные
тенденции развития и навязывают жостовским живописцам
станково-живописные и натуралистические модели орнаментально-тематических
композиции, придуманные профессиональными художниками
без учета особенностей местного
ремесло. Ведущие жостовские живописцы понимали, что те
нововведения были чужды самой природе народного творчества, поэтому
они эффективно противостояли этим новым тенденциям и внедряли
новые идеи в традиционную школу живописи.
В 1940 году Федоскино
в ремесленном училище открылось отделение жостовской росписи
обучать молодых мастеров. Два замечательных жостовских живописца,
П.Плахов и В.Дюжаев, много лет преподававшие там,
деятельность, которая была ответственна за их появление как
оригинальные мастера. Они воспитали несколько поколений молодых
мастера, по-своему разработавшие жостовскую роспись
традиции, а сами представляли две разные, весьма
различные аспекты местного ремесла.
Еще один этап в истории
Жостовское ремесло зародилось в 1960-х годах и продолжается до наших дней.
день. Преодоление склонности к станковой живописи
и натуральность в моде, роспись на подносах становится все более престижной
и популярность не только благодаря масштабному выпуску серийных
работает, но и благодаря уникальным предметам, которые все чаще
привлекали внимание публики на многочисленных выставках как
дома и за границей. С самого начала жостовского ремесла
разрабатывалась несколькими поколениями мастеров,
создавшие живописные династии. Он проводится сегодня
родными Беляевым, Кледовым, Антиповым, Савельевым, Гогиным
и кланы Вишняковых. Многие из них получили
почетное звание Заслуженный артист России, являются членами
Союза художников, награждены медалями
Академии художеств, обладатели дипломов и наград
многочисленные выставки разного уровня. Их работы
хранится как национальная сокровищница и выставляется крупными национальными
музеи.

Г.Хитров «Подмосковное утро». 2002

    Постоянное совершенствование
свое мастерство, жостовские живописцы дают волю
импровизировать, демонстрируя разнообразные стили и приемы.
Современные жостовские умельцы все чаще переворачивают поднос
из предмета быта в произведение искусства, а декоративное
Жостовская роспись возведена в ранг самостоятельного
жанр, способный напрямую обращаться к мыслям людей и
чувства. Б. Графов продолжает: «Жостовские подносы
все чаще приобретают значение декоративных предметов
а не просто домашняя утварь в силу особого
важность их росписи.

Проект Z74 © 2021