Маршрут китай город: Пешеходная экскурсия, Китай-город, самостоятельная экскурсия

ГУП «Мосгортранс»: Ночные маршруты

Главная

Ночные маршруты

В Москве действуют 16 ночных маршрутов наземного транспорта.

На маршрутах н1, н2, н3, н4, н5, н6, н7, н8, н9, н11, н12, н13, н15 и м40 предусмотрена остановка у станции метро «Китай-город», где пассажиры могут совершать удобные пересадки.

Интервал движения по Садовому кольцу, а также от Китай-города до Сокола и Таганской составляет 15 минут, от Китай-города в другие районы – 30 минут.

Все остановки на маршрутах (кроме тех, что у метро) – по требованию. Для входа и выхода необходимо подать сигнал водителю.

Чтобы открыть схему маршрута, нажмите на его номер.


Аэропорт Шереметьево (SVO) – Международное шоссе – Ленинградское шоссе – Северный речной вокзал – Метро «Водный стадион» – Метро «Войковская» – Метро «Сокол» – Ленинградский проспект – Метро «Аэропорт» – Метро «Динамо» – Белорусский вокзал – Метро «Маяковская» – Пушкинская площадь – Тверская улица – Метро «Охотный Ряд» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Беловежская улица – Можайское шоссе – Метро «Славянский бульвар» – Метро «Парк Победы» – Метро «Кутузовская» – Кутузовский проспект – Улица Новый Арбат – Метро «Библиотека имени Ленина» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Уссурийская улица – Уральская улица – Метро «Щёлковская» – Метро «Первомайская» – Первомайская улица – Метро «Партизанская» – Ткацкая улица – Вельяминовская улица – Метро «Семёновская» – Большая Семёновская улица – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Спартаковская улица – Старая Басманная улица – Улица Покровка – Улица Маросейка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Новокосино – Новокосинская улица – Метро «Новокосино» – Улица Старый Гай – Вешняковская улица – Метро «Новогиреево» – Зелёный проспект – Метро «Перово» – 2-я Владимирская улица – Шоссе Энтузиастов – Метро «Шоссе Энтузиастов» – Метро «Авиамоторная» – Метро «Площадь Ильича» – Николоямская улица – Яузские Ворота – Солянка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Каширское шоссе, 148 (МКАД) – Метро «Домодедовская» – Метро «Красногвардейская» – Метро «Шипиловская» – Улица Мусы Джалиля – Братеевский мост – Метро «Марьино» – Метро «Братиславская» – Белореченская улица – Метро «Люблино» – Краснодарская улица – Краснодонская улица – Метро «Волжская» – Метро «Кузьминки» – Метро «Текстильщики» – Волгоградский проспект – Метро «Таганская» – Яузские Ворота – Солянка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Осташковская улица – Метро «Медведково» – Заревый проезд – Проезд Шокальского – Полярная улица – Проезд Дежнёва – Метро «Бабушкинская» – Енисейская улица – Метро «Свиблово» – Метро «Ботанический сад» – Сельскохозяйственная улица – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Метро «Достоевская» – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

138-й квартал Выхина – Ферганская улица – Метро «Юго-Восточная» – Ташкентская улица – Рязанский проспект – Метро «Рязанский проспект» – Метро «Окская» – Метро «Нижегородская» – МЦД Калитники – Нижегородская улица – Метро «Таганская» – Яузские Ворота – Солянка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Остафьевская улица – Южнобутовская улица – Метро «Бульвар Адмирала Ушакова» – Метро «Улица Скобелевская» – Улица Грина – Метро «Бульвар Дмитрия Донского» – Метро «Аннино» – Метро «Улица Академика Янгеля» – Чертановская улица – Метро «Чертановская» – Метро «Каховская» – Симферопольский бульвар – Метро «Нагатинская» – Метро «Тульская» – Метро «Добрынинская» – Павелецкий вокзал – Метро «Третьяковская» – Метро «Новокузнецкая» – Яузские Ворота – Солянка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

6-й мкр. Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Мурановская улица – Метро «Бибирево» – Бибиревская улица – Улица Декабристов – Метро «Отрадное» – Улица Хачатуряна – Алтуфьевское шоссе – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – Метро «ВДНХ» – Метро «Алексеевская» – Рижский вокзал – Метро «Проспект Мира» – Метро «Сухаревская» – Сретенка – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Аэропорт Внуково (VKO) – Боровское шоссе – Метро «Рассказовка» – Метро «Новопеределкино» – Метро «Боровское шоссе» – Метро «Говорово» – Метро «Озёрная» – Метро «Юго-Западная» – Ленинский проспект – Площадь Гагарина – Метро «Октябрьская» – Метро «Библиотека имени Ленина» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

4-й мкр. Митина – Метро «Пятницкое шоссе» – Метро «Митино» – 1-й Митинский переулок – Путилковское шоссе – Братцево – Бульвар Яна Райниса – Метро «Сходненская» – Улица Свободы – Больница РЖД – Волоколамское шоссе – Метро «Сокол» – Ленинградский проспект – Метро «Аэропорт» – Метро «Динамо» – Белорусский вокзал – Метро «Маяковская» – Пушкинская площадь – Тверская улица – Метро «Охотный Ряд» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

6-й мкр. Загорья – Загорьевская улица – Бирюлёвская улица – Элеваторная улица – Липецкая улица – Больница им. Буянова – Севанская улица – Метро «Царицыно» – Луганская улица – Метро «Кантемировская» – Метро «Каширская» – Метро «Коломенская» – Метро «Технопарк» – Проспект Андропова – Велозаводская улица – Симоновский Вал – Улица Большие Каменщики – Метро «Таганская» – Яузские Ворота – Солянка – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Восточный вокзал (метро «Черкизовская») – Метро «Преображенская площадь» – Метро «Сокольники» – Метро «Красносельская» – Метро «Комсомольская» (вокзалы: Ленинградский, Ярославский, Казанский) – Метро «Красные Ворота» – Метро «Чистые пруды» (обратно: Улица Маросейка – Улица Покровка) – Метро «Китай-город»

Каждые 30 минут

Расписание движения

Круглосуточные маршруты

    Б    
внешнее

    Б    
внутреннее

По Садовому кольцу (в обоих направлениях): Павелецкий вокзал – Метро «Таганская» – Курский вокзал – Метро «Красные ворота» – Метро «Сухаревская» – Самотёчная площадь – Метро «Маяковская» – Кудринская площадь – Метро «Смоленская» – Метро «Парк культуры» – Метро «Октябрьская» – Метро «Добрынинская» – Павелецкий вокзал

Круглосуточно, в ночное время – каждые 15 минут

Расписание движения:
внешняя сторона
внутренняя сторона

Лобненская улица – Карельский бульвар – Улица Софьи Ковалевской – Бескудниковский бульвар – Дмитровское шоссе – Метро «Верхние Лихоборы» – Метро «Петровско-Разумовская» – Метро «Тимирязевская» – Метро «Дмитровская» – Савёловский вокзал – Метро «Новослободская» – Улица Малая Дмитровка – Пушкинская площадь – Тверская улица – Метро «Охотный ряд» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»

Круглосуточно, в ночное время – каждые 30 минут

Расписание движения

Версия для печати

Схема ночных маршрутов

Транспортный узел «Китай-город»

Изменения в работе ночных маршрутов

27. 12.2022

Продление работы маршрутов наземного транспорта в новогоднюю и рождественскую ночи

Опубликовано: 27.12.2022

02.12.2022

м1, м2, м6, м7, м9, е10, н2, н11

Временное изменение на Моховой улице

Опубликовано: 02.12.2022

09.11.2022

н7

Ночной маршрут н7 временно не будет работать

Опубликовано: 09.11.2022

Маршрут М6: увидеть четыре разные Москвы по цене одной поездки по карте «Тройка»

7 января 2022, 07:00

Партнерский материал

В Москве появился автобус М6 — маршрут, который охватывает огромную и очень интересную часть города от запада до юго-востока. Его уникальность — в разнообразии районов, которые встречаются по пути. Здесь и рабочие кварталы 1920–30-х годов, и местность, где исторически селились купцы и ямщики. По дороге из окон можно увидеть почти все символы столицы, тихие зеленые кварталы с большим массивом дореволюционной застройки. В этом материале — лишь часть объектов на пути М6. 

Важно: в пунктах «Обязательно увидеть» указаны здания, ради которых стоит выйти из автобуса и немного пройти пешком. Поверьте, вы не пожалеете. Поехали.

Пролетарская окраина

От «Дангауэровки» до «Метро Римская» / «Метро площадь Ильича»

© ТАСС

Это, исходя из нумерации остановок маршрута, его финальная четверть, но начать путешествие лучше именно отсюда. Забавно звучащим для многих словом «Дангауэровка» обозначают поселение Дангауэровской слободы. Это кварталы «рабочей» застройки 20-х и 30-х годов ХХ века с очень характерными жилыми домами для той эпохи, поэтому сюда постоянно водят экскурсии. Из окна автобуса, следующего от конечной (остановка » Дангауэровка») по улице Авиамоторной до одноименной станции метро, по обеим сторонам дороги прекрасно видны эти здания со скошенными углами, длинными лоджиями и ленточным остеклением.

Кварталам скоро исполнится 100 лет, и за это время они практически не изменились, бережно сохранив дух пролетарской рабочей окраины: белье на веревочках, посиделки на лавочках. В одном из дворов здесь до сих пор стоит памятник Ленину (ул. Авиамоторная, д. 28/4), в другом работает фонтан (ул. Авиамоторная, д. 22/12). От метро «Авиамоторная» до конца этого условного сектора «рабочей окраины» автобус М6 движется по Шоссе Энтузиастов через район Лефортово. За окнами проплывают дома примерно той же эпохи, что и здания Дангауэровки. Обратите внимание на застройку прямо у станции «Авиамоторная». Это жилые дома уже постконструктивисткой эпохи, конец 30-х годов.

Обязательно увидеть:

  • Шедевр конструктивизма » Гараж для Госплана» архитектора Константина Мельникова, постройка 1936 года (ул. Авиамоторная, д. 63/1).
  • Дангауэровский путепровод через Казанско-Рязанское направление Московской железной дороги. Увидеть, как выглядит фрагмент единственных в нашей стране левосторонних железнодорожных путей.
  • Конструктивистский Дом культуры завода «Компрессор» архитектора Владимира Владимирова, постройка 1929 года (шоссе Энтузиастов, д. 28/2).
  • Красное двухэтажное офисное здание у остановки «Улица Душинская» — бывшая Никольская церковь Всехсвятского единоверческого монастыря.

 

Купеческая Таганка

От «Метро Римская» / «Метро площадь Ильича» до «Метро Китай-Город» / «Метро Лубянка»

© ТАСС

От площади Ильича и почти до Китай-Города по обеим сторонам маршрута пролетарские кварталы резко сменяет малоэтажная дореволюционная застройка. Это уже центральная часть Москвы, некогда тоже окраина, — район Заяузье. Здесь на протяжении нескольких веков селились купцы, старообрядцы, ямщики. По количеству храмов это один из самых «религиозных» районов Москвы. Вот на что здесь надо обязательно обратить внимание. 

Проезжая по улице Сергия Радонежского, вы заметите, что ее нечетная сторона — дореволюционная, а четная — советские многоэтажки. Это результат реконструкции и расширения в конце 70-х Тулинской улицы (так она называлась во времена СССР). Минуя Андроньевскую площадь, не забудьте, что ближе к Яузе здесь находится древний Спасо-Андроников монастырь, а на его территории стоит Собор Спаса Нерукотворного Образа, и это — внимание! — старейшее здание Москвы. На discovermoscow.com есть интересная информация о нем.
Здесь же, прямо на площади, находится храм Сергия Радонежского, который прекрасно виден из автобуса. 

Далее маршрут следует по древней Николоямской улице. Обратите внимание на храм святителя Алексия (остановка «Шелапутинский переулок»), а сразу за ним еще одна древность — здание Рогожской полицейской части с красивой каланчой на крыше. Она, правда, появилась здесь в 90-е годы взамен утраченной в советское время. 

Проезжая по Николоямской, вы пересечете Садовое кольцо, и на четной стороне увидите еще один шедевр церковной архитектуры — храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. Кстати, если к этому моменту вы решите отдохнуть и подкрепиться, прямо у храма, в доме №14, находится один из лучших в Москве ресторанов грузинской кухни. Он называется «Дарбази» и входит в список рекомендованных мест Michelin — самого авторитетного в мире ресторанного гида.

От Николоямской улицы автобус проследует через площадь Яузских ворот, с которой открывается великолепный вид на один из самых знаменитых жилых домов Москвы — высотку на Котельнической набережной. Далее ваш путь лежит через улицу, название которой знают все. Это Солянка, практически каждый дом на которой, — памятник архитектуры. Заканчивается этот условно «купеческий дореволюционный» сектор маршрута у станции метро «Китай-Город».

Обязательно увидеть:

  • Школьная улица. После недавней реконструкции эта полностью пешеходная улица выглядит так: двухэтажные разноцветные домики, окруженные современными многоэтажными домами. До революции здесь были постоялые дворы ямщиков, до сих пор у многих домов на первых этажах легко угадываются бывшие каретные сараи.
  • Здания и двор БЦ «Станиславский» — один из самых удачных примеров превращения дореволюционной фабрики (позже — советского завода) в современный бизнес-центр, куда специально приезжают, чтобы сфотографироваться — так там красиво (ул. Станиславского, д. 21/3).
  • Улица Солженицына. Не очень популярная у туристов, но одна из красивейших в Москве. Она была чем-то вроде родового гнезда для семьи купцов Алексеевых и до сих пор хранит дух неспешной купеческой Москвы.
  • Двор Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Прекрасное собрание бюстов мировых знаменитостей — от Джеймса Джойса до Махатмы Ганди (ул. Николоямская, д. 1).
  • Знаменитая (и некогда бандитская) Хитровка — минута пешком от остановки «Яузский бульвар» в сторону Хитровской площади. Включите воображение и представьте, как до революции на этом пятачке земли находился печально знаменитый рынок рабочей силы с бандитскими притонами в зданиях по периметру площади. Здесь же располагался легендарный трактир «Каторга».

Туристический центр Москвы (и России)

От » Метро Китай-Город» / » Метро Лубянка» до » Метро Кропоткинская»

© ТАСС

На этом участке находится огромное количество известных объектов — от Центрального детского магазина на Лубянке до Манежной и Красной площадей. Это самый центральный район маршрута и столицы в целом, туристический и деловой центр, в котором соседствуют роскошные здания советской Москвы с дореволюционными особняками и суперсовременными бизнес-центрами.

От станции метро «Китай-Город» автобус следует вдоль Старой площади, которую до середины 30-х отделяла от бульвара древняя Китайгородская стена, а в центре Лубянской площади до революции находился водозаборный фонтан. Стену разобрали, фонтан «переехал» во двор Александринского дворца в Нескучном саду, но при желании можно ехать и представлять, как выглядели эти места 100 и более лет назад. Слева по ходу движения виден Политехнический музей, который скоро откроется после реконструкции, можно разглядеть над одним из его входов сохранившуюся надпись «Пассажъ»: до революции в этом комплексе располагались и торговые площади. 

На остановке «Театральная площадь», конечно же, все смотрят на здание Большого театра, но если обратить внимание на противоположную сторону — на площадь Революции, то можно увидеть Никольский фонтан — один из старейших действующих фонтанов столицы (открыт в 1835 году). От Большого и до конца этого туристического сектора — сплошь здания-памятники: ансамбль Кремля, гостиница «Националь», выставочный комплекс «Манеж», здание МГУ на Моховой, Библиотека имени Ленина, Дом Пашкова и храм Христа Спасителя.

© Пресс-служба Мостуризма

Обязательно увидеть:

  • Палаты Тверского подворья. Чтобы увидеть этот памятник древней Москвы (XVII век), надо зайти в арку дома №17 по Кузнецкому мосту.
  • В Театральном проезде между красивым ансамблем Третьяковского проезда и зданием отеля «Метрополь» обратите внимание на небольшую круглую башню из красного кирпича. Это Птичья башня, сохранившийся исторический фрагмент Китайгородской стены.
  • Саввинское подворье — одно из самых красивых зданий Москвы. Когда-то оно стояло на первой линии Тверской улицы, после ее расширения в 30-е годы подворье передвинули вглубь и «закрыли» построенным в советскую эпоху жилым домом №6 по Тверской, во дворе которого вы и увидите эту красоту. 
  • Сразу после перекрестка улиц Моховой и Тверской, пройдя «Националь», обратите внимание на величественное здание с гигантскими колоннами (ул. Моховая, д. 13). Это дом, построенный по проекту архитектора Ивана Жолтовского, а вдохновлялся мастер при его проектировании знаменитым итальянским дворцом палаццо дель Капитанио (г. Виченце). В здании должны были жить представители партийной советской элиты, но в итоге (правда, ненадолго) там разместилось посольство США.
  • Дом №10, стр. 1 и 2 по Моховой — памятник фронтовой Москвы «Разорванный дом». Сейчас кажется, что здесь два дома, но изначально это было единое здание, середину которого уничтожила немецкая авиабомба в 1941 году.

 Хамовники: особняки, парки и покой

От » Метро Кропоткинская» до «Стадион Лужники (южная)»

© ТАСС

Практически от храма Христа Спасителя и до конечной маршрута путь лежит через район Хамовники. По сравнению с предыдущей частью, это спокойный район Москвы, в котором сохранилось множество дореволюционных зданий российской буржуазии. Здесь очень много зелени, например сквер Девичьего поля, и медицинских учреждений. Особенно много их на Большой Пироговской улице. В конце района и маршрута М6 находится старейший и красивейший ансамбль Новодевичьего монастыря — объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

© Владимир Смирнов/ТАСС

От остановки «Метро Кропоткинская» автобус следует по Пречистенке — улице, на которой практически каждое здание — шедевр: это и древние Белые палаты, и музеи Александра Пушкина и Льва Толстого, и усадьба Давыдова. На доме №15 можно рассмотреть уникальный артефакт: случайно обнаруженную и бережно отреставрированную вывеску булочной артели «Хлебопек» 1920-х годов. В общем, на Пречистенке придется постоянно вертеть головой во все стороны — не пожалеете. 

После того, как автобус пересечет Садовое кольцо (Зубовский бульвар), практически сразу начнется протяженная Большая Пироговская. И на ней тоже надо смотреть во все стороны: так много здесь прекрасных зданий. «Архивный городок» (комплекс зданий Госархива, д. 17, стр. 1-9), дом-замок Медико-биологического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова (д. 9А, стр. 1), здание Мазуринского приюта (д. 13) и бывшее промышленное краснокирпичное здание, некогда часть завода «Электросвет» (д. 27, стр. 1). И так красиво и исторично почти до самого конца, до остановки «Стадион Лужники (южная)». Погуляйте в парке у стадиона и оцените не только исторические постройки, но и новые здания на территории спорткомплекса.

Обязательно увидеть:

  • Двор Поливановской академии располагается за зданием музыкальной школы, и это место, которое нельзя проглядеть. Это самый красивый дворик Москвы, вы наверняка видели его во многих фильмах (ул. Пречистенка, д. 32/1, стр. 7).
  • На остановке «Дом ученых» выйдите из автобуса, зайдите в Дом ученых, поднимитесь на второй этаж — вход свободный. Это уникальная возможность выпить чай с пирожками в местной столовой, которая располагается в помещении бывшего зимнего сада. Интерьер невероятный (ул. Пречистенка, д. 16, стр. 2).
  • В сквере Девичьего поля стоит старый каменный домик. Это первый в Москве общественный туалет. Его открыли еще в конце XIX века, и до сих пор он выполняет свою первоначальную функцию (ул. Плющиха, д. 57, стр. 4, остановка » Улица Льва Толстого»).
  • На территории Клинического городка есть занимательный музей истории медицины.
  • Новодевичье кладбище — захоронения под стенами одноименного монастыря, где погребено огромное количество известнейших лиц — от космонавтов до актеров (Лужнецкий пр., д. 2).
  • Если выйти на остановке «Абрикосовский переулок», буквально в пяти минутах ходьбы по аллее архитектора Клейна вы увидите знаменитый Усачевский рынок — один из старейших в Москве.
  • На конечной не пожалейте времени и посмотрите исторический станционный павильон Малого кольца Московской Железной дороги (нынешней МЦК). Примечательно, что из-за особенностей ландшафта выход пассажиров на платформу осуществлялся со второго этажа через мостик. А еще раньше здесь располагался единственный на всем Малом кольце буфет.

Больше интересных маршрутов и небанальных достопримечательностей ищите на discovermoscow.com. 

Шелковый путь | Факты, история и карта

Самые популярные вопросы

Что такое Шелковый путь?

Шелковый путь был древним торговым путем, который связывал западный мир с Ближним Востоком и Азией. Это был главный канал торговли между Римской империей и Китаем, а затем между средневековыми европейскими королевствами и Китаем.

Где начинался и заканчивался Шелковый путь?

Шелковый путь начинался на севере центральной части Китая в городе Сиань (современная провинция Шэньси). Караванный путь тянулся на запад вдоль Великой Китайской стены, через Памир, через Афганистан, в Левант и Анатолию. Его длина составляла около 4000 миль (более 6400 км). Затем товары отправлялись в Европу через Средиземное море.

Какие основные товары путешествовали по Шелковому пути?

Китайские торговцы экспортировали шелк западным покупателям. Из Рима, а затем из христианских королевств шерсть, золото и серебро отправлялись на восток.

Что путешествовало по Шелковому пути, кроме товаров?

Помимо материальных благ, религия была одной из основных статей экспорта Запада на Шелковом пути. Ранние ассирийские христиане принесли свою веру в Среднюю Азию и Китай, а купцы с Индийского субконтинента познакомили Китай с буддизмом. Болезни также путешествовали по Шелковому пути. Многие ученые считают, что бубонная чума распространилась в Европу из Азии, вызвав пандемию Черной смерти в середине 14 века.

Шелковый путь все еще используется сегодня?

Части Шелкового пути сохранились в виде шоссе с твердым покрытием, соединяющего Пакистан и Уйгурский автономный район Синьцзян в Китае. В 21 веке Организация Объединенных Наций планировала спонсировать трансазиатскую автомагистраль и железную дорогу. Шелковый путь также вдохновил Китай на инициативу «Один пояс, один путь» — глобальную стратегию развития инфраструктуры, автором которой является президент и генеральный секретарь Си Цзиньпин.

Шелковый путь , также называемый Шелковый путь , древний торговый путь, связывающий Китай с Западом, по которому перевозились товары и идеи между двумя великими цивилизациями Рима и Китая. Шелк шел на запад, а шерсть, золото и серебро — на восток. Китай также получил несторианское христианство и буддизм (из Индии) через Шелковый путь.

Берущая начало в Сиане (Сиань), дорога протяженностью 4000 миль (6400 км), фактически являвшаяся караванным трактом, следовала вдоль Великой Китайской стены на северо-запад, обходила пустыню Такла-Макан, поднималась на Памир (горы), пересек Афганистан и отправился в Левант; оттуда товары отправлялись через Средиземное море. По всему маршруту проезжало несколько человек, а товары передавались посредниками в шахматном порядке.

С постепенной потерей римских территорий в Азии и ростом арабского могущества в Леванте Шелковый путь становился все более небезопасным и непроходимым. В 13-м и 14-м веках маршрут был возрожден при монголах, и в то время венецианец Марко Поло использовал его для путешествия в Китай (Китай). В настоящее время широко распространено мнение, что этот маршрут был одним из основных путей распространения чумных бактерий, ответственных за пандемию Черной смерти в Европе в середине 14 века, на запад из Азии.

Совершите путешествие по Шелковому пути, пропитанному традициями, идеями, религиями и культурой

Посмотреть все видео к этой статье

Часть Шелкового пути все еще существует в виде асфальтированной дороги, соединяющей Пакистан и Уйгурский автономный район Синьцзян, Китай. Старая дорога послужила толчком к плану Организации Объединенных Наций по созданию трансазиатской магистрали, а Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН) предложила железнодорожный аналог этой дороги. Дорога вдохновила виолончелиста Йо-Йо Ма на создание проекта «Шелковый путь» в 1919 году.99, который исследовал культурные традиции на своем пути и за его пределами как средство соединения искусства во всем мире между культурами.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Эми Тикканен.

Вот 10 крупнейших городов Шелкового пути

 

Шелковый путь, пересекавший Азию и Европу, был великим каналом культурного и торгового обмена между цивилизациями Востока и Запада. На пути возникло большое количество городов, ставших плавильными котлами, где встретились разные цивилизации.

 

Что такое Шелковый путь?

Карта Шелкового пути, взятая из New York Times

 

Этот легендарный древний торговый путь соединял Азию и Европу через бескрайние просторы Центральной Азии. Путешественники и торговцы прибыли из таких регионов, как современный Китай, Иран, Турция, Греция и Италия, которые были частью Шелкового пути. Корни Шелкового пути восходят к династии Западная Хань (202 г. до н.э. – 9 г. н.э.). Однако именно во времена династии Тан (618–619 гг.07 г. н.э.), что на Шелковом пути наблюдалась наибольшая международная активность.

 

Археологические находки и сохранившиеся тексты, особенно обнаруженные за последние два десятилетия, свидетельствуют о почти непрекращающемся потоке товаров и идей через Евразию. Фарфор, шелк, бумага и порох путешествовали с Востока на Запад, а в Китай поступали колесницы, шерсть, стекло и вино. Даже страусы и носороги попадали к китайскому императорскому двору в Чанъань. Соединение разных чужих земель сделало Шелковый путь плавильным котлом культурного слияния, и это было не более очевидно, чем в городах, которые развивались вдоль древних торговых путей.

 

1. Чанъань (возле Сианя)

Современный Сиань, через Новости пояса и дороги

 

Древний город Чанъань, расположенный недалеко от современного Сианя в провинции Шэньси, считается восточной отправной точкой Шелкового пути. На пике своего процветания Чанъань с населением более миллиона человек был одним из крупнейших городов мира. Как политический, экономический и культурный центр древнего Китая, он был популярным местом для иностранцев, большинство из которых приехали в Чанъань по Шелковому пути.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Во времена династии Тан в Чанъане было два основных рынка — западный и восточный. Восточный рынок был в основном предназначен для членов императорской семьи и аристократов, тогда как западный рынок был открыт для простых людей и был известен прежде всего своей торговлей иностранными товарами. Западный рынок превратился в процветающий торговый центр, где были доступны товары со всего мира — драгоценности, шелк, чай, экзотические травы и редкие лекарства. Культурные и художественные влияния также достигали Чанъань через торговые связи с другими странами вдоль Шелкового пути, влияя на местные вкусы во всем, от еды до моды.

 

2. Дуньхуан

Пещерные храмы Могао в Дуньхуане, Дуньхуанская академия, через блог Getty

 

Более тысячи лет Дуньхуан был важным торговым, культурным и военным центром на Шелковом пути. Дуньхуан расположен в самом западном конце коридора Хэси в Китае, где сходятся три провинции Ганьсу, Цинхай и Синьцзян. Это небольшой оазис, окруженный пустыней Гоби. Дуньхуан занимал стратегическое положение, соединяя Центральные равнины Китая на востоке с Синьцзяном и Средней Азией на западе.

 

На втором году правления императора У из династии Хань (121 г. до н.э.) армия хунну потерпела поражение от армии ханьцев. Дуньхуан стал центром имперской военной, коммерческой, культурной, политической и транспортной деятельности на пути от Центральных равнин к западным регионам. В условиях медленного движения, трудностей со связью и суровых природных условий Дуньхуан стал убежищем для людей и животных и перевалочным пунктом для обмена товарами в дальнем путешествии.

 

Дуньхуан стал первым местом, где буддизм был представлен на Востоке. Чжу Фаху и его ученики переводили буддийские писания и распространяли доктрины в Дуньхуане во времена династии Цзинь (266–420 гг. Н. Э.). Вскоре после этого в Дуньхуан приехал монах по имени Лецзунь и раскопал первый из великолепных гротов Могао. Самая ранняя датированная печатная книга, буддийская рукопись династии Тан, известная как Алмазная сутра, была найдена в Дуньхуане в 1907 году.

 

3. Кашгар

Вид с воздуха на Кашгар, где старое встречается с новым, через CGTN News

 

Кашгар, самый западный город Китая, на протяжении веков был центром Шелкового пути. Географически Кашгар — это «Дикий Запад» Китая, на крайнем западе, недалеко от границ с Киргизией, Казахстаном и Пакистаном. Город процветал как связующее звено между Центральной Азией и Китаем, являясь местом сбора караванов, направлявшихся на запад в сторону Самарканда или на восток через устрашающую пустыню Такла-Макан.

 

Согласно легенде, китайский император У Хань узнал, что здешние люди владеют особыми лошадьми, которые спустились с небес и облились потом кровью. Он хотел этих лошадей для своей армии и послал эмиссара. Эта миссия открыла Китаю дорогу в западные районы за пределами пустыни. С тех пор китайцы заявили о своей власти над Кашгарским оазисом и его жителями. Однако у них никогда не было полного контроля над территорией, и за последние два тысячелетия они правили Кашгаром менее 500 лет с многочисленными перерывами. В древнем городе-оазисе уйгурское меньшинство по-прежнему составляет большинство населения.

 

В прошлом веке Кашгар стал центром интриг и заговоров, яблоком раздора между тремя великими мировыми империями: Англией, Россией и Китаем. Вместе они играли в «Большую игру», как называлась борьба за господство над Средней Азией и ее богатствами. Кашгар стал плавильным котлом дипломатов и шпионов, офицеров и археологов, исследователей и авантюристов со всего мира.

 

4. Самарканд

Самарканд, фото Леонида Андронова, через Телеграф

 

Источник богатства Китая во времена династии Тан, а именно трансконтинентальная торговля предметами роскоши, в значительной степени был организован народом, который сейчас почти забыт: согдийцами. К концу 1-го тысячелетия до нашей эры согдийцы имели высокоразвитую цивилизацию с большими укрепленными городами, такими как Самарканд (известный грекам как Мараканда). Расположенный на плато на самой западной оконечности Алайских гор, Самарканд во многом выиграл от своего расположения в самом сердце Шелкового пути. Основанный около 2750 лет назад, город за свою долгую историю был завоеван несколькими известными и могущественными правителями. К ним относятся Александр Македонский, Чингисхан и Тимур (также известный как Тамерлан).

 

С 6 по 8 века согдийцы правили крупнейшей торговой империей в Азии. Предпосылкой их успеха в самых разных азиатских странах была, помимо обширной языковой подготовки, непредубежденность в религиозных вопросах. Хотя многие согдийские общины исповедовали формы зороастризма, они были открыты для других религий, таких как буддизм, христианство и манихейство. Другой опорой их успеха была их гибкость в адаптации своего бизнеса к новым политическим обстоятельствам.

 

5. Балх

Балх, место рождения Зороастра и Руми, через Университет SOAS

 

Древний город Балх был известен как «Мать городов», но был полностью разрушен армией Чингисхана в 1220-х годах. Афганистан когда-то был политическим, экономическим, социальным и религиозным центром Азии. Шелковый путь когда-то привлекал бесчисленных кочевников, воинов, поселенцев, авантюристов и миссионеров по всему региону, и все они оставили свой след. Балх расположен в 22 км к западу от столицы провинции Мазари-Шариф, на берегу реки Балх.

 

Именно здесь Александр Македонский повел армию, чтобы сразиться и убить царя Балха, прежде чем жениться на прекрасной принцессе Роксане. В начале 7 века, до арабского вторжения в Персию, странствующий китайский буддийский монах Сюаньцзан обнаружил, что в Балхе живет много буддистов. Зороастр, философ, создавший первую монотеистическую религию 3500 лет назад, родился здесь и, возможно, умер здесь. Балх был также местом рождения Руми, великого персидского поэта 13 века, и многие афганцы предпочитают верить, что Руми был похоронен здесь после его смерти.

 

6. Мерв

Великая Кыз Кала в Мерве, через Adventurous Travels

 

Древний город Мерв расположен в 30 км от восточной окраины Мары, города в пустыне Каракумы в Туркменистане. Это одно из важнейших исторических мест в Туркменистане и Центральной Азии, ставшее свидетелем процветания и славы древнего Шелкового пути. Первое упоминание о древнем городе Мерве появилось в древнеперсидских книгах 8-6 веков до нашей эры. На пике своего развития в XII веке н.э. Мерв сравнялся с Дамаском, Багдадом и Каиром как крупный исламский центр и оказал глубокое влияние на исламскую цивилизацию региона.

 

В качестве узла, соединяющего Среднюю Азию и Персию, древний город Мерв был этапом, на котором в истории столкнулись несколько империй. Город постоянно расширялся и демонстрировал большое разнообразие архитектурных стилей и культурных особенностей. Самая высокая точка древнего города занята его старейшим сохранившимся строением, Эль-Кекара, замком, построенным в 6 веке до нашей эры персидской династией Ахеменидов. Парфяне, Сасаниды и турки-сельджуки оставили свой след, и в городе были обнаружены буддийские, зороастрийские и христианские храмы.

 

В 13 веке древний город Мерв был опустошен. В 1218 году прибыли монголы и потребовали уплаты дани великому Чингисхану. Однако посланник был убит, а в 1221 году сын Чингисхана Толуй повел войско в город, сравнял его с землей, вырезал сотни тысяч людей и мгновенно обратил в пепел процветающий Мерв.

 

7. Ктесифон

Большая арка в Ктесифоне, самый высокий однопролетный кирпичный свод в мире, через HistoryArchive.org

 

Ктесифон был великим городом в древней Месопотамии, столицей Парфянской империи и ее преемницы, династии Сасанидов. Он расположен на берегу реки Тигр к юго-востоку от Багдада, столицы Ирака. Первоначально это место было гарнизоном Митридата I из Парфии против династии Селевкидов, позже было оккупировано римлянами и в конечном итоге перешло под контроль Сасанидской империи. Когда второй исламский халиф Умар был у власти, он послал войска для завоевания Ирака. В 637 г. н.э. арабская армия разгромила армию Сасанидов и захватила город, используя его как базу для завоевания всей Персии на востоке.

 

После сотен лет оккупации Ктесифон стал важным политическим и экономическим центром Шелкового пути. В то время люди считали город раем на земле, но все, что осталось от руин Ктесифона сегодня, — это множество высоких стен из сырцового кирпича и дворцов. Среди них самым известным является огромный сводчатый дворец сасанидского царя Хосрова I, известный как Так Касра. Он может похвастаться неармированной кирпичной аркой высотой 100 футов в главном зале, самым высоким однопролетным кирпичным сводом в мире.

 

8. Пальмира

Храм Ваалшамина в Пальмире, фото Бернара Ганьона, из журнала Smithsonian Magazine

 

Древний город Пальмира в центральной Сирии — известный город на Шелковом пути. Пальмира расположена в оазисе на краю Сирийской пустыни, к северо-востоку от Дамаска, между восточным берегом Средиземного моря и рекой Евфрат. С I века н.э. это был торговый центр, соединявший Персидский залив и Азию со Средиземноморьем и Европой. Торговцы везли через Сирию китайский шелк, глиняную посуду и травы в обмен на изделия из стекла, красители и жемчуг.

 

Пальмиру часто называют «жемчужиной пустыни» Сирии. Разрушенный город занимает 6 квадратных километров (2,3 квадратных мили) с разбросанными колоннами, башнями, барьерами, гробницами, храмами и другими сооружениями. Во времена Римской империи Пальмира быстро росла и достигла своего пика во 2 веке нашей эры, став самым большим и процветающим городом в восточной части Римской империи. В 1957 году во время строительства нефтепровода в сирийской пустыне строители обнаружили на этом месте катакомбы. Это был мавзолей Зенобии (ок. 240–274 гг. н. э.), самой знатной и красивой восточной царицы древней Сирии, которая порвала с римским правлением и основала империю Пальмирена. Однако Пальмира была разрушена римлянами в 273 году нашей эры.

 

9. Дамаск

Ворота Великой мечети Омейядов , Дамаск, с картины Густава Бауэрнфайнда, 1890 г. , через Christie’s

 

Дамаск, столица Сирии, красивый и элегантный город с более чем 4500-летней историей. Он расположен у подножия величественной горы Касиун. Семь притоков реки Барада днем ​​и ночью текут по городу, принося жизненную силу и процветание этому знаменитому западноазиатскому городу. Согласно историческим записям, китайский шелк был завезен в Дамаск еще в 115 году нашей эры. Китайские шелка и керамика доставлялись в Финикийское царство (на восточном побережье Средиземного моря, сегодняшней Сирии и Ливане) через Петру (на территории современной Иордании). Шелк обрабатывали и окрашивали в соответствии с потребностями римлян. Затем его перевезли на рынки Рима и Дамаска для продажи.

 

В Дамаске до сих пор можно увидеть остатки нескольких древних караван-сараев. Эти монументальные здания из дерева и камня в основном находятся недалеко от базаров (рынков) в Старом городе. Они были разделены на верхний и нижний этажи с открытым центральным двором. На нижнем этаже поста привязывали верблюдов и лошадей, а на верхнем этаже были комнаты, где останавливались торговцы шелком. Центральный двор использовался для торговли шелком. Подобные караван-сараи когда-то можно было найти вдоль всего Шелкового пути, предоставляя путешественникам столь необходимые места для отдыха.

 

10. Константинополь

Карта византийского Константинополя, через History.com

 

За свою долгую историю Стамбул был столицей Римской империи, Византийской империи, Османской империи и Турецкой Республики в первые дни основания страны. Он долгое время был политическим и религиозным центром Ближнего Востока. Известный в прошлом как Константинополь, этот город соединил в себе квинтэссенцию идеологии, культуры и искусства всех этносов Европы, Азии и Африки, став таким образом важным перекрестком восточной и западной идеологии и культуры.

 

В 7 веке до нашей эры, после того как греки впервые построили этот город, он стал столицей Восточной Римской империи. Он был переименован в Константинополь в 330 году н.э. и стал называться Стамбулом только после того, как турки-османы захватили город в 1453 году. После этого Стамбул стал столицей Турецкой империи. В 1923 году Турецкая Республика перенесла столицу в Анкару, но Стамбул по-прежнему остается крупнейшим городом Турции. Исторически Константинополь был торговым центром и единственным путем для торговых судов из причерноморских стран. Город был построен на стыке между Азией и Европой и часто классифицируется как конец азиатской части Шелкового пути.

 

Современные города на Шелковом пути

Горизонт Пекина 21-го века, фото Чжан Кайыв, через Unsplash

 

В последние годы Китай возродил Шелковый путь древних времен с помощью амбициозной программы развития, известной как «Один пояс, один путь» или «Инициатива пояса и пути». Это грандиозное мероприятие: создаются два торговых пути, чтобы лучше связать Китай с другими странами, один по суше, а другой по морю.