Содержание
Места
Дворец великой княгини Марии Николаевны (Мариинский дворец) возле Синего моста через Мойку, ограничивающий Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом отнесён к выдающимся памятникам архитектуры и истории. Это первое крупное произведение молодого тогда зодчего Андрея Штакеншнейдера знаменовало утверждение в России нового архитектурного стиля, пришедшего на смену классицизму — эклектики, предполагавшей использование мотивов всех исторических стилей прошлого, а также применение новых строительных материалов и конструкций, появившихся к середине XIX века.
Однако в ранней эклектике всё ещё заметны черты классицизма. Мариинский дворец был свадебным подарком императора Николая I своей дочери, вышедшей за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
При строительстве Мариинского дворца Штакеншнейдер рационально использовал часть стен и фундамента существовавшего здесь с первых лет правления Екатерины II дворца Чернышёва. По тем временам создание Мариинского дворца можно назвать ударной стройкой — всего 5 лет понадобилось для возведения обширного и богато отделанного здания. Главный дворцовый фасад симметричен.
Три выступа (ризалита) поставлены согласно правилам классицизма. В центре — широкий, с могучей аркадой-проездом и массивной венчающей стенкой-аттиком над карнизом. По бокам — подчинённые центру узкие выступы, увенчанные треугольными фронтонами. Стены украшены колоннами и пилястрами, поставленными на обработанный глубоким «бриллиантовым» рустом первый этаж.
Для отделки фасада вместо штукатурки использован местный относительно недорогой камень — песчаник, который не требует ежегодного ремонта. Штакеншнейдер лично ездил на разработки и следил за качеством поставляемого камня. При оформлении фасадов был широко использован металл: вазы на балюстраде и канделябры на главном подъезде из цинка, зонтики из чугуна. Из металла были сделаны и перекрытия дворца — тем самым здание было сделано безопасным в пожарном отношении.
Необычна планировка дворца. Анфилада парадных залов развёрнута не вдоль главного фасада, как это обычно практиковалось, а перпендикулярно этому фасаду по центральной оси здания — так, как в XVIII веке поставил главную анфиладу Таврического дворца архитектор И. Е. Старов. Парадные залы Мариинского дворца собраны вокруг ротонды, связывающей их в единый компактный комплекс.
Удобно расположены и лестницы, одна из которых связывает жилые и служебные помещения, минуя парадные залы. Во дворце в связи с состоянием здоровья владелицы был устроен специальный пологий спуск — пандус, по которому можно легко подниматься во все этажи или катить кресло. Для освещения некоторых помещений были созданы стеклянные потолки. Отделка помещений дворца отличается богатством и разнообразием художественных стилей. Здесь и колоннады, и золочёная лепка, и мозаика, и мрамор… Во дворце был зимний сад, где росли пальмы, бил фонтан.
Со вселением новобрачных во дворец в столице появился новый центр великосветской жизни, в Мариинском дворце часто бывали члены августейшей фамилии. Супруги играли заметную роль в государственной жизни Российской империи. Оба последовательно занимали пост президента Академии художеств. Максимилиан, обладавший обширными познаниями в области естественных наук, открыл первое в России гальванопластическое предприятие, на котором методом электролиза изготовлялись металлическая скульптура.
Потомки первых хозяев не смогли содержать дворец, и в 1884 году он был продан в казну и приспособлен для работы Государственного совета, для которого в 1907-1908 годах архитектор Л.Н. Бенуа на месте зимнего сада создал зал заседаний.
После 1917 года дворец занимали различные учреждения, во время Великой Отечественной войны здесь размещался штаб народного ополчения и госпиталь. Здание пострадало от вражеских бомбёжек и артобстрелов, было отреставрировано, здесь стал заседать Ленсовет.
Сейчас в Маринском дворце работает Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В то же время в исторических интерьерах часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды различного уровня; устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии.
Дворцы
Штакеншнейдер
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге
Архитектура дворца
Мариинский дворец был возведен в 1839-1844 гг. Для того, чтобы здание сочеталось со строящимся с северной стороны Исаакиевским собором, архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал в строительстве приемы классицизма. Главный фасад дворца имеет классическую трехосевую композицию с центральным выступом и двумя боковыми ризалитами.
Устройство дворца при первых хозяевах
Хозяйка дворца, великая княгиня Мария Николаевна, была единственной из дочерей императора Николая I, вышедшей замуж в России. Ее супруг —герцог Максимилиан Лейхтенбергский, отцом которого был Евгений Богарне, пасынок Наполеона Бонапарта. При хозяйствовании Марии Николаены сооружение имело такое устройство:
- На первом этаже здания располагались детские комнаты, комнаты их воспитательниц, канцелярия герцога и католическая часовня для него.
- Бельэтаж занимали парадные залы, а также покои владельцев.
- На верхнем этаже находились комнаты прислуги, гардеробные, там же была не сохранившаяся православная церковь.
Рядом с основным зданием были построены служебные корпуса, отделенные от Вознесенского проспекта возведенной стеной.
Интерьеры Мариинского дворца
Архитектор создал парадную анфиладу, расположенную перпендикулярно главному фасаду здания. Вот некоторые ее залы:
- Парадная приемная герцога Лейхтенбергского, первая в анфиладе. Окна комнаты выходят прямо на площадь. Зал украшают двери из редкого палисандрового дерева.
- Круглый зал Ротонда, окруженный двухъярусной колоннадой и увенчанный куполом с верхним светом. Его главной изюминкой является сочетание белого цвета стен с позолотой.
- Квадратный зал в помпейском стиле с двумя галереями – колоннадами, который украшают медальоны с сюжетами из произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
- Экзотический Зимний сад, который в начале XX в. был переделан в Зал заседаний Государственного Совета. Интерьер зала стал классически строг и торжественен.
История сооружения в XX веке
Мариинский дворец принадлежал семье великой княгини до 1884 г. В 1906 — 1907 гг. по проекту архитектора Л.Н. Бенуа он был перестроен и использовался в качестве здания для заседаний Государственного совета. Впоследствии дворец также был связан с политической жизнью: здесь располагалось Временное правительство, затем Исполнительный комитет Ленинградского Совета народных депутатов.
На аттике здания размещены изображения орденов, которыми награжден город-герой Ленинград. В настоящее время дворец занят Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Он замечательно вписан в композицию Исаакиевской площади, доминантой которой служит Исаакиевский собор, а в центре находится памятник отцу владелицы дворца – императору Николаю I. Кстати, на постаменте этого памятника можно увидеть скульптурные изображения дочерей императора.
comments powered by HyperComments
дворцы Санкт-Петербургадворцы СПбИсаакиевская площадьМариинский дворец
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге, Россия
- Дом
- Достопримечательности
- Дворцы
- Мариинский дворец
Мариинский дворец занимает видное место в историческом центре Санкт-Петербурга, напротив Исаакиевской площади и Голубого моста от Исаакиевского собора. Земля, на которой он был построен, первоначально была местом петербургской резиденции Захара Чернышева, видного военачальника, сыгравшего ключевую роль в Семилетней войне и бывшего военным министром в царствование Екатерины Великой. .
Ночной вид на Мариинский дворец
Купол Ротонды внутри Мариинского дворца, построенный Штакеншнейдером
В 1839 году император Николай I поручил придворному архитектору Андрею Штакеннейдеру построить дворец в качестве свадебного подарка его дочери, великой княгине Марии Николаевне, готовившейся выйти замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, сводного внука Наполеона Бонапарта и увлеченный ученый-любитель и коллекционер произведений искусства. Штакеннейдер, который также отвечал за Николаевский дворец и Дворец Белосельских-Белозерских, создал монументальное неоклассическое здание с замысловатым декором, вдохновленным средневековой французской архитектурой и архитектурой эпохи Возрождения. Первоначальные дворцовые интерьеры были столь же эклектичными, каждый зал оформлен в своем стиле.
Интерьеры Мариинского дворца
Лестница Мариинского дворца
В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен у наследников Марии Николаевны Императорскими Имуществами и передан Александром III для размещения Государственного Совета Императорской России. Столетняя сессия Государственного совета в Мариинском дворце 5 мая 1901 года стала сюжетом картины Ильи Репина, выставленной в Русском музее. С тех пор дворец использовался как правительственное здание — как дом для Совета Российской Республики при Временном правительстве 1917, в Ленинградский Совет после Второй мировой войны, а с 1994 года в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Адрес: | 6, Исаскивская Плошчад |
---|---|
Метро: | Gostiny Dvor/Nevsky Propekt |
. |
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге Россия
Мариинский дворец в Санкт-Петербурге играл важную роль в политической жизни России. Первоначально он был домом для дочери Николая I. Позже, наряду с Зимним и Таврическим дворцами, он был одним из политических дворцов того времени. Дворец служил штабом Временного правительства России.
Исторический очерк
В середине 18 века эта земля принадлежала графу Ивану Чернышеву, который построил здесь свой дворец и даже пригласил Екатерину Великую на новоселье. После смерти графа здание было передано в казну и занято различными государственными организациями.
В 1839–1844 годах здесь был построен новый дворец под руководством архитектора Андрея Штакеншнейдера. Император Николай I хотел подарить его своей дочери Марии, вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Дворец получил имя своей владелицы – Марии, а в 1845 году стал официальной резиденцией князя Лейхтенберга.
Дворец должен был быть удобным, и Император даже подобрал его расположение, которое оказалось на Исаакиевской площади напротив Исаакиевского собора при переходе через реку Мойку по Голубому мосту. В процессе строительства применялись только современные материалы и технологии. Чтобы избежать риска возгорания, потолки дворца были сделаны из металла, а не из дерева.
Несмотря на то, что фасад дворца выглядит стильно, для того времени он очень «хай-тек». Например, Мария Николаевна страдала от болей в ногах, и ей было тяжело передвигаться на большие расстояния. Для этого во дворце был оборудован специальный пандус, украшенный различными растениями и напоминающий лесную тропу.
Практически сразу после завершения строительства дворец распахнул свои двери для свободного посещения горожан и гостей города.
Мария жила во Дворце до самой смерти, но ее дети продали его. Таким образом, Мариинский дворец стал государственным. Здесь располагались Государственный совет, канцелярия и Комитет министров. После революции 1917 года Мариинский дворец использовался Временным правительством России. В годы Великой Отечественной войны здесь находились военный совет, политотдел Ленинградской армии милиции и редакция газеты. В 1991 в дни августовского переворота здесь располагался очаг сопротивления, а с 1994 года во дворце размещается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Помимо того, что дворец является государственным учреждением, он также выполняет функцию музея. Дворец открыт для посещения туристами. Однако необходимо зарегистрироваться заранее.
Читайте также
Информация об экскурсии
Расписание
Дворец можно посетить по предварительной записи.
Public Transport
Address | |
---|---|
Isaac’s Square 6 | |
Metro / Subway | |
Admiralteyskaya, Sadovaya | |
Buses | |
Isaac’s Square | 3, 10, 22. 27, 70, 71, 100 |
Marshrutkas | |
квадрат Исаака | K-169, K-252 |
9999 |