Содержание
Казанский девичий монастырь — Официальный сайт в Калуге
Если смотреть на город Калугу с правого берега Оки, то вашему взору открывается чудесная картина: склон, покрытый аккуратным зеленым ковром травы, выше — буйство сочных крон деревьев. И среди этой зелени кусочком неба выглядывают голубые купола храма с солнечными маковками и крестами на них. Это собор Казанского девичьего монастыря. И его голубые купола – это символ чистоты и непорочности Богородицы, Небесной Покровительницы обители.
Возникновение Казанского девичьего монастыря историки и краеведы относят к началу 17 века, когда после Смутного времени распространилось особое почитание Казанской иконы Божией Матери. Первый храм обители был построен приблизительно в 1629-1645 годах, и главный престол был посвящен именно Казанской иконе Богородицы. Возможно, что первые насельницы уже собирались на совместную молитву «на подоле», т.е. в том месте, где был позднее расположен монастырь, а монастырский собор появился позже. Точной даты основания монастыря пока найти не удалось.
За несколько веков обители многое пришлось повидать и пережить: и расцвет монастыря, и его разорение после октября 1917 года, и сожжение монастырских построек во время фашистской оккупации города.
В годы лихолетья чудом уцелел величественный Казанский собор, построенный на месте ветхого в начале 20 века при игумении Ангелине Яновской. После революции в нем располагался Государственный архив Калужской области. Казалось бы, история одной из древнейших женских обителей Калужской земли закончена навсегда. Но Господь судил иначе. В 1992 году началось возрождение монастыря пока в виде небольшой общины сестер, не имеющей ни своего храма, ни своих келий. Прежде чем сестры дождались передачи монастырского комплекса Русской Православной Церкви, прошло 25 лет. За это время сестры сменили несколько мест проживания. В епархии шутили: «Монастырь без определенного места жительства…»
Но в годы ожидания сестры набирались опыта монашеской жизни, внутренне готовились водвориться в родных стенах Казанского девичьего монастыря, к поруганным руинам которого ходили ежегодно крестным ходом на летний праздник Казанской иконы Божией Матери. За эти годы сестрам посчастливилось поучаствовать в возрождении еще более древней обители, основанной в честь Великого Стояния на Угре – Спасо-Преображенского Воротынского монастыря.
Но вера в то, что Казанскому девичьему монастырю вернут его главный храм и исконное место обитания крепла вместе с неустанными молитвами и ежегодным крестным ходом к Казанскому собору.
Надо ли говорить, сколь труден путь возрождения? Но если молитва не прерывается и жизнь идет по Христовым заповедям, то Господь не оставляет своей защитой и помощью. А помощь приходила, откуда не ждали. Имена не только благодетелей, но и трудившихся на благо обители записаны на постоянное поминовение в синодиках монастыря.
Покров Божией Матери в Ее Казанской иконе, которой посвящена наша обитель, распространяется на всех жителей града Калуги. Сестры молятся о мире и благоденствии земли Калужской. Всех благочестивых калужан и паломников мы будем рады видеть в возрождающейся обители. Матерь Божия по вашей усердной молитве утешит всякую скорбь, поможет в трудных обстоятельствах, подаст отраду и утешение в печалях.
Казанский монастырь
Монастыри Калужской епархии — Казанский Девичий монастырь в г. Калуге
01 Январь 2018
Казанский Девичий монастырь в г. Калуге
Адрес: 248000 Калуга, ул. Монастырская, д.1
Телефон: 8 (4842) 57-68-20
Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмиллович)
Клирики: прот. Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров, иерей Владимир Литвишко, иерей Владимир Белоножко, диакон Трофим Орлов
Сайт: spasnaugre.ru
Монастырь возник в г. Калуге вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича. В начале XVII в. в него уже назначались игумении. Первое время монастырь не имел своего храма, и его насельницы посещали богослужения в приходском храме в честь Илии Пророка. В 1629 г. к монастырю был приписан деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
21 августа 1899 г. состоялась закладка пятиглавого Казанского собора, который был освящен 19 июля 1903 г. Собор построен в византийском стиле, средний купол поддерживался 4 столбами. В нем было 3 престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный –– Ченстоховской иконы Божией Матери и южный –– преподобного Алексия, человека Божия. Центральный придел имел четырехъярусный иконостас, в западной части собора находились хоры.
Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом.
До 1917 г. монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 г. в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц.
В 1918 г. монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 г., в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 г. решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в г. Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 г. передана в исторический музей г. Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены. 28 июня 1931 г. по статье за «контрреволюционную деятельность» были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан духовник обители о. Иоанн Зарецкий, игумения Ангелина (Гуляева) и несколько монахинь бывшего Калужского Казанского монастыря.
С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 г. все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60-е гг. XX в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии.
10 февраля 1992 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме по адресу Тульская улица, 44, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 г. монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек.
Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм –– больным, инвалидам и престарелым, –– чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 г. при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ.
В монастыре установлен общежительный устав с общей трапезой, послушаниями, обязательным посещением церковных богослужений, которые проходят в храме Гурия Казанского. С насельницами монастыря регулярно проводятся занятия, на которых изучается Священное Писание, творения Святых отцов, рассматриваются вопросы духовной жизни, ежедневно совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила.
В монастыре хранятся святыни: ковчег с мощами святителя Гурия Казанского; иконы с мощами преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев, святителя Иоанна Суздальского, святителя Иоанна Тобольского, святителя Игнатия Ростовского, святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия Московского. В алтаре находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мучеников Савваитов в ковчеге, крест-мощевик. Сестрами монастыря возобновлен существовавший до революции Крестный ход с древним образом Божией Матери «Казанская» (XVII в.). Теперь он проходит ежегодно в день празднования иконе 21 июля по улицам города Калуги от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам Казанского собора монастыря.
С 2000 г. монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря.
Сегодня Казанский Девичий монастырь находится в процессе возрождения.
Без преувеличения — словно феникс из пепла. По малой капле собираются пожертвования прихожан, паломников – доброхотных людей. Помогают всем возможным – кто копеечкой, кто вещами, продуктами, стройматериалами, кто своим безвозмездным трудом.
В Казанском Соборе ремонтируется крыша, купола. В пристроенных архивных
помещениях также ремонтируются комнаты, чтобы первые сестры смогли жить и трудиться в обновленной обители, пока временно, до постройки сестринского корпуса. В этих же архивных помещениях бывший читальный зал архива оборудован временно под домовый храм в честь Казанской иконы Богоматери.
С 19 марта 2017 года в храме совершаются службы по воскресным и праздничным дням.
Все желающие помолиться вместе с первыми насельницами древнейшей женской обители Богоспасаемого града Калуги могут прийти в монастырь и своей молитвой также помочь возрождению.
Неспешно продвигается строительство сестринского корпуса с храмом в честь блж. Матроны Московской. Но сестры верят, что Господь, благословивший начатие святого дела, поможет и совершит его, ибо сила Божия в немощи совершается.
{gallery}moni/kazan{/gallery}
- < Назад
- Вперёд >
16/29 июня — Святитель Тихон Калужский
Святитель Тихон Мединский и Калужский, в юности принял монашеский постриг в Чудовом монастыре в Москве, но по любви к уединению поселился в уединенном месте близ Малоярославля. Он подвизался в дремучем дремучем лесу, на берегу реки Вепрейки, в дупле древнего дуба-великана. Однажды на охоте князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) наткнулся на преподобного Тихона, в гневе велел ему немедленно покинуть свое имение и осмелился поднять на преподобного нагайку. Тотчас рука принца онемела. Опешенный таким наказанием, князь раскаялся в своем поступке и со смирением попросил прощения.
Получил исцеление по молитве святителя Тихона. Князь умолял преподобного оставаться всегда в его имении и построить там монастырь для монахов, обещая снабдить его всем необходимым. Святитель Тихон построил монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, который возглавил. Он руководил обителью до глубокой старости и скончался в 1492 году, получив великую схиму.
Тело святителя Тихона было погребено в соборном храме основанного им монастыря. Празднование святителю Тихону было установлено на Соборе 1584 г.
Православная церковь в Америке
16. 06.2016
Кан. по воде, как по суше, * и избежав злобы египтян, * возопили израильтяне: * Богу нашему и Искупителю воспоем.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
На всемогущего Бога всецело уповая, Богомудрый, желанием и любовию крыльями прилететь к Нему ум свой уготовил еси, да с Христом пребывая, жизнь вечную наследуешь
Преподобный отче Тихон, молися Бог за нас.
Упованием на всеблагого Бога нашего укрепляясь, о преблаженнейший Тихон, постом и молитвою к грядущим благам стремился еси.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Дивна была жизнь твоя и смирение, которое от юности твоей стяжал еси, Всеблагословенная; посему, отрешившись от мира, сделался еси истинным искусным монахом, в котором процветали добродетели.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Слово Божие, пречистой Кровью Твоей воплощенное, Пречистая Дева, явило всем Свою великую и божественную любовь; ибо Он соединил человеческую природу с ангельским сонмом и возвысил ее до обитающих на небесах.
Ода III, Ирмос: О Господи, Творец Небесного свода * и Строитель Церкви, * Ты укрепи меня в любви Твоей, о Вершина желаний, * О Опора верных, * Единый Любящий человечества.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Постом и молитвою великое дерзновение пред Богом стяжал еси, преподобне Тихоне. Его моли, чтобы Он был милостив и к нам.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Преходящее здешнее преходящее, горнее, возвышенное возлюбил еси, воспламенив божественной ревностью боголюбивую душу свою; и исполнив волю Всевышнего, ты получил блага небес.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Желая насладится сладостями вечно пребывающими, преподобный, травами, выращенными тобой в пустыне, питался еси; и, таким образом, достигнув конца борьбы своей жизни, ты теперь наслаждаешься вечными благами.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О Государыня, подаждь мне, рабе Твоей, помощь Твою, разумение подай мне и на путь спасения настави, Дево. Избавь меня от бед и скорбей, ибо Ты родил Искупление всех.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Сессионная песнь, глас IV: Велико бурный мир и преходящую суету, как прах, почитая, угодил еси Богу, стяжав жизнь ангельскую; посему молим, от тлетворных страстей избави нас, присно почитающих память твою в песнопениях, блаженный Тихон, отче наш.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Как виноградная лоза невозделанная, Ты, Дева, произвела прекраснейшую Виноградину, Которая изливает на нас вино спасения, которое веселит души и тела всех. Темже благословляя тя, яко дело благих, присно с Ангелом вопием ти: Радуйся, Благодатная.
Ода IV, Ирмос: Господи, я услышал тайну Твоего домостроительства; * Я созерцал дела Твои, * и прославил Твое Божество.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Слезами потоками пустыню оросил еси, блаженная, сея в ней семя трудов твоих; посему в радости стократно пожнешь плод, вопия: Слава силе Твоей, Господи!
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Помня о последнем дне жизни сей, преподобный Тихон, к отшествию своему на всякий час готовился еси, добрыми делами украшая душу свою, ожидая пришествия Владыки твоего.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Тихон, отче наш, непрестанно молися о святой обители твоей и пустыни, которую еси многотрудно возделывал, прося избавления их от злых обстоятельств и всяких скорбей, чтобы мы все непрестанно воспевали тебя яко милостивый отец.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Христос Господь, Царь всех, возлюбивший Тебя, яко Богоизбранную Деву, отпрыск царственного рода, Богородица, вселившийся в Тебя, показывая Тя превыше херувимов и серафимов.
Ода V, Ирмос: Освети нас, Господи, заповедями Твоими, * и мышцею Твоей вознесшейся, * мир Твой нам даруй, * Человеколюбец!
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Яко праведное цветущее древо, насажденное при потоках вод, преподобный отче Тихон, яко многие ветви раскинул еси добродетели, принимая под сень свою желающих спасения.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Усердный ходатай в сем житии был еси, блаженнейший отче наш Тихон, всем щедрым здравием твоим ходатайством подавший; а потому мы ныне еще более полагаемся на твое моление, прося, чтобы через тебя мы получили милость и оставление грехов.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Добровольной бедностью стяжал ты Царство Небесное; посему дары духовных исцелений изливаешь еси в изобилии на всех, с верою почитающих твою пречестную память, Тихон, преподобный отче наш.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Мысливое Солнце воссияло от Тебя, Богородица, распространяя сияющие лучи Своего Божества; а потому непрестанными гимнами мы все прославляем тебя, о Владычица.
Ода VI, Ирмос: Изолью ко Господу молитву мою, * и Ему возвещу скорбь мою; * ибо душа моя полна зла, * и жизнь моя к аду приблизилась, * и яко Иона молю Тебя: * от тления возведи меня, Боже.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Великое исцеление изливает драгоценное тело твое на приходящих с верою к спасительному гробу твоему, Тихон, отче наш.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Непрестанными молитвами твоими к Богу, Тихон, отче наш, достиг ты обителей небесных, где Свет неизреченный и услада преподобных, с коим предстаешь перед Богом всех, отче Тихон.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Ты почел ночь за день, о благословенный, ибо не дал покоя телу твоему, ни сна глазам твоим, ни дремоты векам твоим, доколе не достиг ты упокоения небесного.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Твоими мольбами разорви летопись моих прегрешений и даруй мне избавление от печали и страданий, которые окружают меня, о Владычица.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Кондак, глас VIII: Отчизну твою оставив, преподобнейшая, в степи обитель твою соделал еси, * где житие твое строгим показал еси; * и многих поразив добродетелями твоими, * от Христа дар чудотворений приял еси. * Темже помяни нас, почитающих память твою, да вопием ти: ** Радуйся, преподобне Тихоне отче наш!
Икос: Божественные заповеди Христовы возлюбив, Тихон, преподобный отче наш, и ненавидя прелести мира сего, оставил еси отечество свое и усердно поспешил в пустыню; и ты был там маяком, освещая те места сиянием Духа. Темже, с жаром приступая к целительному твоему гробу, вопием ти: Радуйся, Тихон, преподобне отче наш!
Песнь VII, Ирмос: В Вавилоне благочестивые отроки не поклонялись золотому истукану, * но, омывшись посреди печи огненной, * воспевали гимн, говоря: * Превознесенный Боже отцов наших , благословен Ты!
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Подвизался мужественно в пустыне и, приняв сияние Духа, был восхищен еси до выси небес, преподобне отче Тихоне, где ныне прославляеся еси с Ангелами.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
В пустыне молчанием язык свой обуздал еси, Тихон, отче наш, безмятежно живущий, яко Ангел во плоти.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Воистину сподобился еси добрая жизнь, преподобне отче Тихоне, чистотою и подвижничеством стяжавши; и теперь ты стоишь перед Богом в рядах бестелесных существ.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Ум человеческий в недоумении, как понять невыразимые глубины рожденья твоего, о чистая; ибо, смиряясь в Своем нежном сострадании, Бог сотворил меня совершенно новым Своим воплощением.
Песни VIII, Ирмос: Царя Небесного, * Которого ангельскими сонмами прославляем, * восхвалим и высше превознесем во веки веков.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Потоками слез землю сердца твоего оросил еси, Тихон, преподобный отче наш, и, стоя непоколебимо в молитве, Творца всего прославил еси.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Бодрствующими бдениями твоими и частыми воздыханиями твоими, блаженный отче Тихон, возрасла в тебе благодать Святаго Духа, явив тя славного.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Подвижническими страданиями и доблестными подвигами твоими, преблаженнейший отче Тихон, взрастил еси божественное зерно, которым питаешь еси благочестиво чтящих память твою.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О Преблагая Государыня, родившая во плоти Всеблагого Бога, очисти сердце мое, мучимое страстями, да прославлю Тебя верою и любовью.
Песнь IX, Ирмос: Спасаемая Тобою, Чистая Дева, * исповедуем Тебя воистину Богородицей, * и с ликами бесплотных воинств * Тя величаем.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Во пучине слез твоих змия виновника зла утопил еси, преподобне отче Тихоне, и славным победителем вознесся еси на небо, где с ангельскими ликами непрестанно прославляешь Бога из всех.
Преподобный отче Тихон, моли Бога о нас.
Житие нехитрое обладал еси, потом страданий украшен еси, всехвальный и преподобне отче Тихоне; а потому твой дух наполнился божественной радостью.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Яко царским венцом убран, град Калуга хвалится тобою, преподобне отче наш Тихон; имея мощи твои в окрестностях его, как благого стража, дарованного ему от Господа.
Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Всепетая Дево, Бога во плоти родившая, яви прославляющих Тебя, как сопричастников божественного света, и молениями Твоими избавь нас от огня гееннского и от всякого вреда враг.
Тропарь, глас IV: Тихон, преподобный отче наш, * явил еси светлейший светило среди Русской земли; * ибо, устроив себе жилище в пустыне * и ведя в ней строгий образ жизни, * жил ты как бестелесное существо, * за что Бог обогатил тебя даром чудес. * Темже, к раке мощей твоих спеша, * с умилением глаголем: ** Преподобный отче, моли Христа Бога, спасися души наша.
Рубрика: Главная Службы, Молитвы, Святые с тегами 16/29 июня, канон, святитель Тихон Калужский.
Описание паломничества в России — 10 монастырей, Святыни России
Два обзора, посвященных православным монастырям и храмам России, вы можете прочитать на сайте Геомерид. В этом обзоре «Паломничества в России» рассказывается о монастырях и храмах, где находятся мощи наиболее чтимых православных святых или наиболее чтимые иконы. Поклониться им ежегодно приезжают тысячи паломников.
Еще один обзор называется «Монастыри России». Их тоже посещает много людей, но ценность их больше историческая и культурная. Например, это монастыри, включенные в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Это монастыри, где написаны ценные фрески. Это монастыри, которые связаны с важными историческими событиями, происходившими на Руси.
Например, в Ипатьевском монастыре в Костроме в 1613 году был призван на престол Михаил Романов. Он был первым царем из династии Романовых. Ганиноямный монастырь в Екатеринбурге расположен на месте, где большевики в 1918 сбросили тела казненных членов царской семьи в заброшенную шахту. Они были последними из династии Романовых.
Православные верующие России чаще всего посещают в паломнических поездках следующие монастыри и храмы:
1. Троице-Сергиева Лавра (Московская область)
2. Дивеевский монастырь (Нижегородская обл.)
3. Покровский Свято-Покровский мужской монастырь. Матроны (Москва)
4. Оптина пустынь мужской монастырь (Калужская область)
5. Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)
6. Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)
7. Псково-Печерская Лавра (Псковская область)
8. Казанский собор (Санкт-Петербург)
9. Тихвинский монастырь (Тихвин)
10. Троицкий монастырь (Муром)
Пройдите по гиперссылкам, чтобы подробно прочитать о каждом монастыре и увидеть большое количество фотографий
Троице-Сергиева Лавра (Московская область)
Троице-Сергиева Лавра расположена в 80 километрах к северо-востоку от Москвы. В Русской Православной Церкви важнейшие духовные центры (монастыри) страны имеют статус «Лавры». Таких монастырей в России два: Троице-Сергиева лавра в Московской области и Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге. Однако главным духовным центром Русской православной церкви считается Троице-Сергиева лавра. Он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. Он является самым почитаемым святым Русской Православной Церкви. Сергий родился в семье знатных бояр из города Ростова. Его родителей звали Кирилл и Мария. Позже они переехали в поселок Радонеж, что на севере Московской области. Здесь родился мальчик Варфоломей. В 1337 году Кирилл и Мария в весьма почтенном возрасте постриглись в монашество в Покровском монастыре в Хотькове, но почти сразу скончались.
Варфоломей и его брат Стефан поселились в лесу на Маковецкой горе, в 10 километрах от Хотьковского монастыря. Варфоломей стал монахом Сергием. Вокруг них стали собираться другие монахи. Сергий Радонежский (Сергий села Радонежский) стал настоятелем монастыря, который был назван в честь Троицы. Вскоре монастырь стал духовным центром Русской земли. Это был сложный период феодальной раздробленности страны. Сергий Радонежский призвал князей вместе бороться против монголо-татарского ига. Его называли «Духовным собирателем земли русской», «Ангелом-хранителем России».
Картина «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского перед Куликовской битвой» в музее на Куликовом поле
Троицкий собор — главный храм Троице-Сергиевой Лавры, построенный в 1442 году
Успенский собор, построенный Иваном Грозным, и Часовня над источником Святой воды в Троице-Сергиевой лавре
В 1380 году князь Дмитрий Донской пришел со своим войском в монастырь, чтобы Сергий Радонежский благословил их перед битвой на Куликовом поле с войском хана Мамая . В 1392 умер Сергий Радонежский. Его мощи находятся в Троицком соборе монастыря и ежегодно к ним совершают паломнические поездки тысячи людей.
С 15 века в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство каменных церквей. В 1422 году был построен Троицкий собор, в котором сейчас покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского. К 16 веку монастырь превратился в мощную крепость. Он выдержал осаду во время интервенции польских войск в начале 17 века. Сейчас в Троице-Сергиевой лавре построены десятки церквей и зданий.
Серафимо-Дивеевский мужской монастырь (Нижегородская область)
Серафимо-Дивеевский мужской монастырь расположен в Нижегородской области в селе Дивеево, в 180 километрах к югу от Нижнего Новгорода. Арзамас – ближайший город к Дивеевскому монастырю.
Серафимо-Дивеевский монастырь был основан в 1760 году русской монахиней Александрой, но прославился на всю Россию благодаря служению Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых в России.
В православной традиции существует предание о четырех земных судьбах Пресвятой Богородицы. Первым уделом считается древняя Иверия (ныне это Грузия), куда Богородица должна была отправиться с апостольским служением. Второй судьбой была гора Афон в Греции. Третий удел – Киево-Печерская Лавра в Киеве. Александра была монахиней этого монастыря, когда ей было видение Пресвятой Богородицы. Она благословила ее отправиться на север России для основания нового монастыря в Дивееве, который она обозначила своим четвертым земным уделом.
Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске в семье богатого купца. В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где был благословлен стать монахом Саровского монастыря Нижегородской губернии. Преподобный Серафим поселился в келье в лесу близ монастыря и много молился. В 1793 году стал иеромонахом и духовником Дивеевского монастыря.
Троицкий и Спасо-Преображенский соборы монастыря
Святая Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеевском монастыре
Серафим скончался в 1833 году, а в 1903 году был причислен к лику преподобных Серафимов Саровских и всея Руси Чудотворцев. В последние годы жизни Серафиму явилась Богородица, повелела ему взять мотыгу и прочертить Канавку близ Серафимо-Дивеевского монастыря по пути, по которому она прошла.
Как вспоминали монахини монастыря: «Отец Серафим много чудесного говорил об этой Канавке, здесь были ноги Пресвятой Богородицы. Эта земля была взята в удел Самой Царицей Небесной. И как только придет антихрист, он пройдет везде, но не перепрыгнет через этот Паз». Все, кто приезжает в монастырь с паломнической поездкой, обязательно проходят по Канавке Пресвятой Богородицы.
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря построен в середине 19 века. В нем находится ракия с мощами преподобного Серафима. Также в монастыре есть большой Спасо-Преображенский собор, Благовещенский собор и несколько церквей.
Покровский монастырь святой Матроны Московской (Москва)
Покровский монастырь святой Матроны Московской находится недалеко от Таганской площади. Он был основан в 1635 году царем Михаилом Романовым в память о своем отце, патриархе Филарете. Однако известно оно стало благодаря святой Матроне Московской, жившей в 20 веке.
Матрона Московская родилась в 1885 году в селе Себино Тульской губернии. Ее родители жили в нищете, а мать хотела отдать четвертого ребенка в приют, но однажды к ней явилась еще не родившаяся девочка в образе белой птицы и попросила не отдавать ее в приют. Глаза птицы были плотно закрыты. Девочка родилась слепой, но мать не отдала ее в детский дом. Девочка с ранних лет проводила все свое время в храме.
Будучи маленькой девочкой, она предсказывала многие события и исцеляла многих больных. К ней съезжались люди со всей провинции. В 16 лет у нее онемели ноги. Она приняла свои проблемы и продолжала лечить других. В 1925 лет Матрона переехала в Москву, где прожила почти 30 лет. Ежедневно к Матроне приходило до 40 человек. Она всех принимала и всем помогала.
Очередь верующих к иконе Блаженной Матроны, висящей на стене Покровского собора.
Чудотворная икона Блаженной Матроны висит на стене Покровского собора.
Матрона умерла 2 мая 1952 года и была похоронена на Даниловском кладбище в Москве. Это кладбище стало местом ее почитания. Многие люди приезжали сюда в паломнических поездках. В 1998 г. мощи Матроны Московской были перенесены в Покровский монастырь, а в 2004 г. она была канонизирована.
Перед храмом почти всегда большая очередь людей, пришедших поклониться Святой Матроне. Перед паломнической поездкой нужно быть готовым, что придется простоять в очереди около 3-4 часов, а может и больше.
Оптина пустынь мужской монастырь (Калужская область)
Оптина пустынь мужской монастырь расположен на окраине города Козельск Тульской области. Согласно преданию, монастырь был основан в 14 веке раскаявшимся разбойником Оптой, ставшим монахом и первым игуменом под именем Макария.
Долгие годы Оптина пустынь была небольшим провинциальным монастырем. Самые тяжелые времена наступили при царе Петре I. Этот монастырь планировалось закрыть. Однако в 19 веке монастырь Оптина Пустынь стал одним из духовных центров России.
В Оптиной пустыни на протяжении всего XIX века существовала традиция святых старцев, которая привлекала тысячи паломников со всей России. В Оптиной пустыни за сто лет было более десяти святых старцев, которые принимали и учили приходящих к ним людей. Старец – это монах, обладающий даром духовного видения и руководства.
Монастырь Оптина Пустынь со стороны Козельска
Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы — главный храм Оптиной пустыни
На старцы Оптиной пустыни. Великий русский писатель Федор Достоевский писал, что большое влияние на него оказало паломничество в Оптину пустынь. После этого он написал роман «Братья Карамазовы», где прототипом старца Зосимы был оптинский старец Амвросий. Несколько раз Оптину пустынь посещал Лев Николаевич Толстой. Последний раз он посещал монастырь в 1912. После этого он сел в поезд, но вынужден был сойти с него по болезни на станции Астапово, где и умер через 7 дней.
Основателем духовной школы старцев в Оптиной Пустыни был старец Леонид (Лев Наголкин). Его учениками были великие оптинские старцы преподобные Макарий и преподобный Амвросий. Старец Амвросий (1812-1891) распространил свое духовное влияние по всей России, и молитва оптинских старцев получила широкое распространение.
Часовня Ксении Блаженной (Санкт-Петербург)
Часовня Ксении Блаженной находится на Смоленском кладбище, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Ксения Блаженная – небесная покровительница города, со святыми Александром Невским и Иоанном Кронштадтским.
Ксения Блаженная родилась в первой половине 18 века. Точный год ее рождения неизвестен. В молодости она вышла замуж за придворного певца Андрея Петрова, но овдовела в 26 лет. После этого она облачилась в его одежды и посвятила свою жизнь Богу, став юродивой (блаженной). Она сказала, что Ксения мертва, а Андрей Петров жив. Более 40 лет она была бездомной странницей, молясь за людей и помогая им. Особенно много было рассказов о том, как молитва Ксении помогла в устройстве семейной жизни. Большинство молодых людей, которые приходят в часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище, теперь спрашивают ее об этом.
Много народа всегда приходит помолиться Ксении Блаженной
Придя в часовню Ксении Блаженная трижды обходит ее вокруг
Долгое время на Смоленском кладбище была только небольшая могила Ксении. На плите было написано: «Кто меня узнает, пусть вспомнит мою душу во спасение души своей». В 1902 году над ее могилой была возведена часовня. В 1988 году Ксения Петербургская была канонизирована.
В настоящее время в Часовню Ксении Блаженной всегда приходит много людей. Многие приезжают сюда в паломнические поездки из других городов. Чтобы войти в часовню и поклониться мощам Ксении Блаженной, придется выстоять несколько часов в длинной очереди, поэтому лучше приходить сюда рано утром.
Свято-Иоанновский монастырь (Санкт-Петербург)
Свято-Иоанновский монастырь расположен на набережной реки Карповки на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. Иоанн Кронштадтский – покровитель Санкт-Петербурга.
Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Сура Архангельской губернии. Со временем он стал очень известным проповедником. Многие говорили, что слушали его проповеди «со слезами на глазах», а в церковном предании он именуется «великим молитвенником, провидцем и чудотворцем». Он принял последние исповеди российских императоров Александра II и Александра III.
Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в гробнице Ильи и Феодоры в нижнем приделе Иоанновского монастыря
Главный храм монастыря построен в византийском стиле, имеет 5 куполов. С западной стороны пристроена пятиъярусная колокольня. В 1901 году на первом этаже строящегося храма была освящена церковь св. Иоанна Рильского, покровителя св. Иоанна Кронштадтского.
В 1903-1908 годах в подклете была устроена небольшая церковь-усыпальница. Иоанн Кронштадтский скончался 20 декабря 19 года.08. На следующий день был освящен главный храм Иоанновского монастыря, а на следующий день отец Иоанн был погребен в гробнице в подвале. Русская Православная Церковь канонизировала святого Иоанна Кронштадтского в 1990 году.
Псково-Печерская Лавра (Псковская область)
Псково-Печерская Лавра расположена в 50 км к западу от города Пскова, в селе Печеры. Псково-Печерский монастырь часто называют Лаврой, что подчеркивает его значение для Русской Православной Церкви.
Официально в России всего две Лавры — Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге. Однако Лаврой называют также Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь с многовековой историей. За всю свою историю он ни разу не закрывался.
Монастырь был основан святителем Иоанном в 1473 году, который выкопал первую пещеру в склоне оврага. С тех пор здесь появилось множество пещер. Слово «Печеры» в переводе с русского означает «Пещеры». Внутреннее устройство Псково-Печерской Лавры весьма оригинально. Все постройки и церкви монастыря построены на склонах глубокого оврага. Войдя в монастырь через Главные ворота, вы увидите дорогу, идущую вниз по дну оврага, а в низине расположено несколько храмов и построек монашеских келий.
Соборы и храмы Псково-Печерского монастыря
Храмы Псково-Печерского монастыря стоят на склонах оврага, окруженного крепкими стенами
Главный храм Лавры — Сретенский собор. В нем есть чудотворные иконы, а рядом вход в пещеры (подземные ходы), где захоронены монахи монастыря. Псково-Печерская Лавра похожа на Киево-Печерскую Лавру. В обоих монастырях есть случаи захоронения монахов, многие из которых канонизированы. Обязательно прогуляйтесь по крепостным стенам Псково-Печерского монастыря.
Казанский собор (Санкт-Петербург)
Казанский собор расположен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В нем хранится чудотворная копия Казанской иконы Божией Матери. Поклониться иконе всегда приходит много людей.
На пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова в 1733 году построена церковь Рождества Богородицы. Со временем эта церковь стала и местом празднования побед русской армии.
К концу 18 века храм обветшал, и император Павел I решил построить на этом месте Казанский собор. Он должен был стать одним из крупнейших храмов Петербурга и всей России по вместимости. На конкурсе был выбран проект архитектора Воронихина. Он предложил построить Казанский собор с огромной колоннадой, обращенной к Невскому проспекту. Так решалась проблема строительства церквей на Невском проспекте, так как они были повернуты боком к главной улице города.
Чтимая икона Казанской Богородицы – главная святыня Казанского собора в Санкт-Петербурге
Казанский собор был заложен в 1801 году, а завершен в 1811 году, всего за год до войны с Наполеоном. Его колоннада из 96 колонн похожа на собор Святого Петра в Риме.
Здесь был молебен перед отъездом полководца Михаила Кутузова в 1812 году в русскую армию на войну с Наполеоном. В 1813 году здесь был похоронен Михаил Кутузов.
Главной святыней Казанского собора является чтимый образ Казанской Чудотворной иконы Божией Матери. Сама Чудотворная икона была обретена в 1579 году в Казани. Икона творила чудеса и со временем стала одной из самых почитаемых икон на Руси.
В том же 1579 году с иконы была изготовлена и отправлена Ивану Грозному в Москву, где она хранилась в Казанском соборе на Красной площади. Петр I перевез эту копию в Санкт-Петербург. К тому времени реплика тоже считалась Чудотворной. В 1904 г. была ограблена церковь в Казани, а сама Казанская икона исчезла. Сейчас в России есть только почитаемая копия иконы Казанской Богородицы, которая хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Тихвинский монастырь (Тихвин)
Тихвинский монастырь расположен в 220 км к востоку от Санкт-Петербурга. В нем хранится одна из самых почитаемых в русском православии икон Пресвятой Богородицы – Тихвинская икона. Многие люди всегда приезжают сюда в паломнических поездках. Недалеко от Тихвина находится Александро-Свирский монастырь, куда также приезжает много паломников.
По преданию, Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Почти полторы тысячи лет он хранился в Константинополе. Однако в конце XIV века икона стала являться жителям деревень на юге Ладожского озера, пока не достигла берега реки Тихвинки. Это было место, где была найдена икона. Константинополь еще не пал перед турками, но уже терял статус центра православия.
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Тихвинском монастыре, была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы
Каменный Успенский собор в Тихвинском монастыре построен в 1510 г. Царь Василий III
В 1383 году на месте иконы была построена деревянная церковь, а в 1510 году царем Василием III здесь был построен каменный Успенский собор. С тех пор все русские цари приезжали в Тихвин с паломничеством для поклонения чудотворной иконе. В 17 веке почти все постройки монастыря были построены из камня.
В 1941 году во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили Тихвин. Отступая, икону взяли с собой. В Риге икона досталась епископу Иоанну. В 1949 году он переехал в США и стал архиепископом Чикаго. Икону он взял с собой. Он завещал передать икону обратно в Тихвинский монастырь, как только она будет восстановлена. В 2004 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь.
Троицкий монастырь (Муром)
В Троицком монастыре, расположенном в центре древнего города Мурома, хранятся мощи святых Петра и Февронии. На Руси они всегда считались покровителями Семьи и Брака. День Петра и Февронии, 8 июля, отмечался в России до 1917 года, как День влюбленных (тогда в России не было Дня святого Валентина).
Петр и Феврония жили в 13 веке. Существует легенда, что муромский князь Петр, когда-то заболевший проказой, так и не смог от нее вылечиться. Он отправил гонцов за врачами, но они смогли найти только крестьянскую девушку Февронию, которая согласилась его вылечить. В обмен на лечение она заставила его пообещать жениться на ней. Петр вылечился, но обманул ее и ушел. Однако болезнь возобновилась, и Петр вернулся к Февронии. После выздоровления он женился на ней. После этого они прожили в любви и согласии многие десятилетия.
Уже состарившись, Петр и Феврония стали монахами в разных монастырях, но просили Бога, чтобы они умерли каждый в своей келье в один и тот же день и в один и тот же час. Это произошло 8 июля 1228 года.
Троицкий собор Троицкого монастыря г. Мурома
Надвратная Казанская церковь (1648 г.) в Троицком монастыре г. Мурома свой монастырь, но наутро их тела были найдены в общей усыпальнице Троицкого монастыря. С тех пор их никто не смел разлучить, и они были похоронены в Троицком монастыре в Муроме.