Царское село лицей пушкина: Царскосельский музей-лицей

Царскосельский музей-лицей

Фото: А-Парк.рф

Когда-то на окраине Афин, близ храма Аполлона Ликейского, существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский лицей в чем-то станет преемником знаменитой школы древности, о которой здесь, в Царском Селе, напоминала прекрасная парковая архитектура. Однако не только о мире вечного искусства говорила она. Парки хранили память о славных страницах русской истории – о боях Петра Великого, о победе русского оружия при Кагуле, Чесме, Морее.

 

История учреждения лицея

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», – гласил первый пункт лицейского устава. Автор проекта создания лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных чиновников. Он хотел, чтобы лицей воспитал людей, способных претворить в жизнь намеченные планы преобразования Российского государства. Широчайшие знания, умение мыслить и стремление трудиться для блага России – вот качества, которыми должны были отличаться выпускники нового учебного заведения. Не случайно в новой программной речи, обращенной к воспитанникам в день торжественного открытия, адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын говорил об обязанностях гражданина, о любви к Отечеству и долге перед ним. На всю жизнь запомнились мальчикам слова: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

 

По уставу в лицей принимались дети дворян в возрасте 10-12 лет. Одновременно в учебном заведении могли воспитываться не более 50 человек. На первый, пушкинский курс, было принято 30 учеников. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года – так называемый начальный курс – изучались предметы старших классов гимназии. Три последующие года – окончательный курс – содержал основные предметы трех факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико-математического. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки, давала энциклопедические знания. Большое место отводилось наукам «нравственным», под которыми, как гласил лицейский устав, «…разумеются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих».

 

Традиции образования в лицеи

Одна из главных задач лицейского образования – развить умственные способности, научить воспитанников самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в лицейском уставе, – состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие». Важнейшее место в программе обучения отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего, будущего.

 

Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству. При составлении учебной программы были учтены возрастные особенности воспитанников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени отводилось на изучение языков: российского, французского, латинского и немецкого. Бывали дни, когда учащиеся были обязаны между собой говорить на каком-либо иностранном языке.

 

Лицей был закрытым воспитательным учебным заведением. Распорядок жизни здесь был строго регламентирован. Вставали воспитанники в шесть часов утра. В течение седьмого часа нужно было одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, продолжавшиеся два часа.

 

В десятом часу лицеисты завтракали и совершали небольшую прогулку, после чего возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать отправлялись на прогулку, по окончании которой повторяли уроки. Во втором часу обедали. После обеда – три часа занятий. В шестом – прогулка и гимнастические упражнения.

 

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и гимнастическими упражнениями. Среди физических упражнений в то время особенно популярны были плавание, верховая езда, фехтование, зимой – катание на коньках. Предметы, способствующие эстетическому развитию, – рисование, чистописание, музыка, пение – и сейчас есть в программе средней школы.

 

В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Им внушали, что «все воспитанники равны … а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит не уважать его». Запрещалось кричать на дядек или бранить их. В лицее не было телесных наказаний и казенной муштры. У каждого воспитанника была отдельная комната. В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка.

 

Воспитанники лицея никогда не были праздны. Здесь все было направленно на развитие умственных интересов, поощрялось всякое стремление к знаниям. Так, например, Алексей Илличевский собирал материалы к биографиям великих людей России, а Вильгельм Кюхельбекер составлял словарь, содержащий выписки из произведений близких ему по духу писателей-философов.

 

Воспитанники много читали. «Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», – вспоминал Модест Корф. Пополнение библиотеки было постоянной заботой совета лицейских профессоров. В письме к Павлу Фуссу, отвечая на вопрос, доходят ли до лицея новые книги, Алексей Илличевский размышляет о пользе чтения: «Достигают ли до нашего уединения вновь выходящие книги? – спрашиваешь ты меня. Можешь ли в этом сомневаться?.. Никогда! Чтение питает душу, образует разум, развивает способности…» 

 

Своих современников – русских писателей и поэтов – лицеисты знали не только по их сочинениям. Интересно свидетельство Илличевского из письма к тому же Фуссу: «…до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в Лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова». Профессор российской и латинской словесности Николай Федорович Кошанский считал основой литературного образования умение писать, сочинять и с одобрением относился к стихотворным опытам своих воспитанников. Нередко на уроках он предлагал писать стихи на заданую тему. «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, – вспоминал позднее Иван Пущин, – когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

 

Одно из любимых занятий лицеистов – собрания, на которых каждый обязан был что-нибудь рассказать – выдуманное или прочитанное. Постепенно запас стихов, рассказов, эпиграмм увеличивался, и их записывали. Создавались рукописные журналы, и росли лицейские поэты, дружески соревнуясь между собой. А с 1814 года их поэтические опыты стали появляться на страницах российских журналов.

 

Известные ученики лицея

В ту пору учащиеся многих учебных заведений имели свои девизы, но вряд ли у кого из них был девиз более гуманнее и благороднее, чем тот, который избрали лицеисты пушкинского курса, – «Для Общей Пользы». Жить «Для Общей Пользы» учили директора лицея – Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт, лучшие профессора и преподаватели. В течение 32 лет существования Императорского лицея в Царском Селе (с 1811 по 1843 годы) это привилегированное учебное заведение окончили 286 человек. В его стенах в разное время учились: выдающийся писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт Л. А. Мей, организатор общества социалистов-утопистов М. В. Буташевич-Петрашевский, философ, историк Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» академик Я. К. Грот. И все же славой своей лицей обязан прежде всего своим первенцам, выпуску, который вошел в отечественную историю именами поэта А. С. Пушкина, поэта, журналиста А. А. Дельвига, активного участника восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, одного из самых мужественных, стойких декабристов И. И. Пущина, поэта, декабриста В. К. Кюхельбекера, мореплавателя контр-адмирала Ф. Ф. Матюшкина, участника турецкой и персидской кампаний генерала В. Д. Вольховского, видного государственного деятеля, министра иностранных дел А. М. Горчакова.

  

Матюшкин Ф. Ф.                          Бакунин А. П.                                Вольховский В. Д.

  

Корсаков Н. А.                             Яковлев М. Л.                                Горчаков А. М.

  

Карамзин Н. М.                           Державин Г. Р.                              Малиновский В. Ф.

  

Энгельгардт Е. А.                        Пущин И. И.                                   Дельвиг А. А.

Интервью с нынешним директором лицея, Сергеем Некрасовым, читайте в разделе «Город в лицах».

Учебное заведение, создававшееся для подготовки государственных чиновников, благодаря широкой программе обучения, всестороннему развитию учащихся воспитало граждан России, прославившихся в самых разных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы, – это убеждение, что они должны жить, трудиться «Для Общей Пользы».

 

 

 

 

Редакция сайт Пушкин.спб.ру 

Открыт Императорский Царскосельский лицей | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

«Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей».

А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)

19 (31) октября 1811 г. в окрестностях Петербурга в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея, основанного с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».

Инициатива создания привилегированного высшего учебного заведения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера.

Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами. Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года каждый. Первый курс именовался начальным, второй — окончательным. Воспитанников обучали языкам (русский, латинский, французский и немецкий), наукам нравственным (закон Божий, философия и основы логики), математическим и физическим (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), историческим (история российская, история иностранная, география и хронология), изящным искусствам и гимнастическим упражнениям (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Лицеисты, готовившиеся к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.

Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 г. архитектором В. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором — столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары — комнаты воспитанников.

За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек, в том числе 234 — по гражданской части, 50 — по военной, 2 — по флотской. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Многие из лицеистов стали государственными деятелями, дипломатами, сенаторами (А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, Д. А. Толстой и другие) или учёными (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и другие).

В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.

Лит.: Глущенко Л. И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811–1817 гг. Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет // Коллеги. 2006. № 2; Грот К.  Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). СПб., 1911; Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Иваново, 1995; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. СПб., 1911; Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. М., 2007; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002; Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.,1999; Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811-1917. СПб., 1999; Селезнёв И. А. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 г. СПб., 1861; То же [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.com/books?id=aJJXwsyT5t8C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.

См. также в Президентской библиотеке:

Грамота пожалованная Императорскому лицею Императором Александром I, 22 сентября 1811 года. Пг., 1916;

Постановление о Лицее. СПб., 1810.

Лицей — Царское Село В 1910

  • Новый Formward
  • Авторы Примечание
  • Исторический эскиз
  • От станции до Великого дворца
  • Великий дворец
  • Парк
  • Город Царско Село
  • Zoom — TSARSKOE SELO MAP
  • 8
  • — Tsarskoe Selo Map
  • 8
  • — Tsarskoe Selo Map
  • 8
  • — Tsarskoe Selo Selo
    Екатерининский дворец
  • ZOOM — Федоровский собор
  • ZOOM — Александровский дворец
  • ZOOMs — Романовы в Царском Селе
  • Вокзалы, железные дороги
  • |
  • Придворная больница, богадельня
  • |
  • Канализационная система
  • |
  • Школы
  • |
  • Дом ГД Борис, Кочубей
  • |
  • Триумфальные ворота
  • |
  • Водоснабжение и лютеранская церковь
  • |
  • Другие школы, богадельня, ратуша, приют
  • |
  • Конюшня, Манеж, Пальмовый дом, Оранжерея
  • |
  • Электроэнергия
  • |
  • Благовещенская церковь
  • |
  • Лицей

Портрет Александра II из Александровского дворца

В начале XVIII века на этом месте была целая березовая роща, ныне сад Лицея. В 1714 году архитектор Ферстер начал строить здесь невысокую деревянную церковь. Он был закончен в 1716 году и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Снаружи он был обшит досками и выкрашен под небеленый камень. Изнутри он был покрыт выбеленным холстом. Купола, шпиль и кресты были из белой жести. В часовне разместилась передвижная церковь Ее Величества. В 1742 г. церковь была перенесена на кладбище, за ручей Вангазия, а в 1747 г. — в Кузьмино. От этой церкви ничего не осталось.

Несколько шагов через лицейский сад ведут к памятнику Пушкину (внизу слева), установленному 26 мая 1899 года, к 100-летию со дня рождения поэта. Пушкин получил образование в Царскосельском лицее.

28 мая 1899 года в Екатерининском соборе была отслужена обедня за упокой души Пушкина объединенными хорами городских мужских школ и духовенством всех городских церквей. После этого состоялось публичное чтение произведений поэта, иллюстрированных фонарными картинками; одновременно в китайском театре состоялись литературные чтения и концерт. В его память учреждены стипендии для 32 мальчиков и 6 девочек городской школы. Наконец, к зданию, ранее занимаемому лицеем, напротив Большого Екатерининского дворца, была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Здесь получил образование Александр Сергиевич Пушкин 1811-17».

Расходы на памятник полностью пошли на подписку домовладельцев и жителей города.

Модели для памятника представили скульпторы Чижов, Бах, Позен и Беклемишев. Е. И. М. Император выбрал модель Р. Р. Баха. Статуя была отлита из бронзы в мастерских Н. Штанге. Поэт изображен на памятнике лицеистом, сидящим на скамейке.

Следующие строки высечены золотыми буквами на гранитном постаменте:

«После того, как я оставил пышность и великолепие моих юных товарищей, я знал труд и вдохновение, и сладок был мне одинокий трепет горячих мыслей».

«В те дни весной, в таинственных долинах, явилась мне Муза».

«У вод, сверкающую тишину которых нарушали только крики лебедей».

«Друзья мои, великий союз наш, он, как и душа, неделим и вечен, неизменен, свободен и беззаботен».

«Он вырос под сенью других Муз. Куда бы нас ни звала судьба, куда бы ни манила судьба, мы всегда одинаковы»:

«Весь мир нам чужой, а Царское Село — наш дом.»

В прежние времена заканчивался березовый ручей, и здесь начинался сад, принадлежавший дворцовой церкви, который был обнесен железной оградой с каменными столбами.

Четырехэтажный дом, стоящий рядом с церковью Чудесного Явления, до сих пор называется Ликеем. С 1811 по 1843 год здесь располагался Императорский Царскосельский лицей. Здесь получил образование великий русский поэт Пушкин. Комната его находится в четвертом этаже, окнами в сад, и носит номер 14. Пушкин окончил школу в числе 29другие ученики, одним из которых был князь Горчаков, впоследствии имперский канцлер.

Лицей

Лицей был основан Императором Александром I с целью воспитания юношей из лучших семей, которые впоследствии должны были. занимают важные посты на императорской службе. Положение о нем было опубликовано 11 января 1811 г., хотя получило Высочайшую санкцию 12 августа 1810 г., когда для его размещения был назначен четырехэтажный «новый» флигель Большого дворца с особыми помещениями для госпиталя. , кухня и другие бытовые нужды, а также жильё для чиновников». Мебель и посуда были переданы вместе со зданием.

Однако «новый» лицейский флигель настолько устарел, что после девятилетнего существования его пришлось основательно отреставрировать. Он был построен в 1791 году архитектором Кваренги для детей цесаревича Павла Петровича и входил в состав дворца. Галерею перекинули через Садовую для императрицы, которая к концу жизни избегала лестниц и часто навещала внуков.

После смерти Екатерины здание пустовало.

Император Николай Павлович намекнул директору Лицея Броневскому в 1842 году, что его Августейший Брат намеревается устроить лицей в самом дворце и дать там университетское образование своим младшим братьям. «Я намерен переселить вас в Петербург», — сказал император Николай Павлович, моя семья увеличивалась с каждым годом. Лицей своим существованием здесь обязан его отцу, — добавил император, указывая на принца Петра Георгиевича Ольденбургского, — он предложил императору «идею дать нам университетское образование и устроить лицей в наших помещениях». разрыв с Наполеоном остановил осуществление идеи.0086

Одну половину нижнего этажа занимал лазарет, другую — кабинет. В верхнем этаже находились спальни, во втором — классные комнаты и столовая; в третьем — высшие классы и большой МИ. В арке находилась библиотека, принадлежавшая частью императору Александру, когда он был цесаревичем, а частью личной библиотеке Екатерины II, выведенной перед Агатовыми залами в Большом дворце.

Режиссер жил в «Кавалерском доме» на углу Певческой и Садовой улиц. Сад и роща вокруг церкви Чудесного Явления также принадлежали Ликею. Устройство сада было закончено в 1818 г.; Император снабдил ее 18 000 руб. из собственного кошелька. Торфяной постамент с мраморной плитой с надписью «Genis loci» воздвигла первая партия окончивших школу учеников. Его возобновили учащиеся 12-го курса, что вызвало интерес сотрудников Военно-учебных заведений; почему Пушкину самовольно поставили памятник? Режиссер Броневский успокоил высшие силы, заверив их, что памятник не имеет никакого отношения к Пушкину. Плита осталась на своем месте, и когда лицей перевезли в Петербург, ее перевезли туда и поставили в саду. «Частный сад лицея, — говорит один из воспитанников Царскосельского лицея, — был довольно обширен, в нем было много старых тенистых деревьев. Работы там нам хватало. Конечно, было несколько участков. На своем участке мы посадили деревья, цветы весной, построили беседки и проложили дорожки. Делали, что хотели, и наши начальники нам не мешали. В передней части сада, под тени старых лип стояла деревянная беседка, имеющая форму гриба, в ней обыкновенно сидели дежурные учителя.Между этим грибом и длинным четырехэтажным зданием лицея было широкое открытое пространство, охватывающее всю длиной до дома, и покрытое красным песком, где мы играли в крикет, чехарду и бэри. 0086

На рождество 1843 г. лицей был перенесен в Петербург и назван Императорским Александровским лицеем. В 1829 г. был закрыт пансион для дворян, открытый в 1814 г. как подготовительная школа к лицею; здание, где раньше было, было в Софии, а ныне занято 4-м стрелковым полком Императорской Фамилии.

« предыдущая глава
Следующая глава »

Pallasart Графический дизайн для веб-сайтов и логотипов

Это моя постоянная работа, я ведущий дизайнер Pallasart в Остине. Каждый день я провожу около 10 часов перед компьютером.

Узнайте об иконах — значении и способе их изготовления

Вот введение в иконки с большой галереей изображений для просмотра.

Мемориальный музей-лицей (Царскосельский лицей, флигель Екатерининского дворца), Царское Село (Пушкин, Санкт-Петербург)

Мемориальный музей-лицей расположен в историческом флигеле Екатерининского дворца, в котором ранее располагался Царскосельский Лицей в Царском Селе (ныне город Пушкин в Санкт-Петербурге).

Музей расположен в четырехэтажном флигеле, соединенном аркой с крытым коридором с церковным корпусом Екатерининского дворца. В здании церкви находится дворцовая церковь Воскресения Христова.

Флигель построен в 1790-х годах для великих княжон-дочерей Императора Павла I.

С 1810 года по указу Императора Александра I был основан Императорский Царскосельский лицей, который было решено разместить в северный корпус дворца. Для этих целей — приспособления к нуждам учебного заведения здание было перестроено по проекту архитектора Василия Петровича Стасова.

Императорский лицей предназначался для обучения дворянских детей. Лицей был открыт в 1811 году.

В лицей принимаются дети в возрасте 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года. Отличительной особенностью Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Обучение в лицее длилось шесть лет, разбитых на два курса по 3 года каждый. Начальная-гимназия, с изучением предметов средней школы. Заключительный – университетский, включающий в себя основные предметы трех факультетов вуза: словесного, морально-политического и физико-математического. Лицеисты выбирали гражданскую или военную службу и заканчивали ее в зависимости от успеваемости с 14-го по 9-е место.й степени в соответствии с Табелем о рангах.

На первом этаже здания лицея располагались хозяйственный отдел, квартиры инспектора, воспитателей и других служащих лицея. На втором этаже располагались столовая, больница с аптекой, конференц-зал и контора. На четвертом этаже расположены спальни учеников. Третий этаж представлял собой классную комнату с классными комнатами, библиотекой и большим залом.

С 1811 по 1817 год Александр Пушкин получил образование в лицее.

Самым блестящим был первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским.

Лицей действовал в стенах бывшего дворцового флигеля до 1843 года, когда школу перевели в Петербург.

В 1949 году в здании бывшего Императорского Царскосельского лицея, существующего и сегодня, был открыт мемориальный музей-лицей.

Мемориальный музей-лицей

В музее воссоздана среда, в которой жили и учились лицеисты 1-го класса.

По архивным материалам восстановлены Большой зал, газетная комната, библиотека, учебные классы, часть спален учащихся, а также квартира воспитателя и учителя рисования С. Г. Чирикова.

В В Большом зале ученики проводили досуг, занимаясь танцами, фехтованием, устраивая представления. В торжественных случаях в зал вносили стол, покрытый красным сукном с золотой каймой, на котором ставили — «Аттестат, пожалованный Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I». Сегодня диплом также занимает свое место в центре стола. Документ с вензелем самодержца скреплен государственной печатью, вложенной в ковчег из позолоченной бронзы. Он содержит Устав и Манифест об учреждении лицея.

Каждый лицеист имел свою собственную комнату – «келью», как называл ее А. С. Пушкин.

Спальни располагались на четвертом этаже лицея. По обеим сторонам было пятьдесят комнат для учеников и две для дежурных воспитателей.

Над каждой комнатой, как и прежде, табличка с ее номером, именем и фамилией воспитанника (Пушкин занимал комнату № 14). Восемь комнат воссозданы и открыты для осмотра.

Спальни были отделены друг от друга и от коридора перегородками, не доходившими до потолка.

В комнате была железная кровать, комод, письменный стол, зеркало, стул и стол для умывания.

В классе есть учительский стул, классная доска, а на стене висит «Генеральная карта Российской империи с делением на вновь учрежденные губернии и уезды» 1785 года.

Полукруглые парты стоят устроены амфитеатром. Лицеисты занимали места в зависимости от успехов по тому или иному предмету. Первые заняли лучшие студенты. Последние — не имевшие знания предмета. На уроках русской литературы Пушкин сидел впереди; вероятно, в числе последних, по математике.

В галерее , соединяющей лицейский флигель с Екатерининским дворцом, располагалась библиотека.

Сегодня в шести шкафах из красного дерева хранится более 700 книг с экслибрисом и лицейской печатью. На постаментах размещены бюсты античных философов: первый — Сократ, в центре — Софокл, затем Гомер.

Рядом с библиотекой была небольшая библиотека. Газетная комната . Справа на стене карта европейской части России. В центре комнаты на круглом столе номера газеты «Северная почта» с отчетами о военных действиях с июля по октябрь 1812 г.

Прихожая и Длинная комната предназначались для внеклассных занятий. Стихи, эпиграммы, рисунки лицеисты размещали в рукописных журналах. В Длинном зале представлены тренировочные фехтовальные принадлежности пушкинских времен — шпаги и маски.

Бывший Кабинет физики , который был одним из лучших в свое время, содержит инструменты и механизмы конца 18-го и начала 18-го веков. В витрине представлена ​​коллекция минералов, состоящая из сорока предметов, включая морские раковины и окаменелости. В центре комнаты на столе характеристики учеников и табель успеваемости за 1816 год. Система оценок была следующей: единица означала «отлично», две — «отлично», три — «хорошо», четыре — «посредственно», ноль — «плохо».

В класс рисования представлены копии рисунков лицеистов первого выпуска: «Голова библейского старца» Ивана Малиновского, «Птица» Константина Данзаса, «Цветок» Павла Мясоедова, «Лев» Александра Бакунина и «Голова воина» Сергея Ломоносова.

В классе пения на старинном рояле, украшенном изысканной резьбой с изображением лиры, звучит «Прощальная песня воспитанников Императорского лицея в Царском Селе». Слова Антона Дельвига. Музыка Вильгельма Теппера, который с 1816 года служил учителем пения в лицее.

В квартире учителя рисования и репетитора Сергея Гавриловича Чирикова на мольберте выставлен единственный сохранившийся портрет лицеиста Пушкина. Предположительно автор портрета С.Г.Чириков.

На 2 этаже здания лицея расположена постоянно действующая экспозиция «Мы живем в памяти лицея» , которая представляет 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения и рассказывает о судьбах выдающихся выпускников Лицей в разные годы.

Лицейский сад

К зданию мемориального лицея-музея примыкает Лицейский сад, в котором находится бронзовый памятник А.С. Пушкина, лицеист, по проекту скульптора Р. Р. Баха и открыт в 1900 году. Подробнее о памятнике Пушкину…

Практическая информация

Адрес мемориального музея-лицея 0:7 0: , г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2.

Мемориальный музей-лицей входит в состав музейного комплекса «Всероссийский музей Пушкина», который является старейшим музеем Пушкина в России.

Сегодня в состав музейного комплекса, помимо музея-лицея, входят еще четыре музея :

— Мемориальный музей-дача А.С. Пушкина, который был открыт в 1958 году в городе Пушкине в одноэтажном деревянном здании, во многом сохранившем свой первоначальный архитектурный облик. Подробнее о дачном музее с фото…

— музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке с литературно-монографической выставкой «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество». Подробнее о музее и выставке…

— мемориальный музей-квартира Николая Александровича Некрасова, расположенный в доме, где Некрасов жил с 1857 г. до своей смерти в 1877 г.;

— музей-усадьба Гавриила Романовича Державина, представляющий собой уникальный мемориальный объект, воссозданный в 2003-2011 гг. Подробнее о музее-усадьбе с фото…

Подробную информацию о Мемориальном музее-лицее и других музеях музейного комплекса, в том числе о часах работы, стоимости билетов, условиях посещения и т. д., можно узнать на официальном сайте Веб-сайт.

Сайт музейного комплекса «Всероссийский музей А. С. Пушкина» : Museumpushkin.

Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий

В Пушкине можно остановиться

Певческая башня 5 звезд, ресторан, смотровая площадка, ресторан 9,088 бесплатный Wi-Fi и парковка.

Завтрак включен в стоимость номера. Ссылка на отель

5-звездочный роскошный спа-отель «Tsar Palace Luxury Hotel & SPA» расположен в историческом здании.

В отеле : спа-центр с бассейном, турецкой баней, соляной сауной, снежным фонтаном, паровой баней и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и конференц-залы.

Номера оборудованы системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.

Завтрак «шведский стол» включен в стоимость номера.