Благовещенский собор псков: ПСКОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР — Древо

Содержание

Псковский Кром — Trip2Trip

Trip2Trip / Европа / Россия / Северо-Западный регион / Псков /

Псковский Кром

На территории псковского Крома практически ничего не уцелело. Сам Кром представляет собой голую площадку с тремя строениями религиозного характера, а в прибившемся к нему Довмонтовом городе проводятся археологические раскопки. Между них можно походить, что-то рассмотреть и наверное что-то для себя вынести. Я вынес только ту мысль, что застройка внутри Крома во времена Псковской республики была очень плотной. Улицы были тесными. Зато внутри надежных стен было безопасно. С запада угрожали Ливонский и Тевтонский ордена, с севера шведы, с юго-запада Великое Княжество Литовское. С востока шли политические интриги других славянских государств. И это была не только Новгородская республика, желавшая вернуть себе Псковщину, но и княжества Тверское и Ростово-Суздальское.

В общем, за крепостными стенами было безопаснее.

Режим работы псковского Крома

Содержание страницы

    • 0. 1 Режим работы псковского Крома
  • 1 Свято-Троицкий собор
    • 1.1 Историческое и сакральное значение храма
    • 1.2 Никола Салос
  • 2 Колокольня Троицкого собора
  • 3 Благовещенский собор
  • 4 Башни Крома
    • 4.1 Перси
    • 4.2 Захаб
    • 4.3 Плоская башня и Кутний Костёр

Вход в Кром бесплатный. Он открыт ежедневно с 06:00 до 22:00.

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор, псковский кром

Начнём с главного строения любого города, с собора. В Пскове он посвящён Святой Троице. По легенде княгиня Ольга в 957 году посетила свою малую родину (она родилась в деревне Выбуты под Псковом). И стоя на берегу реки Великой, увидела три луча, падающих на землю. Поэтому именно на этом месте решили построить храма, освящённый в честь Святой Троицы.

Первый собор был деревянным, но погиб в пожаре 1138 года. Его построили заново, но уже в камне. Предположительно для этого вызвали смоленских мастеров, так как псковская школа ещё не развилась.

В 1365 году обрушились своды второго храма, и перестройкой занимались уже псковские мастера во главе с мастером Кириллом. Постройка третьего храма была приурочена к освобождению от Новгорода в 1348 году. Мастер даже в архитектуре старался как можно дальше отступить от новгородской школы.

Но мы наблюдаем уже четвёртый храм, построенный уже 1699 году после страшнейшего пожара, охватившего город 17 лет назад. За основу брали третий храм, но существенно нарастили в высоту. Шпиль Свято-Троицыного собора стал возвышаться на 78 метров. И это при достаточно маленьком в плане четверике. Храм кажется диспропорциональным, чем всегда славились русские церкви. Он становится похож на какую-то башню в крепостной стене. И в этом просвечивает какая-то другая красота. Другая Русь.

Наш пейзаж мог бы быть не равниной с изящными колоколенками, но с мощными бастионными церквями-башня и отдельно стоящими звонницами. Наверное, тогда бы это была настоящая Гардика, как называли наши земли викинги. Конечно, им ближе были Псков, Новгород и Ладога, чем Киев или Чернигов.

Но случилось то, что случилось. Свято-Троицын храм оказался уникальным. Внешний декор уже делали по традициям московского зодчества. В частности, его сделали пятиглавым. Так в вековом споре Пскова и Новгорода победила Москва.

В конце XVIII века грунт под тяжестью собора стал осаживаться. Но проблема заключалась в том, что он осаживался неодинаково. По стене побежали трещины. Проблему решили за счёт пристройки боковых галерей и укрепления контрфорсами.

Теперь собор становится ещё более чужеродным. Контрфорсы сближают его с башнями-церквями тогдашнего Ревеля (нынешнего Таллинна). И выглядит каким-то двоюродным братом храма Святого Олафа (Олевисте).

Троицкий собор с колокольней, Псковский Кром

Историческое и сакральное значение храма

На паперти перед Троицким собором издревле находилась вечевая площадь. То есть на ней творилась республиканская жизнь Пскова. Опять жалуюсь, но если бы во времена Татаро-Монгольского Ига на Куликово Поле войска вела Северо-Западная республиканская Русь, а не остатки Владимиро-Суздальского Княжества в виде Москвы, то мы сейчас могли быть вполне европейской страной. Правда, в сильно меньших масштабах.

В 1242 в этом храме молился Александр Невский перед Ледовым Побоищем.

Никола Салос

Никола Салос, он же Микулка Свят, был юродивым, а после смерти причислен церковью к местночтимым блаженным. Он весьма почитался в Пскове и даже существовал список совершённых им чудес. По крайней мере этот список упоминается в XVIII. К сожалению, к нашим дням, он был утрачен.

Сохранился только один эпизод, связанный в Иван IV Грозным. В феврале 1570 года царь приехал в Псков с опричниной, чтобы его разграбить.

Бояре к тому времени были уже не те, кто мог бы подвинуть плечом Довмонта и Александра Невского. В общем, они были трусоваты. Будущего своего палача они встречали хлебом и солью.

И только юродивый Микулка Салос вышел вперёд всех перед царём. (Дело происходило на вечевой площади перед Троицким собором). Никола нёс не хлеб и соль, а кусок сырого мяса.

Дескать, на, ешь, аки зверь лесной, раз хочешь разграбить этот город. Потом блаженный стал грозить царю, что за такое злодеяние его поразит молния. Иван IV был суеверным человеком и испугался слов Николки. Он стал просить помолиться за него Богу и пообещал, что не тронет Пскова.

Так юродивый Микулка Свят спас Псков.

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого собора, псковский Кром

Теперь обратим внимание на колокольню Троицкого собора, которая заслуживает не меньшего внимания, чем сам собор.

Её построили в XVIII веке взамен обветшавшей старой. Заметим, что она встроена в крепостную стену и, по сути, является её самой высокой башней. Раньше говорили, что колокольня стоит на персях, то есть на выпуклой части стены.

По другой версии колокольню возвели из бывшей крепостной башни, носившей название Средней Кремлёвской. Рядом с ней был Лубяной всход, ведший к Рыбному Торгу, располагавшемуся на берегу Псковы. Непонятно только, а где же тогда раньше была колокольня?

Благовещенский собор

Крест на месте Благовещенского собора, Кром, Псков

Крестом отмечено место, где стоял Благовещенский собор.

Памятная табличка на месте Благовещенского собора, Кром, Псков

Дом Причта и Свято-Троицкий собор, Псковский Кром

С северной стороны от собора стоит молодой (1843 года) Дом причта. Построил его Ф. Уткин. Не смотря на молодость, здание удачно вписывается. Сейчас в нём находится детская воскресная школа и реставрационная мастерская.

С севера от Дом Причта в крепостную стену встроена Зелейная палата (Пороховые погреба). Долгое время она была разрушена, и восстановили её лишь в XX веке.

Башни Крома

Кром на стрелке рек Великая и Пскова, Псков

Перси

Перси, Псковский Кром

Персями раньше называлась женская грудь, а в оборонительном плане — выступающая часть крепостной стены. Раньше перед Персями проходил ров Гребля, наполняемый водами обеих рек.

В сам же Кром можно было попасть через двое ворот: Смердьи (слева) и Великие (справа).

Смердьими воротами они называли, потому что через них заходили простолюдины (смерды) на Вечевую площадь.  Башня при них носит название Довмонтовой. Это реконструкция 1866 года.

Великие ворота, псковский Кром

Башня же у Великих ворот — Троицкой или Часовой. Правда, часов на них уже давно нет. Зато они есть рядом — на колокольне. Над Великими воротами водружена рублёвская Троица. Сделали это в 2003 году.

Великие ворота с обратной стороны (со стороны захаба), псковский Кром

Захаб

Захаб, Кром, Псков

После Великих ворот начинается захаб (охабень, захабень). Это такой коридор из крепостных стен с закрывающимися воротами с обеих сторон. В случае нападения захаб моментально превращался в каменный мешок, а неприятеля поливали стрелами со стен или даже кипящей смолой.

Захаб, Кром, Псков

Плоская башня и Кутний Костёр

Плоская башня, псковский Кром

Башня, которая стоит на самой стрелке рек, носит название Плоской. На другом берегу Псковы стоит Высокая башня Окольного города.

Плоская соединена с остальным периметром куртиной, а точнее с башей, которая носит названия Кутекрома, Красная или Кутний Костёр. Слово «кут» означает угол (вспомним слово «закуток»), а «костёр» — это заимствованное из эстонского слово «кастре», которое означает укрепление. В эстонском же кастре явно угадывается латинское castrum. Так что загадочное Кутний Костёр означает лишь Угловую Башню.

Но есть ещё более загадочное Кутекрома! Считается, что оно появилось в XVIII веке, когда переписчик ошибся, и вместо «костёр в куте Крома» написал «кутекрома».

Её высота составляет 30 метров, а диаметр 10,5 метров. В ходе Северной войны башня была наполовину разрушена, и в начале XIX века на ней устроили беседку. Считается, что в ней любил бывать Пушкин, за что она и получила название «Пушкинской беседки».

Первоначальный вид Кутнему Костру вернули лишь в 1960-61 годах.

Другие достопримечательности Пскова

Благовещенский собор



Благовещенский собор

1484 г.

РЕЛИГИИ МИРА



XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Благовещенский собор

Великий князь Василий I Дмитриевич (сидит, сзади – свита)
и чернец  Лазарь Сербин беседуют о дивном часозвонье.
Москва. Кремль, княжье подворье,  Благовещенский собор,
за ним арочная башня с  часником. Декабрь, 1404 год.

Благовещенский собор — великокняжеский дворцовый храм во имя Благовещения в
Московском Кремле. Начал возводиться по повелению великого князя московского
Ивана III Васильевича (ок. 1484) на основании прежней, деревянной, церкви того
же наименования. Работу вели псковские мастера, создавшие глубоко русскую по
духу постройку, воплотившую в себе традиции одновременно псковского,
владимирско-суздальского и раннемосковского зодчества. Первоначально 3-главый,
увенчанный ярусами килевидных кокошников, опоясанный с 3 сторон галереей, Б. с.
перекликался с подобной по общим формам, но более скромной и меньшей по размерам
1-главой Ризположенской церковью, поставленной почти тогда же на митрополичьем
дворе Кремля, и вместе с ней выразительно оттенял масштабное величие Успенского
собора, сооружённого в 1475—1479 итальянцем Аристотелем Фьораванти. Будучи
приближенным к бровке Кремлёвского холма, Б. с. воспринимался с больших
расстояний, но всё же не претендовал на доминирующее положение в соборном
ансамбле Кремля. Это был домовый храм, тяготеющий к новому великокняжескому
дворцу, первая каменная палата которого была заложена в это же время. И хотя
дворец в основном был выстроен несколько позднее под руководством итал.
мастеров, тем не менее в Б. с. была предусмотрена привязка к дворцовому подклету
как по плану, так и по высотным размерам. В с. хранились ковчеги с частицам
мощей святых. Собор имеет 3 придела: во имя Пресвятой Богородицы, Входа в
Иерусалим и Архангела Гавриила.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: «Славянская
энциклопедия. XVII век». М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

 

Посмотрите на здание храма, что изображёно в средневековой
миниатюре. Обратите внимание на окна. Это очи храма. А купол его — шлем
воина. Антропогенность построек очевидна. Очи-окна подстать тогдашнему
миропониманию человека Древней Руси и средневековья. Однако наше время,
век двадцать первый, предпочитает
пластиковые окна
прямоугольной формы. Они плотно закрываются и способны избавить нас от
сквозняков. Средневековые-то люди свои большие храмы использовали только
летом, а на зиму перебирались в стоящие рядом маленькие зимние. Поэтому
о надежности сбережения тепла в больших храмах и не думали. А вот наши
современники — люди совсем иного миропонимания — мыслят категориями
экономии и экологии.

 

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР (Собор
Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве,
первая и первенствующая, домовая церковь русских
царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в.
духовником царской семьи.

Построен в 1484 — 89 при Иване III псковскими
мастерами на месте храма н. XV в. и на подклете
старого собора XIV в.

Псковские мастера выстроили храм как
придворную церковь великого князя, соединенную с
его хоромами (а с 1508 с вновь выстроенным дворцом)
переходами. Первоначально это был
четырехстолпный трехкупольный собор, окруженный
с трех сторон открытой галереей на аркадах и
имеющий позакомарное покрытие с рядом
килевидных кокошников вокруг центральной главы
и три высоких абсиды.

Вскоре после постройки собора над
галереями выложили своды, а в 1563 — 66 по велению Ивана
Грозного
над ними по углам возвели четыре
одноглавых придела (одновременно основной храм
получил еще две главы). Стены приделов на манер Архангельского
собора
были обработаны филенками.

Северные и западные входы с паперти в
храм украшены белокаменными резными
позолоченными порталами XVI в., в порталах медные
двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой
наводки. Внутри храма росписи 1508 (живописец
Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV- XVII
вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана Грека,
Прохора с Городца.
Благовещенский собор закрыт
еврейскими большевиками в 1918.


Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор
Вид с юго-востока
Март 2002 г.

Датировка и предшественники собора

        Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции
и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в.,
наиболее поздняя — к XIX в.
        В описаниях собора XIX века опубликовано не подтвержденное источниками
предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем
Александровичем, сыном Александра Невского (См. Извеков Н.Д. Московский
придворный Благовещенский собор. М., 1911). Поскольку в Москве в это время
существовал княжеский двор, на нем обязательно должен был быть храм. Но на
страницах русских летописей упоминание о Благовещенском соборе появляется лишь
под 1397 г. в связи с привозом в Москву из Византии иконы «Спас в ризице белой».
Поэтому исследователи и относили строительство каменного здания собора к концу
XIV века, датируя его 1397 (Извеков, Забелин, Суслов) или 1393 годом
(Красовский, Скворцов). Вторая дата опиралась на сведения о создании в 1395 году
княгиней Евдокией домовой церкви Рождества Богоматери. Считалось, что княжеский
храм должен был появиться несколько раньше. Под 1405 г. летописи сообщают: «…начаша
подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великого двора, а
мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей
Рублев, да того же лета и кончиша ю», причем автор наиболее ранней, Троицкой
летописи, созданной в начале XV в., прибавляет: «…не ту, иже ныне стоит». А
под 1416 г. появляется новая запись, о создании «церкви каменой на великого
князя дворе, Благовещенье, месяца июля в 18 день». Следующие сведения о
памятнике связаны с перестройкой всего кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI
вв. В «…1482 г. почаша рушити церковь на площади Благовещение, верх сняша и
лубьем покрыша», а в 1483 г. «…разруши князь великый Благовещение на своем
дворе, подписанную только, по казну и по подклет, и заложи казну около того
подклета и палату кирпичную с казнами». Шестого мая 1484 г. состоялась закладка
нового здания каменного собора, а спустя пять лет, девятого августа 1489 г.,
новый храм был освящен.
        После раскопок, проведенных в 60-х годах XX века, появились новые
данные, проливающие свет на строительную историю храма. В.И. Федоров и Н.С.
Шеляпина в своей статье «Древнейшая история Благовещенского собора Московского
Кремля» говорят, что хорошо документируются три хронологически последовательных
периода в строительстве и реконструкции здания, предшествующего современному
собору: первый, который они относят к концу XIII — началу XIV в., от которого
сохранился нижний ряд кладки, второй — конца XIV-го века, от него сохранился
подклет собора и третий период начала XV века, возможно, эта перестройка и
отразилась в записи летописи под 1416 г. (см. выше).
        В конце XV века Иван III начал строительство новой, великолепной
великокняжеской резиденции. В это время строятся новые кремлевские стены, новый
Успенский собор. Первая попытка мастеров Кривцова и Мышкина построить Успенский
собор оказалась неудачной — стены обрушились. Под 1474 г. летописец отметил:
«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров
церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора)
похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху,
ино неклеевита. Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу
в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и
Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На
основании этой записи считается, что благовещенский собор строили псковские
мастера. Из перечисленных в летописи зданий сохранились церковь Ризположения в
Кремле и Духовская (в летописи Троицкая) в Троицко-Сергиевой Лавре. Во всех этих
зданиях можно найти характерные признаки псковского зодчества: квадратные в
плане столбы, повышенные подпружные арки, но встречаются и раннемосковские
элементы: узорчатые пояса, украшающие стены, килевидная форма закомар и
порталов. Кроме того, собор построен из кирпича, в то время как основным
строительным материалом в Пскове был белый камень. Поэтому несмотря на то, что
большинство исследователей благовещенский собор относят к псковским постройкам,
некоторые из них (Максимов П.Н.) считают его созданием московских мастеров.

Благовещенский собор.
План. Электронная версия плана по кн.:
Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М.,
1983, стр. 319.

Архитектурные особенности

        Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя
части, построенные в разное время.
        Типологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный
храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и
габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма
от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон
галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены
одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако
исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей
выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что
они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной
стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и
разобранная в XVIII веке.
        Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются
килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части
мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под
центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в
основании главы.
        Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными
углами храма. Во второй половине XVI века на сводах галерей были устроены четыре
придела со своими главами и также добавлены еще две главы на основном объеме. В
итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав
приделов до центральной главы, которое подчеркивают килевидные закомары и
кокошники у центрального барабана. В 1508 году была вызолочена центральная
глава, а во второй половине XVI века все главы и крышу покрыли золоченой медью,
из-за чего собор стали называть «златоверхим».
        Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в
который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских
традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего
Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было — его добавил во время
реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только
пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные).
Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения — к его переделке,
предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов.
Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника
(северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной
Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь
оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были
устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были
размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные
полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней,
остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс
перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых
главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов
украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском
и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей
близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов
перекликаются с закомарами основного объема.
        Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для
семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь
незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает
подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые
подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали
усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана
лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на
массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее
всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя.
Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план
предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были
предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что
первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров
и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое
пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах
размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще
кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца,
опирающийся на арку.
        Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями.
Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная
паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью
утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой
крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права
находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему
крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало
до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным
предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких
блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен
Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные
исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на
северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах
был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца
под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными.
Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали
колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа.
Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.
        С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены
итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн
с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный
архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г.
и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях
раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися
прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и
сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало
оформлению верха стен.
        Технические особенности
        Древнейшей частью собора является подклет, который был впервые изучен и
опубликован в 1960-х годах Н.Н. Ворониным, а в 1970-х годах появились работы о
нем В.И. Федорова, Н.С. Шеляпиной, М.Х. Алешковского и Б.Л. Альтшуллера. Подклет
значительно меньше площади существующего здания Он состоит из двух помещений:
квадратного основного (7,00×6,96 м) и отделенной от него простенком с дверным
проемом широкой, приложенной впритык «апсидой» (3,86 м). В центре основного
помещения — квадратный столб, несущий перекинутые на северную и южную стены
арки. На них опираются два коробовых свода с шелыгой, идущей по оси север — юг.
В апсиде одно щелевидное окно, расположенное не по оси, но повернутое к югу.
Подобное же, обращенное на юг окно освещало восточный отсек основного помещения;
в узкой части окна сохранилась старая кованая железная решетка из центрального
круглого стержня с надетыми на него горизонтальными пластинками, концы которых
заведены в кладку. В западной отсек с юга вводила арка входа; он запирался
изнутри: от двери сохранились справа две железных навески, а слева-штырь для
накладки. Почти вся древняя поверхность в северной стене скрыта под позднейшей
кирпичной кладкой. Существующий вход в подклет с севера выложен кирпичом
(6x13x27 см). Подклет сложен из квадров белого камня, местами сохранивших
ложчатые борозды их отески. Вышина квадров различна; преобладает размер, близкий
к 30 см (29-34 см), но есть и более крупные (до 40 и даже 47 см), и более
постелистые (21 — 24 см). Более крупные камни, как правило, уложены в нижних
частях стены. В связи с разномерностью камня, кладка не очень регулярна,
горизонтальность рядов не всегда выдерживается, есть подтески и врубка в зуб.

        Данные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При
исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены
находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и
поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на
слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано
булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов
белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались
пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся
на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет.
Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим
уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд
которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 —
0,40 м и расположены в шахматном порядке.
        Стены собора, включая галереи и внешние стены цокольного этажа сложены
из кирпича, размером 27 Х 13 Х 7 см. , что говорит об одновременности их
возведения. Внешние стены цокольного этажа представляют сплошную кладку,
прорезанную небольшими окнами для освещения помещений, образовавшихся под
ходовыми папертями (одно подлинное окно сохранилось на северном фасаде, два — на
западном). В перестройках XVI века во времена Ивана Грозного (сооружение двух
западных глав над четвериком, четырех приделов над сводами папертей и переделка
юго-восточного крыльца в закрытое с установлением нового декора) использовался
маломерный (грозненский) кирпич (20 Х 10 Х 4 см). Весь фасад южной галереи
Благовещенского собора в настоящее время сохраняет архитектурную обработку,
приданную ему в начале XIX века с использованием кирпича с маркой «ИФ» в рамке
размером 26 Х 11 Х 7 см.

Перепечатывается с сайта
http://www.russiancity.ru/text/mos03.htm 


Далее читайте:

Православные
монастыри
(справочник).

Православные
иконы
(справочник).

Патриархи Русской
православной церкви
(биографический справочник).

Религиозные деятели:  | АВ |
ВА
| ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА |
ФА | 

Литература:

И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности.
Стр. 139-170.

Н.Н. Воронин Два памятника архитектуры XIV в. в Московском кремле. //
Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960, стр. 23 — 32

И.Я. Качалова,Н.А. Маясова,Л.А. Щенникова. Благовещенский собор
Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.,
1990. Ил. (текст об иконах пророческого и праотеческого рядов иконостаса, с.
59-61, написан И.А. Журавлевой, об иконах верхних приделов, с. 68 — 74, — Н.Д.
Маркиной).

Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные
площади. М., 1983 с 318-320.

Федоров В.И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете
исследований 1960-1972 гг. // Советская археология, 1974, №2, стр. 112-129

Федоров В.И., Шеляпина Н.С. Древнейшая история Благовещенского собора
Московского Кремля. // Советская археология, 1972, №4 стр. 223 — 235.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Благовещенский собор | собор, Москва, Россия

Узнайте по теме в этих статьях:

Архитектура Москвы

  • В Москве: Московский Кремль

    Через площадь Благовещенский собор, построенный в 1484–89 мастерами от Пскова (хотя и сгорел в 1547 г., перестроен в 1562–64). Его группа часовен увенчана золотыми крышами и куполами. Внутри находится ряд икон начала XV века, приписываемых Феофану Греку и…

    Подробнее

Русское зодчество

  • В западной архитектуре: Киевская Русь и Россия

    Третий храм, скромный Благовещенский собор (1484–1489 гг.), с его теплой красотой, был работой псковских зодчих. Там кокошники внедрили в обработку кровли. Этот элемент, похожий по очертаниям на популярную в России бочку крышу (заостренная сверху, со сторонами, образующими сплошную двойную…

    Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{ },»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList «:[{«p»:1,»t»:26481}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:26481,»title»:»Благовещенский собор»,»url»:» https://www. britannica.com/place/Благовещенский собор»,»description»:»Москва: Московский Кремль: Через площадь Благовещенский собор, построенный в 1484–1489 гг.мастерами из Пскова (сгорел в 1547 г., перестроен в 1562–64). Его группа часовен увенчана золотыми крышами и куполами. Внутри находится ряд икон начала XV века, приписываемых Феофану Греку и…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Благовещенский собор»,»metaDescription»:»Другие статьи, где Благовещенский собор обсуждается: Москва: Московский Кремль: Через площадь Благовещенский собор, построенный в 1484–89 псковскими мастерами (хотя и сожжен в 1547 г., но перестроен в 1562–64). Его группа часовен увенчана золотыми крышами и куполами. Внутри находится ряд икон начала XV века, приписываемых Феофану Греку и…»,»идентификаторHtml»:»собор, Москва, Россия»,»идентификаторТекст»:»собор, Москва, Россия»,»alternateTitles»:»Благовещенский собор «,»topicClass»:»место»,»topicKey»:»Благовещенский собор»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PLACE»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType «:»INDEX»,»relativeUrl»:»/place/Благовещенский-собор»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/26481/»},»topicLink»:{«title»:»Собор Благовещения»,»url»:»https://www. britannica.com/place/Собор Благовещения»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки «,»toc»:null},»groups»:[{«type»:»MEDIA»,»title»:{«title»:»Media»,»url»:»https://www.britannica.com /place/Благовещенский собор/images-videos»},»links»:[{«title»:»Изображения»,»url»:»https://www.britannica.com/place/Cathedral- Благовещения/изображения-видео#Изображения»,»target»:»Изображения-Благовещенского-собора»}],»imageList»:false,»flatLinks»:[ {«title»:»Изображения»,»url»:»https://www.britannica.com/place/Cathedral-of-the-Annunciation/images-videos#Images»,»target»:»Images-Cathedral- Благовещения»}]}]},»byline»:{«участники»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription» :null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»Благовещенский собор»,»lastModification»:null,»url»:»https://www .britannica.com/place/Собор-Благовещения»},»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,» imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Благовещенский собор»,»wordcount»:0,»url»:»https://www. britannica.com/place/Cathedral-of-the -Благовещение»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Благовещенский собор: Москва: Московский Кремль: Через площадь — Собор Благовещенская, построенная в 1484–1489 гг.мастерами из Пскова (сгорел в 1547 г., перестроен в 1562–64). Его группа часовен увенчана золотыми крышами и куполами. Внутри находится ряд икон начала XV века, приписываемых Феофану Греку и…»},»initialLoad»:true}

Благовещенский собор. Грановитый дворец | izi.TRAVEL

Требуется обновление Для воспроизведения мультимедиа вам потребуется либо обновить браузер до последней версии, либо обновить плагин Flash.

Самый увенчанный золотом собор на Соборной площади – Благовещенский собор – его девять золотых куполов и сияющая крыша сразу бросаются в глаза. Справа от собора мы видим единственное на площади светское здание – Грановитую палату, белокаменное здание, фасад которого украшен угловой кирпичной кладкой.
В Москву из северного Пскова были вызваны мастера-каменщики для строительства Благовещенского собора в конце XV века. Первоначально это была частная часовня великих князей Московских, а позже стала Домашней часовней комплекса Царского дворца. Здесь крестили царских детей и исповедовались монархи. Первоначальная часовня имела всего три купола. После пожара в 16 веке была построена гораздо большая 9-купольная церковь с крошечной часовней в центре. Южная галерея C16th — памятная дань бесчинствам царя Ивана Грозного. Он был отлучен от церкви за то, что женился в четвертый раз вопреки церковным законам. Однако он остался главой церкви. Для этого был устроен специальный балкон, с которого он мог посещать богослужения, не заходя в сам собор.
Благовещенский собор был в последнее время часовней, где Патриарх Алексий II совершил особый молебен по случаю инаугурации президента Владимира Путина, а впоследствии и президента Медведева.
Роскошно и величественно внутреннее убранство Благовещенского собора. Полы вымощены полудрагоценными камнями – редкой агатовой красно-коричневой яшмой. Стены и своды полностью расписаны фресками на библейские темы. Нижняя сторона центрального купола расписана ликом Христа. Но жемчужиной собора является его алтарная иконостас. Некоторые из представленных в нем икон датируются 1405 годом и написаны ведущими художниками своего времени. В серебряном ковчеге за иконостасом хранятся мощи более 50 святых.
Белое здание, украшенное резным каменным фасадом, — Грановитый дворец. Он расположен справа от Благовещенского собора и является старейшим общественным зданием Москвы. Ныне он входит в комплекс Большого Кремлевского дворца, восточный фланг которого примыкает к тылу Грановитой палаты. К сожалению, в Грановитую палату нельзя попасть, если вы не являетесь приезжим главой государства – вход предназначен только для VIP-гостей президента России.
В 1487 году итальянскому архитектору Марко Руффо, известному в России под именем Марко Фрязин, было поручено построить большой Тронный зал для царских приемов. Работа была завершена четыре года спустя другим итальянским архитектором, Пьетро-Антонио Солари.
Название «Грановидный дворец» происходит от внешней отделки фасада, отделанной белокаменными блоками с резными орнаментальными гранями. «Эта каменная резка такая смелая, Радует наш взгляд!» — писал восторженный средневековый летописец.
Поскольку Российское государство запрещает вход лицам, не являющимся VIP-персонами, позвольте нам перенести вас внутрь в вашем воображении! Тронный зал огромный, квадратный в плане, с четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на боковые стены, и центральным четырехгранным столбом. Общая площадь составляет 49 кв.5 квадратных метров, высота потолков 9 метров. Здесь проходили королевские банкеты и заседал Совет баронов. Иван Грозный пировал здесь, когда его войска взяли Казань, а Петр Великий устроил пир в честь своей победы над Швецией.
Своды и стены Грановитой палаты украшены фресками XVI века. Эти фрески представляют собой вершину такого искусства в России для своего времени.