Содержание
Последний ад или последний рай? – Огонек № 6 (5601) от 17.02.2020
Удастся ли Индии сохранить на Андаманах последних жителей каменного века? Этим вопросом задаются специалисты, ведь на острова все решительнее наступают туристы.
Поездка на Андаманские острова — сродни путешествию во времени. И как такому противостоять?
Фото: LightRocket via Getty Images
Поездка на Андаманские острова — сродни путешествию во времени. И как такому противостоять?
Фото: LightRocket via Getty Images
Евгений Пахомов, корр. ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»
Индия готовится превратить Андаманские и Никобарские острова в туристический центр мирового уровня. В январе центральное правительство определило 16 островов, которым предстоит комплексное развитие — для поощрения туристической отрасли. Еще около года назад власти упростили режим посещения иностранцами Андаман и Никобар: разрешение на посещение островов теперь не нужно запрашивать заранее, а можно получить по прибытии в столицу островов город Порт-Блэр на самолете или корабле. Его довольно легко дают на срок 30 дней, если у вас есть индийская виза.
В начале этого года Управление аэропортов Индии также сообщило, что на архипелаге вскоре будет создана сеть из современных гидроаэропортов для «летающих лодок», первые три планируют открыть на острове Сварадж (на российских картах — остров Хавелок), острове Шахид (Нейл) и острове Лонг. Все это ради развития туризма, который считают особенно перспективной отраслью для этой группы островов в Бенгальском заливе.
Андаманы и так уже довольно популярное место, сюда ежегодно приезжают тысячи людей ради песчаных пляжей и кораллового моря. Но здесь не так хорошо развита туристическая инфраструктура, как, скажем, на расположенных по другую сторону от Индостана Мальдивских островах, поэтому в основном Андаманы предпочитают сами индийцы и те иностранцы, кому не нужны роскошные отели и «навязчивый сервис» (в среднем в год здесь бывает более 15 тысяч иностранных гостей). Теперь в Нью-Дели, как видно, задумались о том, чтобы в перспективе бросить вызов самим Мальдивам, ведь этот архипелаг до начала 1970-х вообще был мало кому известен, а сегодня стал едва ли не символом дорогого морского курорта. А у Андаман есть шанс такой рывок совершить.
Дело в том, что у этого архипелага есть особая приманка, которой нет ни у Мальдив, ни у Канар, ни даже у острова Пасхи,— на некоторых из Андаманских островов до сих пор живут традиционные племена, живут словно в каменном веке и, похоже, не подозревают, что стали своего рода рекламным брендом для целого туристического направления.
Последние племена
Честно говоря, увидеть жителей каменного века не так просто. Они остаются на специальных территориях, и чтобы попасть туда, требуются некоторые усилия. Но, несмотря на это, на Андаманах аборигены вам будут попадаться на каждом шагу — манекены в отелях, сувениры в местных магазинах, открытки и так далее. Судьба этих аборигенов и волнует теперь специалистов-этнографов из Индии и других стран мира: не станут ли исчезающие уникальные культуры жертвой туристического наступления?
Интересно, что если сегодня «андаманские дикари» — приманка для любопытных, особая приправа для туристов, то еще совсем недавно они были главной… страшилкой островов.
Их называли и дьяволами, и кровожадными чертями. И началось это еще при британцах, которые закрепили за жителями Андаманских островов репутацию недружелюбных, опасных и диких людей. А еще «неправильных», не желающих приобщаться к цивилизации.
Ужасных жителей Андаман описывал даже Артур Конан Дойл в знаменитой повести «Знак четырех» (в СССР по ней был снят фильм «Сокровища Агры» из серии о приключениях Холмса и Ватсона): писатель превратил андаманца Тонгу в безжалостного дикаря-убийцу. Знаменитый автор детективов описывал Андаманы так: «Место было отвратительное, зараженное лихорадкой; на островах, за оградой наших каторжных поселений, жили каннибальские племена. Их развлечением было при всяком удобном случае стрелять в заключенных своими ядовитыми колючками…» На самом деле жители Андаман почитают основным оружием вовсе не духовые трубки с ядовитыми колючками, а лук со стрелами.
Но легенда прижилась. И всплывала время от времени. Последний раз о свирепости андаманцев в мире заговорили в ноябре 2018 года, когда американский гражданин Джон Аллен Чау (или Чо — написание его имени встречается и так, и так) приплыл на входящий в архипелаг остров Сентинел в надежде обратить его жителей в христианство.
Молодой американец считал островитян находящимися под гнетом Нечистого. «Господь! Неужели этот остров — последняя цитадель Сатаны, где никто не слышал и даже не имел шанса услышать Имя Твое?» — записал в своем дневнике Джон Аллен Чау. Самозваный миссионер (он не был священнослужителем) вооружился библией и подарками (несколькими рыбинами, сувенирной мелочью и даже футбольным мячом) и отправился на остров Сентинел крестить племя, особенно решительно отказывающееся вступать в контакт с окружающим миром. По разным данным, попыток приобщить аборигенов к цивилизации и святой книге у Чау было несколько (то ли две, то ли пять — рыбаки, доставлявшие его туда, в показаниях путаются). 27-летний американец отметил в дневнике (записи сохранились), что островитяне сначала не трогали его, но показали ему знаками убираться, что он и сделал, а потом решился на новую попытку. Увы, настырность привела к трагическим последствиям: миссионера-любителя дикари в итоге расстреляли из луков.
Это со слов рыбаков-перевозчиков, которых арестовали потом, после того как стали искать исчезнувшего американца. Они же рассказали полиции, что видели, как аборигены закопали тело Чау в прибрежном песке…
Чужие здесь не плавают
История Чау наделала шума, однако в нем утонул ее главный для пришельцев урок: жители острова Сентинел цитаделью воплощенного зла считают вовсе не свою малую землю, а ту, что видна вокруг. И, надо сказать, не без оснований: внешний мир им неведом, там не знают даже, как эти люди называют себя — в мировой прессе их именуют просто сентинельцами. Никто не знает и не понимает их языка. Никто не может сказать, сколько аборигенов на этом клочке суши обитает. Так что и в XXI веке Северный Сентинельский остров, который поднимается из Бенгальского залива совсем недалеко от столицы индийских Андаманских и Никобарских островов города Порт-Блэр, остается едва ли не самой загадочной территорией планеты.
Вообще-то сегодня основное население Андаманских островов — индийцы, перебравшиеся сюда с полуострова Индостан. Но здесь живет и несколько островных народностей, одни более открыты миру, другие — менее. Сентинельцы — самые закрытые: они не разрешают посторонним приходить на свой остров и убивают тех, кто пытается к ним попасть. Господин Чау стал далеко не первой жертвой недружелюбия островитян. Местные рыбаки боятся приближаться к «стражникам» (sentinel в переводе с английского — страж, часовой), истории о пропавших там людях передаются из уст в уста. В 2006 году в индийскую прессу попал случай, когда два рыбака отправились туда ловить крабов, надеясь договориться с местными жителями, но их сразу убили. Полицейские на вертолете отправились забрать тела — они были уверены, что, завидев летающую машину, аборигены разбегутся. Однако те не испугались — они засыпали вертолет стрелами. Полицейские успели захватить тело одного из рыбаков и потом ретировались.
Осуждать островитян за дикость трудно — уж так случилось, что встречи с окружающим миром, как правило, не несли им ничего хорошего.
Например, после сильнейшего цунами 2004 года, от которого пострадали и Андаманы, местные власти решили сбросить с вертолета провизию и предметы первой необходимости островитянам, но один неловко сброшенный мешок убил жителя острова. Понятно, почему подлетающие вертолеты сентинельцы теперь встречают стрелами — «железные птицы» несут смерть.
Но так было не всегда. В конце XIX века британцы, колонизировавшие острова и превратившие Андаманы в «самую страшную каторжную тюрьму империи», подчас все же вступали в контакты с сентинельцами. Судя по сохранившимся хроникам, особенно отличился капитан и аристократ Морис Видал Портман, который решил приобщить племена к современности. Хотя и несколько своеобразно. В 1880-е годы Портман с командой несколько раз посещал Андаманы, в том числе остров Сентинел. Во время экспедиции англичане ловили андаманцев из разных племен, фотографировали, обмеряли черепа местных жителей, их тела и даже гениталии. Были сделаны и научные выводы: бичом всех андаманцев являются инфекции, у племен, веками живущих изолированно, не было иммунитета от многих заболеваний, распространенных в окружающем мире.
Однако не только этнографическими изысканиями занимались цивилизаторы. Есть, например, свидетельства о том, что британцы (а потом и японцы, недолго владевшие островами в годы Второй мировой) охотились на андаманцев, как на диких животных, есть данные, что некоторые пришельцы охотно занимались «сексуальной эксплуатацией» женщин-аборигенок. Островитянам все эти контакты с внешним миром на пользу не шли: с конца XVIII века, когда «цивилизация» добралась до Андаманских и Никобарских островов, число коренных жителей на них резко снизилось.
Защитить каменный век
«Политика правительства Индии состоит в том, чтобы удерживать посторонних от любых контактов с жителями этого острова»,— сказал «Огоньку» один из самых известных антропологов Индии, профессор Делийского университета Ануп Капур.
Он отметил, что власти пытаются защищать аборигенов от наступающего внешнего мира. Официально к острову Сентинел нельзя приближаться ближе чем на пять миль. В стране вообще составлен список «защищенных» племен, для поездки к которым требуется специальное разрешение,— и это не только Андаманы, племенные народности (в Индии их называют адиваси) живут и в других частях страны.
Ограничение существует, но тот же Чау не стал обременять себя добычей разрешения на «визит» — просто нанял рыбаков и приплыл на остров. И вообще список индийских законов и правил, которые тогда нарушил гражданин США, немаленький: требование посещать закрытые племенные территории только по разрешению Министерства по делам племен Индии и других ведомств, не говоря о том, что для миссионерской деятельности также необходимо разрешение индийских властей, которого у Чау не было. Как сообщили прессе в андаманской полиции, Чау, вероятно, был связан с организацией All Nations («Все народы»), которая ставит целью распространение христианства среди живущих отдельно ото всех народностей и племен. Отец погибшего Чау считает, что именно миссионерское сообщество США виновно в смерти его сына: эти люди фактически толкнули молодого человека на смерть, доведя его религиозные чувства до «крайнего радикализма».
Миссионеры миссионерами, но на фоне развития туризма на Андаманах остро встал другой важный вопрос: можно ли вообще защитить островитян в эпоху глобализации? «Воды у острова периодически патрулируют катера береговой охраны. Но мы видим, что проплыть можно. Нельзя же окружить Северный Сентинел военным флотом, расстреливая всех подряд! Вот увидите, у Чау будут последователи!» — уверен местный журналист Пракаш. Слишком громкая, по его мнению, вышла история, и многие теперь могут захотеть прославиться.
«Надо надеяться, что этот печальный случай будет уроком и никогда больше не повторится»,— сказал «Огоньку» Абхиджит Сингх, старший научный сотрудник из базирующегося в Нью-Дели исследовательского центра Observer Research Foundation. Он уверен, что островитян нужно оставить в покое. С ним согласен профессор антропологии Ануп Капур: «Правительство Индии полагает, что эти люди имеют право жить так, как они живут, не вступая в контакт ни с кем. Никто не имеет права вмешиваться в их общество и в их культуру!»
Мало кто, впрочем, сомневается: слова хороши, но благие пожелания реализовать невозможно. К сентинельцам туристы, ясное дело, пока потоком не ездят — слишком опасно. А вот к другим племенам — да. И это несмотря на запреты!
Вот и автор этих строк, оказавшийся на Андаманах несколько лет назад, получал предложение от гидов съездить в ту часть островов, где живут автохтонные племена. «Только нет гарантий, что мы их увидим, сэр, и ни в коем случае не надо выходить из автомобиля и не надо открыто фотографировать. А если увидите их детей, можно бросить им шоколадку. Но тоже осторожно…»
Многие индийские политики и правозащитники требуют прекратить такое «человеческое сафари». Но очевидно, что рост числа туристов на островах проблем добавит. Да и как не привлечь, если некоторые антропологи считают сентинельцев и представителей других андаманских племен прямыми потомками первых выходцев из Африки, заселивших Индостан около 50 тысяч лет назад. Визит сюда — это ж путешествие во времени наяву! И как этому противостоять?
«Правительство Индии придерживается принципа «не навреди», на законодательном уровне запретив доступ на территории, где проживают представители обособленных племен. Наверное, на современном уровне развития человечества это правильное решение: таким образом уменьшается возможность причинения вреда этим людям и сохраняется для них возможность проживания вне достижений цивилизации»,— сказал «Огоньку» директор Международного научно-учебного центра изучения Южной Азии РГГУ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Столяров.
Однако неизвестно, как долго такую «паузу» можно держать…
Дикие аборигены убили американца на Андаманских островах
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Indian coastguard/Survival International
Подпись к фото,
Сентинельцы всегда встречали пришельцев враждебно
Жители одного из Андаманских островов в Бенгальском заливе убили американца, который предположительно был миссионером и проповедовал христианство.
Рыбаки, которые доставили его на Северный Сентинельский остров, сообщили, что местные аборигены убили его стрелами из луков и оставили тело на берегу.
Забрать тело непросто, поскольку обитатели острова не вступают в контакт с внешним миром и крайне агрессивно относятся к попыткам проникнуть на свою территорию.
Формально Северный Сентинельский остров управляется Индией, однако власти этой страны не вмешиваются в жизнь сентинельцев.
27-летний Джон Аллен Чо из штата Алабама, как сообщают местные СМИ, несколько раз посещал Андаманские острова, где проповедовал христианство.
«Полиция считает, что Чо ранее посещал Северный Сентенельский остров не менее четырех или пяти раз с помощью местных рыбаков», — сообщил Би-би-си журналист Субир Бхаумик, который давно следит за событиями на архипелаге.
«Приключения ждут», — гласит подпись под последним фото, опубликованном в «Инстаграме» американца.
По некоторым данным, Джон Чо 14 ноября уже пытался добраться до острова, но тогда ему этого не удалось. Он повторил попытку спустя два дня.
«В него попали несколько стрел, но он продолжал идти по берегу. Рыбаки видели, как аборигены тащили на веревке его тело. Они испугались и убежали», — рассказал один из местных жителей.
- Носителей древнего языка бо больше не осталось
- Что стало с адаманскими аборигенами?
Власти Индии запрещают контакты с островитянами, которые не имеют иммунитета против инфекционных заболеваний, а посещение острова является уголовным преступлением.
В 2017 году индийские власти постановили, что даже фотографирование и видеосъемка аборигенов Андаманских островов может обернуться трехлетним тюремным сроком.
В полиции сообщили, что нескольких рыбаков уже арестовали за незаконную доставку американского гражданина на остров.
По различным оценкам, число коренных жителей острова, которые живут в полной изоляции от цивилизации, составляет не более 150 человек.
Подпись к фото,
В 2005 году аборигены вышли на берег, чтобы помешать высадке на острове рыбаков
Гита Пандей, Би-би-си, Дели
Я впервые услышала об аборигенах Сентинела в 2004 году после опустошительного цунами в Индийском океане.
Я была на пресс-брифинге через несколько дней, когда нам сообщили, что островитяне не пострадали.
Тогда вертолет индийских ВМС пролетел над Северным Сентинельским островом, чтобы проверить, уцелели ли его обитатели.
Когда летчики снизились, вертолет был обстрелян из луков. Пилот рассказал, что тогда стало понятно, что с аборигенами всё в порядке.
Автор фото, Survival International
Подпись к фото,
Северный Сентенельский остров — это большой атолл на коралловом рифе
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Ученые считают, что предки обитателей острова 60 тысяч лет назад первыми прибыли на Андаманские острова в ходе первой волны переселенцев из Африки.
Это племя занимает остров размерами примерно с Манхэттен, но о нём мало что известно. Этих людей можно только наблюдать со стороны.
Глобальные организации, например, расположенная в Лондоне Survival International занимаются защитой аборигенов Андаманских островов.
Директор этой организации Стивен Корри назвал последний инцидент трагедией, которую было необходимо предотвратить.
«Аборигены не раз демонстрировали нам, что они хотят, чтобы их оставили в покое, и их желание надо уважать», — сказал он.
«Британское колониальное правление привело к тому, что аборигены Андаманских островов почти вымерли, и теперь от них осталась лишь горстка людей. И поэтому страх аборигенов перед чужаками вполне понятен».
Два племени андаманских аборигенов — Джарава и сентенельцы — относятся к типу охотников-собирателей, а любой контакт с внешним миром чреват для них гибелью от инфекционных заболеваний.
Сентенельцы особенно уязвимы в этом отношении — их полная изоляция означает, что у них нет иммунитета от самых распространенных в мире инфекций вроде гриппа или кори.
Независимость изолированных племен Андаманских островов может оказаться под угрозой
Сентинельские племена на Северном Сентинельском острове Андаманского архипелага яростно сопротивляются контактам с чужаками. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год.
Фотография Рагхубира Сингха, Nat Geo Image Collection
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Насильственная смерть американского миссионера на отдаленном острове в Индийском океане в середине ноября поднимает новые и насущные вопросы о выживании неконтактных и изолированных племен и их праве оставаться свободными от вмешательства внешнего мира.
26-летний Джон Аллен Чау, самопровозглашенный «авантюрист» из Ванкувера, штат Вашингтон, стремился обратить затворническое племя в христианство, вторгнувшись для этого на Северный Сентинел-Айленд.
Находящийся под управлением Индии и строго закрытый для посторонних, окаймленный кораллами Северный Сентинельский остров был домом для племени сентинельцев на протяжении тысяч, а возможно, и десятков тысяч лет.
Фотография Гаутама Сингха, AP
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Окаймленный кораллами остров, размером с Манхэттен и строго закрытый для посторонних, является пристанищем одного из самых изолированных обществ охотников-собирателей на планете, известного как сентинельцы. Северный Сентинел является частью Андаманских и Никобарских островов, обширного архипелага, находящегося под управлением Индии, который простирается между южной оконечностью Индии и западным побережьем Мьянмы.
Никто точно не знает, как долго сентинельцы — последнее демографически нетронутое, практически не контактировавшее с Андаманцами племя — жили там, но некоторые исследования показывают, что это племя могло мигрировать из Африки десятки тысяч лет назад.
Подобно неконтактным и изолированным племенам в других частях мира, особенно в тропических лесах Амазонки, сентинельцы считаются подверженными высокому риску заразных болезней, переносимых чужаками, против которых у них практически отсутствует иммунологическая защита.
Сентинельцы — искусные лучники, заработавшие устрашающую репутацию стойких защитников своей родины. Считается, что их не более сотни, они единственные обитатели густо засаженного деревьями острова. Предыдущие попытки контакта были встречены градом копий и стрел.
Джон Аллен Чау, американский миссионер и самопровозглашенный «авантюрист», стоит с Кейси Принсом, основателем Футбольной академии Убунту, в Кейптауне, Южная Африка, за несколько дней до отъезда на Северный Сентинел-Айленд в надежде обратить сентинельцев в христианство. .
Фотография Сары Принс, AP
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Режиссер документального фильма National Geographic об Андаманских островах был ранен брошенным в него копьем, когда снимал сентинельцев с лодки в 1974. Даже сегодня культовые изображения воинов, скачущих с луками и стрелами вдоль белых песчаных пляжей острова, сделанные во время этой экспедиции фотографом Raghubir Singh, National Geographic , остаются свидетельством неповиновения племени внешнему миру.
Эта жестокая репутация укрепилась в 2006 году, когда племя убило двух рыбаков после того, как их судно вынесло на берег, пока они спали. Усилия по извлечению тел были прекращены после того, как лучники обстреляли вертолет, когда он пытался приземлиться.
Собственная смерть Чау была особенно острой благодаря заметкам, которые он нацарапал в дневнике после своей первой попытки сойти на берег 15 ноября. Этот первоначальный подход был отвергнут, когда стрела пронзила водонепроницаемую копию Библии, которую Чау держал в воздухе в своем стремлении евангелизировать племя. Увидев двух других соплеменников, готовящих стрелы из луков, Чау поспешно отступил на своей байдарке. Он вернулся к рыбакам, которым заплатил около 350 долларов, чтобы они доставили его туда и ждали его возвращения.
«Последняя твердыня сатаны»?
В своем дневнике Чау задался вопросом, может ли Северный Сентинел-Айленд быть «последним оплотом сатаны», и выразил разочарование тем, что его не встретили с распростертыми объятиями. «Что заставляет их становиться такими оборонительными и враждебными?» он написал.
Отбросив страхи, он решил вернуться той же ночью. Он поручил рыбакам не ждать его на этот раз и доставить его записи другу в Порт-Блэр, административную столицу Андаманских островов.
17 ноября рыбаки подошли к берегу. Как они позже сообщили во время допроса в полиции, издалека они видели, как сентинельцы тащили тело и закапывали его на пляже. По одежде и силуэту тела они сделали вывод, что это Чау.
Индия обвинила семь человек, включая рыбаков и местного инженера и миссионера, известного как «Александр», который якобы помог Чау спланировать поездку, в «умышленном убийстве» и нарушении законов, строго запрещающих посещение острова.
«Он знал, что его, скорее всего, убьют», — сказала Мадхусри Мукерджи, старший редактор Scientific American из Калькутты и автор книги The Land of Naked People о своем опыте общения с коренными народами Андаманские острова. «Он хотел быть христианским мучеником, и он им стал. Чего он, вероятно, не осознавал, так это того, что это событие приведет к ряду событий, которые на самом деле приведут к причинению вреда племени».
Опасаясь, что международное давление может привести к попытке вернуть тело Чау с непредвиденными и, возможно, разрушительными последствиями, она добавила: «Это переломный момент в истории сентинельцев».
После исчезновения Чау власти предприняли три ознакомительных рейса — один по воздуху и два по лодке — взяв с собой пару рыбаков для разведки местонахождения тела. Во время второй прогулки на лодке полиция увидела пятерых или шестерых соплеменников с луками и стрелами, охраняющих пляж.
«На данный момент у нас нет никакого плана противостоять им или приземлиться там, что, безусловно, вызовет среди них много беспокойства», — сказал National Geographic генеральный директор Андаманской полиции Депендра Патхак по телефону из своего дома в Порт-Блэр. . По закону, сказал Патхак, даже полиции не разрешается входить в пятимильную буферную зону вокруг острова. Тем не менее, Патхак сказал, что он консультируется с антропологами и даже психологами, чтобы лучше понять возможные последствия инцидента для островитян, которые сами могут испытывать травму. Хотя он выразил серьезные сомнения по поводу попытки забрать тело, он прямо не исключил этого.
И Патхак, и Государственный департамент США признают, что ведут тесные консультации по поводу дальнейших действий. Источники в Порт-Блэре сообщают, что сотрудники консульства добиваются возвращения вещей Чау, в том числе его журнала, и выдачи свидетельства о смерти. Обычно свидетельство о смерти в Индии не может быть выдано без идентификации тела. «В идеальном случае да», — сказал Патхак, признавая стандартную практику своей страны. «Но здесь нам придется учитывать реальность».
Считается, что число сентинельцев не превышает нескольких сотен, они искусные лучники и единственные обитатели покрытого густыми лесами Северного Сентинельского острова. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год.
Фотография Рагхубира Сингха, Nat Geo Image Collection
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Параллели с Амазонкой
Было время в 1960-х, 70-х и 80-х годах, когда индийские власти активно стремились «усмирить» аборигенные племена Андаманских островов, включая сентинельцев. Так называемые экспедиции «сбрасывания подарков» курсировали близко к берегу, члены команды выбрасывали кокосы, бананы и пластиковые игрушки для туземцев. Прорыв, казалось, наступил в одной поездке в 1991, когда несколько десятков сентинельцев спустились на пляж безоружными, приветствуя нарушителей по пояс в воде, чтобы получить подарки.
По своей концепции эти усилия были аналогичны экспедициям, проводившимся на протяжении большей части 20-го века за полмира в Амазонии. Там тоже бразильские разведчики, как и американские миссионеры, использовали промышленные товары и выращиваемые культуры, чтобы привлечь из джунглей неконтактных охотников-собирателей.
«В прошлом миссионеры были основной силой в установлении контактов, умиротворении и расселении изолированных коренных народов по всей Амазонии, часто вызывая демографическое опустошение и культурную эрозию», — сказал Гленн Шепард, американский антрополог и этноботаник из Museu Paraense. Эмилио Гоэльди в Белене, Бразилия.
Как и умиротворенные племена Южной Америки, коренные народы Андаманских островов вскоре стали жертвами заразных болезней и массовой социальной дезинтеграции в результате контакта. Племя Джарава, сложившее свои луки и стрелы на Южном Андаманском острове в конце 1990-х годов, пережило две смертельные вспышки кори.
Их когда-то гордые воины дошли до апатии и алкоголизма, их детей даже заставили танцевать за подачки недобросовестными туроператорами, проводящими «человеческие сафари» по магистральной дороге, которая теперь пересекает их традиционную территорию. Другие андаманские племена, в свою очередь, пострадали от демографического шока и культурного коллапса из-за попыток заставить их осесть в общинах.
Помня о таких неудачах и уроках, извлеченных из Бразилии и других амазонских стран, которые избрали новый курс, отказавшись от принуждения к контакту с изолированными племенами, индийские власти после экспедиции 1991 года отказались от предложений дарить сентинельцам подарки.
Смерть Чау вызвала новые опасения по поводу судьбы сентинельцев. В открытом письме, опубликованном в средствах массовой информации 26 ноября, группа видных индийских антропологов и активистов призвала правительство окончательно прекратить любые усилия по поиску тела миссионера. «Права и желания сентинельцев необходимо уважать», — говорится в письме. «Ничего нельзя добиться эскалацией конфликта и напряженности и, что еще хуже, созданием ситуации, при которой наносится больший вред».
Воины, скачущие с луками и стрелами вдоль пляжей острова, являются свидетельством неповиновения племени внешнему миру. Эта фотография была впервые опубликована в июльском выпуске National Geographic за 1975 год.
Фотография Рагхубира Сингха, Nat Geo Image Collection
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Уникальное положение сентинельцев — единственного неконтактного племени в мире, населяющего их собственный остров — делает их «исключительно уязвимыми» для болезней, переносимых посторонними, сказала Софи Григ, эксперт по андаманским племенам из лондонской организации по защите прав коренных народов. группа Выживание Интернэшнл. «Это ключевая причина, по которой мы должны уважать их право не выходить на связь», — сказала она. «Даже без этого они ясно дали понять, что именно этого они и хотят».
Сентинельцы должны хорошо осознавать окружающий их чужой мир. Самолеты пересекают их небо. Океанские суда регулярно затемняют горизонт. Их острые наконечники стрел сделаны из металла, который, как полагают, был найден при кораблекрушении. Время от времени они попадают под прицел любопытных туристов, которые, как и Чау, платят рыбакам за то, чтобы те уклонялись от патрулей береговой охраны и приближались к острову.
Григ надеется, что правительство Индии удвоит усилия по защите Северного Сентинельского острова и сентинельцев. «Очень важно, чтобы эти патрули были усилены, а воды вокруг них должным образом охранялись и защищались от любых посторонних — рыбаков, туристов или евангелистов».
Никто, кроме самих сентинельцев, не может точно знать, почему племя так враждебно относится к внешнему миру. Возможно, это восходит к визиту британских колонизаторов в 1880-х годах, когда несколько островитян были похищены, а затем погибли в британских пленах. Возможно, они инстинктивно чувствуют, что посторонние представляют явную и непосредственную опасность — даже те, кто приближается к ним с самыми лучшими намерениями.
Какой бы ни была причина, сентинельцы заслужили восхищение многих, кто видит в их сопротивлении решимость жить так, как они хотят, на крошечном клочке зелени, окруженном морем проблем.
Скотт Уоллес преподает журналистику в Университете Коннектикута и является автором книги Непокоренные: В поисках последних неконтактных племен Амазонки . В октябрьском выпуске National Geographic за 2018 год он написал об изолированном племени, находящемся в осаде в бразильской Амазонии.
Читать далее
Водный кризис в Европе намного хуже, чем мы думали
- Окружающая среда
Водный кризис в Европе намного хуже, чем мы думали
Историческая засуха этого года была лишь частью истории: новые данные свидетельствуют о тревожном снижении запасов пресной воды в водоносных горизонтах континента.
Эксклюзивный контент для подписчиков
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории
Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету
Почему люди так одержимы Марсом?
Как вирусы формируют наш мир
Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу
Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении истории исследует красную планету
Подробнее
Андаманские острова: смерть мужчины в США привлекает внимание к «племенному туризму»
Опубликовано
000Z»> 23 ноября 2018 г.0127
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Андаманские острова являются домом для пяти «особенно уязвимых» племен, включая джарава и северных сентинельцев. Восточное побережье вновь обеспокоено тайной практикой «племенного туризма» на архипелаге, пишет Омкар Хандекар.
Коренные жители Северного Сентинела, одного из последних «неконтактных» племен в мире, убили стрелами 27-летнего Джона Аллена Чау, когда он прибыл на их остров на прошлой неделе.
Полиция сообщила, что Чау заплатил 25 000 рупий (354 доллара США; 275 фунтов стерлингов) шести местным рыбакам, чтобы те отвезли его в Северный Сентинел. По сообщениям СМИ, он хотел познакомить островитян с христианством.
Андаманские острова являются домом для пяти «особенно уязвимых» племен. Это джарава, северные сентинельцы, великие андаманцы, онге и шомпены. Джарава и северные сентинельцы еще не интегрировались с основным населением. Это делает их источником интриги для многих из 500 000 туристов, которые посещают острова каждый год.
- Джон Аллен Чау: Кто был американцем, убитым на отдаленных островах?
- Печальная правда о неконтактных племенах
Ранее в этом году Министерство внутренних дел приняло уведомление, освобождающее иностранных граждан от необходимости получать разрешения на ограниченные зоны (RAP) для посещения 29 островов архипелага.
Список включает девять островов в Никобаре и два в Андаманских островах, занятых племенными и коренными общинами, считающимися «особо уязвимыми». Среди них был и остров Северный Сентинел.
Но власти настаивают на том, что для этого туристы все равно должны будут получить разрешение районной администрации и лесничества.
Источник изображения, Getty Images
Image caption,
Чтобы увидеть джарава, многие туристы совершают двухчасовую поездку на автобусе, который проходит через заповедники джарава.
Чтобы увидеть их, многие туристы совершают двухчасовую поездку на автобусе из столицы Андаманских островов Порт-Блэр в Баратанг, где находятся известняковые пещеры и грязевые вулканы. Для этого они едут по Андаманской магистрали (ATR), которая проходит через заповедники Джарава.
В 2013 году Верховный суд запретил туристам пользоваться ATR после того, как на видео, снятом журналистом, видно, как полицейские заставляют шесть женщин-джарава танцевать для туристов. Суд отменил это решение после того, как государственная администрация направила уведомление, обещающее, что никакие туристические или коммерческие объекты в этом районе не будут разрешены.
«Администрация долгое время уделяла приоритетное внимание средствам к существованию местных жителей», — говорит Маниш Чанди из Андаманско-Никобарской группы по охране окружающей среды, который изучает острова последние 18 лет.
«После решения суда он организовал паром на остров Баратанг из Порт-Блэр. Это был умный ход. Если спросить, они всегда могут сказать, что сделали альтернативу дороге доступной, и теперь выбор остается за туристами. . Но неизменно туристы «выбирают» дорогу».
- Джарава: Индия вновь откроет дорогу через территорию андаманского племени
- Кто такое сентинельское племя?
Прямого сообщения с Северными Сентинелскими островами, расположенными в 50 км к западу от столицы Порт-Блэр, нет. Береговая охрана также часто патрулирует, чтобы держать бесстрашных путешественников в страхе. И все же, говорит г-н Чанди, люди продолжают пытаться увидеть северных сентинельцев, часто подкупая местных рыбаков.
«В 2013–2014 годах береговая охрана поймала бизнесмена из Мумбаи на спортивной рыбацкой лодке, который смотрел на северных сентинельцев, — говорит Чанди.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Джарава живут в 1028-километровом лесном заповеднике между южными и средними Андаманскими островами
«Мимо островов часто проходят яхты с иностранными туристами. убедитесь, что они не прячутся вокруг».
Чиновники из Департамента лесов и дикой природы не ответили на телефонные звонки BBC. Но Говинд Рам, директор Департамента благосостояния племен на островах, указывает, что ему известно о случаях племенного туризма.
«Это правда, что людям интересно наблюдать за племенным сообществом, — говорит он. «Мы приняли все меры, чтобы этого не произошло. Полиция и сотрудники отдела социального обеспечения племен регулярно патрулируют».
Но, учитывая размеры районов, предназначенных для патрулирования, добавляет он, «существует вероятность проникновения злоумышленников».
И, несмотря на официальное заявление о том, что для посещения заповедников Джарава и Северного Сентинеля иностранцам по-прежнему необходимо будет получать разрешение от районных властей и департамента лесного хозяйства, защитники природы говорят, что отмена разрешений на запретные зоны для этих островов посылает сигнал о том, что они в конечном итоге будут открыты. для туризма.
Источник изображения, Береговая охрана Индии/Survival International
Подпись к изображению,
Сентинельцы всегда сопротивлялись внешнему контакту
«Решение было принято в одностороннем порядке, без каких-либо консультаций с местными заинтересованными сторонами», — сказал Денис Джайлс, редактор местной газеты Andaman Chronicles. . «Вместо того, чтобы принимать меры, которые могут привести к племенному туризму, правительству необходимо продолжать политику «руки прочь, глаза прикованы», которую оно практиковало до сих пор».
Ранее в этом месяце Национальная комиссия по зарегистрированным племенам заявила, что послабление необходимо «пересмотреть».
Несмотря на широко распространенную практику и обширную документацию таких групп, как Survival International, которая работает в защиту прав народов, ведущих племенной образ жизни, два крупных туроператора, с которыми беседовала Би-би-си, отрицали какие-либо случаи племенного туризма на островах.