Дарваз: Газовый кратер Дарваза – вечный огонь в песках пустыни

Газовый кратер Дарваза – вечный огонь в песках пустыни

  1. Главная
  2. Туркменистан
  3. Газовый кратер Дарваза


В Интернете большой популярностью пользуются фотографии и видео с таинственным названием «Ворота в ад», на которых видно, как посреди пустыни из-под земли извергается огонь. Вид пламени, горящего среди желтых песков пустыни, завораживает и интригует даже бывалых путешественников. Но немногие знают, как именно возникло это чудо природы, расположенное в 266 километрах к северу от города Ашхабад.


В 1971 году в пустыне Каракум, недалеко от небольшого селения Дарваза, название которого в переводе с туркменского означает «ворота», начали бурить разведочную скважину на наличие газа. В ходе бурения произошел инцидент: геологи случайно вскрыли подземную полость, в которую провалилось всё оборудование вместе с буровой вышкой и транспортом. Люди не пострадали, но из полости вырвался природный газ. Чтобы не доставлять проблем местным жителям из той самой деревни Дарваза, геологи приняли решение поджечь газ, надеясь, что он полностью выгорит за несколько дней. Шли недели, месяцы и годы, а огонь всё горел, не утихая. В 2004 году по приказу Туркменбаши селение было перенесено в другое место, а газовый кратер Дарваза продолжал пылать. Горит он и сегодня. Никто не знает, как долго это продлится, иссякнут ли, наконец, запасы газа или огненная яма в итоге будет засыпана, ведь газ – ценный ресурс, а здесь он расходуется «вхолостую» на протяжении нескольких десятков лет. Тем не менее, газовый кратер Дарваза пока остается одной из самых интересных и загадочных достопримечательностей Туркменистана, ежегодно привлекающей множество туристов.




Если вы будете подъезжать к «Воротам ада» ясным днем, то вам покажется, что это обычная дыра в земле, совсем не заслуживающая своего мрачного мистического названия. Только подойдя ближе, вы увидите сотни огненных языков, пылающих в двадцатиметровом кратере. Газ вырывается на поверхность сквозь песчаник и воспламеняется, еще больше подогревая и без того раскаленный воздух. Если осматривать эту достопримечательность ранним вечером, можно в полной мере насладиться завораживающим зрелищем медленно погружающегося во тьму кратера и оранжевых языков пламени — и всё это на фоне заходящего солнца. Вокруг кратера имеется ещё несколько провалов, один из них заполнен бирюзовой жидкостью. Провалы лучше осматривать засветло и очень осторожно: по краям они сильно осыпаются, к тому же рядом слишком хорошо чувствуется повышенная температура воздуха и запах природного газа.




Газовый кратер Дарваза сильно отличается от многих природных достопримечательностей по всему миру, прежде всего ощущением покоя и первозданности: здесь нет платных парковок, пешеходных дорожек, заборов и ларьков, торгующих сувенирной продукцией. Вокруг лишь пустыня, а на много километров нет ни души.


Единственное ближайшее кафе, где можно перекусить, находится в нескольких километрах к югу от кратера. Ближайшие магазины можно найти лишь в кишлаке Ербент, который расположен в 90 километрах от кратера.


При поездке к газовому кратеру следует учесть, что вне зависимости от ровной трассы без выбоин, пролегающей от Ашхабада, последние несколько километров проходят по песчаному отрезку, который можно проехать только на внедорожнике.




Гостиницы Дарвазы

Дарваз (область) | это… Что такое Дарваз (область)?

Крепость Калаи-Хумб на реке Пяндж — столица Дарваза

Дарва́з (перс. درواز‎, тадж. Дарвоз) — географическая и историческая область, территория которой в настоящее время разделена на две части: правобережный Дарваз относится к Таджикистану, а левобережный — к Афганистану.

Содержание

  • 1 История
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Источники

История

В средние века Дарваз назывался Кураном [1] с центром в районе современного села Кеврон. В местном фольклоре сохранилось более древнее название провинции — Маҳистон (перс. مهستان‎).

Современное название Дарваза (от перс. دروازه‎ — «врата») появилось в IX — X веках и отражает физико-географические особенности области, являющейся вратами Бадахшана и Памира.

Территория историко-географической области Дарваз входила в состав Империи Ахеменидов (VI—IV в. до н. э.).

В III—II вв. до н. э. Дарваз как часть бывшей Бактрийской сатрапии Ахеменидов находился в зависимости от Греко-Бактрийского царства, в I—III вв. н. э. — от Кушанского царства, в IV—VI вв. — от Эфталитского государства. Вслед за разгромом эфталитов от Западно-тюркского каганата в VI в. Дарваз как и все бывшие владения эфталитов номинально подчиняется тюркским правителям. В 718 году среди владений, подвластных тюркскому «йабгу» Тохаристана, в китайских исторических хрониках упоминается Ше-хан-на, то есть Шугнан, в составе которого был округ Кю-лан, то есть Куран [1].

В VIII в. Дарваз был завоеван арабами-мусульманами, в IХ в. находился в зависимости от Тахиридов, в Х в. входит в состав государства Саманидов, в XI—XII вв. был включен в состав государств Газневидов, а затем Гуридов.

В XIII в. Дарваз как и все таджикские земли оказался под властью монгольских завоевателей, а в XIV—XV вв.  — тимуридских правителей, но зависимость Дарваза от центральных властей была номинальной.

В середине XVIII в. Дарваз был ведущей силой сопротивления правителями Бадахшана. Так, в 1748 году объединённым силам Дарваза и Шугнана в битве у озера Шива удалось разбить войска эмира Бадахшана Султан-шаха.

В XVIII в. Шугнан, находившийся от него в вассальной зависимости Рушан, а также Вахан вели постоянную борьбу против политической зависимости от Бадахшана и Дарваза. Владетели Шугнана с Рушаном и правители Вахана являлись вассалами шахов Дарваза и платили им дань [2].

В XIX в. владения шахов Дарваза включали в себя территории современных Тавильдаринского, Дарвазского и Ванчского районов Таджикистана, а также Хаханского и Дарвазского районов афганской провинции Бадахшан.

Столицей Дарвазского шахства был населенный пункт Калаи-Хумб с одноимённой крепостью, располагавшейся на правом берегу Пянджа.

В 1877 году Бухарский эмир посылает свое войско для покорения Дарвазского шахства. Под натиском бухарцев войска Дарваза оставили Калаи-Хумб и отступили к деревне Кеврон. Здесь произошло решающее сражение, завершившееся разгромом дарвазцев. Шах Дарваза Абулфайзхан вместе с семьей эмигрировал в Фергану, а затем в Афганистан. Сын дарвазского шаха — Мухаммад Валихан — впоследствии стал видным афганским дипломатом.

Аннексировав Дарваз, Бухарский эмират преобразовал его в особое бекство. Оно занимало около 386 кв. миль, с населением около 35 000 чел. На севере бекство отделялось от Каратегина высоким хребтом Петра Великого, на востоке граничило с Шугнаном, с юга — афганскими владениями (Бадахшан), а с запада — бухарскими бекствами Бальджуваном и Кулябом.

Левобережный Дарваз, согласно русско-английскому договору от 2 февраля (11 марта) 1895, передан Афганистану, вместо правобережных Вахана, Шугнана и Рушана, переданных Бухарскому эмирату [3].

Правобережный Дарваз, вошедший в 1924 году в состав Гармской области Таджикской АССР, 14 декабря 1930 года был разделен на три района: Тавильдаринский, Калаихумский и Ванчский. Два последних района в 1965 году вошли в состав Горно-Бадахшанской автономной области.

Постановлением Верховного Совета Таджикской ССР № 318 от 26 июня 1991 года Калаи-Хумбскому району было возвращено историческое название Дарваз (тадж. ноҳияи Дарвоз; перс. ناحیۀ درواز‎).

Административный центр Дарвазского района — посёлок городского типа Калаи-Хумб (тадж. Қалъаи Хумб; перс. قلعۀ خمب‎), расположен в 241 км севернее города Хорога.

См. также

  • Дарваз (бекство)
  • Дарвазский район

Примечания

  1. 1 2 Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. — Ташкент: «Узбекистон», 1996
  2. Каландаров Т. С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). Институт этнологии РАН. — М., 2004. — 478 с.
  3. Постников А. В. Схватка на «Крыше Мира»: политики, разведчики и географы в борьбе за Памир в XIX веке. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 416 стр., 8 л. карт. ISBN 5-88451-100-0

Источники

  • Jan-Heeren Grevemeyer. DARVĀZ
  • Бурхан-уд-Дин-Хан Кушкеки. Путеводитель по Каттагану и Бадахшану, также История Дарваза с 1880 г. по 1926 г.
  • Каландаров Т. С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). Институт этнологии РАН. — М., 2004. — 478 с.
  • Камалиддинов Ш. С. Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. — Ташкент: «Узбекистон», 1996
  • Надежда Емельянова. Культура и религия Дарваза
  • Постников А. В. Схватка на «Крыше мира». Политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в XIX веке. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 416 стр., 8 л. карт. ISBN 5-88451-100-0.
  • Емельянова Н. Дарваз. Религиозная и культурная жизнь таджикско-афганского приграничья (по материалам полевых исследований 2003-2006 гг.). М., Институт востоковедения РАН, 2007, 111 с. ; http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0200.shtml.

ДАРВАЗ — Encyclopaedia Iranica

ДАРВАЗ , до раздела между царской Россией и Афганским царством в последней четверти XIX века в значительной степени автономное княжество с территорией по обе стороны верхнего течения Амударьи, известное как Пяндж. . Сегодня часть бывшей территории Дарваза, которая находится к северу от реки, была включена в состав Таджикистана, а бывшая южная часть была определена как район в афганской провинции Бадашан.

До раздела Дарваз граничил на юге с Бадашаном, на востоке с полуавтономными государствами Шенан и Рошан, которые в основном подчинялись Бадашану; а на севере и западе почти непроходимой цепью Дарваза, западным продолжением Памира (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ i; рис. 3), которая отделяла его от Бухарского ханства. Для этой местности характерны крутые узкие ущелья и небольшие защищенные лощины, где растут фруктовые деревья. Более крупные долины также узкие, с крутыми склонами. Количество земли, доступной для возделывания, недостаточно, и фермеры должны бороться, чтобы выжить (Хольцварт, стр. 180). Население состоит в основном из таджиков, которые придерживаются суннитской ветви ислама, хотя в некоторых районах (например, в долине Вандж) жители являются исмаилитскими шиитами. Язык общения персидский.

История региона определялась его географически центральным, но политически периферийным положением: с одной стороны, Дарваз был объектом неоднократных вторжений строителей иностранных империй, а с другой — его относительной изоляцией, отсутствием полезных ископаемых. , а низкие урожаи в сельском хозяйстве способствовали сохранению его маргинального значения. Сочетание этих факторов гарантировало, что на протяжении всей истории иностранные завоеватели могли контролировать регион только на короткие периоды, и что власть неизбежно возвращалась к местным династиям. Эта в целом непрерывная автономия проявилась очень рано в отказе местных правителей признать Александра Великого своим сюзереном (Мохаммад-Надер-хан, изд. Кушкеки, стр. 354–368). В начале 16 века Дарваз был вовлечен в ожесточенную борьбу между узбеками и тимуридами за контроль над Средней Азией. Власть над регионом, как и над соседним районом Бадашан, несколько раз переходила из рук в руки до окончательной победы узбеков в 9 в.13/1507 (Гревемейер, стр. 28 и далее; Ахмедов, стр. 61, 73, 108-09). Тем не менее представляется, что такой внешний контроль был лишь номинальным и что северная часть Дарваза оставалась полностью независимой (Кисляков, с. 88-89).

Примерно в середине 17 века узбеки были изгнаны, и была основана независимая династия с титулом шах-э Дарваз , в то же время, когда коренные правители Яридов взяли под свой контроль Бадашан, в 1067 году. 1657; после этого правители Бадашана со столицей в Файжабаде стали главными соперниками дарвазских шахов. Несколько раз между Дарвазом и Бадашаном вспыхивали боевые действия из-за лежащей между ними области Рака (Гревемейер, стр. 122-23), и Дарваз также претендовал на Шехнан (Семенов, стр. 6-7). Главными городами Дарваза были Чам, а севернее — столица Калаи-Хумб (Кала-йе Хамб), оба на берегу Пянджа. Власть правителей Дарваза основывалась на своеобразной системе покровительства, организованной в рамках родственных и клиентских отношений. Привилегированные последователи правителя имели право на долю добычи, захваченной в ходе успешных набегов, доходов от земли и ее населения, а также на освобождение от налогов (Holzwarth, pp. 205-206). Для социальной среды этих традиционных периодов было характерно отсутствие институциональной экономической структуры; тем не менее, существование больших расширенных семей привело к внутреннему разделению труда (Holzwarth, стр. 184-85). Во время завоевания царской Россией в 129 г.0/1873 г. Дарваз был присоединен к русскому вассальному государству Бухара. Ряд последующих пограничных соглашений между Россией, Британской Индией и Афганистаном определили зоны влияния, что в конечном итоге привело к разделу Дарваза в 1310/1893 и 1313/1895 годах (см. ГРАНИЦЫ iii). Часть региона, лежавшая к югу от Пянджа, была присоединена к Афганистану в качестве компенсации за потерю Шенана и Рошана в пользу России и ее вассала Бухары.

 

Библиография :

Б. А. Ахмедов, История Балха (XVI-первая половина XVIII в.) (История Балха [16 — первая половина 18 вв.]), Ташкент, 1982.

Справочник Афганистана я, с. 58.

Ж.-Х. Grevemeyer, Herrschaft, Raub und Gegenseitigkeit. Die politische Geschichte Badakhshans 1500-1883 , Висбаден, 1982.

В. Хольцварт, «Сегментация и государственное строительство в Афганистане. Традиционная социально-политическая организация в Бадахшане, Вахане и Шегнане», в К. Грёссинге и Ж.-Х. Гревемейер, ред., Революция в Иране и Афганистане , Франкфурт, 1980, стр. 177-235.

Кисляков Н.А. «История Каратегина, Дарваза и Бадахшана» в Материалы по истории Таджиков и Таджикистана (Материалы по истории таджиков и Таджикистана), Душанбе, ул. 1945, стр. 71-133.

В. Минорский, «Шугнан», в ЭИ 1 IV, стр. 390-91.

Мохаммад-Надер Хан, Рахнема-йе Катаан ва Бадашан , изд. Борхан-ад-Дин Кушкеки, Кабул, 1302/19 г.23; изд. М. Сотуда, Тегеран, 1367 Ш./1988, стр. 228-35; тр. М. Реут как Катаган и Бадахшан. Description du pays d’après l’inspection d’un ministre afghan en 1922 , Paris, 1979, pp. 207-17.

Семенов А.А., История Шугнана (История Шехнана), Ташкент, 1916.

Рис. 3. Карта Бадашана середины XIX в. с указанием границ Дарваза. По Гревемейеру, 1982, с.

(Ян-Херен Гревемейер)

Первоначально опубликовано: 15, 19 декабря94

Последнее обновление: 15 декабря 1994 г.

«Пять звезд» Бахрома в Дарвазе

Поиск
Дополнительные параметры

Тип содержимого

СтраницаБлогСобытиеНовостиРесурсыИсторияВидеоТемы

Управление границамиДетиБорьба с торговлей людьмиБорьба с ксенофобиейCOVID-19Реагирование на кризисДанные и исследованияЦентры содержания под стражейDTMОкружающая среда и изменение климатаГендерное равенствоГлобальный договор о миграцииGMDACЗдравоохранениеВнутреннее перемещениеМеждународное сотрудничество и партнерствоТрудовая миграцияСредства к существованиюМигранты в уязвимых ситуациях/Права мигрантовМиграция и Повестка дня на период до 2030 годаУправление миграциейM Исходящие мигрантыПолитикаСокращение глобального неравенстваВозвращение и реинтеграцияТехнологии и инновацииСеть ООН по миграцииЦУР

ЦУР 1 – Ликвидация бедностиЦУР 2 – Ликвидация голодаЦУР 3 – Хорошее здоровье и благополучиеЦУР 4 – Качественное образованиеЦУР 6 – Чистая вода и санитарияЦУР 7 – Доступная и чистая энергияЦУР 8 – Достойная работа и экономический ростЦУР 5 – Гендерное равенствоЦУР 9- Промышленность, инновации и инфраструктура.

— Любой -202320222021202020192018Сортировать по

Меньше ключевых словБольшинство ключевых словСтарыеПоследние

В преддверии Всемирного дня туризма мы расскажем вам историю успешного туристического бизнеса в сердце гор Таджикистана.

Бахрому Сангакову 43 года, у него трое сыновей. В молодости он получил инвалидность и теперь ходит с проблемой. Эта проблема не позволила ему поехать в Россию или даже в Душанбе в поисках работы, как это делают многие другие молодые люди из гор. Но если Бог смотрит на тебя, Он дает твой кусок хлеба даже внутри камней.

Бахром сдает в аренду свой дом, расположенный на въезде в центр Дарваза, в Калаи Хуме, прямо на берегу реки. Когда его спросили, как он начал вести бизнес по проживанию в семье, он сказал, что вначале многие гости просто стучали в дверь, проводили там ночь и платили ему, хотя он никогда не просил денег.

МОМ Таджикистана при финансовой поддержке правительства Великобритании помог Бахрому расширить его гостевой дом.