Содержание
Милет, Дидим, Храм Аполлона в Дидиме
- Ваш Бодрум
- »
Статьи и обзоры - » Античные города: Милет, Дидим, Храм Аполлона в Дидиме
Эта статья адресована любителям истории, почитателям памятников античности, желающим посвятить время ознакомлению с удивительным античным городом Милет и грандиозным памятником древней архитектуры Храмом Аполлона в Дидиме
Античный город Милет. На территории современной Турции на западном побережье Малой Азии, начиная с VIII в.в. до н.э, находилось несколько крупных античных государств – Лидия (столица Сарды), Иония (Милет), Кария (Галикарнас), Ликия (Мира), создавших величественные памятники древней цивилизации, многие из которых дошли до наших дней.
Всего в 1,5 часах езды на автомобиле от Бодрума (древний Галикарнас), двигаясь в сторону Измира, находится музейный комплекс под открытым небом – античный город Милет, столица Ионии. При входе на территорию музея вас встретит внушительных размеров античный театр, вместимостью 25 тыс. зрителей. С верхней трибуны театра с высокой точки открывается чудесный панорамный вид на древний город. Во время своего рассвета Милет был богатейшим городом, имел до 90 колоний, в том числе в Древнем Египте. Его торговые суда пересекали Средиземное море, ходили в Чёрное море. VI век до н.э. был периодом высшего рассвета Милета.
Храм Аполлона в Дидиме. В древности от Храма Афины в Милете к Храму Аполлона в Дидиме (современный Дидим) была проложена «Священная дорога» протяжённостью около 15 километров. Дорогу украшали статуи священнослужителей и изваяния каменных львов, значительная часть которых была перевезена в Лондон и является частью экспозиции Британского музея. По своим масштабам Храм Аполлона в Дидиме уступал только знаменитому Храму Артемиды в Эфесе – одному из семи чудес древнего света. Храм в Дидиме относится к наиболее сохранившимся крупным постройкам времён античности.
Слово «Дидим» означает «близнецы». Корни слова уходят в древнегреческую мифологию — к легенде о богах-близнецах Аполлоне и Артемиде, детях Зевса-громовержца и богини Лето. Храм в Дидимах задумывался как масштабное продолжение Храма Артемиды в Эфесе и, если бы не затянувшееся более, чем на 600 лет строительство Храма, эта постройка, вероятно, была бы отнесена к восьмому чуду света. Храм украшали более 400 ионических колонн высотой по 20 метров. На их верхних фризах были изображены львиные фигуры и голова Горгоны-Медузы. Сохранившиеся фрагменты входят в экспозицию музейного комплекса.
Известность оракула в Храме Аполлона в Дидимах притягивала сюда паломников со всего греческого мира. Вера в таких оракулов и их способность предсказывать будущее привлекла в Храм и Александра Македонского в начале его триумфального похода на Восток. Тогда, Дидимский оракул предсказал победу Александра в войне с персами…
Автомобильная дорога из Бодрума в Милет-Дидим проходит через национальный природный заповедник – озеро Бафа. Это самое большое озеро в юго-западной части Турции. В осенний период пейзаж украшают белоснежные хлопковые поля по обе стороны дороги. Радуют глаз бесконечные вечнозелёные оливковые рощи. В ресторанчиках на берегу озера подают отборные маслины с оливковым маслом, «деревенские завтраки», деликатесную рыбу угорь.
BODRUM.COM.RU
Возврат к списку
Смотрите так же…
Исторические места
Храм Аполлона в Дидимах (Дидим, Турция) — авторский обзор, часы работы, цены, фото
В мире существует несколько храмов Аполлона, но мало известно о Дидиме, хотя это один из древнейших храмов в Малой Азии. Сейчас этот важнейший памятник мировой архитектуры представляет собой руины в бывшей греческой деревушке на западном побережье Турции.
Несмотря на свои разрушения, храм сохранил свою величественность и привлекает к себе многочисленное внимание туристов.
История и Мифы
Древний город Дидима появился в результате греческой колонизации (VIII в. до н.э. — VI в. до н.э.). Люди покидали свою родину и строили новые независимые города. «Дидима» в переводе означает «близнецы».
Согласно легендам и мифам Древней Греции здесь Зевс повстречал богиню ночи Латону (Лето), после чего родились близнецы: Аполлон и Артемида. Также по древним сказаниям, Дидимейон был пристанищем Медузы Горгоны. Об этом свидетельствуют сохранившиеся квадры с ее изображением на территории храма.
Место возведения храма греки связывают с легендой о встрече Аполлона с местным героем Бранхой, простым человеком. Между ними случилась половая связь, и впоследствии пошло потомство, которое назвали бранхидами.
Эти бранхиды и стали служить в храме вплоть до самого его разрушения персами. Их также обвиняют в предательстве за то, что они отдали все сокровища персидскому королю, чтобы спасти свою жизнь. После своего бегства они были найдены и по приказу Александра Македонского убиты.
Город Дидима был основан в I тысячелетии до н.э. Само же святилище по данным раскопок было заложено в VIII веке до н. э. Сейчас от античного города ничего не осталось, но сохранился сам храм Аполлона, как напоминание о тех временах.
Долгое время на этой территории существовала небольшая деревня, пока власти Турции не стали превращать поселок в курорт международного уровня.
В XIX веке храм был под землей, возвышаясь в виде холма с выглядывающими колоннами. Но усилиями властей Турции после раскопок он приобрел современный вид и стал активно посещаться туристами.
Итак, что же из себя представлял храм Аполлона в Дидиме? Весь комплекс в длину составлял 110 м, в ширину 51 м и в высоту 25 м. В древние времена храм имел 122 колонны высотой 21 м, расположенные в два ряда. В настоящее время сохранились только три из них.
По плану при входе располагался круглый алтарь с колодцем для омовения. Далее шел парадный вход с колоннами, затем помещение с двумя колоннами, где объявляли предсказание оракула. Внутри был дворик со святилищем бога Аполлона и священным колодцем. К святилищу нужно было спускаться по лестнице.
Сейчас внутрь храма туристы попадают через специальные два туннеля, которые начинаются с верхней площадки.
Дидимейон отличался тогда от античных храмов: он не имел крыши. По одним предположениям строители не знали, каким материалом перекрыть такой огромный храм. Согласно другим источникам, так было задумано, чтобы бог Аполлон в виде солнца и дождя мог проникать внутрь здания.
Эллинистическая культура отличалась смелыми задумками, стремлением к освоению огромных пространств и созданию эффекта грандиозности. Семь из чудес света создано греками. Храм Аполлона в Дидимах должен был превышать по величественности храм Зевса в Олимпии.
В его стенах жила и служила жрица, ее еще называли оракул. Она делала предсказания. Чтобы узнать свое будущее, люди приносили в жертву животных.
Для соединения храма Аполлона и крупного торгового центра Ионии Милеты в IV веке до н.э была проложена священная дорога. По ней шли многочисленные паломники.
По обеим сторонам этого пути возвышались статуи и композиции со львами. После раскопок многие остатки этих статуй были перевезены в музеи Турции и Европы. Сейчас эта священная тропа утратила свое значение.
В 494 г. до н.э. страну завоевали персы и разрушили храм. Только во время правления Александра Великого святилище стали восстанавливать, но оно к тому времени уже потеряло свое прежнее могущество.
Строительство храма Аполлона за 600 лет так и не было завершено. Значительная часть сооружения пострадала от сильнейшего землетрясения в 1446 году.
Для детей
Храм Аполлона поражает воображение взрослых и детей. Приезжая сюда с маленькими детьми, нужно иметь в виду, что это экскурсия на открытом воздухе, передвигаться здесь придется по большой территории храмового комплекса, преодолевая ступеньки, камни, огромные валуны.
Детям старше 10 лет будет интересно осматривать руины, узнать исторические факты, послушать древнегреческие легенды, которые они потом, возможно, будут изучать в школьной программе.
Всегда интересно посмотреть места и вещи, связанные с временами, которые никак не перекликаются с современным миром и уносят нас далеко в древность.
Когда смотришь на храм Аполлона, начинаешь верить в существование греческих богов, мифы и легенды оживают в воображении любого туриста, находящегося в этих местах. Однозначно, этот опыт будет полезен не только взрослым, но и детям.
без названия
%PDF-1.4
%
1 0 объект
>
эндообъект
8 0 объект
/Заголовок
/Предмет
/Автор
/Режиссер
/CreationDate (D:20221114214521-00’00’)
/ModDate (D:20071107182916+01’00’)
>>
эндообъект
2 0 объект
>
эндообъект
3 0 объект
>
эндообъект
4 0 объект
>
эндообъект
5 0 объект
>
эндообъект
6 0 объект
>
эндообъект
7 0 объект
>
ручей
2007-11-07T18:07:01+01:002007-11-07T18:29:16+01:002007-11-07T18:29:16+01:00Acrobat Distiller 9.5.0 (Windows)application/pdf
UUID: dfebf49f-e338-486a-a27a-c7ab3a5dc19buuid: b458efff-5f73-4097-bb71-4be36e4843e6
конечный поток
эндообъект
90 объект
>
эндообъект
10 0 объект
>
эндообъект
11 0 объект
>
эндообъект
12 0 объект
>
эндообъект
13 0 объект
>
эндообъект
14 0 объект
>
эндообъект
15 0 объект
>
эндообъект
16 0 объект
>
эндообъект
17 0 объект
>
эндообъект
18 0 объект
>
эндообъект
19 0 объект
>
эндообъект
20 0 объект
>
эндообъект
21 0 объект
>
эндообъект
22 0 объект
>
эндообъект
23 0 объект
>
эндообъект
24 0 объект
>
эндообъект
25 0 объект
>
эндообъект
26 0 объект
>
эндообъект
27 0 объект
>
эндообъект
28 0 объект
>
эндообъект
29 0 объект
>
эндообъект
30 0 объект
>
эндообъект
31 0 объект
>
эндообъект
32 0 объект
>
эндообъект
33 0 объект
>
эндообъект
34 0 объект
>
эндообъект
35 0 объект
>
эндообъект
36 0 объект
>
эндообъект
37 0 объект
>
эндообъект
38 0 объект
>
эндообъект
390 объект
>
эндообъект
40 0 объект
>
эндообъект
41 0 объект
>
эндообъект
42 0 объект
>
эндообъект
43 0 объект
>
эндообъект
44 0 объект
>
эндообъект
45 0 объект
>
эндообъект
46 0 объект
>
эндообъект
47 0 объект
>
эндообъект
48 0 объект
>
эндообъект
49 0 объект
>
эндообъект
50 0 объект
>
эндообъект
51 0 объект
>
эндообъект
52 0 объект
>
эндообъект
53 0 объект
>
эндообъект
54 0 объект
>
эндообъект
55 0 объект
>
эндообъект
56 0 объект
>
эндообъект
57 0 объект
>
эндообъект
58 0 объект
>
эндообъект
59 0 объект
>
эндообъект
60 0 объект
>
эндообъект
61 0 объект
>
эндообъект
62 0 объект
>
эндообъект
63 0 объект
>
эндообъект
64 0 объект
>
/ProcSet [/PDF /Text /ImageC /ImageB /ImageI]
>>
эндообъект
65 0 объект
>
ручей
xڥXn,54`wEvLaCvw: $MGթSY^XwK%jJ]’ٿ \CdWSIJ’8kZ-o
~Zpo}9YLIm, QuoteW0I#G·vhBMfa=J’}
Y$Dɳ
Окрес Архаичный | Древности Черного моря
- Королевское Боспорское
- Zarys historyii Królestwa Bosporańskiego
- Окрес Архаичный
Окрес Архаичный к эпохе колонизации Калего Морза Чарного прже Грекув. Przyjmuje się, iż kolonizacja ta zaczęła się okolo połowy VII w. przed Chr., aby zakończyć się na przełomie VI i V w. прзед Хр. Pod tym względem chronologia historii północnych wybrzeży Morza Czarnego nie odbiega od tej przyjętej dla całej historii Grecji, choć można mówić o pewnej specyfice obszaru przyszłego Królestwa Bosporańskiego. O ile na pozostalych obszarach kolonie greckie były dośćoddalone od siebie, to nad Bosporem Kimmeryskim ich gęstość była o wiele większa. Wynikało to z geostrategicznego znaczenia cieśniny i zdeterminowało przyszły rozwój tego microregionu. Przytłaczającą większość kolonii założyli Jonowie z Azji Mniejszej, a spośród nich wiodącą rolę odegrał Milet,[1] jednak należy zaznaczyć także istotny udział Teos, które założyło Fanagorię czy Mytileny jako założycielki Hermonassy[2].
В засадзе с калымным регионом пануйе подобные варунки географические: доминуе жизненный шаг, бардзо засобне с рыбами пшибжежне воды. W czasach pierwszych kolonii obszary te były bardzo słabo zaludnione, co znacznie ułatwiało początkową fazę osadnictwa i generalnie prowadziło do ustanowienia przyjaznych i wzajemnie korzystnych stosunków handlowych i politycznych. Na tym tle wyraźnie wyróżniał się jedynie obszar górzystej Taurydy zasiedlonej przez plemię Sindów. Kraj ten zawsze pozostawał nieco na marginesie głównego nurtu wydarzeń regionu. Takie warunki sprawiły, że miasta regionu niezwykle szybko stały się liczącymi dostawcami tak deficytowych w Jonii towarów jak zboże, Drawno, Metale, wołowina, ryby oraz niewolnicy. Ich eksport umożliwił szybki rozwój tak wielu miast na stosunkowo niewielkim obszarze.
Nasza wiedza o najstarszej historii Królestwa Bosporańskiego jest niezwykle skromna, a jeszcze mniejsza w przypadku historii tego obszaru w okresie archaicznym, czyli przed powstaniem tego politycznego tworu. Nie jest to zreztą sytuacja wyjątkowa i dotyczy całości greckich kolonii nad Morzem Czarnym ze szczególnym uwzględnieniem jej północnych wybrzeży. Powodem takiego stanu rzeczy jest niewielka ilość źródeł pisanych i w gruncie rzeczy niemal zupełny brak znaczących inskrypcji z VI wieku przed Chr. Jeśli zaś jakieś źródła pisane (przede wszystkim Herodot) lub zachowane inskrypcje podają informacje o regionie to z reguły dużo obszerniej traktują o Olbii[3].
Mimo tak skromnej wiedzy możemy postawić kilka hipotez, głównie na podstawie Analogicznych procesów przebiegających na innych obszarach kolonizowanych przez Greków. Przede wszystkim możemy przypuszczać, że nie wszystkie kolonie powstały za sprawą miast Azji Mniejszej. Szczególnie w otherj fazie kolonizacji niektóre z nich mogły powstać z inicjatywy niedawno założonych miast w regionie. Самая близкая аналогия к Synopy[4]. W przypadku miast, które w późniejszym okresie weszły w skład Królestwa Bosporańskiego można z dużą dozą prawdopodobieństwa określić miejsce pochodzenia kolonistów. Najwięcej kolonii założyli Milezyjczycy. Zgodnie z dostępnymi (skromnymi) źródłami literackimi Pantikapaion oraz Theodosia zostały założone przez Milezyjczyków w VI w. przed Chr., Nymphaion przez Samijczyków, Phanagoria przez mieszkańców Teos, Hermonassa przez Eolów (to jedyna eolska kolonia na północnych wybrzeżach Morza Czarnego). Natomiast mniejsze miasta: Myrmekion, Tyritake, Parthenion, Porthmion, Zenonos Hersonesos (Chersonez Zenona), Hermision i Herakleion powstały nieco później i można wykluczyć, że w ich zakładaniu uczestniczyły już istniejące poleis.
Niestety nie disponujemy dostatecznymi informacjami na ten temat, ale Anatolia z Synopą [5] i,generalnie, z koloniami Miletu wielce uprawdopodabnia to przypuszczenie. W niektórych przypadkach apoikia utrzymywała swoich urzędników w nowo-założonych miastach[6]. Jest to o tyle interesujące dla historii, zwłaszcza tej najwcześniejszej, Królestwa Bosporańskiego, iż na obszarze południowych wybrzeży Morza Czarnego mamy potwierdzone źródłowo istnienie różnego rodzaju związków między poleis, a nawet, w niektórych przypadkach, symmachii (np. Trapezunt i Kerasos)[7] . Na tej podstawie możemy przypuszczać, że подобная sytuacja mogła zaistnieć nad Bosporem Kimeryskim. To jest, iż w okresie archaicznym, jeszcze przed rządami Archeanaktydów mogły istnieć tego rodzaju więzi między miastami czy osadami założonymi przez Milet lub Pantikapaion[8] czy Kolchidy[9]. Zwłaszcza ten ostatni przypadek ma istotne znaczenie, gdyż materiał archeologiczny wyraźnie wskazuje na tensywne kontakty Kolchidy z obszarem Bosporu Kimmeryskiego[10]. Zgodnie z informacjami Strabona[11] przedmiotem wymiany były przede wszystkim produkty rolne i cenne surowce (drewno do budowy okrętów, len, konopie, wosk i żywica), lecz co najważniejsze wymiana owa miała odbywać się za pośrednictwem kolonii milezyjskich z obszaru Bosporu Kimmeryjskiego. Stanowiło to część większego systemu handlowego wiążącego kolonie nad całym Morzem Czarnym z resztą świata greckiego. Его истинным элементом стал злой Кызики, кто в VI и V вв. прзед Хр. былы доминуйца злота монеты также на тым обшарзе[12]. W tym kontekście szczególnie interesująca jest konstatacja, że Bosporańskie poleis stanowiły tu pewien wyjątek: aż do 2 ćwierci V wieku przed Chr. деньги из Пантикапея[13].
Taki porządek rzeczy został bez wątpienia zburzony po upadku Miletu w 494 roku przed Chr. Законодательство о господстве этой эпохи, связанное с крупными предприятиями, принадлежащими колониям[14]. W prezentowanej pracy najistotniejszy jest wpływ kulturalny – szczególnie w dziedzinie poezji. Шутка на niestety również niezwykle trudny do uchwycenia (do tej kwestii wrócę niżej).
Wpływ samego Miletu zaczął maleć już wcześniej, wraz z momentem zdobycia przez Persów dominacji nad Azją Mniejszą. Nie bez znaczenia było tu także z pewnością okrzepnięcie kolonii i zaciesnienie przez nie już istniejących oraz nawiązywanie nowych więzi, czego przejawów można doszukiwać się w wypieraniu od VI. прзед Хр. пшез деньги из Кызикос[15]. Innym tego przejawem były wspólne instytucje religijne. W tym przypadku za przykład może służyć nieco controwersyjna hipoteza Vinogradova o takiej roli wyroczni Apollona Ietrosa[16], czy sformułowana przez Ehrhardta teza o roli wyroczni w Didymach[17]. Nie ulega jednak wątpliwości szczególna rola kultu Apollona Ietrosa w pontyjskich koloniach Miletu. Tak czy inaczej nie budzi również wątpliwości fakt istnienia silnych powiązań handlowych i religijnych zachodnio-pontyjskich kolonii Miletu. Jest to kolejna Analogia stanowiąca silną poszlakę na rzecz подобнейшего розвою sytuacji nad Bosporem Kimmeryskim. W przypadku monet-strzał jest to tym bardziej interesująca Analogia, iż niektórzy badacze upatrują Genezy Formy owych niecodziennych pieniędzy w scytyjskich bądź trackich wpływach[18]. Wszystkie te procesy przygotowały grunt pod rozwój instytucji jednoczących większą liczbę poleis.
[1] На тему колонизации Морза Чарного патрица: Danoff 1962, Pippidi 1971, Lapin 1966; Берштейн 1976, Грэм 1982, Эрхардт 1988, Бордман 1980, сс. 238-266.
. kronice z III w. przed Chr., co zauważył już Ростовцев 1931, с. 113. Пор. теж Каллистов 1949, с. 169 ф.
[4] Пор. doskonałe odwołania u Vinogradov 1987 a, s. 7; bardziej szczegółowo patrz Ehrhardt 1988, с. 52-58 з прзыписами.
[5] Патр Ксенофонт, Anabaza 5,5,10 gdzie mowa jest o zależności Kotyoritów od Synopy. пор. też op.cit. 5,5,7; 5,5 24-25; 5,5, 19-20.
[6] Пор. Зайберт 1963, с. 173 ф, чoч Максимова 1956, с. 76 презентов в подъезде.
[7] Oprócz Maximova 1956 por. теж Ашери 1972, с. 16.
[8] IOlbia 1 datowana na 2 ćwierć V w. прзед Хр. Яиленко 1985, с. 217 lub koniec V w. Виноградова 1987, с. 14, пржип. 41). Jest to jeden z najstarszych znanych dekretów z Olbii
[9] Moneta synopska datowana na ok. 500 р. прзед Хр. znaleziona na terenie nekropoli Piczwnari, nieopodal Batumi; пор. Кахидзе 1974, с. 90, № 3, датаця Карышковский 1982, с. 84 ф, табл. VII, 1; Вартанов 1982, с. 72; Хинд 1976, с. 1-6 opowiadający się za późniejszą datą.
[10] W Nymfajonie znaleziono wiele fragmentów kolchidzkich pitosów oraz monet zwanych «Колчидики» Скуднова 1952, с. 238-242; w Hermonassie znaleziono kolchidyjską didrachmę Vartanov 1982, с. 73. Подобные серебряные монеты з Пантикапайон[11] 11. 2, 17.
[12] Кайзер-Раисс 1984, с. 2-5. Kyziki wyparły z tej roli w połowie VI w. монеты милезийские.
[13] Шелов 1978, сс. 55, 59, 189; Гайдукевич 1971, с. 53. Виноградов 1987, с. 16 прзип. 60 odrzuca hipotezę Bławackiej (Blavatskaya 1956, s. 9-16), iż już przed Archeanaktydami Bosporańskie poleis zjednoczyły się w ściślejszym organizmie politycznym.