Фото огонек: Яндекс Карты — подробная карта мира

«Беги со всех ног покупать «Огонек»» – Огонек № 49 (5644) от 14.12.2020

На этой неделе «Огонек» отмечает свой день рождения — 121 год назад вышел первый, дореволюционный, «Огонек». Разгромленный вскоре после революции, он был возрожден в 1923 году. Пережил Великую Отечественную, распад СССР. Стал национальным и культурным достоянием — какой фильм о советских временах без «Огонька» в руках героев. О нем пишут книги и выпускают научные монографии. Сегодня мы публикуем фрагменты из книги историка Анастасии Танцевовой.


Первый номер «Огонька». 9 декабря 1899 года по старому, 21 декабря — по новому стилю

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Первый номер «Огонька». 9 декабря 1899 года по старому, 21 декабря — по новому стилю

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Возрождение в советский период журнала «Огонек» неразрывно связано с именем выдающегося отечественного журналиста Михаила Ефимовича Кольцова (Фридлянда) (1898–1940). Как писал в воспоминаниях его брат Борис Ефимов, «никто не поручал брату создавать журнал, никто не присылал ему выписки из решения, не выделял средств, не предоставлял помещения, не утверждал штата — основной движущей силой нового издания была кольцовская кипучая инициатива, молодая энергия». Благодаря этой энергии удалось создать новый журнал, издать его, не располагая поддержкой крупного издательства, и обеспечить массовое распространение среди читателей. «Эти трудности казались непреодолимыми, и многие говорили тогда: «Нет, не выйдет «Огонек»,— вспоминал позже управляющий главной конторы журнала Э. Голомб.— Бумаги не хватает, типографии слабы, наши литераторы и журналисты еще не приспособлены к такому журналу».

«Почему вы не возьмете советское название?»

Ходатайство о разрешении на издание журнала «Огонек» было направлено в политотдел Госиздата 5 августа 1922 года. Подписал его управляющий Центральной экспедицией советской и партийной печати Э.Г. Голомб. В нем, в частности, отмечалось: «Прошу о выдаче разрешения на издание еженедельного иллюстрированного литературного журнала «Огонек». Содержание журнала: рассказы, очерки, стихи, фотографии, зарисовки и карикатуры текущей жизни и объявления. Размер — 16–32 стр. Редактором журнала будет т. М.Е. Кольцов».

Решение об издании «Огонька» от Главлита было получено 14 февраля 1923 года. «Мы начинали «Огонек» с тремя рублями, на которые наняли извозчика и поехали в Главлит.

Здесь мы подали заявление об издании журнала Мордвинкину, старому большевику и литератору, хорошо знавшему нас, который тут же наложил резолюцию, и журнал был разрешен»,— вспоминал позже ответственный секретарь журнала Л. Рябинин.

Процесс появления нового журнала и его место в родословной московской журнальной периодики довольно оригинально и образно представили сами журналисты в виде иллюстрированной юмористической сказки. Она была напечатана в «Огоньке» в рубрике «Юмор» под названием «Родословная Московских журналов»: «И родила «Правда» сына и нарекла его «Прожектор». И растет юноша добрым людям на утешение. И родили «Известия» дочку «Красную Ниву». Растет дочка в родительской холе… И родила «Рабочая» — сына «Крокодила»… Невелика радость в семье, а воспитывать надо… Не больно красив, зато зубаст… И родила «Рабочая Москва» сыночка… «Красным перцем» называется… Молодой еще, а ядреный… А тут же — рядом — беспризорные — без отца, без матери… Некому о них позаботиться… Сами о себе заботятся… и растут — один вот с «Огоньком», другой — «Безбожник» — безбожником…»

Название «Огонек» было выбрано не случайно, «иллюстрированный журнал должен иметь такое название, которое бы привлекало читателя. Отсюда и пошли названия «Огонек», «Экран» и др.». Ряд московских журналистов, писателей и издательских работников, поддержали идею М.Е. Кольцова, однако признавали, что ни одно из новых изданий не смогло бы заменить знакомый «старорежимный» «Огонек». Более того, многие литераторы назвали намерение Кольцова воссоздать именно дореволюционный журнал смелым поступком: «Это было удивительно для того времени. Правда, возникали журналы вроде «Красной панорамы», «Красной нивы» . .. Но возродить «Огонек»? Это было смело даже по тем временам — временам нэпа… Многие скептически усмехались: — «Огонек»? Это ненадолго…»



Трудности возникли уже при подготовке к печати первого номера журнала. Когда он находился в печати, выяснилось, что начальник Главлита В.Ю. Мордвинкин решил не давать разрешения на его издание. У чиновника не было возражений по поводу содержания журнала, но он категорически выступал против названия, опасаясь негативных последствий. Разрешить ситуацию помог брат М.Е. Кольцова, знавший начальника лично. Еще в 1919 году в Киеве Б.Е. Ефимов был секретарем В.Ю. Мордвинкина в Резиздате. Направившись в Главлит, карикатурист пытался убедить чиновника сохранить название, однако тот стоял на своей позиции: «Почему вы решили взять для такого журнала название проперровского публичного дома?! (Проппер — издатель «Огонька» до революции.— «О»). Почему в таком случае для хорошего советского журнала вы не возьмете хорошее советское название? Например, «Красная заря», «Красный восход», «Советская быль»? Да мало ли! Нет, разрешения на «Огонек» я не дам». Под напором аргументов В.Ю. Мордвинкин все-таки подписал разрешение на выпуск «Огонька». Позже, в 1926 году, выступая на диспуте об иллюстрированном журнале, М.Е. Кольцов рассказывал о том, как создавался новый журнал со старым названием: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал. Опыт показал, что мы были правы».

Создавая принципиально новый журнал со старым названием, М.Е. Кольцов предполагал сделать его периодическим изданием, на страницах которого освещалась бы разнообразная картина «быта и строительства молодой Советской страны» и параллельно отображался бы «лихорадочный темп сложной и интересной жизни Запада, борьбы классов и групп в странах всего мира».

Осознавая необходимость консолидации вокруг советской печати начинающих поэтов, писателей и журналистов, М.Е. Кольцов собирал свою команду. Десяток талантливых литераторов и журналистов получили от него приглашение к сотрудничеству в журнале: «Знаете, что возрождается «Огонек»? Да, да, тот самый, что Проппер издавал… Но только светить он будет по-новому… Так вот, нам нужны люди, очень много людей, пишущих в журнал отовсюду и обо всем, думающих о нем постоянно, распространяющих его».

Хранитель очага


Первый номер возрожденного в 1923 году «Огонька»

Фото: Архив журнала «Огонёк»

Первый номер возрожденного в 1923 году «Огонька»

Фото: Архив журнала «Огонёк»

В команде М.Е. Кольцова были профессиональные работники печати с многолетним стажем и опытом работы. Один из них — управляющий главной конторой редакции, ответственный за распространение и экспедирование журнала — Э.Г. Голомб. Он давно работал в издательской сфере, еще в дореволюционном «Огоньке». Профессионализм Э.Г. Голомба отмечали все сотрудники редакции. «Кольцову посчастливилось — ему удалось разыскать бывшего деятеля старого «Огонька» Э. Голомба. Он был энтузиастом своего дела»,— вспоминал позже заведующий иностранным отделом журнала А. Дейч.

На начальном этапе журнал столкнулся с финансовыми трудностями. При выпуске первых номеров у редакции не было средств на оплату труда подсобным рабочим, гонорар выплачивался с рассрочкой. «Все приходилось делать самим — на квартире у Голомба, где была организована экспедиция журнала, вся редакция дружно занималась и упаковкой «Огонька», и его погрузкой»,— вспоминали позже сотрудники журнала. «Настойчивость, напор, активность этой маленькой рабочей группы, поддержанной писателями и журналистами столицы, преодолели все технические, финансовые и ведомственные препятствия. «Огонек» разгорелся…»



Вопрос распространения являлся ключевым в условиях большой конкуренции на журнальном рынке. Благодаря инициативной деятельности Э.Г. Голомба «Огонек» быстро обрел своих первых читателей. «Дело было задумано так,— вспоминал позже Э.Г. Голомб,— чтобы при выпуске каждого следующего номера почти полностью окупался предыдущий номер. Но для выполнения этой программы нужно было, чтобы журнал быстро и широко раскупали…»

В одном из своих очерков, помещенных на страницах журнала «Журналист», Е.Д. Зозуля, рассуждая о распространении журнальной периодики, выделил два главных принципа работы распространения на местах: сбор подписки и обслуживание подписки. Правильная же постановка розничной продажи, по его мнению, предполагала два основных условия: первое — наличие скидки, чтобы обеспечить продажу по номиналу, без повышения цены, второе — существование права возврата, необходимое для того, чтобы газетчик мог свободно увеличивать свой заказ без риска потери на остатке, «ибо лишь при общей продаже по номиналу и отсутствии риска для газетчика мыслимо развитие розницы».

В то время настоящего аппарата распространения печати не существовало. «Центропечать, которая ведала распространением прессы по всей стране, уже была ликвидирована, а Контрагентство печати охватывало только железнодорожные станции. Издательские отделения «Правды» и «Известий» в крупных центрах тогда только начинали открываться. Таким образом, быть или не быть «Огоньку», зависело от того, сумеем ли мы сами распространять его»,— вспоминал позже Э.Г. Голомб. Редакция «Огонька» решилась на крайнюю меру — использовать профессиональных распространителей и сделать ставку на хозрасчет: «Срочно были собраны сведения о таких профессионалах по разным городам, многие из них откликнулись. Откликнулись также и возникавшие вновь газетные артели и многие книжные магазины. С мест посыпались требования на «Огонек», подкрепленные авансами. Теперь мы могли осуществить нашу ставку на оперативный хозрасчет»,— писал Э.Г. Голомб. Журнал стали рассылать как приложение к местным газетам, которое подписчикам обходилось дешевле, чем при отдельной подписке на журнал. Это было своеобразное «взаимораспространение» между «Огоньком» и газетами. Благодаря чему редакция сумела быстро добиться повышения тиража.

Володя и Колечкин


И первая редакция во главе с Михаилом Кольцовым

Фото: Фото Отто Шмидта / архив журнала «Огонёк»

И первая редакция во главе с Михаилом Кольцовым

Фото: Фото Отто Шмидта / архив журнала «Огонёк»

Шестнадцатистраничный еженедельник «Огонек» выходил бесперебойно, его «делали одиннадцать человек (включая выпускающего, корректора и двух штатных фотографов). Из них трое (прежде всего сам Михаил Ефимович) совмещали работу в «Огоньке» с другими нагрузками. Когда «Огоньку» разрешили издавать приложение — «Библиотеку «Огонька»», наш коллектив увеличился на полтора человека — был приглашен секретарь редакции «Библиотеки», а корректура и выпуск книжек были поручены корректору другого журнала по совместительству»,— вспоминала сотрудница журнала А. Бамдас. Изначально редакция «Огонька» размещалась в «помещении Мосполиграфа в Козицком переулке, затем в подвальчике Гнездниковского переулка в нескольких маленьких комнатах, потом в домике на Тверском бульваре».

Первый номер советского журнала «Огонек» вышел в свет 1 апреля 1923 года. Он открывался стихотворением В. Маяковского «Мы не верим!» и снимком В.И. Ленина в домашней обстановке в Горках в 1922 году. Это был отклик журнала на правительственное сообщение об ухудшении здоровья вождя, опубликованное в советской прессе 14 марта 1923 года. Первый номер тиражом 50 тысяч разошелся мгновенно. В 1923 году Маяковский выступал в Москве перед рабочими с чтением стихотворения «Мы не верим!», рабочие попросили его достать первый номер журнала «Огонек», где было опубликовано данное стихотворение со снимком Ленина.

Поэт обратился к редактору Кольцову, чтобы получить номера журнала, на что получил ответ: «Тираж «Огонька» — пятьдесят тысяч. Тираж мгновенно разошелся. Не рычите на меня, Володя… Знаю, что у стихов «Мы не верим!» не пятьдесят тысяч, а миллионы соавторов. Я тоже ваш соавтор».

С первого номера журнала «поэт революции» становится частым автором «Огонька», представляя литературные силы страны. И это было не случайно.

О дружеских отношениях между М.Е. Кольцовым и В.В. Маяковским сохранилось множество свидетельств, «они были друг для друга «Володей» и «Колечкиным»».

С «Огоньком» В.В. Маяковский не разорвет связей до последних дней своей жизни. В самом начале пути поэт помогал распространению полюбившегося ему журнала. На стенах московских улиц можно было видеть броскую маяковскую рекламу-обращение: «Беги со всех ног покупать «Огонек»».

О популярности журнала «Огонек», спустя три года после его создания, свидетельствует и факт появления подделок, о котором говорил М. Е. Кольцов: «Еще одно, мягко выражаясь, неприятное явление — это заимствование. Есть несколько журналов, сумевших завоевать себе положение. И разные молодые люди занимаются подделкой их. Их журналы — внешне копия хороших журналов. Есть «Прожектор» — появился «Рефлектор» с такими же лучами на обложке и прочими присущими «Прожектору» приметами… Так же подделывался недавно и «Огонек». Провинциальные журналы иногда рабски подражают столичным. Это нужно осуждать, бороться с этим».

Фотография окна

За публикациями журнала внимательно следили в Кремле. Публикация очерка «День Троцкого» стала поводом для приглашения М.Е. Кольцова в ЦК. Автором очерка был член секретариата Яков Блюмкин, публиковавшийся под псевдонимом «Я. Сущевский». М.Е. Кольцов оказался вовлеченным во внутрипартийную борьбу за власть, которая шла между Сталиным и Троцким. По воспоминаниям брата Кольцова, Бориса Ефимова, Кольцов рассказывал о состоявшемся в ЦК разговоре со Сталиным: «Товарищ Кольцов, «Огонек» — неплохой журнал, живой. Но некоторые товарищи члены ЦК считают, что в нем замечается определенный сервилизм… Угодничество. Товарищи члены ЦК говорят, что вы скоро будете печатать, по каким клозетам ходит товарищ Троцкий». Журналист ответил Сталину: «Товарищ Сталин, «Огонек» массовый журнал, рассчитанный на широкий круг читателей, и мы думали, что в наши задачи входит рассказать народу о деятельности его руководителей. И мы давали очерки: «День Калинина», «День Рыкова», «День Троцкого». А недавно мы дали в журнале фотографию окна, через которое в Баку в тысяча девятьсот втором году бежал товарищ Сталин, когда полиция нагрянула в организованную им типографию». В ответ на эти слова Сталин добавил: «Товарищ Кольцов. Я вам передал мнение товарищей членов ЦК. Учтите в дальнейшей работе».



Исследовали биографии М.Е. Кольцова склонны считать, что уже в этот период во взаимоотношениях И.В. Сталина и М.Е. Кольцова была заложена «мина замедленного действия». В частности, А. Ю. Гаврюшина, работавшая с документами из личного архива семьи Б.Е. Ефимова, пишет: «…рассуждения генерального секретаря означали строгий выговор, Кольцов решил не придавать этому особого значения, не осознавая, чем для него это закончится…» Еще до этого инцидента фотокорреспондент В.П. Микулин был специально командирован редакцией «Огонька» в Сухум, где отснял фоторепортаж, посвященный отдыху Троцкого. Этот фоторепортаж был опубликован в журнале уже после встречи Кольцова со Сталиным, что косвенно может свидетельствовать о том, что М.Е. Кольцов не принял всерьез сделанное ему предупреждение. Фоторепортаж В.П. Микулина «Л.Д. Троцкий в Сухуме» вышел в первую годовщину журнала — 1 апреля 1924 года.

Спустя годы М.Е. Кольцов будет арестован, и одним из обвинений, предъявленных журналисту, станет антисоветская троцкистская деятельность. В конце 1938 года в НКВД будет возбуждено следственное дело № 21620 по статье 58-11 УК РСФСР. Как указывает А.Ю. Гаврюшина: «В личных показаниях, сделанных Кольцовым 23 марта 1939 года, он впервые «признал» «троцкистскую» направленность своих действий: «В 1923 и 1924 гг. в «Огоньке» были помещены хвалебного характера очерки и снимки Троцкого, Радека, Рыкова, Раковского «за работой». Хотя эти враги народа в этот период еще не были полностью разоблачены и занимали видные посты — все же помещение подобных рекламных материалов лило воду на их мельницу»». Как отмечает А.Ю. Гаврюшина, вызов М.Е. Кольцова в Кремль был продиктован не только публикациями о Троцком в журнале, но и связан с личной встречей редактора с Троцким. Все это сыграло роковую роль в судьбе журналиста. М.Е. Кольцова арестуют в ночь на 13 декабря 1938 года в редакции газеты «Правда». Его приговорят к расстрелу по обвинению в антисоветской троцкистской деятельности и шпионаже. Как вспоминал брат Кольцова, «впоследствии стало известно: на заседании судившей его «тройки» Кольцов категорически отказался от всех своих «признаний» на следствии, заявив, что все они подписаны им под пытками и жестокими истязаниями. Это, конечно, не было принято во внимание, и, не тратя времени на обсуждение, «тройка» вынесла смертный приговор — расстрел». 2 февраля 1940 года М.Е. Кольцов был расстрелян.

Книга А.В. Танцевовой «»Записная книжка» Страны Советов: страницы истории журнала «Огонек» в 1920-е годы» выходит в издательстве «Центр гуманитарных инициатив».

Анастасия Танцевова

Что случилось с Катей Огонек: тайна смерти королевы шансона

Катя Огонек с дочкой. Фото: vk.com/club1597779

Звезда певицы Кати Огонек зажглась в 2000-е. Аудиокассеты и диски исполнительница русского шансона и блатной песни разлетались, как горячие пирожки среди любителей жанра. Внезапная 30-летней королевы шансона стала шоком для ее поклонников. В октябре 2022-го исполнилось уже 15 лет, как певицы нет на этом свете. Расскажем, что случилось с Катей Огонек и как сейчас живет ее единственная дочь Лера.

Начальная биография: Маша Ша

Кристина Пенхасова (настоящее имя Кати Огонек) родилась в творческой семье. Ее мама была танцовщицей, а отец работал с ВИА «Самоцветы». Кристина поначалу пошла по стопам обоих родителей – окончила и музыкальную и хореографическую школу. Первые песни девушке написал друг ее отца – Александр Шаганов, поэт-песенник, автор многих хитов для «Любэ», «Иванушек», Жени Белоусова, Данко и многих других артистов. Однако эти композиции остались лежать на полке.

Катя Огонек. Фото: vk.com/club1597779

Переехав в Москву из родной Джубги, некоторое время работала в группе «Лесоповал». В 1995 году 18-летняя Кристина прошла кастинг в новый проект в жанре русский шансон. Первым ее псевдонимом был «Маша Ша» (исполняла песни с эротическим подтекстом), вторым – знакомый нам «Катя Огонек».

Сидела ли Катя Огонек в тюрьме

В репертуаре Кати Огонек было много тюремной лирики и каторжанских песен, поэтому продюсеры придумали легенду о том, что исполнительница ранее мотала срок из-за «неприятной ситуации, о которой она не любит вспоминать». «Провела в местах отдаленных два года. Попала под амнистию – УДО, скорей даже не за примерное поведение, а за хорошее пение», – рассказывала Катя придуманную байку. И ей верили, уж очень проникновенно наша героиня исполняла тюремные песни: «…перешел дорогу царь дворовой босоты. Его шальные очи полюбила. И началась дороженька нелегкая моя. С ухабами да с ямами слезами. И первая моя с ним разделенная статья. И пропасть приговора между нами».

Лучшие песни: альбомы и сборники

Под именем Катя Огонек артистка выпустила около 20 альбомов, в том числе различные компиляции и сборники. Последняя ее пластинка – «В сердце моем» – вышла после смерти королевы шансона, как многие ее называли.

Смерть Кати Огонек

Кате стало плохо 17 октября 2007 года. Ее госпитализировали в реанимационное отделение одной из московских больниц. 23 октября певицу перевели в обычную палату, хотя родственники были против. Тем же вечером пациентка начала задыхаться. Огонек вновь оказалась в реанимации, где скончалась утром 24 октября. В СМИ было озвучено, что певица умерла от отека легких и острой сердечной недостаточности, вызванных другим серьезным заболеванием.

Могила Кати Огонек на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Фото: vk.com/club1597779

«Она была в Израиле на гастролях. Врач — один из наших соотечественников сказал ей: «Кристина, у вас очень большие проблемы с печенью. Вам надо обязательно лечиться». У нее начинался цирроз, и она это знала», – рассказывала в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир» подруга Кати – радиоведущая Ксения Стриж. При таком диагнозе алкоголь категорически запрещен, однако, по словам окружения Кати Огонек, она могла позволить себе выпить рюмочку-другую.

Личная жизнь: муж Леван Коява и дочь Лера

Катя Огонек с мужем Леваном и дочкой Лерой Фото: vk.com/club1597779

В 2001 году Катя Огонек родила дочь от своего гражданского супруга Левана Коявы, в прошлом боксера. После смерти единственной дочери заботу о Лере взяли ее дедушка Евгений Семенович (скончался в начале 2021 года) и бабушка Тамара Ивановна.

Тамара Иванована, Лера и Леван на «Прямом эфире» в 2021 году. Фото: кадр из видео

Сегодня Валерии Кояве 21 год и она винит в смерти матери. В интервью «Прямому эфиру» в 2021 году Лера говорила, что Леван мог колоть Кате некие препараты, которые ускорили ее смерть. Тамара Ивановна придерживалась той же версии. Также думал и ее покойный супруг. Леван Коява, конечно же, отрицал данные предположения.

Лера Огонек: запела песни про маму

Лера Огонек. Фото: vk.com/leraogonek_ofan

Несколько лет назад Валерия Коява начала сольную карьеру под именем Лера Огонек. В одной из самых проникновенных ее композиций – «Песни мамы моей» есть такие слова: «Мы похожи и нет, я же мамина дочка. Небольшой огонек в океане огней. Зажигаясь в сердцах, пусть горят огонечки. Песни мамы моей, песни мамы моей…»

В какой-то момент Лера Огонек внезапно приостановила свою творческую деятельность. Закрыла аккаунт в соцсети от посторонних глаз. Оставшись вдвоем с бабушкой-пенсионеркой, Валерия устроилась официанткой, чтобы хоть чем-то помочь Тамаре Ивановне. На сцену она возвращаться не хочет, к тому же певческая карьера требует серьезных финансовых вливаний, которых у Леры и ее бабушки нет. По их словам, никаких отчислений за песни Кати Огонек, которые до сих пор звучат по радио, они не получают и живут очень скромно.

Освещение в фотографии для начинающих — 3 основы

Резюме: Слово «фотография» на самом деле происходит от греческих корней, означающих «писать светом». Чтобы по-настоящему контролировать свою фотографию, вы должны понимать свет и то, как он работает. Но уловить освещение немного сложнее, чем изучить элементы управления вашей камерой — оно отражается от одних объектов, проходя через другие, создает большие или маленькие тени и даже влияет на цвета изображения.

В этом руководстве для начинающих вы узнаете:

  • Как положение источника света влияет на фотографию
  • Как создать декоративное освещение и приятные тени
  • Как различные условия освещения и источники меняют цвета на изображении — и как это исправить
  • Как использовать базовые концепции, чтобы лучше контролировать как естественное, так и искусственное освещение

Даже самая дорогая камера бесполезна в абсолютно темной комнате.

Фотография возникла в результате химической реакции, которая произошла, когда свет попал на определенные материалы, и хотя камеры внутри наших смартфонов прошли долгий путь от первых комнатных камер, суть фотографии осталась прежней: свет. Независимо от того, снимаете ли вы на пленку или на цифру, вы ничего не сможете снять без света.

То, как свет запечатлен внутри фотографии, сильно влияет на итоговое изображение — вот почему профессиональный фотограф может делать потрясающие снимки с помощью игрушечной камеры. Так что же нужно знать новичкам, чтобы использовать невероятную силу света? Овладение фотографией световых существ с пониманием трех понятий: положение, сила и цвет.

Настройка освещения для фотосессии: роль положения

Представьте, что вы снова в той совершенно темной комнате, но теперь вы зажигаете свечу. Расположение этой свечи по отношению к объекту, который вы снимаете, играет решающую роль в общем виде конечного изображения. В фотографии иногда вы можете переместить этот источник света, а иногда вам нужно переместить объект, чтобы изменить положение света.

Фронтальное освещение или размещение объекта так, чтобы свет падал прямо перед человеком или объектом, чтобы выделить детали. Почему? Когда свет направлен прямо вперед, тени падают за объект, поэтому на изображении нет теней, скрывающих какие-либо детали. Фронтальное освещение снимать проще всего, однако иногда оно выглядит довольно плоско или скучно.

Боковое освещение , или размещение источника света или объекта таким образом, чтобы свет падал сбоку, борется со скучным видом фронтального освещения, создавая тени и глубину. Боковое освещение по-прежнему довольно просто снимать — вам просто нужно быть осторожным и смотреть, как падают тени. Боковое освещение не обязательно должно быть на уровне 9Угол 0 градусов и даже незначительные корректировки могут изменить способ падения теней. При съемке с боковым освещением следите за тем, куда падают тени — небольшие корректировки положения объекта могут создать более интересные или лестные тени.

Подсветка — самая сложная из всех — действуйте осторожно. Без модификатора света или понимания ручного режима вы получите силуэт. Новичкам часто лучше избегать сценариев с задней подсветкой, например, когда вы размещаете объект прямо перед окном. Однако не игнорируйте его слишком долго — как только вы освоитесь в ручном режиме, подсветка может создавать впечатляющие изображения. При контровом свете кажется, что многие вещи светятся — например, листья и цветы. Подсветка также придает портретам приятный эффект и почти эффект ореола.

Когда свет падает на объект сзади, все тени света оказываются впереди объекта, что превращает объект в темный силуэт. Однако, используя ручные режимы, вы можете отрегулировать экспозицию так, чтобы объект был правильно экспонирован. Это оставит фон передержанным, но иногда это создает аккуратный эффект, например:

— Фото Hillary K Photography ( www.hillarykphoto.com ) и используется с разрешения

Видите, как полностью пересвечивается фон позади молодоженов? Чтобы предотвратить переэкспонирование фона, отражатель или вспышка перед объектом могут обеспечить более равномерную экспозицию, в то же время придавая объекту свечение с задней подсветкой, например:

— Фото автора Hillary K Photography ( www. hillarykphoto.com ) и используется с разрешения

Положение, в котором находится источник света, определяет, куда падают тени — и хотя невозможно переместить солнце, перемещая объект (или используя мобильный источник света, например, выносной вспышка) дает фотографам возможность выбирать, где именно падают эти тени.

Основы освещения в фотографии: мягкий свет или мягкий свет. Жесткий свет

Изменение положения источника света по отношению к объекту меняет положение теней, но насколько они светлые или темные? Вот где источник света и любые модификаторы света вступают в игру.

Источник жесткого света создает тени с минимальным переходом между светлыми и темными областями изображения. В то время как жесткий свет относится к переходу между светом и тьмой, а не к глубине теней, жесткий свет часто (но не всегда) связан с созданием более глубоких и темных теней. Жесткий свет имеет плохую репутацию — при неправильном использовании жесткий свет создаст темные тени под глазами, например, на портрете. Но жесткий свет имеет тенденцию создавать больше контраста в изображении. Жесткий свет можно комбинировать с положением источника света, чтобы избежать затенения глаз и создать драму внутри портрета.

Мягкий свет, с другой стороны, имеет гораздо более тонкий переход между светлыми и темными областями изображения. Съемка с мягким светом менее драматична, но более плавные тени предотвращают потерю деталей в темных областях изображения. При съемке портрета жесткий свет имеет тенденцию подчеркивать недостатки кожи, в то время как мягкий свет лучше скрывает недостатки. Мягкий свет похож на переднее освещение направления света — это отличная отправная точка для начинающих, потому что с ним легче работать.

Итак, что делает источник света жестким или мягким? Крупные источники света создают мягкий свет, а меньшие источники создают резкие тени. Только представьте, что вы держите фонарик под своим лицом и рассказываете страшные истории у костра — жуткость исходит от светлых и темных областей без перехода между ними. Вспышки камеры без модификатора создают жесткий свет, потому что они являются небольшими источниками света.

Но расстояние тоже играет роль. Близкие источники света мягче, в то время как удаленные источники света создают более резкий переход между светом и тьмой. Снимая портрет рядом с окном, съемка вблизи окна создаст мягкий свет, а перемещение объекта в противоположную сторону комнаты создаст более жесткие тени.

Солнце — большой источник света, но оно находится так далеко, что становится источником жесткого света. Снимая в середине дня при безоблачном небе, вы получите темные, жесткие тени.

Однако в пасмурный день то же самое солнце излучает мягкий свет. Почему? Облака рассеивают свет или распределяют его по большей площади, а чем больше свет, тем он мягче. Вот почему многие фотографы любят облачные дни — с мягким светом легко работать.

Облака — не единственные рассеиватели. Такие источники света, как вспышки и студийные вспышки, также могут использовать рассеиватели. Белый зонт, помещенный между источником света и объектом съемки, называется сквозным зонтом и смягчает свет. Софтбоксы — это еще одна форма рассеивателей, и некоторые из них даже достаточно малы, чтобы их можно было использовать с накамерной вспышкой. Отражение источника света также смягчает его — например, отражение горячей вспышки от потолка или белой стены. Использование софтбокса со вспышкой или снятие вспышки с камеры и установка ее на подставку с зонтиком позволяет фотографам взять небольшой жесткий источник света и создать мягкое освещение.

При совместном использовании направление и мягкость света могут использоваться для создания различных эффектов и настроения на фотографии. Жесткое боковое освещение создает много драмы, а мягкий передний свет создает более мягкое настроение.

Цветовая температура: Шкала Кельвина

Лампочка может казаться нам белой, но на самом деле свет бывает разных цветов. Солнце на закате создает оранжевый свет. Люминесцентная лампочка создаст другой цвет света, чем лампа накаливания.

Баланс белого камеры автоматически корректирует изображение, поэтому белые объекты на фотографии выглядят белыми при различных источниках света. Большинство камер имеют автоматический режим баланса белого, а также параметры, названные в честь различных типов источников света, таких как тень и лампа накаливания. Ручной баланс белого позволяет вам сфотографировать белый объект, затем камера определит баланс белого по этому изображению. Однако ручной баланс белого не дает такого большого контроля, как использование шкалы Кельвина.

Настройка баланса белого по шкале Кельвина эквивалентна ручному режиму экспозиции — она дает фотографам полный контроль над балансом белого. Тень часто устанавливается на 7500K, в то время как дневной свет составляет около 5500K, а закат — 2500K.

Точный баланс белого означает, что объекты, белые в реальной жизни, также белые на изображении, но «точный» не всегда подходит для фотографии. Использование шкалы Кельвина для изменения баланса белого в сторону более оранжевого цвета создает ощущение тепла на изображении, создавая эффект, похожий на съемку на закате. С другой стороны, регулировка баланса белого ближе к синему создает более прохладный вид, что часто используется для создания мрачного настроения на фотографии. Пленочные фотографы часто использовали согревающие и охлаждающие фильтры для создания этих эффектов, но цифровая фотография позволяет легко настроить баланс белого в камере (или в постобработке).

Баланс белого также является одной из причин, по которой многие фотографы снимают файлы RAW вместо JPEG — с файлом RAW настроить баланс белого так же просто, как с помощью ползунка Lightroom. Сделать это правильно в камере проще, но редактирование в посте с файлом RAW упрощает исправление ошибок баланса белого. Файлы RAW также позволяют легко удалить зеленый или фиолетовый оттенок.

Помимо использования баланса белого для создания сбалансированного изображения, теплого или холодного, фотографы также могут проявить творческий подход к источнику света, используя гели для вспышки. Эти цветные кусочки надеваются на вспышку и создают цветные огни — как огни на танцполе.