Черкассы город украина: Черкассы (Украина) 2023: все самое лучшее для туристов

Черкассы

Черкассы
от Богдана Хмельницкого
до Анатолия Бондаренко.
Что стало
с витриной СССР

Авторы — Дмитрий Ковалевич, Андрей Лубенский, Илья Богачёв

Во время карантина небольшой город Черкассы стал на Украине одним из центров сопротивления Киеву и «форпостом» децентрализации. Мэр Черкасс Анатолий Бондаренко выступил одним из лидеров этого движения, самовольно ослабив карантин

Противостояние между президентом Владимиром Зеленским и мэром Анатолием Бондаренко, которого президент обозвал «бандитом», является лишь частным проявлением глубокого раскола между центром и регионами. В беднеющей стране не могут не усиливаться такие противоречия и борьба за стремительно тающие ресурсы.

Президент Зеленский в июне назвал бунт мэров ряда городов «сепаратизмом». «Не могут мэры быть против президента, против вертикали власти. Это против государства. Это чистый сепаратизм, который они прикрывают децентрализацией», — заявил президент.

Тем не менее, жители Черкасс, города, расположенного в самом центре Украины, нередко считают свой город отнюдь не центром сепаратизма, а скорее вероятной столицей будущей Украины. Идеи о переносе столицы в Черкассы или Черкасскую область, чтобы «разгрузить» Киев, витают в украинской политике уже долгие годы. Такие идеи высказывали в разное время политики из «Оппозиционного блока», Михаил Саакашвили и отдельные «Слуги народа».

СПРАВКА

Черкасская область образована 7 января 1954 г. из окраинных районов Винницкой, Киевской, Кировоградской и Полтавской областей. Является одной из наиболее молодых областей Украины. Ее площадь составляет 20,9 тыс. кв. км (3,5% от территории Украины). Численность населения — 1463,7 тыс. человек (2,9% населения Украины), в том числе городское — 801,1 тыс. человек (54,7%), сельское — 662,6 тыс. человек (45,3%). Плотность населения — 70,7 человек на кв. км.

Город на правом берегу Днепра расположен на своеобразном «острове» — между нынешним руслом Днепра и старым заболоченным руслом (меандром) — ныне Ирдынском (Ордынском) болоте. На старинных картах Украины писали просто и без затей — Черкасы. Так называли казаков (например, можно вспомнить, что столица донских казаков — Новочеркасск). Именно воины-казаки (черкасы), в представлении некоторых картографов, населяли территорию нынешней Украины — точнее, центральную её часть. В российских документах XVІ-XVІІ столетий черкассами называли уже всех украинцев, читаем в исторической справке историко-генеалогической базы данных Украины «Бекет».

Город Черкассы и прилегающий регион расположены в самом сердце Украины, да, собственно, и являются в определённом (историко-культурном и, отчасти, географическом) смысле сердцем страны.

История. «Черные клобуки»

Город Черкассы известен с XIII века, первое упоминание датируется 1305 годом (Густынская летопись), однако дату основания города отмечают, отсчитывая от 1286 года (в 1986 году с размахом отпраздновали 700-летие Черкасс).

Обратимся к Энциклопедическому словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «По преданию, Ч. основан «черкасами» (казаками) в конце XIII в. или в начале XIV в. В 1386 г. Ч. стали столицей украинских гетманов; в 1523 г. выдержали осаду крымским ханом; в 1557 г. Дмитрий Вишневецкий защищался в Ч. от хана Девлет-Гирея. До Богдана Хмельницкого Ч. были главным казацким городом. В 1637 г. город сожжен шайкой Павлюка. После смерти Хмельницкого, перенесшего столицу гетманов в Чигирин, Ч. переходили из рук в руки и образовали особое староство. В 1768 г. Черкасский замок был взят и уничтожен во время крестьянского восстания Железняка. В 1797 г. Ч. назначен уездным городом Киевской губернии. Остатков замка и вообще исторических памятников в Ч. не сохранилось».

Доктор исторических наук, профессор Анатолий Чабан в монографии «История Среднего Приднепровья» пишет, что непрерывное развитие города прослеживается с конца XIII века — об этом свидетельствуют выявленные археологические материалы. В источниках 1320-1322 годов Черкассы упоминаются как город совместно с другими городами южной Руси.

Макет Черкасcкого замка

О происхождении названия города (и обширной области) историки спорят, есть несколько версий.

«Археолог Дмитрий Куштан считает, что Черкассы возникли в довольно трагический период истории Украины, когда ее земли едва оправились после опустошительного нашествия монголо-татар в 1237-1241 годах. Русские люди, а также «черные клобуки» — жители степей, которых киевские князья селили вдоль Роси для защиты от их кочевых соплеменников, понесли большие потери от этого нашествия. Выжившие после нашествия, очевидно, и основали город на берегу Днепра. Кстати, об участии в создании Черкасс «черных клобуков» может свидетельствовать и неславянское название города», — отмечает журналист Максим Степанов. Он приводит слова археологов, утверждающих, что главные открытия ещё впереди — ведь археологическое изучение Черкасс находится на начальной стадии, и новые находки могут внести коррективы. Но и имеющихся данных вполне достаточно для того, чтобы утверждать: Черкассы и Черкасский край сыграли (и продолжают играть) важную роль в истории всей Украины. «В свое время город пользовался Магдебургским правом, был центром формирования казачества. Горожане принимали непосредственное участие в Хмельнитчине и Колиивщине», — читаем в исторической справке.

«Земля Богдана и Тараса»

О Черкасчине говорят — «земля Богдана и Тараса». И на то есть причины. Воссоединивший Украину с Россией гетман Богдан-Зиновий Хмельницкий родился в Субботове, а скончался в Чигирине. Кстати, письмо царю Алексею Михайловичу о желании запорожского казачества перейти под руку русского царя было послано Хмельницким из Черкасс, в частности из разрушенного впоследствии Черкасского замка, находившегося на Замковой горе, на месте нынешнего сквера Богдана Хмельницкого.

Нынешние украинские власти этого Хмельницкому не простили. Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) переименован в Переяслав. А вот памятник Богдану Хмельницкому в Черкассах (воздвигнутый в 1995 году) пока устоял.

Согласно преданию, гетмана похоронили в Субботове в Ильинской церкви, которую он сам построил. Точное местоположение могилы неизвестно. Историки предполагают, что во время взятия Субботова польскими войсками в 1664 году могила гетмана могла быть уничтожена.

А вот могила Тараса Шевченко является местом всенародного поклонения. Поэт был похоронен 12 марта 1861 года на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге у здания Церкви Смоленской иконы Божией Матери. Спустя два месяца, 22 мая 1861 года, в соответствии с его завещанием, прах поэта перезахоронили на территории Украины — на Чернечей горе в Каневе.

Шевченко и Черкассы

Тарас Григорьевич несколько раз бывал в Черкассах в 1845—1846 годах. «Здесь жили его верные друзья, в кругу которых он с удовольствием проводил время, — читаем в исторической справке. — Находясь в городе, поэт записывал народные песни, рассказы старика Цехмистренко о давних событиях, особенно о гайдаматчине. Здесь написано стихотворение «Сестры», поэма «Гайдамаки», изображено несколько местных пейзажей. Документальное подтверждение пребывания Т.Г. Шевченко в Черкассах имело место в 1859 году при трагических для него обстоятельствах. В июле вблизи с. Прохоровки Каневского района он был арестован по приказу черкасского пристава Табачникова, который в рапорте Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору 15 июля писал: «…Шевченко кроме богохульства говорил еще, что не надо ни царя, ни господ…». Через несколько дней из Прохоровки через поселок Мошны Т. Г. Шевченко под стражей доставили в Черкассы. Здесь его держали под арестом в доме, который сохранился и поныне по ул. Верхняя Горовая (Фрунзе), 1 у Дома Природы. В 1964 году на нем установлена мемориальная доска».

В Черкассах также есть уникальный в своём роде музей одной книги — «Кобзаря» Тараса Шевченко. Музей расположен в мемориальном доме (особняк Цибульских), в котором в июле 1859 года несколько дней проживал сам Шевченко.

Черкассы в войнах и революциях

С конца XIX века в городе начался промышленный бум благодаря сахарозаводчикам, построившим в центре города ряд исторических зданий, в частности визитную карточку города — здание нынешнего ЗАГСа, основанное в 1892 году, как особняк сахарозаводчика А. Щербины, а после 1919 года — Ревком.

Благодаря сахарным заводам, расплодившимся здесь в конце ХХ века, Черкассы называют «сладким городом».

Формированию местного класса зажиточных людей способствовало и строительство железной дороги, обогатившей десятки местных коммерсантов, поставлявших стройматериалы. Еще одной визитной карточкой города было неоготическое здание дореволюционной гостиницы «Славянская», в 1919-м — штаб красных повстанцев, затем — детское кафе, а после независимости — банк.

До революции Черкассы были известны как провинциальный город-курорт, пользовавшийся особой популярностью в Польше, входившей тогда в состав Российской империи. В начале ХХ века на окраине города в лесу выросли десятки деревянных двухэтажных дач для отдыхающих, которых привозил специальный курортный поезд Варшава-Черкассы.

В начале ХХ века город практически напополам делили между собой украинская и еврейская общины. Одним из наиболее известных уроженцев города в этот период стал Моисей Урицкий, один из лидеров революции 1917 года. Мемориальную табличку в память об Урицком сняли со здания музыкального училища (бывшей мужской гимназии) в 2015 году. В годы Гражданской войны значительная часть еврейского населения города была вырезана в ходе погромов, учиненных петлюровцами, но особым зверством прославились банды атамана Григорьева, захватившие Черкассы в 1919 году.

Летом 1941-го в Черкассах была на удивление грамотно и организованно проведена эвакуация — вывезено практически всё промышленное оборудование, целые рабочие коллективы, сельскохозяйственная техника колхозов. Вместе с частями Красной армии из города успело эвакуироваться большинство еврейских жителей, что спасло их от уничтожения нацистами.

С осени 1941-го и до момента освобождения в Черкасском лесу действовал партизанский отряд Савченко-Палёхи, занимавшийся преимущественно ночными рейдами на полицейские участки, уничтожавший коллаборационистов, старост и полицаев в радиусе 100 километров вокруг города. О действиях черкасских партизан повествует и роман современного российского писателя Александра Шепеля «Забытый батальон», 2012.

Герой Советского Союза Пётр Леонтьевич Вернигора

В годы Великой Отечественной войны город был почти полностью разрушен. В центре уцелело буквально несколько домов. Железнодорожный вокзал в ноябре 1943-го несколько раз переходил из рук в руки. Об ожесточенных боях здесь напоминает артиллерийское орудие у нового здания вокзала и привокзальная улица Петра Вернигоры, уроженца Таращи Киевской области. Петр Вернигора — герой Советского Союза, командир батареи, форсировавшей в конце ноября 1943 года Днепр вместе с пехотным десантом и разгромившей крупное подразделение дивизии СС «Викинг» на окраине Черкасс. В бою за железнодорожный вокзал Вернигора пытался прорваться к станции на танке, но был подбит и заживо сгорел. К сожалению, украинец, героически сражавшийся за освобождение украинского города и погибший в нем, не является героем для нынешних властей города и страны.

Об ожесточенных боях 1943 года до сих пор напоминают стены детской музыкальной школы, сохранившие следы пуль и осколков снарядов. При таких масштабах разрушений город пришлось восстанавливать практически с нуля, что существенно изменило его архитектурный облик, сформированный в далеком 1815 году шотландско-российским архитектором Вильямом Гесте.

Черкасская область как «витрина»

После ликвидации разрушительных последствий войны в 1954 году Черкассы стали областным центром, а Черкасская область — самой молодой областью на Украине (тогда — УССР).

В период 1959-1961 годов в новообразованной Черкасской области строилось Кременчугское водохранилище — рукотворное море на Днепре. В связи с его строительством жители десятков сел были отселены из зоны затопления, получив бесплатные квартиры в новом областном центре. С 1960 по 1970 год население города выросло в три раза, а в последующее десятилетие — еще вдвое.

Как говорят осведомлённые люди, новую область образовали с целью создать «витрину» успехов советского сельского хозяйства. Действительно, полки черкасских продовольственных магазинов долгое время разительно отличались от полок таких же магазинов во многих других городах.

Впрочем, область демонстрировала успехи не только в сельском хозяйстве, она быстро стала развитым промышленным регионом, включённым в технологические и хозяйственные цепочки всего огромного Советского Союза. Ведущими отраслями промышленности были химическая, машиностроительная, приборостроительная, перерабатывающая и пищевая. Черкассы стали крупным промышленным, научным и культурно-образовательным центром. Население города к 1990-м годам достигло 300 тысяч человек (в конце XIX века в Черкассах проживало всего 29 тысяч человек).

В 1960-х годах киевские архитекторы разработали уникальный проект лесо-гидропарковой зоны города площадью около 250 га — цепочку связанных парков, встроенных в реликтовые дубовые рощи и днепровские острова. По плану, намеревались создать вдоль всего побережья города островные парки, соединенные подвесными мостами и разъединенные искусственными поймами, озерами и базами отдыха. Размах проекта был впечатляющим — строить собирались чуть ли не висячие сады Семирамиды, но полностью проект не был реализован. Удалось создать только парк «50-летия Октябрьской революции» (сейчас парк «Сосновый бор») на 40 га и ряд скверов, не связанных единой концепцией. Реализация даже этой части проекта потребовала неимоверных усилий — гранитные глыбы завозились из устья реки Рось и карьеров Крыма, прокладывались искусственные ручьи и системы водопадов, высаживались экзотические растения из дендрариев. Одесские архитекторы создали ажурный мост (так называемый «Мост влюбленных»), соединяющий обрывы каньона. Строили парк не только сотрудники лесного хозяйства и архитекторы, но и тогдашние городские власти — чиновники горсовета после рабочего дня и в выходные лично копали траншеи, перетаскивали валуны, бетонировали площадки. В 1972 году на Всесоюзном конкурсе паркового искусства парк был признан лучшим проектом и награжден золотой медалью.

После 1991 года парк стал приходить в запустение, были распилены и проданы металлические детали аттракционов и мостов, украдена бронзовая статуя русалочки (впоследствии заменена пластиковой копией). Тем не менее, до сих пор созданный тогда парк является настоящей жемчужиной города.

Столица химии и шёлка

Масштабы производства в Черкассах в советские годы сегодня способны поразить воображение граждан независимой Украины. Планету Земля можно 40 раз обернуть в шёлк, произведённый в Черкассах, — такие подсчёты публиковала местная пресса в советские годы. И это не преувеличение. Черкасский шёлковый комбинат (ЧШК) начали строить в 1965 году, а уже в декабре 1967 года предприятие дало первую продукцию. В 1971 году был выпущен стомиллионный метр ткани, в 1987-м — миллиардный метр. Ничего удивительного, ведь продукция ЧШК обеспечивала весь СССР и другие страны.

Сотням и тысячам заказчиков уходила и продукция химических предприятий города. Построенные в 60-х годах прошлого века «Азот», «Химволокно», «Химреактив» стали визитной карточкой города большой химии. Конечно, была и обратная сторона медали — загрязнение окружающей среды. В перестроечные годы одной из первых неформальных общественных организаций в Черкассах стало общество «Экология», требовавшее закрытия «грязных» производств. В конце концов химпредприятия (за исключением «Азота») прекратили свою деятельность, но вовсе не по требованию экологов, а по экономическим причинам.

Черкассы славились не только химией и шёлком. Советские космические аппараты снабжались устройствами, разработанными и произведёнными специалистами конструкторского бюро «Сокол» и сотрудниками завода «Фотоприбор». С начала 70-х здесь велись разработки и изготовление изделий точной механики, оптико-механики и оптико-электроники специального назначения. В 90-е завод (точнее, научно-производственный комплекс) освоил производство прицельных танковых комплексов. Если раньше специалисты предприятия крепили оборону всего СССР, то постмайданная история внесла свои кровавые коррективы: в 2015 году тут получили госзаказ на приборы ночного видения и тепловизоры для украинских военных в зоне АТО.

В конце 80-х на весь Союз гремела слава черкасского НПО «Ротор» (гендиректора этого предприятия Алима Чабанова генсек Михаил Горбачёв назвал «прорабом перестройки»). На предприятии делали станки с ЧПУ, сверлильные станки с очень высокой точностью, товары народного потребления (ТНП). Широкую известность приобрели арифметико-логические устройства «Робик», которые для многих стали первым в жизни компьютером.

Примета того времени: за этим устройством и за другими ТНП в Черкассы массово приезжали поляки. Теперь, напротив, многие черкащане едут в Польшу в поисках заработка. Да и не только в Польшу… А тогда на «Роторе» развивали кооперацию с европейскими производителями, искали инвесторов, строили далекоидущие планы. Но этим планам не суждено было сбыться — их похоронило обрушение Союза.

После перестройки

Развал СССР имел серьёзные последствия для социально-экономической сферы Черкасс и региона. «После получения Украиной независимости промышленность в городе частично приходит в упадок, частично же происходит переориентация городской экономики», — меланхолично отмечают составители исторической справки.

В 1998 году закрылся Черкасский сахарорафинадный завод — старейшее предприятие, давшее в 1854 году старт промышленному развитию города. Прекратили деятельность ряд производств, в частности завод им. Петровского, Черкасский деревообрабатывающий комбинат (ДОК). И хотя эти предприятия были приватизированы, новые собственники не смогли наладить их работу в новых экономических условиях и обанкротились. Похожая судьба постигла и когда-то мощные предприятия ВПК — «Импульс», «Приборостроительный завод», «Завод СТО», «Фотоприбор», «Радиозавод».

В этот же период начался упадок химической промышленности — закрылись «Химволокно», «Химреактив». Еще в 2002 году завод «Химволокно» производил половину всех химических волокон Украины, но потом пошло постепенное повышение цены на газ. В 2006 году предприятие стало крупнейшим должником перед НАК «Нафтогаз», и газоснабжение было остановлено. Демонтаж оборудования начался уже после Евромайдана, а в 2015 году территория завода была отведена под свалку бытовых отходов.

Черкасский «Азот» вскоре может разделить судьбу большинства черкасских предприятий из-за массового импорта удобрений из Белоруссии, Турции и Польши, а также из-за роста цен на газ, составляющих основу цены на минеральные удобрения. На днях председатель Федерации профсоюзов Черкасской области Петр Шевченко предложил защищать свои права на акциях протестов. Уже объявлено о сокращении 5% работников предприятия, а до конца этого года возможно дополнительное сокращение еще 40%.

Черкасский шелковый комбинат до 2014 года балансировал на грани банкротства, пока не был внесен в список стратегических предприятий, и на данный момент несколько десятков работников изготавливают там униформу для Нацгвардии и ВСУ.

Стоят разрушенными и заброшенными бывший завод телеграфной аппаратуры и машиностроительный «Машбуд». На месте бывшей трикотажной фабрики в самом центре города — торговый центр. Черкасские швеи сейчас преимущественно работают на мелких кустарных предприятиях, выполняя работу на дому. Карантин практически никак не коснулся таких «кустарей-надомников». В давно закрытую табачную фабрику переместили часть непомерно разросшегося аппарата городской бюрократии, не умещавшейся в здании советского горисполкома.

Закрытие промышленных предприятий в Черкассах сопровождалось обещаниями развития туризма международного масштаба, тем не менее французы, немцы и итальянцы не ломятся на турбазы города.

Речной порт, с середины ХIХ века являвшийся важным транспортным узлом и принимавший пароходы из Нидерландов, Великобритании и Германии, прекратил свою работу в конце 1990-х. Ряд прибрежных сел остались без дешевого и удобного средства сообщения.

Один человек, который посетил Черкассы после очень долгого отсутствия, сказал в беседе с журналистами издания Украина.ру, что сразу же заметил перемены, которые, быть может, не так заметны местным жителям. Какие именно?— «Днепр пустой». Не видно когда-то регулярно ходивших «Ракет» и «Метеоров», не слышно гудков туристических теплоходов, не везут свои грузы трудяги-баржи, застыли краны в речном грузовом порту. На данный момент из некогда загруженного речного порта Черкасс можно совершить только часовую прогулку по акватории города.

Печальная судьба постигла и аэропорт Черкасс. С 1990-х годов все сменяющиеся президенты и местные власти обещали его возродить, но дальше «дерибана» выделенных средств дело не шло. Не стал исключением и президент Зеленский, обещавший год назад возродить Черкасский аэропорт, а в этом году предложивший заняться этим вопросом властям Израиля.

Для Черкасской области в последние годы характерна тенденция снижения численности населения, на что наибольшее влияние оказывает естественная убыль населения (миграционный отток оказывает меньшее влияние). Город и область «стареют»: по сравнению со среднеукраинскими показателями возрастной состав Черкасской области характеризуется более низкой долей трудоспособного населения и более высокой долей лиц старше трудоспособного возраста. В переживающей деиндустриализацию области основой экономики вновь становится сельское хозяйство, а в области, как грибы после дождя, растут только ликеро-водочные заводы.

Жемчужина на Днепре

В круговороте ускорившейся истории Черкассы по-прежнему прекрасны. Особенно остро это ощущаешь, когда подъезжаешь к городу через Кременчугское водохранилище по 12-километровой дамбе — это самое протяжённое гидротехническое сооружение в Украине. Если стоит безветренная погода, в воде отражаются огни города — это действительно город-жемчужина на Днепре.

Здесь сохранилась атмосфера уютной провинции, которая раньше органично соединялась с динамикой развития. Прежняя динамика ушла, распад Союза сбил Черкассы на взлёте. Но город живёт. Несмотря на потери, понесённые вследствие распада хозяйственных связей и рыночных реформ, в Черкассах сохраняются производства, и город может похвастаться своими брендами. Правда, теперь таких брендов не так уж много. На площадях бывшего НПО «Ротор» разместилось производство по сборке автомобилей (корпорация «Богдан») — город стал одним из центров украинского автомобилестроения. Поначалу на нем работали 3300 человек, но уже через год — лишь 1800. В 2014 году он переориентировался с выпуска легковых автомобилей на военную технику, но поначалу сказывалось отсутствие опыта в производстве бронеавтомобилей. Конвейер для выпуска легковых автомобилей законсервировали. В 2019 году на заводе работали около 400 человек.

Основой экономики города стали небольшие предприятия пищевой промышленности и мелкие деревообрабатывающие предприятия, фактически соучаствующие в вырубках черкасского леса.

Война и коронавирусный карантин перекрыли туристические потоки. Но это, будем надеяться, временное явление. Ведь в Черкассах и во всём крае есть на что посмотреть — здесь дышит украинская история и история Руси и России. Как их разделить? Отметим, что и история Речи Посполитой без Черкасс не будет полной.

Люди в Черкассах живут в большинстве хорошие, это нам известно совершенно точно. Да и во всём крае, и по всей стране. Пусть сейчас многие обмануты националистической и псевдопатриотической риторикой проворовавшихся правителей, стравивших людей ради собственной выгоды. Такое уже бывало. Но обман не может быть вечным. Памятуя уроки истории, мы уверены: когда-нибудь жизнь непременно наладится и снова войдёт в мирное русло. И тогда, возможно, снова засверкают Черкассы — жемчужина Днепра…

В проекте были использованы фотографии из следующих источников:

CC BY-SA 4. 0 / Haidamac
CC BY-SA 4.0 / Barow
CC BY-SA 4.0 / Posterrr
CC BY-SA 4.0 / Zarakhovskyi
CC BY-SA 4.0 / Myroslava Marych
CC BY-SA 3.0 / Sergiy Klymenko
CC BY-SA 3.0 / Turzh
CC BY-SA 3.0 / Reactor691
CC BY-SA 3.0 / Вальдимар
youla.ru
wikimapia.org
alexfoto.com.ua
РИА Новости
РИА Новости / Яков Берлинер
РИА Новости / П. Шраго
РИА Новости / Виктор Чернов
РИА Новости / Андрей Соломонов
РИА Новости / Александр Поляков
РИА Новости / Леонид Палладин
РИА Новости / Марущенко
РИА Новости / Игорь Маслов

Черкассы (Украина) 2023: все самое лучшее для туристов

Черкассы: самое интересное

Развлечения

Места, которые необходимо увидеть, маршруты, которыми стоит пройти, и фирменные развлечения.

Показать все

  • Долина роз

    Парки

  • Черкасский зоопарк

    Зоопарки

  • Изоляция

    Квест Рум

  • Холм Славы

    Культурные объекты и достопримечательности

  • Yuvileyniy Park

    Парки

  • Особняк Щербины

    Архитектурные достопримечательности

  • Храм Белый Лотос

    Культурные объекты и достопримечательности

  • Черкасский Областной Краеведческий Музей

    Специализированные музеи

  • Кременчугское водохранилище

    Водоемы

  • Черкасский театр Кукол

    Театры

Проживание

Сочетание очаровательного, современного, испытанного и настоящего.

Показать все

  • Optima Черкассы

  • Гостиница Украина

  • Селена Family Resort

  • Гостиничный комплекс «Днепр»

Туристические места, в которых можно поесть, выпить и что-нибудь отпраздновать.

Показать все

  • $$$$ • Морепродукты, Суши, Японская

  • Пивной ресторан Оскар

    $$ — $$$ • Паб, Центральноевропейская, Паб с пивоварней

  • Стумари

    $$ — $$$ • Грузинская, Подходит для вегетарианцев

  • Кафе Вареничная

    $ • Украинская, Подходит для вегетарианцев

  • BEEf grill&bar

    $$ — $$$ • Европейская

  • servant еда&люди

    $$ — $$$ • Европейская, Центральноевропейская, Пицца

  • Буба Хинкальная

    $$ — $$$ • Грузинская, Бар, Паб

  • Forest

    $$ — $$$ • Барбекю, Европейская, Для веганов

  • Nice 2 Meet You

    $$ — $$$ • Европейская, Подходит для вегетарианцев, Для веганов

  • Caffeine

    $ • Европейская, Подходит для вегетарианцев, Для веганов

Черкассы отлично подходит для

Еда и напитки

  • Ресторан Соборний

    $$$$

  • The Room

    $ • Европейская

  • $$ — $$$ • Японская, Морепродукты, Суши

  • Coffee Klatch

    $$ — $$$ • Французская, Американская, Европейская

  • Паб «Дилижанс»

    $$ — $$$ • Украинская

  • Cult Coffee

    $$ — $$$ • Итальянская, Американская, Кафе

  • Scorini Pizzeria

    $$ — $$$ • Итальянская

  • SODA City Cafe

    $$ — $$$ • Бар, Пицца, Фастфуд

  • Кофейник

    Бар, Кафе, Европейская

После заката

  • SODA City Cafe

    $$ — $$$ • Бар, Пицца, Фастфуд

  • Кофейник

    Бар, Кафе, Европейская

  • 111 Club

    $ • Итальянская, Французская, Бар

  • Stories

    $$ — $$$ • Восточноевропейская, Украинская

  • Черкаский музыкально-драматический театр имени Т. Г.Шевченко

    Театры

  • Буба Хинкальная

    $$ — $$$ • Грузинская, Бар, Паб

  • Черкасский театр Кукол

    Театры

Черкассы | Украина | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

г.

Черкассы, Путеводитель по Украине

История Черкасс

Ранняя история и основание Черкасс

Люди жили на территории сегодняшних Черкасс уже в позднем палеолите (около 40-10 тысяч лет назад). Некоторые артефакты, найденные на территории Черкасс, относятся к эпохе мезолита (7-10 тысяч лет назад). В IV веке нашей эры на берегу Днепра здесь было поселение черняховской культуры.

Во времена Киевской Руси на территории будущих Черкасс существовало славянское поселение, входившее в систему оборонительных крепостей, построенных для защиты от кочевников. Это подтверждается обнаруженными археологическими находками: оружием, орудиями труда, монетами X-XII вв.

В середине 13 века монгольское нашествие опустошило эти земли. Поселение вновь возникло на этом месте в конце 13 века. Впервые Черкассы упоминаются в письменных источниках в Густиновской летописи в 1305 году. Они значатся наряду с такими городами, как Киев, Канев, Житомир и Овруч.

В 1360-х годах в истории Черкасс начался новый период, связанный с вхождением города в составе Киевского княжества в состав Великого княжества Литовского. В 1384 году Черкассы упоминаются как город-крепость на южной окраине страны, образующий вместе с Винницей, Брацлавом и Каневом линию обороны на пути крымских татар.

Еще исторические факты…

Черкассы в 15-18 веках

Роль Черкасс, как важного опорного пункта против набегов Крымского ханства, особенно возросла с конца 15 века. В 1483 году крымский хан Менгли I Гирей опустошил почти всю Киевскую область, но не взял Черкасс. В начале 16 века Черкасская крепость была значительно укреплена. В 1532 году выдержал 30-дневную осаду войск крымского хана Саадета I Гирея.

В этот период Черкассы стали одним из центров формирования новой социальной группы людей — казаков. После Люблинской унии 1569 года Черкассы вошли в состав Короны Королевства Польского. От названия местечка, вокруг которого селились казаки, их вообще стали называть черкасами. В московских документах XVI-XVII веков черкасами назывались все украинцы.

Черкасский полк, сформированный в 1625 году, занимает особое место в истории города. Оно стало одним из самых многочисленных и участвовало во всех важных сражениях казачьего войска Богдана Хмельницкого (Казацко-польская война 1648-1657 гг.).

Почти с самого начала восстания Хмельницкий имел дипломатические отношения с Москвой, но царь Алексей Михайлович избегал поддержки восстания, так как это означало бы войну между Москвой и Речью Посполитой. Однако поражение Польши на Украине и угроза признания Хмельницким главенства Османской империи подтолкнули Москву к новым переговорам с гетманом в 1653 г.

Подписание договора должно было состояться в Черкассах, но из-за нападения поляков, дипломаты срочно двинулись в соседний Переяслав, где в январе 1654 г. проходил Переяславский собор. Украина признала протекторат Московского царя, сохранив при этом полную автономию и получая от Москвы военную и политическую помощь против Речи Посполитой .

По Андрусовскому мирному договору 1667 г., завершившему Московско-польскую войну 1654-1667 гг., Черкассы остались под управлением Речи Посполитой. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, Черкассы вошли в состав Российской империи как уездный город Киевской губернии.

Черкассы в 19 — начале 20 веков

В начале 19 века население Черкасс составляло около 4000 человек. В 1815 году Вильям Хасти, русский архитектор шотландского происхождения, составил первый генеральный план развития Черкасс, согласно которому центр города получил широкие, длинные улицы, пересекающиеся под прямым углом.

Во второй половине 19 века в Черкассах был открыт ряд новых промышленных предприятий: сахарный завод, лесопильный и механический заводы, пивоваренный завод, несколько табачных фабрик. Большинство предприятий располагалось вдоль Днепра, для удобства подвоза сырья и готовой продукции.

В 1897 году население Черкасс составляло 29 619 человек (украинцев — 12 900, евреев — 10 916, русских — 4 911, белорусов — 522). В период конца 19- начало 20 вв. быстро строились новые здания и предприятия. Архитектура Черкасс стала очень разнообразной – здесь сосуществовали различные формы и стили (модернизированная классика, мавританский, готический).

По состоянию на 1903 г. в Черкассах имелось 69 торгово-промышленных заведений (в том числе чугунолитейно-механический завод, гвоздильный завод, 7 лесопилок, 8 кирпичных заводов, 4 табачных фабрики, сахарный завод, пивоваренный завод, а также 3 паровые мельницы, 7 водяных и 31 ветряная), на которых работало 1800 фабричных рабочих; типография, 2 библиотеки, мужская гимназия, духовное училище. В Черкассах также было 7 каменных и 1 деревянная церковь, женский раскольнический монастырь, 6 раскольнических и 9Еврейские молитвенные дома.

В 1912 году через Днепр был построен железнодорожный мост, ставший составной частью железной дороги Одесса-Бахмач. В 1913 году была введена в эксплуатацию первая электростанция, снабжавшая электроэнергией промышленные объекты и жилые дома города. В феврале 1914 года русский инженер Владимир Шухов построил в Черкассах гиперболоидную водонапорную башню (одну из 11, сохранившихся до наших дней).

В январе 1918 года в городе была установлена ​​Советская власть. Затем его заняли наступающие австро-германские войска. Позднее, в ходе Гражданской войны, Черкассы неоднократно переходили из рук в руки. 31 декабря 1919 августа в город вошли части Красной Армии, и Советская власть была восстановлена.

Черкассы в советской и независимой Украине

В 1932 году Черкассы стали районным центром Киевской области Украинской ССР. В 1939 году население Черкасс составляло около 52 тысяч человек. Ощутимый ущерб городу нанесла Вторая мировая война. Немецкая оккупация длилась с 22 августа 1941 г. по 14 декабря 1943 г. Были уничтожены почти все промышленные предприятия города. Около 5 тысяч жителей были вывезены в Германию на принудительные работы. Восстановление Черкасс началось после окончания боев за город и продолжилось в 1946-1950.

В 1954 году получил статус центра отдельной Черкасской области Украинской ССР — самого молодого административного района страны. Ведущими отраслями областного центра были химическая, машиностроительная, приборостроительная, перерабатывающая и пищевая.

В 1960-е годы, с развитием химической промышленности, Черкассы постепенно из центра легкой промышленности превратились в химический гигант. В 1961 году здесь был построен крупнейший в Украине завод по производству азотных удобрений. Со строительством Кременчугской ГЭС и образованием Кременчугского водохранилища через вновь созданное «Черкасское море» была построена самая длинная в Украине плотина с мостом длиной до 15 км. Это превратило Черкассы в крупный транспортный узел.

В 1991 году численность населения Черкасс достигла своего максимума — около 302 тысяч человек. После обретения Украиной независимости ряд предприятий, в том числе и химических, закрылись, не сумев приспособиться к рыночной экономике. Черкассы из центра химической промышленности превратились в украинский центр автомобилестроения. Также в городе по-прежнему работает несколько предприятий пищевой и легкой промышленности.

Достопримечательности Черкасс

Памятник Сантехнику в Черкассах

Автор: Рыбальченко Гарик

Уличная скульптура в Черкассах

Автор: Буевич Елена

Голубой дворец в Черкассах

Автор: Эрд Люда мужчина

Черкассы — Особенности

Черкассы одни из самых живописных городов Украины. Расположен примерно в 190 км к юго-востоку от Киева, на высоком правом берегу Кременчугского водохранилища, образованного в среднем течении Днепра, главной реки Украины. Город протянулся на 17 км вдоль побережья Кременчугского водохранилища.

С северо-запада и с севера окружен лесом — Черкасский бор, самый большой (28,5 тыс. га) сосновый бор естественного происхождения в Украине. Климат в городе умеренно континентальный с мягкой зимой и теплым летом. Средняя температура января минус 5,9 градусов тепла, июля плюс 19,8 градусов тепла.

Происхождение топонима «Черкассы» и его истинная этимология до сих пор остаются загадкой. Большинство исследователей предполагают, что корни этого имени находятся в тюркских языках. Самая простая и наиболее активно поддерживаемая историками версия состоит в том, что оно происходит от одного из этнонимов адыгского народа (известного также как черкесы или черкесы). По национальному составу большинство населения города (свыше 80%) составляют украинцы, русские составляют около 13%. День города Черкасс отмечается в первое воскресенье июня.

В верхней части герба города изображен казак с ружьем и саблей, в нижней части — серебряный конь. Казак символизирует непосредственную связь Черкасс с формированием украинского казачества. Конь повторяет старый герб Черкасс, принятый в 1852 году.

Черкассы — важный экономический центр Украины, здесь представлены различные отрасли промышленности, но традиционно наиболее развитыми являются химическая, автомобильная и пищевая промышленность. Здесь расположено крупнейшее в Украине предприятие по производству азотных удобрений.

Через город проходит железная дорога, соединяющая Киев с Харьковом и Днепром. Он проходит по плотине и мосту через Кременчугское водохранилище. В Черкассах есть речной вокзал и речной грузовой порт. Общественный транспорт представлен троллейбусами и автобусами.

В Черкассах есть несколько театров, кинотеатров и музеев, областная филармония, 3 крытых катка, парки, скверы, зоопарк, планетарий. Песчаные пляжи на берегу Кременчугского водохранилища также являются популярным местом отдыха жителей и гостей города.

В теплое время года — с конца апреля по сентябрь-октябрь — Черкасский речной порт приглашает гостей города и местных жителей совершить водную прогулку по Днепру. Речной круиз обычно длится час. Отдых на реке можно дополнить рыбалкой и пикником на одном из островов.

Главные достопримечательности Черкасс

Особняк Щербины (Дворец бракосочетания) — один из символов Черкасс, самый роскошный особняк 19 века, сохранившийся до наших дней. Он был построен в стиле неоренессанса для Афанасия Никитича Щербины, инженера, предпринимателя, члена городской управы, в 189 г.2. Благодаря современной системе освещения это здание выглядит особенно живописно в вечернее время. Улица Небесной Сотни, д. 3.

Голубой дворец (бывшая гостиница «Славянский») — невероятно красивое историческое здание, построенное в стиле постромантической готики с элементами модерна, классицизма и средневековой восточной архитектуры. Этот архитектурный памятник был построен в начале 20 века. Ночью, когда здание подсвечивается, оно действительно выглядит как сказочный дворец. улица Крещатик, 229/20.

Гиперболоидная водонапорная башня Шухова — уникальный памятник архитектуры и градостроительства высотой 34 метра, построенный в 1913-1914 годах, одно из первых гиперболоидных сооружений известного русского инженера Владимира Шухова. Всего в мире сохранилось всего около 20 подобных сооружений (в Украине 6) из первоначальных более 200.

Во время Второй мировой войны немцы разрушили башню. После войны его восстановили. Вышка находится на закрытой территории местного водоканала (Черкасыводоканал), поэтому подобраться к ней, скорее всего, не получится. Впрочем, это не помешает вам сделать фото на его фоне. улица Гетьмана Сагайдачного, 12.

Холм Славы — мемориальный комплекс, построенный в память о жителях Черкасс, погибших в годы ВОВ. Он включает в себя братскую могилу и величественный памятник Родине-Матери. С вершины этого искусственного холма открывается отличный вид на Кременчугское водохранилище (реку Днепр). У подножия холма находится небольшой живописный парк под названием «Долина роз», где обычно проходят городские мероприятия и фестивали.

Черкасский областной краеведческий музей 902:30 . Этот музей, расположенный в непосредственной близости от Холма Славы, обладает одним из самых обширных и крупных собраний материалов по истории, культуре и быту Черкасской области. Экспозиция посвящена природе края, археологии, этнографии, истории края XIV — начала XX веков и после 1917 года. Среди уникальных экспонатов ведущее место занимает коллекция вещей (оружие, флаги , личные вещи) казачьих времен. Здесь же можно увидеть скелет мамонта. улица Славы, 1.

Черкасский областной художественный музей . Декоративно-прикладное искусство представлено великолепными образцами украинской традиционной вышивки и керамики. В художественном разделе представлена ​​иконопись 16-19 вв. и портретная живопись 18-начала 20 вв. Работы созданы известными художниками-портретистами как Украины, так и других стран. Здесь также выставлены многочисленные пейзажные картины. улица Крещатик, 259.

Михайловский собор — самая большая церковь в Украине (высота 72 метра), расположенная на территории одного из самых больших парков Черкасс (Соборный парк). Построенный в византийском стиле в 1994-2002 годах, этот православный собор может вместить до 12 тысяч человек. Здесь же строится самая высокая в Украине колокольня (134 метра) в форме голубя. ул. Надпольная, 212.

Буддийский храм «Белый лотос» — уникальное место для Украины, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Построен в 1990-х, он похож на буддийские храмы в Лаосе. Здесь можно посетить чайную церемонию, мастер-классы по йоге, кунг-фу, медитации и каллиграфии. Экскурсии проходят каждое воскресенье. Спуск Франка, 4.

Черкасский зоопарк — один из лучших зоопарков Украины, в котором содержится более 250 видов животных.