Содержание
Храм Василия Блаженного — история создания и загадки собора
Содержание статьи
- Храм Василия Блаженного — настоящее название
- Храм Василия Блаженного — история
- Храм Василия Блаженного — архитектура
- Храм Василия Блаженного — задумка
- Храм Василия Блаженного — наши дни
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного — настоящее название
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
Очевидцы рассказывали:
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Читайте также — Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного — задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…
Читайте также — Россия — страна архитектурная
Храм Василия Блаженного — наши дни
В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Читайте также:
- Как спасали соборы Кремля
- Современный храм: художественно-стилистический и богословско-литургический аспекты
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
когда и кто построил собор
Храм Василия Блаженного представляет собой придел собора Покрова Пресвятой Богородицы и относится к числу 8 церквей, которые окружают периметр центрального собора. Несмотря на наименование святыни, собор Покрова известен сегодня как храм Василия Блаженного с интересной историей создания. Она помогает понять значение собора для России и всего ее народа.
Содержание
Предпосылки строительства Храма Василия Блаженного в Москве
Этот храм считается далеко не первым религиозным строением, которое появилось в Москве в шестнадцатом веке. Вначале сооружались деревянные храмы в честь святых или православных праздников. Они приходились на день военного события – в период, когда Иван Грозный сражался с татарами. Важная битва случилась 2 октября 1552 года и позволила полностью победить Казанское ханство. В результате земли города присоединились к Москве.
1 октября отмечается важный праздник, который называется Покровом Пресвятой Богородицы. Он стал основанием для сооружения собора, который символизировал важную победу. На дату похода приходится еще один значимый праздник – Киприана и Иустины.
Согласно указу Ивана Грозного, походные церквушки, которые были построены до этого на Красной площади, требовалось соединить в один собор. Его требовалось построить из камня. Однако после возвращения в Москву был сооружен деревянный собор, который включал 7 приделов. Его освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Лишь спустя 1 год деревянные постройки были разобраны, и началось возведение храма из камня. Однако он еще имел мало общего с Василием Блаженным.
История и загадки
Многих людей интересует, кто создал храм. Ученые рассматривают ряд версий. Одна из них гласит, что собор возвели древнерусские архитекторы Постник Яковлев и Иван Барма. Другая версия заключается в том, что это был один человек. Есть еще одно мнение, что автором собора стал иностранный архитектор. Дело в том, что аналогов композиция в Древней Руси нет, тогда как в Западной Европе прототипы имеются.
В любом случае есть много печальных легенд о последующей судьбе архитектора. Они гласят, что Иван Грозный был буквально поражен красотой строения. Чтобы сохранить прекрасный храм в единственном экземпляре, он велел ослепить зодчего. Согласно другой легенде, иностранный архитектор и вовсе был казнен по такой же причине.
При этом ученые имеют сомнения на этот счет. В семнадцатом веке хорошие зодчие были в цене. Для создания строений Кремля даже приглашали мастеров из Италии. Вполне вероятно, что слух о репрессиях распространили иностранцы, поскольку они знали суровый характер русского царя.
В восемнадцатом и девятнадцатом веках в храме все время совершали богослужения. Обычно их проводили в соборе, построенном в честь Василия Блаженного. Это было связано с тем, что другие храмы были слишком холодными.
Богослужения в соборе велись до начала двадцатого века. Его последним настоятелем был Иоанн Восторгов, который сегодня причислен к лику святых. Его расстреляли за проведение миссионерской деятельности. Священник пользовался особенной любовью среди москвичей.
Настоящее название
Храм был создан в период правления Ивана Грозного. Его строительство приурочили к взятию Казани в 1555-1561 годах. В тот период храм получил название Собора Покрова Пресвятой Богородицы. Это связано с тем, что завоевание Казанского ханства случилось в день Покрова.
При этом Василий Блаженный был проповедником. Он предсказывал будущее и исцелял людей. К тому же ему удалось предсказать пожар в Москве, который произошел в 1547 году. После смерти проповедника похоронили около стен храма. В честь него церковь и получила свое название. Люди, которые посещали могилу Василия Блаженного, исцелялись от тяжелых недугов.
Версии строительства
Вначале на месте храма находилась Троицкая церковь. Она была построена из дерева. Вокруг строения во времена походов на Казань возводили храмы. Они символизировали победы русских войск. Когда Казань была полностью завоевана, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному построить на месте деревянной композиции каменную. Он предложил создать вокруг центрального сооружения 7 церквей. Однако для получения симметричной композиции количество увеличили до 8.
В результате на одном основании создали 9 храмов и звонницу. Они объединялись сводчатыми переходами. Снаружи церкви окружала открытая галерея. Ее называли гульбищем. Эта была своего рода церковная паперть.
Каждый храм дополнял свой купол, который имел уникальный рисунок и необычную отделку. По тем временам сооружение получилось грандиозным. Оно достигало по высоте 65 метров. Его строили в течение 6 лет – с 1555 по 1561 годы. До 1600 года сооружение считалось наиболее высокой московской постройкой.
Какие были внесены изменения
В период своего существования храм Василия Блаженного неоднократно менял свой внешний вид.
Доработки XVI века
В давние времена в Москве часто происходили пожары. Это приводило к повреждению верхних частей строений, которые были созданы из древесины. Чтобы справиться с этой проблемой, было принято решение изменить форму глав храма. Им придали фигурную форму и отделали металлом.
Внутри все помещения храма объединили ходами, которые позволяли служителям беспрепятственно передвигаться между помещениями. Сами церкви обладали очень маленькой площадью. В большие церковные праздники службу вели на Красной площади. Ни одна из церквушек не могла вместить всех верующих.
Как изменился храм в XVII веке
Большие перемены коснулись структуры храма в семнадцатом веке. В этот период ансамбль собора дополнили шатровой колокольней. Это произошло в 1670 году. При этом церковь стал украшать пестрый орнамент.
Собор, который включал 8 приделов и храм Василия Блаженного, дополнили еще несколькими церквями. По описи 1688 года, к Покровскому собору присоединили 20 престолов.
Помимо перемещения имеющихся церквей, в 1672 году был построен придел над могилой московского юродивого, которого звали Иоанном. Он умер в 1589 году и был похоронен около собора.
В 1680 году произошло значительное обновление собора. В это время вместо открытых деревянных галерей были созданы кирпичные с закрытым верхом. Это давало возможность передвигаться в любую погоду по территории собора и защитило церкви и храм от пожаров. При этом стены стал украшать травный орнамент. Это сделало религиозную святыню более народной.
Пожар и восстановление
В 1737 году в Москве произошел Троицкий пожар, который затронул и храм. Он сгорел практически полностью. Однако затем было принято решение восстановить строение. Работы по реконструкции собора поручили Ивану Мичурину. Строительство проводилось в 1784-1786 годах. Это происходило при содействии Екатерины Великой. Она выделила много средств на реставрацию собора.
Переделка коснулась и храма Василия Блаженного. С северной части собора убрали престол Феодосиевской церкви. Благодаря этому была создана крытая паперть.
Внешний вид собора сильно отличался от современного. В те времена его стены практически полностью закрывали торговые лавки. Лишь Александр Первый приказал упразднить неуместные строения и отгородить территорию собора металлической решеткой.
Изменения XIX-начала XX века
Этот период тоже наложил свой отпечаток на историю собора. Сначала на храм покушался Наполеон. Французского императора настолько поразила уникальность постройки, что он стремился разрушить ее. Взорвать строение ему не удалось, однако церковная утварь была похищена. Это создало необходимость в проведении новых восстановительных работ.
В 1890 и 1912 годах выполнялось укрепление полов и обновление соборной ризницы. В этот период ее окна дополнили разноцветными витражами.
Собор Василия Блаженного во времена СССР
После революции 1917 года религиозную деятельность в храме полностью запретили, а здание превратили в музей. В тридцатых годах около собора разместили памятник Минину и Пожарскому. Один из планов обустройства города включал снесение церкви с целью расширения Красной Площади. Но храм удалось спасти.
Основание музея
В 1918 году собор признали историческим объектом. При этом службы в церквях прекратились и собору придали статус музей. В 1923 году тут решили расположить историко-архитектурный музей. В 1928 году собор был удостоен статуса Государственного исторического музея, который сохраняется до сих пор. До 1949 года там проводились исследования, которые позволили открыть подземные ходы. Они служили для соединения собора с Кремлем.
Современное состояние храма
Сейчас церковь восстановлена и функционирует, совмещая в себе музей и место для богослужений. В соборе проводятся воскресные и пасхальные службы. В 2008 году он удостоился статуса одного из семи чудес России. В 2017 году церковь включили в список ЮНЕСКО.
Храм Василия Блаженного считается уникальным архитектурным и православным объектом, который имеет богатую историю. За время своего существования строение подвергалось большому количеству реконструкций.
Собор Василия Блаженного: загадочное происхождение разноцветного московского собора
Автор Жаки Палумбо, CNN
После завершения строительства собора Василия Блаженного в середине XVI века, об эклектичном православном храме, расположенном в самом центре Москвы, начала ходить легенда. .
Это был архитектурный подвиг — самое высокое здание в городе благодаря новым знаниям итальянцев в кирпичной кладке — и демонстрация мощи России в конце столетней войны. По слухам, великий князь Московский, по прозвищу Иван Грозный, ослепил его архитекторов, чтобы они никогда больше не смогли спроектировать столь величественное здание.
Тем не менее, происхождение сооружения по большей части окутано тайной.
Спустя почти пять столетий имена архитекторов не могут быть подтверждены, хотя считается, что авторство проекта принадлежит двум архитекторам по имени Барма и Постник Яковлевы. Некоторые историки говорят, что эти два имени на самом деле относятся к одному человеку и что «Барма» на самом деле было прозвищем Постника Яковлева.
Собор Василия Блаженного находится на Красной площади в Москве рядом с укрепленным комплексом Кремля. Фото: Валентин Соболев/Александр Чумичев/ТАСС/Getty Images
«Действительно удивительно, что некоторые из самых основных фактов не поддаются проверке», — сказал Уильям Брумфилд, историк русской архитектуры и автор недавно вышедшей книги «Путешествия по Российской империи», во время видеоконференции.
Документации мало, поэтому историкам вроде Брамфилда приходится искать ключи.
«Мы много раз сталкивались с этой проблемой в истории русской архитектуры, даже в XVIII веке. Было много пожаров, нашествий, катаклизмов. Москва горела в 1812 году во время наполеоновского нашествия. Документов часто просто нет, — пояснил Брумфилд.
Сегодня Собор Василия Блаженного, официально известный как Покровский собор, представляет собой ряд часовен из красного кирпича, окружающих самую большую центральную форму. Каждая часовня увенчана ярким куполом синего, зеленого, красного и желтого цветов. Собор известен во всем мире своим сказочным видом, привлекает около 400 000 посетителей в год и стал важным культурным символом.
Гравюра с изображением Василия Блаженного около 1700 г. Собор был чуть не взорван Наполеоном Бонапартом в 1812 г. и почти разрушен Иосифом Сталиным в 19 г.35. Credit: Hulton Archive/Getty Images
Шедевр, расположенный на Красной площади города, на протяжении веков претерпевал значительные изменения, расширения и реставрации и даже сменил цвет. Первоначально называвшееся Троицким собором, здание сгорело в 1583 году и было восстановлено в течение следующего десятилетия. Историки точно не знают, как собор выглядел до пожара, но, основываясь на письменных описаниях того времени и гравюре XVII века, они знают, что знаменитые луковичные купола — расклешенные купола, ставшие символом русской православной архитектуры, — были добавлено после.
Храм Василия Блаженного также пережил множество конфликтов и политических изменений: в 1737 году он пережил еще один разрушительный пожар; он был чуть не взорван французским военным генералом Наполеоном Бонапартом в 1812 году, и ему угрожала опасность сноса при правлении коммунистического лидера Иосифа Сталина.
Демонстрация силы
Об этом сооружении известно, что в 1555 году Иван IV приказал построить церковь как демонстрацию военной мощи в честь победы России над Казанским ханством в вековой Руси -Казанские войны.
«(Собор) имел очень ясное политическое значение», — сказал Брамфилд. «Это показало силу Ивана Грозного как великого князя — позже он будет известен как первый царь».
«Россия действительно была терра инкогнита», — сказал историк русской архитектуры Уильям Брумфилд. «О нем было так мало известно, и многие рассказы, вышедшие из (России) в 16 веке, были выдумками. Их писали иноземные наемники, находившиеся на службе у Ивана (IV)». Предоставлено: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Собор Василия Блаженного не получил своего прозвища до правления сына Ивана, Федора, который построил часовню, посвященную святому Василию — или Василию — Блаженному, юродивому, который был известен Ивану и, как говорили, обладал могуществом пророчеств, включая предсказание великого пожара, бушевавшего в Москве в 1547 году, и будущего царствования Федора. Часовня Святого Василия — последняя воздвигнутая — была построена в его память и находится на вершине склепа, в котором хранятся его останки. Она стала самой популярной часовней, куда приходили помолиться посетители, искавшие исцеления.
Архитекторы церкви, безусловно, воспользовались архитектурным мастерством итальянцев, которые были известны своей прочной кирпичной кладкой и высокой высотой, о чем свидетельствуют такие здания, как культовый купол Флорентийского собора из красного кирпича. Между 1475 и 1510 годами итальянские архитекторы перестроили Кремль, а также две важные церкви, привнеся в Россию свои новые новаторские методы эпохи Возрождения. Их знания включали технологию изготовления крутых шатровых крыш, которые есть в центральной часовне Святого Василия.
Архитекторы Собора Василия Блаженного устроили группу часовен в основном симметричной планировки, в каждой из которых находился алтарь, посвященный святому, связанному с властью Ивана.
«Они (русские архитекторы) взяли итальянские технологии и научились строить эти высокие вертикальные сооружения и придавать… политическое (и) династическое значение» соборам, — сказал Брумфилд.
Красочные купола
Хотя луковичные купола стали характерной чертой русской архитектуры, по словам Брумфельда, никто точно не знает, как они попали в Царство. Возможно, Святой Василий был первым в регионе, кто принял их.
«В какой-то момент эта идея просто пронеслась по России», — сказал он. «Священники заменяли купола по всей России на купола-луковицы». Они оставались популярными на протяжении веков: от сдвоенных деревянных церквей 18 века на острове Кижи; до памятника Петербурга XIX века – Спаса-на-Крови; до современной Спасо-Преображенской церкви, построенной в 2008 году в Звездном городке.
Теории, согласно Брумфилду, предполагают, что архитекторы Василия Блаженного заимствовали стили купола Османской империи, символизирующие победу над Казанским царством, которое было татарско-тюркским государством. Или они могли ссылаться на купол храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Преображенская церковь в Кижах, Россия, представляет собой деревянный собор, увенчанный множеством луковичных глав. Фото: Shutterstock
«Русские в этот период начали рассматривать свою местность как новую священную землю», — объяснил Брамфилд. В то время Иерусалим находился под властью османов, как и бывшая римская столица Константинополь (ныне Стамбул), и ни один из них не признавал папскую власть. Они считали, что оставили дверь открытой для того, чтобы новый город стал священной столицей.
Цвета тоже не имеют решающей предыстории. Они добавлялись со временем, с конца 17 до середины 19 века, поскольку новые тенденции отдавали предпочтение ярким цветам.
«Русские любят красочные украшения», — сказал Брамфилд, добавив, что цветовая гамма также придает им яркость на фоне пасмурного неба, которого бывает много в долгие темные зимы в стране. Собор Василия Блаженного — не единственный собор, окрашенный в ослепительные тона. Они разбросаны по всей стране, в том числе праздничная, украшенная золотом Строгановская церковь в Нижнем Новгороде и ярко-красная церковь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Иркутске, Россия, ярко-красного цвета, как храм Василия Блаженного, с ярко-синими куполами. Фото: Shutterstock
Цвет храма Василия Блаженного изменился, как и все остальное: к его внешнему виду была добавлена новая колокольня, а к интерьеру были добавлены цветочные украшения и фигуративные фрески.
«Это как живой организм. Он вырос, он изменился, он был видоизменен», — сказал Брумфилд. «Но сердцевина всегда была отличительной. Она осталась там как символ московии и стойкости России».
На самом деле, его преобразующая природа, возможно, является причиной того, что он выжил. «Тот факт, что он был таким самобытным, означал, что каждое столетие считает его своим. Он действительно любимый. Нет другого здания в России, которое вызывает такую преданность и любовь, как храм Василия Блаженного».
Собор Василия Блаженного, Москва — 10 фактов, которых вы не знали —
Собор Василия Блаженного в Москве стал одной из самых узнаваемых визуальных достопримечательностей России. Он был построен царем Иваном IV Грозным в период с 1555 по 1561 год нашей эры в ознаменование его победы и взятия Казани и Астрахани. Казань открыла России путь для расширения на юг к Каспийскому морю и на восток в Сибирь, чтобы она стала настоящей империей. Таким образом, Собор Василия Блаженного был политически значимым сооружением, которое сегодня стало объектом всемирного наследия и используется как музей истории и архитектуры. Церковь была спроектирована и построена двумя архитекторами Посник и Барма . Хотя собор является известным архитектурным памятником, некоторые аспекты его дизайна и истории до сих пор остаются неизвестными. Вот несколько интересных малоизвестных фактов о соборе, которые были задокументированы на протяжении многих лет.
Источники изображения: Красная площадь перед пожаром 1812 года ©Федор Алексеев – lj.rossia.org
- Хотя в народе он известен как собор Василия Блаженного, первоначально он назывался Собором Покрова Богородицы у рва, так как он был построен в память взятия Казани, произошедшего в один день с праздником Покрова Богородицы в 1552 году. Он был построен на рву, окружавшем прежде Кремль и впоследствии засыпанном. Позже он был назван в честь святителя Василия (блаженного), юродивого за Христа, так как он правильно предсказал о пожаре, вспыхнувшем в Москве в 1547 году. Позже он умер в 1552 году, и его тело было погребено в сводах церкви. .
- Собор был первым зданием, построенным на рву, придавшем Красной площади ее современный характерный силуэт, так как на кремлевских башнях еще не было пирамидальных крыш.
- Первоначально в соборе было восемь небольших часовен, расположенных вокруг главного собора в центре. Девятая часовня на периферии была позже пристроена в 1588 году Федором I для размещения гробницы святого Василия. Центральный собор возвышался над остальными по вертикали, имея высоту 47,5 м. Это должно было символизировать господство царя над верной публикой.
Источники изображения: © Джулиус Сильвер, commons.wikimedia.org
- Красочное изображение собора является аномалией обычного русского архитектурного стиля. Для русских было обычной практикой оставлять структуру в белом цвете, а купола над ней красить в золото. Так и собор изначально задумывался, чтобы соответствовать белым камням Кремля, однако позже, в XVII веке, были добавлены цвета, вдохновленные описанием Царства Небесного из книги Откровений. Он был окрашен в несколько этапов, чтобы придать ему нынешний красочный вид.
- Это также первое сооружение, в котором традиционный стиль строительства из дерева был адаптирован к кирпичной форме собора. Таким образом, в России возник новый, невиданный ранее стиль архитектуры, не сравнимый ни с одним из когда-либо построенных сооружений. Луковичные купола также были более поздним дополнением к дизайну. Купола были добавлены в ходе реставрационных работ, проведенных после пожара 1595 года.
- В качестве места для храма Василия Блаженного была выбрана Красная площадь, являющаяся центральным местом в Москве, а также местом ранней Троицкой церкви и важным политическим местом. Однако также считается, что место, где сегодня стоит собор, было также местом, где святой Петр и Алексей, , вышедшие из Кремля, встретились с Сергием из Радонежского и Варлаамом Хутынским , чтобы помолиться о защите Москвы от нашествия Татарского хана Мухаммеда-Серого . Таким образом, место приобретает сакральное качество и обозначает присутствие Господа в управлении суверенным государством.
Источники изображения: ©Fireofmoscow.jpg
- Собор Василия Блаженного дважды чуть не разрушили. Первый раз в 1812 г., когда французские войска заняли Москву и Наполеон Бонапарт хотел разрушить церковь. Однако им пришлось отступить, прежде чем они смогли это сделать, и собор был спасен. Второй раз был в советский период, считается, что Сталин хотел сжечь собор, чтобы установить конец царизма в России и обозначить новый режим. Однако Петр Барановский , архитектор и художник-реставратор, написал письмо, в котором умолял его воздержаться от сноса архитектурного чуда и предложил взамен собственную жизнь. Это пощадило собор; однако архитектор был заключен в тюрьму на пять лет в качестве компенсации.
- Самое примечательное в замысле Собора Василия Блаженного – это то, что он выделяется среди всех соборов, построенных в Европе в 15 или 16 веке. Он был поистине уникален, и ничего подобного ему не строили ни до него, ни после. Таким образом, несколько историков в своих трудах изо всех сил пытались правильно описать его, поскольку им не хватало ориентира для него, и они часто прибегали к аналогиям с природой для описания ее внешнего вида или эстетики.
Источники изображения: ©Алексей Кузаев www.flickr.com
- Существует популярный миф о том, что Иван Грозный ослепил архитекторов собора после его завершения, чтобы они не могли повторить его проект в другом месте. Однако сомнительно, чтобы это было правдой, поскольку упоминается, что задействованный архитектор по имени Посник участвовал в строительстве Благовещенского собора и стен Кремля.