Содержание
Петербург — город карманников и хулиганов • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсПетербург накануне революцииЛекцииМатериалы
Как Петербург стал столицей хулиганства, какая иерархия существовала у профессиональных воров и почему карманники считались отличной партией для мещанских девушек — всё о криминальном мире Петербурга начала XX века
Подготовил Виталий Рыжов
Хулиганы Санкт-Петербурга играют в орлянку на деньги. Фотография Карла Буллы. Около 1910 года
© J. P. Getty Museum
Санкт-Петербург начала XX века был едва ли не самым криминальным городом Европы. Сказывался и столичный статус, и плотность населения, и множество трущоб. Ослепительная роскошь здесь соседствовала с невероятной бедностью, а богатые горожане ходили по тем же улицам, что и ищущие легких денег воры и мошенники. Число преступлений в городе с начала века росло с пугающей быстротой. В 1900 году петербургский окружной суд рассматривал 227 дел об убийствах, 427 — о разбойных нападениях, 1171 дело о нанесении телесных повреждений и 2197 случаев краж и воровства. В 1913 году статистика была уже иная: 794, 929, 1328 и 6073 случая соответственно.
Представителей криминального мира того периода можно условно разделить на две разные и порой диаметрально противоположные категории — профессиональные преступники и хулиганы. Для первых незаконная деятельность являлась образом и смыслом жизни, вторые же совершали преступления немотивированно — из озорства или в пьяном виде. Отношение к жертвам также было разным. Профессиональные преступники считали любое физическое насилие, особенно убийство, делом низким и грязным; убийц не уважали и считали низшей кастой. В хулиганской же среде, напротив, избить или убить человека считалось делом обычным и даже почетным, а изящные способы отъема денег не приветствовались.
Итак, в питерской криминальной среде начала XX века образовались два полюса. Познакомимся с ними поближе.
Профессиональные преступники
В XX век питерский криминальный мир вошел силой, с которой приходилось считаться властям. Это были уже не стихийные разбойничьи шайки или воры-одиночки, а самые настоящие организации со своими законами, иерархией и отраслями деятельности.
Иван, родства не помнящий
Член такой организации уже не мог завязать с преступным прошлым и зажить как обычный гражданин. С этим во многом связано название одной из профессий преступного мира — иван, родства не помнящий. По одной из версий происхождение этого термина уходит корнями во времена крепостного права, когда беглые крестьяне или каторжники, пойманные властями, называли себя Иванами, а на вопрос: «Чьих будешь?» — отвечали: «Не помню». В новое же время этот термин крепко прилип к профессиональным попрошайкам, работавшим на улицах Петербурга и других крупных российских городов. Здесь же он обрел и новый смысл: члены этой артели не помнили родства в том смысле, что рвали все связи со своими семьями, вливаясь в новую, криминальную семью.
Между нищенскими артелями были поделены ключевые точки: храмы и церкви, площади и рынки. Зашедшему на чужую территорию приходилось несладко: его избивали и сдавали на руки полицейским, имевшим свою долю в прибыльном нищенском бизнесе. Попрошаек иванов очень уважали другие преступники, делая их символом и эталоном своего образа жизни. Считалось, что человек вне закона может вести только кочевую, гастрольную жизнь. Даже сегодня среди определенного контингента сохранилось обращение «бродяга» в значении «друг», «приятель», а в те времена наиболее успешных и авторитетных преступников уважительно называли иванами.
Были, впрочем, и попрошайки-одиночки. Одним из самых известных мнимых калек являлся профессиональный нищий Климов, проживавший с семьей в целой квартире в одном из домов за Обводным каналом. Каждое утро он на извозчике добирался до Гостиного Двора, где с помощью нехитрого приспособления — корытца превращался в безногого (по другой версии он по пути подвязывал к ногам корытце и приезжал уже калекой).
Цапки и городушники
Среди обитателей чрева Петербурга — Сенной площади и Сенного рынка — выделялась группа воровок-цапок. Действовали они просто и грубо: хватали с прилавка товар и бросались наутек. Если же одну из них все-таки удавалось поймать, со всех сторон рынка тут же набегали ее товарки, поднимали шум и вырывали подругу из рук возмущенных торговцев. Поднявшийся шум был даже на руку этим воровкам, ведь пока хозяин лотка занят руганью и выяснением отношений с одной из них, остальные тянули с прилавка оставшийся товар. Разумеется, уважением цапки не пользовались.
Также презирались «честными» ворами залетные городушники. Промысел их был прост: хватали товар с прилавка (или в случае с ювелирными магазинами просили товар посмотреть) и убегали — не стесняясь ни продавцов, ни покупателей. Некоторые делали специальные потайные карманы для краденого. В Петербург эти воры приезжали в основном из окрестных сел и городков, хотя были гости и издалека. В 1900 году на Петербург обрушилась варшавская банда городушников. Сначала они стащили два бобровых воротника в магазине на Большой Морской, а при попытке украсть серьги из ювелирной лавки в Гостином Дворе городушников задержали. Правда, сроки тогда вся банда получила весьма гуманные: от трех месяцев ареста до четырех лет в арестантских ротах. Случалось, что городушников сдавали в руки полиции и их коллеги из других воровских сословий — настолько велико было презрение к магазинным кражам.
Конокрады
Не больше веса в преступном мире было и у конокрадов, вольготно чувствовавших себя в столице Российской империи. Организация у них была первоклассная: сказывались вековые традиции искусства кражи лошадей, передававшиеся из поколения в поколение. Подкупленные полицейские, сеть информаторов, огромное число вовлеченных в дело преступников, четкое распределение обязанностей, строжайшая конспирация — в общем, самая настоящая мафия. Добытых лошадей маскировали в специальных мастерских — «золотых конторах»: перекрашивали, меняли подковы, подпиливали зубы и изменяли форму копыт. Краденых лошадей перекрашивали, чтобы придать им презентабельный внешний вид, а чересчур тощих даже надували через задний проход, чтобы они выглядели раскормленными и стоили больше.
Конокрады регулярно рисковали жизнью: если их ловили власти, то сажали на год или два, но если воры попадались разгневанным извозчикам — их забивали до смерти прямо на месте преступления. Базировались конокрады на Сенной площади, но имена самых известных преступников этой профессии канули в Лету, настолько эффективной была их конспирация.
Взломщики сейфов
Другая воровская когорта дореволюционного Петербурга, имевшая практически все признаки современной преступной организации, пользовалась среди криминалитета уважением не в пример конокрадам. Это были взломщики сейфов — техническая элита преступного мира того времени. Между производителями сейфов и медвежатниками шла настоящая гонка вооружений: первые делали механизмы замков все сложнее, вторые же придумывали изощренные способы взлома. Правда, не всегда изящные: вместо отмычек зачастую применяли кувалды и даже только-только появившиеся газосварочные аппараты. Организации медвежатников по сравнению с артелями конокрадов были малочисленнее, зато имели куда больше веса в обществе: например, одной из банд руководил бывший депутат Государственной думы от Тверской губернии Алексей Федорович Кузнецов. Вспомогательный персонал у медвежатников также был качественно другим: вместо городовых и мелкой прислуги — высокие полицейские чины, служащие контор и банков.
Фотография из альбома вдовствующей императрицы Марии Федоровны. 1916 год
© Metropolitan Museum of Art
Профессиональные воры
Самой большой и разношерстной преступной кастой были профессиональные воры. Если судить по документам того времени, насчитывалось порядка 30 воровских специальностей, в каждой из которых, в свою очередь, было несколько направлений деятельности.
Карманники
Настоящей элитой среди воров считались, конечно, воры-карманники. Профессия была прибыльной, а романтический ореол, которым она была окружена, служил мастерам карманной тяги хорошую службу: среди мещанского сословия того времени жених-карманник считался замечательной партией для дочери.
Элитарность карманников была на самом деле заслуженной. Они работали практически на передовой преступного мира, каждый день рискуя попасть в руки закона. Успешным карманником нужно было родиться: имели значение врожденная подвижность суставов, длина пальцев, выдержка и хладнокровие. Но врожденных качеств было мало — требовались постоянные тренировки для поддержания себя в форме, необходимо было вести определенный образ жизни, больше похожий на аскезу. Каждая бессонная ночь за карточным столом сказывалась на внимательности и бдительности, а курение табака притупляло чувствительность пальцев. Самым главным кошмаром карманного вора была старость, когда и реакция уже не та, что в молодости, да и пальцы не так послушны. В случае достижения определенного возраста у карманника оставалось два выбора: продолжать заниматься своим ремеслом, каждый раз рискуя все больше и больше, либо стать преподавателем в воровской академии, где отошедшие в силу возраста от дел преступники обучали поросль. Согласно легенде, выпускной экзамен в академии сдавали так: вор должен был вытащить бумажник жертвы, пересчитать в нем деньги и вернуть его на место.
Карманники были нескольких специальностей в зависимости от места работы (общественный транспорт, магазины, рынки) и способа совершения кражи. Ширмачи маскировали рабочую руку плащом, другой рукой отвлекая внимание жертвы, писари разрезали карман лезвием или заточенной монетой, а рыболовы вытаскивали бумажники с помощью рыболовного крючка на леске. Были среди карманников и свои аристократы и плебеи. Наименьшим уважением пользовались дубилы, кравшие продукты из корзин и сумок на рынке. А вот марвихеры, специализировавшиеся на кражах из карманов самых знатных и богатых, работали в театрах, на светских приемах и раутах.
Ущерб, наносимый карманными ворами, был настолько велик, что полиции пришлось создавать институт особых агентов, охотившихся на карманников. Филёры, так назывались эти агенты, постоянно присутствовали в местах работы карманников, стараясь взять воров с поличным. Работа была сложная: вора надо было выследить, не привлекая к себе внимания, оказаться поблизости с ним в момент кражи, схватить и не дать сбросить кошелек. В противном случае доказать его вину вряд ли удавалось. Преступники в долгу не оставались и нередко прибегали к помощи уличной шпаны, которая запоминала выходящих из отделений полиции людей в штатском, передавая информацию о них старшим товарищам.
Шулера
Преступники, специализировавшиеся на карточном мошенничестве, стояли особняком в криминальном мире Петербурга начала XX века. Как правило, это были люди высокого происхождения, с соответствующими связями и репутацией. Шулера редко оказывались за решеткой, и тому причиной — несколько факторов. Во-первых, вскрыть карточное мошенничество — занятие не из простых, здесь нужны железные доказательства и знание основ шулерского ремесла. Во-вторых, даже если и удавалось доказать факт мошенничества, дружественные связи в полиции, подкрепленные увесистыми пачками банкнот, позволяли шулерам остаться безнаказанными.
Третьим и очень важным обстоятельством было то, что страсть к азартным играм в то время считалась делом постыдным и недостойным. Поэтому нередко обманутые игроки сами старались скрыть факт обмана, чтобы не подмочить свою репутацию.
Мошенники
Мошенники, как и воры, были очень неоднородной преступной кастой, объединявшей в себе людей самых разных. Наглые и беспринципные брачные аферисты совсем не походили на спокойных и трудолюбивых фальшивомонетчиков, проводивших дни и ночи в своих подвальных мастерских. Помимо денег, подделывалось все, что только можно было подделать: от товаров повседневного спроса до ценных бумаг.
Хулиганы
Как уже говорилось, начало XX века в Петербурге ознаменовалось резким ростом преступности. Всего за 13 лет число хулиганских преступлений выросло в четыре раза. Если действия воров и мошенников, гнушавшихся применять физическую силу к жертвам и тем более сторонившихся убийств, можно было объяснить финансовыми мотивами, то хулиганы действовали стихийно, по сиюминутному порыву. Убить человека просто так для них было делом обычным. Согласно статистике, большая часть убийств в первые десятилетия XX века была совершена именно из хулиганских побуждений.
Причин тому, что Петербург стал не только криминальной, но и хулиганской столицей Европы, было две. Прежде всего, столица Российской империи в начале века была городом пьющим, причем довольно сильно. Дешевую водку продавали в том числе навынос в сотнях подвалов и трактиров. Главными рассадниками столичного пьянства были Щербаков, Спасский и Апраксин переулки, где драки и поножовщина не прекращались ни днем ни ночью, делая эти места опасными для случайных посетителей. Вирус хулиганства быстро распространялся. Драки между рабочими патронного и меднопрокатного заводов на Выборгской стороне были делом обыденным, обитатели Петербургской стороны за Нарвской заставой с удовольствием били жителей Балтийской стороны; не гнушались драками стенка на стенку и рабочие знаменитого Путиловского завода.
Но какими бы жестокими ни были подвыпившие и в стельку пьяные посетители кабаков, им было далеко до беспризорников — второй и, наверное, главной причины засилья хулиганов в Петербурге. Ряды апашей, как именовали хулиганов газеты того времени, пополнялись за счет сирот, детей фабричных рабочих, занятых на производстве и не занимающихся воспитанием отпрысков, подмастерьев, сбежавших от жестокости хозяина, но в родные деревни возвращаться не торопившихся. Неприкаянная молодежь мегаполиса сбивалась в стаи, превращавшиеся в банды, — основной костяк хулиганских шаек составляла молодежь с рабочих окраин города.
К началу XX века в Петербурге насчитывалось пять крупных хулиганских объединений: песковцы, вознесенцы, владимирцы, рощинцы и гайдовцы. Про последних даже сочинили песенку, очень любимую хулиганами Выборгской стороны: «По одной стороне Гайда свищет идет, / По другой стороне Роща бить всех спешит». Был у хулиганов свой дресс-код: заломанные фуражки-московки набекрень, из-под которых выбивается тщательно уложенный чубчик, красная фуфайка, высокие сапоги и дежурная папироска в зубах. Образ уличного бандита тех лет можно лицезреть в фильме 1918 года «Барышня и хулиган» с Владимиром Маяковским в главной роли.
Среди самих хулиганов была собственная система опознавания «свой — чужой»: принадлежность к банде определялась по цвету кашне и по положению фуражки на голове. Например, гайдовцы носили синие кашне и сдвигали фуражку на правое ухо, а рощинцы сдвигали картуз на левое ухо и носили кашне красного цвета. О том, чем занимались хулиганы того периода, подробно написано в журнале Министерства юстиции за 1913 год:
«…праздношатайство днем и ночью с пением нецензурных песен и сквернословием, бросанием камней в окна, причинение домашним животным напрасных мучений, оказание неуважения родительской власти, администрации, духовенству; приставание к женщинам, мазание ворот дегтем, посягательство на женское целомудрие до изнасилования включительно; избиение прохожих на улице, требование у них денег на водку с угрозами избить, вторжение в дома с требованием денег на водку, драки; истребление имущества, даже с поджогом, вырывание с корнем деревьев, цветов и овощей без использования их, мелкое воровство, растаскивание по бревнам срубов, приуготовленных для постройки».
Впрочем, были у хулиганов и свои понятия о чести. Так, например, главные банды того времени — рощинцы и гайдовцы — применяли оружие, финские ножи и гири, только в стычках с такими же хулиганами. А более молодые банды излишней принципиальностью не отличались. Со временем банды, почувствовавшие свою силу, от простого хулиганства начали переходить к более серьезным делам.
В 1907 году банды Выборгской стороны — фризовские и сампсоньевские — объединились для совершения ряда ограблений. Вооруженные револьверами, хулиганы врывались в кассы, почтовые отделения и ломбарды, унося с собой крупную добычу. Превращению из хулиганов в профессиональных преступников способствовали и черные списки, составленные владельцами заводов после революции 1905 года, в которой активное участие принимали хулиганы. Всех лиц из черных списков больше не брали на работу, и потому выход у них был только один — подаваться в криминал.
Главным рассадником хулиганских банд была Петербургская сторона. Большой проспект был территорией рощинцев и гайдовцев, которые чувствовали там себя хозяевами положения: гостей из других районов города без зазрения совести избивали и грабили, а от нагрянувшей полиции скрывались в лабиринтах прилегающих к проспекту улочек и переулков. Со временем хулиганских мест в Петербурге становилось все больше и больше: Вознесенский проспект, окрестности Сенной площади, Лиговка — все эти места приличные горожане старались обходить стороной. Разумеется, хулиганские банды враждовали не только с законом, но и между собой. Это была самая настоящая война с неожиданными альянсами, интригами и переделом территории.
Одним из главных моментов противостояния между бандами стало 3 октября 1910 года. Тогда банды Васильевского острова объединились с рощинскими и ждановскими Петербургской стороны, чтобы наказать дворянских Дворянские — хулиганы с Большой Дворянской и Малой Дворянской улиц.. Причиной стало нападение на одного из васинских Васинские — хулиганы с Васильевского острова. в Александровском парке, считавшемся нейтральной территорией, свободной от распрей и войн. Представители этой сводной хулиганской армии направились к вотчине дворянских — Народному дому. В обычной толкучке перед дверями Народного дома Васька Черный, главарь одной из банд, залез в карман солдату, что заметил его сослуживец. Хулигана схватили, но подоспевшие на выручку приятели решили эту проблему: солдат получил удар ножом в шею и скончался на месте. Подобная дерзость стала последней каплей в чаше терпения властей. По всему городу на хулиганов начались массовые и методичные облавы с участием поисковых собак. Результаты не заставили себя долго ждать: были схвачены главари и активные члены многих шаек, в том числе и Васька Черный.
О серьезности угрозы со стороны хулиганов свидетельствует и проведенное в 1914 году собрание российской группы Международного союза криминалистов, на котором рассматривалась возможность внесения в уголовное законодательство таких понятий, как «хулиганство», «озорство» и «пакостничество». Камнем преткновения для маститых правоведов тогда стало отсутствие мотива в преступлениях, совершаемых молодежными бандами. Было решено разработать закон, предусматривавший уголовную ответственность за хулиганство, но планам этим помешала начавшаяся Первая мировая война.
Источники
- Засосов Д. А., Пызин В. И. Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX–XX веков.
М., 2003.
- Калпинская О. Е. Особенности возникновения и развития организованной преступности в дореволюционной России.
«Юриспруденция». № 4. 2010.
- Лурье Л. Я. Хулиганы старого Петербурга.
«Неприкосновенный запас». № 3. 2000.
- Муравьева И. А. Век модерна. Панорама столичной жизни
СПб., 2007.
- Никитин Н. В. Преступный мир и его защитники.
М., 2003.
Теги
Российская империя
Новый курсМарсель Пруст в поисках потерянного времени
Автор нового перевода Пруста Елена Баевская рассказывает о том, как устроены «Поиски потерянного времени», почему роман сложно читать и почему это очень полезное чтение
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
12 минут
1/6
Императорский дом
Какие проблемы были в семье Романовых, каким характером обладал император и почему друзьям он предпочитал общество жены
Читает Лев Лурье
Какие проблемы были в семье Романовых, каким характером обладал император и почему друзьям он предпочитал общество жены
9 минут
2/6
Высший свет
Кто и как решал в Петербурге судьбы страны, почему быть гвардейцем было почетно, но невыгодно и при чем здесь яхт‑клуб
Читает Лев Лурье
Кто и как решал в Петербурге судьбы страны, почему быть гвардейцем было почетно, но невыгодно и при чем здесь яхт‑клуб
9 минут
3/6
Интеллигенция Серебряного века
Из кого состояла петербургская интеллигенция, как она относилась к власти и почему была далека не только от народа, но и от высшего света
Читает Лев Лурье
Из кого состояла петербургская интеллигенция, как она относилась к власти и почему была далека не только от народа, но и от высшего света
11 минут
4/6
Крестьяне в городе
Что ожидало приезжего в Петербурге, какие социальные лифты помогали самым предприимчивым и кому революция была нужна меньше всего
Читает Лев Лурье
Что ожидало приезжего в Петербурге, какие социальные лифты помогали самым предприимчивым и кому революция была нужна меньше всего
12 минут
5/6
Хулиганы, попрошайки, проститутки
Как Петербург стал опасным городом, почему на его улицах было столько хулиганов и проституток и как жены чиновников брали взятки
Читает Лев Лурье
Как Петербург стал опасным городом, почему на его улицах было столько хулиганов и проституток и как жены чиновников брали взятки
12 минут
6/6
Пролетарии и революция
Почему у рабочих не было будущего, кто первым получал по голове во время забастовки и как
из‑за одной стачки пало самодержавие
Читает Лев Лурье
Почему у рабочих не было будущего, кто первым получал по голове во время забастовки и как
из‑за одной стачки пало самодержавие
Материалы
«Мемори» с Романовыми
Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых
Что слушали в дореволюционной России
Плейлист с короткими рассказами об исполнителях
Свобода слова в России
Как власть боролась с журналистами после отмены цензуры в 1905 году
Над чем смеялись
в дореволюционной России
Аудиозаписи выступлений комиков начала XX века
Все развлечения Петербурга
Путеводитель по дореволюционному Петербургу
Питербурх, Петрополь и Чертоград
3 имени и 13 прозвищ города
Как организовать стачку
10 стадий русского бунта
Балерина Романовых
О Матильде Кшесинской и ее романах с тремя великими князьями
Поездка в Петербург 1912 года за мамонтом
Впечатления 10-летнего мальчика о поездке в столицу
Как звучал голос Николая II
Две аудиозаписи речи последнего императора
Как пьют русские писатели: рассказы трактирщиков
Фельетон 1908 года
Слоны Романовых
Откуда в Царском Селе взялось редкое животное
Царь-убийца
Как охотился Николай II
Велимир Хлебников о предреволюционном Петербурге
Избранные места из переписки поэта с родственниками и друзьями
Диаспоры в Петербурге
Где и как жили в городе поляки, немцы, финны и другие нацменьшинства
От водоноса до портняжки
Из кого состояла уличная толпа Петербурга
Круг чтения Николая II
От «Дракулы» до Книги Иова: как проводил свободное время император
Петербург в кино
Девять отечественных фильмов, по которым можно изучать дореволюционный Петербург
Комета Галлея: паника века
Как космическое тело вдохновило авантюристов и петербургских поэтов
Шерлок в Петербурге
Как легендарного сыщика занесло в Росcию
Николай II в Крыму
Редкое видео о путешествии российского императора на юг
Лев Лурье: «Петербург дает некоторую закалку»
Кто придумал термин «серебряный век»
Как вошел в обиход уже привычный термин
Петербург — город карманников и хулиганов
Как город стал столицей хулиганства
«Архнадзор» начала века
Как ревнители облика Петербурга жаловались на отвратительную новую архитектуру 100 лет назад
Проституция в Петербурге
Все о жизни петербургских продажных женщин начала XX века
«Боже, царя стряхни!»
Обзор сатирической поэзии 1905–1907 годов
Субкультура гомосексуалов в дореволюционном Петербурге
Как жили и где развлекались поклонники однополой любви (18+)
Веганы и сыроеды дореволюционного Петербурга
Как вегетарианство стало модным
Суфражистки, актрисы и фельдшеры
Каково это — быть женщиной в Петербурге начала века
Азбука дореволюционной жизни
Cамые удивительные и парадоксальные заметки из старых газет
Весь курс за 5 минут
Все, что нужно знать о дореволюционном Петербурге, в самом кратком изложении
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Санкт-Петербург — Полюбить советскую архитектуру
Исследователи рассказывают о самых знаковых авангардных памятниках города и о том, на что обращать внимание, чтобы понять специфику ленинградского стиля.
Аудиогид
Понять, насколько развит конструктивизм в Санкт-Петербурге и какую роль он играет в городе, не так уж просто. Некоторые исследователи даже называют авангард «изгоем» и «несуществующим слоем», настолько незамеченным он остаётся в городе на Неве. Создатель проекта «Соварх» Александр Стругач объясняет это «высокой конкуренцией»: «В Питере с его плотным слоем исторической застройки, с ансамблями барокко, модерна и классицизма авангард пока что не воспринимается как состоявшийся слой культурного наследия. При этом он разрушается, и объяснить, что это ценно, становится всё сложнее».
Между тем, в 1920–1930-х годах в Ленинграде создавались уникальные здания и комплексы, формировались свои школы и приёмы. По мнению исследователя, соавтора книги «Архитектура ленинградского авангарда» Маргариты Штиглиц, на ленинградский авангард повлияли модерн и неоклассика, во многих зданиях есть отсылки к ней. Ещё одна важная особенность — внимание к выразительности художественной формы. Стругач отмечает, что на формирование стиля повлияло две линии: «Малевич, работавший здесь вместе с учениками, и его идеи супрематизма. И Мендельсон, привнёсший европейские черты». Около 80 зданий этого периода стоят на государственной охране, но ещё большее количество в таком статусе нуждается.
Strelka Magazine попросил исследователей авангарда выделить десять самых важных для города памятников и объяснить, в чём их ценность и в чём индивидуальность ленинградского стиля.
Маршрут по городу можно посмотреть по ссылке в Google Maps.
ТРАКТОРНАЯ УЛИЦА И КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ НА НАРВСКОЙ
Адрес: район у метро «Нарвская»
Годы постройки: 1925–1935
Район метро «Нарвская» — настоящий заповедник авангарда. Его также можно назвать полем для экспериментов. Ведь именно здесь были построены первая школа советского Ленинграда, первые райсовет, жилмассив и крупный ДК. Архитектор Александр Стругач отмечает, что на Нарвской, в отличие от многих других районов, сохранилось уникальное планировочное решение. «Лев Ильин, очень хороший планировщик, предложил создать систему двух центров. Ими стали две площади — историческая вокруг Нарвских ворот и новая, на которой построили Кировский райсовет. Эту идею полицентричности Ильин развивал и дальше как свою творческую линию. Позднее, в генеральном плане Ленинграда, он добавит к существующему историческому центру города с Невским проспектом новый центр с Московским».
Наиболее ценной деталью комплекса Стругач называет жилмассив на Тракторной улице (1925–1927, А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов). Для его создания архитектор Симонов специально ездил перенимать опыт в Германию и Швецию и создал вполне европейскую архитектуру. Шестнадцать трёх- и четырёхэтажных корпусов, смотрящих друг на друга, отрицают петербургский принцип сплошной застройки улицы. Интересно то, что здания не повторяют друг друга зеркально. В них по-разному сгруппированы и выполнены балконы, лестницы, карнизы. Визитная карточка Тракторной улицы — выразительные полуарки на угловых домах.
«Нарвский комплекс строили из того, что было: в некоторых зданиях использовали кирпичи от старых домов, а на Тракторной перекрытия делали из трамвайных рельсов. К тому же в них не сделали ванные комнаты, хоть рабочие и настаивали на этом. Дело было в том, что советская промышленность тогда просто-напросто не выпускала ванн», — рассказывает Александр.
Маргарита Штиглиц выделяет ещё несколько важных зданий комплекса. Два из них расположены на площади Стачек: Дворец культуры имени А. М. Горького (дом 4, 1925–1927), универмаг и фабрика-кухня (дом 9, 1929–1931). И ещё два — на проспекте Стачек: школа имени 10-летия Октября (дом 5, 1925–1927) и Кировский райсовет (дом 18, 1930–1935). Последний, по словам Штиглиц, не имеет равных среди памятников конструктивизма по градоформирующей роли. «Здание буквально бросается в глаза аффектированным силуэтом, напряжённым противоборством горизонталей и вертикалей, столкновениями жёстких и мягких округлых объёмов. Гипертрофированные, „бесконечные“ полосы остекления звучат гимном ленточному окну». Действительно, длина остекления достигает 120 метров, что для Ленинграда большая редкость. Райсовет имеет выразительный вертикальный акцент — 50-метровую башню с зубцами-балконами.
ПЕРВЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ ЛЕНСОВЕТА
Адрес: Набережная реки Карповки, 13
Годы постройки: 1931–1935
Первый дом Ленсовета — пример элитного жилья эпохи авангарда. В этом довольно большом здании всего 76 квартир по три-шесть комнат, некоторые двухуровневые. Для партийных работников создавались улучшенные условия жизни, от дубовых внутриквартирных лестниц и встроенной мебели до солярия на крыше и беседки во дворе. Были даже идеи специально построить через реку Карповку пешеходный мост, ведущий к дому.
«Поскольку город раньше часто затапливался, дома на набережных необходимо было поднимать на цоколь. А так как в этом доме на втором этаже находился детский сад и из него нужно было предусмотреть пути эвакуации, архитекторы заложили внешние лестницы», — говорит Александр Стругач. Евгений Левинсон, проектировавший здание в соавторстве с Игорем Фоминым, называл эти лестницы «наглядной пропагандой» пластических свойств железобетона. И хоть в ленинградском климате они были не очень удобны для использования, сегодня их можно считать одним из символов дома.
«Здесь ярко проявились черты завершающей стадии стиля, овеянной духом экспрессионизма и получившей отпечаток ар-деко, — описывают архитектурные особенности дома Штиглиц и Кириков. — Динамичная игра объёмов, контрасты криволинейных и прямоугольных частей, противопоставление лёгкой нижней галереи тяжёлому верхнему массиву, чередование ровных поверхностей и глубоких впадин, выступающие клиньями висячие углы и парящие наружные лестницы — во всём этом проступает тенденция к нарочитой формальной остроте. Изощрённость рисунка всех фасадов, включая дворовые, отвечала элитному статусу дома».
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ ЛЕНСОВЕТА (БЫВШИЙ ДК ПРОМКООПЕРАЦИИ)
Адрес: Каменноостровский проспект, 42
Годы постройки: 1931–1938
Недалеко от дома на набережной Карповки находится ещё одно творение Левинсона — Дом культуры имени Ленсовета, бывший ДК Промкооперации. Здание можно назвать конструктором, ведь оно включило в себя дореволюционный «Спортинг-палас», находившийся на этом месте. В этом неоклассическом комплексе был ресторан, кино- и концертный зал, а также зал для катания на роликовых коньках. В 1930-е годы было решено перестроить опустевшее к тому времени здание на новый лад, сохранив развлекательные функции.
В новом доме культуры размещалось два зала: театральный с потолком в форме рупора для лучшей акустики и небольшой кинозал, выступающий на углу в форме сектора. Планировалась также спортивная зона с бассейном, но она не была построена. Не была также реализована в полную высоту башня, хоть Левинсон неоднократно просил увеличить её с построенных 30 метров до запланированных 46. Из-за этой потери высоты здание кажется лишённым яркого акцента и слегка растянутым.
Авторы книги «Архитектура ленинградского авангарда» проводят интересную параллель между угловым витражным помещением библиотеки ДК и Баухаузом. «Навесные стеклянные плоскости, за которыми спрятаны стеклянные конструкции, захватывают угол, образуя единый крупный объём. Столь радикальный функционалистский приём объёмного остекления был навеян Баухаузом Гропиуса, но в окончательном варианте чистые прозрачные поверхности покрылись геометрической паутиной переплётов. Пронзительной нотой звучит одинокий, случайный балкон, неожиданно вынырнувший на стеклянный экран».
ДОМ-КОММУНА ОБЩЕСТВА ПОЛИТКАТОРЖАН
Адрес: Троицкая площадь, 1
Годы постройки: 1929–1933
Архитектура авангарда развивалась на окраинах Ленинграда, но иногда в виду важности проектов их пускали в исторический центр. Ярким примером служит дом-коммуна политкаторжан, построенный прямо напротив Петропавловской крепости.
Общество политкаторжан было организовано в 1921 году, в него входили бывшие узники царских тюрем и ссылок. В конце 1920-х оно насчитывало 2 759 человек и имело свыше 50 филиалов по всей стране. Правда, на момент строительства дома-коммуны для членов общества и их семей существовать обществу оставалось несколько лет — до 1935 года. Многие жители дома вновь стали жертвами репрессий, о чём говорит мемориальный камень рядом с ним. Но тогда, на момент строительства, вряд ли кто-то мог это предположить — проектировали здание для светлого будущего, с общим бытом и культурной составляющей.
В доме-коммуне, разделённом на три корпуса, 200 двух- и трёхкомнатных квартир, спроектированных из расчёта один человек на комнату. В квартирах, как и положено в подобных домах, не было кухонь, лишь электрические шкафы для подогрева пищи. Для жителей была создана развитая инфраструктура: зал на 500 мест, столовая-ресторан, детский сад, солярий, прачечная, библиотека. При доме также работал музей каторги и ссылки. Большинство этих зон находилось на первом этаже, и архитекторы удачно выделили его ленточным остеклением. Создаётся ощущение, что здание парит или плывёт над землёй.
В минуте ходьбы от дома политкаторжан, на Кронверкском проспекте, 9, стоит ещё одно интересное здание эпохи авангарда, построенное теми же архитекторами (Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков), — Академия железнодорожного транспорта имени товарища Сталина. Считается, что формой оно повторяет очертания серпа и молота. Выразительно смотрится изогнутый фасад и врезанные в него вертикальные лестничные клетки. Завершается корпус парящим в воздухе клином.
ДОМ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ ИЛЬИЧА
Адрес: Московский проспект, 152
Годы постройки: 1929–1931
На Московском проспекте стоят сразу два интересных авангардных здания. Первое — ДК имени Ильича, построенный для работников завода «Электросила». Его проектировал Николай Демков. В большинстве случаев этот архитектор создавал типовые общественные здания, но в случае с ДК Ильича речь идёт об уникальном проекте, считающимся самым значимым у этого архитектора.
Сверху дом культуры напоминает зигзаг. Ближе к Московскому проспекту расположена театральная часть с залом, вестибюлем и фойе. Клубная часть с комнатами для кружков, спортивных занятий и столовой отнесена вглубь участка. Однако с помощью остеклённых и глухих деталей архитектор создаёт диалог между ними. «С южной стороны трапециевидные эркеры фойе первого этажа вбирают стеклянными складками свет и создают эффект пульсации пространства. Фойе второго этажа, распахнутое большими лежачими окнами на Московский проспект, походит на застеклённую террасу. Просторная лестница клубной части освещена двумя вертикальными витражами. Вход в клубную зону прорезает сбоку глухую стену — огромный белый квадрат. Ему вторит белый прямоугольник торца гимнастического зала с чёрным кругом оконного проёма», — описывает здание Маргарита Штиглиц.
МОСКОВСКИЙ РАЙСОВЕТ
Адрес: Московский проспект, 129
Годы постройки: 1931–1935
Напротив дома культуры находится более монументальный Московский райсовет. Это первый крупный проект Игоря Фомина (сына известного архитектора Ивана Фомина). Планировочной находкой и самой яркой частью здания можно считать пятиэтажный гигантский цилиндр. В нём по кругу были расположены самые часто посещаемые отделы райсовета. Вместо коридорной системы они связывались галереями, а в центре цилиндра находился перекрытый куполом зал. Интересно, что окна не образуют вертикальных или горизонтальных акцентов, они, как и всё оформление цилиндра, равномерно распределены. Остальная часть здания во многом повторяет планировку других райсоветов. В продольном корпусе находились административные подразделения, а в круглом — зрительный зал.
Даже при простом визуальном сравнении двух памятников на Московском проспекте чувствуется, что второй построен позже и не в таком чистом стиле, как первый. Такую «размытую лексику конструктивизма», по словам Штиглиц, тоже можно считать одним из признаков ленинградского авангарда.
СИЛОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ФАБРИКИ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
Адрес: Пионерская улица, 53
Годы постройки: 1926–1928
Фабрика «Красное знамя» была одним из самых крупных текстильных предприятий в стране. В начале XX века ей принадлежало 40 процентов трикотажного рынка России. В 1920-е весь фабричный комплекс было решено переоборудовать, для чего привлекли мастера промышленного строительства, немецкого архитектора Эриха Мендельсона. К сожалению, его изначальный смелый и талантливый проект не был воплощён. Препятствием стало и недовольство ленинградских архитекторов тем, что иностранец получил проект без конкурса, и невозможность воплотить его на конкретном участке. Мендельсон отказался от авторства и прекратил работу с Ленинградом. Единственным полностью реализованным его детищем на «Красном знамени» стала силовая подстанция. Но даже она, по словам исследователей, оказала большое влияние на весь ленинградский авангард.
Подстанция состоит из нескольких блоков. Вдоль Пионерской улицы тянется прямоугольный, с вертикальным ритмом витражей и железобетонных рам. Он заканчивается эффектным скруглением. В нижнем округлом кирпичном ярусе помещались фильтры, в верхнем объёме — резервуары с чистой водой. Этот верхний почти глухой перетянутый обручами объём создаёт метафору корабля, тянущего за собой остальной комплекс фабрики.
По словам Кирикова и Штиглиц, подстанция может считаться манифестом Мендельсона: «В её архитектурном образе органично слиты приёмы функционализма и экспрессионизма, убедительно воплощён постулат архитектора „функция плюс динамика“. Это произведение, поначалу не получившее общего признания, стало одним из ключевых в развитии ленинградского авангарда».
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ И КАНАТНЫЙ ЦЕХ ЗАВОДА «КРАСНЫЙ ГВОЗДИЛЬЩИК»
Адрес: 25-я линия Васильевского Острова, 6
Годы постройки: 1929–1931
Ещё один фабричный шедевр ленинградского авангарда стоит на 25-й линии Васильевского острова. Завод на этом месте был основан ещё в середине XIX века. Очередное переименование и модернизация пришлись на 1920-е годы. Тогда-то к работе над проектом и был привлечён «советский Пиранези» Яков Чернихов. Он создаёт выразительную водонапорную башню и канатный цех (последний уже утратил исторический вид).
Форма водонапорной башни при всей простоте демонстрирует возможности железобетона. На узком и высоком параллелепипеде, в котором помещается лестница, установлен цилиндр для резервуара с водой. Его центр смещён, подпорками служат две тонкие вертикали. По форме башня напоминает гвоздь, что созвучно выпускаемой продукции. «Башня „Красного гвоздильщика“ — уникальный пример состоявшегося проекта Чернихова, — говорит Александр Стругач. — У архитектора мало реализованных зданий, мы больше знаем его по графике и фантазиям. Я очень советую посмотреть его книги „Архитектурные фантазии. 101 композиция“ и „Конструкция архитектурных и машинных форм“. В них даже слова странно сочетаются. В этой башне воплотился масштаб личности архитектора. Не случайно Заха Хадид, когда приезжала в Петербург, специально отправилась посмотреть на неё».
ФАБРИКА-КУХНЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
Адрес: Большой Сампсониевский проспект, 45
Годы постройки: 1929–1930
Архитектуру авангарда можно считать своеобразным маячком развития Ленинграда 1920–1930-х годов. Создававшиеся в этом стиле здания и целые кварталы были призваны внести важные социальные изменения в жизнь людей, в основном жителей окраин. «Рабочие, которые до революции жили в ветхих домах, а то и вовсе на фабрике, получали новое жильё и необходимую для жизни инфраструктуру. Вряд ли они считали эти новые здания красивыми. Но качество их жизни всё же улучшалось», — объясняет Стругач.
Для этих целей создавались новые типы зданий, например фабрики-кухни. В Ленинграде их разработкой занималась группа АРУ (архитекторы-урбанисты), в которую входили А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон, Я. О. Рубанчик. Они построили в городе четыре фабрики-кухни, все по разным проектам. Один из них был воплощён в Выборгском районе. По словам путеводителя 1933 года, эта фабрика-кухня обслуживала 22 предприятия с 40 тысячами рабочих и ежедневно выпускала от 22 до 33 тысяч обедов. При ней была столовая и магазин.
Разные по форме помещения фабрики-кухни образуют кольцо, что отражает сам технологический цикл приготовления пищи и подачи её в столовую. Изначально здание окружал сад, и дополнительным удобством для посетителей столовой были выходящие в него открытые террасы. Сегодня эта идея почти не считывается. Зато по-прежнему выразительно смотрятся большой козырёк, витраж парадной лестницы, ленточные окна и игра объёмов. Последнее, по мнению Стругача, сближает здание с московским конструктивизмом. Также исследователь отмечает, что окна столовой как будто специально были обращены на Сампсониевский собор, построенный в XVIII веке.
КРУГЛАЯ БАНЯ НА ПЛОЩАДИ МУЖЕСТВА
Адрес: улица Карбышева 29
Годы постройки: 1927–1930
Круглые бани архитектора Никольского интересны сразу по двум причинам. Во-первых, это смелый пример многофункционального современного здания. По первоначальному замыслу архитекторов, в круглом цилиндре должны были располагаться бани. На крышу цилиндра вели отдельные пандусы, и она использовалась как солярий. А в образовавшемся внутреннем дворе должен был находиться бассейн под стеклянным куполом. К круглому объёму примыкал прямоугольный тамбур. Для уменьшения потерь тепла бани должны были быть утоплены в землю. К сожалению, эта идея и конструкция купола не были воплощены по техническим причинам. Однако заведение, не закрывавшееся даже в блокаду, до сих пор работает по своему профилю. Вторая важная черта здания — минимализм форм, отражающий особенность ленинградской школы авангарда. По словам Стругача, бани стоит рассматривать как супрематическую композицию.
«Александр Никольский и его круг архитекторов стали знаковыми для ленинградского авангарда. Они пытались продвигать супрематизм и работать с чистыми большими формами, в отличие от конструктивистов, которые врезали в здание различные выступы, коробочки. В круглой бане Никольского чувствуется брутальная европейская линия. Это просто чистый кусок материала, который лежит на земле, и всё. Людям, привыкшим к пластике, сложно почувствовать значимость и эстетику этого здания, но оно — знаковый объект. Кстати, сравните его с недавно построенным в Москве музеем импрессионизма — это развитие одной и той же темы».
Текст: Светлана Кондратьева
Фотографии: Леонид Баланев
Начало строительства 20-этажного жилого дома Modera St. Petersburg в центре Санкт-Петербурга — St. Pete Rising
МОДЕРА ул. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СОСТОИТ ИЗ 20-ЭТАЖНОГО И 8-ЭТАЖНОГО ЖИЛОГО ДОМА НА 383 КВАРТИРЫ
Начато строительство 20-этажного многофункционального жилого дома «Модера Санкт-Петербург» в центре Санкт-Петербурга.
Модера Санкт-Петербург застраивается компанией Mill Creek Residential и будет включать 383 сдаваемых в аренду квартиры и 14 000 квадратных футов торговых и ресторанных площадей на первом этаже. Комплекс расположен рядом с полем Тропикана по адресу 201 17th Street South, на пересечении Центрального района, района EDGE и района складских искусств.
«Мы рады начать работу над проектом Modera St. Petersburg, который, как мы верим, станет типичным высотным зданием в оживленном центре города, — сказал Дэймон Колб, управляющий директор по развитию в Северной Флориде компании Mill Creek Residential. «Санкт-Петербург по-прежнему остается желанным местом из-за его широких возможностей для развлечений и работы в пешеходной и велосипедной среде».
На предварительных планах Модеры Санкт-Петербург показан красочный фасад
Строительство 206-футового дома было анонсировано в марте 2021 года и одобрено в июне 2021 года.
Модера Санкт-Петербург предложит одно-, двух- и трехкомнатные дома с планировкой «берлога» и пентхаусы. В сообществе будет бассейн на крыше шестого этажа, а также терраса на крыше на 20-м этаже. Торговые площади на первом этаже будут выходить на улицу Пинеллас.
Проект включает в себя прилегающий гараж на 475 мест, в котором будет установлена станция зарядки электромобилей.
Внутренняя отделка включает паркетные полы, потолки высотой девять футов, встроенные полки и письменные столы в некоторых домах, потолочные вентиляторы, частные балконы, приборы из нержавеющей стали, кварцевые столешницы, плиточные фартуки, кухонные острова, порты USB, встроенные домашние стиральные и сушильные машины, гардеробные и центральное отопление и воздух с программируемыми термостатами.
Модера Санкт-Петербург будет расположен по адресу:
, 17-я улица Южная, 201.
Mill Creek приобрела участок площадью два акра в ноябре 2021 года за 10,3 миллиона долларов у Tricera Capital и одновременно закрыла кредит на строительство в размере 83,9 миллиона долларов от PNC Bank. CrossHarbor Capital Partners, бостонская фирма по управлению альтернативными инвестициями, является партнером проекта.
«Мы в восторге от Modera St. Petersburg и нашего постоянного партнерства с Mill Creek Residential», — сказал Брайан Дэвис, вице-президент CrossHarbor Capital Partners. «CrossHarbor с нетерпением ждет возможности расширить наше портфолио на рынке Санкт-Петербурга».
Modera St. Petersburg — это второй проект Mill Creek Residential в центре Санкт-Петербурга, штат Флорида, после строительства Modera Prime 235, теперь известного как Cottonwood Bayview, в 2014 году. Mill Creek также разработал Modera Westshore, теперь Lantower Westshore, и завершает строительство. на Модера Тампа в центре Тампы.
Компания Mill Creek снесла склад площадью 92 248 квадратных футов, который ранее существовал на этом участке, и мобилизует оборудование для фундамента и работ на площадке. Ожидается, что строительство Modera St. Petersburg будет завершено в конце 2023 года9.0003
20 миль от Сен -Петербурга, FL
в 19 милях к северо -востоку от Сен -Петербурга, Флорида:
Tampa Lowry Park Zoo
Fodder & Shine
Haven Motel
Seminole Heights
Taco Bus
Elame America Artk Artk Artk
Taco Bus
Elame’s America Artk Artk Artk
Taco Bus
Elama’s America Artk Artk
Taco Bus
letrica America Atminole
Taco Bus
ELAMENA.
Ybor City
Tre Amici @ The Bunker
Ресторан Columbia
19 миль к югу от Санкт-Петербурга, Флорида:
Ellenton
Motorworks Brewing
Bradenton
Holmes Beach
19 миль к северо -западу от Сент -Петербург, штат Флорида:
Clearwater Beach
Dunedin (Флорида)
20 миль: Dunedin, FL
20 Miles: Hepant Harbour, FL
19 миль, FL
20 миль: FL
19 миль 19 миль 19 Miles. Клируотер, Флорида
18 миль: Бельэр-Бич, Флорида
18 миль: Беллер-Шорс, Флорида
17 миль: Бельэр-Блаффс, Флорида
17 миль: Бельэр, Флорида
, Индиан-Рокс, Индиан-Рокс, 15 миль0003
14 миль: Индиан-Шорс, Флорида
14 миль: Форт Де Сото, Флорида
14 миль: Ларго, Флорида
11 миль: Мадейра-Бич, Флорида
10 миль: 7 0 9 Семинол, Флорида Pete Beach, FL
6 миль: Pinellas Park, FL
Это приблизительное расстояние в радиусе от Санкт-Петербурга, штат Флорида. Ищите места для отдыха в пределах досягаемости для однодневной поездки или отдыха на выходных. На общей территории много городов, поэтому, если вы ищете более близкие места, попробуйте меньший радиус. Если вы готовы ехать дальше, попробуйте 70 миль.
Обратите внимание, что эти города находятся ближе всего к указанному вами радиусу 20 миль. Вы можете переключиться на крупнейшие города в пределах 20 миль (даже если они ближе). Не знаете, куда идти? Совершите однодневную поездку из Санкт-Петербурга или, если у вас есть больше времени, вы можете исследовать
поездки на выходные из Санкт-Петербурга, но обязательно проверьте
состояние дорог вокруг Санкт-Петербурга. Ищете небольшие города или поселки вокруг Санкт-Петербурга, штат Флорида? Получите полный список до 500 городов рядом с Санкт-Петербургом.
Измените настройки:
Кемпинги для автодомов в 20 милях от Санкт-Петербурга, Флорида
19 миль к северу от Санкт-Петербурга, Флорида:
Bay Bayou RV Resort
Dunedin RV Resort и Blue Moon Inn
Belle Haven3
2
2 20 миль к востоку от Санкт-Петербурга, Флорида:
Rice Creek RV Resort
19 миль к юго-востоку от Санкт-Петербурга, Флорида:
Ellenton Gardens Travel Resort
Winter Quarters Manatee An Encore Resort
21 миля к югу от Санкт-Петербурга, Флорида:
Sarasota Bay RV Park
Holiday Cove RV Resort
Buttonwood Inlet RV Resort
21 миля к северо-западу от Санкт-Петербурга, FL:
Caladesi Island State Park
Государственные парки 20 миль от Санкт-Петербурга, Флорида
18 миль к северо-востоку от Санкт-Петербурга, Флорида:
Городской музей Ибор, Государственный парк
19 миль к востоку от Санкт-Петербурга, Флорида:
Государственный парк Литл Ламанти Ривер Норт Трейл Хед
21 миля к северо-западу от Санкт-Петербурга, Флорида:
Государственный парк острова Каладеси
Другие города на расстоянии около 30 миль
Здесь больше городов, основанных
на круге полета радиусом 20 миль.