Остров анзер соловки: Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником

Жизнь на острове Анзер: как принять туристов, но остаться отшельником

9 августа 2017, 07:33

Арктика

Остров Анзерский Соловецкого архипелага как будто самой природой предназначен для отшельнического образа жизни и суровых испытаний, которые может преодолеть только сильный духом человек. Единственный путь туда — 22 километра беспокойным Белым морем на катере. При резкой смене погоды сообщение с большой землей прерывается на несколько часов и даже суток.

На берегу путешественники получают инструкции по поведению на острове от представителя паломнической службы Соловков. Главное требование к туристам — не нарушать покой жителей скитов, не фотографировать их и не искать контакта с ними.

Мыс Кеньга на острове Анзерском

© Сергей Бобылев/ТАСС

Уединенная молитва и затворничество

Еще в начале XVII века остров Анзер стал местом поселения пустынножителей, решивших посвятить свою жизнь уединенной молитве. Первым отшельником на острове был Елеазар Анзерский. Он принял постриг в Соловецком монастыре в 1606 году и через несколько лет ушел на остров, принял схиму и встал на путь строгого аскетизма: принимал пищу раз в неделю, носил вериги, молился, читал и переписывал книги.

Свято-Троицкий скит и Знаменская часовня

© Сергей Бобылев/ТАСС

Елеазар поселился у Троицкой губы, где мореплаватели издавна искали убежища в непогоду. Он делал деревянную посуду и приносил ее на мыс. Мореплаватели забирали изделия, а взамен оставляли монаху пищу. Через них начала распространяться слава о суровом подвижнике, и к нему начали стекаться люди, ищущие уединения. Так в 1620 году образовался Свято-Троицкий скит.

Читайте также

Чему учит Афон: взгляд на Святую гору со стороны паломника

Позднее, в 1712 году, на Анзере появился еще один скит — Голгофо-Распятский. Мирских поселений здесь никогда не было. В советские годы на острове размещалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, потом большинство объектов пришло в запустение.

Сейчас оба скита действуют. Они относятся к Соловецкому монастырю, но жизненный уклад их обитатели строят по своему усмотрению. «Для монастыря они выполняют свою функцию. Весь комплекс работ, который нужно делать, они делают. Но в хозяйственном отношении они фактически самостоятельны», — рассказал ТАСС наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

Жители скитов занимаются сельским хозяйством или ремеслами, но главная их задача не в этом. В традициях монастырской жизни особое место занимает уединенная молитва, затворничество.

Голгофо-распятский скит

© Сергей Бобылев/ТАСС

«В нашем большом монастыре бывает такая ситуация, когда человек на службу может не попасть оттого, что у него труды совершенно неотложные. У нас есть брат, который занимается информационными технологиями, либо мы ведем издательские проекты. По характеру это научная работа, которая требует от человека десятков часов времени, поэтому мы иногда даже планируем его индивидуальный режим дня, и он на службы в принципе не приходит. В скиту такое невозможно, там основное — это богослужение, молитвенная жизнь, а все остальные работы, занятия носят абсолютно служебный характер по отношению к первому», — говорит архимандрит Порфирий.

Три образа монашеской жизни

В анзерских скитах поддерживается строгий пустынножительный устав. Однако в летнее время братия жертвует сложившимся распорядком. Делается это для того, чтобы люди могли получить для себя духовную пользу от пребывания в святых местах. Для паломнических и экскурсионных групп организуется доступ в храмы и часовни. Насельники и трудники скитов поддерживают радиосвязь с паломническими и туристическими группами. Они помогают в швартовке морских катеров, переправке пассажиров с судна на берег, имеют возможность вызвать подмогу и оказать первую помощь. Убедившись, что все в порядке, жители острова стараются вернуться к уединению и не вступать в общение с приезжими.

Свято-Троицкий скит

© Сергей Бобылев/ТАСС

Отшельничество считается высшим образцом монашеского совершенства после общежительного монастыря и скита. Развивать скитский и отшельнический образ жизни невозможно, например, в условиях города.

«Если посмотреть историю всех современных монастырей, то изначально это была пустыня, это был лес. Туда приходил отшельник, вокруг него собирались люди, это место постепенно превращалось в общежительный монастырь, вокруг него возникал посад», — говорит настоятель Соловецкого монастыря.

Читайте также

Археологи выяснили, как соловецкие монахи после революции спасали гробницы от осквернения

Даже на Соловках, по словам настоятеля, сам монастырь «представляет собой некое многолюдное собрание» по сравнению со скитами, расположенными на отдаленных островах, где «больше возможностей для уединения, сосредоточения». Большинство насельников обители пользуются мобильной связью, транспортом, современным оборудованием и практически не могут избежать встреч с посетителями исторического комплекса.

Однако на Соловецком архипелаге есть условия и для того, чтобы возникали скиты, и для примеров отшельничества. «То есть все образы монашеской жизни здесь должны постепенно развиться — не случайно Соловки называют северным Афоном», — говорит наместник Соловецкого монастыря.

Монах, занимающийся столярным делом, в Свято-Троицком ските

© Сергей Бобылев/ТАСС

Отшельников в строгом смысле на Соловках долговременно нет. По словам архимандрита Порфирия, «просто в отдельные периоды некоторые пробуют свои силы, а в скитах достаточно много людей — десятки».

Согласно заведенному порядку, человек, прежде чем посвятить себя отшельничеству, должен испытать себя в монастыре, затем отправиться в скит. «По большому счету, отшельничество, скит и общежительный монастырь не изолированы между собой, они взаимосвязаны. Так и происходит: человек уходит на более строгий образ жизни, потом возвращается к жизни в братстве, в котором другие добродетели, степени послушания, совместное проживание, и оно позволяет совершенствовать другие стороны личности и характера в общении с другими», — говорит архимандрит Порфирий.

Не фотографировать и не курить

Паломники и туристы временами проявляют излишний интерес к жизни братии и нарушают покой жителей скитов. Чтобы сохранить уединение, монахи стараются не выходить за пределы скита во время посещения островов группами паломников и туристов. Свои пожелания и замечания по соблюдению порядка они передают через информационные таблички и объявления, написанные простым и доступным языком: «Просим не оставлять ворота открытыми — не пускать лошадь в огород», «Сестры, не прикасайтесь к позолоте — стирается», «В связи с тем, что скит на острове Анзер является действующим, еще и еще раз просим и умоляем — не фотографировать и не снимать на видео насельников скита, приходить в приличной одежде (не полунагими), не курить, и т. д., что всегда запрещается в монастырях».

Паломники возле часовни на месте первого поселения Елеазара Анзерского

© Сергей Бобылев/ТАСС

В начале ХХ века Соловецкие острова ежегодно посещали до 23 тысяч богомольцев из разных мест и сословий. В наше время на архипелаг приезжает более 30 тысяч человек в год, и местная администрация стала всерьез опасаться, выдержит ли инфраструктура такой поток посетителей.

Читайте также

Колядки, козули и пихта принца Чарльза: что еще можно увидеть на Соловках

Еще недавно обитатели скитов на Анзере пытались разводить коз, но паломники за летний период настолько приучали их к бутербродам и другой несвойственной для них пище, что потом животные отказывались от сена, и возникали трудности с их прокормом в зимний период. Теперь здесь предпочитают разводить кур и содержать лошадей.

Чтобы упорядочить вмешательство посетителей в хозяйство и природу, туристам здесь предлагают возродить добрую традицию. В XIX веке паломники привозили с собой на Анзер семена цветов, чтобы высадить их на Богородичном лугу — открытом солнечном месте на высоком холме посреди леса. Раньше на этом лугу росло множество видов садовых цветов, сейчас там сохранились только местные дикорастущие. Чтобы восстановить разнотравье, посетителям разрешают привозить и сеять семена люпинов, маргариток и других цветов.

Екатерина Андреева 

Теги:

Арктика сегодня

Анзерский остров (Анзер) 1963 года

«Придя на Соловки, первое, где мы остановились, и эта бухта впоследствие стала такой штатной стоянкой, «меккой» для всех яхтсменов – Капельская бухта на южном берегу Анзерского острова. Совершенно сказочные места… и прямо из этой бухты, через озеро вдали виднелся Голгофский скит. Дорога, которая вполне просматривалась, была ещё не очень заросшая, вела к этому скиту. И вот первое, что мы посмотрели и увидели – вот этот Анзерский скит.» (А.Васильев).


Что там запомнилось? Это есть в фильме, внизу под горой стоит маленькая часовенка, на фронтоне которой… на внутреннем фронтоне которой надпись «Да здравствует 1 Мая!», причем буква «Я» написана не правильно… перевернуто… звезда нарисована и дата – 1929 год. Причем цифра 9 подтерта. Такое ощущение, что её обновляли каждый год не меняя самого лозунга. То, что мы увидели там, эта картина разрушение временем. С 1939 года по 1964 год, когда мы его увидели, Голгофо-Распятский скит был фактически брошен также, как и остальные отдаленные скиты. И разрушался просто в силу времени. Особых следов ГУЛАГа кроме часовни, мы собственно здесь не увидели. Ещё сохранились фрески внутри собора… есть в фильме эти кадрики и немножко это видно на черно-белых снимках.



Свято-Троицкий Анзерский скит. Фото А.Васильева.

В здании, которое примыкает с юга к собору… трехэтажном здании, внутри были огромные печи, которые топились внизу, а отапливали все три этажа. Когда мы осматривали эти печи, то обратили внимание, что в кладке кирпича, в случайном порядке, замурованы металлические пластины… ржавые… это было не понятно, зачем это сделано. Потом пришли к выводу, что это скорее всего были тепловые мостики, по которым тепло проникало в толщу кирпичной кладки и кирпичи скорее прогревались. Потом, когда кирпичи прогревались, эти мостики теряли смысл. Но они помогали вначале прогреву печи. Потом, сколько я не смотрел печей, нигде такой конструкции я не встречал.

Когда мы добрались до Троицкого скита, это на северной оконечности Анзерского острова, мы увидели такое же разрушение временем. Но время не справилось с решетками на окнах, заложенными окнами… сохранились следы даже одного «намордника» на окне. Это такой ящик на окне, который позволял человеку видеть только цвет неба. Часть окон заложена полностью, часть – частично. Но лучше всего сохранились тюремные двери с кормушкой и «волчком». .. и запоры. Здесь мы увидели следы карцера… тюрьмы.

После этого, погостив здесь, мы отправились на два маленьких острова, которые находятся на юге от Большого Соловецкого острова… они просматриваются с берега… Немецкий и Русский Кузова.» (Анатолий Васильев. Соловки Шестидесятых. Интервью «Соловки Энциклопедия», Ст.Петербург -Торонто. 04.04.2009)



Камини Свято-Троицкого скита на острове Анзер. Фото А.Васильева.

Остров Анзер — общие сведения


Анзер «…расположен на противоположном берегу Анзерской салмы — пролива, имеющего между Реболдой и Кеньгой ширину около пяти километров. Пролив глубокий (есть глубины до 65 метров), течение в нем быстрое: ближе к Анзерскому берегу идёт сувой — полоса особенно быстрого тока воды, где море как будто даже меняет свой цвет.

Его длина до восточной оконечности, мыса Калгуев, около 17 километров, а ширина в западной части достирает 7,5 километра, но к востоку значительно сужается. Площадь острова — 35 квадратных километров.

Море врезалось в Анзерские берега многочисленными губами. Из них Троицкая и Капорская — узкие, далеко уходящие в глубь острова, а Кирилловская — широкая, с песчаным берегом, местами пересеченным дюнами.

Середина острова по ландшафту очень напоминает Большой Соловецкий: много поросших густым лесом холмов, которые чередуются с глубокими озерными котловинами. Когда идешь по прекрасным здешним дорогам, видишь смену великолепных лесов и открытых лугов, отороченных впадинами тихих озер; на лугах — высокая душистая трава, на озерах — спокойные заводи, желтые от кувшинок, по обочинам дороги — заросли иван-чая, а в лесу сплошной ковер черники и голубики, подцвеченный нежно-лиловыми лесными фиалками. Пейзаж почти подмосковный — только более суровый и величественный…

Поразительные места есть на пустынном западном берегу острова. Не забыть мне одного из них, где мы однажды высадились с доры: дикий берег, усеянный валунами, мягкий мох, в котором притаились кустики брусники. А среди мха, у самого моря, — россыпи дикого шиповника: едва поднялся над землей, но его алые цветки победоносно светят. Чуть подальше — вереск, багульник, низкорослые березки, а потом начинается великолепная сосновая роща…

Остров Анзер известен давно: он под названием Ванзера упоминается уже в середине XV века, в первых новгородских грамотах Соловецкому монастырю. Во второй половине XVI века здесь жило до семидесяти соловецких монахов, занимавшихся промыслом морского зверя и солеварением. «На том (острове. — Г. Б.) — говорилось в одном старинном документе,— Соловецкого монастыря два црена (солеваренных котла. — Г. Б.) кипят и лете и зиме соль варят, и братья и служебники у того промысла живут, а людей трудников у того промысла живет человек по шестидесят и по семидесят, и в зимнее время нужа обдержит великая. .. Да к тому же острову приезд становище лодейное, и лодьи из Колмогор и с Онега приходят и ставятца, люди на лодьях сжидаются многие…»



Вид с купола Свято-Троицкого скита на остров Анзер. Фото А.Васильева.

В первой четверти XVII века монах Елеазар, поселившийся на Анзерском острове, основал в живописном месте у южной оконечности Троицкой губы небольшую обитель, где жило около десятка монахов. Царская грамота от 31 июля 1633 года предоставляла Анзерскому скиту независимость, что вызвало негодование соловецких настоятелей; их борьба продолжалась целых полстолетия и закончилась подчинением скита Соловецкому монастырю.

В 1634 году на Анзере принял монашество пришедший сюда из средней России священник Никита — будущий патриарх Никон, сыгравший такую заметную роль в политической истории русского государства…

От Кеньги прекрасная дорога ведет в глубь острова. Менее чем через три километра она выходит на большую луговую поляну, посреди которой разбросаны постройки б. Троицкого скита: каменная Троицкая церковь (1803 года) с примыкающим к ней вытянутым двухэтажным корпусом келий, над которым возвышается барабан колокольни; поблизости несколько деревянных строений. Значительной архитектурной ценности этот комплекс не представляет, но на фоне окружающего пейзажа весь ансамбль выглядит очень живописно.

Отсюда отличная лесная дорога через пять километров приведет к подножью горы Голгофы — самой высокой точки Соловецкого архипелага. Подъем идет постепенно, и поэтому почти не ощущается. Под горой — уютное озеро.

На вершине Голгофы бывший духовник Петра I Иов, сосланный на Соловки, в 1712 году основал небольшой скит с чудовищно строгим уставом. В 1828—1830 гг. здесь была построена каменная церковь с высокой колокольней. Поднимитесь на верхнюю площадку колокольни — с нее открывается незабываемый вид на раскинувшийся вокруг остров: пушистая зелень леса, жемчужное сияние озер, желтые ленты дорог, а дальше — море и Соловецкий берег. ..» (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил.)

* * *

Поделиться в социальных сетях


 

Арктическая Россия — Соловецкие острова

Монашеская жизнь на Соловках началась в 1429 году, когда иноки Савватий и Герман прибыли на лодке на Большой Соловецкий остров. У озера поставили крест и построили келлию. Савватий скончался через 6 лет, и Герман встретил преподобного Зосиму в этом северном приморье. В 1436 году монахи прибыли на Большой Соловецкий остров. Вскоре перед Зосимой предстала прекрасная в небесном сиянии церковь, а на месте видения иноки построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. Затем была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На месте первоначальной церкви сейчас стоит монументальный Спасо-Преображенский собор. Собор со всех сторон окружен более поздними постройками, переходами и галереями. Рядом находится трехъярусная колокольня 1777 года постройки и огромная одностолпная трапезная палата, уступающая по размерам только Грановитой палате Московского Кремля.

Сегодня вся жизнь на островах строится вокруг действующего монастыря и Соловецкого музея-заповедника.

Экскурсия по монастырю обязательна, чтобы погрузиться в историю Соловков.

В 10 км к востоку от Соловецкого Кремля находится рукотворная плотина, которая как бы полностью слилась с природой. Монахи построили его через пролив из валунов, чтобы можно было перегонять скот между Большим Соловецким островом и островом Большая Муксалма. Строили вручную, без всякого оборудования, на самых мелководных участках пролива. Сегодня дорога к плотине от поселка Соловецкого почти такая же, как и во времена ее строителей: зимой ее заносит снегом, а летом дожди превращают в болотистую кашу. Если вам не хочется идти пешком, вы можете взять напрокат велосипед. В Соловецком есть несколько пунктов проката велосипедов; самый крупный — «Центральный велопрокат» на улице Северной.

На Большом Соловецком острове есть не только дороги по суше, но и водные пути, каналы. Когда-то их вырыли монахи, чтобы осушить болотистую почву. Каналы соединили десятки озер в разные большие и малые круги, которые соединяются в озере Святом, прямо под стенами монастыря. Озеро стало резервуаром пресной воды, которая была необходима монастырской крепости на случай осады. Каналы также использовались для транспортировки строительных материалов. Сегодня по ним могут сплавляться туристы. Моторную лодку можно арендовать у местных жителей.

Одна из самых неожиданных достопримечательностей Соловков — небольшой ботанический сад в Макарьевской пустыни. Здесь ландшафт создает благоприятный микроклимат: Крестовая и Александровская горы защищают 5 га садовых угодий от ветров, а летняя температура обычно выше, чем на остальной части острова.

Этого, конечно, еще недостаточно для озеленения зоны тундры и лесотундры, и в XIX веке теплицы здесь отапливались горячей водой, подаваемой по трубопроводу с соседнего свечного завода. На этой заполярной земле выращивали апельсины, персики и арбузы. Сегодня сад представляет собой научное учреждение, занимающееся акклиматизацией и восстановлением растительных популяций.

Летом в розарии цветут розы — даже так близко к Полярному кругу.

Гора Секирная и бывший Вознесенский монастырь стоят в трагическую память о Соловецком лагере специального назначения (СЛОН). Просуществовала с 1923 по 1933 год, когда была преобразована в Соловецкую тюрьму Главного управления госбезопасности. Среди заключенных были философы Павел Флоренский и Алексей Лосев, исследователь древнерусской литературы Дмитрий Лихачев, краевед Николай Анциферов… Монастырь на Секирной горе был превращен в лагерный одиночный изолятор для мужчин; рядом с ним лагерное кладбище, место массовых захоронений заключенных.

На острове Анзер в уединенных монастырях живут монахи-затворники, которые практически не контактируют с другими людьми. При его посещении придется соблюдать православный дресс-код (длинные юбки и платки для женщин, длинные рукава и брюки для мужчин) и особые правила: не фотографировать монахов и не разговаривать с ними.

На Большом Заяцком острове туристов встречает часовня Андрея Первозванного, построенная Петром I в 1702 году. пути. Самыми необычными сооружениями являются каменные гильошированные лабиринты. Никто не знает, с какой целью они были построены: это могут быть рисунки рыболовных сетей или ритуальные изображения. Здесь насчитывается около шестисот языческих артефактов.


С середины июля до середины августа белух можно увидеть с мыса Белужий на западной стороне Большого Соловецкого острова. Белые киты появляются утром во время отлива.

На Соловках мягкая зима и прохладное лето. В июне начинаются белые ночи, а световой день достигает продолжительности 21,5 часа, тогда как в декабре он длится около 4 часов. Летом температура воды Белого моря у побережья достигает +18-+20°С. Зимой море вокруг островов замерзает, образуя сплошную полосу припая (стационарного льда). Погода на Соловках темпераментная: летом, в белые ночи, температура может резко упасть до нуля, а может неделю идти дождь. Часто случаются штормы, во время которых закрывается навигация и отменяются рейсы пароходов. К этому нужно подготовиться как практически, взяв с собой теплые вещи, так и морально, будучи готовым изменить свои планы в случае необходимости.

Административный центр островов — поселок Соловецкий, на западе Большого Соловецкого острова, выросший из поселения при монастыре. Здесь находится около десятка отелей и гостевых домов, а номера лучше бронировать заранее. Также на окраине села есть палаточный городок. Запрещается устанавливать палатки в других местах. Местные жители сдают квартиры, комнаты или просто кровати.

Навигация в Белом море длится с 1 июня по 15 сентября. В этот период на Соловки можно добраться на теплоходе из Беломорска за 4 часа, или из Архангельска почти за сутки. В остальное время доступ к Соловкам (кроме Большого Соловецкого острова) ограничен из-за климата. Также из Архангельска можно прилететь на самолете: на Большом Соловецком острове есть аэропорт, а в летний сезон туда летает три регулярных рейса в неделю.

Соловецкие острова

Ощутить себя душевно и вернуться

Если посмотреть на пассажиров теплохода «Василий Косяков», курсирующего по Белому морю между городом Кемь и Большим Соловецким островом, то легко понять, кто они и почему так далеко забрели на самый север России. Итак, благочестивые женщины сидят девственно, сложив руки на коленях. Они время от времени поглядывают на значки, висящие над знаками правил безопасности, и молятся про себя. Некоторые из них — послушники, вероятно, путешествующие туда, чтобы найти работу в монастыре или в деревне. Паломники собираются вокруг священника в черной рясе; он убедил свою паству присоединиться к паломничеству. Иностранцы сидят и читают свои путеводители и книги; их привлекает драматическая русская история и северный архитектурный стиль Соловецких островов.

Думаю, как в рамках одной статьи рассказать всю историю острова, где произошло столько событий? Как любоваться природными красотами – вне зависимости от долгой и увлекательной истории местного монастыря и короткой, но кровавой истории СЛОН (Соловецкий спецлагерь). Я думаю, что правильный способ показать Соловецкий край светским туристам (так местные жители называют тех, кто не является паломником) — это научить их слушать, видеть, размышлять над этим и… чувствовать себя одухотворенно в конце. Итак, расскажу о местах и ​​развлечениях на Большом Соловецком острове, которые просто нельзя пропустить.

Бухта Благоденствия

Летними вечерами солнце садится ровно настолько, чтобы окрасить купола Соловецкого монастыря в теплый розово-оранжевый цвет. Невозможно пройти или проехать мимо, не остановившись и не взглянув на красоту. Сюда приезжают, прежде всего, чтобы увидеть каменные стены, пройти через Никоновские ворота в монастырь, посетить церкви, послушать звон церковных колоколов. Во второй половине дня шум и суета всего острова окружают монастырь. После того, как двери монастыря закроются, вам захочется еще раз взглянуть на Бухту Благоденствия.

В тихий вечер, без характерных ветров (что случается редко), вода в заливе отражается идеально, как зеркало. И неважно, тонут монастырские звонницы в свете «золотого часа» (вскоре после восхода или до захода солнца), или тают в сизом тумане, или в дожде – Бухта Благоденствия прекрасна в любую погоду, в прилив или отлива. Нужно просто прогуляться, вдоль берега и набережной, пройти мимо старых складов, мимо сараев, где сохнут рыболовные сети и пройти мимо морского музея. Далее пешком до гостиницы «Преображенский», которая когда-то принимала всех гостей острова, а сейчас полностью разрушена. Взгляните на баркасы и карбасы, моторные лодки и катера. А потом отправляйтесь в сухой док — там вы найдете уникальное гидротехническое сооружение, единственное в своем роде. И тут же открывается самый эпичный вид на монастырь.

  • Оранж-факт

    Соловецкий архипелаг расположен недалеко от полярного круга. Он состоит из шести крупных и десятков мелких островов, общая площадь которых составляет 347 км2. На архипелаге насчитывается более 1000 пресноводных озер.

Морской музей

Как говорится: «Белое море — Отец наш дорогой. Все его повадки известны, и поморы живут в гармонии с морем, как семья». Жизнь поморов, арктического народа, населяющего берега ледяного Белого моря, всегда была неотделима от моря. В Морском музее, который находится в бывшем сарае для хранения гребных лодок на мысе Сельдяной, можно послушать увлекательный рассказ о нелегкой жизни в замерзшем море. Только представьте, как бы выглядела ваша жизнь, если бы вы были верной женой помора: готовили паруса для лодок, ловили рыбу в море, ждали мужа 5 месяцев, пока он ловил рыбу на море, копали грядки в огород, косить сено, шить, ткать, готовить, заботиться о детях… Спорим, единственное, что вы с легкостью примете из их трудной жизни, — это, наверное, ношение шуб и сережек из речного жемчуга.

  

В музее представлено много интересных экспонатов — макеты старинных кораблей, карты, посуда, использовавшаяся на кораблях, и исторические навигационные приборы поморов, такие как «ветромет» — это одновременно и солнечные часы, и компас все в одном; компас под названием «маточка» — морской инструмент из кости мамонта; инструменты для ловли и забоя диких животных и т. д. Удивительно, как поморы буквально «шили» свои лодки, используя вицу — гибкие скрученные корни деревьев, используемые в качестве ниток. А потом на этих лодках плыли от Колы до самого Шпицбергена ловить треску, сельдь, навагу.Можно только восхищаться и уважать то, как поморы осваивали северные моря на протяжении 9век.

 

Больно слушать рассказы экскурсовода о весенней «…охоте на бельков…» (детенышей гренландского тюленя). Мне жаль этих малышек. Во время короткой часовой экскурсии вы сможете узнать о традициях и быте поморов, о посещении Петром I Соловков, реконструированной яхте «Святой Петр» и ее морских экспедициях. После посещения Морского музея вы обязательно начнете оценивать Белое море с другой точки зрения.

Мыс Лабиринтов

Соловецкие острова называют «маловодьем». Мелководья вдоль побережья полны жизни: водоросли, запутавшиеся в камнях, птицы в поисках пищи – черви, ракообразные, мидии. Иногда во время отлива местные детишки прибегают к берегу босиком, собирают ракушки и надеются найти жемчужную устрицу. В солнечный летний день вода может прогреваться до +15 °C. Вдоль побережья много крупных камней. 10 тысяч лет назад их занес сюда моренный ледник. Их называют моренными камнями. И даже есть лабиринт, проложенный сквозь камни. Никто не знает, кто и когда построил этот лабиринт.

Существует множество теорий создания лабиринтов: святилища для людей, живших в период неолита, ритуальные сооружения, где бродили души умерших, или даже игровая площадка, построенная во времена Петра Великого. Хотя есть одна забавная гипотеза — инженерная. Некоторые исследователи считают, что это не что иное, как подогрев полов: в лабиринте разжигали огонь, сверху настилали пол, и теплый воздух разгонялся по лабиринту, нагревая полы юрты. А вот лабиринт на Большом Соловецком острове — реставрация. Оригинал находится на острове Анзер, входящем в состав Соловецкого архипелага. Ученые до сих пор пытаются определить возраст сооружения по мху на камнях, но точный возраст пока никто не знает.

Первым исследовал мегалиты этнограф Николай Виноградов, член Русского географического общества, приехавший на Соловки заключенным спецлагеря. Даже после закрытия лагеря он продолжал заниматься научной деятельностью в качестве секретаря Соловецкого общества краеведов. Он нашел и задокументировал целых 20 таких лабиринтов! Но его научные исследования внезапно прекратились в 1938 году, когда он был арестован и казнен.

Музей Слон

Пять ничем не примечательных бараков на Заозерной улице — вот и все, что осталось от кровавого режима на Большом Соловецком острове. В этих домах жили первые рабочие и строители одного из ГУЛАГов (аббревиатура Главного управления лагерей). Соловецкий спецлагерь (СЛОН) просуществовал на острове всего 10 лет. Но за это время там отбывали наказание почти 80 тысяч заключенных, которых обвиняли в том, что они являются опасными государственными преступниками и оппозиционерами режима. На Соловках погибла треть заключенных. Кто-то был расстрелян, кто-то не выдержал пыток и каторжных работ на лесозаготовках или строительстве железной дороги, а также были холода и болезни: тиф, цинга, чахотка.

В Музее СЛОНа есть экспонат, который заставляет людей содрогнуться – задокументированные архивы, где указаны имена заключенных, а также приговор «расстрелять» рядом с их именами. И таких книг в архивах немало. СЛОН был одним из крупнейших лагерей специального назначения в СССР, в его состав входило 8 лагерей, но только два находились на островах. Эти шокирующие приговоры трудно забыть, даже когда экскурсовод переходит к следующему рассказу о первом театре ГУЛАГа, краеведческом музее в Благовещенской церкви, оранжерее и ее клубе любителей природы. В селе издавались газеты и журналы, работал кинотеатр. Вы можете увидеть сотни фотографий, письма, личные вещи заключенных, рваную одежду, что делает атмосферу в музее очень тяжелой. И… тишина. Трудно даже говорить вслух, слова застревают в горле.

 

Водный туристический маршрут

Все озера на Большом Соловецком острове соединены между собой искусственными каналами, расположенными на разных уровнях. На острове их ровно 20. Самая большая система каналов состоит из 52 озер. В 16 веке монахи построили гидросистему: углубили и расширили каналы, осушили болота. А к началу 20 века стали плавать по озерам от Данилова до Красного озера. Монахи создали на Соловках много чего, а природа от всего этого только выиграла.

 

Там, где высохли болота, тогда выросли леса, поселились дикие звери и птицы, в озерах появилась рыба. Все озера на Соловках питаются естественными родниками, подземными и дождевыми водами. Поэтому уровень воды в озерах никогда не падает. Для туристов доступны два водных маршрута по Соловецким озерам: Большое кольцо протяженностью 12 км и Малое кольцо протяженностью 6 км. Экскурсии возможны только на весельных лодках или моторных лодках. На Соловках все должно быть экологически чистым.

Гора Секирная

Сейчас это место кажется тихим и умиротворенным. На вершине холма находится единственная в России церковь с действующим маяком. Чудесный вид на зеленые леса и озера открывается со смотровой площадки, откуда в лес ведет лестница из 294 ступеней. Это место популярно среди местных жителей для проведения свадеб.

 

Ужасная история забыта; кровь убитых людей впиталась в землю. Просто страшные истории, да глазок старосты в левом крыле церковной двери, последние оставшиеся напоминания о тех временах. В те времена, когда помещение в мужской карцер на «Секирке» обычно означало смерть. Никто не мог пережить более трех месяцев пыток, страданий, бессмысленных наказаний. Например, заключенных заставляли носить горстями воду из одной проруби в другую; перебрасывать большие тяжелые камни с места на место; считать чаек без причины. Конвоиры наказывали заключенных за неповиновение, как могли: обливали их ледяной водой, пока они стояли на морозе, помещали в прорубь или запирали в морозной камере при боковом ветре сильных северных ветров как раз в их нижнее белье.

Один из методов пыток назывался «на комаров» — голых заключенных привязывали к дереву и оставляли на ночь в лесу, чтобы их до полусмерти искусали комары; или даже заставляли заключенных сидеть на толстых шестах. Заключенных избивали и били. Иногда над заключенными издевались просто ради развлечения. На Секирной горе есть несколько братских могил, куда просто сбрасывали тела. Но никто не знает, сколько могил еще не найдено.

  • Оранжевая легенда

    В 1429 году у Секирной горы поселились два монаха Герман и Савватий. Однажды, выйдя из своей кельи, Савватий увидел плачущую жену рыбака. Она жаловалась, что на вершине горы двое молодых людей избили ее розгами. Она была наказана за то, что женщинам не разрешалось подниматься на волшебную гору. Молодые люди также сказали женщине, что ее муж и все местные жители должны покинуть остров, потому что он был выбран Богом как место для проживания только монахов. Испугавшись кары небес, все покинули Большой Соловецкий остров. Но монахи восприняли эту историю как знамение чуда и объявили двух юношей ангелами. И назвали гору Секирной, что буквально означает «пороть».

Савватевский скит

За высокой оградой вокруг Савватьевского монастыря находится двухэтажная келья. Говорят, здесь живет единственный оставшийся монах, игумен Яков; он управляет всем хозяйством и монастырскими работниками. Он проводит службы в храме. А вот мирян он не очень любит — пускает их в храм Смоленской Богородицы только по личной договоренности. Однако многие монахи критикуют игумена Якова, считая, что храм должен быть открыт для всех. Колокольня и храм были отреставрированы всего около восьми лет назад. Церковь была построена прямо на руинах. В конце 19века, он был построен в честь иконы Смоленской Богородицы, которую когда-то привезли на остров основатели монастыря Герман и Савватий. Однако значок был утерян; в иконостасе храма находится только его копия.

 

Монастыри на Соловках разные – одни духовные, другие хозяйственные. Духовные в основном расположены на острове Анзер — Троицкий, Голгофский, Успенский. На Большом Соловецком острове в основном хозяйственные монастыри — у каждого свое предназначение: выращивать ягоды, ловить рыбу, выращивать сено. Савваевский монастырь предназначен как сад. На самом деле вы не можете видеть сады из-за высокого забора, так что вы можете только догадываться, правда ли это. Можно представить себе и землянки, в которых жили юнги, приехавшие в Савватьево учиться. В годы войны на Соловках базировалась учебная часть Северного флота, просуществовавшая до распада Советского Союза. Опять же, можно только представить, как к стенам Соловецкого монастыря швартовались военные Эсминцы. Однако школа юнг в Савватьево просуществовала недолго; всего на Соловках было три года набора, в каждом было по 1500 тысяч несовершеннолетних добровольцев.

В 1944 году программа юнги была переведена в Кронштадт. Но за эти три года мальчики освоили такие специальности, как радист, рулевой, морской сапер, боцман, связист. После окончания полного года обучения все мечтали о военной службе. Отбор абитуриентов в школу юнг был очень строгим. Дети военнослужащих, погибших на фронтах, получали приоритет в первую очередь. Мальчикам предстояло уничтожить все следы позорного прошлого острова – тюрьмы и лагеря, а также построить себе землянки и обустроить саму школу. Многие соловецкие юнги стали генералами, среди курсантов был известный русский писатель Валентин Пикуль.

 

Исаакиевский скит

Если вы посетите Третьяковскую галерею в Москве, вам стоит обратить внимание на картину «Тишина» русского художника Михаила Нестерова. На ней изображены два монаха, ловящие рыбу на озере Исаакиевского скита. Она была написана тут же в 1901 году, когда художник побывал на Соловках и несколько дней жил в келейном корпусе местного монастыря. Часовня, которую вы до сих пор видите на полотне, разрушена. Но монахи до сих пор ловят рыбу на местном озере. Исаакиевский скит всегда славился рыбной ловлей. В озере водится окунь, щука, налим, ерш, карась, плотва, ряпушка, сиг.

Вокруг Исаакиевского монастыря (скита) расположены все основные сенокосы, в конце лета монахи косят сено для скота. По монастырю нельзя гулять, с одной стороны он отгорожен придорожным крестом, а со стороны озера воротами. За оградой находится часовня Исаака Долмацкого, а также пять келейных корпусов. Игумен Элиозар заведует монастырским хозяйством. Местные жители до сих пор обижаются, что он не пускает их туда ловить рыбу и жарить шашлыки. Елиозар, как и игумены до него, смиренно продолжает восстанавливать Исаакиевский монастырь.

Как добраться:

Плавание по Белому морю возможно только с мая по сентябрь. Два теплохода «Василий Косяков» и «Метель» курсируют между доками два раза в день. Билеты можно приобрести онлайн на сайте туркомплекса «Причал» www.prichalrk.ru. В остальное время года добраться до Большого Соловецкого острова можно только самолетом из Архангельска.

Где остановиться:

Лучший отель на острове: Соловки.

Довольно симпатичный гостевой дом: «Приют».

Жизнь в деревне:

В деревне можно взять напрокат велосипед, но гулять гораздо интереснее. В поселке есть минимум предметов первой необходимости для жизни на северном острове — больница, правда, по выходным она закрыта, а в будни работает только один врач. Есть аптека, которая работает ежедневно. Банк и даже банкомат, который выглядит забавно, как старый киоск, но все равно выдает наличные. Расплачиваться картой можно, но только в паре магазинов. В небольших сувенирных лавках часто бывают проблемы с оплатой картой, поэтому лучше брать с собой наличные. Некоторые операторы сотовой связи, например Билайн, вообще не работают на Соловках.

 

В самом конце поселка есть хорошая кофейня, кстати, одно из немногих мест, где можно купить свежесваренный кофе. Большинство гостевых домов и бюджетных отелей предложат вам только растворимый кофе. Также есть хороший ресторан в гостинице «Соловки» и всего несколько кафе в поселке. Впрочем, отведать местной трески можно в кафе «Экспедиция», а пообедать в монастырской трапезной. Сувенирные лавки на удивление предлагают отличный выбор подарков. Если собираетесь гулять в лес, то обязательно возьмите репелленты, комаров в самом поселке не так много, а в лесу слишком много.

Проект «Времена года России» проходит при поддержке Русского географического общества www.