Концлагеря и лагеря смерти: Лагеря смерти. Обзор | Энциклопедия Холокоста

Содержание

Концлагеря и лагеря смерти

В минувшие два десятилетия мировая общественность начала, наконец,  получать информацию о музыкальной стороне жизни нацистских концлагерей.  Это стало возможно, во-первых, благодаря современным исполнителям песен гетто и лагерей, во-вторых, – постановкам музыкальных произведений нацистских узников (например, в 1975 году состоялась премьера оперы Виктора Ульмана «Император Атлантиды или Падение Антихриста» (нем. Der Kaiser von Atlantis oder der Tod dankt ab), которая была создана в Терезинштадте в 1943 г.). Также публикуются воспоминания выживших музыкантов, порой на основе этих воспоминаний создаются документальные и художественные фильмы (например, фильм режиссёра Даниэля Манна «Тянуть время» (англ. Playing for Time, 1980) и фильм режиссёра Романа Поланского «Пианист» (англ. The Pianist, 2002). Однако, малоизвестен тот факт, что музыка разных стилей и жанров была основой жизни заключенных нацистских концлагерей и лагерей смерти. Встает вопрос – как могла создаваться музыка в этих нечеловеческих условиях и как она использовалась?

Музыка по приказу

С 1933 года, когда появились ранние концентрационные лагеря, охранники завели такой обычай: они заставляли заключенных петь по пути на принудительные работы, во время работ и даже во время телесных наказаний. Приказ этот имел простую цель – унизить, оскорбить и наказать заключенных. Эберхард Шмидт, бывший заключенный Заксенхаузена, вспоминал, что заключенные, которые не соблюдали правила или подчинялись приказу охранников «Шагом марш! Пой!», становились жертвами побоев:

Наказанию подвергались все: и те, кто не знал слов песни, и те, кто пел слишком тихо, и те, кто пел громко. Эсесовцы жестоко избивали всех.

Как правило, заключенных заставляли петь нацистские песни, военные марши и народные немецкие песни. Кроме того, отдельные группы заключенных должны были петь песни, имеющие для них символическое значение, что унижало их особенно сильно: коммунистов и социал-демократов заставляли петь песни рабочего движения, верующих вынуждали исполнять религиозные гимны.

Музыка транслировалась через громкоговорители и лагерное радио. В 1933-1934 годах охранники лагеря Дахау, дабы «перевоспитать» своих политических соперников, в дополнение к трансляции пропагандистских речей, военных маршей и «немецкой» музыки оглушали заключенных трансляциями опер Рихарда Вагнера. В созданном в 1937 году концентрационном лагере Бухенвальд по ночам транслировали через громкоговорители концерты немецкой музыки, лишая тем самым заключенных сна и отдыха. Кроме того, военными маршами заглушались звуки казней и экзекуций. 

Лагерное руководство формировало из числа заключенных музыкальные ансамбли. В них входили как любители, так и профессиональные музыканты. В первые годы в нацистских лагерях получили широкое распространение хоровые коллективы заключенных, а в военные годы в крупных концлагерях предпочтение отдавалось лагерным оркестрам. Первые из таких официальных лагерных оркестров появились в 1933 году в лагерях Дюргоу, Ораниенбург, Зонненбург, и, возможно, в лагере Хохнштайн. После реформирования лагерной системы в 1936 году, когда нацистские концентрационные лагеря первого поколения были ликвидированы (исключение составил концлагерь Дахау), появились крупные лагеря нового типа и назначения. Ещё до войны в концлагерях Заксенхаузен, Эстервеген, Бухенвальд и Дахау были созданы лагерные оркестры. После реформирования лагерной системы и появления  основных лагерей и лагерей-спутников, лагерные оркестры появились практически во всех крупных лагерях типа «шталаг», некоторых малых рабочих лагерях и лагерях смерти. Иногда в одном лагере существовало несколько оркестров, например, в концлагере Освенцим был духовой оркестр из 120 музыкантов и симфонический оркестр из 80 музыкантами. Их репертуар состоял из маршей, лагерных гимнов, салонной музыки, танцевальных мелодий, популярных песен, киномелодий, отрывков из опер и оперетт и классических произведений (например, «Симфония №5» Бетховена).  В некоторых случаях лагерные оркестры исполняли уникальные, написанные заключенными мелодии. Например, в концлагере Освенцим композиторы Мчеслав Крыжинский и Хенрик Крол создали «Марш трудового лагеря» (нем. Arbeitslagermarsch). И, хотя, по словам Бенедикта Каутского, немецкие военные марши были запрещены в концлагерях, в Бухенвальде и Освенциме можно было услышать несколько старых прусских официальных маршей.

Репертуар лагерных оркестров зависел от вкуса эсэсовцев и возможностей музыкантов. Лагерные музыканты не только развлекали по воскресеньям охрану, но и с разрешения начальства играли перед товарищами по заключению. Во время инспекций лагерные коменданты с гордостью демонстрировали свои оркестры в качестве «особого аттракциона» и доказательства «образцового устройства» лагеря. Однако, основной задачей лагерных оркестров было сопровождение принудительных работ, встреча рабочих отрядов у лагерных ворот и сопровождение экзекуций и казней. В лагерях смерти, особенно в Биркенау, перед оркестрантами ставили такие ужасающие задачи, что некоторые музыканты, которые пережили Холокост, всю оставшуюся жизнь терзались чувством вины.  Оркестрам приходилось сопровождать процедуры селекции вновь прибывших заключенных, и усыпленные музыкой люди не догадывались, что многих из них ждет немедленная смерть. Несколько музыкантов по приказу эсэсовцев играли рядом с крематорием. Однако, судя по всему, прибытие транспорта с новыми заключенными, селекция и умерщвление в газовых камерах не всегда сопровождалось музыкой. 

В дополнение ко всему, лагерные оркестры играли на частных вечеринках охранников и вечерах отдыха. С одной стороны, у музыкантов был особый статус, который давал им некоторую защиту от лагерного произвола и некоторые привилегии: музыканты получали более легкую работу, лучшую одежду, дополнительное питание. С другой стороны, сотрудничество с лагерным начальством навлекало на музыкантов обвинения и зависть прочих заключенных и ставило их в опасную зависимость от СС.
 

Музыкальные инициативы заключенных

В отличие от ранее упомянутых примеров принудительного исполнения музыки, заключенные также играли и сочиняли музыку по своей собственной инициативе для себя и своих товарищей. Музыка поддерживала заключенных, помогала им сопротивляться психологическому давлению, облегчала боль, поддерживала в них силы к сопротивлению. Простое гудение или свист помогали преодолеть страх одиночества в карцере. Музыка помогла заключенным сохранять самобытность и традиции, а это разрушало замыслы СС по физическому, моральному и духовному обезличиванию узников. 

Заключенные исполняли музыку для себя и своих товарищей еще в ранних  концентрационных лагерях. Однако, в то время в лагерях было всего несколько музыкальных групп, среди заключенных пользовалось популярностью сольное и хоровое пение «а капелла». Первые песни лагерей (нем. Lagerlieder) и гимны концлагерей (нем. KZ-Hymnen), например, известная песня «Болотные солдаты» (нем. Moorsoldatenlied), были написаны заключенными. Их можно было исполнять в любое время без особой подготовки. Совместное пение поддерживало в заключенных дух товарищества и сопричастности. На ранней стадии существования лагерной системы среди заключенных особой популярностью пользовались песни молодежных движений и движения «синих воротничков», ведь большинство заключенных были политическими противниками нацизма. В этот первый период профессиональные музыканты среди узников встречались редко. Начиная с 1939 года, в период Второй Мировой Войны, музыкальный уровень заключенных существенно вырос за счет профессиональных музыкантов. Все больше и больше людей разного уровня жизни, разных сословий, профессий и национальностей становились узниками концлагерей, среди них было огромное количество творческих людей: профессиональных музыкантов, художников, артистов. Увеличение числа профессиональных музыкантов позволило заключенным разнообразить музыкальную жизнь в лагерях.

Музыкальная деятельность в лагерях получила широкое распространение после 1942-1943 гг. В это время труд заключенных использовали на военных заводах, 15 мая 1943 года эсэсовцы внедрили систему поощрений для заключенных (нем. Prämiensystem). В это же время лагерная система была реформирована, появились малые рабочие лагеря и лагеря-спутники. Заключенные стали получать некоторые поощрения от эсэсовцев. Эти поощрения были разработаны, прежде всего, чтобы увеличить производительность работы и предупредить беспорядки. В любом случае, в программе поощрений участвовали в основном немецкие заключенные, представители лагерного самоуправления и «выдающиеся личности». Однако, в результате этих поощрений, заключенные смогли получить музыкальные инструменты и ноты, они смогли создавать и исполнять музыку, они создавали музыкальные коллективы, устраивали концерты и другие культурные мероприятия, такие как кабаре или театральные представления.

Вопреки широко распространенному мнению, музыкальная деятельность заключенных была незаконной лишь в некоторых случаях. Вне закона были политические и запрещенные песни – их исполняли тайно, под страхом наказания. Например, 7 ноября 1933 года, заключенные Бёргемора тайно отмечали шестнадцатую годовщину Октябрьской революции. Многолюдные музыкальные мероприятия заключенные могли проводить только с разрешения лагерного начальства и при поддержке должностных лиц. Одно из первых таких выступлений было организовано заключенными Бёргемора 27 августа 1933 года. Лагерный цирк  (нем. Circus Konzentrazani) актера Вольфганга Лангхоффа стал ответом на побоище, которое устроили ночью эсэсовцы. Цирк включал песни и шутки и был позднее одобрен нацистами как «общая рекомендация» для развлечения заключенных. Лагерных охранников такие мероприятия тоже развлекали. Во время представления Лагерного цирка была впервые исполнена песня «Болотные солдаты». В некоторых лагерях такие представления проводились регулярно. В одном из блоков лагеря Бухенвальд был установлен кинопроектор, в период между августом 1943 года и декабрем 1944 года заключенные провели здесь 27 так называемых «концертов», они состояли из скетчей, кабаре, концертных и театральных номеров. Лагерное начальство разрешало или закрывало глаза на культурную жизнь заключенных – если это не касалось лагеря напрямую.

Несмотря на ограниченную свободу, заключенные создавали огромное количество музыкальных шоу-программ. Заключенные могли музицировать лишь в часы «ограниченного досуга», то есть, после вечерней переклички или по воскресеньям – как правило это был выходной день для узников. В главном лагере комплекса Освенцим, например, музыкальная жизнь была представлена двумя вокальными квартетами, небольшой вокальной группой и тремя хоровыми коллективами. Заключенные часто исполняли инструментальную музыку. Вся эта музыкальная деятельность осуществлялась заключенными в тяжелых условиях постоянного голода, психологического и физического дискомфорта, насилия, болезней, эпидемий, террора и страха смерти. В отличие от «приказного» музицирования, которым заключенные были вынуждены наниматься практически ежедневно, музыка «для души», которую заключенные исполняли по собственной инициативе, была основой лагерной жизни. Однако, в условиях социальных различий между группами заключенных в лагере, музыка выполняла не самую приятную роль – она отделяла привилегированных заключенных (членов лагерного самоуправления, «выдающихся личностей» и их приближенных) от простых заключенных, которые боролись за выживание.  
 

Заключение

Музыкальная жизнь в нацистских концентрационных лагерях и лагерях смерти имела двуликий характер. С одной стороны, она помогала заключенным выживать в нечеловеческих условиях, с другой стороны, она же служила инструментом террора для эсэсовцев. Лагерная администрация оскорбляла музыкантов и использовала музыку в собственных целях. Ежедневные «музыкальные пытки» способствовали деградации заключенных и ослабляли их волю к жизни. Таким образом, музыка в нацистских лагерях была необходимым стимулом для выживания и заключенных и, в то же время, опасным инструментом в руках нацистских преступников

Д-р Гвидо Факлер

Список литературы

Aleksander Kulisiewicz: Musik aus der Hölle. Ed. by Guido Fackler. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2007 (in preparation).

Ausländer, Fietje / Brandt, Susanne / Fackler, Guido: „O Bittre Zeit. Lagerlieder 1933 bis 1945“. Ed. by Dokumentations- und Informationszentrum (DIZ) Emslandlager, Papenburg, in cooperation with musik archive of Akademie der Künste, Berlin, and Deutsches Rundfunkarchiv (DRA), Potsdam-Babelsberg/Wiesbaden. Papenburg: DIZ Emslandlager, 2006 (http://www.diz-emslandlager.de/cd03.htm, mail(at)diz-emslandlager.de). – This new collection offers a wide range of camp songs on three cd’s and two booklets.

Fackler, Guido: „Des Lagers Stimme” – Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936. Mit einer Darstellung der weiteren Entwicklung bis 1945 und einer Biblio-/Mediographie (DIZ-Schriften, Bd. 11). Bremen: Edition Temmen, 2000.

Fackler, Guido: Music in Concentration Camps 1933–1945. In: Music and Politics. Online: http://www.music.ucsb.edu/projects/musicandpolitics/fackler.html.

Fackler, Guido: „Musik der Shoah“ – Plädoyer für eine kritische Rezeption“. In: John, Eckhard / Zimmermann, Heidy (Hg.): Jüdische Musik. Fremdbilder – Eigenbilder. Tagungsband des Musikwissenschaftlichen Symposiums „Die Politisierung der ‚jüdischen Musik‘ im 20. Jahrhundert“ der Freien Akademie und Hochschule für Musik und Theater in Bern 2001. Köln / Weimar: Böhlau, 2004, S. 219-239.

Gilbert, Shirli: Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps. Oxford University Press 2005.

Kautsky, Benedikt: Teufel und Verdammte. Erfahrungen und Erkenntnisse aus sieben Jahren in deutschen Konzentrationslagern. Zürich 1946, quote on 222.

Knapp, Gabriele: Frauenstimmen. Musikerinnen erinnern an Ravensbrück. Berlin 2003.

Kuna, Milan: Musik an der Grenze des Lebens. Musikerinnen und Musiker aus böhmischen Ländern in nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen. 2. Aufl. Frankfurt a.M.: Verlag 2001, 1998.

KZ Musik. Music composed in concentration camps (1933–1945). Dir. by Francesco Lotoro. Rome: Musikstrasse, starting 2006 with 4 CDs (http://www.musikstrasse.it). – This cd-collection tries to record all compositions and songs created in the different nazi camps.

Langhoff, Wolfgang: Die Moorsoldaten. Mit einem Vorwort von Werner Heiduczek. Köln 1988, see 165-186, quote on 165.

Schmidt, Eberhard: Ein Lied – ein Atemzug. Erinnerungen und Dokumente. Gesprächspartner und Hg. Manfred Machlitt. Berlin 1987, quote on 130.

Staar, Sonja: Kunst, Widerstand und Lagerkultur. Eine Dokumentation (Buchenwaldheft 27). Weimar-Buchenwald 1987.

Система нацистских лагерей и «окончательное решение еврейского вопроса»

Идея концентрационных лагерей как средство репрессий и власти не принадлежала нацистам. Американская исследовательница Энн Эплбаум считает, что первое подобие концентрационных лагерей появилось уже в 1895 году на Кубе, и система использовалась испанскими колонизационными властями в Латинской Америке.

Считается, что первые концентрационные лагеря современного типа были созданы во время англо-бурской войны (1899-1902) лордом Китченером, английским главнокомандующим, для бурских семей в Южной Африке. Тогда, только в течение одного года (1901-1902), в этих лагерях от голода и болезней умерло около 17 тыс. человек. Позднее концентрационные лагеря появились в Намибии (1904) для борьбы с повстанцами.

В СССР уже к концу 1919 года существовал 21 лагерь, они назывались «Лагеря принудительных работ». К 1921 году в них содержалось около 100 тыс. человек. Эти лагеря стали прообразом для нацистской системы.

Концентрационный лагерь – по определению, орудие террора. Нацисты превратили лагеря в одну из основ своей власти в Германии и в Европе. В рамках нацистской лагерной системы переплелись политические преследования, экономические потребности и идеологические аспекты.

Система лагерей – этапы развития

Уже в первые месяцы нацистского режима в 1933 году, новые власти создавали лагеря и учреждения лагерного типа. Первым известным учреждением, куда боевики СА доставляли политических заключенных уже в начале марта 1933 года, были подвалы пивного завода в Ораниенбурге, возле Берлина. Трудно установить был ли лагерь в Ораниенбурге действительно первым, поскольку в то время существовала масса «диких лагерей» СА, то есть мест заключения, никем не санкционированных и ничем не регламентированных.

Первый крупный концлагерь был основан рядом с городом Дахау в 17 километрах от Мюнхена (Бавария) в марте 1933 г., меньше чем через два месяца после прихода нацистов к власти в Германии. Предпосылкой к этому стало назначение 9 марта 1933 Генриха Гиммлера, являвшегося еще с 1929 года руководителем СС, полицай-президентом нового правительства Баварии, то есть де-факто он совмещал функции руководителя СС и полиции Баварии. Именно поэтому эта область Германии раньше других попала под власть СС, и именно там был основан первый крупный лагерь. Тем самым было положено начало лагерной системе, выполнявшей важные функции в истории Третьего рейха. Всего в 1933 – 1934 годах в Германии существовало примерно 59 лагерей и заведений лагерного типа.

Изначально лагеря играли роль радикального инструмента в руках нацистской партии, СА и СС, давая им возможность решать политические задачи, которые ставили режим и идеология. Однако изменяющиеся условия и обстоятельства потребовали перемен в функционировании лагерей. Фальк Пингель делит период существования лагерей на три периода: а) период политического подавления, с 1933 по 1936 гг.; б) подготовка к войне и обслуживание военных нужд, 1936-1941 гг.; и, наконец, в) заключительный этап войны, 1942-1945 гг.

Первый период: 1933-1936 гг. – политическое подавление

Первые концлагеря были созданы с целью изолировать потенциальных оппонентов Третьего рейха и не допустить возможности политического сопротивления. Большинство людей, арестованных в этот период, были определены как «вредные для нации». В первую очередь речь шла о коммунистах, социалистах, либералах, политических деятелях общественных организаций, профсоюзов, журналистах левого толка и пр.

Первые узники лагеря Ораниенбург, 1933

В этот период евреи попадали в лагеря исключительно как политические противники режима, а не как евреи. Считалось, что для того, чтобы заставить заключенных изменить свою политическую позицию, необходимо применить программу сурового, тяжелого содержания. Если они соглашались изменить свои убеждения, их, в конце концов, освобождали. Эта стратегия проводилась лишь по отношению к тем людям, которых считали годными для «перевоспитания». Другие заключенные, те, кого СС и СА сочли «неисправимыми», подвергались особенно суровому содержанию и пыткам. Заключенные лагерей назывались «врагами нации». Правовой основой для содержания в концентрационном лагере стал «Закон о защите народа и рейха» (28 февраля 1933), подписанный Гинденбургом. Один из пунктов декрета позволял превентивный арест со сроком содержания до полугода. Эта норма предусматривалась и веймарским законодательством. Очень скоро было отменено всякое ограничение на срок содержания.

Первые лагеря создавались рядом с крупными городами, поскольку их целью было запугать граждан Германии и принудить их сотрудничать с режимом. Влияние лагерей на германское общество было однозначным, как видно из следующей цитаты:

«Еще более пугающими были исчезновения многих вполне безобидных людей, исчезновения, которые так или иначе стали частью повседневной жизни. Диктор радио, чей голос ты слышал каждый день, и которого воспринимал как старого знакомого, был отправлен в концлагерь, и при упоминании его имени тебя пронизывала грусть. Известные актеры и актрисы, вошедшие в нашу жизнь, исчезали в одночасье. […] Никто не знал, погибли они, были арестованы или уехали за границу – их просто больше не было».
Sebastian Haffner, Defying Hitler, Farrar, Strauss and Giroux, New York, 2002, p. 195.

В июне 1933 года комендантом лагеря Дахау стал Теодор Эйке. Посредством четкого лагерного устава Эйке превратил Дахау в образцовый лагерь, с дисциплинированной охраной и невозможными условиями содержания заключенных. За каждый проступок были установлены наказания, самым популярным из которых была смертная казнь. При Эйке в Дахау использовали труд заключенных таким образом, что лагерь стал эффективным с экономической точки зрения предприятием. Именно поэтому после Ночи длинных ножей Эйке был назначен инспектором всех концентрационных лагерей Германии, и лагеря были реформированы, а позже и строились по образу и подобию Дахау. В Дахау также проходил подготовку персонал концентрационных лагерей на протяжении всего периода существования нацистского режима.

После Ночи длинных ножей в 1934 году были упразднены лагеря СА и осталось только 7 концентрационных лагерей СС. К концу этого периода многие нацисты считали, что концентрационные лагеря им более не нужны. Однако лагеря были могущественным оружием в руках СС, а также постоянным и растущим источником принудительной дешевой рабочей силы. Было совершенно ясно, что СС не захочет лишиться такого мощного инструмента.

На первом этапе, до 1934 года, в лагерях СА и СС находилось около 26 тыс. человек. В 1935 году, после того как нацистский режим укрепился у власти, а лагеря СА были в основном распущены, в лагерях находилось в общей сложности около 4000 человек. Таким образом, мы видим, что на этом этапе речь не шла о массовых заключениях в концентрационные лагеря и о чистке целых слоев населения, как это было в то же время в СССР.

Из всего сказанного выше должно, казалось бы, следовать, что после упрочения нацистского режима лагеря подлежали упразднению. И в самом деле, после того, как оппоненты нацизма были устранены с политической арены, некоторые лица в рейхе считали, что лагеря, служившие временным инструментом переходного периода, должны быть закрыты. Комендант Освенцима Рудольф Гёсс, служивший тогда в Дахау, в своих мемуарах, написанных в тюрьме после войны, сообщает:

«Я уверен, что в период между 1935 и 1936 гг. три четверти политических заключенных в Дахау могли быть освобождены без какого-либо существенного вреда для Третьего рейха».
Rudof Hoess, Commandant of Auschwitz, London, Pan Books, 1961, p. 83.

Второй период: 1936-1941 гг. – подготовка к войне

Начиная с 1936 г., Гиммлер стал отдавать распоряжения об аресте новых категорий «врагов». Теперь лагеря служили для изоляции «преступных» и «антиобщественных» элементов, например, бродяг, нищих, цыган, гомосексуалистов и пойманных проституток. Заключение в лагеря людей по неполитическим обвинениям мотивировалось как идеологией, так и экономическими требованиями. «Четырехлетний план», запущенный в 1936 г., был направлен на подготовку Германии к будущей войне и на быструю индустриализацию. План требовал мобилизации рабочей силы, и с этого периода заключенные концлагерей стали работниками на службе у Третьего рейха. В 1936 г. был создан особый отдел по еврейским делам, который поощрял более суровое обращение с заключенными евреями, хотя в то время евреев еще не заключали в лагеря из-за их национальной принадлежности. В 1936 г. в Берлине проводились Олимпийские игры, и в этой связи многие цыгане-рома были отправлены в лагеря под предлогом защиты общественного порядка.

Особую роль в развитии системы лагерей сыграл 1938 год, когда произошли важнейшие внутри- и внешнеполитические события. Распространение Третьего рейха на Австрию и Sudetenland (Судетскую область) привело к росту числа политических заключенных; их сопротивление безжалостно подавлялось, содержание в лагерях стало строже. На аннексированных территориях СС применяло более жестокие меры, чем в самой Германии.

В 1938 г. в антиеврейской политике произошел радикальный поворот. На евреев оказывали давление, чтобы принудить их эмигрировать из Германии, а после мартовского аншлюса их заставляли покидать и Австрию. Эта новая фаза в преследованиях евреев достигла кульминации в ноябре 1938 г.

Во время погромов 9 ноября 1938 г., известных как Kristallnacht, «Хрустальная ночь», около 30.000 евреев были брошены в концлагеря единственно из-за своего еврейского происхождения. Заключение в лагеря использовалось для ускорения эмиграции евреев – в качестве условия освобождения евреи должны были представить действительную въездную визу в другую страну. Многие евреи, способные получить такую визу, освобождались и покидали Германию.

Аресты в ноябре 1938 г. и поток заключенных с оккупированных территорий породили катастрофические условия в лагерях. Начиная с 1936 года, количество заключенных концентрационных лагерей неуклонно росло. Особенно оно выросло в 1938 году, когда в лагеря попали политические противники режима из Австрии и Судетов, а потом и около 30 тыс. евреев. Всего к началу войны в лагерях насчитывалось около 60 тыс. заключенных. Уже к этому моменту они играли для СС все возрастающую экономическую роль.

Лагеря в начале войны (1939 – 1941)

Война принесла перемены в систему лагерей. По мере германской территориальной экспансии росло как число лагерей, так и число заключенных в них. В то же время война позволила лагерной системе стать еще суровее, чем прежде, поскольку общество было преимущественно занято войной, и лагеря теперь находились на обочине общественного внимания. После оккупации Польши, а позднее и стран Западной Европы, важной группой заключенных стали военнопленные. Для них были созданы специальные лагеря.

Перед войной в лагерях находились преимущественно граждане рейха, с началом войны состав заключенных изменился. Теперь лагеря служили важнейшим инструментом подавления местного населения. С первых дней войны на территории Польши началось создание системы лагерей. Очень скоро появились лагеря по образу и подобию тех, что существовали в Германии.

20 мая 1940 года на месте бывших армейских казарм был основан лагерь Освенцим, а 14 июня 1940 года туда доставили первых 728 польских заключенных. Всего в первые два года существования лагеря в нем находилось от 13 до 16 тыс. польских узников, в основном противников режима и подпольщиков. Уже в этот момент в лагере осуществлялись жесточайшие наказания заключенных (блоки 11 и 13), а также расстрелы у стены между блоками 10 и 11.

После нападения на Советский Союз в июне 1941 г. число военнопленных стало исчисляться миллионами. Очень скоро места для содержания военнопленных РККА стало не хватать. Многие из них переправлялись в концентрационные лагеря на территории оккупированной Польши, в том числе в Освенцим.

Статистика смертей и убийств также драматически выросла. Это явилось результатом принципиального презрения к человеческой жизни и сознательной жестокой политики, направленной на уничтожение определенных категорий заключенных посредством пыток и различных продуманных методов истребления.

Летом 1941 года Гиммлер обратился в канцелярию фюрера с вопросом о том, как можно использовать опыт операции Т-4 («эвтаназия») для уничтожения «балласта концлагерей», то есть в первую очередь военнопленных. Именно поэтому осенью 1941 года в Освенциме экспериментировали с использованием газа «Циклон-Б».

Женщины на принудительных работах, лагерь Плашов, 1943 г.

Третий период: 1942-1945 гг. – переломный период в войне и лагеря

Поворот в ходе войны, наступивший после Сталинградской битвы зимой 1942-1943 г., потребовал реорганизации немецкой военной промышленности. Это привело к усиленной эксплуатации заключенных в качестве рабочей силы для военных нужд. Из-за выросшей ценности труда заключенных лагерное руководство в 1942-1943 гг. попыталось снизить смертность среди узников. На этом этапе СС торговало заключенными как подневольными рабами. Клиентами становились важнейшие немецкие фирмы, такие как Сименс, АЕГ и многие другие.

Обеспечение предприятий рабочей силой и ее эксплуатация были не единственными функциями лагерей. Несмотря на ухудшение ситуации на фронтах, идеологические и политические цели режима не изменились.

С началом войны против Советского Союза нацистский режим начал систематическое искоренение целых категорий населения. Вермахт, СС и СД, каждый со своей позиции, получили задание развернуть «борьбу против мировоззрения» (weltanschauung), другими словами, идеологическую войну. Тем самым, лагеря превратились в места концентрации, изоляции и физического истребления определенных групп населения оккупированных стран, а также в центры тотального уничтожения еврейского населения.

Именно в этом контексте следует рассматривать лагеря уничтожения конца 1941 г. (Хелмно) и 1942 г. (лагеря операции «Рейнхард»). Эти центры уничтожения были выделены для реализации «окончательного решения», и туда депортировали в основном евреев. Кроме того, следует выделить и многофункциональные центры, призванные решать различные задачи. Главным таким лагерем был Освенцим-Биркенау. В таких лагерях действовали все элементы лагерной системы: заключение, принудительный труд и истребление.

До 1944 года евреи являлись меньшинством заключенных в концентрационных лагерях. Большинство евреев попадало в лагеря смерти и там уничтожалось. Лишь с 1943 года, когда нацистам все больше не хватало рабочей силы, оставшихся евреев начали массово отправлять в трудовые и концентрационные лагеря.

нацистских лагерей | Энциклопедия Холокоста

  • Цитировать