Гроб господень в иерусалиме: Храм Гроба Господня | Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Храм Гроба Господня | Русская Духовная Миссия в Иерусалиме

Храм Воскресения Христова — главная святыня христианства, в нем находится Кувуклия Гроба Господня, поэтому его так и называют — храм Гроба Господня.

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Он состоит из нескольких приделов, связанных с тем или иным моментом Распятия Христа. Благолепие храма соответствует его высокому значению. Иконы в иконостасе украшены ризами, пожертвованными до революции из России, пол выстлан мраморными плитами.

Камень помазания миром

При входе в храм паломник останавливается перед Камнем помазания. На этом месте праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Иисуса по снятии со Креста, помазали благовониями, обвили Плащаницей. Это желто-розовый благоухающий камень под сводом из множества лампад и подсвечников. Перед взором входящих в храм предстоит великолепная мозаичная икона «Снятие со Креста Тела Спасителя, помазание тела Христова миром и положение Его во гроб», помещенная на стене.

Голгофа

Направо от святых врат храма Воскресения и камня помазания по мраморной лестнице можно подняться по 28-ми ступеням на святую Голгофу. 

Во время жизни Христа эта гора была местом казни преступников, которых здесь предавали распятию, считавшемуся самой позорной смертью. В одном из утесов Голгофы было углубление в виде пещеры: там стерегли преступников, приводимых на распятие. В этой пещере был и Христос. Это место называется «Темница Христова». Она располагается в северной части храма Воскресения, на противоположной стороне от Голгофы.

У Голгофы располагалась площадь, на которой народ собирался смотреть казнь преступников. С западной стороны примыкали сады и упоминаемый в Евангелии вертоград, принадлежащий Иосифу Аримафейскому. Возле скалы была лощина, куда повергали тела и кресты распинаемых. Туда же был повергнут и Крест Господень. Враги Креста засыпали его землей, забросали камнями. На самой же Голгофе во II в. император Адриан построил капище Венеры.

В 326 году мать императора Константина царица Елена отправилась в паломничество на Святую Землю, желая посетить места, освященные событиями жизни Спасителя. Она обратилась к жителям с просьбой указать ей место, где скрыт Крест Господень. Ей помог престарелый еврей по имени Иуда, который привел царицу к большому холму с языческим храмом наверху. Когда храм разрушили, разбросали мусор и раскопали землю, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

Голгофа в переводе и означает «Лобное место». Это название было дано по нескольким причинам. По мнению одних, так она называлась из-за сходства ее округлой формы с черепом. По мнению других, — из-за множества находившихся там черепов преступников. Но главное, что, согасно иудейскому преданию, в этом месте была погребена голова Адама. Именно поэтому Промыслом Божиим искупление человеческого роды происходило здесь, где Пречистая Кровь Спасителя омыла грех Адама, пролившись сквозь расселину в скале. Эта расселина образовалась во время землетрясения, сопровождавшего распятие Христа, и ее можно увидеть под стеклом рядом с местом Распятия.

Вблизи Лобного места, в пещере, святой Еленой были найдены кресты, гвозди и та дощечка с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Спасителя. Она лежала отдельно от крестов и поэтому было невозможно определить, на котором из крестов был распят Христос. Тогда Епископ Иерусалимский Макарий предложил провести испытание: на место обретения крестов принесли тело умершей женщины. Все присутствующие горячо помолились о том, чтобы Крест Христов был указан через ее воскрешение. Во время прикосновении к одному из крестов женщина воскресла.

Обретение Креста Господня и чудеса, сопровождавшие его, произвели большое впечатление не только на христиан, но и на иудеев. Иуда, указавший нахождение святых мест, вместе со многими иудеями уверовал во Христа и крестился, получив во святом крещении имя Кириака. Впоследствии он  претерпел мученическую кончину при императоре Юлиане Отступнике. В память о событии обретения Креста в Православной Церкви был установлен праздник Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Открытый Голгофский престол осеняет то самое место, где находится небольшое круглое отверстие, в которое водружен был Животворящий Крест Господень. Отверстие это обложено серебряным окладом с чеканным на нем изображением страстей Христовых. 

С правой стороне от Креста Голгофского видна глубокая трещина (она сейчас под стеклом), образовавшаяся во время землетрясения, произошедшего в тот момент, когда Богочеловек испустил Свой дух. В это же время завеса в храме Соломона разодралась сверху донизу. По этой трещине Кровь Спасителя стекала вниз до черепа Адама, омывая его, поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп. Эта трещина и теперь просматривается донизу, где находится придел Адама.

Кресты разбойников, стоявшие несколько позади Креста Христа Спасителя, обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Православный Престол отделен колоннадой от римско-католического придела Голгофы, который расположен справа от православного.

Между католическим и православным престолами расположен францисканский алтарь Скорбящей Богородицы (лат. Stabat Mater — «Стояла Матерь», названный так по первым строкам католического гимна францисканца Якопоне да Тоди, ХIII в.). Здесь также видны остатки древних византийских мозаик. Престол является реконструкцией архитектора Антонио Барлуцци.

На месте католического престола, согласно преданию, воины пригвождали Спасителя к Кресту (Мф. 27:33-36). Серебряный католический престол был пожертвован в храм Фердинандо Медичи в XVI в. Стены придела украшены мозаичными картинами, на одной из которых изображено библейское событие жертвоприношения Авраама, который по повелению Бога, благодаря своей любви к Богу и вере в Его Промысл, готов был принести в жертву своего единственного сына Исаака. Это событие является прообразом Жертвы Христовой, когда Небесный Отец ради любви в человечеству отдал Своего Единородного Сына на Распятие.

Над Голгофой пронеслось бесчисленное множество кровавых событий, но она и до наших дней осталась и всегда будет священным прибежищем для всех с благоговением поклоняющихся Освятившему ее Своею Животворящею Кровью.

Придел Адама

Сойдя с Голгофы, паломник входит в придел, устроенный под Голгофой. Это придел Адама. За престолом сквозь железную решетку видно продолжение Голгофской расселины. В притворе этого придела у входа, по преданию, была погребена глава Адама.

В этом приделе располагается Санктуарий Храма Гроба Господня — хранилище святынь, где можно в определенное время припасть к частице Животоврящего Древа (в окладе византийского импрератора Мануила) и мощам великих святых Церкви.

Придел Тернового венца

Выйдя из предела Адама и пройдя направо, паломник подходит к пределу поругания и возложения тернового венца, где под престолом находится часть камня, принесенного из Претории — Верховного Судилища, где происходило осуждение Христа на смерть. На этом камне сидел Господь во время возложения на Него багряницы и тернового венца. Этот придел принадлежит Греческой Церкви.

Придел обретения Животворящего Креста

От этой часовни паломник спускается по двадцати восьми ступеням вниз в подземную церковь св. Елены, принадлежащую армянам, а из нее еще двенадцать ступенек ведут в подземелье, где святая царица Елена обрела Животворящий Крест Господень. На месте обретения Креста, в самом углублении пещеры, на самом полу устроен греческий престол. В этом подземелье видны огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения, бывшего во время распятия Христа. Здесь же устроен и католический престол, а вверху в скале видно окно, из которого, по преданию, святая царица Елена смотрела на работавших при откапывании Креста Господня. Подземелье это находится на месте бывшей лощины, именуемой Юдолью мертвых, куда после распятия сбрасывали тела и кресты.

Придел разделения риз Господних

Поднявшись наверх и свернув направо по галерее, паломник подходит к Приделу разделения воинами риз Господних7

Еще Богодухновенный псалмопевец Давид, пророчески изображая обстоятельства страданий Спасителя, говорил: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс 21:19). Это пророческое указание буквально исполнили воины у Креста Господня на этом месте: «Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что» (Мк 15:24). Они разделили между собой, по обычаю того времени, одежды Распятого, разорвав их на четыре части. Хитон (рубашка) был тканым, то есть без швов, и они не пожелали рвать его, а, оставив целиком, согласились передать тому из них, кому он достанется по жребию.

Этот придел принадлежит Армянской Патриархии. Сами армяне считают ег приделом Лонгина сотника, потому что некогда под престолом хранилось копье Лонгина. На лицевой стороне престола есть иображение копья.

Придел Лонгина сотника

Далее по галерее паломник подходит к греческому Приделу святого мученика Лонгина сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде дивных знамений. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27:54). Предание говорит, что Придел этот устроен на месте обретения слепой женщиной головы святого Лонгина, впоследствии пострадавшего за Христа. Женщина эта прозрела. Здесь же находится часть камня от Голгофы.

Темница Христова

Далее по галерее, на противоположной стороне храма от Голгофы, в северной части храмового комплекса, находится камень, который называют «узы Спасителя». Он стоит у входа в небольшую пещеру, где воины стерегли преступников во время приготовления на Голгофе орудий их казни. В два отверстия этого камня были заключены пресвятые ноги Спасителя. У этой темницы стояла Матерь Божия со святыми женами и взирала на пригвождение Ее Сына ко Кресту. Ранее в одной из ниш Темницы Христовой была помещена икона Пресвятой Богородицы, очень темная, которая в одно время на Страстной седьмице плакала.  Сегодня эта икона отреставрированная монахинями монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании, находится в Санктуарии храма (у Придела Адама).

 

Придел Марии Магдалины

Шагах в десяти от Темницы Христовой находится место, обозначенное мраморным кругом, над которым горят неугасимые лампады. Здесь явился Господь по Воскресении Своем Марии Магдалине. Сейчас здесь находится католический придел с современным стилизованным скульптурным изображением события.

Гробница Иосифа Аримафейского

В западной части храма Воскресения Христова в приделе сирийцев-яковитов находятся гробница Иосифа Аримафейского, ученика Иисуса Христа, высеченная в природной скале. Как известно из Евангелия, после снятия со Креста тело Спасителя положили в новый гроб, принадлежавший Иосифу. По своей кончине Иосиф был погребен в другой, более скромной гробнице.  

На этом месте бывшего вертограда Иосифа расположен католический придел, в котором находится часть каменного столба. К нему Иисуса Христа привязывали в темнице во время мучений. С ужасом смотрели мы на этот столб. В оцепенение повергает воспоминание этой картины злобы человеческой. Как она страшна и ненасытна! Как беззаконна и безумна деятельность человеческой страсти!

Кувуклия Гроба Господня

Главным предметом поклонения православного паломника является Гроб Господень, который находится  в Ротонде храма Воскресения.

Под ее высоким куполом устроена часовня, или малая церковь (кувуклия), обложенная желтым мрамором с украшениями по стенам и куполом посередине. Внутри находится скала, к которой можно прикоснуться, открыв икону Божией Матери в окладе из серебра.

В этой скале заключено бесценное сокровище христиан — Животворящий Гроб Христов.

Перед входом в Кувуклию стоят в два ряда огромные подсвечники; множество лампад — вне и внутри Кувуклии. По карнизам установлены драгоценные старинные иконы. Перед иконой Воскресения (она расположена над входом в кувуклию) висит лампада императора Николая II в память великого князя Сергея Александровича.

По существующему на святых местах status quo точно определяются права и владения всех вероисповеданий. Над Святым Гробом Господним обычно горят тринадцать серебряных  лампад, принадлежащих православной Патриархии, тринадцать — католических, тринадцать — армянских и четыре — коптских. Лампады эти отличаются друг от друга формой. Кувуклия разделена на две части: первая именуется приделом Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова (в длину и ширину три метра). В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. Во время служения Литургии этот камень служит престолом.

Вход в предел Гроба Господня очень низкий и узкий, высотой 112 см., шириной 72 см. Сама пещера тоже мала (длина и ширина около двух метров), так что перед Гробом могут стоять одновременно не более трех человек. Три стороны его прислонены к скале, а четвертая открыта и обложена мрамором. Верх также покрывает мраморная доска, разделенная посредине. Во время Литургии верхняя доска на Гробе Господнем служит жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Над Гробом располагается множество лампад, подсвечников, ваз с цветами.

Ввиду особого благоговения к этой величайшей Святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и Гроба Господня лицом ко Гробу. Благословенный трепет охватывает душу христианина при одном приближении к этой святыне. Эта маленькая пещера временно была вместилищем Необъятного. Здесь бездыханным и безжизненным лежал Тот, Кто дает жизнь всему творению, Кто был Создателем всего мира. Здесь совершилось то, что составляет нашу славу, здесь произошла победа Христа над дьаволом, торжество добра над злом, здесь воскрес Христос…

На стенах Кувуклии, как снаружи, так и внутри,  выгравированы тексты пасхальных песнопений: «Воскресение Христово, видевше…», «Яко Живоносец…» и др.

На Гробе Господнем, как и на Голгофе, совершается подряд три Божественных Литургии: в 12 часов ночи — греческая Православная, за ней — армянская и третья — католическая.

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники  участвуют в Чине Святого Огня, который смволизирует Свет Воскресения Христова, воссиявший из Гроба во время Воскресения Спасителя. Этот Чин уже много веков сопровождают явления нерукотворного сошествия Огня га Гроб Господень или на свечи верующих и потушенные лампады. В XVI в., когда армяне при помощи турок, надеясь получить Благодатный огонь самостоятельно, не пустили православного Патриарха в храм Воскресения в Великую Субботу, Огонь исшел из колонны у входа в храм, где стоял православный Патриарх. И теперь, прежде чем зайти в храм, верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну, свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кувуклией и Камнем помазания на полу изображен мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли со Креста и обвили плащаницей.

Кафоликон

Посередине храма Воскресения находится его главный Придел — Кафоликон, принадлежащий Иерусалимской Православной Церкви. У входа в центральную часть храма, со стороны Гроба Господня стоит мраморная ваза с крестом на изображении глобуса, которая обозначает духовный центр земли, соответственно словам Псалма Давида: «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».  

Алтарь храма Воскресения Христова возвышен. Большой престол храма осенен величественным позолоченным балдахином. Из алтаря направо вверхпо ступеням — вход на Голгофу, налево — в ризницу.

Что нашли археологи, вскрывшие Гроб Господень

Гроб археологи вскрывали в присутствии представителей шести христианских церквей впервые за много веков подняли мраморную плиту, укрывавшую главную святыню христиан всего мира – Гроб Господень в Иерусалиме. Что же обнаружилось под камнем, который не сдвигали с места четыре века?

Анастасия Шартогашева

Item 1 of 2

1 / 2

Согласно четырем Евангелиям, Иисус Христос был похоронен в пещере не горе Голгофе, неподалеку от места своего распятия. Христиане верят, что спустя три дня Иисус воскрес из мертвых и вознесся. Эту информацию ученые проверить, разумеется, не могут. Однако прямых доказательств того, что человек, известный как Иисус из Назарета, был распят представителями римской администрации Иудеи и похоронен после распятия, не существует, поэтому историки допускают, что Гроб Господень мог быть реальным местом погребения Иисуса.

Долгую историю гроба Господня и сложно устроенного Храма, воздвигнутого в разные века христианскими правителями, мы уже рассказывали. Повторим коротко: все началось со святой Елены, которая в IV веке пришла на Голгофу и обнаружила пещеру с погребальным ложем (по некоторым источникам, на этом месте уже стоял храм, заложенный римским императором Адрианом во II веке). В 1555 году (а возможно, и раньше) ложе накрыли мраморной плитой — как считается, для защиты от любителей сувениров. С тех пор никто не поднимал плиту, и к XXI веку у историков появилось огромное желание выяснить, что находится внутри.

Главный вопрос, который ставили перед собой археологи, звучал так: почему Святая Елена решила, что она нашла место захоронения Иисуса из Назарета? На раскопки ученым было выделено 60 часов, и вот что удалось выяснить.

Под мраморной плитой оказался наполнитель — слой каменного материала. Под ним находилась еще одна плита из мрамора с выбитым в камне крестом, а под ним — плита из известняка, которая и считается погребальным ложем.

Первый вывод: за семь веков поклонения никто не перенес святыню; каменное ложе, найденное святой Еленой, осталось на прежнем месте. Обнаружились так же косвенные доказательства того, что пещера была использована для захоронения по иудейскому обряду в начале первого века нашей эры.

Согласно Евангелиям, тело Христа положили в пещеру на Голгофе, принадлежавшую Иосифу из Аримафеи, состоятельному ученику Иисуса. Иудейская традиция запрещала хоронить умерших в черте города, поэтому известняковые скалы вокруг Иерусалима таят множество пещерных захоронений. На Голгофе, неподалеку от Храма, была обнаружена каменоломня и камни, использовавшиеся для сооружения погребального ложа для умершего. Обстановка пещеры, расположенной внутри храма, и конструкция содержимого гробницы соответствует традициям захоронения начала первого века, заключают ученые.

У археологов нет доказательств того, что в пещере, где сейчас находится Храм Гроба Господня, был захоронен Иисус из Назарета, однако других мест, столь же подходящих под описанное в Новом Завете, нет, заключают археологи. Наука до сих пор не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение о том, что плита, почитаемая христианами всего мира, служила местом погребения того, кого христиане считают пророком и мессией.

Храм Гроба Господня – самое святое место

Место Храма Гроба Господня в Иерусалиме идентифицируется как место распятия и гробницы Иисуса из Назарета. Церковь долгое время была крупным центром паломничества христиан всего мира.

Согласно Новому Завету, Иисус был распят на Голгофе, «месте лобном» (Матфея 27:33–35; Марка 15:22–25; Иоанна 19:17–24). Это было определено как район заброшенных каменоломен недалеко от городской стены того времени.

Примерно через 10 лет после распятия была построена третья стена, ограждающая место казни и захоронения в пределах города, что объясняет расположение Гроба Господня в Старом городе Иерусалима сегодня.

Римский император Константин I, принявший христианство, приказал снести храм Венеры в Иерусалиме, чтобы освободить место для церкви. В ходе сноса была обнаружена гробница, которая предположительно была могилой Иисуса.

К первому Храму Гроба Господня можно было добраться по лестнице от Кардо, главной улицы Иерусалима.

Затем паломники прошли через притвор; базилика; и открытая площадка, «святой сад», в котором была скала Голгофы, доходящая, наконец, до самого Гроба Господня.

Вырубленная в скале гробница изначально была открыта для непогоды, но позже ее защитила небольшая постройка.

Весь комплекс был богато украшен, как мы знаем из описания биографа Константина Евсевия Кесарийского, по изображениям в церкви св. Пуденцианы в Риме, датируемым началом пятого века, и по мозаичной карте Мадабы с шестого, и из современных раскопок.

В 326 году мать Константина, Святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где, по преданию, нашла реликвию креста Иисуса («Истинного Креста»).

История открытия креста была актуальна в начале пятого века, а в 11 веке пещера глубоко под руинами базилики стала известна как Часовня изобретения креста.

В 614 г. персидское войско разрушило храм и унесло Животворящий Крест, но в 631 г. византийский император Ираклий договорился о его возвращении.

Арабское завоевание в 638 году изначально было менее разрушительным, так как к христианам относились терпимо, но спустя 300 лет вход в базилику был превращен в мечеть, а в 966 году купол был уничтожен пожаром во время антихристианских беспорядков.

В 1009 году фанатичный фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить церковь.

Византийский император Константин IX Мономах (1042–1055) финансировал его перестройку, но по другому плану, с входом с южной стороны.

Это была церковь, которая привлекала паломников со всего христианского мира в конце 11-го века, и большую часть этого периода мусульманские правители города относились к ним хорошо.

Только после захвата города турками-сельджуками в 1077 году поползли слухи о жестоком обращении с христианскими паломниками и отказе в доступе в церковь.

Освобождение святых мест, главным из которых был Гроб Господень, было важным мотивом для Первого крестового похода между 109 г.6 и 1099.

После взятия города крестоносцами в 1099 году очевидцы рассказывают, как выжившие участники экспедиции молились в Храме Гроба Господня, который показался им необычным, потому что был открыт небу.

В течение следующих полувека церковь Константина IX Мономаха была в значительной степени реконструирована.

Несмотря на то, что контур здания сохранился, церковь приобрела атрибуты собора западного образца. Святой сад стал базиликой церкви крестоносцев, а скала Голгофа получила собственную часовню.

Храм Гроба Господня был повторно освящен 15 июля 1149 года, через 50 лет после взятия Иерусалима Первым крестовым походом, но на самом деле работы над зданием продолжались еще несколько лет спустя. Тем не менее, церковь крестоносцев – это, по сути, та церковь, которую можно увидеть сегодня.

Церковь крестоносцев привлекала огромное количество паломников, вход и движение которых приходилось контролировать: двойные дверные проемы все еще можно увидеть, хотя искусно вырезанные перемычки, под которыми проходили паломники, были сняты после землетрясения 1927 и сейчас находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме.

Правая дверь была заблокирована после завоевания города мусульманами в 1187 году. Однако даже в периоды мусульманской оккупации сюда продолжали допускать паломников, и западные лидеры действительно стремились договориться о правах на вход.

Некоторых черт средневековой церкви уже не видно — например, гробницы первых правителей Готфрида Бульонского и Балдуина I, снятые в начале XIX в.века, когда греки проводили реставрационные работы. Все короли Иерусалима до 1187 года (кроме королевы Мелисенды) были похоронены в часовне на Голгофе.

Как показывают карты 12-го века, Гроб Господень в Иерусалиме был духовным центром христианского мира и его самым важным центром паломничества. Церковь была спроектирована таким образом, чтобы паломники могли переходить от часовни к часовне, а кульминацией их посещения был сам Гроб Господень.

На Голгофе, в ознаменование завершения своего паломничества, они оставляли кресты, которые несли в пути, и большое количество их сжигали в канун Пасхи.

В Великую Субботу состоялась церемония Благодатного огня. Патриарх вошел в кувуклию, где был зажжен и затем передан из рук в руки пасхальный огонь. Об этом свидетельствовали летописцы Эккехард из Ауры в 1101 году и Каффаро в 1102 году. строятся по всей Европе. Сегодня Храм Гроба Господня является одной из главных достопримечательностей Иерусалима и продолжает привлекать множество паломников и посетителей.

История Храма Гроба Господня – Храм Гроба Господня

Ранняя история и внешний вид Храма Гроба Господня остаются неопределенными из-за множества изменений, произошедших на месте, и невозможности тщательного земляные работы.

Вся архитектурная застройка была обусловлена ​​местами Распятия (Голгофы) и Гроба Господня, в бывшем каменоломне.

Неподвижными точками меньшего значения были грот, ныне известный как Тюрьма Христа, и склеп Святой Елены, подземная пещера, где Святая Елена обнаружила Крест.

После повторного открытия святых мест Константином в 326 году они сразу же стали центром христианского почитания.

И Голгофа, и Гробница Христа были изолированы путем срезания окружающих камней и земли, что сделало их отдельно стоящими блоками.

Между 326 и 337 годами Гробница Христа была окружена так называемой Ротондой Анастасия. К востоку от него находился примерно прямоугольный двор, окруженный перистилем, с Голгофой, образующей юго-восточный угол, и Тюрьмой, образующей северо-восточный угол. К востоку от самого двора находилась большая пятинефная базилика, обращенная апсидой на запад и окружавшая склеп Святой Елены.

Детали планировки 4-го века до сих пор обсуждаются, но в общих чертах схема согласована. Все основные элементы были довольно традиционными, особенно ротонда, окружающая Гробницу, которая произошла непосредственно от королевских и императорских мавзолеев, но сочетание ротонды, внутреннего двора и базилики было самым необычным.

Хотя эти три элемента можно описать по отдельности, сайт всегда задумывался как единое целое. Ротонда состояла из массивной внешней стены с тремя небольшими апсидами по сторонам света (кроме восточной, обращенной во двор).

Внутри находилась двухэтажная круглая колоннада, образующая проход вокруг Гробницы. Изначально строение могло быть без крыши, но к концу 4 века оно определенно было покрыто.

Большая часть Константиновской кладки внешней стены сохранилась, но внутренние колонны, хотя и сохранили свое первоначальное расположение, были заменены. Перед ротондой находился вымощенный камнем двор, окруженный дорожкой с колоннадой.

Скала Голгофы выступал в юго-восточном углу и был увенчан большим крестом. Небольшая часовня, сама церковь Голгофы, располагалась к югу от скалы. Главной церковью была великая базилика Константина, также известная как Мартириум, к востоку от внутреннего двора.

Апсида в западной части, примыкающая к внутреннему двору, была раскопана, а две двери атриума, которые предшествовали базилике с востока, сохранились в качестве фундамента в более поздних постройках. Таким образом, общая длина базилики и атриума составляет 75 м. У него были двойные проходы, увенчанные галереями, что напоминало Константиновскую базилику Святого Петра в Риме.

Крыша была деревянной и вся, согласно Евсевию Кесарийскому, была великолепно украшена, обшита мрамором и украшена кессонным потолком, выкрашенным золотом.

В результате получилась очень красивая группа зданий; ранний паломник подошел бы к тройным воротам и вошел бы в атриум базилики, большой двор с колоннадой. За ней находилась сама базилика, великолепно украшенная и укрывающая склеп Святой Елены.

Дверь в конце базилики вела во второй двор с колоннадой, где находились скала и Голгофский крест, святилище, известное как Тюрьма Христа, с ротондой, возвышающейся на дальней стороне.

Со времен Константина сайт претерпел множество изменений. В 614 году Иерусалим пал перед персами, а Гроб Господень и связанные с ним постройки были разграблены. Реставрацию провел патриарх Модест, и христианские святыни пережили арабское завоевание 638 года.

Однако в 1009 году фанатичный халиф аль-Хаким приказал систематически разрушать Гроб Господень. Базилика была полностью разрушена, Голгофа и Гробница изуродованы, но несколько удивительно, что внешняя стена Ротонды Анастасия, кажется, осталась практически нетронутой.

После нескольких лет запустения византийские правители Константинополя получили разрешение на восстановление памятника, и работы были завершены в 1048 году, при Константине IX Мономахе. Ротонда была перестроена с использованием уцелевших Константиновских стен, но с добавлением галереи на уровне первого этажа и высокой апсиды с восточной стороны.

Коническая деревянная крыша покрывала всю конструкцию, которая, таким образом, приобрела вид византийской церкви с центральной планировкой, а не римского мавзолея. Двор на востоке, содержащий места Голгофы и тюрьмы, также был восстановлен, оставаясь открытым пространством и закрыт с восточной стороны (там, где стояла базилика) стеной с тремя небольшими апсидами.

Полное исчезновение базилики означало, что все это место теперь было ориентировано. Двор, должно быть, чем-то напоминал монастырь с проходом с колоннадой с трех сторон, увенчанным галереей, которая соединялась с новой галереей ротонды. Главный вход на участок находился с южной стороны двора.

После 1099

Когда крестоносцы завоевали Иерусалим в 1099 году, их первоочередной задачей было дальнейшее восстановление и украшение Гроба Господня, и работа началась вскоре после завоевания. Он был завершен к 50-летию падения Иерусалима, ибо освящен в этот день, 15 июля 1149 г..

План крестоносца был в сущности прост. Он должен был заключить открытый двор в новую крытую конструкцию, которая должна была образовать трансепты и алтарь церкви, а ротонда осталась и заняла место нефа.

План новой части церкви был знакомым романским, восточная часть состояла из апсиды и амбулатории с тремя расходящимися часовнями.

Голгофа была окружена южным трансептом, Тюрьма — северным, а проход из амбулатории вел вниз к склепу Святой Елены. Чтобы соединить ротонду с остальной частью церкви, была снесена византийская апсида.

В архитектурном отношении церковь крестоносцев представляла собой смесь различных особенностей западного дизайна. Построенный в основном из известняка, он имел два этажа одинаковой высоты, состоящих из главной аркады и галереи.

Арки были слегка заострены, а трансепты и хоры были перекрыты четырехсторонними ребристыми сводами с куполом над пересечением.

Возвышение и своды предполагают бургундское и северное французское происхождение, в то время как главный вход в церковь, фасад южного трансепта, сравнивают с дверными проемами южного трансепта Сантьяго-де-Компостела и Сен-Сернин, Тулуза.

Крестоносцы приложили значительные усилия, чтобы сохранить то, что они считали первоначальной структурой церкви, особенно в ротонде, а также в северном трансепте, где сохранилась часть дворовой аркады 11-го века.

Весь интерьер здания был богато украшен мозаикой и красками, а южный фасад трансепта был искусно украшен скульптурой.

Гробница была заключена в роскошную эдикулу, построенную из мрамора и искусно вырезанную.

Есть основания полагать, что северный трансепт был завершен после освящения, а во второй половине XII века к востоку от главной апсиды и над крышей капеллы Святой Елены был пристроен клуатр.

Сам монастырь был окружен монастырскими зданиями для августинских каноников Гроба Господня. Тогда же была пристроена колокольня, примыкающая к южному фасаду трансепта.

После падения Иерусалима в 1187 году церковь пощадили, но она подверглась преднамеренному повреждению и пренебрежению.

Притязания конкурирующих христианских конфессий привели к тому, что здание было разделено на отдельные части, что послужило причиной катастрофического пожара в 1808 году, уничтожившего большую часть ткани.

Дальнейший серьезный ущерб был нанесен в результате реставрации, последовавшей за пожаром, когда большая часть восточной части была полностью перестроена. Эдикула крестоносцев над Гробницей была заменена нынешней структурой.

Зданию угрожало сильное землетрясение 1927, когда ротонду пришлось укреплять лесами.

Полная реставрация началась только в 1962 году, но уже сейчас посетитель может получить некоторое представление об исторической природе здания и его составных частей.