Содержание
Есть ли на Волге современные бурлаки? | Мир вокруг нас
Слово «бурлаки» в русском языке давно стало употребляться в переносном смысле, когда в трудных ситуациях несколько человек тянут основную тяжесть того или иного труда. И вряд ли сыщется в России человек, ни разу не видевший картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», если не в музее, то хотя бы в репродукции. Каждый раз, когда я стою перед этим полотном в Русском музее, на память приходят стихи Н. А. Некрасова, ярко описавшего тяжкий труд бурлаков в стихотворениях «На Волге» и «Размышления у парадного подъезда». Картина И. Е. Репина написана позже, чем стихи, но замысел картины не был навеян некрасовскими строками. Художник сам признавался, что «Размышления у парадного подъезда» он прочел впервые через два года после того, как картина была им написана. Замысел картины у Репина возник в 1868 году, когда он еще был студентом Академии художеств.
Однажды, поехав с другом, художником К. А. Савицким, на прогулку по Неве, он увидел бурлаков, тянущих груженую баржу. Видел он такое зрелище впервые и был потрясен видом грязных, изможденных людей. Тогда и возникла мысль написать картину, и художник даже стал делать эскизы. Но его новый друг, молодой талантливый художник Федор Васильев сказал ему: «Я бы на твоем месте поехал на Волгу — вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо…». Почти все лето 1870 года И. Е. Репин провел на Волге, в 15 верстах от Самары, в селе Ширяево. Здесь он непосредственно близко познакомился с жизнью народа, окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Здесь увидел красоту того русского характера, который и получил свое выражение в картине.
«Столицей» русских бурлаков считался город Рыбинск, расположенный у слияния Волги, Шексны и Черемухи. У Рыбинска Волга делает поворот почти под прямым углом с северо-востока на юго-восток, становится полноводной. Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги и шла перевалка грузов на небольшие суда и баржи, которые могли проходить по мелководной Мариинской системе. Видимо поэтому в летнее время в город сходилось огромное количество бурлаков и грузчиков, в десятки раз превосходившее по численности постоянное население города. Жили бурлаки зачастую прямо на берегу. Здесь они нанимались в артели, здесь получали расчет, после тяжкого многодневного пути, здесь, в основном, и тратили заработанное. До сих пор сохранилась улица Стоялая, служившая настоящей бурлацкой биржей. В 1977 году на этой улице был поставлен единственный в мире «Памятник бурлаку» работы скульптора Льва Писаревского. Несколько лет назад памятник переместили на берег Волги.
В XX веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс. И казалось, что навсегда. Но в начале XXI века на великой реке снова стали встречаться несамоходные баржи, медленно следующие против течения за запряженной в бечеву группой мужчин и женщин. Что это? Съемка кинофильма о прошедших временах? Отнюдь. Это не настоящие бурлаки, а ряженые туристы.
В начале нынешнего века, когда появились такие понятия, как корпоративная культура, корпоративные вечеринки, корпоративный отдых, некоторые предприимчивые турфирмы стали предлагать своим клиентам, как правило, богатым фирмам, туры с разными экзотическими мероприятиями. Предполагается, что такие туры должны повысить сплоченность коллектива, поднять командный дух. Русские люди падки на всякого рода экстремальные мероприятия. Вот одна из турфирм в городе Угличе Ярославской области вспомнила о бурлацких артелях на Волге, и решила создать бурлацкие вакансии для туристов. Организован был этот аттракцион при поддержке городских властей, ибо, как известно, чем больше туристов в небольшом городе, тем лучше.
Для начала было куплено судно — баржа грузоподъемностью 320 тонн, или 20 тысяч пудов. В старину, чтобы провести по Волге баржу такого веса, нужно было не менее 60 бурлаков, особенно при движении против течения. Но от туристов этого не требуется, тянут по течению, что намного легче, да и современные суда имеют более легкий ход. Баржу «загружают» водой, от 200 до 300 тонн, в зависимости от количества «бурлаков», минимальное число людей в группе — 20, но может быть и более сорока.
Организаторы экстрим-тура полностью восстановили историческую картину создания бурлацкой артели — от найма работников до заключительного обеда после тяжелого физического труда. Желающие на себе испробовать бурлацкий труд собираются в группу. Затем надо сторговаться с «купцом» — владельцем товара, подписать трудовой договор, создать артель и распределить обязанности. Группа выбирает «шишку», или «коренного», двух «подшишечников» — заместителей, которые должны подгонять кабальных (тех, кто собственно и тянет лямку) и «косного» — бухгалтера. Затем туристы переодеваются в бурлацкую одежду — порты, лапти, льняные косоворотки, и подкрепившись сытным обедом из блюд старой русской кухни, запив все медовухой, отправляются в путь. Встав по двое в ряд, накинув лямки, тянут баржу. В общей сложности «артели» предстоит пройти около 3 км и провести вместе около 5 часов. Конечно, выглядят бурлаки-туристы совсем не так, как писал Н. А. Некрасов в стихотворении «На Волге»:
«Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…»
У бурлаков есть свои подпевки, скрашивающие тяжелый физический труд. Их туристы заучивают наизусть за несколько часов похода с баржей за спиной. «Белый пудель, шаговей! Черный пудель, шаговей!», — командует «шишка». На современном языке эти команды означают движение ног: «белый пудель» — правая нога, «черный» — левая, «шаговей» — шагай.
Конечно, все это своего рода игра, но услуга уже пользуется успехом, особенно у московских компаний. Так что если у кого-то появится желание испытать труд бурлаков — пожалуйста!
Теги:
Россия,
развлечения,
отдых,
история,
река Волга,
Рыбинск
Как мы теряем бурлаков и свою индивидуальность
Рыбинск — столица бурлаков. Мы все знаем это с детства, хотя и не видим в этом каких-то плюсов. У нас и здание старой хлебной биржи есть, но какой от этого сегодня прок? Между тем, бурлак — одна из немногих индивидуальностей нашего города, которая могла бы стать по-настоящему заметной на федеральном уровне, как тульский пряник или оренбургский платок. И эту идентичность мы вполне можем довольно скоро потерять.
На сайте рыбинской администрации только что закончился конкурс на символ города, где долгое время лидировал… пряник. Цель — создать бренд города, который поможет в развитии туризма, но как нам поможет пряник или даже победившая в конкурсе Мать-Волга? Пока наш исторический бренд пылится в углу, другие с удовольствием используют его для собственного развития. Например, этим летом в Ярославле поставили миниатюрную, но вполне стоящую копию рыбинского памятника бурлаку, а в Угличе регулярно разыгрывают сцены из бурлацкой жизни.
Здесь важно отметить, что это для нас с вами Рыбинск — столица бурлаков. А для всей России бурлаки — они на Волге. И когда турист из Москвы, Воронежа или Казани приезжает в Ярославль и видит памятник бурлаку, видит Волгу, слушает от гида историю о нелёгкой доле людей с лямкой на плечах, он, как правило, остаётся удовлетворённым. Ему этого достаточно, зачем ехать в какой-то Рыбинск? Вот и Самара ниже по реке активно использует бренд: там в трёх измерениях и бронзе воспроизвели картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Гиды утверждают, что и само полотно написано в их городе. Хотя однозначно установить это практически невозможно: рисовал великий художник несколько месяцев, путешествуя вниз по течению, был он и в Рыбинске, и в Самаре.
Давайте постараемся вспомнить, как бренд «бурлак» используется в нашем городе. У нас есть гостиница и ресторан «Бурлак», двигатель «Бурлак», памятник бурлаку и… всё? Нет, изображение бурлака находится ещё на логотипе Рыбинского пивзавода. А вот в музее-заповеднике с 2009-го года больше нет раздела, посвящённого уникальному символу.
Оксана Гожалимова, заведующая сектором истории края Рыбинского музея-заповедника: «Сейчас в нашем музее есть учебный класс, где мы рассказываем о бурлачестве, о крючниках. Есть занятия для школьных групп о жизни и работе бурлаков. Также мы используем символ бурлака в интерактивных программах для взрослых. Идея о том, что мы — столица бурлаков, витает в воздухе, но руки ни у кого не доходят, чтобы довести эту идею до самого логического момента — использования её как бренда Рыбинска».
В Ярославле ещё к тысячелетию города организовали конкурсы, основанные на поволжском символе. Все желающие могли попробовать себя в роли бурлаков: надеть лямки и тянуть настоящее судно с товаром. Всё это дополнялось тематическими играми, трапезой по рецептам тех времён и посвящением в бурлаки самых стойких. Почему мы провели аналогичную игру в День города только в 2014-м и 2016-м? Люди не согласятся на тяжёлый физический труд ради самого процесса, звания и памятного подарка? Посмотрите на успех полумарафонов.
У нас нет музея бурлаков, дня бурлака, хотя бы регулярных тематических игр и флешмобов. Единственное, что удалось найти —это фигурка бурлака в «Русском сувенире», копирующая памятник.
Ольга, директор магазина «Русский сувенир»: «Бурлаками интересовались довольно много, спрашивали. Поэтому в конце июня этого года мы решили заказать партию таких миниатюрных статуэток, изготовили пока всего сто штук. На сегодня из них проданы меньше сорока. Мы собираемся выпустить рельефные магниты из такого же материала и на основе того же изображения, чтобы сувенир этой тематики туристу обошёлся дешевле».
Получается, до этого лета никакой сувенирной продукции с бурлаками в столице бурлаков вообще не существовало! Да, можно возразить, что заинтересованный турист может найти в нашем городе на эту тему какую-нибудь книгу или магнитик с фотографией, но современный маркетинг, туризм, продажи и брендирование работают не так. Хороший пример активного подхода — музей «Рыбинские рыбы», который развивает тот символ, который у нашего города даже при всём желании отнять невозможно.
Алексей Алексашин, художник, дизайнер, вдохновитель «Рыбинских рыб»: «Вопрос, как бурлака использовать? Попытка на Дне города с костюмированными людьми была неплохая, но пока я дальнейших шагов не представляю. Сделать отдельный музей, посвящённый бурлачеству, или выделить специальную выставку в музее-заповеднике сложно. Хорошо, что в паре заведений поблизости от причала я встречал блюдо “уха по-бурлацки”, туристы интересуются. Это плохо, когда гости города заходят в кафе и видят там всё тот же “цезарь” или куриную грудку. Пока бренд используется однозначно мало».
У бурлака, тем временем, большой потенциал. Репин, рисуя тех самых знаменитых «Бурлаков на Волге», проезжал через наш город. В серии его эскизов сохранился открыточный вид набережной с собором. Существует около десятка карандашных эскизов бурлаков, каждый из которых мог бы стать одним из центральных экспонатов тематического музея, привлекая именем художника. И вообще, существует ещё одна картина маслом за авторством того же Репина, изображающая бурлаков. В купе с другими фактами, предметами обихода и реставрацией быта это могло бы послужить неплохой базой для тематического музея. Смогли же в Мышкине на ровном месте придумать музей мыши.
В современных реалиях кризиса, пустых бюджетов и оттока креативного населения из провинции крайне важно использовать по максимуму те возможности, что лежат у нас под ногами. И если этот бренд кто-то воплотит за рыбинцев — это будет только полбеды. Ещё хуже будет, если его так и вовсе не реализуют.
Бурлаки на Волге памятник в Самаре
Профессии
Елена
Бурлаки на Волге памятник в Самаре. Скульптор Николай Куклев
Бурлаки на Волге памятник в Самаре
11 сентября 2014 г. – К 170-летию со дня рождения художника Ильи Репина на Самарской набережной состоялось открытие бронзовой скульптурной композиции «Бурлаки на Волге». Автором композиции стал самарский художник Николай Куклев. Скульптура представляет собой визуализацию знаменитой картины: бронзовая рама, мольберт, на котором изображены бурлаки и лодочники, на фоне природного пейзажа Волги. Картина имеет размеры 131,5 × 281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Скульптура – около 1,5 м, высота пьедестала – около 1 м. В 2014 году в России и, в частности, в Самаре исполнилось 170 лет со дня рождения русского художника Ильи Репина. История одного из самых известных произведений художника «Бурлаки на Волге» связана с его пребыванием в поселке Самара и Ширяево (Самарская область).
Бурлаки на Волге, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Шедевр русской живописи выполнен в стиле реализма. Когда мы смотрим на картину, кажется, что мы находимся на берегу Волги, и лодочники движутся прямо к нам. Баржи и другие суда шли по Волге с грузом вниз по реке без труда, а обратно, против течения, их одурманивали бурлаки. Эти люди, запряженные ремнями, натягивали канаты, прикрепленные к барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
1870-1873 картина Волжские бурлаки. деталь
ПодробнееПамятники исчезнувшей профессии
Этот тяжелый принудительный труд делали лодочники рабами. Но, несмотря на тяжелые условия труда и лохмотья, герои картины не выглядят несчастными. Они живут и работают вместе, и с мужским достоинством и стойкостью в основном стоически справляются со стихией и свободной душой. Эти рабочие написаны художником с большой любовью. Все персонажи, по сути, реальные люди, которых художник встретил во время своего путешествия. Он подробно изучал их мимику. Именно поэтому каждый человек на картине выглядит так живо и убедительно. Репин знал жизнь бурлаков. Он совершил несколько поездок на Волгу, много времени проводил с командой лодочников, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая рисунки и зарисовки. Несмотря на то, что герои картины – реальные люди, вместе они представляют собой собирательный образ русских людей. Художник очень любил эту свою картину. Действительно, картина получила международную похвалу за реалистичное изображение невзгод рабочих и положила начало его карьере.
Фрагмент картины Ильи Репина (1844-1930) «Волжские бурлаки». 1870-1873 Фото — Рыбинский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник. Бурлачки на Волге, 1900-е годы Рыбинский государственный историко-архитектурный художественный музей. Фотография 1900-х годов бурлаков на ВолгеВолжские бурлаки, фрагмент
‘Бурлаки на Волге’ Илья Репин
‘Бурлаки на Волге’ Илья Репин (1872-1873) | © WikiCommons
Ольга Глиоза
4 апреля 2018 г.
Бурлаки на Волге Ильи Репина — одна из самых противоречивых, но знаковых картин в истории русского искусства. Картина, изображающая каторжный труд, которому подвергались бурлаки, очень эмоциональна, показывает все различные характеристики и личности людей, которых заставляли выполнять такую работу, а также выражает социальную критику этого явления. Мы хотели узнать больше об этом невероятном произведении искусства, поэтому рассмотрели его поближе.
Репина Бурлаки на Волге — одна из его ранних картин; художник все еще учился в Академии изящных искусств после ее окончания. В то время Репин в основном работал над религиозными картинами, основанными на библейских отрывках, поэтому его внезапный переход к реализму был неожиданным.
В 1860-х годах в рамках подготовки пленэра к картине об Иове Репин совершил короткую поездку в Усть-Ижору, небольшой городок под Санкт-Петербургом. Вскоре художник заметил за работой группу бурлаков. Контраст бедных, трудолюбивых людей, ломающих себе спину цветущей и богатой верхушке, произвел на Репина сильное впечатление. Сразу же он создал первый акварельный набросок картины. Композиция этого первого наброска была слишком расплывчатой и плохо выражала все те эмоции, которые хотел показать Репин, поэтому художник отправился в путешествие по Волге, чтобы больше узнать о жизни бурлаков. Там он продолжил работу над каждым персонажем и композицией будущего шедевра.
Бурлаки на Волге по Ilya Repin (1872-1873) | © WikiCommons
Репин пробыл в городе Самаре, расположенном на Волге, все лето, знакомясь с бытом бурлаков, разговаривая с ними и знакомясь с ними. Одним из людей, с которым Репин познакомился, был бурлак Канин, бывший монахом, но ушедший из монастыря. Канин – одна из центральных фигур картины.
Композиция картины создана таким образом, что зритель чувствует, как группа бурлаков движется к раме картины, как бы пытаясь выйти за пределы холста. У каждого бурлака свое выражение лица, основанное на реальных впечатлениях Репина, собранных за месяцы, проведенные им на Волге. В крайнем правом углу картины мы видим корабль, репинский символ прогресса, который со временем заменит бурлаки машинами. Картина в целом представляла собой критику социальных проблем девятнадцатого века.
Впервые картина была показана публике в 1873 году в Санкт-Петербурге на выставке, которая впоследствии отправилась в Вену на Всемирную выставку. Реакция публики была неоднозначной: академические художники реагировали негативно, критикуя картину. Высоко оценили произведение другие художники, писатели и поэты, в том числе Николай Гоголь и Федор Достоевский. На Всемирной выставке в Вене реакция осталась неоднозначной, хотя картину купил князь Владимир Александрович. В настоящее время Бурлаки на Волге выставлены в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.
Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять людей идти дальше их границы и опыт того, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более значимые, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом.
. Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.