Содержание
Биография Павла Третьякова — РИА Новости, 29.02.2020
https://ria.ru/20121227/916148767.html
Биография Павла Третьякова
Биография Павла Третьякова — РИА Новости, 29.02.2020
Биография Павла Третьякова
27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи. Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений… РИА Новости, 27.12.2012
2012-12-27T09:45
2012-12-27T09:45
2020-02-29T19:08
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91614/99/916149950_0:60:1419:858_1920x0_80_0_0_0addd558e2fe9317dad4598d9f40bff3.jpg
москва
европа
центральный фо
весь мир
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2012
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/91614/99/916149950_0:0:1419:1065_1920x0_80_0_0_85a07cbcfbe6ab267b08d899fb9236db.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, москва, павел третьяков, третьяковская галерея, россия
Справки, Культура, Москва, Европа, Центральный ФО, Весь мир, Павел Третьяков, Третьяковская галерея, Россия
27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.
Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.
Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).
Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории,- «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.
При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово промышленные дела – управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах.
Существенную часть своей жизни Третьяков посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Он также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, состоял членом Коммерческого суда.
Дом Третьякова часто посещали художники, писатели, музыканты, в том числе Иван Тургенев, Петр Чайковский, Илья Репин, Иван Крамской и многие другие.
В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше.
В 1874 году Павел Третьяков построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея.
Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 он приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.
В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.
В 1893 году Третьяков был выбран в действительные члены Академии художеств.
Третьяков носил титул советника коммерции, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур.
Начиная с 1893 года, Павел Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания галереи. Павел Третьяков был женат на двоюродной сестре известного мецената Саввы Мамонтова Вере Мамонтовой. У них было шестеро детей, один из которых – Иван умер от скарлатины в 1887 году.
16 декабря (4 по старому стилю) 1898 года Третьяков скончался. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем.
В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Краткая биография Павела Третьякова самое главное
- org/Breadcrumb»>Биографии
- Третьяков Павел Михайлович
/
Известный коллекционер, предприниматель и меценат Третьяков Павел Михайлович появился на свет 27 декабря 1832 года в городе Москва. Его родители Михаил Захарович Третьяков и Александра Даниловна Борисова были представителями старого купеческого рода. У Павла был младший брат Сергей, с которым они всегда были неразлучны. Братья получили прекрасное образование на дому. После смерти отца в 1850 году ответственность за семью и торговлю взял на себя Павел. В 1866 братья построили бумагопрядильные фабрики в Костромской губернии.
Павла Михайловича всегда интересовало искусство, но особенно яркое впечатление на будущего коллекционера оказало посещение Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В 1850 годах Павел Третьяков начинает собирать коллекцию полотен русских художников. Первыми произведениями, вошедшими в коллекцию, стали картины Шильдера и Худякова. К 1860 году Третьяков старший решил создать русскую национальную художественную галерею. В это же время Павел Михайлович начинает активно заниматься благотворительностью. Он дружит со многими художниками, например, с Васильевым, Перовым и Крамским, скупает их эскизы, этюды и картины для своей коллекции, спонсирует школы для слабослышащих людей, материально поддерживает вдов и детей художников.
В 1864 году Павел Третьяков женился на Вере Николаевне Мамонтовой. За время их счастливой семейной жизни у них родились 5 дочерей и 2 сына. Младший из сыновей, Иван, скончался еще в детстве, а старший, Михаил, был больным и слабоумным.
К 1885 году во внушительное собрание картин Третьякова входили картины таких художников, как Левитан, Суриков, Серов, Репин и Крамской. В 1890 году коллекцию пополняли иконы. Младший брат Павла Третьякова тоже помогал собирать коллекцию. Он коллекционировал картины зарубежных живописцев. С каждым годом коллекция становилась все значительнее и слава о ней разлетелась по всей Европе. Иностранные ценители искусства приезжали в Москву, чтобы вживую увидеть эту коллекцию.
В 1890 году коллекцию пополняли иконы. В конце лета 1892 года коллекция братьев была подарена Москве. В 1893 году состоялось торжественное открытие «Московской государственной галереи имени Павла и Сергея Третьяковых». До самой своей смерти Павел продолжал пополнять коллекцию новыми экспонатами.
В 1898 году Павел умирает. Он был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и братом.
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Беринг Витус Ионассен↑ БиографииГиппиус Зинаида →
Популярные люди
- Евгений Евтушенко
Евгений Александрович Евтушенко (18.07.1932 г.) – русский поэт, прозаик, так же писал сценарии, занимался режиссурой, снимался в кино. Гангнус Александр Рудольфович (1910 – 1976 гг.) и Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910 – 2002 гг. ) – родители знаменитого
- Докучаев Василий Васильевич
Докучаев Василий Васильевич – русский ученый, основоположник науки почвоведение, геолог, минералог. Впервые классифицировал виды почв, предложил методы для сохранения почв, которые используются до сих пор в современной агрономии.
- Мономах Владимир
Один из самых великих правителей Руси, Владимир Мономах, появился на свет у Всеволода Ярославича, князя земель русских, и дочери Византийского императора, Константина Мономаха-Анны. Он родился 26 мая 1052 года. И именно от деда будущий князь
- Шишкин Иван Иванович
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Потому он отдал юного Ивана в мужскую
- Александр III
Будущий император государства российского родился 26 февраля (здесь и далее все даты приведены в соответствии с юлианским календарем) 1845 года в семье императора Александра II и Марии Александровны. В семье он был вторым сыном, его старший брат Николай
- Исинбаева Елена
Имя Елены Исинбаевой знакомо многим, даже тем, кто далек от спорта. Она является представителем той категории людей, которыми гордится вся страна. Елена Гаджиевна Исинбаева увидела свет 3 июня 1982 г. в городе Волгоград в семье сантехника и домохозяйки.
Третьяковская галерея
Текст лекции
Основателем музея был Павел Третьяков (1832-1898), который в возрасте двадцати четырех лет решил создать общественный художественный музей. Это был 1856 год, и Павел тогда был всего лишь скромным купцом, живущим в Москве. Первые его приобретения были куплены на книжном рынке, но с годами его коллекционерское чутье сильно обострилось. Павел не пропускал ни одной выставки, часто покупая картины в мастерских художников задолго до того, как они были выставлены. Вскоре художники узнали об этом человеке с деньгами и его миссии по созданию музея. Одним из его незаменимых советников был один из самых известных художников России Илья Репин (1844-1919).30). Во время студенческой выставки Третьяков купил свою первую картину Исаака Левитана (1860-1900), вопреки совету Репина. Третьяков также признал талант двадцатитрехлетнего Валентина Серова (1865-1911), который сегодня считается одним из величайших мастеров русского импрессионизма. Первой его картиной, которую купил Третьяков, была « Девушка, купающаяся в солнечном свете » (1888), хотя Репин и другие художники весьма критически относились к ней.
Павел начал свою галерею у себя дома, как вы понимаете, ему стало не хватать места для всех этих картин. В 1872 году он построил двухэтажную галерею, примыкавшую к южной стене его дома. В 1882 году галерея снова расширилась, добавив шесть комнат. С добавлением еще восьми комнат в 1885 году он впервые смог привести картины в порядок. Час каждое утро, перед тем как идти на работу, Павел ходил по залам своей галереи в безмолвной медитации. После смерти брата Сергея Третьякова (1834–1892), обе коллекции Павел подарил городу Москве. Только коллекция Павла насчитывала 1287 картин, 518 рисунков и девять скульптур, все работы русских художников. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея и он получил название Городской картинной галереи Павла и Сергея Третьяковых. До этого по воскресеньям людей пускали в дом Павла, чтобы посмотреть работы. Павел умер в 1898 году, и его последними словами были «береги галерею и будь сильным».
Иван Крамской
Среди любимых художников Павла Третьякова был художник-портретист Иван Крамской (1837-87). Американское общество художников-портретистов называет Крамского «возможно, самым важным русским художником-портретистом в истории». Среди своих многочисленных достижений Крамской известен организацией группы студентов, которые хотели независимости от бюрократического контроля Императорской Академии. Они хотели иметь возможность рисовать образы России, а не заставлять рисовать исторические сцены из других стран. Группа Крамского стала называться передвижниками, потому что их выставки путешествовали из города в город по всей России. Павел Третьяков купил у этой группы столько работ, что его галерею часто называли «Галерея бродячих художников».
В 1873 году Павел Третьяков заказал для своей галереи портрет Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Толстой несколько раз отказывался. Третьяков писал Крамскому: «Пожалуйста, приложи все свое обаяние, чтобы убедить его». В конце концов Толстой согласился, и они оба очень понравились друг другу. Пока Крамской жил в доме Толстого и писал его портрет, Толстой работал над книгой «Анна Каренина» и даже использовал образ Крамского в романе.
Эта картина — Портрет неизвестной (1883) — вызвала сенсацию при первой выставке, поскольку предполагалось, что женщина была проституткой, возвращающейся домой с работы рано утром. Один критик написал: «Вызывающе красивая женщина, одетая в бархат и меха, бросает на вас насмешливо-чувственный взгляд из роскошной кареты. Из-за этого Павел Третьяков отказался покупать картину. Картина всегда была привязана к книге Льва Толстого «Анна Каренина». , и даже был использован для обложки.Но книга была издана в 1873 году, а это было написано десятью годами позже.Правда в том, что Крамской был вдохновлен похожей сценой, которую он видел, когда он был в Варшаве, Польша во время одной из его выставок там. Крамской написал это, когда вернулся. Женщина сидит в открытом экипаже на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Зная Крамского, я бы сказал, что он делает заявление о морали. Возможно, не то, что думали его критики, а наоборот говоря: «кто ты такой, чтобы судить эту женщину».
Илья Репин
Илья Репин (1844-1930) сделал себя сам. Во время его рождения в 1844 году в России существовала кастовая система, согласно которой граждане распределялись по классам. Отец Репина был военным поселенцем, стоившим разрядом на одну ступень выше казенного крестьянина. Таким образом, после своего рождения Илья был юридически обязан жить и работать в соответствии с требованиями государства. В 1863 году с пятьюдесятью рублями в кармане Репин приехал в Петербург, чтобы начать свое художественное образование. Через год он сдал экзамены в Императорскую Академию, а в мае 1865 года Репин получил Малую серебряную медаль. Хотя это была самая низкая награда Академии, она давала ему полное гражданство и освобождала от военных обязанностей, которые он унаследовал от рождения. Репину было присвоено звание «свободного художника», что давало ему полную свободу в выборе любого призвания.
На протяжении всей своей долгой творческой карьеры Репина тянуло к простым людям, с которыми он делил свое происхождение. Часто присоединяясь к группе Крамского «Странники», рисуя сцены, отображающие социальные классы России и напряженность, которая их разделяла. В 1883 году Репин завершил одну из своих самых психологически напряженных картин, основанную на истории царя Ивана Грозного, убивающего своего сына. На этом полотне изображен перепуганный Иван, обнимающий своего умирающего сына, которого он только что ударил и смертельно ранил в неконтролируемом приступе ярости. Это событие произошло в 1581 году, однако Репин посвятил эту картину царю Александру II (1818-81), который был убит в 1881 году группой, принадлежавшей к реформаторскому движению. Комментарии Репина об этой работе были такими: «Будьте осторожны с тем, что вы делаете со своей яростью, вы можете в конечном итоге принести больше вреда, чем пользы». Убийство нанесло большой удар по реформам в России. Александр II завершил планы избранного парламента за день до своей смерти, но еще не представил этот план русскому народу. Если бы он прожил еще сорок восемь часов, план был бы реализован, Россия могла бы пойти по пути конституционной монархии вместо долгого пути угнетения, который определил правление его преемника. Первые действия Александра III (1845-94) предпринял после своей коронации, чтобы разорвать эти планы. Ряд русских художников создавали картины в ответ на убийство Александра II, используя преимущественно красную аналогичную палитру. Настолько, что 1881 год называют годом красного. Эта картина была настолько важна для Павла Третьякова, что он приобрел ее, даже не видя, еще в мастерской Репина.
Филипп Малявин, «Вихрь» (1905), Третьяковская галерея, Москва
Филипп Малявин
Вот еще одна красная аналогичная палитра. Филипп Малявин (1869-1940) нарисовал Вихрь сразу после Кровавого воскресенья, когда 17 октября 1905 года возле Императорской Академии были убиты мирные демонстранты, среди которых было много женщин и детей. Многие художники были свидетелями этих убийств из окон своих мастерских в Императорской академии. Мы можем прочесть в этой картине высвобождение как духовного возрождения, так и разрушительных сил. В этой прекрасной картине Филипп Малявин сочетает русский импрессионизм с абстракцией. Опираясь на свою личную историю, он создает «героинь древнерусских легенд». Одежда этих крестьянок становится потоками теплого и прохладного цвета, танцующими по полотну. Влияние художника Андерса Цорна (1860-1919 гг.20) прослеживается в смелой манере письма Малявина. Мы также можем видеть влияние звуковой живописи, с которой русский художник Василий Кандинский (1866-1944) также экспериментировал в этот период. Малявин использует эту технику для создания динамичных размашистых движений, создающих ритм.
Филипп Малявин родился в очень бедной крестьянской семье в 1869 году. С 1892 года учился у Ильи Репина в Императорской Академии в Санкт-Петербурге. Как художник испытал сильное влияние французских импрессионистов и скандинавского художника Андерса Цорна. Малявин предпочитал работать на больших полотнах, где он мог добиться большой выразительности. Он прославился своими яркими картинами крестьян, сохранившимися при его скромном воспитании. Самая известная крестьянская картина — Вихрь . Это обеспечило ему должность профессора Императорской академии. В 1922 году, путешествуя по Берлину и Парижу для посещения своих персональных выставок, он решил эмигрировать. На протяжении 1930-х годов он написал несколько портретов шведской королевской семьи. В 1940 году он был арестован гестапо в Брюсселе и обвинен в шпионаже. Через несколько месяцев его освободили, и в возрасте семидесяти одного года он был вынужден вернуться в Ниццу пешком. Малявин умер в Ницце в том же году.
Михаил Врубель, «Демон сидящий» (1889), Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель
Михаил Врубель (1856–1910) был переходной фигурой между традиционным и современным искусством. Он считается величайшим из всех русских художников-символистов. Его работа была сосредоточена на сверхъестественных и мистических элементах искусства. Эта большая картина под названием « Демон сидящий » впервые принесла Врубелю известность. Здесь Врубель ставит вопросы о добре и зле и выдвигает свой идеал героической личности, как он ее видел. Врубель изобразил «бунтаря, не желающего мириться с обыденностью и несправедливостью действительности, трагически одинокого». Слово «демон» в переводе с греческого означает «душа», и Врубель считал «Демона» на этой картине душой одинокого человека. Эта картина является очень личным размышлением Врубеля, поскольку он исследует собственное чувство одиночества. Впервые идея этой картины пришла Врубелю в 1889 году.и описал его так: «Полуобнаженная, крылатая, юная, угрюмая и задумчивая фигура сидит, обняв колени на фоне заката, и смотрит на цветущее поле, где тянутся гниющие под цветами ветки».
Врубель помещает своего демона в горизонтальную композицию, что делает фигуру тесной, но увеличивает впечатление от его размера. Печаль этого Демона не бесплодна; он в мире, где цветы превращаются в кристаллы. Работая мастихином, Врубель как бы сочетает приемы живописца и скульптора, что рождает технику, имитирующую мозаику. В этой картине мы видим первую значительную работу русского символизма. Его Демон полон противоречий: одухотворенный лик и могучее тело. На данный момент его техника и стиль полностью развиты. Для него характерно «объем, рассеченный на множество взаимосвязанных, пересекающихся граней и плоскостей; широкие мозаичные мазки для моделирования формы; зажигательные и эмоциональные цветовые сочетания, напоминающие витражи. Эти характеристики понравились не только символистам, но и будущим кубистам. Тема Демона является воплощением вечной борьбы страдающего духа и стала центральной в творчестве художника до конца его карьеры.
Михаил Врубель — живописец, скульптор, театральный художник, рисовальщик, иллюстратор. Его работы выделяются своей оригинальностью. Он указал путь и сделал возможными эксперименты последующих десятилетий. Он оказал влияние не только на русских символистов, но и на кубистов и абстракционистов.
Об авторе
Кэти Лок – удостоенная наград художница, профессор и автор публикаций, специализирующаяся на русском искусстве XIX в.ом и 20 веками. Она – редактор сайта Musings-on-art.org.
Работа Кэти Лок — www.cathylocke.com
Учредители галереи. Как братья Третьяковы полюбили искусство / Новости / Сайт Москвы
Культура
Юлия Иванко, Mos. ru
Познакомимся с династией московских предпринимателей, давших в стране самый известный музей.
Павел Третьяков и его младший брат Сергей начали работать в семейном бизнесе еще в детстве. Они занимались всякой работой и не гнушались неквалифицированного труда: вели книги, торговались с оптовиками и подметали полы в отцовских лавках. Когда они выросли, они взяли на себя управление всем семейным бизнесом, и их имя продолжало быть известным в Москве. Спустя некоторое время она стала вызывать восхищение, когда Павел Договорьков преподнес Москве гламурный подарок.
Строгое воспитание и большая ответственность
Об основателе династии купце Елисее Третьякове известно немного. В Москву он переехал в 1774 году из города Малоярославца Калужской губернии. Жена и сыновья переехали вместе с ним.
Его внук, купец второй гильдии, первым из его преемников остался в истории Москвы. У него было пять лавочек в купеческой слободе, где он торговал льняным полотном, а также имел две фабрики — красильную и отделочную. В бизнесе ему во многом помогала семья жены. Он был женат на Александре Борисовой, дочери богатого купца, экспортировавшего сало в Англию.
Михаил уделял особое внимание образованию своих детей. Он тщательно отбирал учителей и часто сам посещал занятия. Однажды по согласованию с московской типографией он издал книгу «Цветы нравственности, избранные Михаилом Тратяковым из лучших авторов для наставления молодежи». Эта книга предназначалась в первую очередь для его собственных детей.
Планировал передать свой бизнес сыновьям Павлу и Сергею. Знакомить их с работой своих заводов и цехов Договоряков-старший начал достаточно рано. Его сыновья занимались его бизнесом под его руководством: приглашали покупателей в его магазины на улице, продавали товары оптовикам и вели бухгалтерию. Братья не побоялись взять в руки веник, чтобы прибраться в помещении. Им не разрешалось спать до полудня: они должны были вставать на рассвете и приступать к учебе или работе.
Михаил умер, когда его старшему сыну только что исполнилось 17 лет. Он оставил завещание, по которому все его имущество отдавал жене, так как его сыновья Павел и Сергей были слишком молоды. Он запретил жене давать им деньги, чтобы они растрачивались на «слабости или разврат». Какое-то время заводами и магазинами формально руководила вдова Михаила Анна, но через несколько лет она передала дело своим сыновьям.
К тому времени их сестра Елизавета вышла замуж за старшего менеджера по продажам Владимира Коншина. В сотрудничестве с ним братья основали «магазин льняных, бумажных и шерстяных изделий, отечественных и заграничных, торгового дома братьев П. и С. Третьяковых и В. Коншина в Москве». Шурин Третьяковых работал в магазинах, Павел занимался бухгалтерией, а Сергей отвечал за заграничную торговлю. Вскоре они решили, что имеет смысл не только продавать белье, но и производить его. Сказано — сделано: в 1866 году в Костроме открыли текстильно-ткацкую фабрику, создавшую тысячи рабочих мест. Это стало большим событием в городе.
Братья также повлияли на облик центра Москвы. С разрешения властей они построили небольшую улицу между улицей Никольской и Театральным проездом, что облегчило доставку товаров в торговый дом. Новая улица получила название Третьяковский проезд, на ней разместились магазины одежды, парфюмерии и чая, а также банки и нотариальные конторы.
Все началось с «Искушения»
Осенью 1852 года Павел Третьяков посетил Эрмитаж и ряд других культурных учреждений Санкт-Петербурга. Он был очень впечатлен. Картины, статуи, бюсты и старинные вазы заставляли его стоять в благоговейном трепете, подобном тому, который он, вероятно, испытывал только во время богослужений. Так он полюбил искусство.
Свою первую картину будущий коллекционер купил четыре года спустя. За «Искушение» Николая Шильдера он заплатил 150 рублей. Это была солидная сумма: семье рабочего хватило на два месяца. Второй из двух картин, положивших начало коллекции, стала «Столкновение с финскими контрабандистами» Василия Худякова. Третьяков нервничал из-за того, что у него недостаточно опыта, чтобы отличить хорошую копию от оригинала. Поэтому ему нравилось заказывать картины напрямую у художников, без посредников. Он говорил: «Для меня самая достоверная картина та, которую я сам купил у художника».
За некоторые картины ему пришлось всерьез побороться. Одной из них была «Княгиня Тараканова» Константина Флавицкого. Художник хотел за нее 5000 рублей, но Третьяков был готов заплатить только 3000. После смерти художника коллекционер попросил брата продать ему картину, но тот запросил 18 000 рублей. После долгих переговоров цена была снижена до 4300 рублей.
С 1869 года Павел Третьяков увлекся портретами своих талантливых современников — композиторов и писателей, точнее, их творчеством. Он проводил крупные кампании по привлечению как художников, так и известных моделей. К последним относились Иван Тургенев, Федор Достоевский, Аполлон Майков и другие деятели литературы и искусства.
Как писались портреты
Павел Третьяков всегда любил музыку Петра Чайковского и следил за его творчеством. Он даже посетил фортепианный концерт в Париже, где пианист Николай Рубинштейн исполнил произведения известного композитора. Третьяков мечтал познакомиться с Чайковским и решил пополнить свою коллекцию его портретом. Его мечта сбылась, и они даже стали родственниками.
Прасковья Коншина, племянница Павла, вышла замуж за Анатолия Чайковского, брата композитора. Петр Чайковский был не слишком рад этому браку, но не потому, что ему не нравилась невестка. Он находил ее очень милой, но считал обузой своих многочисленных родственников, тем более что они были хорошо известны в городе. В своих письмах к друзьям он сетовал на то, что ему приходится встречаться со всеми и что этим визитам вежливости нет конца, хотя «эти люди были весьма уважаемы, образованны и порядочны…». Обрадованный таким поворотом судьбы, Павел обратился к своему новому родственнику позировать для портрета. Последний не смог отказать в просьбе и несколько дней просидел неподвижно перед художником Василием Маковским. К сожалению, этот портрет был утерян.
Третьяков мечтал иметь в своей коллекции портрет Льва Толстого. Но, услышав это предложение, Толстой категорически отверг его. Он не хотел рисовать, и ему было не до позирования (в то время он был занят написанием «Анны Карениной»). Коллекционеру помог его друг, художник Иван Крамской, который вызвался уговорить упрямого графа. Приехав к нему в Ясную Поляну, Крамской завел приятный разговор об искусстве. Разговор длился долго. Крамской то и дело возвращался к предложению портрета, но Толстой и слышать об этом не хотел. Наконец, Крамской использовал свой последний аргумент. Действуя как заговорщик, Крамской сказал Толстому, что его портрет все равно будет написан, хочет он того или нет, потому что этого потребует весь мир. Тут же он добавил: «Останется только жалеть, что это не написано с натуры современником…»
Этот аргумент оказался решающим. Толстой не только согласился, но даже попросил художника сделать копию для семьи. Художник написал два портрета, немного отличавшихся друг от друга, и предложил графу выбрать. Лев Толстой скромно выбрал чуть менее совершенную.
Дом картин
В коллекционировании картин Третьяков никогда не терял энтузиазма. Он покупал произведения лучших художников своего времени — Алексея Саврасова, Архипа Куинджи, Ивана Трутнева, Василия Сурикова, Василия Поленова, Александра Иванова. Иногда он покупал целые коллекции. Например, за один раз он купил более 100 красок Василия Верещагина. В поисках интересных предметов он также посещал антикварные магазины.
Комнаты особняка в Лаврушинском переулке, где он жил с 1851 года и хранил картины, уже не могли вместить всех. Так, в 1872 году он задумался о том, чтобы построить отдельное помещение только для своих картин. Он посоветовался со своим братом, который поддержал его. К юго-западному углу главного дома пристроили новое здание. По мере роста коллекции здание несколько раз перестраивалось, добавлялись новые помещения. Возглавил этот процесс семейный архитектор Александр Каминский, зять Сергея.
Коллекционирование никогда не отвлекало Павла от семейного дела, которое было его главной заботой, а коллекционирование оставалось увлечением, хотя и достаточно серьезным. Каждое утро он неизменно посещал галерею перед уходом в свой кабинет, чтобы провести хотя бы немного времени среди любимых картин. Жена Вера, двоюродная сестра предпринимателя и мецената Саввы Морозова, поддержала мужа. Она высоко оценила стремление мужа и брата Саввы помогать людям. Третьяков много жертвовал на благотворительность, в основном анонимно. Он также был попечителем дома для слабослышащих детей и помогал Николаю Миклухо-Маклаю в его экспедиции по Южным морям. Сам он предпочитал вести скромную жизнь, носить недорогую одежду и питаться простой пищей.
Любитель иностранных художников
Сергей Третьяков тоже интересовался искусством. Но, в отличие от брата, предпочитал картины зарубежных художников. Он особенно любил Теодора Руссо, Жана-Франсуа Милле, Жюля Дюпре и других представителей барбизонской школы, объединявшей французских пейзажистов. В 1880-х годах он решил собрать произведения художников крупнейших живописных школ — испанской, бельгийской и немецкой.
В отличие от брата, Сергей неохотно выставлял свою коллекцию и не был так увлечен ею: он легко мог обменять картину или даже продать ее, а Павел не расставался ни с одним произведением.
Сергей Третьяков принимал активное участие в жизни города: занимал должность предводителя Московского купечества и был членом Славянского благотворительного комитета, созданного в 1858 г. для поддержки православных верующих, переселявшихся в Россию и спонсировал открытие школ и церквей.
Дважды избирался в Московскую Государственную Думу — в 1877 и 1881 годах. Сергей добился увеличения финансирования образования и начал сбор средств для солдат во время русско-турецкой войны. Благодаря его усилиям Сокольничья роща стала частью города.
По завещанию
Единодушные почти во всем братья давно решили, что в свое время их коллекции будут переданы в дар городу. Для Павла, которого младший брат иногда упрекал за недостаточное участие в государственных делах, было важно, чтобы его коллекция приносила пользу всем москвичам.
«Для меня, искренне и горячо любящего живопись, самое лучшее пожелание — заложить основу публичного, доступного для всех хранилища изобразительного искусства, которое было бы полезным для многих и доставляло бы удовольствие всем». Эти слова он написал в своем завещании, составленном в 1860 г.
Сергей Третьяков умер раньше старшего брата, в 1892 году. По его завещанию его коллекция перешла к Павлу. В том же 1892 году Павел обратился в Городскую думу, выразив желание подарить Москве свою коллекцию и коллекцию брата вместе со зданием. Это был очень щедрый подарок, и в тот же день Павел оказался в центре внимания. Однако он совершенно не хотел получать этот поток благодарности, предпочитая вести себя сдержанно. Он даже уехал из города со своей семьей на некоторое время, чтобы дать утихнуть волнениям. Вернувшись в Москву, он по привычке посетил галерею — она уже называлась Городской картинной галереей Павла и Сергея Третьяковых.
Он отказался от титула, предложенного царем Александром III. «Я родился купцом и умру купцом», — сказал он. Однако он принял назначение пожизненным попечителем галереи. Он также присоединился к Московскому отделению Совета торговли и фабрик и стал коммерческим советником.
Наследники: художник и политик
У Павла Третьякова было шестеро детей, но они не смогли сравниться с достижениями отца. Однако сыну Сергея, Николаю Третьякову, удалось добиться успеха. Влюбившись в искусство в детстве, он сам стал художником и был достаточно известен. За картину «Утро на даче», написанную в 1888 году, он получил серебряную медаль Академии художеств. Многие его картины хранятся в Третьяковской галерее.
Его сын Сергей стал бизнесменом и политиком, а также был членом Совета Третьяковской галереи. Участвовал в создании Банка Москвы и возглавлял совет директоров Российского акционерного общества льнопромышленников.