Дом декабристов: Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов

Дом музей Волконских

Дом и усадьба Волконских

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов ведет свою летопись от 29 декабря 1970 года. Тогда в Иркутске, в доме, принадлежавшем семье декабриста Сергея Петровича Трубецкого (ул. Дзержинского, 64), был торжественно открыт новый отдел Иркутского областного краеведческого музея – Дом-музей декабристов. Первая выставка в новом музее называлась «Декабристы в Иркутске», первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» открылась в доме в 1973 году.

Мемориальные коллекции будущего музея иркутяне собирали по крупицам с начала ХХ века. Самые первые личные книги декабристов оказались в библиотеке Сибирского отдела Императорского Русского географического общества при содействии Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста Сергея Григорьевича Волконского, еще в 1854 году.

В рамках подготовки к празднованию 100-летнего юбилея восстания декабристов в Иркутске был создан Комитет по увековечению памяти декабристов. Вдохновителем работы этого комитета стал историк – архивист Б.Г.Кубалов. Он собрал ценные вещественные памятники и воспоминания старожилов о жизни декабристов в Иркутской губернии. На их основе в декабре 1925 года в Иркутском музее революции открылась первая мемориальная выставка, посвященная памяти «первого поколения русских революционеров».

В 1967 году в Иркутске было принято решение о создании историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Через два года завершилась реставрация дома С.П.Трубецкого. В течение одиннадцати лет (1974–1985) в Иркутске велась реставрация мемориальной усадьбы С.Г.Волконского. В доме семьи Волконских в 1985 году была открыта выставка «К 160-летию со дня восстания декабристов».

Сегодня Иркутский историко-мемориальный музей декабристов представляет собой две мемориальные усадьбы на соседних улицах (ул. Дзержинского, 64, и пер. Волконского, 10) в историческом центре города. Дом и усадьба С.Г.Волконского – уникальное явление в культуре Иркутска. Традиции и быт княжеской семьи Волконских представлены частично воссозданными историческими интерьерами дома, в которых находятся уникальные мемориальные вещи декабристов. В усадебной ограде отреставрированы и частично воссозданы все хозяйственные постройки: людская изба, конюшня, каретный сарай, амбар и хлев.

Дом князя Волконского, в котором сегодня расположилась музейная экспозиция, был построен в 1838 году в селе Урик Иркутской губернии. После десяти лет каторжных работ в Забайкалье (1826–1836) семья Волконских была определена на поселение в Урик, где и жила до 1845 года. Получив разрешение на переезд в Иркутск, Сергей Григорьевич организовал перевозку своего двухэтажного дома на участок за градо-Иркутской Преображенской церковью, купленный его родственниками. К 1847 году сборка дома завершилась, и семья вновь разместилась в расширенном и обновленном доме.

Через несколько лет после отъезда Волконских из Сибири дом был куплен иркутским купцом И.С.Хаминовым и подарен городу под ремесленную школу для мальчиков. Сиропитательно-ремесленная школа открылась в 1868 году для обучения детей неимущих иркутян. С 1911 года в княжеском доме квартировали казачьи полки, а с 1920 до 1974 года жили в коммунальных квартирах двадцать иркутских семей.

Дом, построенный в традиции классических дворянских особняков того времени, вместе с тем отмечен особенностями сибирского деревянного зодчества. Стены дома были обшиты тесом и окрашены в серый цвет. Украшением уличного фасада являются два эркера (пятигранные выступы в стене второго этажа). В доме две лестницы: парадная – в центре дома, и черная, устроенная в дворовом пристрое. Все комнаты каждого этажа соединены дверями и образуют кольцевую анфиладу. Стены комнат были оклеены цветными обоями. Деревянные потолки по сибирской традиции оставались свободными от штукатурки и побелки. В южной части дома на втором этаже Мария Николаевна устроила небольшой зимний сад. В нем щедро зрели плоды капризных южных растений.

Семья Волконских к тому времени состояла из четырех человек. У супругов подрастали двое детей, родившихся на каторге в Петровском заводе. Старший – Михаил (1832–1909), младшая – Елена (1834–1916). Близкие называли ее Нелли. В 1850 году Елену выдали замуж за иркутского чиновника Дмитрия Васильевича Молчанова. После свадьбы Молчанов переехал в дом жены.

Хозяин дома – Сергей Григорьевич Волконский (1788–1865) – потомственный князь из рода Рюриковичей, блестящий военный, генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года. Его портрет работы Дж.Доу находится в Военной галерее Эрмитажа. Отец будущего декабриста Григорий Семенович Волконский (1742–1824) участвовал во всех войнах конца XVIII века. В начале XIX века служил генерал-губернатором в Оренбурге, затем – членом Государственного совета. Сын Сергей – мсье Серж, как называл его Александр I, – состоял флигель-адъютантом при императоре. Блестящая служебная карьера Сергея Григорьевича оборвалась 7 января 1826 года. Тогда генерал-майор С.Г.Волконский, как участник революционного заговора и один из руководителей Южного тайного общества, был арестован по делу о 14 декабря 1825 года. Осужденный по I разряду на двадцать лет каторги с последующим поселением в Сибири, Сергей Волконский следующие тридцать лет своей жизни провел в Восточной Сибири. Из них восемнадцать лет – в стенах этого дома (1838–1856). Увлеченно занимавшемуся сельским хозяйством князю более по душе был крестьянский быт, поэтому он предпочитал жить в людской избе во дворе усадьбы.

Второй этаж дома занимали два будуара (так называли малые гостиные), две спальни и две гардеробные – княгини Марии Николаевны и дочери Елены. Наиболее полно в музее воссоздан интерьер будуара Марии Николаевны.

Княгиня Мария Николаевна Волконская (1804–1863) последовала за мужем в Сибирь и прожила с ним в добровольном изгнании двадцать восемь лет.

В экспозиции Иркутского музея декабристов представлена музыкальная шкатулка. Эта реликвия была передана в музей в 1920 году. По преданию, шкатулку привезла в Иркутск сестра мужа Софья Григорьевна Волконская в дар от своей невестки Зинаиды Александровны Волконской. Здесь же стоит пирамидальное фортепиано конца XVIII века, которое Мария Николаевна приобрела в Иркутске. Инструмент был передан в музей семьей иркутского служащего К.А.Эвенбаха в 1920-е годы. В 1999 году инструмент отреставрирован в г. Санкт-Петербурге.

Шкатулка из тополя, стоящая на бюро, принадлежала семье Волконских-Толстых. От родственницы Л.Н.Толстого, поэтессы Лидии Борисовны Либединской (г. Москва), эта реликвия была передана в дар музею в 1975 году.

Настенное зеркало княгини М.Н.Волконской подарила музею в 1985 году О.И.Тихонова, правнучка Анны Смагиной, которая, возможно, была прислугой в доме Волконских.

Мемориальные реликвии достойно обрамлены изящными подлинными предметами дворянского быта середины XIX века. В будуаре княгини бюро, комод с мраморной столешницей, стулья в стиле ампир, изящный столик для утреннего кофе, китайская ширма с аппликацией из резного камня. Над бюро репродукции портретов членов рода Раевских и самой юной Марии Раевской. В центре в золоченой раме – портрет отца, Николая Николаевича Раевского (1771–1829).

Один из самых передовых и просвещенных людей своего времени генерал Н.Н.Раевский навсегда вошел в историю как легендарный герой Отечественной войны 1812 года. В истории Бородинского сражения символом стойкости и мужества Российской армии стала батарея Н.Н.Раевского. Дочь унаследовала от отца решительность и твердый характер. Против его воли она уехала в Сибирь вслед за мужем – «государственным преступником» С.Г.Волконским, чтобы разделить с ним всю тяжесть двадцатилетней каторги и до конца дней оставаться женой ссыльнопоселенца.

Мария Николаевна, как и многие дамы того времени, прекрасно вышивала и вязала бисером. Образцы ее работ – бисерные чехлы на чубуки для курительных трубок, вышитая обложка для блокнота – представлены в экспозиции двух залов музея – спальне М.Н.Волконской и кабинете С.Г.Волконского.

В центре второго этажа окнами на улицу разместилась просторная и теплая библиотека, где собирались вместе члены семьи Волконских. Мужчины читали и обсуждали новости из России, дамы беседовали и рукодельничали. Книги декабристы получали посылками от родных в течение всего срока пребывания в Сибири. В иркутском доме Волконских составилась библиотека в несколько тысяч томов. В годы каторги комендант Нерчинских рудников С.Р.Лепарский ставил на первом листе каждой книги свою разрешительную визу: «Читал. Лепарский». Однако не в состоянии прочесть все прибывавшие книги, он порой был вынужден писать: «видал Лепарский». Кроме автографа Лепарского в экспозиции представлены книги с владельческими автографами С.Г.Волконского и С.П.Трубецкого.

Под библиотекой на первом этаже по традиции расположилась парадная зала – гостиная тремя окнами на улицу. Сегодня в гостиной Марии Николаевны звучит ее любимый «Lichtenthal», присланный ей в подарок в 1837 году братом Александром. Рояль работы бельгийского мастера Лихтенталя датируется 1831 годом. После отъезда Волконских из Иркутска рояль был продан. В 1968 году иркутянка Г. Ф.Мазепова предложила Иркутскому художественному музею рояль своей матери, «принадлежавший кому-то из декабристов». В 1970 году старый рояль украсил гостиную Дома-музея декабристов. С 1990 года рояль «Lichtenthal» находился в Санкт-Петербурге на реставрации, по окончании которой, в октябре 1999 года, его установили в гостиной дома Волконских. Здесь проводятся литературно-музыкальные салоны, звучит музыка эпохи декабристов, поэтические строки любимых авторов хозяйки дома.

По обе стороны от гостиной расположились два угловых кабинета: Сергея Григорьевича и сына Михаила. В восточной стене кабинета хозяина дома можно видеть уличную дверь, которая когда-то вела в чудесный сад. В обстановке кабинета представлена мебель, принадлежавшая декабристу Д.И.Завалишину. Это – диван, стол и книжный шкаф в стиле ампир. В витрине – два томика «Устава и тактики Фридриха Прусского» на французском языке (Лейпциг, 1759). Князь Волконский читал эти книги и оставил на титульных листах свою владельческую подпись. На стене над диваном – подлинный портрет матери декабриста княгини Александры Николаевны Волконской (урожд. Репнина, 1756–1834) работы неизвестного художника начала XIX века. Обергофмейстерина трех императриц, придворная дама, Александра Николаевна воспитывала в своих сыновьях чувство долга и внутренней дисциплины. Прадед Сергея Григорьевича по материнской линии – один из «птенцов гнезда Петрова» фельдмаршал А.И.Репнин, а дед – Н.В.Репнин, тоже фельдмаршал, дипломат, подписавший в 1774 году Кючук-Кайнарджийский мирный договор с Турцией. Бабушка Сергея Волконского по той же линии, урожденная княжна Куракина, вела свой род от великого князя Литовского Гедемина.

По другую сторону от гостиной размещается второй кабинет, в котором жил Михаил Сергеевич (1832–1909). Миша был третьим ребенком в семье. Первенец Николенька, оставленный в России, умер двух лет от роду, сразу после рождения в Читинском остроге умерла и дочь Софья. Всю свою жизнь Мария Николаевна посвятила воспитанию двоих родившихся в Сибири детей. Первое знакомство Миши с науками и языками произошло еще на поселении в Урике. В шесть лет Миша уже самостоятельно писал письма своему другу, декабристу М.С.Лунину. В 1846 году Михаил поступил в Иркутскую губернскую классическую гимназию и окончил ее в 1849 году с золотой медалью. В семнадцать лет он поступил на службу в Главное управление Амурского края и состоял чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.Н.Муравьеве. Официальный статус родителей как ссыльнопоселенцев не помешал Михаилу сделать служебную карьеру. В 1856 году именно Михаил Сергеевич привез декабристам в Иркутск радостную весть об амнистии и о возвращении титулов их детям. В 1857 году Михаил Волконский покинул Сибирь, позднее он служил попечителем Петербургского учебного округа, товарищем министра просвещения, был назначен членом Государственного совета. В начале 1900-х годов Михаил Сергеевич подготовил к изданию записки своих родителей. Наиболее полные вторые издания «Записок князя С.Г.Волконского» (СПб. , 1902) и «Записок княгини М.Н.Волконской» (СПб., 1906) посетители могут увидеть в кабинете М.С.Волконского.

Род Волконских продолжают сегодня их потомки: артисты, режиссеры, деятели литературы и искусства. В музее можно познакомиться с их фотографиями. В витринах представлены мемориальные предметы детей Волконских: ружье «утятница» (1820-е годы) Миши, деревянная шкатулка Елены, детский кубик, найденный при реставрации пирамидального фортепиано. Стол-парта для маленького ученика и письменный стол XIX века дополняют обстановку кабинета.

Дом Волконских известен как один из интереснейших мемориальных музеев России. Его внешний вид и внутреннее убранство, весь комплекс усадебных построек того времени составляют единое целое, передают колорит эпохи и атмосферу дворянского быта в Иркутске.

Музей вступает в третье десятилетие своей самостоятельной жизни. Прошедшие годы показали необходимость дальнейшего развития музейного комплекса «Декабристы в Иркутске», поиска новых форм погружения в атмосферу жизни опальных дворян, сохранения лучших культурных традиций музея декабристов.

Дом-музей Трубецких

Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов размещается сегодня в двух домах Волконских и Трубецких. Первый музей декабристов в Иркутске был открыт 29 декабря 1970 года в доме, принадлежавшем по легенде семье декабриста С.П. Трубецкого (ул. Дзержинского, 64).

В 1839–1845 годах декабрист князь С.П. Трубецкой вместе с женой и детьми находился на поселении в с. Оёк Иркутской губернии. В 1845 году Трубецкие переехали на жительство в Иркутск. В городе семья декабриста проживала до 1856 года в просторном деревянном доме в Знаменском предместье. Тот дом сгорел в 1908 году. Городская легенда о том, что дом на Арсенальской (ныне ул. Дзержинского, 64) принадлежал декабристам, послужила основанием для установки на его фасаде в 1936 году мемориальной доски.

С 1940-х годов этот дом постоянно стал именоваться домом Трубецкого. В действительности сам Сергей Петрович никогда здесь не жил. По предположениям иркутских историков, дом мог быть построен Трубецкими для одной из трех дочерей. В 1960-е годы старинный дом отреставрировали по проекту архитектора Г.Г. Оранской и передали Иркутскому областному краеведческому музею. Его назвали Домом-музеем декабристов. В 1970 году здесь открылась первая выставка «Декабристы в Иркутске». На ней были представлены мемориальные вещи декабристов, собранные еще в 1920-е годы, документы, книги. Первая постоянная экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» была построена научными сотрудниками музея Н.С. Струк и Т.В. Налетовой при участии иркутских художников В.А. Ильина, А.М. Муравьева и Н.И. Домашенко. Молодой музей стал центром притяжения для всех, кому были дороги имена декабристов. В маленьком уютном старинном доме при свечах проходили литературно-музыкальные вечера, камерные спектакли, встречи с учеными, писателями и поэтами. Дом жил, светился, согревался теплом памяти благодарных потомков. Экспозиция пополнялась новыми мемориальными предметами. В 1985 году в мемориальном доме С.Г. Волконского на соседней улице открылся второй музей декабристов. Именно с этого времени в название дома на Дзержинского, 64, вернулось из легенды имя С.П. Трубецкого. Из музейного отдела два этих дома в 2000 году превратились в самостоятельный государственный музей. В 2005 году Дом-музей Трубецких решено было закрыть на текущий ремонт. Но 150-летний деревянный дом к тому времени угрожающе обветшал и нуждался в полной реставрации. Летом 2007 года Дом-музей Трубецких был разобран до основания, и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. В сентябре 2011 года обновленный и похорошевший Дом-музей Трубецких вновь открылся для посетителей.

Если о принадлежности дома семье декабриста С.П. Трубецкого нет единого мнения специалистов, то о жизни семьи в Иркутске сохранилось множество документальных и материальных свидетельств. На их основе в легендарном доме середины XIX века Иркутский музей декабристов создал новую экспозицию – «Эпоху отразившая судьба» (автор И.В. Пашко). Она рассказывает о сибирской судьбе декабриста С.П. Трубецкого и его семьи. В истории жизни этого человека как в капле воды отразилась судьба целого поколения декабристов. Русский князь, лейб-гвардии полковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, он стал одним из руководителей тайных обществ, диктатором восстания на Сенатской площади, был осужден в каторжную работу навечно, провел в Сибири тридцать лет (из них одиннадцать лет в Иркутске). Любящий муж и отец, он за это время похоронил троих своих малолетних детей и горячо любимую супругу, блестяще воспитал, дал достойное образование и выдал замуж трех дочерей. Всегда открытый для своих друзей, умный, благородный, отзывчивый на чужую беду, щедрый в помощи ближним – таким помнили его современники, таким Трубецкой предстает в своем эпистолярном наследии.

Экспозиция размещается в цокольном (подклете) и первом (жилом) этажах Дома-музея. Комнаты жилого этажа закольцованы в анфиладу. Здесь воссозданы типологические интерьеры дворянского дома середины XIX века, в пространстве которых размещены мемориальные вещи семьи Трубецких и других декабристов. Историческая экспозиция полуподвала (подклета) повествует о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири.

Знакомство с Домом-музеем начинается с приемной жилого этажа.

Перед посетителем проплывают картины светской жизни дворянского общества первой четверти XIX века, Петербург, Москва и Париж. Об участии С.П. Трубецкого в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах свидетельствуют памятные медали (в копиях) «Бой при Кульме. 1813», «Бой при Малом Ярославце» и «Покорение Парижа. 1814», созданные в 1836 году по рисункам графа Ф.П. Толстого.

На стене комнаты два судьбоносных документа повествуют об участии князя С.П. Трубецкого в восстании 14 декабря 1825 года. Первый – «Манифест к русскому народу» (копия), написанный рукой С.П. Трубецкого в ночь с 13 на 14 декабря 1825 года. Он должен был быть печатно обнародован в виде листовки и распространен «среди читающих граждан Отечества». Второй – «Определение Верховного уголовного суда о государственных преступниках и Высочайший манифест». В нем под № 1 значится: «Полковник Трубецкой. Осужден навечно в каторжную работу». Копии портретов царственных особ Александра I, Николая I и великого князя Константина – знакомцев, свидетелей и участников в судьбе Сергея Трубецкого – остаются в импровизированной дворцовой комнате, а мы вслед за Трубецким и его товарищами по несчастью отправляемся «во глубину сибирских руд».

Цокольный этаж

Эта часть дома по-сибирски называлась подклетом и служила в прошлых веках для устройства кухни и отопления всего жилища. Низко нависающие потолки, бревенчатые стены и большая русская печь напоминают об условиях жизни декабристов на каторге.

Дорога в Сибирь

На стене размещена «Генеральная карта Азиатской России по новейшему разделению на губернии, области и приморские управления, с показанием путей российских мореходцев» (СПб., 1825). По ней можно проследить путь следования «государственных преступников» в Сибирь от Санкт-Петербурга до каторжных мест Забайкалья. С.П. Трубецкой был в числе восьми декабристов, которых первыми провезли этим путем летом 1826 года. На карте обозначены все населенные пункты Сибири, в которых жили декабристы с 1826 по 1856 год.

В Благодатском руднике

«Во глубине сибирских руд» С.П. Трубецкой и семь его товарищей- декабристов провели более десяти месяцев (1826–1827). Мрак подземелья и теснота каторжной тюрьмы усугублялись лязгом кандалов, которые не снимали с узников даже ночью. В ножные кандалы, подобные тем, что лежат на столе, декабристы были закованы более двух лет.

Ангелами-хранителями для каторжников стали княгини Е.И. Трубецкая и М.Н. Волконская. Они своим присутствием ободряли всех декабристов и своей любовью до самоотречения помогали им выжить в суровых условиях Благодатского рудника. Образы двух первых декабристок можно разглядеть через маленькое отверстие в «тюремной» двери. Портреты восьмерых благородных узников Благодатска в обрамлении кандальных браслетов размещены на фоне шахты свинцово-серебряного рудника.

Декабристы в Читинском остроге

Картины острожной жизни и каторжной работы были созданы самими декабристами с натуры. Большая копия акварельного рисунка декабриста Н.П. Репина «Декабристы на мельнице в Чите» (1828–1830) представляет каторжный «урок» декабристов. Крайний справа – Сергей Петрович, вращающий ручной жернов. На противоположной стене комнаты – копия рисунка того же автора «Декабристы в камере Читинского острога» (1828). Этот рисунок служит иллюстрацией быта и взаимоотношений декабристов на каторге. В Чите сложилось острожное братство декабристов, в котором каждый старался быть полезным товарищам своими знаниями, опытом, талантами, средствами к существованию, наконец. Все книги, полученные узниками из России, помечались рукой коменданта С.Р. Лепарского. Надпись на французском журнале декабриста П.В. Аврамова «Британское обозрение» (1825) гласит: «видал Лепарский». В Читинском остроге декабрист Н.А. Бестужев начал создавать портретную галерею своих товарищей и их дорогих спутниц и спасительниц. В раме старинного зеркала поочередно сменяются портреты всех одиннадцати жен декабристов, приехавших в Сибирь, и звучит стихотворение А. И. Одоевского «Княгине М.Н.Волконской» (1829). У зеркала – письмо княгини Марии (на французском языке), адресованное из Читы своей свекрови А.Н. Волконской. Подлинник этого бесценного документа хранится в фондах нашего музея.

Узники Петровского Завода

В 1830 году декабристов для отбытия каторжных работ перевели из Читы в Петровский Завод. В одиночных сырых и темных камерах некоторым декабристам пришлось прожить девять лет. Увеличенный фрагмент тюремной камеры декабриста Н.А. Бестужева, нарисованной самим «хозяином» в 1831 году, дает представление об обстановке последнего этапа каторги декабристов. Простая мебель, скромная обстановка. Здесь царят книги, различные приборы, мольберт и кисти. На мольберте – портреты декабристов, написанные Николаем Бестужевым за все годы каторжных работ. Через «окно» тюремной камеры можно разглядеть окрестности Петровского Завода, запечатленные художниками-декабристами. В Петровском Заводе благородные узники открыли школу для местных ребятишек. Учителем в ней и хранителем декабристской библиотеки оставался до конца своих дней декабрист И.И. Горбачевский. В экспозиции на столе – деревянная кустарной работы шкатулка для шахмат И.И. Горбачевского. Ее передала в Иркутский музей декабристов П.Б.Львович – потомица ученика декабриста. В том же интерьере представлен деревянный дорожный сундучок декабриста Н.В. Басаргина.

На поселении

Летом 1839 года каторжные работы декабристов были завершены.

В числе последних покидал Петровский Завод и С.П. Трубецкой вместе со своей многочисленной семьей. За годы каторги у Трубецких родилось пятеро детей. В память о проведенных на каторге тринадцати годах декабристы увезли в разные концы Сибири альбомы, сделанные своими руками, с рисунками товарищей и своими собственными. Подобный альбом Е.И. Трубецкая отправила младшей сестре графине Зинаиде Лебцельтерн в Италию. Сохранившийся у французских потомков семьи де Винераль, этот альбом вернулся в Сибирь (в копиях) в 2001 году и представлен в экспозиции.

Поселение декабристов в разных деревнях и селах Сибири вынудило многих обзавестись собственными домами и заняться сельским хозяйством. Трубецкие построили дом в с. Оёк, завели свой огород, лошадей и коров. Хозяйство развивалось успешно благодаря радению просвещенного земледельца князя С.П. Трубецкого. О строгой регламентации жизни поселенцев свидетельствуют архивные документы о разрешениях на переписку, на перемещение по Сибири, на вступление в брак и, наконец, о поведении ссыльнопоселенцев.

Разводная

По возвращении из полуподвала посетитель знакомится с последним «иркутским» этапом жизни семьи Трубецких. Здесь у лестницы представлен комплекс документов, относящихся к несохранившемуся подлинному дому Трубецких. Его единственная фотография начала ХХ века соседствует с документами о покупке дома.

Столовая

Уютный интерьер столовой наполнен мемориальными вещами семьи Трубецких. Здесь икона-пелена «Богоматерь Владимирская» золотного и лицевого шитья XVII– начала XVIII века, два стула ручной работы, шкатулка дамская (несессер) в стиле «шинуазри» французской работы первой половины XIX века, бисерная салфетка с дарственной надписью декабриста Ф. Б. Вольфа. Четыре вышитые вещи 1830–1840-х годов – покровец (воздух) на чашу со Святыми Дарами, обложка блокнота, пресс-бювар и шкатулка для писем – выполнены, по легенде, самой княгиней Е.И. Трубецкой. Тема нравственного выбора княгини Каташи, последовавшей за мужем на каторгу, получила в экспозиции документально-художественное воплощение. На стене столовой – «картина» в раме. На ней в технике коллажа представлены копии писем и портреты четы Трубецких того времени, когда они писали эти письма (1826 год). При желании картину можно «оживить», и тогда с экрана зазвучат подлинные документы.

Теплые сени

Драгоценным украшением маленькой проходной комнаты служит «Пейзаж с озерком». Картина выполнена на картоне маслом в конце 1840-х – начале 1850-х годов. Ее автор – старшая дочь Трубецких Александра. Первые уроки живописи маленькой Саше давал декабрист Н.А. Бестужев еще в годы каторги в Петровском Заводе.

Акварельный портрет трех юных княжон Трубецких представлен здесь же профессиональной копией в технике оригинала. Неизвестный художник выполнял его, предположительно, в 1845 году, когда Трубецкие переселились из Оёка в Иркутск. Об успехах в учебе Зины и Лизы можно узнать из ежемесячных ведомостей Девичьего института Восточной Сибири. Все документы на стенах теплых сеней рассказывают о судьбах трех дочерей Трубецких.

Кабинет князя

Этот раздел экспозиции посвящен личности самого князя Сергея Петровича и отражает круг его интересов и родственных связей. Одной из главных обязанностей Трубецкого в это время было воспитание и образование собственных детей. В педагогической практике декабрист применял оригинальные пособия собственной редакции по разным предметам гимназического курса, фрагменты которых представлены в экспозиции в копиях. На письменном столе можно увидеть уникальную книгу из библиотеки С.П. Трубецкого с его автографом. Это – один из томов исторического сочинения об эпохе воцарения и крушения Наполеона Бонапарта «Мемуары герцогини д’Абрантес» (Брюссель, 1834). Данный автограф – единственный в Иркутске.

Гостиная

Парадная комната дома отдана иркутской поселенческой колонии декабристов. В Иркутской губернии в разное время проживало более 50 декабристов. Портреты товарищей по изгнанию, обо многих из которых заботился С.П. Трубецкой, представлены на стене. В шкафах – книги конца XVIII – первой половины XIX века по истории гражданской и военной, естествознанию, философии и европейским языкам. Часть этих изданий выписывали из России и читали декабристы по всей Сибири. Две мемориальные реликвии покоятся в углах гостиной под стеклянными колпаками. Это – большая фарфоровая ваза российской фабрики Сафронова 1830–1840-х годов и изящный гипсовый бюст 1830-х годов. Первую, по преданию, подарил иркутянам перед отъездом в память о почившей супруге Екатерине Ивановне сам князь С.П. Трубецкой. Второй мемориальный предмет был извлечен в 1924 году из надгробного памятника декабристу А.З. Муравьеву. По предположениям ученых, это скульптурный портрет двенадцатилетнего сына Никиты. Бюст был заказан в паре с бюстом младшего брата Лёвушки в Петербурге после смерти обоих детей женой декабриста В. А. Муравьевой и прислан мужу в Сибирь.

Приемная

Замыкая жизненный круг декабриста С.П. Трубецкого, мы вновь возвращаемся к началу экспозиции. Здесь перед нами в том же «волшебном» окне проплывают облака над могилами тех декабристов, которые навсегда остались в Сибири, и портреты тех из них, кому удалось покинуть ее после амнистии 1856 года. На столике у зеркала – текст амнистии декабристам и фотопортрет князя Трубецкого после 30 лет, прожитых в Сибири. Напротив – фотографии могилы жены и детей и товарищей, похороненных в Иркутске.

Search results for «Decembrist revolt»

From New World Encyclopedia

Jump to:navigation, search

Results 1 – 13 of 13

  • Content pages
  • Multimedia
  • Everything
  • Advanced

Возможно, Вы имели в виду: Декабрьское восстание

Название страницы соответствует

  • Восстание декабристов

    . .. семья.
    На Сенатской площади
    Изображение:Timm decembrists.jpg thumb 270px слева Восстание декабристов
    Когда Александр умер 1 декабря 1825 г., …

    14 КБ (2074 слова) — 23:40, 26 июля 2022

Текст страницы соответствует

  • Восстание декабристов

    … семья.
    На Сенатской площади
    Изображение:Timm decembrists.jpg thumb 270px слева Восстание декабристов
    Когда Александр умер 1 декабря 1825 года, …

    14 КБ (2074 слова) — 23:40, 26 июля 2022

  • Александр Радищев

    … смерть Александра I России Александра I . Известное как восстание декабристов, оно будет беспощадно подавлено Николаем и вождями…

    21 КБ (3067 слов) — 20:28, 23 июня 2020

  • Российская Федерация

    … смена по возвращении в самодержавную Россию. Результатом стало восстание декабристов (декабрь 1825 г.), дело рук узкого круга либеральных дворян…

    137 КБ (20 217 слов) — 14:47, 19 июня 2022

  • Александр I России

    . .. 14 (ст. ст.), 1825. Воспользовавшись случаем, Восстание декабристов восстали декабристы, якобы для защиты прав Константина на престол, но…

    32 КБ (5 121 слов) — 16:04, 1 марта 2019

  • Николай I России

    … военным свергнуть Николая и узурпировать власть. Это привело к восстанию декабристов 26 декабря (14 по старому стилю) 1825 г., в котором Николай почти …

    17 КБ (2434 слова) — 17:20, 8 января 2015 г. Он был арестован вместе с другими за заговор вокруг восстания декабристов 1825 года, когда либералы настаивали на реформах после смерти …

    11 КБ (1699 слов) — 09:47, 15 мая 2021

  • Французское вторжение в Россию

    … результат ряда революций, начиная с восстания декабристов Восстание декабристов и заканчивая Февральской революцией 1917. …

    45 КБ (6731 слов) — 09:17, 13 октября 2022

  • Василий Жуковский

    … Лермонтов, Александр Герцен, Тарас Шевченко и декабристы Восстание декабристов. О безвременной кончине Пушкина в 1837 г. Жуковский…

    8 КБ (1124 слова) — 02:42, 4 апреля 2008

  • Сергей Нечаев

    … с подрывной русской литературой восстания декабристов Декабристов, кружка Петрашевского и Михаила Бакунина, среди…

    13 КБ (1992 слова) — 20:01, 2 ноября 2019

  • Дмитрий Мережковский

    …Четырнадцатый (1918 г.)» посвящен событиям, приведшим к восстанию декабристов. Как критик, его этюды Николая Гоголя , » Гоголь и …

    8 КБ (1154 слова) — 21:52, 17 октября 2017

  • Иван Гончаров

    … началась эра демократии. В России либералам не удалось во время восстания декабристов оказать какое-либо давление на правительство с целью проведения реформ. …

    12 КБ (1959 слов) — 23:02, 10 марта 2018

  • Александр Дюма

    … рассказ о том, как он стал свидетелем событий восстания декабристов в России. Этот роман в конце концов был запрещен в России царем Николаем. ..

    15 КБ (2255 слов) — 12:12, 15 мая 2021

Пушкин, Михайловское, Декабристы и Форт-Росс

Форт-Росс и русский поэт Александр Пушкин были современниками XIX века. (Пушкин жил в 1799-1837 годах, а русский период Форт-Росс был в 1812-1842 годах.)

Александр Сергеевич Пушкин  — русский поэт, драматург и прозаик эпохи романтизма, которого многие считают величайшим русским поэтом и основоположник современной русской литературы. Хотя Пушкин большую часть своей жизни прожил в Петербурге и Москве, он также часто бывал в сельской усадьбе своей матери 9 лет.0141 Михайловское  (близ Пскова) и позднее был отправлен туда в ссылку (1824-1826). Находясь в Михайловском, муза Пушкина была активной, и он написал романтические любовные стихи и некоторые из своих самых известных произведений, в том числе роман в стихах   «Евгений Онегин» и его самую известную пьесу, драму Борис Годунов.

Тем временем, пока Пушкин находился в ссылке в Михайловском, Восстание декабристов произошло в Петербурге. Это восстание русских военных либералов против нового консервативного царя 26 декабря 1825 года считается началом русского революционного движения и первым открытым разрывом между правительством и реформистскими элементами русского дворянства. Хотя царские войска легко подавили восстание, оно имело далеко идущие последствия как для царя, так и для русского народа, в конечном итоге приведя к отмене крепостного права и многому другому.

Пушкин, Михайловское и декабристы. Но какая связь с Форт Росс?  Удивительно, но их много… и по мере того, как мы соединяем точки, линия приводит нас к Российско-американской компании.

Русско-Американская Компания

Русско-Американская Компания была первым акционерным обществом в России, которое в начале 19 века вело торговлю мехом в северной части Тихого океана, на Аляске и, да, в Альта-Калифорнии и Форт-Росс. В поисках прибыли от «мягкого золота» торговли пушниной пограничники Российской империи или «промышленники» расширили свою первую охоту на сибирского соболя, а затем на тихоокеанскую калана и морского котика из Сибири до Нижней Калифорнии, используя опытных порабощенных или завербованных Охотники коренных жителей Аляски (в основном с Алеутских островов и острова Кадьяк) являются ключом к их успеху. Со временем это предприятие превратилось из действий отдельных искателей удачи в конкурирующие компании и в государственную монополию Российско-американской компании (1799-1881).

 

 

 

Главный штаб Российско-Американской компании сначала располагался в Иркутске (ул. Сурикова, 24), а затем переехал в Санкт-Петербург (ул. Мойки, 72, у Голубого моста), построенный в 1805 г. благодаря средствам от продажи тихоокеанских каланов. Расположенный на пересеченной местности между европейской частью России и Тихим океаном, Иркутск оставался важной базой для деятельности Российско-американской компании.

 

Интерьер офиса РАК в Санкт-Петербурге

Офис РАК в Иркутске

Внешний вид офиса РАК в Санкт-Петербурге

 

«… Чем объясняются отношения между (русско-американской) компанией и декабристами? Во-первых, повстанцы (декабристы) придерживались, как говорит Марк Раефф, «традиции служения стране и народу, в которой воспитывалась элита восемнадцатого века». Эта традиция в сочетании с постнаполеоновскими националистическими настроениями , побуждали их посещать, изучать и рекламировать различные регионы империи, особенно менее известные и менее развитые части, в основном Сибирь и Русскую Америку. Кроме того, как отмечает и Раев, декабристы были в традициях и русской интеллигенции. Они имели тенденцию открывать свою страну только после того, как сначала открыли другие, обычно европейские государства, а затем провели сравнения (обычно неблагоприятные) с Россией, а затем призвали к реформам. Поэтому они стремились путешествовать за границу, чтобы попробовать чужие земли и народы, и такие возможности были легко доступны благодаря кругосветным плаваниям как русского флота (с 1803 г.), так и Российско-Американской компании, а также последней. иностранные сделки…».

«… Сразу после восстания (декабристов) директор Прокофьев, опасаясь своей причастности и причастности компании к заговору, сжег все компрометирующие документы. Но судебные процессы ясно выявили тесные связи, и Российско-Американская компания лишилась королевской милости и лишилась имперской поддержки таких проектов, как предложение губернатора Врангеля добиться признания легитимности Русской Калифорнии от Мексиканской республики, независимость которой Николай Я отказался.

Из «Декабристов» Джеймса Р. Гибсона. (Читайте полностью эту увлекательную статью в цифровой библиотеке Fort Ross Conservancy) , было много лиц, будущих декабристов, которые посетили Альта-Калифорнию с Российско-американской компанией, в том числе Михаил фон Кюхельбекер, Владимир Романов и Дмитрий Завалишин. Кроме того, незадолго до восстания декабристов Гавриил Батенков должен был стать преемником губернатора РАК Муравьева в Ситке (но вместо этого он был отправлен в ссылку в Сибирь и осужденный декабрист-повстанец).

  • Дмитрий Завалишин  “ посетил Русскую Америку и Верхнюю Калифорнию в 1823-24 гг. в качестве младшего офицера на «Крейзере» и даже рассматривался на должность управляющего Ross Counter. Завалишин выступал за агрессивную российскую экспансию по обе стороны северной части Тихого океана… Ни один другой декабрист не проявлял такого интереса к компании и ее колониям и не писал о них так много, как Завалишин, плодовитый писатель (и самый долгоживущий из декабристы )». — Декабристы 90 185 , Джеймс Р. Гибсон. (Узнайте больше об амбициозных планах Завалишина по колонизации здесь.)
  • Офис Российско-Американской компании, в котором размещались декабристы
    Кондратий Рылеев , поэт и издатель (в том числе произведений Пушкина) и лидер декабристов (расстрелян после неудавшегося восстания) имел прямые связи с Русско-Американской компанией, т.к. снова описан Джеймсом Гибсоном в «Декабристах»:  «… (Рылеев) был бы известен, может быть, даже лично (последнему управляющему Форт-Росса Александру) Ротчеву, который тоже был начинающим писателем. На момент ареста Рылеев жил и работал в петербургской конторе общества на канале Мойки у Голубого моста, где с начала 1824 г. служил его конторским управляющим. здание, и в нем проходили собрания заговорщиков. Во время следствия после неудавшегося восстания царь спросил подозреваемого, где он работает, и когда тот ответил: «В Российско-американской компании», Николай I фыркнул: «А хорошую компанию вы там собрали». Покойный советский историк Семен Окунь писал, что № 72 на Мойке стал «своего рода клубом заговорщиков» и что посещение его означало «отождествление с действительным участием в заговоре». на вечерах, которые давал Иван Прокофьев, один из директоров компании, а также Николай Кусов, другой директор, известный прогрессист Совет директоров компании так высоко оценил услуги Рылеева, что подарил ему дорогую енотовую шубу с бобровой пуговицей. воротник (стоимостью 700 рублей), а после его ареста выплатили долги (но забрали акции) и оставили жену в квартире. »
  • Александр Рочев , последний или управляющий («правитель») слободы Росс (1838–1842), был также литератором… поэтом, переводчиком, участником литературных и театральных кружков начала 19 века. интеллигенции Петербурга, Москвы, Иркутска и не только. И он, и его жена княгиня Елена Павловна Гагарина Ротчева, которых иногда называют «русскими романтиками в Америке», свободно говорили на разных языках и были хорошо знакомы с литературой того времени, в том числе с произведениями лорда Байрона, Шиллера и других. Наверняка у Ротчевых был том или два Пушкина в руках или на полке в их доме («Доме Ротчевых») в Форт-Россе.

Дом Ротчева, Форт-Росс

Дом Волконского, Иркутск

Дом Трубецкого, Иркутск

  • Иркутск, Русско-американская компания и Связь декабристов

После неудавшегося восстания декабристов 1825 г. многие из декабристов отправлены сначала в сибирские трудовые лагеря («Каторга»), а затем в ссылку
в сибирские города Иркутск, Томск, Читу и др. Среди декабристов в Иркутске были князь Сергей Петрович Трубецкой и князь Сергей Григорьевич Волконский и, в частности, их жены, отказавшиеся от привилегированной жизни и последовавшие за своими мужьями в ссылку, и с тех пор прославившиеся на всю Россию. Эти семьи декабристов хорошо известны своим вкладом в сибирскую культуру и интеллектуальную жизнь. В Иркутске и в других местах Сибири, несомненно, было много обмена между декабристами и служащими Российско-Американской компании, включая тех, кто приезжал и уезжал на Аляску и в Форт-Росс.

Государственный музей-заповедник «Михайловское»

Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское» находится примерно в двух часах езды от Пскова в Пушкинских горах Псковской области. В состав заповедника входят усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское, мельница и деревня Бугрова, городище Савкино и могила Пушкина у Святогорского монастыря. Эти места связаны с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, первооткрывателя России начала 19 века.поэт ХХ века и современник русской эпохи в Форт-Росс.

Деревня Бугрова

Деревня Бугрова расположена в районе усадьбы Михайловское, Пушкинские горы (Пушкинские горы). Деревня состоит из мельницы, домов, амбаров, садов и хозяйственных построек, которые прекрасно интерпретируют, с большой детализацией, повседневную жизнь и работу русской деревенской жизни 1800-х годов. Полностью функционирующая воссозданная водяная мельница перемалывала в муку просо, рожь, гречиху и другие злаки (но не много пшеницы).

Усадьбы

В отличие от крестьянских домов Бугровы, усадьбы Михайловское, Тригорское и Петровское представляют дворянский, аристократический и/или образованный класс России XIX века. И Михайловское, и Форт-Росс были домом как для образованно-дворянского сословия (Елена Ротчева была из дворянского рода Гагариных), так и, напротив, для чернорабочих, крепостных или пограничников (промышленников). Кроме того, и Пушкин, и Ротчевы были знакомы и принимали декабристов (образованных русских офицеров, которые после путешествия в Европу предприняли попытку государственного переворота по возвращении в Россию, что привело к их казни или ссылке в Сибирь). Вероятно, у них были общие знакомые-декабристы, побывавшие и в Михайловском, и в Форт-Россе.

1.Усадьба Михайловское

В 1742 году земли вокруг села Михайловское были пожалованы императрицей Елизаветой Абраму Петровичу Ганнибалу (африканцу, потом рабу, потом усыновителю Петра Великого). Мать Пушкина, Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал), приходилась внучкой Абраму Ганнибалу. Пушкин регулярно бывал и жил в этом имении, а между 1824 и 1826 годами был там же сослан.

 

2. Усадьба Тригорское

В часе езды от Михайловского Пушкин очень часто бывал в Тригорском, имении семьи Прасковьи Осиповой. Открытые и манящие пейзажи, вдохновляющие разговоры и вкусная еда! Ссылка: http://pushkin.ellink.ru/english/reserve/res3.asp

 

3. Усадьба Петровское

Ганнибалы-предки Пушкина. В 1781 году оно было передано по грамоте первому из сыновей Авраама Ганнибала, Петру, который сделал его своим домом. Хотя оно и невелико по размерам, оно было самым внушительным из трех имений Пушкина. Петровское тоже было сожжено в 1918. При его реконструкции, завершенной в 1976 г., использовались архивные документы. Дом окружал природный парк, выходящий к озеру Петровское (или Кучане), с сетью дорожек, беседок и беседок. Говорят, что Пушкин несколько раз гостил там у своего двоюродного деда. Семинар

 

Музей о музее

В Михайловском находится целое здание музея и экспозиция, посвященная истории и хранителям Государственного музея-заповедника «Михайловское». (Государственный исторический парк Форт-Росс существует уже более 100 лет и мог бы также заполнить здание экспонатами, рассказывающими о нашем парке и истории ассоциации.) 29 январяВ 1837 году Пушкин погиб на трагической дуэли. Вскоре после отпевания в Петербурге его тело было перевезено под охраной в Святогорский монастырь (близ Михайловского) и погребено рядом с могилой матери у восточной стены Успенского храма. В конце 1839 года вдова Пушкина Наталья Николаевна поручила петербургскому скульптору А. М. Пермагорову создать мраморный обелиск на могилу. Осенью 1840 г. он был помещен с простой надписью года и даты его рождения и смерти. Для величайшего русского поэта любые другие слова были бы излишними».