Содержание
Территория Российской Федерации | Законодательство стран СНГ
Россия расположена в Северном полушарии, на севере материка Евразия. Она омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Чёрным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем, при этом обладая самой протяжённой
береговой линией (37 653 км). Уральские горы и Кумо-Манычская впадина делят Россию на европейскую и азиатскую части, последняя включает в себя Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток России.
Рельеф
Более 70 % территории России занято равнинами и низменностями. Западная часть страны находится в пределах обширной Восточно-Европейской равнины, характеризующейся чередованием низменностей (Прикаспийская и др.) и возвышенностей (Валдайская,
Среднерусская и т. д.). Меридионально вытянутая горная система Урал разделяет Восточно-Европейскую равнину и Западно-Сибирскую низменность. К востоку от последней находится Среднесибирское плоскогорье с изолированными горными массивами,
плавно переходящее в Центрально-Якутскую низменность.
Южная и восточная части страны преимущественно гористые. На крайнем юге Европейской части тянутся северные хребты Большого Кавказа (здесь находится самая высокая вершина России — Эльбрус, 5642 м), на юге Сибири — Алтай, Западный и Восточный
Саяны, Становое нагорье и другие горные системы. Северо-восток Сибири и Дальний Восток — регионы преобладания средневысотных горных хребтов, таких как Сихотэ-Алинь, Верхоянский, Черского и т. д. Полуостров Камчатка (здесь находится самый
высокий вулкан Евразии — Ключевская Сопка, 4750 м) и Курильские острова на крайнем востоке — территория вулканов. Здесь их насчитывается более 200, причём около 50 — действующие.
Внутренние воды
Россия — одна из наиболее водообеспеченных стран мира. Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами пресной воды. Поверхностные воды занимают 12,4 % территории России, при этом 84 % поверхностных вод сосредоточено к востоку от Урала;
многие густозаселённые районы Европейской части России испытывают нехватку водных ресурсов. В структуре водоиспользования преобладают производственные нужды.
Самое большое пресноводное озеро — Байкал в восточной части страны (около 31 700 км2), которое является самым глубоким озером планеты.
Полезные ископаемые
Страна богата различными полезными ископаемыми. Запасы нефти разведаны в том или ином объёме практически во всех регионах страны, в частности, в Тюменской области, на Сахилине, в Башкортостане, а также на шельфе; природного газа — в Ямало-Ненецком
автономном округе.
Климат
Положение России в северной части Евразии (территория страны в основном лежит севернее 50 с. ш.) обусловило её размещение в арктическом, субарктическом, умеренном и частично в субтропическом климатических поясах. Преобладающая часть территории
расположена в умеренном поясе. Разнообразие климата зависит также от особенностей рельефа и близости или удалённости океана.
Широтная зональность наиболее ярко проявляется на равнинах. Наиболее полный спектр природных зон отличает Европейскую часть страны, где с севера на юг последовательно сменяются зона арктических пустынь, тундры, лесотундры, таёжных лесов, смешанных
лесов, лесостепи, степи, полупустыни. С продвижением на восток климат становится всё более континентальным, количество природных зон в одном широтном интервале значительно сокращается.
Средние температуры января, по разным регионам, колеблются от 6 до 50 C, июля от 1 до 25 C; осадков от 150 до 2000 мм в год. Вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает 65 % территории России.
Самая высокая когда-либо зафиксированная температура на территории современной России составила +45,4 C на метеостанции Утта (Калмыкия) (измерена 12 июля 2010 года). Самая низкая температура неофициально была зафиксирована в Оймяконе академиком
Сергеем Обручевым зимой 1924 года и составила ?71,2 C (хотя сообщалось и о более низких температурах). Максимальная разница температур: 116,6 C, по этому показателю Россия занимает первое место в мире.
Почвы
Более 70 % российской территории — это зона рискованного земледелия. Сельскохозяйственный сезон на большей части территории России длится 2—4 месяца (для сравнения, в Европе или США — 8—9 месяцев). В то же время в России находится 9 % всех
продуктивных пахотных земель мира и более 50 % мировых чернозёмов.
Флора и фауна
В составе флоры России насчитывается около 24 700 видов растений, из которых около 11 400 видов — сосудистые, 1137 — мохообразные, 9000 — водоросли, 3000 — лишайники и 159 — папоротники. Наиболее богаты видами растений Кавказ (6000) и Дальний
Восток (1900—2000), беднее всего — арктические острова Сибири (100—150).
Леса занимают свыше 40 % территории. На территории России находится пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Животный мир разнообразен — здесь обитают и белые медведи, и моржи, и тигры, и леопарды, и др.
В России расположены 35 национальных парков и 84 заповедника. Единственный в стране природный парк, находящийся в черте города — омская «Птичья гавань»
В статье использована информация с сайта
- Википедия
Российская Федерация
Российская Федерация
Российская Федерация или Россия (рус. ), Russian Federation или Russia (англ.)
Столица: Москва
Официальный язык: русский
Местоположение: Государство в Восточной Европе и Северной Азии. России также принадлежит ряд архипелагов в Тихом и Северном Ледовитом океанах. По суше Россия граничит: на северо-западе с Норвегией и Финляндией; на западе с Польшей и Литвой (Калининградская область), Эстонией, Латвией, Беларусью и Украиной; на Кавказе с Грузией (часть границы — с Абхазией и Южной Осетией) и Азербайджаном; Европейская часть России и Сибирь граничат с Казахстаном; Восточная Сибирь — с Китаем и Монголией; на Дальнем Востоке Россия имеет сухопутные границы с Китаем и Северной Кореей, морские границы с Японией и США (на крайнем северо-востоке Азии).
Площадь: 17 098 246 км²
Административное деление: Россия подразделяется на 85 административно-территориальных единиц, 46 из которых являются областями, 22 — республиками, девять — краями, три — городами федерального значения, четыре — автономными округами и один — автономной областью.
Население: 143,2 млн чел. (на 2012 год)
Телефонный код: +7
Денежная единица: российский рубль (RUB), в одном российском рубле 100 копеек
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Основание: Прообраз палаты регионов российского парламента был создан царским Манифестом 17 октября 1905 года. Царь Николай Второй учредил в России первую представительную структуру парламентского типа. Верхней палатой российского парламента стал Государственный Совет. Он существовал до Февральской революции 1917 года. В 1993 году была принята Конституция РФ, которая учредила Федеральное Собрание и Совет Федерации.
В состав Совета Федерации входит 170 сенаторов.
Как избирается: В Совет Федерации избираются (назначаются) по два представителя от каждого субъекта России — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
council.gov.ru
Валентина Ивановна Матвиенко
Родилась в 1949 году на Украине.
В 1972 году окончила Ленинградский химико-фармацевтический институт, в 1985 году — Академию общественных наук при ЦК КПСС, в 1991 году — курсы усовершенствования руководящих дипломатических работников при Дипломатической академии МИД СССР.
В 1972–1986 годах — заведующая отделом Петроградского райкома комсомола, первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ, первый секретарь Красногвардейского райкома КПСС.
В 1986–1989 годах — заместитель председателя Исполкома Ленсовета.
В 1989 году — народный депутат СССР, председатель Комитета Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства.
В 1991–1998 годах — посол в Республике Мальта, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ, член коллегии МИД РФ, посол в Греции.
В 1998–2003 годах — вице-премьер Правительства РФ.
В 2003 году — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
В 2003–2011 годах — Губернатор Санкт-Петербурга.
В 2011 году назначена членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Правительства Санкт-Петербурга, избрана Председателем Совета Федерации.
Российская Федерация
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Парламентская делегация Российской Федерации
Совет Межпарламентской Ассамблеи
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Основание: История нижней палаты российского парламента началась 17 октября 1905 года. Царь Николай Второй учредил в России первую представительную структуру парламентского типа. Нижней палатой парламента стала Государственная дума Российской империи. Она работала до Февральской революции 1917 года. В 1993 году была принята Конституция РФ, согласно которой были учреждены Федеральное Собрание и Государственная Дума.
В состав Государственной Думы входит 450 депутатов.
Как избирается: Депутаты Государственной Думы избираются гражданами России сроком на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
www.duma.gov.ru
Вячеслав Викторович Володин
Родился 4 февраля 1964 года в рабочем поселке Алексеевка Хвалынского района Саратовской области.
В 1986 году окончил Саратовский институт механизации сельского хозяйства им. М. И. Калинина, факультет организации и технологии ремонта машин, по специальности «инженер-механик». В конце 80-х годов — аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент института.
В 1990 году избран депутатом Саратовского городского совета.
В 1992 году назначен управляющим делами, заместителем главы администрации Саратова.
В 1993 году перешел на работу в Поволжский кадровый центр (с 1995 года — Поволжская академия государственной службы).
В 1994 году избран депутатом Саратовской областной Думы, заместителем председателя Саратовской областной Думы.
С апреля 1996 года — вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Саратовской области.
В декабре 1999 года избран депутатом Государственной Думы третьего созыва.
В сентябре 2001 года возглавил фракцию «Отечество — Вся Россия».
В декабре 2003 года избран депутатом Государственной Думы четвертого созыва по Балаковскому одномандатному избирательному округу (Саратовская область).
В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы пятого созыва от Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
С 2003 по 2010 год — заместитель Председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
С 2005 по 2010 год — секретарь президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
В октябре 2010 года назначен заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства.
С 27 декабря 2011 года — первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
В сентябре 2016 года избран депутатом Государственной Думы седьмого созыва.
Российская Федерация
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Совет Межпарламентской Ассамблеи
Западу пора подумать о том, как взаимодействовать с побежденной Россией
Введение
Война на Украине, безусловно, идет не по плану президента России Владимира Командованию в Москве пришлось выдержать восемь месяцев упорных боев. Непокорная Украина твердо настроена на то, чтобы победить агрессию, а объединенный (намного выше расчетов России) Запад твердо намерен поддерживать Киев на всем пути. Контуры украинской победы стали различимы сквозь пресловутый туман войны, но масштаб, время и резонанс поражения России остаются неясными.
Здесь работает предположение, что поражение России может наступить внезапно и быстро развернуться.
В этом анализе делается попытка наметить траекторию этого предстоящего поражения, которое позволит избежать катастрофического краха самодержавного режима России и распада этого глубоко обеспокоенного государства. Такой исход путинской войны чрезвычайно плохого выбора вполне возможен — исторический прецедент большевистской революции 1917–1918 годов остается информативным, — но вызов воображаемой катастрофы вряд ли является достойным интеллектуальным упражнением. Рабочее предположение здесь состоит в том, что поражение России может наступить внезапно и развернуться быстро (что не означает, что так оно и будет), и что этот процесс будет сопряжен с вызовами и рисками, которые будут иными и более интенсивными, чем те, которые присущи процессу медленного грядущее поражение в затяжной и по сути безвыигрышной войне. А sine qua non в этом предложении — отстранение Путина от власти, что может показаться невероятным, пока оно не произойдет на самом деле.
В конце лета 2022 года большинство западных прогнозов было о затяжной войне на истощение, что позволило отложить обсуждение послевоенных рисков на месяцы, если не на годы. К концу сентября череда украинских контрнаступательных операций свернула это ленивое мышление, но новая пауза на ключевых полях сражений с середины октября вернула его. Пропагандисты и основные эксперты в Москве по-прежнему утверждают готовность России одержать победу в затяжной войне, но этот аргумент относится к области информационной войны и подрывается проницательными оценками, демонстрирующими снижение боеспособности армии и деградацию оборонно-промышленного комплекса России. Преобладающей темой сейчас является оценка вариантов ядерной эскалации, но этот анализ будет держаться подальше от этой территории немыслимого, предполагая — как это делают некоторые трезвые российские ученые — что любое первое применение ядерного оружия станет для России катастрофой. 1
Ход войны явно изменился. Двойственное решение Путина отдать приказ о частичной мобилизации (которая неизбежно плохо организована) и об аннексии четырех украинских областей (из которых российские войска изгоняются деревня за деревней) не могут изменить эту динамику. Каждая квадратная миля, освобожденная воодушевленными украинскими батальонами, означает очередное нарушение запутанной территориальной целостности России, скомпрометированной тем фактом, что она присоединила к себе территории, неподконтрольные ей. А это значит, что возможности и риски, присущие болезненной расплате Москвы с реальностью провала своей судьбоносной «спецоперации», должны быть рассмотрены безотлагательно.
Херсон имеет большое значение для Москвы
Планирование хода поражения России требует здравого смысла стратегической предусмотрительности, а не длинного воображения. Тем не менее, среди множества причин этого фиаско решающее влияние оказали кинетические взаимодействия на нескольких украинских полях сражений. Впечатляющий прорыв под Балаклеей и изгнание российских войск из Харьковской области стали шоком для западных сторонников патовой ситуации и для военных планировщиков в Москве, но не удивили тех стратегов, которые следили за уменьшающимся потенциалом и снижением боевой дух русских войск и предсказывал, что разгром наступит постепенно, а затем внезапно. Российские власти могли объяснить ту катастрофу «перегруппировкой», даже если «патриотичные» блогеры кричали о хаосе, а очередное отступление с Лимана было представлено как «спланированный маневр» (к еще более громкому протесту), но по крайней мере опасного окружения удалось избежать.
Однако продолжающаяся битва за Херсон может привести к стратегической неудаче гораздо большего масштаба. Президент Украины Владимир Зеленский заявил о намерении освободить этот город в июле, а в августе началась череда украинских атак, но было достигнуто лишь несколько тактических успехов. Российское командование решило ввести подкрепления на эту уязвимую позицию к западу от Днепра — в ретроспективе это решение можно признать крупной стратегической ошибкой, обусловленной приказом Путина сохранить контроль над символически важным Херсоном. Используя недавно предоставленные США мобильные реактивные установки M142 HIMARS, украинские силы неоднократно наносили удары по трем мостам через Днепр и фактически препятствовали доставке припасов 25-тысячной российской группировке. Деградировавшие российские войска отступили под новыми мощными украинскими атаками в начале октября, а новоназначенный командующий «спецоперацией» российский генерал Сергей Суровикин рассказал о «трудных решениях» при отдаче приказа об эвакуации установленной Россией Херсонской администрации. Оборона Херсона была усилена недавно мобилизованной российской пехотой, но их боевой дух остается таким же низким, как и их припасы, поэтому тактический прорыв украинцев может привести к бегству — и, в отличие от Изюма, у доведенных до отчаяния российских батальонов нет пути к отступлению.
Кремль не сможет ни скрыть, ни объяснить эту катастрофу, ни ответить — как это было после взрыва на Керченском мосту — волной ракетных ударов просто потому, что запасы Калибров и Искандеров уже низко. Еще в июле уход из Херсона можно было компенсировать новым наступлением на Донбассе. Но в конце октября этот натиск, проводимый преимущественно наемниками «Вагнера» в связи с истощением регулярных батальонно-тактических групп (БТГ), представляется бесполезным и бессмысленным. 2 Частичная мобилизация, объявленная Путиным, не может дать эффективных подкреплений для стабилизации оборонительных рубежей, а также не может поставить современную военную технику для вновь формируемых частей. Мобилизация вызвала в российском обществе глубокий шок, усиленный восприятием того, что каждая тактическая неудача теперь равносильна потере российской территории, поскольку Путин поторопился с аннексией не только Донецкой и Луганской квазиреспублик, но и Херсонской и Запорожская область.
Режим Путина и его позиция незаменимого лидера могут показаться незыблемыми. Тем не менее, многочисленные трещины в этом монолите открылись и наверняка расширятся под воздействием херсонского поражения, что, вполне возможно, приведет к резкому обрушению. Широко распространенное социальное недовольство лежит в основе разногласий среди российских элит. В этой турбулентной ситуации любой спусковой крючок — мелкий мятеж в деморализованной БТГ, всплеск протестов в охваченном рецессией регионе или техническая авария на плохо обслуживаемом месторождении — мог спровоцировать внезапный, но неудержимый политический кризис в Москве. «Боевые ястребы» могут приветствовать и даже способствовать свержению Путина, но их требования тотальной мобилизации не имеют ни экономической основы, ни общественной поддержки, так что у банды узурпаторов не возникнет никаких опасений по поводу того, что они вырезают их, чтобы найти выход из ситуации. ускоряя катастрофу, обвиняя в ней посланного «царя». Каким бы фантастическим ни казался этот сценарий, он опирается на множество прецедентов в истории России, иллюстрируя конкретные способы устранения бредового автократа, превратившего себя в огромную проблему. Существенным в уходе Путина, который может произойти не только очень внезапно, но и довольно скоро, является то, что он является ключевым условием данного анализа, поскольку он твердо взял курс, ведущий Россию к катастрофе.
Ядерные средства в личных целях
Переложить вину за неудавшуюся «спецоперацию» прямо и исключительно на плечи Путина (убедившись, что никто из его прихвостней не возражает) может показаться легким выходом из безвыходного положения России для его немедленного преемники. Этот трюк, однако, потребует много материальных доказательств их готовности закончить войну. Сразу же доступный козырь — Запорожская атомная электростанция, которая в течение нескольких месяцев остается серьезной проблемой безопасности для Европы. Соглашение о выводе российских войск из этого района (отмена указа Путина об присвоении завода) может стать первым шагом в череде территориальных уступок. Это могло бы также проложить путь к возобновлению переговоров с Соединенными Штатами по вопросам стратегической стабильности и к открытию новых перспектив контроля над ядерными вооружениями.
Такие переговоры традиционно служили Кремлю ключевым средством поддержания ключевого международного статуса России. У нового руководства есть веские основания ожидать сильного интереса США к замене нового договора СНВ 2010 г., продленного в 2021 г., но срок действия которого истекает в 2026 г. 3 оружия и отдачи от огромных инвестиций в модернизацию стратегической триады с начала 2010-х годов, поскольку варианты ядерной эскалации в качестве крайней меры, чтобы сломать модель неудач в Украине, были (по крайней мере, на момент написания этой статьи) переоценены и отброшены. Преемники Путина могут принять решение отменить некоторые из его любимых проектов, таких как крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» или подводный ядерный беспилотник «Посейдон», которые далеки от завершения и сопряжены со сверхвысоким риском во время испытаний. Такие шаги могли бы устранить серьезные препятствия для быстрого прогресса в переговорах о стратегической стабильности с Соединенными Штатами, но более сложная проблема увязки сокращения наступательных потенциалов с ограничениями по противоракетной обороне потребует от Москвы дальнейших уступок.
Часть российского ядерного арсенала, которая привлекла беспрецедентное внимание и беспокойство Запада во время войны на Украине, — это нестратегические боеголовки, по которым нет достоверных данных.
Часть российского ядерного арсенала, которая привлекла беспрецедентное внимание и беспокойство Запада во время войны на Украине, — это нестратегические боеголовки, по которым нет достоверных данных. Новое руководство может попытаться объявить о каких-то односторонних сокращениях по примеру Президентских ядерных инициатив (1991), но эффективность таких шагов зависит от доверия, существовавшего между бывшим президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым и бывшим президентом США Джорджем Бушем-старшим. Буша, но в заключительной фазе войны на Украине его будет не хватать. Одним из самых сильных стимулов для российских элит, которые будут бороться за сохранение и разделение власти после ухода Путина, будет являться отмена персональных санкций. Этот стимул может подтолкнуть их к нарушению табу на прозрачность в отношении запасов ядерного оружия.
Беларусь вырывается на свободу
Военное поражение России в Херсоне и череда политических отступлений, которые придется предпринять постпутинскому руководству, неизбежно повлияют на политическую ситуацию в Беларуси и ослабят власть белорусского президента Александра Лукашенко. Лукашенко пока удавалось сопротивляться давлению с целью прямого участия во вторжении на Украину, но февральская наступательная операция российской группировки войск на Киев с территории Беларуси неизбежно сделала это государство стороной агрессии с должным образом введенным санкционным режимом. После провала этого блицкриг , большая часть российских войск была выведена из Беларуси, но угроза нового нападения, возможно, с участием белорусской армии, сохраняется.
Связанные книги
Подавление массовых протестов летом 2020 года оставило режиму Лукашенко ненадежную внутреннюю базу поддержки. Хотя оппозиция находится в заключении или изгнана, она хорошо организована вокруг руководства Светланы Тихановской и продолжает подготовку к новому восстанию. Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что два года назад Путин был готов осуществить полномасштабную интервенцию, чтобы спасти союзного диктатора, попавшего в беду, но возможности белорусских военных (а также ОМОН) для такого принуждения к диктаторскому режиму порядок теперь исчерпан и не может быть восстановлен. Лукашенко выскользнул из большего количества политических кризисов, чем большинство автократов, но он обнаружил, что полностью зависит от доброй воли Путина (которой никогда не было в изобилии), и возможный уход этого коллеги за два десятилетия торгов и препирательств ставит его в безнадежный угол. .
Важным отличием возможной новой вспышки протестов в Беларуси от мирных массовых выступлений 2020 года является то, что два года назад враждебности к России практически не было. Сегодня война существенно изменила общественные настроения в Беларуси. Крах режима Лукашенко, даже если он будет инициирован его приспешниками, должен усилить зрелое и решительное гражданское общество и вскоре привести к созданию однозначно проевропейского правительства, у которого не будет особых сомнений по поводу разрыва уз договора о союзном государстве с Россией. Потеря ближайшего союзника может вызвать новый спазм лидерского кризиса в России, и перетасованной верхушке придется еще раз переоценить имеющиеся варианты, придя к тому же неизбежному выводу о необходимости смягчения конфронтации с Западом. Неохотное, но неизбежное решение отменить сентябрьскую аннексию, которая, в отличие от аннексии Крыма в 2014 году, оставила российское общество равнодушным и сбитым с толку, и отвести силы на позиции, существовавшие до 24 февраля, может привести к стабильному прекращению огня с Украиной и открытые добросовестные мирные переговоры.
Беспорядки возвращаются на Кавказ
Беларусь может быть самым слабым звеном в геополитическом периметре России. Но череда украинских побед могла отразиться и на Кавказе, который испытал цепную реакцию насильственных конфликтов в начале 1990-х годов, но впоследствии был «умиротворен» российскими силовыми проекциями в различных формах, включая войну с Грузией в августе 2008 года. Серьезное истощение военной мощи России и признание этой слабости различными конфликтологами могут спровоцировать новую волну нестабильности в регионе, где подавленные, а не устраненные источники напряженности, как правило, вырываются на свободу. Внезапное нападение сил Азербайджана на несколько армянских пограничных постов и баз в середине сентября — лишь одно из проявлений этой тенденции, и обращение Армении за помощью к России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) предсказуемо оказалось напрасным. Азербайджан находится в идеальном положении, чтобы извлечь выгоду из своей победы в войне осенью 2020 года и установить полный контроль над Нагорным Карабахом, а России придется свернуть свою небольшую миротворческую операцию. 4
Один из самых опасных вызовов территориальной целостности России созревает на Северном Кавказе, где Рамзан Кадыров, жестокий правитель Чечни, стал откровенным лидером «партии войны» в тайных политических интригах Москвы. Назвав себя «пехотинцем» Путина, Кадыров отправил несколько батальонов военизированных формирований воевать на Украине, но уход Путина может изменить его устремления и поставить под угрозу расчеты. У него нет интереса к Украине и заклятых политических врагов в Москве (которая вполне может возглавить банду преемников Путина), но его не столь уж скрытое стремление состоит в том, чтобы сделать Чечню самостоятельным сильным игроком, чтобы он мог вновь разжечь конфликт. причина независимости. Новое руководство в Москве будет не в состоянии вести третью чеченскую войну, но оно может попытаться пресечь активы и сети Кадырова, что может привести к острому личному и жестокому конфликту.
Россия не имеет ни полномочий, ни возможностей для роли силовика на неспокойном Кавказе, и эти проблемы могут побудить руководство в Москве признать поражение на Украине и уйти с Донбасса, цепляясь только за Крым как за последнюю линию политического защита.
Грузия, взявшая на себя очень осторожный курс в украинской войне, может стать еще одним очагом конфликта, поскольку прозападные группировки на ее фрагментированной политической арене ободряются неудачами России, а огромный приток российских беженцев с конца сентября добавляет бытовых беспорядков. Августовская война 2008 г. оставила болезненное наследие, и предложение восстановить контроль над сепаратистскими провинциями Южная Осетия и Абхазия (которые Россия признает в качестве «независимых государств») вызывает большой общественный резонанс. Легитимность этого дела подкрепляется международным остракизмом Донецкой и Луганской квазиреспублик и всеобщим неприятием путинской аннексии. Сокращение российских гарнизонов делает Южную Осетию беззащитной, а Северная Осетия может не захотеть подняться на защиту своих этнических сородичей (из которых, возможно, только около 30 000 все еще проживают на дальнем склоне гор). Абхазия — более сложный случай. Москва может решить, что морские курорты не стоят борьбы, но Кадыров может решить возродить наследие чеченского боевика Шамиля Басаева и направить туда свои батальоны, а Турция может решить бросить вызов этому индивидуалисту и поддержать восстановление территориальной целостности Грузии. . У России нет ни полномочий, ни возможностей для роли силовика на неспокойном Кавказе (даже внутри своих границ), и эти неприятности могут побудить руководство в Москве признать поражение на Украине и уйти с Донбасса, цепляясь только за Крым как за Последняя линия политической обороны.
Китай недоволен, но не имеет значения
Несмотря на свою известность на мировой арене, Пекин не смог оказать существенного влияния на ход войны на Украине и вряд ли окажет какое-либо существенное влияние на ее исход. Китай явно не хотел этой войны. Путин, находясь с визитом в Пекине на открытии Олимпийских игр, видимо, не информировал председателя КНР Си Цзиньпина однозначно о своем плане нападения, так что провозглашенная «дружба без границ» действительно упиралась в очень жесткие рамки в вопросе несколько недель. Давая политическое благословение и некоторое пропагандистское освещение ведения войны Россией, Китай воздерживался от оказания какой-либо материальной поддержки и нарушения режима санкций. Оно делало лишь символические жесты по совершенствованию военного сотрудничества, тщательно просчитывая глубину снижения российских возможностей на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. 5
Сидеть на заборе, хотя внешне мудрая и действительно традиционная китайская политика оставляет Пекину проблему управления последствиями поражения России, исхода, которого он хотел бы даже меньше, чем предсказуемое, но все же шокирующее начало войны . Желание Путина разрушить ориентированный на Запад и контролируемый США мировой порядок было слишком далеко для Китая, который получил большую выгоду от этой глобализации. Тем не менее, каждый шаг, который Россия делает вниз по лестнице деэскалации и от конфронтации с Западом, как описано выше, будет означать неудачу для Китая, которому необходимо будет переоценить совокупную силу союзов США. Преемникам Путина имело бы смысл обозначить готовность к возобновлению переговоров с Японией по спору о Южных Курилах, и такой полушаг неизбежно усилил бы подозрения в Пекине. Российско-китайское стратегическое партнерство, скорее всего, выживет, поскольку оно основано на взаимовыгодном экономическом потоке углеводородов и других товаров (правда, не так уж много услуг), если только Пекин не поддастся искушению воспользоваться слабостью своего ключевого партнера и пожинать плоды. некоторые ощутимые плоды (например, территориальные уступки) от его поражения.
В этом уменьшенном будущем партнерстве будет отсутствовать один ключевой параметр: личные связи между Путиным и Си, которые вряд ли можно назвать «дружбой», чувство, совершенно чуждое обоим упрямым автократам, но все же составляющее важный положительный момент. водитель в исторически непростых отношениях. Си упустил возможность предостеречь Путина от рокового вторжения, и он, возможно, не сможет предотвратить падение Путина. Ни у кого из нескольких десятков возможных преемников Путина нет хороших отношений с Пекином. Их главные устремления, сосредоточенные на восстановлении доступа к незаконно нажитым активам, замороженным западными санкциями, вряд ли вызовут симпатию у китайской элиты, которая только что вновь заявила о своей далеко не искренней приверженности антикоррупционной кампании в Китайской коммунистической партии. XX съезд партии.
Представление о неуместности Китая может показаться ошеломляющим, учитывая огромный вес этой растущей (пусть и не такой быстрой) силы в мировых делах. Но для того, чтобы повлиять на траекторию украинской войны, от ее шокирующего начала до постепенного позорного конца, он может оказаться именно тем, что нужно. Одним из регионов, где интересы Китая могут оказаться под прямой угрозой из-за нестабильности, вызванной фиаско России на Украине, является Центральная Азия, но даже там Пекин, скорее всего, не захочет предпринимать попытки вмешательства, подобного проецированию российской мощи в Казахстане в январе 2022 года. Китайские ученые, планировщики политики, да и лидеры усердно изучали (с добавлением идеологического уклона) драму распада Советского Союза. У них есть веские причины для беспокойства по поводу способности России пережить поражение, но об активной политике предотвращения этого нежелательного исхода, похоже, не может быть и речи.
Заключение
Наметить ход победы Украины в разрушительной войне — гораздо более позитивное интеллектуальное упражнение, чем оценка последствий поражения России, но они обязательно должны сойтись.
Наметить ход победы Украины в разрушительной войне — гораздо более позитивное интеллектуальное упражнение, чем оценка последствий поражения России, но они обязательно должны сойтись. Планирование реконструкции украинского государства уже является практической задачей, и многие политики вскоре будут соревноваться за честь прикрепить свои имена к этой новой редакции плана Маршалла. Разгром русских войск под Изюмом и Лиманом вызвал волну спекуляций о дальнейшем отступлении, а надвигающаяся катастрофа под Херсоном побуждает к дальнейшим полетам стратегического воображения, но анализ борьбы России с интернализацией своего поражения остается недостаточным. Фокус нынешних комментариев сместился с долгой войны на истощение на ядерную эскалацию, должным образом создав богатое меню сценариев полной катастрофы. Возможность такого исхода реальна, как и возможность распада российского государства, что некоторые проукраинские влиятельные лица на Западе даже считают желательным. Некоторые российские эксперты выражают глубокую озабоченность, но другие влиятельные интеллектуалы утверждают, что предстоящее поражение может дать России шанс заново изобрести и активизировать себя как уважаемую и ответственную державу в Европе и динамичной Евразии. 6
Набросать дорожную карту постепенного выхода России из проигранной войны — не приложение оптимистических выдумок, а задача практического значения. На каждом повороте этой ухабистой дороги Запад, неизбежно более разделенный в отношении проблемы отношений с Россией, чем в отношении восстановления Украины, будет иметь возможность предотвратить серьезные крахи и способствовать дальнейшему прогрессу. Отправной точкой в этом позитивном планировании является исчезновение Путина из Кремля. Это ни в коем случае не надуманная идея. Его решение ускорить аннексию украинских территорий и начать мобилизацию не изменило хода войны и не увеличило ее общественную поддержку, а, наоборот, усугубило экономический и политический кризис в России. Бесполезно строить догадки о том, как может произойти переворот и кто сформирует новое коллективное руководство России, но необходимо готовиться к такой кульминации склок среди отчаявшихся и коррумпированных элит уже в ближайшее время. Сдерживание может показаться наиболее подходящей и действительно осуществимой стратегией борьбы с постпутинской Россией, которая останется источником высоких рисков и генератором насильственной нестабильности, но потребуется многоуровневое значимое взаимодействие. Только целеустремленные коллективные усилия могут эффективно предотвратить геополитическую катастрофу, что не может отвечать интересам ни одного из многочисленных соседей и партнеров России.
Новая теория победы России
Рождество станет суровой вехой для украинского народа. Это будет почти ровно десять месяцев с тех пор, как российские войска вошли в их страну, принося разрушения в масштабах, невиданных Европе со времен Второй мировой войны. Десятки тысяч украинцев были убиты. Миллионы покинули свои дома. Большая часть государства потеряла власть, что заставляет Киев беспокоиться о том, что с наступлением зимы многие его граждане замерзнут.
Но Рождество также станет мрачной отметкой для России. Москва планировала короткую победоносную кампанию. Вместо этого Украина преподала ей горький урок современных боевых действий и национальной стойкости. Украинцы неуклонно снижают военную мощь России, нанося ущерб ее силам на поле боя и в районах поддержки. Они подорвали репутацию России как во всем мире, так и в сознании российских солдат, командиров и граждан. Украинцы по возможности избегают методичных боев с большим истощением, но вступают в ближний бой, когда у них есть возможность закрепиться. Все это дало большой эффект. Украина оттеснила Россию от Киева, вернула себе северо-восточную Харьковскую область и освободила часть Донбасса. Совсем недавно он освободил Херсон, единственную провинциальную столицу, которую России удалось захватить.
Однако еще слишком рано сбрасывать со счетов Россию. Президент России Владимир Путин назначил нового военачальника, генерала Сергея Суровикина, чтобы возглавить вторжение, и Суровикин выглядит более жестоким и способным, чем его предшественники. В одном из своих первых действий он начал энергичную и ужасающую воздушную кампанию, которая уничтожила большую часть энергетической инфраструктуры Украины — гражданская тактика, которую он отточил, возглавляя российские войска в Сирии. Суровикин был ответственен за отступление России из Херсона, но в отличие от отхода России из-под Киева или Харькова, Суровикин следил за тем, чтобы это отступление было хорошо организовано и хорошо проведено.
Прибытие Суровикина знаменует собой очередную адаптацию российской стратегии в Украине. Хотя Путин может понимать, что он не сможет взять Киев, российский президент все еще может верить, что он может захватить все четыре области, которые он недавно (и незаконно) аннексировал: Донецкую, Херсонскую, Луганскую и Запорожскую. Суровикин является ответственным исполнителем этих планов. Путин надеется, что по мере затягивания войны и наступления зимы Европа перестанет оказывать Украине большую помощь, чтобы континент мог попытаться восстановить импорт российского газа. Он считает, что это потенциальное уменьшение поддержки проложит путь к новому успешному российскому наступлению. Для проведения такого наступления он рассчитывает, что Суровикин реорганизует вооруженные силы, чтобы они действовали более слаженно, последовательно и более эффективно.
Суровикину будет трудно добиться успеха, учитывая многочисленные проблемы российской армии, такие как изнашивание техники и низкий боевой дух. Но Суровикин работает над объединением военных под своим командованием. Он почти наверняка разрабатывает четко сфокусированные боевые планы, в отличие от прошлых нападений, когда российские войска были рассеяны. Если Киев хочет сохранить преимущество, ему нужно будет предвосхищать стратегию Суровикина, сохраняя при этом поддержку Запада, а это означает продолжение инноваций на поле боя.
ВНИЗ, а НЕ ВЫХОД
Людям, следившим за войной, многое из того, что приготовила Россия на 2023 год, покажется знакомым. Москва, например, продолжит использовать пропаганду агрессии НАТО, чтобы попытаться удержать Китай, Индию и другие в настоящее время нейтральные государства от участия в западных санкциях. Он также будет использовать дезинформацию и дезинформацию, чтобы гарантировать, что собственное население России продолжит поддерживать конфликт. Держать русских в узде будет особенно важно, когда Москва неизбежно проведет дополнительные военные призывы. Даже диктаторы должны обращать внимание на внутреннюю политику.
Точно так же Путин будет поддерживать свою энергетическую войну. Он продолжит лишать Европу газа в надежде, что континент вынудит Киев согласиться на прекращение огня, когда температура понизится. Он также будет поощрять новые атаки на энергоносители Украины. По расчетам Путина, удары России по украинским электростанциям не только заморозят жителей страны, но и будут стоить Украине внешней помощи; иностранные инвесторы ведь вряд ли вернутся в страну при ненадежной власти. Даже если атаки не остановят инвесторов, они все равно обойдутся Киеву с экономической точки зрения, так как остановят экспорт электроэнергии из Украины, начавшийся в июле 2022 года.
Другие элементы российской стратегии будут новыми, и Суровикин играет решающую роль в этих изменениях. Похоже, что генерал стал первым военачальником, которого явно поддерживает Путин, и, согласно недавнему выступлению директора национальной разведки США Аврил Хейнс, российский президент теперь лучше информирован о повседневных операциях вооруженных сил. Если Путин уверен, что информирован лучше, чем до октября, он, скорее всего, обратит свое внимание на многие другие проблемы, с которыми сейчас сталкивается Россия, предоставив Суровикину большую автономию в использовании широкого спектра российских сил на Украине. Суровикин мог бы использовать эту относительную свободу действий, чтобы поставить разрозненные российские военные и наемные группы под более единый контроль. Он уверен, что использует его для лучшей интеграции воздушных и наземных операций России, а также для обеспечения лучшей согласованности между действиями его страны на поле боя и информационными операциями.
Консолидация сама по себе не сделает российские войска действительно боеспособными. Суровикин командует армией, которая страдает от низкого морального духа и продолжает терять людей и лучшее снаряжение. Пока данные свидетельствуют о том, что войска, мобилизованные Россией для замены убитых и раненых, не проходят той серьезной подготовки, которая необходима им для достижения успеха. По крайней мере, зимой Суровикин будет обороняться, делая все возможное, чтобы сохранить свои силы перед лицом продолжающихся украинских атак.
Суровикин кажется первым военачальником, которого явно поддерживает Путин.
Но он начнет готовить войска России к новым операциям. Суровикин, например, будет работать над восстановлением потрепанных частей, перебрасывая в Украину десятки тысяч новомобилизованных военнослужащих. Если (и почти наверняка когда) эти войска окажутся некачественными, он может заняться улучшением подготовки еще в России. Он попытается воспользоваться продолжающейся в России промышленной мобилизацией, чтобы приобрести больше оружия лучшего качества. Он также установит системы для защиты ключевых маршрутов снабжения, построит более устойчивую логистическую сеть и создаст запасы боеприпасов и припасов для будущих наступательных операций.
Суровикин, вероятно, будет более дотошным в планировании и проведении атак. Он будет стремиться обеспечить согласованность сил России на поле боя и улучшить тактику своей страны, чтобы избежать зачастую разрозненных и нескоординированных подходов своих предшественников. И генерал будет продолжать работать над тем, чтобы Украине было труднее продвигаться вперед. Суровикин, например, продолжит свою кампанию против украинской инфраструктуры, тактику, которая отвлекает как украинские, так и западные ресурсы от наступательных операций Киева. (Забастовки также служат пропагандой для внутренней российской аудитории, как бы мерзко это ни звучало.) У таких забастовок мало недостатков для России; они являются асимметричным преимуществом. Как недавно заметил историк Лоуренс Фридман, Украина не имеет возможности аналогичным образом разрушить инфраструктуру в России, несмотря на украинские удары по российским авиабазам. «Украинцы побеждают на поле боя, — писал он, — но они не могут нанести ответный удар русским на таком стратегическом уровне».
Суровикин, вероятно, будет стремиться выполнять больше миссий «экономии силы»: военные действия, в которых одна сторона пытается обмануть своего врага таким образом, чтобы вынудить его тратить большое количество солдат на непродуктивные задачи. Россия, например, разместила небольшие контингенты солдат в Беларуси, чтобы вынудить Украину держать более крупные контингенты вокруг Киева, лишив украинские вооруженные силы войск, которые они могли бы использовать в других местах. Суровикин, вероятно, проведет больше таких мероприятий, чтобы дать своим военным больше шансов на успех, когда он планирует свои следующие шаги. Если Россия не будет полностью разгромлена, Суровикин захочет начать наступательные наземные операции, которые, если они будут завершены, отдадут России все или большую часть провинций, аннексированных Путиным.
Генерал, конечно же, знает, что Украина может снова попытаться вернуть утраченные территории. В результате он уже приказывает военным построить больше оборонительных позиций на территории, контролируемой Россией. Суровикин также, вероятно, будет вести политическую деятельность по «русификации» оккупированных Россией частей Украины. Этот процесс будет напоминать то, что Россия сделала в Херсоне: перевод местной экономики с украинской гривны на рубль, изменение школьной программы и отвратительная практика кражи украинских детей и отправки их в Россию на усыновление. Будут ли они более эффективными в будущем, чем это было в Херсоне, еще неизвестно.
ДВИЖЕНИЯ И КОНТРДВИЖЕНИЯ
Прямо сейчас украинские военные по-прежнему имеют преимущество. В отличие от начала войны, именно украинские лидеры решают, где и когда вести бои. Они определяют, как будут проводиться боевые кампании. У них есть импульс, и они не хотят отказываться от него. Но это не означает, что инициатива останется за Украиной на неопределенный срок. Чтобы оставаться на вершине, украинцам нужно понять, а затем подорвать планы Путина и Суровикина.
Во-первых, это означает, что Киев должен продолжать противостоять информационной войне России. Москва старается убедить европейцев в том, что их растущие счета за отопление вызваны поддержкой их странами Украины, надеясь, что ей удастся убедить эти государства в том, что затраты того не стоят. Он также пытается подорвать поддержку Вашингтона, подпитывая партизанские отряды Соединенных Штатов. Если Кремлю удастся оттолкнуть страны НАТО от поддержки Киева, это может оказаться разрушительным: для Украины военная и экономическая поддержка со стороны Соединенных Штатов и Европы была необходима для успеха на поле боя.
Президент Украины Владимир Зеленский и его умная команда работают над сообщениями, направленными на поддержание симпатий международного сообщества. Но им также необходимо, чтобы война была на первых полосах западных газет и в центре внимания Запада. И лучший способ добиться этого — сделать то, что Украина делала последние шесть месяцев: победить. Чем больше побед сможет указать Киев, тем больше финансирования и оружия он получит от Запада (а не призывов к переговорам).
Киев может победить даже возродившуюся российскую армию.
Но чтобы сохранить успех, военная стратегия Украины должна развиваться. Он должен будет предвидеть и победить действия Суровикина на поле боя. Для этого страна, скорее всего, усилит наблюдение за линиями фронта, логистическими центрами и командными центрами России, что может помочь выявить слабые места, которые она может использовать. Украина также должна расширить свою программу отправки солдат и младших военачальников в Европу для более интенсивной подготовки, чтобы сделать свои и без того превосходящие войска еще лучше, чем мобилизованные в России. И Украине нужно будет продолжать искать способы ослабить российские возможности, которые помогут осуществить вторжение, включая российские логистические, транспортные и командные центры. Украина недавно атаковала две российские авиабазы в более чем 400 милях от Украины — удары, которые она, вероятно, захочет повторить. Такие глубокие атаки психологически воздействуют на россиян, влияют на внутриполитическое положение Путина и ставят Россию перед стратегической дилеммой: как сопоставить свои военные усилия на Украине с защитой своих баз.
Выполняя эти шаги, украинские лидеры и планировщики могут помочь предотвратить появление более энергичных, интегрированных и изобретательных российских вооруженных сил. И если Украина сможет продолжать побеждать на поле боя, Киев может попытаться изолировать и, возможно, даже захватить весь Донбасс и Крым. Восстановление обеих территорий является заявленной целью украинского правительства. Но успешное проникновение на эти территории окажется очень сложной задачей. Взятие Крыма будет особенно сложной задачей, поскольку Украине потребуется провести новые виды военно-морских операций, чтобы помешать мощному Черноморскому флоту России нанести удар по украинским войскам, когда они пересекают полуостров. Украинцам придется одновременно координировать десантные, воздушно-десантные, наземные и другие операции. Эта задача хоть и не является непреодолимой, но трудной. И некоторые западные правительства могут рассматривать кампанию за Крым как выходящую за рамки того, что они обещали поддержать, даже несмотря на то, что полуостров юридически остается частью Украины, и Зеленский постоянно телеграфировал о своем намерении вернуть его.
Но предстоит пройти долгий путь, прежде чем Украина достигнет точки, когда она сможет вторгнуться в Крым. Прямо сейчас у него есть более насущные кризисы и проблемы. Стране, например, нужно найти способы быстро реконструировать и укрепить свои электро- и теплосети перед лицом непрекращающихся атак России, в том числе за счет большей помощи Запада. (Обещание Госдепартамента США направить энергетическое оборудование на сумму более 53 миллионов долларов поможет.) Киеву также необходимо будет тщательно продумать, как ему следует последовательность и приоритетность своих наземных, воздушных и информационных операций в 2023 году, подобно тому, как он организовывал свои контрнаступления.