Соборы кельна: Храмы, соборы, мечети Кёльна, Германия — Туристер.Ру

Кельнский собор — храм, который принадлежит сам себе – DW – 14.10.2020

Фото: DW / Nelioubin

Туризм

Максим Нелюбин

140 лет назад, 15 октября 1880 года, было официально завершено возведение Кельнского собора. Строительство этого храма продолжалось более шести столетий, включая долгий перерыв.

https://p.dw.com/p/N1IC

Реклама

Около Кельнского собора почти всегда дует ветер, даже когда вокруг — абсолютный штиль. Воздушные потоки, натыкаясь здесь на 157-метровые готические башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних романских церквей Кельна, словно застывших вокруг него в вечном хороводе. Самая видная из них — Большой Святой Мартин на берегу Рейна в Старом городе. На момент окончания строительства в 1880 году, длившегося более шести столетий, он несколько лет был самым высоким сооружением в мире, позже уступив этот рекорд своего времени американскому Монументу Джорджа Вашингтона.

Сейчас ежегодно в Кельнском соборе бывает около шести миллионов туристов со всего мира, то есть в среднем — более полутора десятка тысяч ежедневно. Он является самой посещаемой архитектурной достопримечательностью Германии и включен в список Всемирного наследия. Когда и почему решили построить здесь этот храм, до сих пор поражающий воображение своими масштабами?

В Средние века Кельн считался одним из самых великолепных городов Западной Европы. Он был центром деловой активности, где пересекались потоки товаров, перевозимых по Рейну и по суше. Здесь можно было найти почти все, что где-либо производилось и что могло служить для обмена и продажи. Город входил в Ганзейский союз и мог позволить себе возвести такую большую церковь, но одного этого для возникновения столь грандиозных планов было все же недостаточно.

Фотогалерея: Самая посещаемая достопримечательность Германии 

В середине XIII века практически все значительные церкви Кельна были отстроены заново в романском стиле. Лишь тогдашний собор сохранял черты эпохи поздних Каролингов. Он находился на месте более ранних церквей и предшествовавшего им храма Меркурия Августа, построенного примерно в 50 году нашей эры основателями города — древними римлянами. В начале IV века в период быстрого распространения христианства первый известный по имени кельнский епископ Святой Матернус распорядился соорудить на территории римского храма баптистерий — небольшую церковь для проведения обрядов крещения.

Примерно через пять столетий в начале IX века здесь заложили новую трехнефную базилику, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Этот кельнский храм был освящен в 870 году. Позже к нему добавили еще два боковых нефа. В свою очередь, фундамент нынешнего готического собора был заложен на этом месте 15 августа 1248 года. В середине XII века из Милана в Кельн были перевезены мощи трех волхвов или королей, как их называют католики и протестанты, которые первыми пришли с дарами к новорожденному младенцу Христу. Естественно, что для хранения этих священных реликвий, а также для приема многочисленных паломников необходимо было соорудить достойное здание.

Романский стиль и готика

Новый собор начали строить не в романском стиле, распространенном тогда в Германии, а в новом — готическом. Неясно, что побудило первого зодчего собора — мастера Герхарда обратиться именно к французской готике, тем не менее, совершенно очевидно, что за образец он взял собор в Амьене. Отметим, что само название готического стиля появилось гораздо позже — после того, как известный историк искусства Джорджо Вазари, живший в эпоху Ренессанса, пренебрежительно назвал средневековое зодчество архитектурой готов, то есть германских варваров.

Реализация столь масштабного проекта требовала больших финансовых средств, поэтому стройка затянулась, а в середине XVI века вообще была остановлена. В Европе уже наступила эпоха Просвещения. Незавершенный готический храм по новым тогдашним временам выглядел безнадежно старомодным. Так он простоял еще триста с лишним лет. Середина храма отсутствовала, но алтарная часть была готова и освящена, в ней проводились службы.

Деревянный кран, последний раз поднявший груз на недостроенную Южную башню в 1560 году, так и продолжил стоять на ней без дела и постепенно превратился в один из городских символов. Он вошел в историю, оставшись на многочисленных гравюрах и картинах. Лишь в 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV) и кардинал Иоганнес фон Гейсель (Johannes von Geissel) второй раз в истории собора заложили его… первый камень — на той самой недостроенной башне.

Немалую роль в том, что строительство возобновилось, сыграли представители немецкого романтизма. Эпоха романтизма пробудила в Германии интерес ко всему средневековому. В моду вошло восстановление развалин и воспевание древних красот в литературе и живописи. Одним из главных сторонников идеи был кельнский искусствовед и коллекционер Сюльпи Буасере (Sulpiz Boisserée). Считается, что именно он убедил прусского короля финансировать завершение собора.

Фотогалерея: Золотой реликварий трех волхвов и другие достопримечательности Кельнского собора

Примерно за 20 лет до этого — в 1823 году в Кельне вновь создали соборную строительную артель (нем. Dombauhütte), которая занялась самыми необходимыми ремонтными работами. Недостроенный храм сильно пострадал в годы французской оккупации, как, впрочем, многие церкви или монастыри, закрытые и распущенные наполеоновскими властями. Собор французы деградировали до статуса приходской церкви. Архиепископское управление вообще перенесли в Ахен. Некоторое время в соборе размещался лазарет для австрийских солдат, которые сожгли в печах почти всю деревянную обстановку и резные украшения.

Видные представители немецкого романтизма входили в ближний круг будущего прусского короля Фридриха Вильгельма IV, когда он был еще кронпринцем. Уже в 1814 году они начали убеждать его в необходимости такого проекта — сразу после случайной находки оригинальных строительных планов, изготовленных преемником и помощником первого соборного зодчего через 32 года после закладки первого камня. Часть планов обнаружил плотницкий подмастерье во время ремонта чердака гостиницы в Дармштадте. Через два года еще несколько листов нашли в Париже. В какой-то момент они попали к придворному архитектору прусского двора, который тоже вынашивал идею достроить готический памятник.

Эстетические порывы немецких романтиков не были единственной причиной, убедившей монарха. Имелся и политический резон. Протестантские прусские власти решили завершить постройку католического храма, чтобы продемонстрировать недоверчивым рейнским католикам (область после поражения Наполеона отошла к Пруссии) свои добрые намерения и религиозную терпимость.

Только на достройку обеих башен собора ушло в общей сложности и в переводе на современные деньги около миллиарда евро. Две трети средств собрали с помощью специальной лотереи. Оставшаяся часть поступила из прусской казны.

Национальный символ

При всей религиозной терпимости со стороны прусского престола, отношения между королем-протестантом и кельнскими католическими иерархами были напряженными. Фридрих Вильгельм IV не хотел делать им такой подарок, а собор считал не только религиозным, но и новым национальным символом — символом объединения немецких земель. Он прибег к законодательным уловкам и в качестве владельца достроенного Кельнского собора в городском земельном кадастре был записан… сам Кельнский собор.

В 1842 году простоявший несколько веков без дела деревянный кран на недостроенной Южной башне снова заработал. Без особых проблем. Помимо кельнского архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера (Ernst Friedrich Zwirner) в работе над проектами оформления фасадов участвовал один из самых знаменитых немецких архитекторов той эпохи Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel), а также лично прусский король.

В 1880 году, то есть через 632 года после закладки фундамента, строительство собора было завершено. Впрочем, строительные работы в соборе продолжаются постоянно. В Кельне даже существует поверье, что, как только собор будет завершен, наступит конец света.

Смотрите также: 
Всемирное наследие в Германии

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Выставки ГерманииНемецкие замкиДостопримечательности Северного Рейна — ВестфалииКельнМонастыри в ГерманииРоманика в ГерманииБоннХрамы в ГерманииИндустриальные памятники в ГерманииНемецкий фахверкГотика в ГерманииВсемирное наследие ЮНЕСКОПамятники архитектуры в ГерманииБарокко в ГерманииМузеи в ГерманииДворцы в ГерманииАхенский соборТуризм в ГерманииПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Не только Собор: Via Sacra и романские церкви Кёльна

Уникальный ансамбль из 12 романских церквей в Кёльне был построен в XI-XIII веках на месте разрушенных базилик времен поздней Античности. Церкви символически окаймляют знаменитый Кёльнский собор и принадлежат к самым значительным религиозным памятникам средневековой Европы. Каждая их них – это архитектурная жемчужина, которая сочетает уцелевшую старину и восстановленные элементы. Во время Второй мировой войны они все пострадали – в большей или меньшей степени. Их реконструкция была завершена лишь к 1985 году, а связавший их маршрут стал называться Via Sacra – «священная дорога».

Одна из самых красивых и уж точно самая любимая туристами и местными жителями – церковь Святой Девы Марии в Капитолии. 100 метров в длину и 40 в ширину: это самая большая из всех романских церквей Кёльна с богатым внутренним убранством, потрясающими витражами и уникальной готической кафедрой. Церковь до сих пор считается важным архитектурным памятником времен Франконской династии. Она была построена на фундаменте античного капитолия – отсюда и название. Алтарь освящал Папа Римский Лев IX, и в то время по своему статусу церковь уступала лишь Собору. Ее колокола оповещали жителей о наводнениях и пожарах, а в 1371 году, когда местные власти подавили восстание ткачей, мятежников не казнили – им было позволено добровольно покинуть город за то время, пока будут звонить колокола Святой Марии.

Самая высокая из романских церквей – «Большой Святой Мартин». Высота его башни составляет почти 76 метров. Он был построен на месте римского стадиона и складских сооружений, а затем в течение восьми столетий служил монастырем для бенедиктинцев. В 1945 году, во время бомбардировок, «Мартин» был практически полностью разрушен. После войны начались дискуссии о его восстановлении. Некоторые оппоненты – политики, историки и архитекторы – предлагали сохранить «Большой Мартин» в руинах, как мемориал, подобно берлинской Церкви кайзера Вильгельма. Однако затем все-таки было принято решение о реставрации церкви, и сегодня без ее четырех стройных башен просто немыслима рейнская панорама города.

«Розовая церковь» Девы Марии в Лискирхене отличается своим миниатюрным размером. Ее еще называют «церковью моряков», а при входе можно увидеть скульптуру «мадонны моряков» – покровительницы капитанов и матросов. Это не удивительно, ведь церковь находится рядом с Рейном – основной водной артерией не только региона, но и всей страны. Среди других ее ценностей – фрески, неплохо сохранившиеся с XIII века, которые изображают своеобразный диалог Ветхого и Нового Заветов, а также резная кафедра, искусные витражи и копия створчатого алтаря церковной капеллы, оригинал которого был создан в 1420 году и теперь хранится в Штеделевском музее во Франкфурте.

Церковь Святого Гереона – старейшая церковь Кёльна, ее строительство началось еще при римлянах, в IV веке. Роскошный 10-гранный купол раскинулся в виде шатра с яркими фресками и золотым орнаментом. Согласно легенде Гереон был римским полководцем, который погиб вместе с 318 легионерами за христианскую веру. Внутри церкви на античной колонне есть надпись на латыни: «Верьте мне, здесь многие годы проливалась кровь, если вы здесь не с благими намерениями, я накажу…» Легенда гласит, что именно на этом месте принял смерть Гереон, а каменная колонна после этого стала распознавать добро и зло. Сейчас во дворе церкви ее патрону установлен необычный памятник работы турецкого скульптора Искандера Йедилера – огромная голова в шлеме, отделенная от туловища и уложенная на бок.

Чтобы посмотреть остальные романские церкви Кёльна, центр города можно условно поделить на три части. На самом юге расположилась церковь Святого Северина – она возвышается среди зелени и домов. Внутри нее старейшая кёльнская епископская гробница, концертный орган и колокола, три из которых – сохранившееся литье эпохи барокко, а один – самый маленький – новодел послевоенного времени. К западу от Северина находится церковь Святого Пантелеймона. Она отличается самым богатым внутренним убранством, и в здесь хранятся важные христианские святыни – частицы мощей Николая Чудотворца и Великомученика Пантелеймона.

В центральной части Старого города, чуть ближе к Рейну, можно увидеть церковь Святого Георга. Внешне она не очень примечательна, но ее местоположение – у городской черты – в свое время заставляло храм выполнять функции оборонительного укрепления и стены 5-метровой толщины лишь подтверждают ее военное прошлое.

В самом многолюдном районе Ноймаркт стоит зайти в церковь Святой Цецилии, которая также отличается скромной архитектурой и убранством, однако гордится своим музеем средневекового искусства. А от нее совсем близко до здания Апостольской церкви. Ее отличительные элементы: восьмигранный купол-фонарь, алтарная часть в виде «листа клевера» и росписи кисти современного немецкого витражиста Германа Готтфрида.

К северу от Собора расположились еще три церкви. Базилика Святого Куниберта была построена в конце XIII века и считается самой «молодой» из романских церквей. В ней хранятся мощи святого Куниберта – десятого епископа Кёльна, которые чудом уцелели даже во время военных бомбежек, а также витражи, фигуры и фрески XIII-XV веков. К западу от нее – церковь Святой Урсулы – героини многочисленных преданий, дочери британского короля и мученицы за веру. Церковь легко узнаваема по необычному куполу с красивым шарообразным завершением. Буквально в нескольких шагах от нее – доминиканская церковь Святого Андрея, в которой похоронен Альберт Великий, философ и теолог, причисленный к лику святых и объявленный покровителем ученых.

Каждое лето все эти церкви становятся красивой кулисой «Романского лета» – музыкального фестиваля, программа которого выходит за рамки традиционных классических концертов в городской филармонии. Это и рганная музыка, и оперные арии, и григорианское пение. Здесь можно услышать даже нетипичные для Европы азиатские мелодии.

Дарья Хрущёва

Кельнский собор | История, произведения искусства и факты

Кельнский собор , немецкий Kölner Dom , римско-католическая соборная церковь, расположенная в городе Кёльн, Германия. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе с огромными башнями-близнецами высотой 515 футов (157 метров). Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Посмотрите расследование ученых двух трупов, найденных под Кельнским собором в Германии

Посмотреть все видео к этой статье

Место Кельнского собора было занято христианскими церквями примерно с 4 века. Старый собор был уничтожен пожаром в 1248 году, и сразу после этого начались работы над нынешним собором, спроектированным в готическом стиле в подражание французской церковной архитектуре. Хор был освящен в 1322 г., но строительство продолжалось до 1560 г. (или только до 1520 г., по некоторым источникам). Затем проект застопорился на века, и большой деревянный кран остался стоять на высоте около 184 футов (56 метров) над землей на вершине южной башни. В течение 1790-х годов войска Французской революции заняли Кёльн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах по инициативе Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения неоготики. В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил новый краеугольный камень, и работы по завершению собора возобновились всерьез. Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Рихард Фойгтель осуществили предприятие, руководствуясь архитектурными чертежами, выполненными примерно в 1300 году. Окончательно строительство завершилось в 1880 году9.0007

Подробнее по этой теме

Кельн: Архитектура Кельна

Кельнский собор затмевает своими размерами и величием все другие исторические здания города. Его башни-близнецы возвышаются на 515…

Узнайте, как загрязнение в результате индустриализации в Европе повредило известняк Кельнского собора

Посмотреть все видео к этой статье

На момент завершения строительства Кельнский собор считался самым высоким сооружением в мире. Памятник был готов. Он оставался самым высоким зданием в мире, пока в 189 году его не превзошел Ульмский собор (Германия).0. Кёльнский собор сильно пострадал от авианалетов союзников в 1944 году, но средневековые окна были заранее убраны. К 1948 году хор был восстановлен и снова начал регулярно использоваться, как и остальная часть интерьера к 1956 году. В конце 20 века начались работы по устранению последствий кислотных дождей на каменной кладке.

Художественные сокровища Кёльнского собора многочисленны и разнообразны. Рядом с главным алтарем находится массивный золотой Храм Трех Королей, содержащий, как говорят, реликвии волхвов, посещавших младенца Иисуса. Святыня, шедевр средневековой работы с золотом, была начата известным ювелиром Николаем Верденским в 1182 году, завершена примерно в 1220 году и первоначально установлена ​​в соборе-предшественнике. Запрестольный образ в часовне Леди (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием Поклонение волхвов ( ок. 1445), выполненный Стефаном Лохнером, одним из выдающихся живописцев кельнской школы. Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Более современным по стилю является огромный витраж работы кельнского художника Герхарда Рихтера, завершенный в 2007 году в качестве постоянной замены стекла 19-го века, которое было разрушено во время Второй мировой войны. Окно Рихтера состоит из более чем 11 000 квадратных оконных стекол 72 однотонных цветов, расположенных, казалось бы, случайным образом в многомиллионном окне.

Роберт Льюис

Кёльнский собор — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Начавшееся в 1248 году строительство этого готического шедевра проходило в несколько этапов и не было завершено до 1880 года. Более семи века, его последовательные строители были вдохновлены той же верой и духом абсолютной верности первоначальным планам. Помимо своей исключительной внутренней ценности и художественных шедевров, Кельнский собор свидетельствует о силе и стойкости европейского христианства. Ни один другой собор не был так совершенно задуман, так единообразно и бескомпромиссно исполнен во всех своих частях.

Кельнский собор представляет собой пятинефную базилику в стиле высокой готики (длиной 144,5 м), с выступающим трансептом (шириной 86,25 м) и башенным фасадом (высотой 157,22 м). Высота нефа 43,58 м, боковых нефов 19,80 м. Западная часть, неф и трансепт, начатые в 1330 году, меняют стиль, но это не заметно в здании в целом. Работа XIX века точно следует средневековым формам и техникам, в чем можно убедиться, сравнив ее с оригинальным средневековым планом на пергаменте.

Первоначальные литургические назначения хора в значительной степени все еще сохранились. К ним относятся главный алтарь с огромной монолитной плитой из черного известняка, который считается самым большим в любой христианской церкви, резные дубовые скамьи для хора (1308–1311 гг.), расписные ширмы для хора (1332–1340 гг.), четырнадцать статуй на колонны в хоре (ок. 1300 г.) и большой цикл витражей, крупнейший из существующих циклов окон начала 14 века в Европе. Существует также выдающаяся серия гробниц двенадцати архиепископов между 976 и 1612.

Из многих произведений искусства в соборе следует особо отметить распятие Геро конца X века в часовне Святого Креста, которое было перенесено из дороманского предшественника собора нынешний собор, и Усыпальница волхвов (1180-1225), на хорах, которая является самой большой реликвийной святыней в Европе. Другими художественными шедеврами являются запрестольный образ святой Клары (ок. 1350-1400) в северном приделе, перевезенный сюда в 1811 году из разрушенной монастырской церкви францисканских монахинь, запрестольный образ Городских покровителей работы Стефана Лохнера (ок. 1445) в часовне Богоматери и запрестольный образ св. Агилольфа (ок. 1520 г.) в южном трансепте.

Критерий (i): Кёльнский собор – исключительное произведение человеческого творческого гения.

Критерий (ii): Кёльнский собор строился более шести веков и знаменует собой зенит соборной архитектуры и одновременно её кульминацию.

Критерий (iv): Кёльнский собор является убедительным свидетельством силы и стойкости христианской веры в средневековой и современной Европе.

Целостность

Кельнский собор содержит все элементы, необходимые для выражения Выдающейся универсальной ценности, и имеет соответствующие размеры. Присутствуют все особенности и структуры, чтобы передать его значение как готического шедевра.

Подлинность

Кельнский собор утратил свой первоначальный архитектурный контекст, но в девятнадцатом и двадцатом веках вокруг него был создан городской ансамбль, последним элементом которого является здание нового музея Вальрафа-Рихарца. Форма и дизайн, назначение и функции Кёльнского собора остались неизменными на протяжении столетий строительства. Все работы с 13 по 19го века, был выполнен со скрупулезным соблюдением оригинального дизайна, и эта традиция была продолжена в реконструкции после Второй мировой войны. В этом отношении Кёльнский собор можно считать sui generis , и, следовательно, его подлинность абсолютна.

Требования по охране и управлению

Законы и правила Федеративной Республики Германии и земли Северный Рейн-Вестфалия гарантируют постоянную защиту Кельнского собора и его окрестностей: Собор является памятником архитектуры в соответствии с пунктом 2 и 3 Закона об охране и сохранении памятников земли Северный Рейн-Вестфалия от 11 марта 19 г.