Содержание
Кельнский собор — храм, который принадлежит сам себе – DW – 14.10.2020
Фото: DW / Nelioubin
Туризм
Максим Нелюбин
140 лет назад, 15 октября 1880 года, было официально завершено возведение Кельнского собора. Строительство этого храма продолжалось более шести столетий, включая долгий перерыв.
https://p.dw.com/p/N1IC
Реклама
Около Кельнского собора почти всегда дует ветер, даже когда вокруг — абсолютный штиль. Воздушные потоки, натыкаясь здесь на 157-метровые готические башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних романских церквей Кельна, словно застывших вокруг него в вечном хороводе. Самая видная из них — Большой Святой Мартин на берегу Рейна в Старом городе. На момент окончания строительства в 1880 году, длившегося более шести столетий, он несколько лет был самым высоким сооружением в мире, позже уступив этот рекорд своего времени американскому Монументу Джорджа Вашингтона.
Сейчас ежегодно в Кельнском соборе бывает около шести миллионов туристов со всего мира, то есть в среднем — более полутора десятка тысяч ежедневно. Он является самой посещаемой архитектурной достопримечательностью Германии и включен в список Всемирного наследия. Когда и почему решили построить здесь этот храм, до сих пор поражающий воображение своими масштабами?
В Средние века Кельн считался одним из самых великолепных городов Западной Европы. Он был центром деловой активности, где пересекались потоки товаров, перевозимых по Рейну и по суше. Здесь можно было найти почти все, что где-либо производилось и что могло служить для обмена и продажи. Город входил в Ганзейский союз и мог позволить себе возвести такую большую церковь, но одного этого для возникновения столь грандиозных планов было все же недостаточно.
Фотогалерея: Самая посещаемая достопримечательность Германии
В середине XIII века практически все значительные церкви Кельна были отстроены заново в романском стиле. Лишь тогдашний собор сохранял черты эпохи поздних Каролингов. Он находился на месте более ранних церквей и предшествовавшего им храма Меркурия Августа, построенного примерно в 50 году нашей эры основателями города — древними римлянами. В начале IV века в период быстрого распространения христианства первый известный по имени кельнский епископ Святой Матернус распорядился соорудить на территории римского храма баптистерий — небольшую церковь для проведения обрядов крещения.
Примерно через пять столетий в начале IX века здесь заложили новую трехнефную базилику, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Этот кельнский храм был освящен в 870 году. Позже к нему добавили еще два боковых нефа. В свою очередь, фундамент нынешнего готического собора был заложен на этом месте 15 августа 1248 года. В середине XII века из Милана в Кельн были перевезены мощи трех волхвов или королей, как их называют католики и протестанты, которые первыми пришли с дарами к новорожденному младенцу Христу. Естественно, что для хранения этих священных реликвий, а также для приема многочисленных паломников необходимо было соорудить достойное здание.
Романский стиль и готика
Новый собор начали строить не в романском стиле, распространенном тогда в Германии, а в новом — готическом. Неясно, что побудило первого зодчего собора — мастера Герхарда обратиться именно к французской готике, тем не менее, совершенно очевидно, что за образец он взял собор в Амьене. Отметим, что само название готического стиля появилось гораздо позже — после того, как известный историк искусства Джорджо Вазари, живший в эпоху Ренессанса, пренебрежительно назвал средневековое зодчество архитектурой готов, то есть германских варваров.
Реализация столь масштабного проекта требовала больших финансовых средств, поэтому стройка затянулась, а в середине XVI века вообще была остановлена. В Европе уже наступила эпоха Просвещения. Незавершенный готический храм по новым тогдашним временам выглядел безнадежно старомодным. Так он простоял еще триста с лишним лет. Середина храма отсутствовала, но алтарная часть была готова и освящена, в ней проводились службы.
Деревянный кран, последний раз поднявший груз на недостроенную Южную башню в 1560 году, так и продолжил стоять на ней без дела и постепенно превратился в один из городских символов. Он вошел в историю, оставшись на многочисленных гравюрах и картинах. Лишь в 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV) и кардинал Иоганнес фон Гейсель (Johannes von Geissel) второй раз в истории собора заложили его… первый камень — на той самой недостроенной башне.
Немалую роль в том, что строительство возобновилось, сыграли представители немецкого романтизма. Эпоха романтизма пробудила в Германии интерес ко всему средневековому. В моду вошло восстановление развалин и воспевание древних красот в литературе и живописи. Одним из главных сторонников идеи был кельнский искусствовед и коллекционер Сюльпи Буасере (Sulpiz Boisserée). Считается, что именно он убедил прусского короля финансировать завершение собора.
Фотогалерея: Золотой реликварий трех волхвов и другие достопримечательности Кельнского собора
Примерно за 20 лет до этого — в 1823 году в Кельне вновь создали соборную строительную артель (нем. Dombauhütte), которая занялась самыми необходимыми ремонтными работами. Недостроенный храм сильно пострадал в годы французской оккупации, как, впрочем, многие церкви или монастыри, закрытые и распущенные наполеоновскими властями. Собор французы деградировали до статуса приходской церкви. Архиепископское управление вообще перенесли в Ахен. Некоторое время в соборе размещался лазарет для австрийских солдат, которые сожгли в печах почти всю деревянную обстановку и резные украшения.
Видные представители немецкого романтизма входили в ближний круг будущего прусского короля Фридриха Вильгельма IV, когда он был еще кронпринцем. Уже в 1814 году они начали убеждать его в необходимости такого проекта — сразу после случайной находки оригинальных строительных планов, изготовленных преемником и помощником первого соборного зодчего через 32 года после закладки первого камня. Часть планов обнаружил плотницкий подмастерье во время ремонта чердака гостиницы в Дармштадте. Через два года еще несколько листов нашли в Париже. В какой-то момент они попали к придворному архитектору прусского двора, который тоже вынашивал идею достроить готический памятник.
Эстетические порывы немецких романтиков не были единственной причиной, убедившей монарха. Имелся и политический резон. Протестантские прусские власти решили завершить постройку католического храма, чтобы продемонстрировать недоверчивым рейнским католикам (область после поражения Наполеона отошла к Пруссии) свои добрые намерения и религиозную терпимость.
Только на достройку обеих башен собора ушло в общей сложности и в переводе на современные деньги около миллиарда евро. Две трети средств собрали с помощью специальной лотереи. Оставшаяся часть поступила из прусской казны.
Национальный символ
При всей религиозной терпимости со стороны прусского престола, отношения между королем-протестантом и кельнскими католическими иерархами были напряженными. Фридрих Вильгельм IV не хотел делать им такой подарок, а собор считал не только религиозным, но и новым национальным символом — символом объединения немецких земель. Он прибег к законодательным уловкам и в качестве владельца достроенного Кельнского собора в городском земельном кадастре был записан… сам Кельнский собор.
В 1842 году простоявший несколько веков без дела деревянный кран на недостроенной Южной башне снова заработал. Без особых проблем. Помимо кельнского архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера (Ernst Friedrich Zwirner) в работе над проектами оформления фасадов участвовал один из самых знаменитых немецких архитекторов той эпохи Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel), а также лично прусский король.
В 1880 году, то есть через 632 года после закладки фундамента, строительство собора было завершено. Впрочем, строительные работы в соборе продолжаются постоянно. В Кельне даже существует поверье, что, как только собор будет завершен, наступит конец света.
Смотрите также:
Всемирное наследие в Германии
Написать в редакцию
Реклама
Пропустить раздел Еще по теме
Еще по теме
Показать еще
Пропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Кёльнский собор в Германии — третий самый высокий кафедральный собор
Высокий кафедральный собор Святых Петра и Марии — это официальное название одной из знаменитых достопримечательностей Германии.
Кельнский собор считается третьим по величине готическим собором в мире, немного уступая своим «собратьям» в Италии — Миланскому и Севильскому. Если выражаться точно, то построен он в стиле северофранцузской готики, а прототипом стал Амьенский собор.
Когда-то этого красавца назвали венцом готического искусства и, начиная с 1996 года, он находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Величие исполина
Этот монументальный собор расположен рядом с кельнским железнодорожным вокзалом, и его великолепные башни, две 157-метровые пики, видны практически отовсюду. Те, кто не боится высоты, поднимаются по винтовым лестницам на самый верх и наслаждаются захватывающим панорамным видом города.
Строительство Кафедрального собора Кельна было начато еще в 1248 году и стало средневековым долгостроем, который продолжился до 1560 года, когда финансовые источники иссякли окончательно. Лишь спустя три столетия, по инициативе короля Фридриха Вильгельма IV собор было решено достроить, однако и на этот раз строительство затянулось на долгие десятилетия. Кельнский собор — гордость всей Германии — был относительно закончен лишь в прошлом веке благодаря сохранившимся подлинным чертежам и планам. Но среди местных жителей ходит поверье, что город будет процветать до тех пор, пока идет строительство собора, поэтому реставрационные работы проводятся и по сей день.
Кёльнский собор © Chris Dudek / Shutterstock
Чудо архитектурной мысли
Невероятно потрясающая архитектура собора включает и величественные порталы, и башни, которые, словно черное кружево, сплетены в причудливом узоре, а очертание собора представляет собой латинский крест.
Во время Второй мировой войны большая часть центра Кельна была разрушена, но собор уцелел полностью, и это настоящее чудо, ведь его башни трудно не заметить даже при всем желании. Сегодня для туристов и гостей города среди разнообразных сувениров продаются фото послевоенных руин, среди которых гордо стоит нетронутый собор.
Особый восторг вызывают великолепные витражи, в изготовлении которых принимали участие лучшие средневековые мастера. Недаром в религии свет является символом созидания и спасения. Во время войны все витражи были заботливо спрятаны, благодаря чему мы можем любоваться первозданной, сказочной достопримечательностью Кельна.
Среди других достопримечательностей, стоит побывать и в церкви Святого Мартина — замечательном архитектурном сооружении, которое сочетаетв себе самые разные стили.
Кёльнский собор © phoelixDE / Shutterstock
Фотографии Кёльнский собор
Кёльнский собор на карте
Кёльнский собор — достопримечательности рядом
Концертный зал Гюрцених
Музей Вальраф-Рихарц
Музей Шнютген
Церковь Святого Мартина
Римско-германский музей
Музей Шоколада в Кельне
Старый город
Мост Гогенцоллернов
Хард Рок Кафе
Входные билеты и туры
от
18€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
32€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
225€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
29€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
Популярные экскурсии
2 hours
2 hours
3 hours
4 hours
3 hours
2 hours
2 hours
1 hour
1 hour
2 to 3 hours
1 hour
2 hours
2 hours
2 hours
2 hours
Отели возле Кёльнский собор
Популярные достопримечательности Германии
Бранденбургские воротаЗамок ШарлоттенбургБерлинский кафедральный соборМузей немецкой историиКрасная ратушаДворец НимфенбургБаварский национальный музейАркада ПолководцевАнглийский сад Немецкий музей науки и техникиМузей КунстхаллеЦерковь святого МихаилаХайде ПаркРатуша ГамбургаДом ЧилиДюссельдорфский замокАльтштадтДворец БенратХудожественное собрание земли Северный Рейн-ВестфалияРейнская телебашняНабережная музеевФранкфуртский зоопаркШтеделевский художественный институтЗенкенбергский музей
Популярные города Германии
МюнхенБерлинГамбургДрезденДюссельдорфЛейпцигКельнНюрнбергШтутгартРостокГанноверКильФранкфурт-на-МайнеПотсдамБременДортмундАугсбургБоннКарлсруэБамбергГейдельбергРегенсбургРустГармиш-Партенкирхен
Последние публикации
Все
Путешествия
11. 04.2023
20 лучших средневековых замков Германии
Новости
Новости
Новости
Новости
Новости
Семейный отдых
Новости
24.02.2023
Вход в музеи Лейпцига станет бесплатным в 2024 году
Смотреть все
Кельнский собор | История, произведения искусства и факты
Кельнский собор , немецкий Kölner Dom , римско-католическая соборная церковь, расположенная в городе Кёльн, Германия. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе с огромными башнями-близнецами высотой 515 футов (157 метров). Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
Посмотрите расследование ученых двух трупов, найденных под Кельнским собором в Германии
Посмотреть все видео к этой статье
Место Кельнского собора было занято христианскими церквями примерно с 4 века. Старый собор был уничтожен пожаром в 1248 году, и сразу после этого начались работы над нынешним собором, спроектированным в готическом стиле в подражание французской церковной архитектуре. Хор был освящен в 1322 г., но строительство продолжалось до 1560 г. (или только до 1520 г., по некоторым источникам). Затем проект застопорился на века, и большой деревянный кран остался стоять на высоте около 184 футов (56 метров) над землей на вершине южной башни. В течение 1790-х годов войска Французской революции заняли Кёльн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах по инициативе Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения неоготики. В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил новый краеугольный камень, и работы по завершению собора возобновились всерьез. Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Рихард Фойгтель осуществили предприятие, руководствуясь архитектурными чертежами, выполненными примерно в 1300 году. Окончательно строительство завершилось в 1880 году9.0007
Еще из Britannica
Кельн: Архитектура Кельна
Узнайте, как загрязнение в результате индустриализации в Европе повредило известняк Кельнского собора
Посмотреть все видео к этой статье
На момент завершения строительства Кельнский собор считался самым высоким сооружением в мире. Памятник был готов. Он оставался самым высоким зданием в мире, пока в 189 году его не превзошел Ульмский собор (Германия).0. Кёльнский собор сильно пострадал от авианалетов союзников в 1944 году, но средневековые окна были заранее убраны. К 1948 году хор был восстановлен и снова начал регулярно использоваться, как и остальная часть интерьера к 1956 году. В конце 20 века начались работы по устранению последствий кислотных дождей на каменной кладке.
Художественные сокровища Кёльнского собора многочисленны и разнообразны. Рядом с главным алтарем находится массивный золотой Храм Трех Королей, содержащий, как говорят, реликвии волхвов, посещавших младенца Иисуса. Святыня, шедевр средневековой работы с золотом, была начата известным ювелиром Николаем Верденским в 1182 году, завершена примерно в 1220 году и первоначально установлена в соборе-предшественнике. Запрестольный образ в часовне Леди (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием Поклонение волхвов ( ок. 1445), выполненный Стефаном Лохнером, одним из выдающихся живописцев кельнской школы. Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Более современным по стилю является огромный витраж работы кельнского художника Герхарда Рихтера, завершенный в 2007 году в качестве постоянной замены стекла 19-го века, которое было разрушено во время Второй мировой войны. Окно Рихтера состоит из более чем 11 000 квадратных оконных стекол 72 однотонных цветов, расположенных, казалось бы, случайным образом в многомиллионном окне.
Роберт Льюис
Кёльнский собор — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Начавшееся в 1248 году строительство этого готического шедевра проходило в несколько этапов и не было завершено до 1880 года. Более семи века, его последовательные строители были вдохновлены той же верой и духом абсолютной верности первоначальным планам. Помимо своей исключительной внутренней ценности и художественных шедевров, Кельнский собор свидетельствует о силе и стойкости европейского христианства. Ни один другой собор не был так совершенно задуман, так единообразно и бескомпромиссно исполнен во всех своих частях.
Кельнский собор представляет собой пятинефную базилику в стиле высокой готики (длиной 144,5 м), с выступающим трансептом (шириной 86,25 м) и башенным фасадом (высотой 157,22 м). Высота нефа 43,58 м, боковых нефов 19,80 м. Западная часть, неф и трансепт, начатые в 1330 году, меняют стиль, но это не заметно в здании в целом. Работа XIX века точно следует средневековым формам и техникам, в чем можно убедиться, сравнив ее с оригинальным средневековым планом на пергаменте.
Первоначальные литургические назначения хора в значительной степени все еще сохранились. К ним относятся главный алтарь с огромной монолитной плитой из черного известняка, который считается самым большим в любой христианской церкви, резные дубовые скамьи для хора (1308–1311 гг.), расписные хоровые экраны (1332–40 гг.), четырнадцать статуй на колонны в хоре (ок. 1300 г.) и большой цикл витражей, крупнейший из существующих циклов окон начала 14 века в Европе. Существует также выдающаяся серия гробниц двенадцати архиепископов между 976 и 1612.
Из многих произведений искусства в соборе следует особо отметить распятие Геро конца X века в часовне Святого Креста, которое было перенесено из дороманского предшественника собора нынешний собор, и Усыпальница волхвов (1180-1225), на хорах, которая является самой большой реликвийной святыней в Европе. Другими художественными шедеврами являются запрестольный образ святой Клары (ок. 1350-1400) в северном приделе, перевезенный сюда в 1811 году из разрушенной монастырской церкви францисканских монахинь, запрестольный образ Городских покровителей работы Стефана Лохнера (ок. 1445) в часовне Богоматери и запрестольный образ св. Агилольфа (ок. 1520 г.) в южном трансепте.
Критерий (i): Кёльнский собор – исключительное произведение человеческого творческого гения.
Критерий (ii): Кёльнский собор строился более шести веков и знаменует собой зенит соборной архитектуры и одновременно её кульминацию.
Критерий (iv): Кёльнский собор является убедительным свидетельством силы и стойкости христианской веры в средневековой и современной Европе.
Целостность
Кельнский собор содержит все элементы, необходимые для выражения Выдающейся универсальной ценности, и имеет соответствующие размеры. Присутствуют все особенности и структуры, чтобы передать его значение как готического шедевра.
Подлинность
Кельнский собор утратил свой первоначальный архитектурный контекст, но в девятнадцатом и двадцатом веках вокруг него был создан городской ансамбль, последним элементом которого является здание нового музея Вальрафа-Рихарца. Форма и дизайн, назначение и функции Кёльнского собора остались неизменными на протяжении столетий строительства. Все работы с 13 по 19го века, был выполнен со скрупулезным соблюдением оригинального дизайна, и эта традиция была продолжена в реконструкции после Второй мировой войны. В этом отношении Кёльнский собор можно считать sui generis , и, следовательно, его подлинность абсолютна.
Требования по охране и управлению
Законы и правила Федеративной Республики Германии и земли Северный Рейн-Вестфалия гарантируют постоянную защиту Кельнского собора и его окрестностей: Собор является памятником архитектуры в соответствии с пунктом 2 и 3 Закона об охране и сохранении памятников земли Северный Рейн-Вестфалия от 11 марта 19 г.80 (Закон о защите). Мероприятия по консервации и строительству на территории и за ее пределами, а также в буферной зоне регулируются пунктом 9 (2) Закона об охране и местных строительных планов, чтобы обеспечить эффективную защиту важных видов собора.
Руководящий комитет (Комиссия по строительству собора или Домбаукомиссия), который был создан в 1946 году и состоит из архиепископа Кельнского, декана собора, генерального викария Кельнской архиепископии, министра земли Северный Рейн- Вестфалия, отвечающая за охрану памятников, и Государственный консерватор Министерства, контролирующий работу Соборной мастерской.