Соборы кельна: Храмы, соборы, мечети Кёльна, Германия — Туристер.Ру

Кельнский собор — храм, который принадлежит сам себе – DW – 14.10.2020

Фото: DW / Nelioubin

Туризм

Максим Нелюбин

140 лет назад, 15 октября 1880 года, было официально завершено возведение Кельнского собора. Строительство этого храма продолжалось более шести столетий, включая долгий перерыв.

https://p.dw.com/p/N1IC

Реклама

Около Кельнского собора почти всегда дует ветер, даже когда вокруг — абсолютный штиль. Воздушные потоки, натыкаясь здесь на 157-метровые готические башни, устремляются вниз, встретив столь неожиданную преграду на пологой рейнской равнине. Средневековый великан стоит в окружении 12 древних романских церквей Кельна, словно застывших вокруг него в вечном хороводе. Самая видная из них — Большой Святой Мартин на берегу Рейна в Старом городе. На момент окончания строительства в 1880 году, длившегося более шести столетий, он несколько лет был самым высоким сооружением в мире, позже уступив этот рекорд своего времени американскому Монументу Джорджа Вашингтона.

Сейчас ежегодно в Кельнском соборе бывает около шести миллионов туристов со всего мира, то есть в среднем — более полутора десятка тысяч ежедневно. Он является самой посещаемой архитектурной достопримечательностью Германии и включен в список Всемирного наследия. Когда и почему решили построить здесь этот храм, до сих пор поражающий воображение своими масштабами?

В Средние века Кельн считался одним из самых великолепных городов Западной Европы. Он был центром деловой активности, где пересекались потоки товаров, перевозимых по Рейну и по суше. Здесь можно было найти почти все, что где-либо производилось и что могло служить для обмена и продажи. Город входил в Ганзейский союз и мог позволить себе возвести такую большую церковь, но одного этого для возникновения столь грандиозных планов было все же недостаточно.

Фотогалерея: Самая посещаемая достопримечательность Германии 

В середине XIII века практически все значительные церкви Кельна были отстроены заново в романском стиле. Лишь тогдашний собор сохранял черты эпохи поздних Каролингов. Он находился на месте более ранних церквей и предшествовавшего им храма Меркурия Августа, построенного примерно в 50 году нашей эры основателями города — древними римлянами. В начале IV века в период быстрого распространения христианства первый известный по имени кельнский епископ Святой Матернус распорядился соорудить на территории римского храма баптистерий — небольшую церковь для проведения обрядов крещения.

Примерно через пять столетий в начале IX века здесь заложили новую трехнефную базилику, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Этот кельнский храм был освящен в 870 году. Позже к нему добавили еще два боковых нефа. В свою очередь, фундамент нынешнего готического собора был заложен на этом месте 15 августа 1248 года. В середине XII века из Милана в Кельн были перевезены мощи трех волхвов или королей, как их называют католики и протестанты, которые первыми пришли с дарами к новорожденному младенцу Христу. Естественно, что для хранения этих священных реликвий, а также для приема многочисленных паломников необходимо было соорудить достойное здание.

Романский стиль и готика

Новый собор начали строить не в романском стиле, распространенном тогда в Германии, а в новом — готическом. Неясно, что побудило первого зодчего собора — мастера Герхарда обратиться именно к французской готике, тем не менее, совершенно очевидно, что за образец он взял собор в Амьене. Отметим, что само название готического стиля появилось гораздо позже — после того, как известный историк искусства Джорджо Вазари, живший в эпоху Ренессанса, пренебрежительно назвал средневековое зодчество архитектурой готов, то есть германских варваров.

Реализация столь масштабного проекта требовала больших финансовых средств, поэтому стройка затянулась, а в середине XVI века вообще была остановлена. В Европе уже наступила эпоха Просвещения. Незавершенный готический храм по новым тогдашним временам выглядел безнадежно старомодным. Так он простоял еще триста с лишним лет. Середина храма отсутствовала, но алтарная часть была готова и освящена, в ней проводились службы.

Деревянный кран, последний раз поднявший груз на недостроенную Южную башню в 1560 году, так и продолжил стоять на ней без дела и постепенно превратился в один из городских символов. Он вошел в историю, оставшись на многочисленных гравюрах и картинах. Лишь в 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV (Friedrich Wilhelm IV) и кардинал Иоганнес фон Гейсель (Johannes von Geissel) второй раз в истории собора заложили его… первый камень — на той самой недостроенной башне.

Немалую роль в том, что строительство возобновилось, сыграли представители немецкого романтизма. Эпоха романтизма пробудила в Германии интерес ко всему средневековому. В моду вошло восстановление развалин и воспевание древних красот в литературе и живописи. Одним из главных сторонников идеи был кельнский искусствовед и коллекционер Сюльпи Буасере (Sulpiz Boisserée). Считается, что именно он убедил прусского короля финансировать завершение собора.

Фотогалерея: Золотой реликварий трех волхвов и другие достопримечательности Кельнского собора

Примерно за 20 лет до этого — в 1823 году в Кельне вновь создали соборную строительную артель (нем. Dombauhütte), которая занялась самыми необходимыми ремонтными работами. Недостроенный храм сильно пострадал в годы французской оккупации, как, впрочем, многие церкви или монастыри, закрытые и распущенные наполеоновскими властями. Собор французы деградировали до статуса приходской церкви. Архиепископское управление вообще перенесли в Ахен. Некоторое время в соборе размещался лазарет для австрийских солдат, которые сожгли в печах почти всю деревянную обстановку и резные украшения.

Видные представители немецкого романтизма входили в ближний круг будущего прусского короля Фридриха Вильгельма IV, когда он был еще кронпринцем. Уже в 1814 году они начали убеждать его в необходимости такого проекта — сразу после случайной находки оригинальных строительных планов, изготовленных преемником и помощником первого соборного зодчего через 32 года после закладки первого камня. Часть планов обнаружил плотницкий подмастерье во время ремонта чердака гостиницы в Дармштадте. Через два года еще несколько листов нашли в Париже. В какой-то момент они попали к придворному архитектору прусского двора, который тоже вынашивал идею достроить готический памятник.

Эстетические порывы немецких романтиков не были единственной причиной, убедившей монарха. Имелся и политический резон. Протестантские прусские власти решили завершить постройку католического храма, чтобы продемонстрировать недоверчивым рейнским католикам (область после поражения Наполеона отошла к Пруссии) свои добрые намерения и религиозную терпимость.

Только на достройку обеих башен собора ушло в общей сложности и в переводе на современные деньги около миллиарда евро. Две трети средств собрали с помощью специальной лотереи. Оставшаяся часть поступила из прусской казны.

Национальный символ

При всей религиозной терпимости со стороны прусского престола, отношения между королем-протестантом и кельнскими католическими иерархами были напряженными. Фридрих Вильгельм IV не хотел делать им такой подарок, а собор считал не только религиозным, но и новым национальным символом — символом объединения немецких земель. Он прибег к законодательным уловкам и в качестве владельца достроенного Кельнского собора в городском земельном кадастре был записан… сам Кельнский собор.

В 1842 году простоявший несколько веков без дела деревянный кран на недостроенной Южной башне снова заработал. Без особых проблем. Помимо кельнского архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера (Ernst Friedrich Zwirner) в работе над проектами оформления фасадов участвовал один из самых знаменитых немецких архитекторов той эпохи Карл Фридрих Шинкель (Karl Friedrich Schinkel), а также лично прусский король.

В 1880 году, то есть через 632 года после закладки фундамента, строительство собора было завершено. Впрочем, строительные работы в соборе продолжаются постоянно. В Кельне даже существует поверье, что, как только собор будет завершен, наступит конец света.

Смотрите также: 
Всемирное наследие в Германии

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Кёльнский собор в Германии — третий самый высокий кафедральный собор

Высокий кафедральный собор Святых Петра и Марии — это официальное название одной из знаменитых достопримечательностей Германии.

Кельнский собор считается третьим по величине готическим собором в мире, немного уступая своим «собратьям» в Италии — Миланскому и Севильскому. Если выражаться точно, то построен он в стиле северофранцузской готики, а прототипом стал Амьенский собор.

Когда-то этого красавца назвали венцом готического искусства и, начиная с 1996 года, он находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Величие исполина

Этот монументальный собор расположен рядом с кельнским железнодорожным вокзалом, и его великолепные башни, две 157-метровые пики, видны практически отовсюду. Те, кто не боится высоты, поднимаются по винтовым лестницам на самый верх и наслаждаются захватывающим панорамным видом города.

Строительство Кафедрального собора Кельна было начато еще в 1248 году и стало средневековым долгостроем, который продолжился до 1560 года, когда финансовые источники иссякли окончательно. Лишь спустя три столетия, по инициативе короля Фридриха Вильгельма IV собор было решено достроить, однако и на этот раз строительство затянулось на долгие десятилетия. Кельнский собор — гордость всей Германии — был относительно закончен лишь в прошлом веке благодаря сохранившимся подлинным чертежам и планам. Но среди местных жителей ходит поверье, что город будет процветать до тех пор, пока идет строительство собора, поэтому реставрационные работы проводятся и по сей день.

Кёльнский собор © Chris Dudek / Shutterstock

Чудо архитектурной мысли

Невероятно потрясающая архитектура собора включает и величественные порталы, и башни, которые, словно черное кружево, сплетены в причудливом узоре, а очертание собора представляет собой латинский крест.

Во время Второй мировой войны большая часть центра Кельна была разрушена, но собор уцелел полностью, и это настоящее чудо, ведь его башни трудно не заметить даже при всем желании. Сегодня для туристов и гостей города среди разнообразных сувениров продаются фото послевоенных руин, среди которых гордо стоит нетронутый собор.

Особый восторг вызывают великолепные витражи, в изготовлении которых принимали участие лучшие средневековые мастера. Недаром в религии свет является символом созидания и спасения. Во время войны все витражи были заботливо спрятаны, благодаря чему мы можем любоваться первозданной, сказочной достопримечательностью Кельна.

Среди других достопримечательностей, стоит побывать и в церкви Святого Мартина — замечательном архитектурном сооружении, которое сочетаетв себе самые разные стили.

Кёльнский собор © phoelixDE / Shutterstock

Фотографии Кёльнский собор

Кёльнский собор на карте

Кёльнский собор — достопримечательности рядом

Концертный зал Гюрцених

Музей Вальраф-Рихарц

Музей Шнютген

Церковь Святого Мартина

Римско-германский музей

Музей Шоколада в Кельне

Старый город

Мост Гогенцоллернов

Хард Рок Кафе

Входные билеты и туры

от
18€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
32€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
225€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от
29€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

2 hours

2 hours

3 hours

4 hours

3 hours

2 hours

2 hours

1 hour

1 hour

2 to 3 hours

1 hour

2 hours

2 hours

2 hours

2 hours

Отели возле Кёльнский собор

Популярные достопримечательности Германии

Бранденбургские воротаЗамок ШарлоттенбургБерлинский кафедральный соборМузей немецкой историиКрасная ратушаДворец НимфенбургБаварский национальный музейАркада ПолководцевАнглийский сад Немецкий музей науки и техникиМузей КунстхаллеЦерковь святого МихаилаХайде ПаркРатуша ГамбургаДом ЧилиДюссельдорфский замокАльтштадтДворец БенратХудожественное собрание земли Северный Рейн-ВестфалияРейнская телебашняНабережная музеевФранкфуртский зоопаркШтеделевский художественный институтЗенкенбергский музей

Популярные города Германии

МюнхенБерлинГамбургДрезденДюссельдорфЛейпцигКельнНюрнбергШтутгартРостокГанноверКильФранкфурт-на-МайнеПотсдамБременДортмундАугсбургБоннКарлсруэБамбергГейдельбергРегенсбургРустГармиш-Партенкирхен

Последние публикации

Все

Путешествия

11. 04.2023

20 лучших средневековых замков Германии

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Семейный отдых

Новости

24.02.2023

Вход в музеи Лейпцига станет бесплатным в 2024 году

Смотреть все

Кельнский собор | История, произведения искусства и факты

Кельнский собор , немецкий Kölner Dom , римско-католическая соборная церковь, расположенная в городе Кёльн, Германия. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе с огромными башнями-близнецами высотой 515 футов (157 метров). Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Посмотрите расследование ученых двух трупов, найденных под Кельнским собором в Германии

Посмотреть все видео к этой статье

Место Кельнского собора было занято христианскими церквями примерно с 4 века. Старый собор был уничтожен пожаром в 1248 году, и сразу после этого начались работы над нынешним собором, спроектированным в готическом стиле в подражание французской церковной архитектуре. Хор был освящен в 1322 г., но строительство продолжалось до 1560 г. (или только до 1520 г., по некоторым источникам). Затем проект застопорился на века, и большой деревянный кран остался стоять на высоте около 184 футов (56 метров) над землей на вершине южной башни. В течение 1790-х годов войска Французской революции заняли Кёльн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах по инициативе Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения неоготики. В 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV заложил новый краеугольный камень, и работы по завершению собора возобновились всерьез. Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Рихард Фойгтель осуществили предприятие, руководствуясь архитектурными чертежами, выполненными примерно в 1300 году. Окончательно строительство завершилось в 1880 году9.0007

Еще из Britannica

Кельн: Архитектура Кельна

Узнайте, как загрязнение в результате индустриализации в Европе повредило известняк Кельнского собора

Посмотреть все видео к этой статье

На момент завершения строительства Кельнский собор считался самым высоким сооружением в мире. Памятник был готов. Он оставался самым высоким зданием в мире, пока в 189 году его не превзошел Ульмский собор (Германия).0. Кёльнский собор сильно пострадал от авианалетов союзников в 1944 году, но средневековые окна были заранее убраны. К 1948 году хор был восстановлен и снова начал регулярно использоваться, как и остальная часть интерьера к 1956 году. В конце 20 века начались работы по устранению последствий кислотных дождей на каменной кладке.

Художественные сокровища Кёльнского собора многочисленны и разнообразны. Рядом с главным алтарем находится массивный золотой Храм Трех Королей, содержащий, как говорят, реликвии волхвов, посещавших младенца Иисуса. Святыня, шедевр средневековой работы с золотом, была начата известным ювелиром Николаем Верденским в 1182 году, завершена примерно в 1220 году и первоначально установлена ​​в соборе-предшественнике. Запрестольный образ в часовне Леди (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием Поклонение волхвов ( ок. 1445), выполненный Стефаном Лохнером, одним из выдающихся живописцев кельнской школы. Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Более современным по стилю является огромный витраж работы кельнского художника Герхарда Рихтера, завершенный в 2007 году в качестве постоянной замены стекла 19-го века, которое было разрушено во время Второй мировой войны. Окно Рихтера состоит из более чем 11 000 квадратных оконных стекол 72 однотонных цветов, расположенных, казалось бы, случайным образом в многомиллионном окне.

Роберт Льюис

Кёльнский собор — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся мировая ценность

Краткое обобщение

Начавшееся в 1248 году строительство этого готического шедевра проходило в несколько этапов и не было завершено до 1880 года. Более семи века, его последовательные строители были вдохновлены той же верой и духом абсолютной верности первоначальным планам. Помимо своей исключительной внутренней ценности и художественных шедевров, Кельнский собор свидетельствует о силе и стойкости европейского христианства. Ни один другой собор не был так совершенно задуман, так единообразно и бескомпромиссно исполнен во всех своих частях.

Кельнский собор представляет собой пятинефную базилику в стиле высокой готики (длиной 144,5 м), с выступающим трансептом (шириной 86,25 м) и башенным фасадом (высотой 157,22 м). Высота нефа 43,58 м, боковых нефов 19,80 м. Западная часть, неф и трансепт, начатые в 1330 году, меняют стиль, но это не заметно в здании в целом. Работа XIX века точно следует средневековым формам и техникам, в чем можно убедиться, сравнив ее с оригинальным средневековым планом на пергаменте.

Первоначальные литургические назначения хора в значительной степени все еще сохранились. К ним относятся главный алтарь с огромной монолитной плитой из черного известняка, который считается самым большим в любой христианской церкви, резные дубовые скамьи для хора (1308–1311 гг.), расписные хоровые экраны (1332–40 гг.), четырнадцать статуй на колонны в хоре (ок. 1300 г.) и большой цикл витражей, крупнейший из существующих циклов окон начала 14 века в Европе. Существует также выдающаяся серия гробниц двенадцати архиепископов между 976 и 1612.

Из многих произведений искусства в соборе следует особо отметить распятие Геро конца X века в часовне Святого Креста, которое было перенесено из дороманского предшественника собора нынешний собор, и Усыпальница волхвов (1180-1225), на хорах, которая является самой большой реликвийной святыней в Европе. Другими художественными шедеврами являются запрестольный образ святой Клары (ок. 1350-1400) в северном приделе, перевезенный сюда в 1811 году из разрушенной монастырской церкви францисканских монахинь, запрестольный образ Городских покровителей работы Стефана Лохнера (ок. 1445) в часовне Богоматери и запрестольный образ св. Агилольфа (ок. 1520 г.) в южном трансепте.

Критерий (i): Кёльнский собор – исключительное произведение человеческого творческого гения.

Критерий (ii): Кёльнский собор строился более шести веков и знаменует собой зенит соборной архитектуры и одновременно её кульминацию.

Критерий (iv): Кёльнский собор является убедительным свидетельством силы и стойкости христианской веры в средневековой и современной Европе.

Целостность

Кельнский собор содержит все элементы, необходимые для выражения Выдающейся универсальной ценности, и имеет соответствующие размеры. Присутствуют все особенности и структуры, чтобы передать его значение как готического шедевра.

Подлинность

Кельнский собор утратил свой первоначальный архитектурный контекст, но в девятнадцатом и двадцатом веках вокруг него был создан городской ансамбль, последним элементом которого является здание нового музея Вальрафа-Рихарца. Форма и дизайн, назначение и функции Кёльнского собора остались неизменными на протяжении столетий строительства. Все работы с 13 по 19го века, был выполнен со скрупулезным соблюдением оригинального дизайна, и эта традиция была продолжена в реконструкции после Второй мировой войны. В этом отношении Кёльнский собор можно считать sui generis , и, следовательно, его подлинность абсолютна.

Требования по охране и управлению

Законы и правила Федеративной Республики Германии и земли Северный Рейн-Вестфалия гарантируют постоянную защиту Кельнского собора и его окрестностей: Собор является памятником архитектуры в соответствии с пунктом 2 и 3 Закона об охране и сохранении памятников земли Северный Рейн-Вестфалия от 11 марта 19 г.80 (Закон о защите). Мероприятия по консервации и строительству на территории и за ее пределами, а также в буферной зоне регулируются пунктом 9 (2) Закона об охране и местных строительных планов, чтобы обеспечить эффективную защиту важных видов собора.

Руководящий комитет (Комиссия по строительству собора или Домбаукомиссия), который был создан в 1946 году и состоит из архиепископа Кельнского, декана собора, генерального викария Кельнской архиепископии, министра земли Северный Рейн- Вестфалия, отвечающая за охрану памятников, и Государственный консерватор Министерства, контролирующий работу Соборной мастерской.