Арзамас музей гайдара: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Музеи Гайдара в Арзамасе — toptigki — ЖЖ

Очень много мест в городе Арзамасе связано с именем писателя Аркадия Гайдара, и мемориальный дом-музей находится конечно же здесь. Он включает в себя мемориально-бытовой дом-музей А.П. Гайдара и литературный музей А.П. Гайдара.
Наше посещение мы начнали с мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара.

Музей разместился в доме XIX века, принадлежавшего сначала дворянину П.П. Щербакову, а затем Александре Ивановне Бабайкиной. Именно у нее с 1912 по 1918 год один из флигелей снимала семья Голиковых (это настоящая фамилия Гайдара), и здесь прошли детство и юность будущего писателя.
Сам дом небольшой, но очень уютный. Сначала мы попадаем в небольшие сени,

проход через которые ведет к кухне, наверное, самой маленькой комнате в доме.

На вешалке в коридоре висят подлинные вещи семьи.

Далее коридор ведет в гостиную. Мебель, утварь и другие вещи здесь также подлинные семьи Голиковых. Здесь под звуки фисгармонии проходили чудесные вечера, ставились спектакли, рождественские концерты.

За небольшой перегородкой находится комната родителей.

Следующая комната — детская. Над кроватью, где спал Аркадий, висит географическая карта — воплощение мечты о дальних странах.

Рядом с домом-музеем находится украшенное мозаикой здание литературного музея и детской библиотеки им. А.П. Гайдара, перед входом в который в 1975 году была установлена скульптура 14-летнего Гайдара, уходящего на фронт.

В экспозиции этого музея представлены личные вещи, фотографии, документы, рассказывающие о жизни семьи Голиковых, о писателе Гайдаре и его потомках до наших дней.

Писатель родился в семье учителей — Петра Исидоровича Голикова и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Аркадий Голиков с сестрой Натальей, 1908 г. Льгов

Есть в музее вещи, принадлежавшие семье матери. Реликвией всей семьи были маленькие, прямоугольной формы часы и серебряная чарка из походного сундучка её отца — поручика А.Г. Салькова.

Конечно же, большая часть экспозиции посвящена самому писателю: его личные вещи, книги, которые он любил читать, письма, издания его книг и фотографии.

Личные вещи Лии Лазаревны Соломянской — первой жены писателя и матери Тимура Гайдара

Здесь есть и фото, на котором запечатлена последняя партизанская тропа, где Гайдар шел за несколько минут до гибели.

Несколько разделов музея посвящены потомкам писателя: его сыну Тимуру Гайдару

Тимур Гайдар и Рауль Кастро

А. П. Бажова (жена Т.А. Гайдара, дочь писателя П.П. Бажова), Е.Т. Гайдар, Т.А. Гайдар с шахматистами Талем и Таймановым. Будапешт, 70-е гг.

и внуку — Егору Гайдару.

Каждый из музеев интересен по-своему, но все-таки в доме-музее нам понравилось больше. В отличие от обычного музея, там появляется ощущение, будто ты приходишь к семье в гости.

Музей А.П. Гайдара г. Арзамаса

О музее


Арзамас — один из красивейших городов России. Он воспет в произведениях многих писателей и поэтов, посещавших город в разное время. Но все-таки российскую известность он получил благодаря Аркадию Петровичу  Гайдару.   

    За 37 лет своей жизни, пройдя путь от Аркадия Голикова до писателя А. П. Гайдара, побывав в разных краях, он всегда признавался: «…на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул, и потянуло опять к себе в Нижегородскую…». А если точнее, то в Арзамас, где прошли его детство и юность, в город, который стал для Аркадия Петровича второй родиной, откуда берет начало его необыкновенная биография.

    В 1964 г. в Арзамасе был открыт мемориально-бытовой дом-музей А.П. Гайдара. В 1967 на бывшей улице Новоплотинной, рядом с домом-музеем писателя, был открыт литературный музей.

    Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара — визитная карточка г. Арзамаса. В состав музейного комплекса входят три филиала, расположенные в исторической части города: мемориально-бытовой и литературный музеи А.П. Гайдара, мемориальный музей А.М. Горького.

    Музей является некоммерческим учреждением культуры, хранящим, изучающим и публично представляющим музейные предметы и музейные коллекции, позволяющие осветить жизнь и творчество А. П. Гайдара и А.М. Горького, а также других писателей, деятелей культуры и искусства России, творчески связанных с Арзамасом.

    Миссия музея:

  • утверждать ценность и поддерживать интерес к творческому наследию А.П. Гайдара и А.М. Горького, объективно отражать жизнь и творчество писателей;
  • быть источником знаний по истории культуры и литературы России и своего родного края;
  • привлекать в музей самую разнообразную публику с помощью образовательных и культурных программ;
  • сохраняя традиции, быть музеем современным, т.е. способным в своей профессиональной деятельности поднимать актуальные вопросы современности.

    В 1998 году музей вступил в Ассоциацию музеев России. В 1999 году было сформировано региональное отделение Ассоциации «Музеи Нижней Оки», в которое вошли 14 музеев из Нижегородской, Владимирской, Рязанской областей, в том числе и Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара г. Арзамаса. С этого времени музей активно развивает проектную деятельность. С 2005 года в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства сотрудниками музея реализуется долгосрочный проект по организации работы детского музейного театра «Музейка». В 2008 году проект музея «Возвращение к истокам» получил поддержку творческого конкурса «Семейный очаг» благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского в рамках «Года семьи в Российской Федерации».
    Ежегодно в стенах музея проходят десятки выставок, циклы просветительских программ, театрализованные экскурсии, спектакли детского музейного театра «Музейка», презентации и многое другое.
    Вся деятельность коллектива направлена на то, чтобы Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара г. Арзамаса был интересным для посетителей.

Историческая справка Арзамаса

Арзамас — 3-й по величине город Нижегородской области, районный центр. Расположен в 110 км южнее Нижнего Новгорода, в 410 км от Москвы. Он находится на правом берегу реки Теши (приток реки Оки). Арзамас — крупный железнодорожный узел, соединяющий центральную часть России с Уралом и Сибирью.

Арзамас — один из старейших городов Нижегородской области , основан царем Иваном IV (Грозным) во время его третьего похода на Казань в 1552 году. Арзамас возник как город-крепость на месте античной слободы народности мордва-эрзя. Город-крепость должен был «быть на государевой службе». Официальной датой основания города считается 1578 год.

Название «Арзамас» возникло от слияния мордовских слов «эрзя» — название мордовского племени и «мазы» — красный, красивый, есть и другая версия: название связано с двумя братьями Арзаем и Масаем, которые легенда встретила царя Ивана с дарами и стала первой православной в присутствии царя. Крепость Арзамасская играла важную роль в обороне юго-восточных рубежей Русского государства.

С историей города связаны имена предводителей крестьянских войн: Ивана Болотникова, Степана Разина (более 11 тысяч его сторонников были казнены на Ивановых горах с октября 1670 по январь 1671 года в Арзамасе), Емельяна Пугачева.

В героической хронике XVII века есть легендарное имя Алены Арзамасской, монахини, руководившей 7000 восставших крестьян в ходе вооруженного мятежа Разина. Она была захвачена правительственными войсками у города Темникова (Мордовия) и сожжена заживо. В Темникове стоит памятник Алене

Испокон веков Арзамас и его окрестности славятся мастерами. В прошлом успешно развивались кожевенное, меховое, жироплавильное, войлочное, кузнечное, сбрунное, кирпичное. Благодаря своему выгодному географическому положению Арзамас стал торговым центром Поволжья, известным продажей хлеба, лука, птицы, скота, ремесленных изделий.

К середине XVIII века Арзамас стал узлом 10 магистралей, в том числе 4-х государственного значения.

В старину говорили: «Арзамас-город — угол Москвы» или «Гиз царство, луковая столица».

Развитие торговли и ремесел привело к появлению богатых купцов всех гильдий, имевших торговые фирмы и лавки не только в родном городе, но и на больших деревенских ярмарках.

На имидж города повлияли результаты застройки. Арзамасские купцы на свои средства строили храмы и соревновались в их украшении. В конце XIX – начале XX века в Арзамасе насчитывалось более 36 церквей и 4 монастыря.

Арзамас тесно связан с историей русской литературы и культуры.

Александр Васильевич Ступин родился в Арзамасе, в 1802 году создал «малую академию» — 1-е русское губернское художественное училище. Это было первое русское Художественное училище, где учился и Служок, получая не только художественное, но и обязательное образование; она дала России более 150 художников.

Русские писатели П.И. Не раз в Арзамасе бывали Мельников-Печерский, В.Г.Короленко, В.И.Немирович-Данченко, Леонид Андреев, В.В.Маяковский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевская, Н.М.Карамзин, С.Н.Глинка.

Арзамас известен своими талантами, получившими широкую известность в России. Среди них М.С. Жукова (1805-1855) занимает особое место. Она одна из немногих русских женщин-писательниц, чьим творчеством восхищались известные поэты и писатели XIX века.

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924), известный педагог, автор многих научных статей и пособий родился на Арзамасской земле. В начале XX века Россию учили по его «Русской азбуке», а книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей» была одной из самых распространенных в дореволюционной школе.

Святитель Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский Иван Николаевич 1867-1944) и отец Иоганн (Сторожев Иван Владимирович) — последний клирик царя Николая II в разное время родились в Арзамасе и получили зачатки церковного образования.

Арзамас — родной город архитектора М.П.Коринфского (1788-1851). По его проекту в 1842 году был возведен величественный Воскресенский собор в честь победы над Наполеоном.

Арзамас – молодежный город детского писателя А.П.Гайдара (1904-1941). С редкой трогательной любовью нынешние жители Арзамаса хранят памятные гайдаровские места — дом детства писателя, здание гимназии, литературный музей А.П.Гайдара.

Арзамас — место ссылки М. Горького (1902 г.). М.Горький организовал 1-ю публичную городскую библиотеку. Сейчас в доме мемориальный музей.

Арзамас — это сам город-музей. Более 140 памятников истории, культуры и архитектуры находятся под охраной государства. Среди них 25 имеют общероссийское значение.

Арзамас входит в число 116 исторических городов нашей страны, нуждающихся в особом отношении к сохранению своего исторического наследия
Современный город является важным промышленным, сельскохозяйственным и культурным центром Волго-Вятского региона России. Производимые в Арзамасе спецтехника, коммунальные автомобили, самолеты и медицинские инструменты, лук и гипс из Пешелани хорошо известны в стране.
Имеются 3 вуза, 7 техникумов, широкая сеть школ и учебных центров для детей, драматический театр, 3 музея (историко-художественный, музеи им. А.М.Горького и А.П.Гайдара), выставочные залы, галерея художественной школы. после А.В. Ступина, центра народных промыслов в Арзамасе.

Оживленные дороги проходят через Арзамас в сторону Пушкинского Болдино и Дивеевского монастыря, где покоятся мощи Серафима Саровского.

Отправляйтесь в Арзамас, прикоснитесь к таинственному и чарующему прошлому города, почувствуйте его необыкновенную притягательность. И вы поймете, что привлекало многих известных русских литераторов, чиновников, считавших своим долгом посетить священную землю Арзамаса.

Гайдар А.П. — СовЛит.нет — Энциклопедия советских авторов

Гайдар Аркадий Петрович. (Настоящая фамилия Голиков.) Родился 22 января (9 января по старому стилю) 1904 года в городе Льгове Курской губернии Украины в семье учителя. У него было три сестры: Наташа (1905 г.р.), Ольга (1908 г.р.) и Катя. Еще не будучи членами партии, родители Аркадия — Пытор и Наталья Голиковы — помогали большевикам прятать тайники с нелегальной литературой.

В 1908 году семья переехала в Нижний Новгород. Чтобы помочь с семейными финансами, мать Аркадия стала помощницей врача-акушерки. В 1912 лет, когда Аркдаю было 8 лет, семья переехала в Арзамас.

Когда началась Первая мировая война и его отца призвали в армию, юный Аркадий сбежал из дома и попытался присоединиться к отцу на фронте. Через четыре дня и девяносто километров его задержали и вернули домой.

Еще в школе он назвал свое любимое занятие «книги». Первым среди авторов, которыми он восхищался, был Гоголь, за ним Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир и Марк Твен.

После Февральской революции 1917 года отец Аркадия, еще служивший в армии, был избран полковым комиссаром, а затем дивизионным комиссаром. Всю Гражданскую войну провел на разных фронтах. Сам Аркадий тоже тянулся к большевикам и помогал местной арзамасской организации как своего рода разведчику, собирая на улицах сведения и передавая их в партком. 29 августа 1918 года Аркадий официально стал членом партии. В декабре 1918 года он записался в Красную Армию «для борьбы за сияющее царство социализма».

Аркадия отправили в школу красных командиров, но до окончания учебы его и других учеников забрали из школы и отправили воевать с различными бандами, воюющими по всей Украине. 27 августа 1919 года командир роты Аркадия был убит, и вместо него был назначен Аркадий, которому было всего 15 лет. В декабре 1919 года, уже командир взвода на Польском фронте, Аркадий получил осколочное ранение в ногу. Его отправили домой в отпуск, где он заболел сыпным тифом. Примерно в это же время его мать стала членом партии, а отец воевал на восточном фронте против Колчака.

После выздоровления Аркадий вернулся в бой командиром роты сначала на Кубань, а затем в Тамбовскую область, где ему было дано командование полком, участвовавшим в боях против Антонова и его войск.

Несмотря на безупречную репутацию, которая впоследствии сложилась вокруг Гайдара, есть свидетельства того, что во время Гражданской войны он был ответственен за некоторые эксцессы, отдавая приказы и участвуя в расстрелах невинных крестьян. Эти обвинения попали в поле зрения начальства, и Гайдара исключили из партии.

В 1924 году, контуженный и больной, Гайдар был демобилизован. Затем действие переносится на Невский проспект.
где, Константин Федин помнит:

В 1925 году в редакцию Ленинградского альманаха Ковш поступил высокий, хорошо сложенный, светловолосый, светлоглазый молодой человек. Он положил на стол несколько тетрадей и сказал: «Я Аркадий Голиков. Это мой роман. Я хочу, чтобы вы его напечатали».

На вопрос, писал ли он что-нибудь, прежде чем ответил: «Нет. Это мой первый роман. Я решил стать писателем».

«А кем ты был раньше и кто ты сейчас?»

«Теперь я красноармеец, демобилизованный из-за контузии. Был командиром полка.»

Рукопись, переданная Аркадием Голиковым Федину, была его первой работой В Дни Поражения и Победы («Дни Победы и Победы»), основанной на тех бурных, послереволюционных днях в Украине. Первым ее прочитал Сергей Семенов, который отреагировал благосклонно, отметив: «Из него [Голикова] мы можем сделать писателя». Федин, хотя и подбадривал, был несколько резче, говоря Аркадию: «Ты не умеешь писать, но ты умеешь писать, и ты будешь писать».

Федин, М. Слонимский и особенно Семенов помогли Аркадию переработать его рукопись строчка за строчкой, и работа была опубликована. Реакция рецензентов была отрицательной. Михаил Левидов написал:

Нас интересует вопрос: на каком основании Аркадий Голиков ожидал, что его произведение понравится любому читателю? Предмет? Вместо этого банальный эпизод. Персонажи не живые. Нет языка, только серая пыль.

Самый положительный отзыв поступил от журнала Октябрь , описывающий работу чуть лучше клише. Голиков продолжал писать и выпустил свою вторую работу, Р.В.С. .

Голиков тогда решил путешествовать, работать и учиться жизни. Друг пригласил его в Пермь для работы в партийной газете «Звезда ». Он принял предложение, и 7 ноября 1925 года, в 8-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, в газете был напечатан его рассказ Угловой дом («Дом на углу»), и он впервые использовал ручку. имя Гайдар.

Гайдар так и не объяснил, как он пришел к этому псевдониму, но одна из теорий основывается на том факте, что в школе он изучал французский язык и всегда любил приправлять свою речь французскими словами. Соответственно, псевдоним образован из первой буквы его фамилии Голиков (Г), первой и последней букв его имени Аркадий (А, И), французского притяжательного имени (Д’) и первых двух букв имени его родной город Арзамас (A, R). Короче, Г-АИ-Д-АР = Голиков-Аркадий-От-Арзамас.

Гайдар выпускал в основном фельетоны для Звезды , которая напечатала 115 из них в период с 1925 по 1927 год. Он даже был приговорен к неделе тюремного заключения за один, вызвавший недовольство следователя местного суда. Кроме того, Гайдар написал для газеты 13 рассказов, 12 очерков и четыре повести.

Гайдар опять пошел бродить. С декабря 1928 по февраль 1930 года работал на севере в Архангельской газете Волна . Именно здесь, на севере, он написал Четвёртый Блиндаж («Четвёртая Землянка»), рассказ о детях, случайно попавших под артиллерийский обстрел. Кроме того, он добился большого успеха, опубликовав полуавтобиографическую повесть « Школа » («Школа», 1930 г. ), повествующую о суровой, героической школе жизни, которую прошли дети революции.

После демобилизации Гайдар женился, у него родился сын Тимур. Однако брак распался и в 1931 Гайдар переехал в Хаборовск, чтобы работать в газете Тихоокеанская звезда . Тамошним сослуживцам стало ясно, что ужасы Гражданской войны оставили свой след в психике Гайдара. Он страдал от алкоголизма и депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он был способен на большую ярость и однажды в порыве гнева громил квартиру. Его друзья уговорили его обратиться за помощью в местную психиатрическую больницу, но Гайдару было трудно попасть в больницу, потому что доктор никогда раньше не слышал, чтобы кто-то сдался добровольно.

В 1932 году вышла в свет повесть « Дальние страны » («Дальние страны»), в которой гул стройки доносится до захолустной деревни, где дети мечтают о дальних странах.

Гайдар считается одним из основоположников советской детской литературы. Он твердо верил в коммунизм и считал важным донести мысль в своих работах. Внук Гайдара, экономист и политик эпохи перестройки Егор Гайдар, так говорит о миссионерском смысле своего деда:

Мироощущение моего деда было пронизано предчувствием грядущей еще одной ужасной войны. И поэтому он считал своим долгом как писателя подготовить юных читателей к предстоящим тяжким испытаниям. Это будет ожесточенный бой; им потребуются все их силы в борьбе с врагом.

Хороший пример такого мышления можно найти в
Гайдара Сказка о Военной Тайне («Повесть о военной тайне», 1935). В этом рассказе мирная советская родина подвергается вероломному нападению со стороны буржуазных сил. Поскольку советских отцов и старших братьев убивают, в бой должны вступать маленькие дети. Одним из таких детей является Мальчик-Кильбачиш. Он попадает в плен и подвергается пыткам, но остается верен своему слову и не раскрывает великой военной тайны того, что делает Родину и трудящихся мира такими сильными. Его храбрость дает Красной Армии время, необходимое для того, чтобы прийти на помощь.

Другие работы Гайдара включают Всадники Неприступных гор («Всадники неприступных гор»). Голубая чашка («Синяя чашка»), Судьба барабанщика («Судьба барабанщика»), Дым в Лесу («Дым в лесу»),

Чук и7 Гек 900 .

Самый продолжительный вклад Гайдара – сказка Тимур и его команда («Тимур и его команда», 1940). Это история о банде детей, которые тайком крадутся по деревне, совершая добрые дела, защищая семьи, чьи отцы и мужья служат в Красной Армии, и сражаясь с мерзкими хулиганами. Эта история была частью учебной программы в каждой советской школе вплоть до 1990-х годов.

На второй день Великой Отечественной войны Гайдар получил экстренное задание. Ему предстояло написать сценарий к патриотическому фильму Клятва Тимура («Клятва Тимура»). На выполнение задания ему дали 15 дней. Он занял всего 12 дней.

Сразу после окончания сценария Гайдар вызвался повторно служить в армии и отправиться на фронт. Эта просьба была отклонена. Вместо этого он попал на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» . Отряд, в котором он находился, попал в окружение фашистских войск, но Гайдар отказался от эвакуации и продолжал сражаться в качестве пулеметчика. Погиб в бою под украинской деревней Ляплявая 26 октября 1941 года. По крайней мере, такова официальная версия. В 1979 августа советский журналист Виктор Глущенко обнаружил в селе Тулинца женщину по имени Христя Кузьменко, которая утверждала, что Гайдар и еще один товарищ бежали из окружения и зимовали, прячась в ее доме. По словам Кузьменко, не искавшего ни славы, ни наград, Гайдар уехал только весной 1942 года, надеясь вернуться к советским рубежам. Пытаясь проверить эту историю, Глущенко связался с Музеем Гайдара и Советским военным архивом. Оба источника заверили его, что нет оснований ставить под сомнение официальную версию гибели Гайдара, подтвержденную показаниями очевидцев.

Проект Z74 © 2021