Содержание
Музеи Гайдара в Арзамасе — toptigki — ЖЖ
Очень много мест в городе Арзамасе связано с именем писателя Аркадия Гайдара, и мемориальный дом-музей находится конечно же здесь. Он включает в себя мемориально-бытовой дом-музей А.П. Гайдара и литературный музей А.П. Гайдара.
Наше посещение мы начнали с мемориально-бытового дома-музея А.П. Гайдара.
Музей разместился в доме XIX века, принадлежавшего сначала дворянину П.П. Щербакову, а затем Александре Ивановне Бабайкиной. Именно у нее с 1912 по 1918 год один из флигелей снимала семья Голиковых (это настоящая фамилия Гайдара), и здесь прошли детство и юность будущего писателя.
Сам дом небольшой, но очень уютный. Сначала мы попадаем в небольшие сени,
проход через которые ведет к кухне, наверное, самой маленькой комнате в доме.
На вешалке в коридоре висят подлинные вещи семьи.
Далее коридор ведет в гостиную. Мебель, утварь и другие вещи здесь также подлинные семьи Голиковых. Здесь под звуки фисгармонии проходили чудесные вечера, ставились спектакли, рождественские концерты.
За небольшой перегородкой находится комната родителей.
Следующая комната — детская. Над кроватью, где спал Аркадий, висит географическая карта — воплощение мечты о дальних странах.
Рядом с домом-музеем находится украшенное мозаикой здание литературного музея и детской библиотеки им. А.П. Гайдара, перед входом в который в 1975 году была установлена скульптура 14-летнего Гайдара, уходящего на фронт.
В экспозиции этого музея представлены личные вещи, фотографии, документы, рассказывающие о жизни семьи Голиковых, о писателе Гайдаре и его потомках до наших дней.
Писатель родился в семье учителей — Петра Исидоровича Голикова и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.
Аркадий Голиков с сестрой Натальей, 1908 г. Льгов
Есть в музее вещи, принадлежавшие семье матери. Реликвией всей семьи были маленькие, прямоугольной формы часы и серебряная чарка из походного сундучка её отца — поручика А.Г. Салькова.
Конечно же, большая часть экспозиции посвящена самому писателю: его личные вещи, книги, которые он любил читать, письма, издания его книг и фотографии.
Личные вещи Лии Лазаревны Соломянской — первой жены писателя и матери Тимура Гайдара
Здесь есть и фото, на котором запечатлена последняя партизанская тропа, где Гайдар шел за несколько минут до гибели.
Несколько разделов музея посвящены потомкам писателя: его сыну Тимуру Гайдару
Тимур Гайдар и Рауль Кастро
А. П. Бажова (жена Т.А. Гайдара, дочь писателя П.П. Бажова), Е.Т. Гайдар, Т.А. Гайдар с шахматистами Талем и Таймановым. Будапешт, 70-е гг.
и внуку — Егору Гайдару.
Каждый из музеев интересен по-своему, но все-таки в доме-музее нам понравилось больше. В отличие от обычного музея, там появляется ощущение, будто ты приходишь к семье в гости.
Музей А.П. Гайдара г. Арзамаса
О музее |
За 37 лет своей жизни, пройдя путь от Аркадия Голикова до писателя А. П. Гайдара, побывав в разных краях, он всегда признавался: «…на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул, и потянуло опять к себе в Нижегородскую…». А если точнее, то в Арзамас, где прошли его детство и юность, в город, который стал для Аркадия Петровича второй родиной, откуда берет начало его необыкновенная биография. В 1964 г. в Арзамасе был открыт мемориально-бытовой дом-музей А.П. Гайдара. В 1967 на бывшей улице Новоплотинной, рядом с домом-музеем писателя, был открыт литературный музей. Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара — визитная карточка г. Арзамаса. В состав музейного комплекса входят три филиала, расположенные в исторической части города: мемориально-бытовой и литературный музеи А.П. Гайдара, мемориальный музей А.М. Горького. Музей является некоммерческим учреждением культуры, хранящим, изучающим и публично представляющим музейные предметы и музейные коллекции, позволяющие осветить жизнь и творчество А. П. Гайдара и А.М. Горького, а также других писателей, деятелей культуры и искусства России, творчески связанных с Арзамасом. Миссия музея:
В 1998 году музей вступил в Ассоциацию музеев России. В 1999 году было сформировано региональное отделение Ассоциации «Музеи Нижней Оки», в которое вошли 14 музеев из Нижегородской, Владимирской, Рязанской областей, в том числе и Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара г. Арзамаса. С этого времени музей активно развивает проектную деятельность. С 2005 года в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства сотрудниками музея реализуется долгосрочный проект по организации работы детского музейного театра «Музейка». В 2008 году проект музея «Возвращение к истокам» получил поддержку творческого конкурса «Семейный очаг» благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского в рамках «Года семьи в Российской Федерации». |
Историческая справка Арзамаса
Арзамас — 3-й по величине город Нижегородской области, районный центр. Расположен в 110 км южнее Нижнего Новгорода, в 410 км от Москвы. Он находится на правом берегу реки Теши (приток реки Оки). Арзамас — крупный железнодорожный узел, соединяющий центральную часть России с Уралом и Сибирью.
Арзамас — один из старейших городов Нижегородской области , основан царем Иваном IV (Грозным) во время его третьего похода на Казань в 1552 году. Арзамас возник как город-крепость на месте античной слободы народности мордва-эрзя. Город-крепость должен был «быть на государевой службе». Официальной датой основания города считается 1578 год.
Название «Арзамас» возникло от слияния мордовских слов «эрзя» — название мордовского племени и «мазы» — красный, красивый, есть и другая версия: название связано с двумя братьями Арзаем и Масаем, которые легенда встретила царя Ивана с дарами и стала первой православной в присутствии царя. Крепость Арзамасская играла важную роль в обороне юго-восточных рубежей Русского государства.
С историей города связаны имена предводителей крестьянских войн: Ивана Болотникова, Степана Разина (более 11 тысяч его сторонников были казнены на Ивановых горах с октября 1670 по январь 1671 года в Арзамасе), Емельяна Пугачева.
В героической хронике XVII века есть легендарное имя Алены Арзамасской, монахини, руководившей 7000 восставших крестьян в ходе вооруженного мятежа Разина. Она была захвачена правительственными войсками у города Темникова (Мордовия) и сожжена заживо. В Темникове стоит памятник Алене
Испокон веков Арзамас и его окрестности славятся мастерами. В прошлом успешно развивались кожевенное, меховое, жироплавильное, войлочное, кузнечное, сбрунное, кирпичное. Благодаря своему выгодному географическому положению Арзамас стал торговым центром Поволжья, известным продажей хлеба, лука, птицы, скота, ремесленных изделий.
К середине XVIII века Арзамас стал узлом 10 магистралей, в том числе 4-х государственного значения.
В старину говорили: «Арзамас-город — угол Москвы» или «Гиз царство, луковая столица».
Развитие торговли и ремесел привело к появлению богатых купцов всех гильдий, имевших торговые фирмы и лавки не только в родном городе, но и на больших деревенских ярмарках.
На имидж города повлияли результаты застройки. Арзамасские купцы на свои средства строили храмы и соревновались в их украшении. В конце XIX – начале XX века в Арзамасе насчитывалось более 36 церквей и 4 монастыря.
Арзамас тесно связан с историей русской литературы и культуры.
Александр Васильевич Ступин родился в Арзамасе, в 1802 году создал «малую академию» — 1-е русское губернское художественное училище. Это было первое русское Художественное училище, где учился и Служок, получая не только художественное, но и обязательное образование; она дала России более 150 художников.
Русские писатели П.И. Не раз в Арзамасе бывали Мельников-Печерский, В.Г.Короленко, В.И.Немирович-Данченко, Леонид Андреев, В.В.Маяковский, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевская, Н.М.Карамзин, С.Н.Глинка.
Арзамас известен своими талантами, получившими широкую известность в России. Среди них М.С. Жукова (1805-1855) занимает особое место. Она одна из немногих русских женщин-писательниц, чьим творчеством восхищались известные поэты и писатели XIX века.
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924), известный педагог, автор многих научных статей и пособий родился на Арзамасской земле. В начале XX века Россию учили по его «Русской азбуке», а книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей» была одной из самых распространенных в дореволюционной школе.
Святитель Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский Иван Николаевич 1867-1944) и отец Иоганн (Сторожев Иван Владимирович) — последний клирик царя Николая II в разное время родились в Арзамасе и получили зачатки церковного образования.
Арзамас — родной город архитектора М.П.Коринфского (1788-1851). По его проекту в 1842 году был возведен величественный Воскресенский собор в честь победы над Наполеоном.
Арзамас – молодежный город детского писателя А.П.Гайдара (1904-1941). С редкой трогательной любовью нынешние жители Арзамаса хранят памятные гайдаровские места — дом детства писателя, здание гимназии, литературный музей А.П.Гайдара.
Арзамас — место ссылки М. Горького (1902 г.). М.Горький организовал 1-ю публичную городскую библиотеку. Сейчас в доме мемориальный музей.
Арзамас — это сам город-музей. Более 140 памятников истории, культуры и архитектуры находятся под охраной государства. Среди них 25 имеют общероссийское значение.
Арзамас входит в число 116 исторических городов нашей страны, нуждающихся в особом отношении к сохранению своего исторического наследия
Современный город является важным промышленным, сельскохозяйственным и культурным центром Волго-Вятского региона России. Производимые в Арзамасе спецтехника, коммунальные автомобили, самолеты и медицинские инструменты, лук и гипс из Пешелани хорошо известны в стране.
Имеются 3 вуза, 7 техникумов, широкая сеть школ и учебных центров для детей, драматический театр, 3 музея (историко-художественный, музеи им. А.М.Горького и А.П.Гайдара), выставочные залы, галерея художественной школы. после А.В. Ступина, центра народных промыслов в Арзамасе.
Оживленные дороги проходят через Арзамас в сторону Пушкинского Болдино и Дивеевского монастыря, где покоятся мощи Серафима Саровского.
Отправляйтесь в Арзамас, прикоснитесь к таинственному и чарующему прошлому города, почувствуйте его необыкновенную притягательность. И вы поймете, что привлекало многих известных русских литераторов, чиновников, считавших своим долгом посетить священную землю Арзамаса.
Гайдар Аркадий Петрович. (Настоящая фамилия Голиков.) Родился 22 января (9 января по старому стилю) 1904 года в городе Льгове Курской губернии Украины в семье учителя. У него было три сестры: Наташа (1905 г.р.), Ольга (1908 г.р.) и Катя. Еще не будучи членами партии, родители Аркадия — Пытор и Наталья Голиковы — помогали большевикам прятать тайники с нелегальной литературой. В 1908 году семья переехала в Нижний Новгород. Чтобы помочь с семейными финансами, мать Аркадия стала помощницей врача-акушерки. В 1912 лет, когда Аркдаю было 8 лет, семья переехала в Арзамас. Когда началась Первая мировая война и его отца призвали в армию, юный Аркадий сбежал из дома и попытался присоединиться к отцу на фронте. Через четыре дня и девяносто километров его задержали и вернули домой. Еще в школе он назвал свое любимое занятие «книги». Первым среди авторов, которыми он восхищался, был Гоголь, за ним Пушкин, Толстой, Гончаров, Писарев, Достоевский, Шекспир и Марк Твен. После Февральской революции 1917 года отец Аркадия, еще служивший в армии, был избран полковым комиссаром, а затем дивизионным комиссаром. Всю Гражданскую войну провел на разных фронтах. Сам Аркадий тоже тянулся к большевикам и помогал местной арзамасской организации как своего рода разведчику, собирая на улицах сведения и передавая их в партком. 29 августа 1918 года Аркадий официально стал членом партии. В декабре 1918 года он записался в Красную Армию «для борьбы за сияющее царство социализма». Аркадия отправили в школу красных командиров, но до окончания учебы его и других учеников забрали из школы и отправили воевать с различными бандами, воюющими по всей Украине. 27 августа 1919 года командир роты Аркадия был убит, и вместо него был назначен Аркадий, которому было всего 15 лет. В декабре 1919 года, уже командир взвода на Польском фронте, Аркадий получил осколочное ранение в ногу. Его отправили домой в отпуск, где он заболел сыпным тифом. Примерно в это же время его мать стала членом партии, а отец воевал на восточном фронте против Колчака. После выздоровления Аркадий вернулся в бой командиром роты сначала на Кубань, а затем в Тамбовскую область, где ему было дано командование полком, участвовавшим в боях против Антонова и его войск. Несмотря на безупречную репутацию, которая впоследствии сложилась вокруг Гайдара, есть свидетельства того, что во время Гражданской войны он был ответственен за некоторые эксцессы, отдавая приказы и участвуя в расстрелах невинных крестьян. Эти обвинения попали в поле зрения начальства, и Гайдара исключили из партии. В 1924 году, контуженный и больной, Гайдар был демобилизован. Затем действие переносится на Невский проспект.
Рукопись, переданная Аркадием Голиковым Федину, была его первой работой В Дни Поражения и Победы («Дни Победы и Победы»), основанной на тех бурных, послереволюционных днях в Украине. Первым ее прочитал Сергей Семенов, который отреагировал благосклонно, отметив: «Из него [Голикова] мы можем сделать писателя». Федин, хотя и подбадривал, был несколько резче, говоря Аркадию: «Ты не умеешь писать, но ты умеешь писать, и ты будешь писать». Федин, М. Слонимский и особенно Семенов помогли Аркадию переработать его рукопись строчка за строчкой, и работа была опубликована. Реакция рецензентов была отрицательной. Михаил Левидов написал:
Самый положительный отзыв поступил от журнала Октябрь , описывающий работу чуть лучше клише. Голиков продолжал писать и выпустил свою вторую работу, Р.В.С. . Голиков тогда решил путешествовать, работать и учиться жизни. Друг пригласил его в Пермь для работы в партийной газете «Звезда ». Он принял предложение, и 7 ноября 1925 года, в 8-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, в газете был напечатан его рассказ Угловой дом («Дом на углу»), и он впервые использовал ручку. имя Гайдар. Гайдар так и не объяснил, как он пришел к этому псевдониму, но одна из теорий основывается на том факте, что в школе он изучал французский язык и всегда любил приправлять свою речь французскими словами. Соответственно, псевдоним образован из первой буквы его фамилии Голиков (Г), первой и последней букв его имени Аркадий (А, И), французского притяжательного имени (Д’) и первых двух букв имени его родной город Арзамас (A, R). Короче, Г-АИ-Д-АР = Голиков-Аркадий-От-Арзамас. Гайдар выпускал в основном фельетоны для Звезды , которая напечатала 115 из них в период с 1925 по 1927 год. Он даже был приговорен к неделе тюремного заключения за один, вызвавший недовольство следователя местного суда. Кроме того, Гайдар написал для газеты 13 рассказов, 12 очерков и четыре повести. Гайдар опять пошел бродить. С декабря 1928 по февраль 1930 года работал на севере в Архангельской газете Волна . Именно здесь, на севере, он написал Четвёртый Блиндаж («Четвёртая Землянка»), рассказ о детях, случайно попавших под артиллерийский обстрел. Кроме того, он добился большого успеха, опубликовав полуавтобиографическую повесть « Школа » («Школа», 1930 г. ), повествующую о суровой, героической школе жизни, которую прошли дети революции. После демобилизации Гайдар женился, у него родился сын Тимур. Однако брак распался и в 1931 Гайдар переехал в Хаборовск, чтобы работать в газете Тихоокеанская звезда . Тамошним сослуживцам стало ясно, что ужасы Гражданской войны оставили свой след в психике Гайдара. Он страдал от алкоголизма и депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Он был способен на большую ярость и однажды в порыве гнева громил квартиру. Его друзья уговорили его обратиться за помощью в местную психиатрическую больницу, но Гайдару было трудно попасть в больницу, потому что доктор никогда раньше не слышал, чтобы кто-то сдался добровольно. В 1932 году вышла в свет повесть « Дальние страны » («Дальние страны»), в которой гул стройки доносится до захолустной деревни, где дети мечтают о дальних странах. Гайдар считается одним из основоположников советской детской литературы. Он твердо верил в коммунизм и считал важным донести мысль в своих работах. Внук Гайдара, экономист и политик эпохи перестройки Егор Гайдар, так говорит о миссионерском смысле своего деда:
Хороший пример такого мышления можно найти в Другие работы Гайдара включают Всадники Неприступных гор («Всадники неприступных гор»). Голубая чашка («Синяя чашка»), Судьба барабанщика («Судьба барабанщика»), Дым в Лесу («Дым в лесу»), | Чук и7 Гек 900 . Самый продолжительный вклад Гайдара – сказка Тимур и его команда («Тимур и его команда», 1940). Это история о банде детей, которые тайком крадутся по деревне, совершая добрые дела, защищая семьи, чьи отцы и мужья служат в Красной Армии, и сражаясь с мерзкими хулиганами. Эта история была частью учебной программы в каждой советской школе вплоть до 1990-х годов. На второй день Великой Отечественной войны Гайдар получил экстренное задание. Ему предстояло написать сценарий к патриотическому фильму Клятва Тимура («Клятва Тимура»). На выполнение задания ему дали 15 дней. Он занял всего 12 дней. Сразу после окончания сценария Гайдар вызвался повторно служить в армии и отправиться на фронт. Эта просьба была отклонена. Вместо этого он попал на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» . Отряд, в котором он находился, попал в окружение фашистских войск, но Гайдар отказался от эвакуации и продолжал сражаться в качестве пулеметчика. Погиб в бою под украинской деревней Ляплявая 26 октября 1941 года. По крайней мере, такова официальная версия. В 1979 августа советский журналист Виктор Глущенко обнаружил в селе Тулинца женщину по имени Христя Кузьменко, которая утверждала, что Гайдар и еще один товарищ бежали из окружения и зимовали, прячась в ее доме. По словам Кузьменко, не искавшего ни славы, ни наград, Гайдар уехал только весной 1942 года, надеясь вернуться к советским рубежам. Пытаясь проверить эту историю, Глущенко связался с Музеем Гайдара и Советским военным архивом. Оба источника заверили его, что нет оснований ставить под сомнение официальную версию гибели Гайдара, подтвержденную показаниями очевидцев. |