Китай тайвань история: Китай и Тайвань — история 70-летней вражды

Китай и Тайвань — история 70-летней вражды

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, AFP

Подпись к фото,

Многие жители Тайваня считают себя отдельной нацией

Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань привел к новому скачку напряжения в отношениях между Китаем, Тайванем и союзниками Тайваня американцами. Эти отношения представляют собой постоянно тлеющий конфликт, а начался он больше 70 лет назад.

Китайская народная республика считает Тайвань отколовшейся провинцией, которая рано или поздно должна вернуться в состав Китая. Однако многие тайваньцы после семидесяти лет раздельного проживания стали считать себя отдельным народом, а свой остров — отдельной страной, хотя она до сих пор и не провозглашала независимость, а считает себя законной правопреемницей всего огромного Китая.

Какая у конфликта историческая подоплека?

Первыми известными поселенцами на Тайване были австронезийские племена, которые, как считается, пришли из современного южного Китая.

Остров появился в китайских записях, по некоторым данным, в 239 году нашей эры, когда китайский император послал экспедиционный корпус для исследования этого района — этим фактом Пекин обосновывает свое право на владение этим островом.

Относительно короткий период времени, с 1624 по 1661 год, Тайвань был голландской колонией, а после, с 1683 по 1895 год, находился под управлением китайской династии Цин.

Тогда же, в XVII веке, на Тайвань начало прибывать значительное число мигрантов из Китая, люди бежали от беспорядков и нищеты. Большая их часть была китайцами народности хокло из провинции Фуцзянь или китайцами хакка, в основном из провинции Гуандун. Их потомки в настоящее время составляют самую большую демографическую группу на острове.

В 1895 году, после первой китайско-японской войны, правительству Цин пришлось уступить Тайвань Японии. По итогам Второй мировой войны Япония отказалась от контроля над территорией, отнятой у Китая. Китайская Республика — одна из победительниц в войне — начала править Тайванем с согласия своих союзников, США и Великобритании.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Но затем в Китае вспыхнула гражданская война между национальным правительством партии Гоминьдан, возглавляемой Чаном Кайши, и войсками Коммунистической партии Китая под руководством Мао Цзэдуна. Гоминьдан потерпел поражение.

В 1949 году Чан Кайши со своими сторонниками — всего их было около полутора миллионов человек — бежал на Тайвань. Он учредил там правительство в изгнании, назвал подвластную ему территорию Китайской республикой и правил ей следующие 25 лет.

Материковые китайцы, бежавшие вместе с Чан Кайши, много лет доминировали в политике Тайваня, хотя и составляли всего 14% населения.

После Чана к власти на Тайване пришел его сын Цзян Цзинго, также известный под именем Николай Владимирович Елизаров. В юности его отправили учиться в Москву, он жил у сестры Ленина, участвовал в коллективизации и даже некоторое время работал в механическом цехе на заводе «Уралмаш», а в 1937 году был арестован.

В том же 1937 году Цзян Цзинго вернулся на родину с советской женой (на Тайване она получила имя Цзян Фанлян).

Цзян Цзинго отличался открытостью и демократичным поведением. Будучи министром внутренних дел в правительстве своего отца на Тайване, он подавил несколько попыток коммунистических мятежей.

После смерти отца он сначала возглавил Гоминьдан, а затем в 1978 году стал президентом Тайваня и избирался на два срока подряд вплоть до своей смерти в 1988 году. При нем на Тайване прошли демократические реформы, хотя правительство оставалось в целом авторитарным.

Преемником Цзян Цзинго стал его бывший вице-президент Ли Денхуэй. Его называют «отцом тайваньской демократии». Он провел конституционную реформу, и в 2000 году в стране впервые был избран президент, не являвшийся членом партии Гоминьдан — Чэнь Шуйбянь.

Кто признает Тайвань?

Существуют разногласия и путаница в отношении того, что такое Тайвань. У острова собственная конституция, демократически избранные лидеры и армия численностью около 300 000 человек.

Чан Кайши, некогда создавший там правительство в изгнании, утверждал, что оно представляет весь Китай, и собирался завоевать страну обратно. Тайвань даже занимал место Китая в Совете безопасности ООН, поскольку многие страны Запада считали именно его подлинным китайским правительством.

Автор фото, Central Press

Подпись к фото,

Чан Кайши, бывший лидер Китая, бежал со своими сторонниками на Тайвань.

Однако в 70-х годах прошлого века некоторые члены Совбеза начали говорить о том, что Тайвань больше не может представлять сотни миллионов человек, живущих в материковом Китае.

В 1971 году ООН вернул место Пекину, а Тайвань исключили. В 1978 году Китай начал открывать свою экономику. США, осознав возможности для торговли и необходимость развития отношений, в 1979 году официально установили с Пекином дипломатические отношения.

С тех пор количество стран, официально признающих Тайвань, резко сократилось — сейчас их около 15.

Теперь, несмотря на наличие всех характеристик независимого государства и отличной от Китая политической системы, правовой статус Тайваня остается неясным.

Как складываются отношения между Тайванем и Китаем сейчас?

В 1980 году отношения между Китаем и Тайванем начали налаживаться: Тайвань сначала смягчил правила посещения и инвестиций в Китай, а в 1991 году объявил, что война с Китайской Народной Республикой окончена.

Китай предложил так называемый вариант «одна страна, две системы», в которой, как уверял Пекин, Тайвань сохранит автономию, если согласится на воссоединение. Под такие же обещания Пекин в 1997 году вернул себе Гонконг — и до недавнего времени держал слово, но затем силой навязал демократическому Гонконгу свои порядки.

Тайвань же отклонил предложение.

Президент Тайваня Чэнь Шуйбян, пришедший к власти в 2000 году, стал головной болью для Китая, так как он и его Демократическая прогрессивная партия открыто выступили за провозглашение отдельного государства.

В 2004 году Чэня избрали на второй срок, и через год Китай принял так называемый «закон против отделения», позволяющий Китаю использовать «немирные средства» против Тайваня, если он попытается отделиться.

  • Китай: если Тайвань провозгласит независимость, это приведет к войне

На смену Чэню в 2008 году пришел Ма Инцзю — политик из партии Гоминьдан, который пытался наладить отношения с помощью экономических соглашений.

В 2016 году президентом стала Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии, и отношения Тайваня с Китаем снова испортились.

Автор фото, Reuters

Подпись к фото,

При Цай Инвэнь отношения между Пекином и Тайванем снова испортились

В 2018 году они обострились еще сильнее, когда Пекин усилил давление на международные компании, пригрозив им запретом на ведение бизнеса в Китае, если они не укажут Тайвань как часть Китая на своих веб-сайтах.

В 2020 году Цай избралась на второй срок, набрав рекордные 8,2 миллиона голосов, и многие увидели в этом свидетельство того, что тайваньцы охладели к идее воссоединения с КНР.

Тем временем в Гонконге уже вовсю разгорелись протесты против усиления влияния Китая, и Тайвань внимательно за этим наблюдал.

Позже в том же году Китай ввел в действие закон о национальной безопасности в Гонконге, что стало очередным шагом к подавлению гонконгских свобод.

Насколько для Тайваня важна независимость?

Если в принципиальном политическом вопросе Пекин и Тайбэй договориться не могут, то в экономике их отношения в последние десятилетия ширились и крепли. Согласно официальным данным Тайваня, с 1991 года по конец мая 2021 года тайваньские инвестиции в Китай составили 193,5 млрд долларов.

Некоторых жителей Тайваня беспокоит, что их экономика теперь зависима от Китая. Другие считают, что более тесные экономические связи уменьшают вероятность нападения КНР.

В 2014 году Китай и Тайвань подписали документ «О торговом соглашении между двумя странами». Это спровоцировало появление протестного «Движения подсолнухов». Участники движения, студенты и активисты, временно оккупировали тайваньский парламент, протестуя против потенциального усиления влияния Китая.

  • «Тайвань не Украина». Почему Китай поддерживает в украинском кризисе Россию, но пока только на словах

Нынешняя правящая Демократическая прогрессивная партия Тайваня по-прежнему выступает за независимость острова, в то время как Гоминьдан говорит об объединении.

Недавние соцопросы на Тайване показывают, что существенная часть населения — за фактический суверенитет.

Автор фото, AFP/Getty Images

Подпись к фото,

Активисты движения за независимость Тайваня на демонстрации в Тайбее 20 октября 2018

Но большинство тайваньцев, похоже, находятся где-то посередине. Опрос, проведенный в июне 2022 года, показал, что только 5,2% жителей хотят скорейшего провозглашения независимости, и только 1,3% — наоборот, за объединение с материковым Китаем при первой же возможности.

Какое отношение к этому противостоянию имеют США?

Давняя политика Вашингтона в регионе представляет собой пример статегической амбивалентности: официально Штаты придерживаются политики «единого Китая», признавая только Пекин, и имеют дипломатические отношения с ним, а не с Тайбеем, но при этом поддерживают союзнические отношения с Тайванем.

  • Джо Байден: США будут защищать Тайвань от нападения Китая
  • Визит Нэнси Пелоси на Тайвань: США ожидают провокаций от Китая

В мае этого года президента Байдена спросили, готовы США защищать Тайвань, и он ответил утвердительно. Белый дом после этого срочно разъяснил, что позиция США в отношении Тайваня не изменилась, и подтвердил свою приверженность политике «одного Китая». Примерно то же было и предыдущими заявлениями Байдена о военной поддержке Тайваня.

Пекин осуждает любую предполагаемую поддержку Тайбэя со стороны Вашингтона и в ответ на заявления Байдена активизировал вторжения военных самолетов в зону противовоздушной обороны Тайваня.

История взаимоотношений КНР и Тайваня

После Второй мировой войны Гоминьдан (Китайская Национальная партия, КНП) и Коммунистическая партия Китая (КПК) продолжили начатую еще в 1927 г. гражданскую войну. Фактически перерыв длился с 1936 г., когда КПК, Гоминьдан и иные политические силы Китая смогли заключить перемирие и сосредоточить свои усилия в борьбе против Японии. В 1949 г. в результате победы КПК Гоминьдан и его сторонники были вынуждены эвакуироваться на Тайвань. В октябре того же года на материке было провозглашено создание Центрального народного правительства Китайской Народной Республики, которое и по сей день считает себя единственным законным представителем всего Китая.

Источник: Reuters

После Второй мировой войны США разочаровались в коррумпированной и неэффективной системе Гоминьдана, в которой помимо всего прочего не было места оппозиции и свободной прессе. По мере того, как силы коммунистов брали под свой контроль материковой части Китая, казалось, что поглощение Тайваня будет лишь вопросом времени, и США были готовы отказаться от идеи его независимости. США вновь открыли для себя стратегическую ценность острова, когда в июне 1950 г. началась Корейская война. Вскоре после этого в Тайваньский пролив был направлен Седьмой флот США, который, по сути, блокировал любую попытку КНР захватить Тайвань силой.

В условиях эскалации конфликта и вооруженного противостояния между КНР и Тайванем получившего название первого Тайваньского кризиса, США и Китайская Республика подписали договор о взаимной обороне в 1954 г. Второй эпизод нарастания военной напряжённости в регионе произошел в 1958г. из-за двух спорных островных групп.

На протяжении 1960-х гг. США и Китайская республика продолжали поддерживать дипломатические отношения, хотя секретные переговоры между США и КНР периодически проводились. В это же время Ч. Кайши пытался убедить американское и ряд других правительств в необходимости размещения на острове и использования атомного оружия против коммунистического Китая.

В июле 1971 г. Генри Киссинджер, советник президента по национальной безопасности, тайно посетил Пекин и встретился с М. Цзэдуном и Ч. Эньлаем. Этот визит подготовил почву для поездки Р. Никсона в Китай в феврале следующего года и подписания Шанхайского коммюнике, основанного на политике «одного Китая».

Стоит отметить, что несмотря на недовольство Советского Союза, Тайвань был постоянным членом Совета Безопасности ООН до 1971г.

1 января 1979 г. США и КНР подписали Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений. Третье коммюнике, также известное как коммюнике от 17 августа, было опубликовано между Вашингтоном и Пекином в 1982 г., в котором обе стороны подтвердили заявления о Тайване, сделанные в предыдущих коммюнике. Хотя по вопросу о продаже оружия Тайваню не было сделано окончательных выводов, США заявили о своем намерении постепенно сократить ее.

В апреле 1979 г. Конгресс США принял Закон об отношениях с Тайванем для регулирования отношений между США и властями острова. В изданном законе было сказано, что США будут «рассматривать любые попытки определить будущее Тайваня не мирными средствами, как угрозу миру и безопасности в западной части Тихого океана, что незамедлительно вызовет серьезную озабоченность Соединенных Штатов».

КНП управляла страной в условиях военного положения с 1949 по 1987 гг. В это время политическое инакомыслие жестко подавлялось, а жители Тайваня, проживавшие на острове до 1945 г., подвергались этническим притеснениям, культурному давлению, а также политико-идеологической дискриминации.

В конце 1987 г. жителям Тайваня впервые было разрешено посещать Китай, что позволило семьям воссоединиться и привело к существенным увеличениям в объемах торговли.

В 1991 г. правительство Тайваня отменило чрезвычайное положение, тем самым в одностороннем порядке положив конец состоянию войны с материковым Китаем. Первые прямые переговоры между двумя сторонами состоялись в Сингапуре два года спустя. В 1992 г. на Тайване прошли первые свободные выборы в законодательные органы, а в 1996 г. — первые президентские выборы.

Но в 1996 г. Пекин приостановил начатые в Сингапуре переговоры в знак протеста против визита тайваньского президента Ли Дэнхуэя в США и осуществил несколько военных маневров в непосредственной близости от острова, что повлекло за собой начало Третьего кризиса в Тайваньском противе.

За последние десятилетия в отношениях между США, КНР и Тайванем произошли большие изменения. Когда Демократическая прогрессивная партия (ДПП) находилась у власти на острове с 2000 по 2008 гг., она проводила политику по десинификации Тайваня в попытке утвердить независимый и отдельный статус Тайваня. Определяя отношения с КНР, президент Ч. Шуйбянь заявил, что Тайвань и Китай — «одна страна по обе стороны Тайваньского пролива», что побудило президента США Дж. Буша предупредить Тайвань, что он не может в одностороннем порядке пытаться изменить статус-кво в Тайваньском проливе.

КНП вернулась к власти в 2008 г. с избранием М. Инцзю. Он исправил провокационную политику ДПП в отношении Китая, и с 2008 г. отношения между сторонами значительно улучшились. Прямые авиарейсы между островом и материком стали регулярными, а жители Тайваня и Китая смогли свободно посещать друг друга. Что особенно важно, в 2010 г. обе стороны подписали исторически важное соглашение о преференциальной торговле — Рамочное соглашение об экономическом сотрудничестве (ECFA). Экономики КНР и Тайваня стали взаимозависимыми, что, безусловно, выгодно для стабилизации отношений обеих сторон.

Несмотря на постоянные угрозы со стороны материкового Китая, Тайвань, пока что преодолел тенденцию отката, поразившую демократии во всем мире. В 2020 г. Индекс демократии журнала «Economist» впервые назвал Тайвань «полной демократией». В 2021 г. Тайвань занял восьмое место в мире среди самых демократических стран. Это выше, чем у его азиатских соседей (Южная Корея заняла шестнадцатое место, а Япония – семнадцатое) и США, которые заняли двадцать шестое место.

Позиция США в отношении будущих тайваньско-китайских отношений остается неоднозначной. Вашингтон неоднократно подтверждал свою заинтересованность в мирном урегулировании тайваньского вопроса. Тем не менее многие эксперты уверены, что США не хотят объединения Китая и Тайваня, которое даст Пекину дополнительную власть и влияние.

Для КНР независимость Тайваня неприемлема. Но Пекин, похоже, понимает, что время для объединения еще не пришло, т.к. стратегия Китая, в принципе, заключается в занятии выжидательной позиции, оставаясь сосредоточенной на развитии экономических, культурных и социальных обменов, чтобы предотвратить дальнейшее отдаление Тайваня.

Может ли разразиться война в Тайваньском проливе?

Американских аналитиков больше всего беспокоит, что растущий военный потенциал и напористость Китая, а также ухудшение отношений между Китаем и Тайванем могут спровоцировать серьёзный вооружённый конфликт.

Кризисы в Тайваньском проливе 1954–1955, 1958 и 1995–1996 гг. показывают, что подобный конфликт может привести к нарастанию конфронтации между США и Китаем. Это связано с тем, что Китай не исключает возможности применения силы для «воссоединения» Тайваня с материковым Китаем, а США не исключают возможности защиты Тайваня в случае нападения КНР. Министерство обороны США в докладе от 2021 г. отмечает, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) «вероятно, готовится к непредвиденным обстоятельствам, чтобы силой объединить Тайвань с КНР, одновременно сдерживая, задерживая или отрицая вмешательство третьей стороны, например, США».

Однако эксперты расходятся во мнениях относительно вероятности и сроков китайского вторжения. Высший военный командир США в Индо-Тихоокеанском регионе предупредил в 2021 г., что Китай может попытаться вторгнуться на Тайвань в течение следующего десятилетия, в то время как некоторые эксперты считают, что такое вторжение еще более отдалено.

Другие аналитики считают, что 2049 г. — критическая дата. Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что объединение с Тайванем необходимо для достижения того, что он называет «китайской мечтой», согласно которой статус великой державы будет восстановлен к 2049 г.

Специальная военная операция России на территории Украины также вызвала дискуссию вокруг данной проблемы: одни специалисты утверждают, что действия Москвы могут подтолкнуть Пекин к аналогичному сценарию в отношении Тайваня, другие говорят, что Пекин может стать более осторожным, увидев проблемы России.

Независимо от этого, НОАК сделала подготовку к непредвиденным обстоятельствам на Тайване одним из своих главных приоритетов, и Тайвань стал основным катализатором военной модернизации Китая. В «Белой книге по обороне», опубликованной в 2019 г., НОАК заявила, что она «решительно победит любого, кто попытается отделить Тайвань от Китая».

Как Китай защищает Тайвань от внешних угроз?

Для защиты своей территории Китай усиливает присутствие в Тайваньском проливе. Китай увеличил частоту и масштаб патрулирования бомбардировщиков, истребителей и самолетов наблюдения НОАК над территорией подконтрольной правительству Тайваня и вокруг неё. Пекин также все чаще проводит свои военные корабли и авианосцы через Тайваньский пролив, демонстрируя силу.

Кроме того, Китай применяет рычаги давления на международные корпорации — авиакомпании или сети отелей, чтобы они включили Тайвань в список китайских провинций.

Визит спикера Палаты представителей Н. Пелоси 2–3 августа 2022 г. вызвал конфликтную ситуацию между Китаем и США. Данный шаг — в некотором роде провокация. Но утверждать, что это может сподвигнуть Китай на активные действия не стоит. Политика КНР не отличается импульсивностью и заключается в выжидании удобного момента для осуществления тактических маневров. Наиболее вероятно, что они не станут предпринимать активных радикальных действий. Ввязываться в полномасштабные сражения накануне ХХ съезда КПК может быть для Пекина крайне невыгодным. Более того, Китай активно развивает военно-морской флот для создания паритета с США, т.к. без приблизительного равенства Пекин явно оказывается в более проигрышном положении, чем Вашингтон.

С другой стороны, некоторые эксперты высказывают смелые предположения, что сейчас наиболее благоприятная обстановка в мире для Китая, чтобы сделать свой шаг по взятию контроля над Тайванем. Однако представляется, что текущая ситуация не перерастет в вооруженный конфликт в ближайшей перспективе.

Предыстория и обзор | Центр стратегических и международных исследований

Краткая история | Информационный бюллетень | Глоссарий

Краткая история современного Китая и Тайваня

После нескольких столетий относительной автономии Тайваня, хотя и неясного суверенного статуса по отношению к Китаю (предмет продолжающихся споров между Китаем, Тайванем и международными учеными), Япония приобрела остров в качестве колонии в 1895 году после заключения Китайского соглашения. -Японская война. С падением династии Цин в Китае в 19 г.11 января Китай погрузился в политические и социальные беспорядки, поскольку конец веков династического правления оставил Китай в политически раздробленном полуколониальном государстве.

В эту эпоху две основные военно-политические группы с противоположными идеологиями соревновались за формирование будущего современного Китая. Националистическая партия (Гоминьдан) возникла как наследие Китайской Республики (КР), которая пришла на смену династии Цин, но в конечном итоге уступила военачальникам. Гоминьдан представлял Китай как конституционную республику, следующую западным моделям правления. Коммунистическая партия Китая (КПК), образованная в 1921, стремился к коммунистической революции в китайском стиле и будущему социалистическому Китаю, поддерживающему принципы марксизма-ленинизма (и, в конечном итоге, маоизма).

Две группы, внешне работавшие вместе, успешно объединили Китай с полевыми командирами в 1928 году, но быстро погрузились в открытый насильственный конфликт. Несмотря на короткий период сотрудничества против оккупационной японской армии в 1930-х годах, боевые действия между Гоминьданом и КПК продолжались на протяжении всей Второй мировой войны. 1 декабря 1943 года главы государств Китая, США и Великобритании совместно подписали «Каирскую декларацию», в которой говорилось, что: «все территории, захваченные Японией у Китая, такие как Маньчжурия, Тайвань и острова Пэнху, будет возвращен Китаю».

После капитуляции Японии в 1945 году Соединенные Штаты, которые поддерживали Гоминьдан во время переговоров о капитуляции, попытались заключить перемирие между Гоминьданом и КПК. Однако последующие разногласия между КПК и Гоминьданом и нарушения режима прекращения огня привели к тому, что 29 января 1947 года США отказались от посреднических усилий и отозвали миссию США. Соединенные Штаты приостановили военную помощь Гоминьдану, но продолжили свою программу экономической помощи. 1 октября 1949 года Мао Цзэдун, председатель КПК, объявил о создании Китайской Народной Республики (КНР) в Пекине, в то время как Чан Кайши, генералиссимус Гоминьдана, ушел на Тайвань, приведя два миллиона гоминьдановских солдат и сторонники с ним. Его армия провозгласила Тайбэй временной столицей Китайской Республики.

В начале 1950 года, когда КПК завершила консолидацию своей власти на материке, КНР начала собирать войска напротив Тайваня, в то время как Гоминьдан на Тайване готовил собственную атаку через пролив. Однако после того, как в июне того же года разразилась Корейская война, Соединенные Штаты направили свой Седьмой флот для патрулирования Тайваньского пролива, чтобы предотвратить боевые действия, и между Соединенными Штатами и Гоминьданом возобновилось сотрудничество. 2 декабря 1954 г. Соединенные Штаты и Китайская Республика подписали Договор о взаимной обороне, в котором Соединенные Штаты обязались поддерживать Тайвань в случае нападения КНР. Благодаря этим действиям Соединенных Штатов тупиковая ситуация в Тайваньском проливе укрепилась. Мелкомасштабные боевые действия через пролив продолжались в течение 1950-х годов над рядом островов (Кемой (Кинмэнь) и Мацу) у побережья Китая, но ситуация в конечном итоге превратилась в одно из самых продолжительных и чувствительных противостояний холодной войны.

После 1949 года и на протяжении большей части холодной войны Тайвань пользовался значительным международным признанием как Китайская Республика, особенно благодаря антикоммунистической кампании под руководством США и собственной изоляционистской и идеологической позиции материка. Однако в 1971 году КНР набрала достаточно голосов в Генеральной Ассамблее ООН, чтобы исключить Тайвань как Китайскую Республику и принять КНР в качестве представителя Китая в ООН. В 1972 года во время исторической поездки президента США Никсона в Китай Соединенные Штаты восстановили контакты с КНР и подписали первое совместное коммюнике США и Китая. Этот документ, получивший название «Шанхайское коммюнике», стал первым официальным письменным заявлением, в котором Соединенные Штаты и Китай выразили свою точку зрения по тайваньскому вопросу.

В Шанхайском коммюнике Китай подтвердил свою позицию, согласно которой правительство КНР является единственным законным правительством Китая; Тайвань — провинция Китая; а освобождение Тайваня является внутренним делом Китая, в которое никакая другая страна не имеет права вмешиваться. Соединенные Штаты признали, что все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива утверждают, что существует только один Китай и что Тайвань является частью этого Китая. Кроме того, США заявляли о своей заинтересованности в мирном урегулировании тайваньского вопроса самими китайцами.

На протяжении 1970-х годов все большее число стран следовали формуле установления официальных дипломатических отношений с КНР при сохранении неофициальных отношений с Китайской республикой без признания государственности. В 1979 году Соединенные Штаты официально установили дипломатические отношения с КНР во время визита в Вашингтон президента КНР Дэн Сяопина. В коммюнике от 1 января 1979 г., устанавливающем официальные отношения, далее изложены соответствующие перспективы в отношении Тайваня и установлены ограничения на взаимодействие США с островом, включая расторжение двустороннего договора об обороне, вывод американских войск, дислоцированных на Тайване, и отзыв официального дипломатического признания. . Вскоре после этого Конгресс США обрисовал неофициальные отношения США с островом и подтвердил приверженность США безопасности Тайваня, приняв Закон об отношениях с Тайванем (TRA).

Напряженность в отношениях с Пекином по поводу возможности продажи Соединенными Штатами истребителей Тайваню в начале правления администрации Рейгана завершилась подписанием третьего коммюнике 17 августа 1982 года. Вопрос о продаже США оружия Тайваню оставался нерешенным в ходе переговоров. между двумя странами об установлении дипломатических отношений. Коммюнике 1982 года стремилось решить этот вопрос так, чтобы он не мешал дальнейшему развитию американо-китайских отношений. Соединенные Штаты заявили, что не стремятся проводить долгосрочную политику продажи оружия Тайваню, и подтвердили, что будущие продажи оружия острову не превысят ни в качественном, ни в количественном отношении уровень поставок на Тайвань. лет после нормализации дипломатических отношений между США и Китаем. Кроме того, США заявили о своем намерении постепенно сокращать продажи оружия Тайваню, «что со временем приведет к окончательному решению».

Несмотря на усилия Вашингтона и Пекина сгладить свои разногласия по поводу Тайваня, этот вопрос оставался одновременно деликатным и взрывоопасным. Напряженность нарастала в 1995 году, после визита президента Тайваня Ли Дэн Хуэя на церемонию вручения дипломов в его альма-матер, Корнеллском университете. Китай решительно возражал против решения США предоставить Ли визу и против того, что он счел подстрекательской речью, произнесенной Ли. Летом того же года НОАК провела испытания баллистических ракет и серию военных учений, чтобы продемонстрировать свое неудовольствие. В марте следующего года Китай возобновил запуски баллистических ракет, на этот раз по целям в непосредственной близости от двух крупнейших портов Тайваня, Килунга и Гаосюна. Чтобы удержать КНР от любых военных действий против Тайваня или его отдаленных островов и сохранить доверие к Америке во всем регионе как к гаранту мира и стабильности в Восточной Азии, Соединенные Штаты направили в этот район две авианосные боевые группы.

Ракетный кризис 1995–1996 годов имел глубокие последствия для военной модернизации Китая и отношений США с Тайванем в области обороны. В последующие годы Китай начал вкладывать значительные средства в модернизацию своего военного потенциала, уделяя особое внимание разработке средств применения силы против Тайваня, чтобы добиться политического результата, благоприятствующего интересам Китая. Перспектива ослабления военного превосходства Тайваня вызвала тревогу в Вашингтоне и привела к расширению военного сотрудничества США с Тайбэем и одобрению президентом Бушем в апреле 2001 года крупного пакета поставок оружия для Тайваня.

С 1978 года в Китае были проведены масштабные экономические реформы и принята рыночная экономика, что способствовало росту его экономики в среднем на девять процентов за последние 25 лет. Открытие Китая для внешнего мира, кульминацией которого стало его вступление во Всемирную торговую организацию, сделало его важным торговым партнером для многих стран и ведущим получателем прямых иностранных инвестиций. Растущее экономическое влияние Китая вызвало опасения по поводу негативных последствий для остального мира в случае экономического спада. Несмотря на растущие экономические связи через пролив, многие на Тайване также обеспокоены тем, что Китай будет использовать свои значительные рычаги воздействия на Тайвань как в экономическом, так и в дипломатическом плане.

С быстрым экономическим развитием произошло ослабление политического контроля и ослабление легитимности КПК. По мере того как общество становилось все более плюралистичным и безразличным к идеологиям, КПК изменила свой образ защитника национальных интересов и территориальной целостности Китая, связав свою легитимность с защитой суверенитета Китая. Тем не менее всплеск национализма среди граждан материка, подпитываемый как прошлыми унижениями, так и вновь обретенной уверенностью в себе, иногда ограничивал возможности для лидерства в переговорах по обе стороны пролива.

Ситуация на другом берегу пролива остается в политическом тупике, даже несмотря на то, что экономическое взаимодействие между Тайванем и Китаем продолжает быстро расширяться. Хотя превращение Китая в крупную региональную державу может изменить стратегический баланс в его пользу в будущем, он разочарован своим ограниченным влиянием на то, что он воспринимает как ползучую независимость Тайваня, и обеспокоен повторяющимися вызовами со стороны Тайваня, которые проверяют его решимость. Некоторые наблюдатели опасаются, что Китай может продемонстрировать решимость таким образом, что это нарушит хрупкий баланс в проливе.

По мере того, как Китай становится сильнее в экономическом и военном отношении и становится более важным региональным и глобальным игроком, качественное преимущество Тайваня над материком в обеих областях может оказаться под угрозой. Со временем, возможно, до конца десятилетия, стратегический баланс может измениться в пользу материка. Китай полон решимости предотвратить независимость Тайваня и в конечном итоге осуществить объединение Тайваня с материком. Хотя китайские лидеры подчеркивают свою решимость урегулировать разногласия по обе стороны пролива мирным путем, Пекин никогда не отказывался от применения силы против острова. Краеугольным камнем политики Китая остается «принцип одного Китая», согласно которому материковая часть и Тайвань являются частью Китая и что суверенитет и территориальная целостность Китая не могут быть разделены. Пекинская формула объединения изначально была моделью «Одна страна, две системы», согласно которой Гонконг вернулся под суверенитет Китая.

Между тем, последние 30 лет стали свидетелями плюрализации и демократизации тайваньской политики. Это привело к расцвету местной культуры и, что более важно, к «новой тайваньской» местной политической идентичности. Смерть сына и преемника Чан Кай-Ши, Чан Цзин-куо, уступила место президенту Ли Дэн-хуэй, первому тайваньскому президенту острова по рождению. Ли пришел отстаивать большую тайваньскую политическую и культурную идентичность отдельно от какой-либо связи с Китаем, провозгласив в 1999 его предпочтение «особых межгосударственных» отношений между двумя сторонами, что привело в ярость материк и привело к ускорению военных приготовлений Китая.

Изменения на Тайване наиболее ярко продемонстрировали президентские выборы 2000 и 2004 годов, на которых победил первый кандидат, не являющийся членом Гоминьдана, Чэнь Шуйбянь. Чен представляет Демократическую прогрессивную партию (ДПП), политическую партию, традиционно состоящую из коренных тайваньцев и чья платформа до 1999 открыто призывал к независимости Тайваня. Чен продолжил и расширил усилия Ли Дэн Хуэя по содействию большему культурному и политическому отделению Тайваня от материка. В 2002 году Чен заявил, что «по одной стране с каждой стороны» Тайваньского пролива.

Сильное присутствие США в Восточной Азии сыграло стабилизирующую роль и до сих пор сдерживало применение военной силы. Тем не менее нынешние тенденции угрожают относительно мирному статус-кво. Отношения США и Тайваня были натянутыми в 2003 году во время кампании президента Чена по переизбранию, поскольку Чен проигнорировал выражение американской озабоченности по поводу его планов, сначала провести первый референдум на острове, а затем переписать конституцию Китайской республики. Однако после его незначительной победы в марте 2004 года двусторонние отношения постепенно начали улучшаться. Все еще существуют связывающие узы, такие как TRA и забота многих американцев, включая Конгресс США, о 23 миллионах жителей Тайваня. Соединенные Штаты продолжают продавать оружие Тайваню, а близость Седьмого флота продолжает действовать как двусмысленный сдерживающий фактор.

Американское управление отношениями по обе стороны пролива теперь опирается на твердое противодействие любым односторонним действиям любой из сторон, направленным на изменение статус-кво, что, по определению Вашингтона, является сохранением мира и стабильности. Этот двойной посыл означает, что США не одобрят применение силы Пекином и не позволят Тайваню проводить провокационную политику, имеющую дестабилизирующие последствия. Таким образом, политика США в отношении стратегической неопределенности остается неизменной. Тайвань не может рассчитывать на то, что Соединенные Штаты будут защищать его при любых обстоятельствах, а Китай не может исключать возможность вмешательства США в случае нападения на Тайвань.

Вехи: 1953–1960 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

«Вехи истории международных отношений США» был
выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Напряженность между Китайской Народной Республикой (КНР) и
Китайская Республика (КР) в 1950-х годах привела к
вооруженный конфликт из-за стратегических островов Тайваня
Пролив. В двух отдельных случаях в течение 1950-е годы, КНР
бомбили острова, контролируемые Китайской республикой. США активно ответили
выступая от имени РПЦ.

Карта Тайваньского пролива

Важность островов Тайваньского пролива коренится в их географическом
близость к Китаю и Тайваню и их роль в гражданской войне в Китае. Цзиньмэнь
(Кемой), в двух милях от материкового китайского города Сямэнь, и Мацзу, в десяти
миль от города Фучжоу, расположены примерно в ста милях к западу от
Тайваня. Когда националистическое правительство Китайской республики под руководством Чанга
Кай-ши признал, что потерял контроль над материковым Китаем.
во время гражданской войны в Китае официальные лица и часть националистической армии
бежал на остров Тайвань, разместив войска на этих двух островах и на
Острова Дачен дальше на север. В начале 1950-х, силы Чанга начали незначительные
атаки Цзиньмэня и Мацзу на побережье материкового Китая. Лидерство на
обе стороны пролива продолжали рассматривать острова как потенциальное место для спуска на воду.
площадку для вторжения Китайской Республики с целью вернуть себе материковый Китай и был заинтересован в
контролирует острова.

Политика США в отношении Восточной Азии в начале холодной войны способствовала напряженности в
Тайваньский пролив. В конце 1949 и в начале 1950-х годов американские чиновники готовились
позволить силам КНР пересечь пролив и победить Чанга, но после начала
Корейской войны в июне 1950 года Соединенные Штаты направили свой Седьмой флот в
Тайваньский пролив, чтобы предотвратить распространение корейского конфликта на юг.
появление Седьмого флота разозлило китайских коммунистов, перебросивших
их войска готовы к вторжению на Тайвань на корейский фронт. Это послужило
отсрочить военный конфликт в проливе до тех пор, пока Соединенные Штаты не выведут свои
флот после Корейской войны.

В течение следующих нескольких лет правительство США предприняло шаги, которые еще больше сблизили его
твердо правительству Китайской Республики на Тайване. В 1954 году США возглавили
создание Договора о Юго-Восточной Азии
Организация, которая была призвана объединить регион против
ощущали коммунистическую угрозу. Более того, официальные лица США открыто обсуждали
возможность подписания Договора о взаимной обороне с Чан Кай-ши. КНР
рассматривал эти события как угрозу своей национальной безопасности и региональной безопасности.
лидерство. В интересах укрепления своего стратегического положения на Тайване
Пролив КНР начала бомбардировку Цзиньмэнь 19 сентября54, и вскоре расширил свою
цели включают Мазу и острова Дачен.

Американские политики рассматривали возможность отправки части американского флота в пролив.
Обсуждения были сосредоточены на том, приведет ли этот маневр к возобновлению гражданской войны в Китае.
и если да, то как это повлияет на обеспокоенность США в области безопасности в регионе.
Американские политики не хотели быть втянутыми в конфликт, но хотели, чтобы РПЦ
сохранить контроль над островами. Потеря Цзиньмэня и Мацзу народу
Республика может нанести непоправимый удар по моральному духу националистической армии и
легитимности режима Китайской Республики на Тайване. Заявить о своей неизменной поддержке этого
режима США подписали Договор о взаимной обороне с Китайской республикой.
Хотя договор не обязывал Соединенные Штаты защищать оффшорные
островов, он пообещал поддержку, если Китайская Республика вступит в более широкий конфликт с
КНР.

Чжоу Эньлай

Ситуация в проливе ухудшилась в конце 1954 г. и начале 1955 г., что привело к
правительство США действовать. В январе 1955 года Конгресс США принял
«Формозская резолюция», которая давала президенту Эйзенхауэру полную власть защищать
Тайвань и прибрежные острова. Затем правительство США объявило о своем
решимость защитить Тайвань от нападения коммунистов, хотя и не
указать территорию, входящую в его оборонительный периметр. В обмен на
частное обещание защищать Цзиньмэня и Мацзу, однако Чан
Кай-ши согласился вывести свои войска из Дачена, что было
стратегически двусмысленны и трудны для защиты.

Администрация Эйзенхауэра рассматривала множество вариантов, от убедительных
Чан Кай-ши уступил острова для применения ядерного оружия против
КНР. Еще до того, как возникла необходимость в любом из этих вариантов, на Афро-азиатской конференции
в апреле 1955 г. в Бандунге министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай
заявил о желании вести переговоры с США. Внезапный сдвиг КНР
могли быть связаны с давлением со стороны Советского Союза с целью ослабления напряженности, обеспокоенностью
о вполне реальной возможности войны с США или изменениях в
внутренняя политика. В сентябре 1955, КНР и США начали переговоры
в Женеве для решения вопроса о репатриации граждан, но и для обсуждения
предотвращение эскалации будущих конфликтов.

Хотя в 1955 году у КНР были веские причины уйти в отставку, она возобновила
бомбардировки Цзиньмэнь и Мацзу в 1958 году. На этот раз КНР воспользовалась
тот факт, что международное внимание было приковано к вмешательству США в
Ливан и препятствовали усилиям Китайской Республики по пополнению запасов гарнизонов на прибрежных островах.
КНР также хотела выразить протест против продолжающейся поддержки США режима Китайской Республики. Один раз
опять же, президент Эйзенхауэр был обеспокоен тем, что потеря островов
повредить моральному духу националистов и может стать предвестником коммунистического завоевания
Тайвань. Таким образом, Соединенные Штаты организовали пополнение запасов гарнизонов Китайской республики на Цзиньмэнь и
Мазу. Это резко прекратило бомбардировки и ослабило кризис.
В конце концов, КНР и Китайская Республика пришли к соглашению, по которому они обстреливали друг друга.
чужие гарнизоны через день. Так продолжалось двадцать лет, пока
КНР и США нормализовали отношения.