Содержание
30 лет назад в Арзамасе взорвался поезд со взрывчаткой
30 лет назад на станции «Арзамас-1» Горьковской железной дороги взорвался поезд, перевозивший взрывоопасные вещества. Катастрофа унесла жизни десятков людей, сотни оказались искалечены и остались без крова. Причины произошедшего до сих пор остаются неизвестными.
Субботним летним утром 4 июня 1988 года, в небольшом городке Арзамас в Нижегородской области произошло жуткое событие, в одночасье перевернувшее судьбы местных жителей. Грузовой поезд, состоявший из 54 вагонов, на скорости 22 километра в час двигался по Горьковской железной дороге, когда внезапно взорвался чуть больше чем в 300 метрах от железнодорожной станции «Арзамас-1». Очевидцам, которым повезло находиться на достаточно большом расстоянии от эпицентра, в первые минуты показалось, что где-то взорвался газ. Но это было вовсе не так.
На железной дороге в том самом грузовом поезде загорелись перевозимые им в трех вагонах 120 тонн взрывчатых веществ, спровоцировавших детонацию. На месте катастрофы образовалось две соединенных друг с другом воронки диаметром 26 и 76 метров. Глубина одной из них составляла 3,5 метра, другой – на один метр больше. Их характер указывал на то, что детонация произошла именно во втором вагоне. Некоторые очевидцы это подтверждали: они уверяли, что до произошедшего видели пламя и дым в нижней части этого вагона.
Арзамасский взрыв унес жизни 91 человека, более 800 лишил жилья и стольких же изувечил.
Был выходной день, многие жители Арзамаса отправились за город. Тамара Сухомозова с мужем едва успели перейти через железнодорожные пути, как прогремел взрыв. Супругов отбросило в сторону взрывной волной. Очнувшись, Тамара поняла, что ее муж мертв. Облако дыма у себя над головой она сперва приняла за след от ядерного взрыва.
«Я вдруг увидела у себя над головой страшный, громадный гриб. Черный. Я стою под этим грибом и думаю — ну все, наверное. Стою и жду, когда и меня убьет», — рассказывала женщина в выпуске документального фильма Леонида Каневского «Следствие вели. ..», посвященном трагедии.
close
4 июня 1988 года. Взрыв железнодорожных вагонов со взрывчатыми веществами 6 июня 1988 года. Место взрыва вагонов
Полную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже
Смотреть фото
Когда на место взрыва прибыли пожарные, оказалось, что была повреждена система водоснабжения. Воду доставляли цистернами, поливальными машинами, даже носили ведрами. Потом, наконец, пожарным удалось наладить водозабор из реки.
«Не было крыш в ближайших домах. Вдалеке видны были дачи, тоже все кровли были снесены, — вспоминал Шамиль Айдагулов, в 1988 году возглавлявший 4-й отряд военизированной пожарной охраны. — Помню, как с ребенком окровавленным на руках мужчина пересекает дорогу — бежит, кричит…».
Рядом с подорвавшимся поездом, примерно в 50 метрах, стоял пассажирский автобус, у которого полностью снесло верхнюю часть. По его словам, больше всего жертв было именно внутри транспорта.
Многие выжившие получили увечья, оставшиеся на всю жизнь — в том числе глубокие шрамы от осколков выбитых стекол.
«Было ощущение, что взорвался автобус, — рассказывала Ольга Малаховская, одна из жертв, находившихся в автобусе. На момент взрыва она была еще ребенком. — Стало очень жарко, и потом — крик. Двери автобуса были открыты, люди лежали на ступеньках…».
После детонации состава по городу пронесся слух о возможности нового взрыва. И он действительно не был исключен: в одном из вагонов, рядом с которым бушевал огонь, находилась цистерна со сжиженным газом, который в таких условиях мог рвануть в любую секунду. Но у спасателей, работавших на месте, не было тяжелой техники для открепления опасного прицепа от состава, поэтому его пришлось толкать вручную. Кто знает, возможно, это действие спасло десятки жизней.
По результатам проведенной КГБ проверки сообщалось, что после взрыва 44 дома в радиусе 150 метров от эпицентра были полностью разрушены. Ударная волна уничтожила несущие конструкции, и поэтому восстановить здания было невозможно. Сильные разрушения претерпели 107 домов, находившихся примерно в 300 метрах от железнодорожной станции. Еще в 120 домах, находившихся в 650 метрах от места происшествия, пострадали в основном окна, двери и крыши. В радиусе почти километра от станции находились 130 домов, в которых были незначительно повреждены части перегородок, оконные и дверные проемы.
«Я понимала, что сейчас что-то произойдет, — вспоминала Наталья Галанина, чей дом был уничтожен взрывом. Он прогремел, когда Наталья, тогда — 14-летняя девочка, подошла к окну. — Я помню, что летели стекла, помню боль в лице и во всем теле».
Для лишившихся жилья людей в Арзамасе построили новый жилой «11-й микрорайон».
Взрывчатое вещество для проведения горных работ загрузили в 10 товарных вагонов 31 мая 1988 года в Дзержинске. Через три дня после этого на юг грузовым составом отправили три из загруженных вагонов. Первый был цельнометаллическим. В него в ящиках из гофрированного картона поместили 30 тонн тротила в шашках. Около 290 кг детонаторов, загруженных в этот вагон, находились в ящиках из древесноволокнистой плиты.
Во второй вагон, тоже из цельного металла, заложили больше чем 27 тонн взрывчатого вещества октогена и почти 30,5 тонн флегматизированного (со сниженной чувствительностью к механическим повреждениям) гексогена. Эти вещества упаковали в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. Он перевозил 30 тонн взрывчатого вещества, из которых 5 – скальный аммонит, а 25 – аммонал. Их поместили в запаянные целлофаном бумажные патроны и уложили в картонные ящики.
Причины произошедшего так до конца и не выяснили. У следствия всего было восемь версий произошедшей катастрофы. Среди них рассматривались возможности термического разложения перевозимых веществ, их перетирания между твердыми поверхностями, вспыхивания искры в результате разряда статического электричества и даже прострела вагонов и попадания пули в один из мешков с взрывчаткой. Еще одной из версий была утечка газа, которая и вызвала воспламенение с последующим взрывом – недалеко от места происшествия располагался газопровод. К тому же после случившегося некоторые свидетели сообщали, что чувствовали запах газа незадолго до взрыва.
Выдвигались версии о том, что мог произойти механический удар по тонкому слою рассыпанного взрывчатого вещества. Это предположение вполне обосновано, так как после случившегося на полу одного из вагонов нашли более килограмма взрывчатого вещества октогена, гвозди и проволоки. А это значит, что мешки со взрывоопасным грузом никак не закреплялись и легко могли рассыпаться по пути. Если это действительно было так, то произошедший взрыв был вполне естествен, так как октоген – это легко воспламеняющееся вещество, которому для возгорания и детонации вполне достаточно претерпеть воздействие удара или трения.
К тому же, как выяснилось позже, мешки со взрывоопасными веществами против правил укладывали не в семь, а в одиннадцать рядов. Да и, по слухам, для укладки груза на большую высоту рабочие вместо лестницы, стремянки или любой другой подставки использовали эти самые мешки.
По этой причине официальной версией катастрофы следствие все же признало грубое нарушение техники безопасности еще при погрузке взрывчатых веществ.
Довольно обсуждаемой была версия теракта с целью усугубления и так довольно непростой внутренней ситуации в СССР. Однако расследование в этом ключе быстро завершилось.
Катастрофа искалечила и убила невероятно много людей, и сложно представить, что на самом деле жертв и пострадавших могло быть гораздо больше, случись взрыв несколько раньше. В ходе расследования трагедии следователи установили, что на крупнейшем железнодорожном узле Горький-Сортировочный вагоны с взрывоопасными веществами 19 раз толкались и останавливались, а также несколько раз спускались с горок вопреки всем требованиям безопасности при перевозке подобных грузов. Если бы детонация произошла в этом районе, жертв могло быть гораздо больше.
Как бы ни отдалялся момент жуткого взрыва, он все же наступил. Это произошло там, где об этом до сих пор не забывают старожилы и знают молодые люди. Рядом со станцией «Арзамас-1» в память о жертвах трагедии установили мемориал с именами погибших, часовню и небольшой памятник с часами.
Стрелки на этом циферблате за все время своего существования еще ни разу не сдвигались даже на миллиметр. Они навсегда застыли на отметке 9:32 – ровно в это время произошел роковой взрыв.
close
100%
С тех пор, как произошла катастрофа, жители приходят к этому месту каждый год 4 июня. В другие дни абсолютную тишину, которой окутана железнодорожная станция, нарушают только проносящиеся мимо поезда.
ПЕРЕЕЗДА НЕТ, ЛИШЬ ОГРОМНАЯ ВОРОНКА…
ПЕРЕЕЗДА НЕТ, ЛИШЬ ОГРОМНАЯ ВОРОНКА…
Это было первое, что утром 4 июня 1988 услышал по радио главный инженер дистанции пути Иван Геннадьевич Хандин.
Супруги Хандины проживают на улице Мира. Оба высококлассные специалисты, много лет отдавшие работе на железной дороге. В роковую субботу 1988 года они были в отпуске.Вернее, отпуск должен был начаться в понедельник, и семья готовилась к отъезду в Ригу. Что может быть лучше встречи с родственниками и прогулок по прибалтийской набережной!? Все в радостном ожидании собирали чемоданы, строили планы.
— Утром в субботу все были дома, когда услышали хлопок и тут же с шумом распахнулись балконные двери…,- вспоминает Иван Геннадьевич. — Жена позвонила в диспетчерскую, узнать, что случилось. Быстро собрались и на служебной машине поехали на станцию Арзамас-1.
Все описать словами сложно. Мой собеседник берет ручку и, со свойственной ему скрупулёзностью, чертит схему места трагедии и прилегающие объекты. Объясняет:
— Переезда нет, будки тоже нет, на их месте громадная воронка. Погибла дежурная Анна Першина. На другой стороне была бытовка, в которой в выходной день никого не было. Частично разрушен дом дорожного мастера М.И. Калинина. Сам хозяин дома вышел поливать огород и погиб. От взрыва пострадали казармы, как мы их называли, был травмирован бригадир Николай Лобанов. Полностью разрушены хозпостройки. Железнодорожникам была поставлена задача -восстановить горловину (переезд и прилегающие к нему пути, порядка километра) в короткие сроки, чтобы не останавливать движение поездов.
Обязанности по восстановлению возложили на дистанцию пути (начальник участка Мальченков). В первые часы работать было сложно: погибли или травмированы работники дистанции, весь необходимый инвентарь и оборудование уничтожены. Жара стояла страшная. Недалеко от переезда поставили бочки с квасом, а в тупике — вагон-ресторан, где готовили обед для рабочих.
После проверок со стороны ревизионной комиссии приступили к работам. Как только котлован был засыпан, начали восстановительные работы. Помощь оказывали солдаты, а также путейцы из Лукоянова. На верхнее строение пути решено было уложить рельсы более тяжелого типа. Было налажено снабжение всеми необходимыми материалами.
Уже через несколько дней через ст. Арзамас-1 прошли первые поезда. Но работы продолжались еще месяц: бытовки заменили контейнерами, оборудовали переезд. Решался и вопрос с расселением семей железнодорожников. Дистанция пути с задачей справилась. Полугодовой план работ выполнен всего за один месяц. После многочисленных проверок, следственных экспериментов было установлено, что пути были исправны, вины железнодорожников нет.
Иван Геннадьевич Хандин проработал на железной дороге до самой пенсии. Награждён званием «Почётный железнодорожник». Но взрыв в 1988 году станет своеобразным мерилом компетентности, профессионализма не только его лично, но и всех тех, кто ликвидировал последствия взрыва.
Только факты
* При приближении к станции Арзамас-1 взорвались сразу три вагона грузового состава, который следовал в Казахскую ССР из Дзержинска. Транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая требовалась горным предприятиям. Погиб 91 человек, число пострадавших составляет около полутора тысяч. Взрыв прогремел в 09.32 утра. Железнодорожный переезд расположен в северной части станции Арзамас-1. Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи. Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.
* В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода, проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.
* Последствия взрыва были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу. Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.
https://a-novosti.ru/«…-pereezda-net,-lish-ogromnaya-voronka»
68 ПОГИБЛИ ПРИ ВЗРЫВЕ СОВЕТСКОГО ПОЕЗДА – Chicago Tribune
МОСКВА – Шестьдесят восемь человек погибли и 230 получили ранения, многие серьезные, в результате взрыва вагонов, перевозивших взрывчатку, недалеко от промышленного города Горький, сообщило в воскресенье официальное информационное агентство ТАСС.
Взрыв сровнял с землей 150 домов, повредил 250 других построек и оставил воронку размером с половину футбольного поля, диаметром около 53 ярдов и глубиной почти 80 футов, сообщает ТАСС.
Реклама
Ударная волна, выбившая окна в зданиях на расстоянии более мили, повредила газопровод и нарушила работу транспорта.
Авария произошла рано утром в субботу, когда товарный поезд подъезжал к станции «Арзамас-1», сообщает ТАСС. Арзамас — пригород в 40 милях к югу от Горького.
Advertisement
Город Горький, примерно в 250 милях к востоку от Москвы, наиболее известен на Западе как место, где когда-то находилась ссылка физика-диссидента Андрея Сахарова. Из-за характера военных и промышленных работ в регионе этот район закрыт для иностранцев.
По данным ТАСС, следователи выясняют, что послужило причиной взрыва в трех вагонах, перевозивших около 120 тонн взрывчатки для геологов, горняков и строителей.
Подчеркнув масштабы разрушений, вице-премьер Геннадий Ведерников назначен главой комиссии «по ликвидации последствий аварии и расследованию ее причин», сообщает ТАСС.
Из 68 погибших восемь детей, сообщает ТАСС. Отметив серьезность ранений госпитализированных 230 человек, советское информационное агентство мрачно добавило, что число погибших может возрасти.
Многие жертвы погибли, сидя в своих автомобилях, которые остановились на перекрестке, чтобы пропустить поезд, сообщил Ведерников советским журналистам. «Они были разбросаны, как пух», — сказал он.
Для 600 семей, оставшихся без крова в результате аварии, ищут временное аварийное жилье, сообщает ТАСС.
Советская пресса сообщила, что пожарные, вызванные на место происшествия, предприняли «героические усилия» по тушению пожара, последовавшего за взрывом.
Двадцать бригад хирургов из Москвы устремились в район на помощь медикам, вызванным со всего среднего течения бассейна Волги, сообщает ТАСС.
Реклама
«Несмотря на масштабность трагедии, ситуация в городе остается спокойной», — сообщает ТАСС. Информационное агентство подчеркнуло, что тесты показали, что вредных химических веществ не было.
Хотя первоначальные отчеты об аварии, опубликованные в субботу, содержали только общие сведения о погибших, раненых и материальном ущербе, опытные наблюдатели Кремля отметили скорость, с которой была передана подробная информация.
До проведения политики гласности или открытости, отстаиваемой советским лидером Михаилом Горбачевым, кремлевское руководство обычно замалчивало катастрофы.
Даже в ранний период правления Горбачева, пришедшего к власти в 1985 году, для государственных советских СМИ было бы необычно публиковать данные о погибших в течение 24 часов после крупной аварии.
Крупные железнодорожные катастрофы: Шри-Ланка, Индия, СССР
Крупные железнодорожные катастрофы: Шри-Ланка, Индия, СССР
Железнодорожный транспорт по праву считается самым безопасным из всех. Самые страшные катастрофы произошли не по вине железной дороги, то есть не по техническим причинам и не из-за человеческого фактора. Большинство жертв были вызваны природными или техногенными катастрофами. Поезда оказались в их эпицентре из-за трагической аварии.
Катастрофа поезда «Королева моря»
Крупнейшей катастрофой в истории железнодорожного транспорта является катастрофа поезда линии «Королева моря», произошедшая на Шри-Ланке из-за цунами. Эта трагедия унесла жизни более 1700 человек.
Катастрофа произошла 26 декабря 2004 года в районе села Пералия. В результате землетрясения в Индийском океане гигантские волны цунами достигли Шри-Ланки, накрыли прибрежную железнодорожную ветку и уничтожили переполненный пассажирский поезд.
Поезд № 50 осуществлял регулярные рейсы между городами на севере и юге острова. В тот день на него было продано рекордное количество билетов — около 1500. Кроме того, в поезд сели несколько сотен безбилетников. В конце концов, это было христианское Рождество и буддийский праздник полнолуния. В связи с этим паровоз даже кормили мощнее обычного.
В момент катастрофы в 9.30 поезд стоял на перенаправляющем светофоре в 170 метрах от берега моря. Никто из пассажиров и гидов не знал о том, что произошло двумя с половиной часами ранее — сильном землетрясении у острова Суматра и вызванном им цунами.
Высота волны от 7,5 до 9 м, то есть выше поезда. Волна ударила в правый борт по ходу движения и отбросила один из вагонов на 10 метров от пути, но не перевернула. Вода начала резко подниматься, что вызвало панику среди пассажиров. Некоторые из них стали закрывать окна, а другие забрались на крышу или попытались спрятаться за вагоны.
Машинист решил отбуксировать неповрежденные вагоны в безопасное место. Но у него не было времени. Через 15 минут ударила вторая волна. Пройдя без промедления вдоль расчищенного первой волной берега высотой 6-7 метров, он с большой силой ударил в поезд и разорвал его на части. Из-за давки пассажиры не смогли выбраться из машин, которые, закружившись вихрем, превратились в смертельную ловушку. Волна отбросила 30-тонные автомобили на сто метров от путей через джунгли, а 80-тонный тепловоз отбросило на несколько десятков метров. Два вагона смыло в океан.
Катастрофа поезда «Королева моря»
Спасательная операция началась не сразу из-за масштабной катастрофы и разрушения подъездных путей и продолжалась несколько дней. Точное число погибших вряд ли когда-либо будет определено. Многие тела не были опознаны и захоронены в «братских могилах». Помимо местных жителей, среди пострадавших были туристы из Великобритании, Швеции и Израиля. Выжило только 150 человек.
До катастрофы на Шри-Ланке самой большой трагедией на железнодорожном транспорте считалась авария в соседней Индии. Ураганный ветер сдул поезд с моста через реку Багмати в штате Бихар. Это произошло 6 июня 19 года.81. 7 вагонов поезда было брошено в воду. Жертвами стали более 800 человек (по некоторым данным, более 1000), тела многих людей так и не были найдены.
Ураганный ветер сносит поезд с моста через реку Багмати в Бихаре
Вообще Индия, наряду со странами Африки, занимает одно из первых мест в печальном списке стран с наибольшим количеством трагических железнодорожных аварий.
Хотя страшные события в разное время происходили и в других государствах, в частности, в конце существования СССР. 4 июня 19 года произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в истории человечества.89, на 1710-м километре Транссиба, недалеко от станции Аша в Башкирии. Из-за взрыва газа были уничтожены сразу два пассажирских поезда. Погибли 575 человек, более 600 получили ранения.
Катастрофа поезда у станции Аша в Башкирии (СССР)
Взрыв произошел из-за утечки смеси углеводородов из газопровода Западная Сибирь — Урал — Поволжье из-за нарушения технического регламента его эксплуатации. СМИ пишут, что столб пламени был виден за несколько сотен километров, а стекла в окнах выбиты в городе в 10 километрах от места трагедии.
Поезда одновременно находились на месте аварии по трагической случайности, в результате опоздания. Всего было 38 вагонов. Ударная волна сбросила с рельсов 11 вагонов, семь из которых полностью сгорели. Остальные 27 были сожжены внутри и снаружи.