Монголия горы название: Горы Монголии | Команда Кочующие

Штурм экстремального перевала в горах Западной Монголии — Журнал «4х4 Club»

На планете осталось не так уж много мест по-настоящему труднодоступных, безлюдных и потому привлекательных. Одно из них – Монголия… Уже десяток лет я посматривал в сторону горного массива Хархираа в Западной Монголии.

Чтобы попасть из Баян-Ульгия в Улангом, приходится объезжать эти горы, хотя там явственно видно понижение меж двумя вершинами по 4000 метров. Почему же дорога идет вокруг, а не через Хархираа? Местные не могли дать вразумительного ответа: «Нет дороги – значит, нет дороги». В логике им не откажешь. Монголы – народ рациональный, и никакие силы не заставят их наматывать лишние километры. Здесь же плавный рельеф позволяет проложить колею напрямик. А дороги нет! Проведя немало времени над картами, изучая крутизну горизонталей, я так и не нашел очевидного объяснения этому факту. Зато стало навязчиво привлекать одно место, где спуск с перевала был густо заштрихован. Теоретически крутизна там должна быть не более 40 градусов. Оставалось только собраться и проверить эти расчеты на практике…

Долина Ачит-нура.  Пыль заставляет двигаться каждый экипаж по своей колее

БЕЛАЯ МГЛА ТУРГЭНА
Пять экипажей команды были скомплектованы из ветеранов Федерации спортивного туризма Алтайского края и джиперов клуба «Алтай 4х4». Выдвинулись во второй половине октября. Для разминки отправились к подножию массива Тургэн. Его изломы не похожи на плавные очертания старых монгольских гор, скорее они напоминают рельеф Горного Алтая, разве что вместо тайги на склонах разбросано лиственничное редколесье. Осыпающийся бархат серебристо-черных гор мгновенно лечит мозг, уставший от ярких мазков городского модерна. Издали горы кажутся неприступными, но по мере приближения расступаются и впускают нас вглубь себя. Чтобы пробиться к подножию массива, пришлось немало поковыряться по мерзлой горной тундре долины ручья Аспайты. Удалось подняться до 2550 метров, где и разбили лагерь. Утром в моей палатке пахло свежим морозом, а по ее скату шуршала сыпучая корочка льда. Вода в ведре за ночь промерзла наполовину и напомнила, что в Монголии слабаков нет – наверное, они умирают сразу после рождения, как только в юрте гаснет последний уголек. Пересчитал группу. Все были живы и весело обсуждали тему истинного течения времени, которое нужно оценивать ночью, когда лень выйти из палатки пописать.

МИР ВОКРУГ КОТЛА
Очарование монгольских дорог в их непредсказуемости и кажущейся простоте. Но водитель расслабляться не должен – многое зависит от его мастерства. Где-то нужно на скорости проскочить песчаный занос или грамотно форсировать ручей, а затем  правильно угадать направление, куда дорога уйдет через десяток километров. Необозримые ландшафты приводят к самой настоящей эйфории…

Кочевая стоянка. Человек и природа в этом мире органично взаимосвязаны

Уже закончилось время летнего кочевья, и юрты встречаются редко. Но если они на пути, мы заезжаем в гости. Миновать их без визита невежливо, не принято здесь такое. Попробуйте-ка найти сегодня страну, где вас, незнакомого и случайного, не выпустят из юрты, не накормив и не напоив! Монголы не поддались глобализации и сохранили традиции. Они по-прежнему ездят на лошадях, невысоких и очень красивых. Живут в юртах, едят только молоко и мясо, пьют из серебряных чашек и гостей принимают как своих родственников. Здесь деньги мало что стоят, но высоко ценится желание помочь путнику. Трудолюбивые, загорелые араты с утра до вечера пасут, поят, доят, режут свой скот. А вечером возвращаются в юрту, стоящую посреди бескрайней степи, и садятся вокруг котла с мясом. Пожалуй, деятельность какого-нибудь вегетарианского клуба в Монголии возможна только в глубоком подполье, а дантисты обречены на нищенствование – зубы у всех идеально белые! Налив зеленого чая с молоком, монголы… включают телевизор. У современных кочевников есть солнечные батареи и спутниковые тарелки.

Как и их предки, современные кочевники обладают огромной энергией и духовной силой

ПОДЪЕМ НА ПЛАТО
Путь к перевалу Хархираа был сложен, но без особых сюрпризов: незамерзшие родниковые ручьи, снег, кочкарник, ориентирование. Поначалу встречалась заметенная колея, и мы уже легкомысленно намеревались добраться по ней до перевала. Чем черт не шутит… С набором высоты стало понятно, что это направление не пользуется популярностью у местных – все признаки хоть плохонькой дороги исчезли. На плато снег был уже утрамбован ветрами, по вязкости он подобен мокрому песку. Вот уже и плавный подъем меж гор виден, камней и валунов достаточно, но его вполне можно осилить без лебедки и хай-джека. Но веселье закончилось вместе со световым днем. Совсем некстати что-то захрустело и защелкало в заднем мосту старенького Pajero. Тем временем вблизи перегиба началась снежная метель со штормовым ветром, и чтобы как-то укрыться от него, мы спешим быстрее свалиться по ту сторону перевала. Ставить палатки немыслимо, наружу-то сложно выйти – ветер выламывает дверцы машин!

НОЧНОЙ СПУСК
Линия перевала была похожа на клин, который вторгался в долину реки Хархираа, а на самом «кончике» из камней было сложено традиционное монгольское «обо», ублажающее духов. Помните эпизод из фильма «Титаник», где Джек и Роза стоят на носу корабля, раскинув руки навстречу морскому простору? Я тоже стоял на носу, ледяной ветер срывал одежду, но вместо восторга у меня вспотели ладони. Под ногами был двухсотметровый обрыв, который и на ногах-то надо еще умудриться одолеть. А нам тут надо проехать! Пустят ли нас местные духи? Помогут или перекроют все входы-выходы?

– Ну и как в такую погоду будем искать путь?
– Значит, будем совмещать неприятное с бесполезным…

Перевал Хархираа.
Снежная метель на высоте 3000 метров вместо обещанного заката – это реалии спортивного маршрута

Порыскали вправо-влево в поисках вариантов. Одна из ложбин вроде показалась доступной. С помощью полиспаста и оттяжек наладили страховку, и первая машина ушла за перегиб, мерцая в ночной метели негаснущими стоп-сигналами. На крутом заснеженном склоне ее часто сносило в сторону, и, если бы не оттяжки, она могла в любой момент неконтролируемо заскользить вниз на камни. И эти чертовы порывы ветра, грозящие перевернуть автомобиль! Спустя пару часов мы сообщили по рации наверх, что пройдено три четверти склона, однако другим экипажам спуск отложили до утра. Так команда разделилась на две неравные части, и ночь провели порознь под завывание пурги, которая выдувала остатки тепла из салона. Включать обогрев не торопились – сегодняшний «блуд» и так вылился в перерасход топлива.

Метель продолжалась всю ночь. А утром после анализа ситуации снизу и разведки сверху было принято непопулярное решение: оставшиеся наверху экипажи возвращаются, огибают массив и движутся в обход навстречу нам. Ну а мы втроем на одной машине продолжаем идти вперед по реке Хархираа.

Перевал Бугузун.
Он заставил нас выложиться на все сто процентов…

Русло реки Хархираа.
Три слагаемых успеха: клиренс, резина и, конечно, опытный штурман!

Теперь стало понятно, почему этим путем не пользуются пастухи. Если налегке лошадь одолеет его крутизну, то о переброске груза не может быть и речи – русло изобилует крутыми террасами, протоками, селевыми выносами и россыпями валунов.

– Кэп, что-то мне боязно за твой «крузак», «УАЗ» был бы здесь половчее. Неужели сможем?
– А я ему не обещал лакированный маршрут, не захочет здесь ржаветь – раскорячится…

Тридцать километров дались нам не только тяжело – заканчивалось топливо. Ночью мы уже не жгли солярку, а грелись остатками дров и собранным кизяком. Отогревались над костерком и быстро запрыгивали в машину, спешно обматываясь спальниками, чтобы подольше сберечь тепло.

Убежденность в собственной значимости в горах отступает на задний план. ..

…Пробуждается очередной день. Неизвестное каменное русло реки проглядывает из морозного тумана без прикрас – пейзаж суровый и безжалостный. Ребята уходят на просмотр участка, а я остаюсь наедине с думами. Если мы не осилим эту реку, то придется на своих плечах тащить сюда топливо. А если совсем не пробьемся – вызволять машину из ловушки будем не одну неделю. А ведь уже почти зима… Невыносимые часы ожидания в боязни услышать: «Все, приплыли, оформляем вид на жительство…» Но разведка возвращается в позитивном настрое. Доносится окончание очередного интеллигентного диалога:

– Перельман в «Занимательной физике» наврал – не гравитация замедляет время, а эти гребаные валуны!
– Ускорение у нас, конечно, отрицательное, зато растет кубатура перекиданных камней, что не может не радовать…

День заканчиваю молитвой: «Боже, благослови наших друзей, что сейчас в дороге к нам, и помоги им благополучно добраться до этих… придурков!» Лоцман тоже делится сокровенным: «Уже давно в моем телефоне есть номер под странной записью «Ад. » – не помню, как и когда появился. Звонить по нему я боялся, но сегодня бы набрал. Сказать, что я уже рядом…»

Однако все закончилось благополучно. К вечеру третьего дня «разлуки» мы вышли на береговую террасу невдалеке от устья и одновременно туда же поднялась машина, которая везла нам дизтопливо. Остальные экипажи залечивали раны, полученные на жестком бездорожье.

Истоки реки Хархираа-гол.
В переводе с монгольского «Хархираа» означает «черный (мрачный) рык (рычание)»


ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ НА ЗАМЕТКУ

Чтобы отправиться в путешествие по Монголии, россиянам нужна виза. Возможности обменять деньги есть прямо на границе или в городах Баян-Ульгий и Улангом. Там же можно и заправиться дизтопливом. В мелких населенных пунктах встречается только бензин Аи-80. Не лишним будет дополнительный фильтр в горловину бака. ГСМ в Монголии дороже, чем в России, примерно на 30 процентов.

Не стоит заранее заморачиваться с оформлением пропусков в заповедную зону – лесники сами подъедут и примут ваши кровные. Сумма не напрягает, но можно и поторговаться. Воду из ручьев можно безбоязненно использовать в готовке, но питьевую лучше везти с собой. Вода в озерах обычно слегка соленая или щелочная и в чай не годится. В низких поймах рек будут комары и мошка – не забудьте репелленты. Противосолнечные очки и крем защитят от агрессивного солнца. Если вы не можете и дня прожить, не прижавшись лбом к кучерявой березке, то, возможно, Монголия не ваша страна, хотя коробка дров в каждой машине скрасит быт.


Обязательно запаситесь сладостями для местных ребятишек и мелкими, но практичными презентами для аратов: моток шнура, швейные иглы и нитки, плоскогубцы, витамины – включите фантазию. И не стоит повторять нашу ошибку, выбирайте более комфортное время года. В горах будет проще, однако трудностей может добавить сама река – в горах снега хватит на все лето. Вместо сэнд-траков лучше взять крепкие доски, они помогут переваливаться через особо крупные валуны. И оставьте дома ваши пороги! Решающий фактор успеха – резина и клиренс.

БУГУЗУН НА СДАЧУ
Впереди нас еще ждали горные дороги Западной Тувы, броды и белки Монгун-Тайги, ночное прохождение перевала Бугузун. У него (всего-то 2600 метров) нехорошая слава – после летних дождей раскисает, а в октябре уже скрывается под снегом, который лежит здесь до июня. К Бугузуну и днем-то надо изловчиться правильно подойти, что уж говорить про октябрьскую ночь! Накануне местные доброхоты весело пророчили, что придется нам или перелопачивать весь снег, или зимовать в Туве. Здорово, когда тебя окружают веселые люди…

В темноте по еле заметным признакам вышли на перевал. Pajero, у которого давно отказал задний мост, тащили на буксире, а иногда выдергивали из переметов сцепкой тремя машинами. Наконец выбрались из последнего заноса, и казалось, что все сегодняшние передряги на этом закончились. С перевала должна быть дорога…. Не тут-то было! Снега стало больше, колея глубже и норовила все время нырнуть в сторону. А затем пошли бесконечные ручьи с ломающимся льдом… И так до пяти часов утра, пока мы не вышли на твердый грунт.

Дороги Тувы.
Бесснежные дороги Западной Тувы – лишь передышка перед перевалом Бугузун

ПОДВОДЯ ИТОГИ
Вспоминая по горячим следам пройденный маршрут, что-то нравится, что-то нет. Но со временем обычно воспринимаешь его уже в общем и целом, как законченную картину в рамке. Однако до сих пор перевал Хархираа для меня – горчица к куску мяса, усиливающая вкус. Догадываюсь, что летом он будет более гостеприимным и безопасный спуск там отыскать можно. А пока мой эгоизм наслаждается тем, что этот «пейзаж» есть только в моей галерее. И точно знаю, что туда больше никогда не вернусь. Да и в голове уже полно новых идей…

Маршрут разработан и пройден командой Travel Club «Терра Монголия», www.terra-mongolia.ru

Гора Бурхан-Халдун в культовой практике современных монголов

В мифологии монгольских народов широко известна священная вершина Бурхан-Халдун. Ее почитание связано с образом Чингисхана, который традиционно воспринимается не просто как создатель Монгольской империи, но как культурный и эпический герой, посланец Вечного Синего Неба. О погребении Чингисхана в местности Бурхан-Халдун сообщается в “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина, официального историографа монгольского двора. Говорится о том, что он был погребен под одиноким деревом, которое некогда сам выбрал как место своего грядущего упокоения. А уже на следующий год в той местности вырос огромный лес и точное место захоронения хана никому не известно. Эта территория была объявлена заповедной и для ее охраны была назначена тысяча воинов из племени урянкатов под предводительством нойона Удачи. Рашид-ад-дин повествует, что в той же местности был погребен сын Чингисхана Тулуй и иные его потомки: ханы Менке, Хубилай, Ариг-буга и другие Чингизиды. Он указывает на существование в этой местности специальных святилищ, в которых были установлены изображения священных предков, “там жгут постоянно фимиам и благовония”.

Но не только Чингизиды оказались восприимчивы к сакральной силе Бурхан-Халдуна. Эта гора выступает географическим и сакральным средоточением всей средневековой (а, возможно, и более древней) истории монгольского народа. Согласно “Сокровенному сказанию”, записанному в 1240 г., здесь, на Бурхан-Халдуне, у истоков реки Онон, кочевали первопредки монгол – Борте-Чино (Сивый волк) и Гоа-Марал (Прекрасная лань). Их потомок в двенадцатом поколении Добун-Мерган встречает у этой вершины свою будущую жену, Алан-гоа. Потомки пятого сына Алан-гоа – Бодончара – стали вождями монгольского народа. И эта пара соединяется в священном урочище горы Шинчи-баян-урянхай, “на котором были поставлены божества, владетели Бурхан-Халдуна”– так, что духи Бурхан-Халдуна благословляют этот союз. Вероятнее всего, с сакральной силой горы связано и “духовное зрение” старшего брата Добун-Мергана, который прозревает далекое (а, фактически, и грядущее, – давая толчок к соединению этой пары) именно с вершины Бурхан-Халдуна (Сокровенное сказание. § 4-6).
 
На Бурхан-Халдуне спасается во время набега меркитов молодой Темучжин, позднее на курултае племен провозглашенный Чингисханом. Избежав смерти он обращается с благодарностью к этой вершине и заповедует ее почитание своим потомкам. Потому именно здесь, под Бурхан-Халдуном, он и выбрал позднее место своего упокоения.
 
В монгольской традиции, представлявшей гору как обиталище духа-хозяина местности, этим духом-хозяином во многих случаях после смерти становился правитель территории. Об умерших нойонах говорили “бурхан байсан” — стал духом, бурханом. Традиционным было погребение этих правителей на вершинах гор. Дух Чингисхана мыслился в средневековой Монголии как покровитель всей страны. Известны легенды о неведомой силе, останавливавшей людей, подходивших слишком близко к месту его погребения и о гибели тех, кто пытался нарушить покой его гробницы (Жуковская Н.Л., 1989. С. 168-169).
 
Сакральное значение горы Бурхан-Халдун было связано и с почитанием истоков рек – ведь именно у ее откосов начинаются реки Онон и Керулен, водные артерии священной Родины монгольского народа. Сила и мощь священной горы воплощается в чистоте и живительности этих рек.
 
Само название Бурхан-Халдун можно перевести как “священный пик” или “скала богов” – от общемонгольского “бурхан” (дух, бог) и древнемонгольского “халдун”, в словаре С.А. Козина “пик, скала” (Козин С.А., 1941. С. 595).
 
Исследование топографических описаний средневековых монгольских источников позволяет сделать вывод о том, что под “местностью Бурхан-Халдун” “Сборника летописей” Рашид-ад-дина имелся в виду весь горный массив Хэнтэй в северо-восточной Монголии, а “священная вершина Бурхан-Халдун” “Сокровенного сказания” – это гора Хэнтэй-Хан (2361 м), от склонов которой начинаются реки Онон и Керулен.
 
В начале августа 2004 г. нами было предпринято разведочное археолого-этнографическое обследование массива горы Хэнтэй-Хан и долин прилегающих рек. Обследование проводилось в рамках Совместной российско-монгольской историко-культурной экспедиции, организованной Уральским государственным техническим университетом — УПИ и Институтом истории Монгольской Академии наук при участии Специализированного природно-ландшафтного и историко-археологического центра “Аркаим”[1]. Экспедиция поднялась по долине реки Керулен от сомона Багануур мимо сомона Монгонморт через перевал Босгот-Тенгерийн-Даваа до впадения в реку Керулен реки Богд, и далее по долине реки Богд до подножья горы Хэнтэй-Хан. Здесь был поставлен стационарный лагерь, от которого совершено восхождение на гору и обследованы ее окрестности.
 
На современных монгольских картах вершина Хэнтэй-Хан обозначена также дублирующим названием “Бурхан-Халдун”. Несмотря на продолжающуюся в научной литературе дискуссию о конкретной топографической привязки Бурхан-Халдуна “Сокровенного сказания” на горном массиве Хэнтэя (предлагается по меньшей мере пять вариантов), в современной монгольской культуре Бурхан-Халдун однозначно сопоставляется с Хэнтэй-Ханом.
 
Первый культовый памятник, связанный с почитанием этой вершины, располагается в 3 км к юго-востоку от сомона Монгонморт (Серебряный конь). Это ритуальный ворота перед священной местностью Их-Хориг (Запретное место). Они представляют собой три деревянных столба, расположенные у полевой дороги на Монгонморт. Центральный столб венчает изображение Чингисхана, западный – серебристой лошади и восточный – бурого медведя. Между столбами сделаны растяжки, на которых развешаны голубые и желтые хадаги – ритуальные ленты. К югу от центрального столба располагается невысокое обо – ритуальная каменная насыпь, заключенная в шестиугольное деревянное основание, в центре которого возвышается деревянный столб, выточенный в форме копья и оплетенный голубыми хадагами. Надпись на монгольском языке на центральном столбе указывает, что это “лошадиное обо”, построенное в 2002 г. Памятник содержится в хорошем состоянии и маркирует выезд на ритуальную территорию, рассматривающуюся как древний “заповедник” Чингисхана.
 
Выше по течению долина реки Керулен сужается между скалистыми холмами. Эта территория имеет традиционное название Ууд-Мод (Дверь дерева). Образ “двери” связан с приближением к Бурхан-Халдуну. Ритуальное дерево на этой территории находится на левом берегу Керулена – это старая лиственница с двумя параллельными стволами, растущая из самой середины херексура – культового комплекса эпохи ранних кочевников, представляющего собой кольцевую каменную оградку диаметром 15 м с центральной насыпью диаметром 8 м и высотой 0,5 м, на которой вокруг стволов лиственницы возведено невысокое обо. Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами.
 
Севернее, в центре небольшой долины левого берега Керулена на невысоком скалистом холме расположено редко посещаемое обо в полуразрушенном состоянии – невысокая каменная насыпь, над которой сооружен ритуальный шалаш из длинных ветвей и стволов молодых деревьев, высотой около 2 м, на который повязаны синие и желтые хадаги. Вокруг центрального обо фиксируется несколько небольших полуразрушенных каменных насыпей – периферийные обо. Единственная проезжая дорога на Бурхан-Халдун ведет мимо него из долины Керулена в долину реки Богд через перевал Босгот-Тенгерийн-Даваа (перевал Порог Неба). Дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66. Наша “Нива-Фора”, однако, дорогу осилила.
 
Горы Хэнтэя здесь и далее покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся. Изредка встречаются рыболовы и охотники. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год – в районе 11 июля (праздник Надом). В другое время года изредка бывают только иностранные паломники – обыкновенно, буряты.
 
Перевал Порог Неба очень тяжел для автотранспорта, на его склоне стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса. С перевальной точки открывается вид на массив горы Хэнтэй-Хан (Владыка Хэнтэя), долины рек Керулен и впадающей в нее Богд (Священная). Здесь расположено крупное обо – каменная насыпь двухметрового диаметра и высотой 0,3 м, на которой возведен деревянный шалаш высотой 2 м, со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения – деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака. Севернее дорога пересекает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Колея практически не езженная, дорогу приходится проходить на пределе возможностей автотранспорта.
 
Ряд монгольских историков склоняются к отождествлению Богд с рекой Тенгелик “Сокровенного сказания” – по которой кочевало племя Алан-гоа, и вдоль которой уходили от преследования меркитов Борте и Хоахчин. Это предположение соответствует топографическим описаниям источников. В таком случае, кочевье Темучжина в местности Эрги-Бурги должно было располагаться непосредственно в устье реки Богд (Тенгелик), где несколько расширившаяся долина позволяет выпасать небольшое количество скота.
Вид на вершину Хэнтэй-Хан открывается из долины Богд, в 5 км к северу от ее устья. Гора возвышается над всеми окружающими вершинами, имеет форму усеченного конуса, на верхней, ровной площадке которого небольшим усеченным конусом поднимается сама вершина. На вершине хорошо просматривается крупное обо. Здесь же, у дороги, сооружено небольшое каменное обо с голубыми хадагами, такие же хадаги повязаны на ветви придорожных кустарников.
 
Проезжая для автомобиля дорога заканчивается у юго-восточного подножья Хэнтэй-Хана, на невысоком уступе горы, возвышающемся над Богд на 30 м, дальше через тайгу идут только конные и пешеходные тропы. Вдоль края уступа среди редких деревьев находится свыше двух десятков кострищ, фиксирующих места стоянок паломников. Рядом с некоторыми из них – остатки заготовленных дров. Площадка поддерживается в чистоте и порядке, бытовой мусор на ней практически отсутствует – он весь помещается в расположенную в кустах мусорную яму. В районе одного из кострищ нами была обнаружена выточенная из дерева культовая ложечка, предназначенная для кропления молоком в ходе совершения церемоний.
 
В южной части площадки установлен необычный культовый памятник – деревянная конструкция высотой 2,2 м в форме стрелы с оперением, вонзенной в небольшое каменное обо. “Оперение” выкрашено в зеленый цвет, а сама стрела увита разноцветными хадагами.
 
В северной части площадки, в стороне от кострищ, расположено крупное обо с каменным основанием диаметром 1,5 м и деревянным “шалашом” высотой 2,5 м, со входом в южной части, увитое хадагами, преимущественно синего и голубого цвета, при наличии красных, желтых, зеленых и белых, а также полосками ткани с буддийскими молитвами. У входа в обо на каменном основании установлено несколько тарелочек и буддийский металлический светильник. На северо-запад от обо уходит натоптанная тропинка к вершине горы. Между соседними с обо деревьями сделана растяжка, на которой висят разноцветные хадаги прямоугольной формы.
 
Восхождение на вершину Хэнтэй-Хана с юго-восточного склона горы возможно только по одной тропинке. Она сразу начинает резкий подъем по густой кедрово-лиственничной тайге и через 1 км приводит к небольшой поляне с крупным культовым комплексом. Центральную часть комплекса составляет обо, возведенное вокруг огромного кедра высотой около 15 м. Сооруженное на каменном основании, оно представляет собой деревянный шалаш высотой до 6 м, выложенный вокруг ствола дерева, со входом в южной части. Шалаш и нижние ветви кедра увешаны хадагами, преимущественно синего и голубого цвета, и полосками ткани с буддийскими молитвами. К югу от обо расположен деревянный ритуальный столик, на котором установлены многочисленные блюдца, более двадцати ритуальных металлических светильников и шестиугольный фонарь, под котором лежат сухие коробки спичек. За столиком на камнях обо – многочисленные пачки чая, бумажные и металлические деньги, череп лошади.
 
К югу от столика в грунт врыт бронзовый котел метрового диаметра, заполненный дождевой водой, издающей характерный запах кислого айрага (кумыса). Еще южнее, на одной линии, установлен на металлической треноге бронзовый котел меньшего диаметра, предназначенный для варки мяса. Судя по состоянию приношений и ритуальных комплексов, незначительно поврежденных дождевыми водами, ритуалы на комплексе совершались не так давно относительно даты исследований, вероятнее всего – на 11 июля.
 
От этого комплекса тропа уходит на северо-запад. Длительное время идет тяжелый подъем по осыпям курумников, затем тропа выходит в высокогорный пояс тайги, образованный невысокими – до 2 м – зарослями кедра, обширными полями брусники и голубики. Еще выше тропа поднимается на верхнее плато, покрытое курумниками и поросшее редкой травой. Над плато возвышается вершина Бурхан-Халдуна – почти правильный усеченный конус высотой до 30 м, целиком сложенный из крупных каменных обломков. С плато открывается вид на долину реки Богд, активно меандрирующей между гор, высокогорное озеро Хэнтэй-Нуур и окружающие вершины массива Хэнтэя. Никакие следы человеческой деятельности не видны с этой горы, самой высокой в северо-восточной Монголии.
 
Тропа поднимается на вершину с юга, огибает ее с западной стороны и затем спускается на юг с восточной, таким образом паломник совершает обход вершины по часовой стрелке. Вся верхняя площадка покрыта сотнями невысоких каменных пирамидок обо, которые сооружает каждый поднявшийся сюда паломник. В южной части площадки расположен крупный культовый комплекс, посвященный Чингисхану. Он представляет собой четырехугольное каменное обо, размерами 4 х 4 м и высотой 0,8 м, ориентированное углами по сторонам света. В центре обо – деревянный столб высотой около 3 м, на котором водружена копия бунчуга (штандарта) Чингисхана – металлический цилиндр с навершием, украшенный изображениями хищных зверей, к которому прикреплена грива конских волос. К югу от него установлен двухметровый каменный шест, вырезанный в форме копья с наконечником. По всем четырем углам обо возвышаются деревянные шесты высотой до 2 м с металлическими набалдашниками. Между всеми шестами закреплены растяжки, увитые хадагами разных цветов, преимущественно – синего и голубого. С южной стороны от обо каменными плитами выложен ритуальный столик, на котором установлено свыше 20 небольших металлических светильников. В насыпи обо лежат многочисленные приношения – светильники и фонари, пустые бутылки из-под водки, деньги, деревянные фигурки орлов, волков, лошадей, лягушек – символизирующие год, в который совершается обряд. Это обо – единственное из всех обследованных нами в Монголии, на которое в качестве приношений положены также деревянный мечи и сабли.
 
Обследованные нами культовые комплексы свидетельствуют об интенсивной ритуальной практике современного монгольского населения, обращенной к почитанию горы Бурхан-Халдун. В настоящее время эта практика осуществляется в системе буддийской ритуальной деятельности и в этом качестве берет начало от богослужений, совершенных на Хэнтэе в XVII в. Дзанбазаром – первым буддийским святым монгольского происхождения. Однако не вызывает сомнения, что как в своей религиозной направленности, так и в ритуальном наполнении культовая практика на Бурхан-Халдуне уходит своими корнями в добуддийские верования монгол – тенгрианство или “черную веру”, как именуют эту религию некоторые источники. Почитая Бурхан-Халдун, монголы исполняют завет Чингисхана, возгласившего после своего спасения на этой горе: ““Будем же каждое утро поклоняться (ползком взбираясь) ей и каждодневно возносить молитвы. Да разумеют потомки потомков моих!” И сказав так, он обернулся лицом к солнцу, как четки на шею повесил свой пояс, за тесьму повесил на грудь шапку свою и, расстегнув (обнажив) свою грудь, девятикратно поклонился солнцу (в сторону солнца) и совершил (дал) кропленье и молитву” (Сокровенное сказание, § 103). “В сторону солнца” — согласно монгольской традиции это южное направление, и именно оно фиксируется как сакральное у современных культовых памятников Хэнтэя.
 
Широко известно, что буддизм по мере распространения в Центральной Азии включал в себя местные культы, дополняя их некоторыми элементами обрядности и постепенно трансформируя объект почитания. Причем в наименьшей степени трансформации подверглись культы, связанные с почитанием природных сил и стихий, духов гор, перевалов, долин. Общемонгольская традиция почитания вершины Бурхан-Халдун, уходящая корнями по меньшей мере в Х в. н.э., сохранилась в буддийской Монголии, вероятно, без кардинальных изменений. Нигде в районе Бурхан-Халдуна мы не обнаружили классических буддийских ступ, субурганов, выстроенных по буддийской схеме обо – все обследованные комплексы имеют традиционную добуддийскую структуру. Цветовая гамма хадагов, которыми украшены хэнтэйские обо, представлена главным образом синим и голубым цветами, что уходит корнями в почитание Вечного Синего Неба (Хохе Монхе Тенгри) в древнемонгольской религии. Вся культовая практика, отмеченная нами на Бурхан-Халдуне – свидетельство того, что древняя тенгрианская традиция жива в современной монгольской культуре.
 
Статья опубликована в сборнике материалов II региональной конференции “Этнические взаимодействия на Южном Урале”, Челябинск: Изд-во ООО “Рифей”, 2004.

[1] С российской стороны в экспедиции приняли участие: руководитель Ф.Н. Петров, научный сотрудник Е.В. Галиуллин, инженер-водитель А.А. Злоказов; врач-водитель С.В. Апарин. С монгольской стороны участвовали: археолог, к.и.н. З. Батсайхан и этнограф И. Саруул. Автотранспорт для проведения экспедиции обеспечил А.А. Злоказов.

Высокогорья Монгольского Алтая — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Дата подачи: 19.12.2014

Критерии: (ii)(iii)(iv)(x)

Категория:
Смешанный

Представлено:
Национальная комиссия Монголии по делам ЮНЕСКО

Штат, провинция или регион:
Сумы Ценгель, Улан-хус, Ногун-нуур провинции Баян-Улгий

Код: 5955

Экспорт

Файл Word . doc

Отказ от ответственности

Предварительные списки государств-участников публикуются Центром всемирного наследия на своем веб-сайте и/или в рабочих документах в целях обеспечения прозрачности, доступа к информации и облегчения согласования Предварительных списков на региональном и тематическом уровнях.

Исключительная ответственность за содержание каждого Предварительного списка лежит на соответствующем государстве-участнике. Публикация Предварительных списков не означает выражения какого-либо мнения Комитета всемирного наследия, Центра всемирного наследия или Секретариата ЮНЕСКО относительно правового статуса какой-либо страны, территории, города или района или их границ.

Названия объектов перечислены на том языке, на котором они были представлены государством-участником

Описание

1. Национальный парк Алтай Таван Богд

48 54 52,60 с. ш. 88 4 33,06 в. д.

2. Горный национальный парк Сиилхем, часть «А»

49 25 59,89 с. ш. 88 33 28,53 в. д.

3. Горный национальный парк Сиилкхем, часть «В»

49 49 21,42 с.ш. 89 44 56,84 в.д.

Горы Монгольского Алтая составляют большую и центральную часть Алтайского хребта, расположенного на стыке Средней Азии и Сибири. Монгольский Алтай имеет множество вершин, расположенных на высоте около 4000 метров над уровнем моря (м.у.м.) и даже превышающих ее, и простирается примерно на 900 километров от северо-западной части страны на юг, через территории Баян-Улгийского и Ховдского уездов. Более 20 вершин покрыты вечным снегом Монгольского Алтая. К ним относятся Алтай Таван Богд, самая высокая вершина Монголии на высоте 4374 м над уровнем моря, Мунх Хайрхан (4 204 м над уровнем моря), Сутай Хайрхан (4 226 м над уровнем моря) и Цамбагарав Хайрхан (4,19 м над уровнем моря).5 м над уровнем моря). К юго-востоку Монголо-Алтайский хребет сужается и переходит в Гови-Алтайский хребет. В китайской и казахстанской частях Алтая склоны горного и субальпийского поясов покрыты лесами, тогда как на Монгольском Алтае климат гораздо более сухой. Высокие хребты Алтая спускаются к большим котловинам и сухим степям, простирающимся на восток через обширные территории, где в древности господствовали великие внутренние моря.

Национальный парк «Алтай Таван Богд», один из трех предлагаемых серийных участков, занимает площадь около 636 200 га и расположен на северо-западной оконечности Монголии вдоль границы с Китаем и Россией. Сердце Алтая Таван Богд состоит из пяти сестринских пиков, которые являются самыми высокими горными вершинами в Монголии и дали название парку. Национальный парк включает в себя красивые древние озера Хотон, Хурган и Даян и является домом для широкого круга видов, таких как архары, горные козлы, благородные олени, улары и беркуты. Национальный парк воплощает в себе особые атрибуты высоких гор, включая, помимо прочего, ледяные кристально чистые реки, обширные горные долины и высокогорные степные пейзажи захватывающей дух красоты.

Второй предлагаемый компонент, Горный национальный парк Сиилхем, расположен вдоль монголо-российской границы и охватывает монгольскую часть гор Сиилхем (Сайлугхем на русском языке), которые простираются на северо-восток от плато Алтай Таван Богд и Укок к западной оконечности. из Саянских гор. Их средняя высота составляет от 2500 до 2750 м. Снежная линия проходит на высоте 2000 м с северной стороны и 2400 м с южной стороны, а над ней скалистые пики возвышаются еще примерно на 3000 м. Горный национальный парк Сиилкхем состоит из двух отдельных частей «А» и «Б». Часть «А» национального парка охватывает самый северный ареал алтайского архара, а часть «Б» является одним из наиболее важных основных мест обитания снежного барса.

Алтай представляет собой наиболее полную последовательность высотных поясов растительности в Средней Сибири, от степной, лесостепной, смешанной лесной, субальпийской до альпийской растительности. Это место также является важным местом обитания исчезающих видов животных, таких как снежный барс. Поэтому Комитет всемирного наследия в 1998 г. включил три объекта на Русском Алтае совместно в Список всемирного наследия как «Золотые горы Алтая» за его богатое биоразнообразие и как глобальный центр происхождения горной флоры Северной Азии по природному критерию (х). Одним из этих трех участков является тихая зона Укок на плато Укок, которая граничит с предлагаемыми тремя участками. Благодаря своему географическому положению, номинируемые участки могут полностью дополнять существующий объект «Золотые горы Алтая». Поскольку предлагаемое последовательное расширение представляет собой соседние, но отдельные экосистемы, в которых преобладают сухие степи с участками леса, это дополнит представление о сложной ландшафтной мозаике и соответствующем биоразнообразии.

Алтай известен не только своим богатым биоразнообразием, но и богатым наложением различных культур от позднего палеолита до тюркского периода. Это тысячи курганных курганов, среди которых скифские могильники, сотни стоячих камней, в том числе Оленьи камни и тюркские камни-образы, и сотни монументальных сооружений типа хиригсуур . Обе номинированные области могут в полной мере представить это богатое культурное разнообразие. Существующий объект Всемирного наследия, Петроглифические комплексы Монгольского Алтая, находится на территории национального парка «Алтай Таван Богд» и в буферной зоне горного национального парка «Сыилхем». Кроме того, замороженный погребальный комплекс в Олон-нууре, Сийлхемский горный национальный парк, открытый в 2006 г. археологами Д. Цевэендорж (Монголия), Х. Парцингер (Германия), В.И. Молодин (Россия) совместной монголо-российско-германской экспедиции. Частично мумифицированный труп воина, который был найден нетронутым и сохраненным во льду, дал важную информацию. В этом кургане находится одно из самых поздних известных на сегодняшний день погребений пазырыкской культуры, датируемое началом 3–9 вв.0093 rd век до н.э., что подтверждается как находками, так и дендрохронологическим анализом.

Обоснование выдающейся универсальной ценности

Культурная ценность и природный ландшафт номинируемых территорий явно представляют поразительную взаимосвязь между более широким специфическим природным ландшафтом и богатой культурной традицией кочевых народов, восходящей, по крайней мере, к периоду верхнего палеолита. То, как богатое материальное и нематериальное культурное наследие было тесно интегрировано с природным ландшафтом специфического строения и красоты местности, считается одним из самых значительных культурных ландшафтов.

Критерий (х): Различные ландшафтные типы высокогорья Монгольского Алтая способствовали созданию и сохранению алтайского биоразнообразия и богатой эндемичной флоры и фауны. Имущество позволит расширить существующие ареалы обитания редких и исчезающих видов. Монгольский Алтай является очень важным местом обитания редких и редчайших видов животных, таких как архары, горные козлы, различные кошки, в том числе исчезающие виды снежного барса и рыси, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки и охраны природы.

Критерий (ii): Культурный ландшафт Монгольского Алтая является ярким примером интенсивного взаимообмена человеческими ценностями в форме культурных, художественных, экономических и политических обменов между народами разных регионов и народами как кочевой, так и оседлой цивилизаций. В этом смысле скифские погребальные комплексы имеют весьма конкретное и явное значение. Исследователи признают, что стиль, дизайн, структура и артефакты этих курганов были созданы скифами; они также обнаруживают влияние иностранных оседлых и кочевых культур, таких как древняя персидская империя Ахеменидов, Греция и северные части древнего Китая.

Критерий (iii): Высокогорье Монгольского Алтая соответствует этому критерию в следующих двух смыслах:
1. Этот культурный ландшафт является ярким свидетельством уникальной скифской погребальной культуры, которая процветала в евразийской степи в 1 тысячелетие до н.э., в культурном ареале Центральной Азии, включая скифскую традицию замороженных захоронений пазырыкской культуры. Застывшие курганы и содержащиеся в них артефакты являются бесценными свидетельствами, проливающими свет на образ жизни и социальные традиции скифов Горного Алтая – всадников-кочевников, которые распространили свои традиции по Средней Азии вплоть до Черного моря. Таким образом, ландшафт Монгольского Алтая является уникальным свидетельством ныне исчезнувших скифских погребальных культурных традиций и обычаев.
2. Предлагаемый объект представляет собой исключительное свидетельство живой кочевой цивилизации, которая была развита кочевниками скифского периода на Алтае и окружающих его ландшафтах и ​​передана в качестве традиционной культуры кочевникам, которые в настоящее время живут внутри и вокруг Монгольского Алтая. Он лежит в основе кочевого пастушеского образа жизни и культуры вокруг Алтая, который до сих пор практикуется среди монгольских, казахских и тюркских народов как живая культурная традиция.

Критерий (iv): Культурный ландшафт Монгольского Алтая и связанные с ним объекты наследия являются исключительным свидетельством существования человека в Горном Алтае с древних времен до наших дней. Об этом свидетельствуют памятники, археологические и культурные памятники, оставленные людьми, восходящими к периоду палеолита через бронзовый век, а также сменяющими друг друга кочевниками и их империями, включая скифов, хунну, тюркских и уйгурских народов и монголов. Удивительное сочетание археологических памятников и нематериальных культурных выражений на Монгольском Алтае из разных периодов истории человечества за последние три тысячелетия породило уникальный культурный ландшафт.

Заявления о подлинности и/или целостности

Существует множество исследований и археологических свидетельств, подтверждающих исключительную важность ландшафта Монгольского Алтая. Археологические памятники в этом районе были профессионально раскопаны, нанесены на карту, что задокументировано во многих научных публикациях Института археологии Академии наук Монголии и других. В силу своей изоляции и продолжающейся кочевой культуры с ее давней традицией поклонения и уважения к природе, предлагаемая территория мало пострадала от неблагоприятного воздействия человека, и большинство культурных памятников и мест остаются в своем естественном и нетронутом состоянии.

Это серийное предложение включает в себя полный набор выдающихся культурных и природных ценностей и атрибутов. Компоненты представляют собой интеграцию их природных ценностей и давних культурных традиций. Несмотря на то, что они физически разделены, между этими компонентами, расположенными в одной географической зоне и принадлежащими к одной культурно-исторической группе, существует тесная связь. Предлагаемые кластерные участки охраняются как на национальном, так и на провинциальном уровне специальными законами и имеют статус национального парка или особо охраняемой территории.

С самого начала создания природных парков «Алтай Таван Богд» и «Сыилхем горный» соблюдается принцип сохранения и защиты его первозданной первозданности. Участок включает в себя его экологическую систему и природные ландшафты, которые не подвергались антропогенному воздействию на протяжении всей их известной истории. Существенных угроз ни одному из предложенных объектов горного ландшафта нет. Финансовых и административных ресурсов достаточно для обеспечения долгосрочной охраны и управления территорией, имеющей глобальное значение как с точки зрения культурного, так и природного наследия.

Сравнение с другими аналогичными объектами

В настоящее время предлагаемый серийный объект Высокогорье Монгольского Алтая не имеет прямых аналогов в мире. В совокупности предлагаемые территории представляют собой культурные и природные ценности в нетронутом и величественном горном ландшафте, которые были связаны воедино и несут исключительное свидетельство исключительного материального и нематериального наследия и мест, оставленных кочевым народом Алтая. Эта непрерывная история восходит к периоду палеолита через бронзовый век и последовательные империи кочевников, включая скифов, хуннов, тюрков, уйгуров, енисейских киргизов, киданей и монголов. Об этом свидетельствуют тысячи культурных памятников и артефактов, в том числе петроглифические комплексы, курганы, оленьи камни, тюркские изваяния и монументальные сооружения хиригсуур и сотни скифских мерзлых погребальных комплексов. Российская Федерация представила номинацию «Золотые горы Алтая», которая в 1998 г. была включена в Список всемирного наследия как серийный природный объект.

Также в 2010 году Китай включил Китайский Алтай в предварительный список всемирного наследия исключительно по природным критериям. Объект Высокогорье Монгольского Алтая предлагается как смешанный объект, охватывающий не только природные ценности, но и материальные и нематериальные культурные ценности. Следовательно, этот смешанный объект за счет включения существующих культурных объектов Монголии имеет возможность быть номинированным в будущем в списке всемирного наследия как потенциальное трансграничное расширение объекта всемирного наследия Российской Федерации «Золотая гора Алтая» в Монголию.

Алтайские горы Путеводитель по Монголии

Алтайский край является одним из 4 основных регионов Монголии и занимает западную часть страны. Это регион, включающий и окружающий Алтайский хребет. Это горная местность, имеющая всевозможное географическое значение, с небольшой частью Гоби, небольшой частью степи и множеством Алтайских гор. В основном известный своими высокими горами, казахами и орлиной охотой, в Алтайском крае есть и другие достопримечательности, если у вас есть время. Хотя это самый дальний регион от Улан-Батора, Алтайские горы абсолютно стоит посетить, и это обязательное место для посещения в Монголии.

Национальные парки
Алтайское Таванское Богдо

Алтайское Таванское Богдо – самая высокая гора в Монголии, достигающая 4374 метров в самой высокой точке, пике Хуйтен. Эта живописная гора, известная своими массивными ледниками (ледник Потанина и т. д.) и обширными озерами, стала любимицей альпинистов как на местном, так и на международном уровне. С момента первого исследования монгольскими альпинистами в 1956 году на гору поднялось более 700 человек.

Озеро Хар-Ус

Озеро Хар-Ус, охраняемое в связи с возрастающей усадкой, является одним из крупнейших озер Монголии. Окруженный прериями, степями, пустыней Гоби и заснеженными горами, этот район источает красоту. В озере водятся дикие утки, гуси, глухари, куропатки и другие редкие морские птицы, и оно отлично подходит для наблюдения за птицами.

Хан Хухий, Озеро Хьяргас

Известная своей богатой фауной и флорой, гора Хан Хухий почитается, потому что согласно истории считается, что она предотвращает засуху. Что касается озера Хяргас, то оно имеет живописную местность, в том числе Хетсуу Хад, где обитает множество перелетных птиц. Хотя он идеально подходит для наблюдения за птицами, вы также можете насладиться лечебным спа-центром на северном берегу.

Гора Цамбагарав

Гора Цамбагарав является частью горного хребта Альта и расположена между провинциями Ховд и Баян-Улгий. со своим 4195-метровая высота, гора Цамбагарав покрыта вечным снегом. Ей поклоняются местные жители, и она официально считается священной горой. Постоянный снежный покров, небольшая высота и некоторые другие трудности делают это место идеальным для экстремального лазания.

Достопримечательности
Алтай Гора Таван Богд

Высокие горы, захватывающие дух ледники, зеленые долины, кристально чистые озера, уникальная культура, охотники на орлов, испытания и приключения… что может не нравиться? Алтайский национальный парк Таван Богд легко входит в тройку лучших направлений Монголии.
Сам Алтай Таван Богд является самой высокой горой в Монголии, достигая 4374 метров в самой высокой точке, пике Хуйтен. Эта живописная гора, известная своими массивными ледниками (ледник Потанина и т. д.) и обширными озерами, стала любимицей альпинистов как на местном, так и на международном уровне. С момента первого исследования монгольскими альпинистами в 1956 году на гору поднялось более 700 человек.
В общей сложности национальный парк «Алтай Таван Богд» занимает площадь 630 000 га и имеет три крупных пресноводных озера и 34 ледника, а также несколько водопадов. Из 34 ледников самым крупным является ледник Потанина, его площадь составляет 23 кв. км.
Национальный парк «Алтай Таван Богд» помимо великолепной природной красоты является еще и важной достопримечательностью в культурном отношении. Поскольку он расположен в провинции Баян-Улгий, населенной преимущественно казахами, вы можете познакомиться с культурой, отличной от монгольской. Главное, что волнует туристов, это орлиная охота. Не охота на орлов, а охота на диких животных с дрессированными орлами. Интригует, верно? Казахи довольно хорошо сохранили свой древний способ охоты и другие традиции. Вы можете посетить во время их национального праздника (Наурыз) или фестивалей орлиной охоты весной или осенью, чтобы получить полный опыт.
Поскольку национальный парк «Алтай Таван Богд» основан на Горном Алтае, в частности Алтай Таван Богд, альпинизм здесь является основным видом деятельности. Каждый год многие альпинисты приезжают в поисках испытаний в погоне за завершением своего ящика с трофеями, потому что ранее упомянутый пик Хуйтен всемирно известен среди альпинистов. Но не волнуйтесь, даже если вы не альпинист, в Национальном парке «Алтай Таван Богд» есть чем заняться. Вы можете порыбачить на тайменя, ленковую форель, османа, хариуса и щуку или заняться рафтингом или катанием на лыжах или покататься на лошадях и верблюдах и велосипедах.
В целом, изучение национального парка «Алтай Таван Богд» — это жизненный опыт, который обязательно нужно увидеть, когда вы посещаете Монголию. Вас ждут могучие снежные горы и кристально чистые озера, окруженные утопающей в зелени долиной.

Озера Хотон и Хурган

Озера Хурган-Нуур и Хотон-Нуур расположены в горах Алтайского Таван-Богда и связаны крошечным каналом с рядом небольших ручьев, впадающих в озера, берущие начало в горах, окружающих этот район. А на самом деле два таких ручья образуют соответственно водопады высотой 7м и 10м каждый. Пересечь канал можно по понтонному мосту, по которому можно проехать на автомобиле.

Цагаан Салаа

Расположенный в сомоне Уланхус провинции Баян-Улгий, Цагаан Салаа известен своими наскальными рисунками. Наскальные рисунки были обнаружены в 1979 году археологом по имени Цевеендорж и исследованы участниками российско-американского проекта «Алтай». Написанные на стенах южной части горы Ойгор, эти рисунки относятся к периоду от неолита до бронзового века и разбросаны по 15-километровым скальным стенам. Эта пограничная галерея петроглифов в основном изображает охоту и выпас животных.

Озеро Хар-Ус

Озеро Хар-Ус является третьим по величине озером Монголии по площади с поверхностью 1578 км2, где обитают дикие утки, гуси, глухари, куропатки и редкие морские птицы. Хотя озеро кишит комарами, это отличное место для наблюдения за птицами.

Гора Хан-Хухий — Озеро Хьяргас

Гора Хан-Хухий, известная своей богатой фауной и флорой, почитается, потому что согласно истории считается, что она предотвращает засуху. Что касается озера Хяргас, то оно имеет живописную местность, в том числе Хетсуу Хад, где обитает множество перелетных птиц. Хотя он идеально подходит для наблюдения за птицами, вы также можете насладиться лечебным спа-центром на северном берегу.

Гора Цамбагарав

Гора Цамбагарав является частью горного хребта Альта и расположена между провинциями Ховд и Баян-Улгий. Гора Цамбагарав высотой 4195 м покрыта вечным снегом. Ей поклоняются местные жители, и она официально считается священной горой. Постоянный снежный покров, небольшая высота и некоторые другие трудности делают это место идеальным для экстремального лазания. Рекомендуется посещать Цамбагарав летом, особенно с конца июня до конца августа. Причина в том, что казахские семьи переезжают и разбивают там лагеря в течение указанного периода времени, и вы можете арендовать у них лошадей для исследования местности.

Мероприятия

Настоящий аутентичный опыт Алтайского края включает в себя следующие виды деятельности:

  • Пеший туризм: Алтайский край является горным регионом в названии «Алтайские горы». Так что может быть лучше, чтобы исследовать его, чем походы?
  • Треккинг: Поскольку это труднопроходимая горная местность, здесь не так много проселочных дорог, и даже если они есть, то для большинства имеющихся в продаже транспортных средств они довольно суровы. Таким образом, вы должны ездить на лошади по необходимости, что может удвоиться как поход. Другие варианты включают верблюдов и горных велосипедов.
  • Рыбалка: Хотя в Алтайских горах нельзя ловить рыбу, вы можете ловить рыбу на озерах Хар-Ус и Хяргас, которые сами по себе являются главными достопримечательностями этого района. Хотя вы столкнетесь с жесткой конкуренцией со стороны перелетных птиц.
  • Рафтинг: Рафтинг предлагают немногие местные туристические компании, и большинство из них обслуживаются профессиональным речным гидом. На территории национального парка «Алтай Таван Богд» протекает река Ховд, которая является одним из основных мест для рафтинга. Хотя река испещрена большими порогами, и к ней подходят только рафтеры профессионального уровня. Обычно рафтинг предоставляется как часть тура с другими видами деятельности, такими как скалолазание и треккинг.
  • Альпинизм. Одной из основных причин, по которой люди приезжают на Алтай, является альпинизм. Оптимальное время для восхождения начинается в июле и заканчивается в начале сентября, когда тепло. Хотя вы можете лазить в любое время года, зимой это действительно сложно и довольно опасно.
  • Катание на лыжах: Зимой вы можете покататься на лыжах в горах, особенно вокруг ледника Потанина. Но вы должны быть опытным альпинистом и опытным лыжником, поскольку доказано, что восхождение на вершины Горного Алтая является экстремальным. Но одна приятная вещь в катании на горных лыжах на Алтае заключается в том, что все 5 вершин имеют трассы вдоль ледника Потанина, которые ведут к базовому лагерю, а это значит, что вы можете начать с пика Хуйтен и пройти все остальные вершины, а затем спуститься на лыжах до самой базы. лагерь.
  • Охота на орлов: Главной достопримечательностью Алтайского края, конечно же, является охота на орлов. Кочевые охотники-казахи верхом на лошадях, несущие на руках величественных существ, скачущих по снегу, представляют собой такое зрелище. По некоторым данным, в провинции Баян-Улгий насчитывается около 250 охотников на орлов, большинство из которых проживает на территории национального парка «Алтай Таван Богд» или поблизости от него.
Животный мир

В Алтайском крае много редких видов, некоторые из них находятся под угрозой исчезновения. Животный мир включает горного козла, архара, серого волка, черного стервятника, благородного оленя, лося, снежного барса, беркута, куницу и многих других. Что касается флоры, то здесь особо не о чем говорить, так как вы можете встретить растения и деревья, которые можно найти в любой другой части Монголии.

Культура

Одной из главных достопримечательностей являются народы, населяющие Алтайский край. Вы можете встретить здесь казахских охотников и тувинских оленеводов, и посещение их в их собственном доме является одной из самых захватывающих частей тура. Казахов больше, и они всемирно известные охотники на орлов. Что касается тувинцев, то они занимают долину Цагаан-Гола (Белой реки) и отличаются от монголов одеждой, питанием и разговорным языком. Казахи, проживающие на территории национального парка «Алтай Таван Богд», сохранили свои культурные традиции больше, чем любые другие казахские общины в Центральной Азии. И эти люди обычно не покидают регион и почти не говорят по-монгольски из-за замкнутого образа жизни

Туристические рекомендации

Вы можете исследовать большую часть Западной Монголии самостоятельно на хорошем арендованном автомобиле 4×4 (мы рекомендуем арендовать новую Toyota Landcruiser 76), но для пограничной зоны и Национального парка Алтай-Таван Бонд требуется разрешение на доступ (можно могут быть организованы в Улгии через местные туристические компании или напрямую с властями). Походы на Таванское Богдо и ледники следует совершать только в сопровождении профессионального гида.

За две недели здорово проехать из Улан-Батора по южному маршруту через Гоби в Ховд и Баян Улгий. SIXT предлагает прокат автомобилей в одну сторону из-в Ульгий. Имейте в виду, что на внутренних рейсах разрешено брать с собой только 15 кг багажа, поэтому вам лучше арендовать туристическое снаряжение на арендованном автомобиле от SIXT. Для поездок более 20 дней отлично ехать обратно по северному маршруту вдоль Великих озер и через Центральную Монголию в Улан-Батор. Поездка занимает от 4 до 7 дней.

FollowTheTracks предлагает отличный способ самостоятельно путешествовать с друзьями из Улан-Батора в Западную Монголию на современном полноприводном автомобиле со всем необходимым. Вы можете совершить поездку самостоятельно или с англоговорящим водителем. По следам их Орлиного и конного маршрута вы встретите интересные местные семьи, такие как охотники на орлов на Алтае, которые покажут вам своих величественных птиц и отправятся на живописную конную прогулку.