Майкоп и окрестности: 10 лучших достопримечательностей в Майкопском районе 2022

Содержание

25 мест с фото и описаниями

Время на прочтение: 10 минут(ы)

Майкоп — город в России, столица Республики Адыгея, расположенный на реке Белая, в 110 км от Краснодара. Считается одним из самых благоустроенных и красивых городов Северного Кавказа. Основан в далеком 1857 году как крепость, а сейчас это промышленный и культурный центр Адыгеи, гостеприимный город с богатой историей и множеством памятников природы и архитектуры.

Содержание

  • Что посмотреть в Майкопе самостоятельно?
    • Перевал «Чертовы ворота»
    • Дольмены Дегуакской долины
    • Соборная мечеть Майкопа
    • Мемориальный комплекс площадь «Дружбы»
    • Городской парк культуры и отдыха Майкопа
    • Майкопский курган «Ошад»
    • Мемориал памяти воинов 131-й мотострелковой бригады и «Аллея афганцев»
    • Национальный музей Адыгеи
    • Картинная галерея Республики Адыгея
    • Гуамское ущелье
    • Мезмай
    • Скала Парус
    • Кавказский биосферный заповедник
    • Большая Азишская пещера
    • Гора Оштен
    • Ущелье Мешоко
    • Монумент «Единение и согласие»
    • Мемориал героям Великой Отечественной и Гражданской войны
    • Пивоваренный завод
    • Памятник Николаю Чудотворцу
    • Дом Зиньковецкого
    • Республиканский камерный музыкальный театр им. А. А. Ханаху
    • Крепость Меот
    • Хаджохская теснина
    • ТРЦ Столица

Интересные места и основные достопримечательности города и окрестностей: фото с описаниями, советы куда сходить, куда поехать на машине, что посмотреть за один день.

Перевал «Чертовы ворота»

Одна из самых впечатляющих достопримечательностей республики Адыгеи расположилась недалеко от Майкопа. Чертовы ворота были образованы из двух горных вершин: Западной и Восточной Ачешбоками. Высота вершин достигает почти 2500 метров над уровнем моря. Жители этой местности называют перевал Чертовой калиткой или «пах тура».

Туристов привлекает уникальность естественного прохода в горном массиве и красота горы Ачешбок. Ее величие ничем не уступает горе Большой Тхач. На горных склонах можно увидеть редкие виды птиц, которые занесены в Красную книгу России.

  • Адрес: республика Адыгея

Дольмены Дегуакской долины

Место заслуживает звание уникальной природно-исторической достопримечательности. На территории небольшой полянки собрано множество исторических и природных достопримечательностей, ради которых сюда приезжают туристы со всей страны.

Самым большим достоянием считается дольменный комплекс. Ранее здесь были расположены более 200 каменных дольменов, из которых до сегодняшнего дня сохранились всего три. Возведены они из песчаника, на этих каменных сооружениях заметны следы человеческой обработки. Туристы приезжают, чтобы увидеть редкостные дольмены собственными глазами.

  • Адрес: республика Адыгея, Майкоп

Соборная мечеть Майкопа

В центральной части города можно увидеть красивую соборную мечеть. Возведение мечети было заверено в 2000 году. Строительство здания заняло более восемнадцати месяцев.

Организацией возведения занимался шейх Халид Бин Сакр-аль-Кассими, который выполнял последнее желание своей матери. Она попросила сына построить на территории республики Адыгеи мусульманскую святыню.

Красивое здание украшают четыре минарета, а наверху расположен большой голубой купол. Несмотря на молодой возраст мечети, она считается одной из главных достояний Майкопа.

  • Адрес: Майкоп, ул. Советская, 200, пл. Дружбы

Мемориальный комплекс площадь «Дружбы»

В самом центре Майкопа, на его главной аллее, расположился мемориальный комплекс «Дружбы». Мемориал был открыт в 1968 году. Открытие было приурочено 400-летию союза с Россией. Ранее площадь носила название Дровяной.

В 1918 году на этой площади случился один из самых переломных моментов в истории города. Отряд Красной армии взяли в окружение белогвардейские войска. Солдаты Белой гвардии, не имея другого выбора, сдались. С этого исторического момента в городе установилась власть пролетариата.

Посетить площадь стоит и взрослым, и детям, чтобы не забывать об истории своего отважного народа.

  • Адрес: Майкоп, пл. Дружбы

Городской парк культуры и отдыха Майкопа

История парка началась в 1866 году, тогда проводили первую закладку парковой зоны. Спустя несколько лет казаки провели в парке массовую высадку деревьев. Парк постоянно менял свое название, изначально он носил название Пушкинский.

Позже парковую зону переименовали в городской сад, а современное название он получил свое современное название. Парк хорошо обустроен, в нем есть ухоженные клумбы, красивые дорожки, удобные лавочки. После проведения реконструкции в 2009 году в парке появились аттракционы, кафе и детские площадки. Он является популярным местом для прогулок среди местных жителей.

  • Адрес: Майкоп, ул. Пушкина, 181

Майкопский курган «Ошад»

Исторически-археологическая находка курган Ошад обозначается гранитным памятником. Он появился здесь в 1972 году на месте, где была найдена земляная насып. Археологи начали раскопки здесь в 1897 году.

Во время раскопок была найдена погребальная яма площадью более 20 квадратных метров. Яма была разделена на три части огромными деревянными перегородками. В могильной яме обнаружены три тела, два из них принадлежит женщинам и одно мужчине, а также различное оружие, орудие труда, кухонную утварь и драгоценные предметы.

Все найденные ценности сейчас размещены в Эрмитаже. Любителям истории однозначно не следует оставлять курган без внимания.

  • Адрес: Майкоп, пересечение улиц Подгорной и Курганной

Мемориал памяти воинов 131-й мотострелковой бригады и «Аллея афганцев»

Мемориал расположен на въезде в город. Каменный монумент установлен в память о трагической смерти солдат, которые погибли во время военной операции в городе Грозном, произошедшей в 1995 году.

Комплекс представлен в виде храма, освященного во имя Георгия Победоносца. Выглядит он, как два высоких столба, изготовленных из камня, которые украшает герб Российской Федерации. У подножья мемориального комплекса можно увидеть табличку с указанными на ней именами погибших солдат и офицеров. К памятнику приносят цветы и венки, или приходят почтить память героев.

  • Адрес: Майкоп, микрорайон Восход.

Национальный музей Адыгеи

Музей открыл свои двери для посетителей в 1926 году. Большой вклад при создании музея внес И. А. Наврузов, который был управляющим музея, а также его единственным сотрудником. За свою историю музей менял свой адрес несколько раз.

Раньше он находился в Краснодаре, но позже был перенесен в Майкоп. После переноса в Майкоп, экспозиция музея очень расширилась, так как к нему присоединился городской музей природы. Современное название музей получил в 1993 году.

В музее находятся несколько залов, с тематическими экспозициями, а также проходят различные тематические выставки. Посещать музей лучше в сопровождении экскурсовода, чтобы оценить каждый экспонат по достоинству.

  • Адрес: Майкоп, ул. Советская, 229

Картинная галерея Республики Адыгея

Картинная галерея была открыта в 1980 году. В галерее можно увидеть два просторных помещения. В первом расположена постоянная экспозиция, которая посвящена ремеслам адыгейских народов. Во втором зале проводят временные выставки, в котором представляют художников, проживающих на территории Кавказа.

За все время работы галереи здесь были представлены картины лучших художников Пятигорска, Якутии и Краснодара. Сотрудники музея ответственно относятся к своему делу, поэтому посещение галереи будет интересно, как местным жителям, так и гостям столицы.

  • Адрес: Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 27

Гуамское ущелье

Уникальный памятник природы, ломаная линия которого протянулась на 3 километра. Высота стен в ущелье достигает 400 метров, а его дно покрывает бурлящая река Курджипс. Туристы могут проехать ущельем по железнодорожной узкоколейке и перекусить, остановившись у кафе Домик космонавтов, которое находится в ущелье.

Рельсы проходят внизу ущелья, с одной стороны их окружают высокие стены горы, а с другой шумит Курджипс. Вторая часть экскурсии – пешеходная. Прогуливаясь, можно увидеть интересные формы скал, высокие водопады, различные растения и каменные ущелья. Все это стоит того, чтобы посетить ущелье и увидеть уникальную природу собственными глазами.

  • Адрес: п. Гуамка

Мезмай

Этот дикий уголок идеально подойдет для отдыха любителям природы. Местные жители называют его русской Шамбалой, своеобразным местом силы. Геоаномальная зона, в которой находится Мезмай, делает его необычным. Как замечают люди, которые посещают его, здесь наблюдают, замедленное течение времени, необычное и расслабленное.

Живописная природа, удивительная атмосфера, чистый горный воздух, все это делает место привлекательным для туристов. Но, несмотря на это, Мезмай считается диким, отдаленным от людей местом. Здесь можно отдохнуть, разобраться с мыслями, и просто расслабиться.

  • Адрес: Апшеронский район, Краснодарский край

Скала Парус

Уникальная природная достопримечательность, расположенная недалеко от Майкопа. Сюда приезжает множество туристов, чтобы посмотреть на необычайную скалу, а также множество знаменитых водопадов, которые расположены в окрестностях. Высота скалы достигает 100 метров выше уровня моря.

Выглядит она, как большой плоский треугольный камень, который упирается в стену ущелья, образуя при этом своеобразную арку. Парус покрывается плющом, что делает его еще более живописным. Сюда приезжают туристы, желающие насладиться красотой дикой природы и ее уникальных явлений, а также желающие отдохнуть от шумной городской жизни.

  • Адрес: Майкоп

Кавказский биосферный заповедник

Один из первых заповедников, организованных на территории России. Он является одним из крупнейших заповедников Европы. Общая площадь территории 280 тысяч гектаров. Территория заповедника сохраняет уникальные экосистемы горной местности и предгорий. Для всех желающих организовывают интересные продолжительные экскурсии.

Посещая их, можно увидеть редкие дары природы, посетить комплекс для диких животных, где проживают лисицы, медведи, еноты и множество других животных. А также увидеть собственными глазами уникальные горные ущелья и самшитовые рощи. Это идеальное место для длительной прогулки, спокойного отдыха или уединения с природой.

  • Адрес: ул. Карла Маркса, Краснодарский край

Большая Азишская пещера

Одна из пещер Лагонакского нагорья, которая расположилась в подходящем месте для посещения туристами. В конце 20 века пещеру признали официальным экскурсионным объектом. Туристы могут самостоятельно посетить ее, прогуляться по специально оборудованным дорожкам, чтобы полюбоваться удивительными творениями подземелья.

Пещера входит в топ 5 самых красивых пещер страны. Проходя разные залы пещеры, можно наблюдать разнообразные каменные формы, каждый из которых по-новому захватывает дух и заставляет влюбиться в подземельную жизнь планеты. Туристы могут почувствовать особую энергетику пещеры, которая оказывает на каждого благотворное воздействие.

  • Адрес: 5-й пер., 7, п. Каменномостский, Республика Адыгея.

Гора Оштен

Гора является одной из вершин Фишт-Оштенского хребта. Ее высота над уровнем моря составляет 2800 метров. Гора привлекает туристов со всего мира, открывая им свою удивительную красоту горных пейзажей.

Особенностью горы считаются ледники, расположенные ниже и западнее других ледников Кавказа. Из-за неприступности вершин Оштена, его часто называют горой, где роняют топор. Оштен опоясывают туристические тропинки, прогуляться которыми стоит, чтобы увидеть горные красоты Кавказа.

На склонах проживают грациозные кавказские серны, которые маленькими группами переходят со скалы на скалу. Гора станет отличным местом для любителей пешего туризма и природных достопримечательностей.

  • Адрес: республика Адыгея, Майкоп, гора Оштен

Ущелье Мешоко

Любителям пешего туризма обязательно нужно отправиться на прогулку вдоль ущелья Мешоко. Общее время, которое она занимает, около 4 часов, при этом специальная подготовка не требуется. Красота ущелья очень многогранна, даже посещая его не первый раз, вы откроете для себя новые места.

Здесь можно увидеть красивые гроты, высокие водопады и разнообразную природу. В ущелье расположены три водопада, небольшие пещеры, горно-лесной массив с большими камнями и скалами.

В гротах, которые окружают ущелье, раньше проживали люди, поэтому здесь можно найти различные орудия труда или изделия из костей. Прогулка будет интересна, как обычным туристам, так и опытным скалолазам и альпинистам.

  • Адрес: ущелье Мешоко, п. Каменномостский, республика Адыгея.

Монумент «Единение и согласие»

Летом 2013 года в городе был открыт уникальный монумент, который вошел в список главных достопримечательностей города. Хоть появился он совсем недавно, памятник отыгрывает значительную роль в культурном наследии города. Выглядит монумент, как оригинальная двадцатиметровая башня, что имеет форму традиционного для Адыгеи очага.

Фасад мемориала украшают колоритные горельефы, созданные по мотивам национального эпоса, изображения мифологических сцен, портреты знаменитых деятелей города. Достопримечательность служит фоном для фотографий туристов, которые с радостью приезжают к нему, полюбоваться красотой архитектурного и культурного памятника.

  • Адрес: ул. Победы, 36, Майкоп

Мемориал героям Великой Отечественной и Гражданской войны

Во время правления советской власти в кавказской республике, как и на другой территории страны, происходили различные трагические события. Осенью 1918 года в городе были расстреляны более 3 тысяч жителей города.

В знак памяти о жертвах трагического события, через девять лет после него, был установлен памятник. Выглядит он, как обелиск с золоченной пятиконечной звездой, что напоминает силуэт минарета мечети, возвышающийся над облицованным гранитом постаменте.

В 1967 году у памятника появилась чаша Вечного огня и различные образцы боевой техники. Здесь устраивают все торжественные мероприятия, посвященные великой Победе.

  • Адрес: ул. Промышленная, Майкоп.

Пивоваренный завод

В 1910 году в городе было возведено здание солодовенного цеха пивзавода. И на сегодняшний день он является самым колоритным павзаводом в Майкопе. Экстерьер здания больше похож на рыцарский замок, а не производственный цех. Фасад здания привлекает взгляды и местных жителей и туристов.

Большие арочные окна, готические элементы декора, изящная кирпичная кладка делают пивзавод настоящим произведением искусства. На фоне здания устраивают фотосессии местные фотографы, а туристы проводят здесь время, рассматривая удивительную красоту сооружения.

  • Адрес: ул. Ленина, 1, Майкоп.

Памятник Николаю Чудотворцу

Еще один памятник, который заслуживает внимания туристов, появился в городе не так давно, в 2006 году. Монумент завершил общую задумку мемориала, посвященного бойцам Майкопской мотострелковой бригады.

Создан памятник в виде шести тонной скульптуры, помещенной на облицованном гранитом высоком постаменте. Николай Чудотворец представлен в облачении изящного церковного одеяния присущему иерарху, он воздает свои руки к небу, призывая погибших защитников восстать из мертвых.

Высота памятника достигает десяти метров, выглядит он величественно и торжественно. Идентичный монумент был установлен в Анадыре.

  • Адрес: микрорайон Восход, Майкоп.

Дом Зиньковецкого

В центральной части города расположился красивый особняк, который привлекает туристов своей историей и великолепием. Дом принадлежал негоцианту, многолетнему главе города – Дмитрию Зиньковецкому. Он считается настоящей архитектурной жемчужиной города. Возведение особняка припало на 1907 год, поэтому в архитектурном стиле строения заметны черты модерна.

Карнизы дома украшены элегантными аттики, в то время как арочные окна углублены в ниши центрального портала вынесенного за основной объем. Его фасад украшают могущественные полуколонны с красивыми фризами. Местные жители любят прогуливаться у особняка, рассматривая детали экстерьера, которые с каждым разом раскрываются сильнее.

  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 14, Майкоп

Республиканский камерный музыкальный театр им. А. А. Ханаху

Город богат не только архитектурными, но и культурными памятками. Одной из них является камерный театр. Театр появился в городе в 1993 году, его создания вошло в историю Майкопа.

Хоть история театра совсем не долгая, без него жители уже не представляют свою жизнь. Он удивляет зрителей классическими мировыми постановками, авторскими произведениями труппы, а также выступлениями молодых талантов столицы.

Каждый зритель найдет интересную для себя постановку, здесь показывают детские спектакли, драматические и комедийные постановки, а также социальные поставки. Во время больших праздников, в стенах театра показывают тематические мюзиклы и оперетты.

  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 61, Майкоп.

Крепость Меот

Посещая Майкоп, каждый турист должен выделить время для посещения еще одной знаменитой достопримечательности этой местности. Добраться до крепости можно проехав на маршрутке 40 минут, или на собственном автомобиле в направлении станицы Даховская.

Оказавшись в этом месте, туристов захватывает красота сочетания исторического строения и современных построек. Возведенная крепость привлекает туристов своей уникальностью.

В летний период на территории крепости устраивают театральные представления, посетив которые вы увидите настоящие рыцарские бои, а также примерить на себя настоящие доспехи и пострелять из арбалета, это не оставит равнодушным детей и взрослых. Желающие смогут приобрести красивые сувениры на память об этом приключении.

  • Адрес: поселок Каменномостский, Адыгейская республика.

Хаджохская теснина

Еще одной достопримечательностью Каменномостского, которую не стоит оставлять без внимания, является природная рекреация. Узкий каньон, на дне которого видно бурлящую реку, невероятно живописный. Вдоль всего каньона проходит туристическая тропа, обустроенная перилами и лестницами для комфортных прогулок.

Извилистая тропа обрамлена разнообразными известняковыми скалами, удивительным лесом. Ущелье местами сужается до ширины 2 метров, глубина реки в таких местах достигает 40 метров.

Лучшим видом на теснину можно насладиться, поднявшись на пешеходный мост, что соединяет ее края. Во время прогулки можно посетить зоопарк, в котором проживают еноты, лисы, медведи и страусы.

  • Адрес: поселок Каменномостский, Адыгейская республика.

ТРЦ Столица

Идеальным местом для семейного отдыха в городе, является торгово-развлекательный центр Столица. Здесь каждый сможет найти себе занятие по душе. Дети с удовольствием играют в развлекательном комплексе «Ананас», резвясь в большом бассейне с разноцветными шариками, а также наслаждаясь разнообразными горками.

В развлекательном комплексе работают профессиональные аниматоры, которые найдут подход к любому ребенку. В то время, как для родителей открыт мир шопинга.

В торговом центре можно найти все необходимое: одежду, технику для дома, продукты. После завершения прогулок можно перекусить в одном из кафе большого фудкорта. ТРЦ Столица – идеальное место для проведения дождливого дня в городе.

  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 36, Майкоп, Адыгейская республика.

фотографии и описания — Тур-Рай.

Ру

Майкоп сегодня — это главный культурный центр Адыгеи. В городе сохранилось немало исторических и архитектурных памятников, представляющих большой интерес для туристов. Из адыгейской столицы легко добраться также до колоритных природных достопримечательностей Кавказа. Опишем самые интересные места Майкопа, которые сможет самостоятельно посмотреть каждый.

СОДЕРЖАНИЕ

  • ТОП-5 — что посетить за 1 день в Майкопе
  • Архитектурные изыски и памятники Майкопа
  • Музеи и театры Майкопа: куда пойти
  • Красивейшие парки и скверы Майкопа: где погулять
  • Майкопские храмы, церкви и соборы
  • Куда сводить ребенка в Майкопе

ТОП-5 — что посетить за 1 день в Майкопе

Среди главных достопримечательностей Майкопа, фото которых займут достойное место в альбоме любого путешественника, есть исторические и архитектурные памятники, а также интересные места, имеющие знаковое значение. Они считаются визитными карточками столицы Адыгеи.

Центральный парк

  • График работы: ежедневно, с 9:00 до 22:00.
  • Телефон: +7 872 252-11-54.
  • Сайт: http://www.parkmp.ru
  • Адрес: ул. Пушкина. Остановка транспорта «Городской парк».

Красивейшим местом Майкопа с полным основанием считается Центральный парк, заложенный еще в 1866 г. Свой нынешний вид живописная рекреация обрела после реконструкции, проведенной в 2009 г. Тогда здесь появились новые аллеи из брусчатки, клумбы, засаженные яркими цветами, удобные скамеечки для отдыха, элегантный фонтан «Часы» дополнила цветомузыкальная установка.

Парк является излюбленным местом отдыха горожан. Особой популярностью в летний зной пользуется большой бассейн под открытым небом. Обилие аттракционов и спортивных площадок приводит в восторг ребятню.

Соборная мечеть

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 24:00.
  • Телефон: +7 872 257-05-48.
  • Адрес: ул. Советская, 200. Остановка транспорта «Площадь Дружбы».

С момента своего открытия в 2000 г., колоритный храм является одной из визитных карточек современного Майкопа. Он стал роскошным подарком городу от аравийского наследного принца Халида бин Сакр-аль-Кассими, профинансировавшего строительство.

Изящное сооружение с массивным синим куполом, имеет форму куба, по углам которого возвышаются элегантные островерхие минареты. Экстерьер мечети колоритен и эклектичен. В нем сочетаются мотивы традиционной исламской архитектуры и решения, характерные для стиля хай-тек. Стены молельного зала храма расписаны цитатами из Корана, а его пол покрыт роскошным ковром.

Монумент «Единение и согласие»

  • Адрес: ул. Победы, 36. Остановка транспорта «Филармония».

Торжественное открытие уникального монумента, входящего в число знаковых достопримечательностей Майкопа, состоялось летом 2013 г. Оригинальное 20-метровое сооружение имеет форму традиционного адыгейского очага.

Его фасад, имеющий площадь более 100 м², декорирован колоритными горельефами по мотивам национального эпоса, изображениями мифологических и культовых сцен, портретами известных деятелей культуры, знаменитых исторических личностей. На фоне монумента нетрудно сделать великолепные фото на память.

Монументальная композиция «Дружба»

  • Адрес: площадь Дружбы. Остановка транспорта «Площадь Дружбы».

Открытие монументальной композиции в честь 400-летнего юбилея вхождения Адыгеи в состав Российской империи, состоялось в 1968 г. Ее доминантой является 25-метровая компонентная белокаменная стела, в верхней части которой высечена дата 1557–1957.

У основания столпа установлены бронзовые скульптуры русского воина и адыгейского витязя, помещенные на гранитный постамент. Композиция символизирует нерушимость дружбы двух народов, переживших за долгую совместную историю немало как радостных, так и трагических событий.

Мемориал героям Великой Отечественной и Гражданской войны

  • Адрес: ул. Промышленная. Остановка транспорта «Шпагатно-веревочная фабрика».

В период становления Советской власти на Кавказе произошло немало трагических событий. Так, в сентябре 1918 г. на привокзальной площади Майкопа белогвардейцами было расстреляно более 3 тыс. горожан. В память о них, спустя 9 лет, здесь установили монумент.

Над облицованным гранитом кубическим постаментом возвышается обелиск с золоченой пятиконечной звездой, напоминающий силуэтом минарет мечети. После реконструкции, произведенной в 1967 г., перед памятником установили чашу Вечного огня, и образцы боевой техники периода II Мировой войны. С тех пор мемориал стал местом проведения основных мероприятий, посвященных великой Победе.

Архитектурные изыски и памятники Майкопа

В старинном городе сохранилось довольно много колоритных зданий, возведенных в разные исторические эпохи. Найдут, на что посмотреть в Майкопе и ценители монументального искусства.

Мемориал воинам 131-й Майкопской бригады

  • Адрес: микрорайон Восход. Остановка транспорта «Минеральный источник».

При штурме города Грозный зимой 1995 г., предпринятого в рамках проведения контртеррористической операции в Чеченской республике, особое мужество проявили мотострелки 131-й Майкопской бригады. Бои отличались особым упорством и кровопролитием, поэтому многие из героев погибли.

В их честь в городе установлен монумент. Доминантой мемориального ансамбля является сдвоенная каменная стела, столпы которой соединены в верхней части бронзовой плитой с гербом РФ. На высоких постаментах рядом с памятником размещены две БМП, участвовавшие в тех боях. Их борта буквально изрешечены пулями и осколками снарядов.

Пивоваренный завод

  • Адрес: ул. Ленина, 1. Остановка транспорта «Военкомат».

Здание солодовенного цеха пивзавода, возведенное в 1910 г., можно с полным основанием назвать самым колоритным в Майкопе. Оно напоминает экстерьером не производственные цеха, а рыцарский замок. Это сходство достигается не только за счет внешнего вида труб, весьма похожих на крепостные башни.

Фасад сооружения привлекает взгляд большими арочными окнами, элементами декора, характерными для архитектурной готики, изяществом кирпичной кладки. Со всем этим великолепно сочетаются вполне модерновые аттики и пояс аркатуры.

Курган Ошад

  • Адрес: угол улиц Курганная и Подгорная. Остановка транспорта «Улица Ветеранов».

Подтверждением тому, что благодатные земли Адыгеи люди заселяли с древнейших времен, послужило открытие, сделанное учеными в 1897 г. Тогда археологической экспедиции удалось обнаружить захоронение вождя племени солнцепоклонников, датируемое концом III тысячелетия до н. э.

В царской могиле было найдено множество аутентичных украшений из золота, пополнивших экспозицию музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Спустя почти 80 лет с момента начала раскопок, на месте кургана была установлена стела из белого камня, на которой вырезана памятная надпись, а также изображения артефактов, извлеченных из захоронения.

Памятник Николаю Чудотворцу

  • Адрес: микрорайон Восход. Остановка транспорта «Минеральный источник».

Памятник святителю Николаю появился в городе зимой 2006 г. Величественное изваяние завершило ансамбль мемориала бойцам Майкопской мотострелковой бригады. Бронзовая скульптура весом около 6 тн. помещена на постамент, облицованный гранитом.

Николай Чудотворец, облаченный в одеяние церковного иерарха, воздел руки к небу, словно призывая погибших героев восстать из праха. Памятник высотой в 10 м выглядит торжественно и величественно. Кстати, точно такой же монумент установлен в Анадыре.

Дом Зиньковецкого

  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 14. Остановка транспорта «Травмпункт».

Великолепный особняк, принадлежавший некогда преуспевающему негоцианту и многолетнему Городскому голове Дмитрию Зиньковецкому, является подлинной архитектурной жемчужиной Майкопа.

В экстерьере двухэтажного здания сложной конфигурации, возведенного в 1907 г., легко угадываются черты стиля модерн. Его карнизы украшают элегантные аттики, арочные окна центрального портала, слегка вынесенного за основной объем, углублены в ниши. Фасад декорирован полуколоннами с роскошными фризами.

Памятник Партизанам майкопских отрядов

  • Адрес: ул. 9-го Мая.

Монумент, установленный в честь отрядов майкопских партизан, представляет собой гранитную стелу, которая возвышается над близлежащими строениями. Рядом с памятником расположены таблички с именами и фамилиями погибших партизан, принимавших участие в защите юга страны от захватчиков.

Партизанское движение, действовавшее во время Великой отечественной войны на территории республики Адыгея, было одним из самых крупных в стране и оказало большое значение на освобождении южных территорий.

Музеи и театры Майкопа: куда пойти

Колоритный город обеспечит туристам интересный культурно-познавательный досуг. Среди мест, куда пойти в Майкопе стоит за яркими эмоциями, следует выделить музеи и театры.

Национальный музей республики Адыгея

  • График работы: ежедневно, кроме воскресенья, с 9:00 до 18:00, по четвергам с 9:00 до 21:00.
  • Стоимость билета: взрослый 50 р., студенческий 30 р., детский 20 р.
  • Телефон: +7 872 256-05-87.
  • Сайт: http://www.adyg-museum.ru
  • Адрес: ул. Советская, 229. Остановка транспорта «Филармония».

В фондах учреждения, занимающего великолепное здание с вынесенными порталами, украшенными колоритным орнаментом, насчитывается более 270 тыс. единиц хранения. Экспозиции музея рассказывают об истории народов Кавказа с древнейших времен, этнографии региона, аутентичной культуре натухайцев, шапсугов, убыхов.

Среди экспонатов туристы увидят артефакты, найденные при раскопках Уляпского и Майкопского кургана, урочища «Клады», в том числе золотые и серебряные украшения, керамику, орудия труда и предметы быта бронзового века. Детей приводит в восторг выставка реконструкций доисторических ящеров.

Картинная галерея

  • График работы: ежедневно, кроме воскресенья, с 10:00 до 18:00.
  • Стоимость билета: взрослый 50 р., студенческий 30 р., для школьников 20 р.
  • Телефон: +7 872 252 63-97.
  • Сайт: http://www.galereya-ra.ru
  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 27. Остановка транспорта «Гостиница Адыгея».

Экспозиции учреждения, основанного в 1980 г., представляют особый интерес для ценителей изобразительного искусства. Галерея располагает замечательным собранием художественных полотен эпохи социалистического реализма. В выставочных залах демонстрируются работы П. Амасьяна, И. Соколова, Д. Мельникова.

Гордостью галереи является коллекция произведений адыгейских графиков М. Тугуза, Ю. Кириченко, А. Бесирова, серия иллюстраций к национальному эпосу, созданная Заслуженным художником России Ф. Петувашем.

Республиканский камерный музыкальный театр

  • График работы: представления даются со среды по воскресенье включительно. Начало спектаклей в 18:30.
  • Стоимость билета: от 200 р. до 600 р.
  • Телефон: +7 872 252-41-83.
  • Сайт: http://www.kmtra.ru
  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 61. Остановка транспорта «Концертный зал».

Несмотря на то что театр, учрежденный в 1993 г. , не может похвастаться долгой историей, без него уже невозможно представить культурную жизнь столицы солнечной республики.

Яркие постановки по мотивам пьес И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса, адыгейских авторов в исполнении молодых талантливых артистов пользуются неизменной популярностью. Помимо искрометных водевилей и оперетт, в репертуар театра входят музыкальные спектакли для детей, а также мюзиклы.

Народный музей «Геометрия живого»

  • Адрес: Кольцевая ул., 1.

Посещение музея «Геометрия живого» дает понять, как тесно переплетаются законы точных наук с законами природы. Экспозиция музея, бережно составленная супругами Сметаниными, представляет собой мир живой природы в свете математических открытий.

Геометрия в цветах и растениях, камни и минералы, морские моллюски и ископаемые — все это можно увидеть в народном музее. Множество форм и расцветок, окутанных красотами южной природы, мелодично вольются в путешествие по столице Адыгеи.

Государственный музей искусства народов Востока

  • Адрес: Первомайская ул. , 221.

В самом центре города на улице Первомайской расположен Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусства народов востока. Музейный комплекс располагает уникальной коллекцией изобразительного, народного искусства и предметов материальной культуры древних народов Кавказа.

Музей открыт в 1985 году по инициативе доктора наук, археолога Александра Михайловича Лескова. В нем удивительно организовано пространство, в котором древность соседствует с современностью. Самый известный экспонат — серебряный Пегас с позолоченными крыльями, найденный во время археологических раскопок.

Драмтеатр имени Пушкина

  • Адрес: ул. Пушкина, 179.

Старейший театр в Республике Адыгея. Его история началась в 1900 году с Пушкинского народного дома. Много лет в театре работало две труппы — русская и национальная, адыгейская.

С 2000-го года русская труппа стала работать как самостоятельный театр. В репертуаре классические пьесы русских и зарубежных драматургов, произведения современных авторов.

Красивейшие парки и скверы Майкопа: где погулять

Интересных мест, где можно погулять взрослым или с детьми, в Майкопе немало. Среди них яркие парки, удивительные скверы и замечательно оформленные бульвары с различными скульптурами и памятниками.

Парк Черемушки

  • Адрес: ул. Димитрова/ул. Депутатская.

Парки на карте Майкопа дополняют город приятными штрихами. Один из таких атмосферных парков — «Черемушки», расположенный в черте города рядом с Бульваром Победы. Большой зеленый парк с ухоженными цветочными клумбами способствует приятному тихому отдыху его посетителей.

Даже дети, катающиеся на велосипедах и самокатах в теплые вечера, не помешают приятной беседе или чтению книг. Визитной карточкой парка являются макеты истребителей, установленные как память о героической истории нашей страны.

Математический парк

  • Адрес: ул. Ленина, 24.

Доказать теорему Пифагора или увидеть сложные геометрические фигуры, наслаждаясь теплым южным воздухом, возможно посетив Математический парк в Майкопе. В парке все сложное представляется посетителям крайне простым.

Увидев и потрогав геометрические формы даже сложно поверить, что для их доказательств ученые трудились многие годы. Парк влюбляет в себя с первого взгляда не только сторонников точных наук. В его экспонатах кроме математики, можно увидеть и красоту творчества.

Бульвар Победы

  • Адрес: ул. Депутатская/ул. Пионерская.

Широкая зеленая зона с оригинальными светильниками по всей протяженности — это бульвар Победы в микрорайоне Черемушки. Заложен он в 2000 году. В 2016 в честь героев Великой Отечественной войны высажена дубовая аллея.

Сейчас проходит реконструкция бульвара, в ходе которой будут сохранены зеленые насаждения, но установлены новые скамейки, создана зона отдыха с беседкой.

Майкопские храмы, церкви и соборы

В небольшом городе с многонациональным населением есть довольно много храмов разных конфессий. Православных соборов, церквей и мечетей здесь построено не меньше, чем в Нальчике или Владикавказе.

Свято-Троицкий собор

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00.
  • Телефон: +7 872 253-89-65.
  • Сайт: http://www.sobor-maykop.ru
  • Адрес: ул. МОПРА, 94А. Остановка транспорта «Церковь».

Собор, возводившийся около 6 лет и освященный во имя Святой Троицы весной 1889 г., является главным храмом адыгейской епархии. За время своего существования он закрывался всего лишь раз в 1937 г. Однако, спустя шесть лет, богослужения в стенах собора возобновились.

Пятиглавая церковь интересна тем, что сочетает в своем экстерьере старорусский и аутентичный северокавказский стиль культовой архитектуры. Помимо основного здания, в храмовый комплекс входят шатровая колокольня и корпус трапезной.

Воскресенская церковь

  • График работы: ежедневно, с 8:00 до 18:00.
  • Телефон: +7 872 254-81-29.
  • Адрес: ул. Госпитальная, 327. Остановка транспорта «Улица Шовгенова».

Небольшая церковь, которую возвели из кирпича в 1910 г. , в народе часто называют Казачьей. За время своего существования она повидала немало, в том числе эпоху забвения, во времена гонений на религию. По возвращении здания епархии в 1990 г., был выполнен капитальный ремонт, после которого храм стал выглядеть замечательного.

Кровли основного объема, апсиды, поверхность куполов и шатра колокольни выкрашены в синий цвет, что придает кирпичному зданию визуальную легкость. В экстерьере храма привлекают внимания изящные обрамления оконных проемов с полуциркульными завершениями.

Храм Святой Благоверной Тамары

  • Адрес: ул. Свердлова, 61А.

Небольшой уютный храм Святой Благоверной Тамары, построенный в 2016 году на пожертвования прихожан — это место умиротворения и спокойствия. Церковные праздники, проходящие в его стенах, наполняют души верующих положительными эмоциями.

Храм, открытый для всех желающих его посетить, гостеприимно распахивает свои двери перед представителями различных конфессий, как с религиозными, так и с туристическими целями.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

  • Адрес: Пионерская ул., 283.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в черте города Майкопа, представляет собой комплекс зданий с зонами отдыха для прихожан. Соборный комплекс построен в 2000-е годы взамен утраченного храма в советский период.

Новый Кафедральный собор прекрасно дополняет архитектуру города. Величественный светлый храм с золотым обрамлением куполов в окружении зелени деревьев наполняет прихожан радостью и спокойствием. Здесь можно не только окунуться в таинство церковных обрядов, но и просто отдохнуть от суеты.

Церковь Николая Чудотворца

  • Адрес: ул. Ворошилова, 205/1А.

Никольская церковь, расположенная на окраине г. Майкопа, построена на пожертвования прихожан в честь святого Николая Чудотворца. Николай Чудотворец особо почитается в стране, как святой покровитель путешественников, а также защиты страны от внешних угроз.

Кроме того, в Майкопе установлен памятник Николаю Чудотворцу, точная копия которого расположена в г. Анадыре, Чукотском автономном округе. В церковь можно заехать для благословения пути на выезде из города, направляясь в Краснодар и далее на юг России.

Церковь Державной иконы Божией Матери

  • Адрес: Дорожная улица.

Церковь является действующим храмом, который расположен недалеко от Нового кладбища Майкопа. Внешне церковь небольшая. Как и многие храмы юга страны, это современная церковь, выполненная из белого кирпича. Внутри храм очень светлый, уютный и вмещает большое количество прихожан.

В церкви проводятся религиозные обряды под руководством Майкопской епархии. Церковь открыта для посещений ежедневно, однако, самым запоминающимся будет ее посещение в православные праздники, календарь которых можно найти в сети Интернет.

Живоносный источник хутора Гавердовский

  • Адрес: ул. Молодежная, х. Гавердовский.

Неподалеку от Храма Успения Божией матери в поселке Гавердовский расположен источник со святой водой. Его официальное название— Святой источник в честь Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он настолько популярен, что даже обозначен на дорожном указателе.

По легенде, известной среди местных жителей, он был открыт девочкой, которая гуляла в окрестностях поселка и вдруг увидела лик Богородицы.

С тех пор источник считается святым местом. Над источником построена часовенка, а рядом с ним — две купели со святой водой — для мужчин и для женщин. В обеих температура воды круглый год одинаковая — +6 градусов. Считается, что вода в роднике и купелях целебная и помогает излечиться от многих болезней.

Войсковой храм-памятник Георгия Победоносца

  • Адрес: ул. Шоссейная.

В городском микрорайоне Восход, на окраине города в новейшее время построен храм во имя Георгия Победоносца, которого почитают как православного покровителя воинства. Храм освящен в 2002 году епископом Адыгейским и Майкопским Пантелеймоном.

Представляет собой небольшую уютную однокупольную церковь, вокруг — благоустроенная территория. Посетители отмечают ухоженность внешнего вида и интерьеров церкви и приветливость персонала. Храм относится к войсковой части 09332.

Куда сводить ребенка в Майкопе

Гостеприимный город порадует юных путешественников насыщенной развлекательной программой. Вот только несколько интересных мест Майкопа, посещение которых доставит огромное удовольствие ребенку.

Крепость Меот

  • Адрес: поселок Каменномостский.

Проделав сорокаминутное путешествие на маршрутке из центра Майкопа в направлении станицы Даховская, можно оказаться в удивительном месте, где история переплетается с современностью. Здесь возведена колоритная крепость, имитирующая средневековую цитадель. Каждые выходные летом в замке даются театрализованные представления «Яблоко нартов» по мотивам национального эпоса.

Посетители смогут понаблюдать за рыцарскими боями, примерять на себя латы и доспехи, пострелять из арбалета в тире, приобрести замечательные сувениры, осмотреть экспозицию небольшого исторического музея. Ребенок получит массу незабываемых впечатлений.

Хаджохская теснина

  • Стоимость экскурсии: для взрослых 300 р. , для школьников 150 р., дети до 7 лет пропускаются бесплатно.
  • Адрес: поселок Каменномостский. Остановка транспорта «Хаджох».

Всего в часе езды на маршрутном такси от Майкопа находится уникальная природная рекреация, показать которую ребенку стоит обязательно. Узкий каньон на плато Лаго-Наки, по дну которого несет свои воды река Белая, невероятно живописен. Извилистое ущелье, обрамленное причудливыми известняковыми скалами, поросшими лесом, местами сужается до 2 м, где глубина реки составляет до 40 м.

Вдоль 400-метрового каньона простирается туристическая тропа с перилами и лестницами. Лучшие виды на него открываются с пешеходного моста, соединяющего края теснины. Здесь есть небольшой зоопарк, питомцами которого являются еноты, лиси, кавказские медведи, страусы.

Развлекательный центр Ананас

  • График работы: ежедневно, с 11:00 до 22:00.
  • Стоимость билета: посещение игровой зоны от 150 р. до 300 р.
  • Телефон: +7 918 188-55-00.
  • Сайт: http://www.stolica01.ru
  • Адрес: ул. Краснооктябрьская, 36. Остановка транспорта «Магазин Эльдорадо».

Посещение ТРЦ Столица доставит удовольствием всем членам семьи. Родители смогут здесь заняться шоппингом, а ребятишки порезвиться от души. Малыши обожают играть в бассейне, наполненном разноцветными шариками, кататься с горки. Дети постарше с удовольствием исследуют четырехъярусный лабиринт, преодолеют полосу препятствий.

В центре работают опытные аниматоры, предлагающие юным посетителям принять участие в веселых соревнованиях, викторинах. Желающие смогут воспользоваться разнообразными игровыми автоматами.

Кинотеатр «Айко Синема»

  • Адрес: Степная ул., 190.

Провести время с удовольствием и посмотреть новинки кинопроката можно в кинотеатре «Айко Синема», расположенным в ТРЦ «Майкоп Молл». Поход в кинотеатр приведет в восторг всех членов семьи.

Залы с удобными креслами и качественным звуком доставят удовольствие от просмотра как детям, так взрослым. Пока взрослые отдыхают в кафе кинотеатра, детский досуг может быть заполнен развлечениями в зоне игровых автоматов или путешествием в мир виртуальной реальности в VR-Zone.

Кассы кинотеатра с информативными табло, где можно узнать всю необходимую информацию о сеансах и свободных местах на них, делают посещение кинотеатра максимально комфортным. Но для тех клиентов, кто любит планировать свой отдых заранее, билеты на фильмы возможно приобрести на сайте кинотеатра до его посещения.

В холодное время года кинотеатр предлагает услуги гардероба, делая его посещение очень удобным. Здесь можно запланировать свой выходной, а можно прийти спонтанно — в любом случае отличные впечатления гарантированы!

Колесо обозрения

  • Адрес: парк имени Горького.

Аттракцион «Колесо обозрения» расположен в Городском парке им. Горького. Посетителям предлагается провести осмотр достопримечательностей в удобных кабинках, которые полностью закрываются.

Полная безопасность поездки и отсутствие неприятных ощущений даже для маленьких детей характеризуют данный аттракцион.

В темное время суток Колесо обозрения подсвечивается разноцветными лампочками, что придает ему отдельный шарм. Красивые фотографии, сделанные рядом с ним, будут приятным напоминанием о поездке по республике Адыгея.

«Джой Лэнд»

  • Адрес: Краснооктябрьская ул., 50.

Развлекательный центр «Джой Лэнд» — идеальное место для отдыха всей семьей. Здесь есть кинотеатр, бильярд, боулинг, детская игровая зона. Множество кафе и ресторанов с меню на любой вкус и кошелек, в том числе с детскими блюдами, не оставят посетителей голодными.

Планетарий

  • Адрес: Садовая ул., 23, посёлок Краснооктябрьский.

Чудесное место для романтиков и семей с детьми — единственный в Республике Адыгея планетарий. Как и в любом планетарии, здесь можно увидеть то, что скрыто от нас в обычной жизни — звездное небо, планеты и кометы, понаблюдать за восходом солнца и луны. Телескоп с трехсоткратным увеличением открывает тайны звездного мира и космического пространства.

Смотрите путеводители по другим городам Северного Кавказа:

  • Грозного, Махачкалы, Черкесска, Даховской,
  • Гузерипля, Ставрополя, Лаго-Наки,
  • Каменномостского, Назрани, Пятигорска.

Побывав в Майкопе, вы сможете соприкоснуться с неповторимой природой Северного Кавказа и прекрасно отдохнуть. Столица Адыгеи радушно встречает гостей, делясь с ними богатым культурно-историческим наследием.

Увидели на страницах нашего сайта ошибку, устаревшую информацию или фотографию? Пожалуйста, сообщите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий к статье ниже. Заранее спасибо!

Записка о Степном Майкопе

Я читаю новую книгу под названием «Рассеяние и диверсификация : лингвистические и археологические взгляды на ранние стадии индоевропейского » (см. здесь). Автором одной из глав является археолог Дэвид Энтони, в которой он делает следующие заявления:

Ранее неизвестная генетическая популяция была обнаружена Wang et al. (2019), но это была своеобразная реликтовая группа, связанная с палеосибиряками и американскими индейцами (кенневик), сохранившаяся изолированно где-то в прикаспийских степях или, возможно, в горах Северного Кавказа. Майкопцы смешал с этим ранее изолированным сибирским/кеневикским населением в могилах, помеченных как «Степной Майкоп» в Wang et al. (2019).
Но это лишь проясняет, что культурный выбор побудил майкопцев исключить браки именно с ямниками и доямниками, даже когда обмен материальными благами, идеями, технологиями продолжался. Ни майкопское, ни северокавказское/сибирское/кенневикское население не могут быть источником большей части предков CHG [кавказских охотников-собирателей] в Ямной. Чтобы определить, когда и где предки CHG вошли в степи, мы должны расширить наши географические рамки за пределы Кавказа.

К сожалению, это далеко не так. Особенно несостоятельным является его вывод о том, что предки ямной популяции, связанные с CHG, могли происходить из-за Кавказа.
На самом деле, шансы на то, что степные майкопцы произошли от реликтовой сибирской/родственной Кенневику группы, которая дожила до майкопской эры в прикаспийских степях или на Северном Кавказе, равны нулю.
Настоящая история, несомненно, была сложнее. По моему мнению, первоначально это была миграция в эпоху энеолита или ранее людей, богатых предками ХГГ, из самых южных степей в дельту Волги и окрестности, а затем обратная миграция в эпоху ранней бронзы (РБВ) их потомков с около 50% примеси собирателей из Центральной Азии. Если это так, то эти собиратели были очень похожи на коренных жителей Западной Сибири, а также относительно тесно связаны с коренными американцами.

Я не знаю, почему такой экзотический народ мигрировал в степи Северного Кавказа, чтобы составить основную часть населения степного Майкопа, но я уверен, что они это сделали, и одна интересная возможность состоит в том, что они были завербованы майкопскими вождями для создания буфера. против враждебных ямных группировок, пытающихся продвинуться на Кавказ, возможно, из Нижнего Дона.
Конечно, та же самая древняя миграция на север богатого CHG населения, которая, возможно, в конечном итоге привела к появлению степных майкопцев, может также объяснить глубокое происхождение ямных людей.
Ключевым образцом во всем этом является VJ1001 из лаборатории Wang et al. бумага. Эта женщина происходит из энеолитического (4332-4238 гг. до н.э.) курганного погребения в степях Северного Кавказа. Но, несмотря на свое раннее происхождение, она генетически очень похожа на большинство ямников. И она также идеально подходит для половины предков трех из шести степняков Майкопа. Вот смешанная модель, которую я собрал с помощью программного обеспечения Broad MIT/Harvard qpAdm:

РУС_Степь_Майкоп (3/6)
RUS_Eneolithic_steppe_VJ1001 0,452±0,023
RUS_Tyumen_HG 0,548±0,023
chisq 7.494
хвостовая проба 0,874914
Полный выход

Действительно, эти образцы степного Майкопа не имеют никакого майкопского происхождения. Это просто двусторонняя смесь популяции, очень похожей на VJ1001, и другой, похожей на охотников-собирателей из Тюмени, Западная Сибирь.
Важно отметить, что пара популяций, связанных со степным Майкопом, была случайно обнаружена Нарасимханом и др. к северо-востоку от Каспийского моря на территории современного Казахстана. Одна из этих групп помечена как Kumsay_EBA по расположению ее кладбища. Он примерно одновременен со Степным Майкопом и в основном идентичен вышеупомянутому трио Степного Майкопа.

КАЗ_Кумсай_ЭБА
RUS_Eneolithic_steppe_VJ1001 0,440±0,022
RUS_Tyumen_HG 0,560±0,022
10,573 chisq
хвостовой зонд 0,646513
Полный выход

Я предполагаю, что Кумсай_ЭБА представляет собой миграцию степных майкопцев в казахские степи. Но даже если это так, то должна была быть более ранняя миграция группы из казахских степей или Западной Сибири, которая смешалась с родственными VJ1001 аборигенами степей Северного Кавказа, чтобы дать начало степному Майкопе.
Я предполагаю, что ямноподобные VJ1001 и ее люди были коренным населением степей Северного Кавказа, потому что нет никаких указаний на то, что они или их предки мигрировали туда в какие-либо разумные сроки откуда-либо еще, и уж точно не из таких далеких как, скажем, то, что сейчас является Ираном.
Остальные три особи степного майкопа, которые в той или иной степени являются генетическими исключениями из основного степного макиопского кластера, демонстрируют различные уровни майкопского происхождения, в среднем около 50%. Но они также имеют значительное происхождение, связанное с VJ1001. Таким образом, несмотря на то, что между майкопским и степным майкопским народами происходило некоторое нерегулярное смешение, это не то, что создало типичный генетический профиль степного майкопа.

РУС_Степь_Майкоп_о
RUS_Eneolithic_steppe_VJ1001 0,234±0,074
РУС_Майкоп_Новосвободная 0,461±0,046
RUS_Tyumen_HG 0,305±0,033

Чиск 7,378
хвостовой зонд 0,831667
Полный выход

И, конечно же, к настоящему времени должно быть очевидно, что родословная подавляющего большинства ямников лучше моделируется без какого-либо участия майкопских или степных майкопских образцов.
На самом деле ранние признаки таковы, что ямники наводнили территорию Степного Майкопа с севера и полностью вытеснили его население (см. здесь). Несмотря на это, в Расселение и диверсификация Археолог Кристиан Кристиансен утверждает следующее: «Майкопская степь расширилась на север, что привело к формированию ямной культуры и протоиндоевропейской». Ни единого шанса, профессор.
Смотрите также…
Заключительная заметка за годПолемика о родине ПИЕ: отчет о состоянии дел за август 2019 г.Некоторые мифы не умираютДействительно исключительное захоронение, но не захоронение индоевропейца

Почему важно знать о майкопской культуре и других культурах раннего Кавказа?

Евроген пишет в своем последнем посте о падении и возможном демическом и культурном влиянии майкопской культуры на индоевропейцев. Другой археологической культурой, близкой по времени и месту к майкопской культуре, является Куро-Араксская культура. Википедия размещает эти культуры во времени и пространстве:

На юге она граничит с примерно современной Кура-Араксской культурой (3500—2200 гг. до н.э.), которая простиралась в восточную Анатолию и, по-видимому, оказала на нее влияние. Севернее — ямная культура, в том числе новотиторовская (3300—2700 гг.), с которой она территориально перекрывается. Это современно позднему периоду уруков в Месопотамии.

Река Кубань на протяжении большей части судоходна и обеспечивает удобный водный путь через Азовское море на территорию ямной культуры, по системам рек Дон и Донец. Таким образом, майкопская культура располагала удобными возможностями для использования торговых возможностей с центральной территорией Украины.

Новые данные выявили сходство артефактов майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль-Хазне на севере Сирии, строительство которого датируется 4000 годом до нашей эры.

Радиоуглеродные даты различных памятников майкопской культуры 3950 — 3650 — 3610 — 2980 кал. до н.э.

После открытия культуры Лейла-Тепе в 1980-х годах были отмечены некоторые связи с майкопской культурой. Культура Лейла-Тепе представляет археологический интерес из эпохи энеолита. Его население было распространено на южных склонах Центрального Кавказа (современный Азербайджан, Агдамский район) с 4350 по 4000 г. до н.э. Подобные амфорные погребения на Южном Кавказе встречаются в западногрузинской кувшинно-погребальной культуре.

Культура также была связана с памятниками периода северных Убайдов, в частности, с поселениями в регионе Восточной Анатолии. Поселение типично западно-азиатского типа, с тесно сложенными жилищами из сырцового кирпича с дымоходами.

Предполагается, что лейла-тепе были родоначальниками майкопской культуры. Экспедиция Российской академии наук в Сирию выявила сходство майкопских и лейла-тепинских артефактов с найденными недавно при раскопках древнего города Тель-Хазне I, относящегося к 4-му тысячелетию до нашей эры.

Чем важны эти культуры?

Непреодолимые генетические, археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что люди, предки которых говорили на общем языке, называемом протоиндоевропейским (сокращенно ПИЕ), в причерноморско-каспийских степях Европы (более или менее там, где сегодня находится Украина), резко расширился из этого региона практически во всех направлениях где-то в эпоху позднего неолита до бронзового века.

Индоевропейское лингвистическое влияние

Хотя есть детали, которые правомерно подлежат обсуждению, нет сомнения, что все языки Европы, кроме баскского, венгерского, эстонского, финского и языка саамов (а также некоторых реликтовых групп в России), производное от ПИЕ.

Таковы все существующие в настоящее время языки Ирана, многие языки Афганистана и все языки Южной Азии, происходящие от санскрита, наиболее известным из которых является хинди. Все, кроме пары языков Индии и ее окрестностей, которые не являются индоевропейскими, являются либо частью дравидийской языковой семьи (встречается только в Южной Азии и среди ее экспатриантов), либо языковой семьи мунда (связанной с австро-азиатским языком). семьи, самый известный член которой — вьетнамец).

Индоевропейцы, говорящие на языках, известных как тохарские в Таримской котловине, имеют цивилизацию, которая существовала примерно с 2000 г. до н.э. по 600 г. н.э., пока ее не захватили предки современных уйгуров , которые сейчас составляют угнетенное меньшинство во внутренних высокогорьях Китай.

Индоевропейское религиозное влияние

Индоевропейцы также имели общую политеистическую религию, которая формирует общую основу для ядра дохристианских религий скандинавов (например, бога Тора), дохристианских религий классические греки и римляне, а также аспекты индуистской и зороастрийской религий.

Индоевропейское население Генетическое воздействие

Приток индоевропейцев в Европу, Западную Азию, Левант и Южную Азию значительно повлиял на генетический состав обоих регионов, поскольку это была массовая миграция, и к тому времени этот приток исчерпал себя, большинство этих регионов достигли генетической смеси населения, очень похожей на ту, которую мы наблюдаем сегодня. Это была последняя крупная волна серьезных демографических изменений в Европе и Южной Азии. (В Турции и большей части Центральной Азии турецкое население оказало последующее влияние на генетический состав населения, и генетическая история Леванта сложна.)

Почему индоевропейцы оказали такое сильное влияние?

Несмотря на свое идентифицирующее название, почти никто из заслуживающих доверия ученых не считает, что что-либо, присущее природе индоевропейских языков, имело какое-либо отношение к их огромному влиянию на Европу и Южную Азию.

Вместо этого есть два основных фактора, которые считаются влиятельными.

Одним из них является климат. Некоторые из наиболее важных индоевропейских экспансий произошли, когда климатические условия для земледелия временно ухудшились в Европе, Западной Азии, Южной Азии и Северной Африке (по крайней мере), что привело к коллапсу существующих развитых цивилизаций, основанных на земледелии в этих регионах, в которые вошли люди из европейская степь, более приспособленная к этим условиям и связанная со скотоводческим, а не с оседло-земледельческим хозяйством, нахлынула 9 .0005

Другое дело технологии. Индоевропейцы были одними из первых людей, которые начали использовать лошадей для передвижения и выполнения работы, они были одними из первых людей, которые использовали колесный транспорт, такой как колесницы, карты и повозки, и первыми стали использовать металлические инструменты и оружие в древности. время, когда многие развитые цивилизации обходились небольшим количеством металла и несовершенными металлургическими технологиями.

Если вы принесете каменную дубину и деревянное копье в бой на мечах, вы, вероятно, проиграете.

Откуда взялось технологическое превосходство индоевропейцев?

Лошади и колеса были доморощенными

Никто серьезно не сомневается, что индоевропейцы развили свое мастерство владения лошадьми (а возможно, и колесами) самостоятельно и оригинально.

Их металлургия, вероятно, зародилась в горах Кавказа

Но археологические данные свидетельствуют о том, что передовые технологии металлургии, которые позволили индоевропейцам широко использовать металлические инструменты и оружие, качество которых превосходит качество тех людей, на земле которых они живут. завоевано не было чем-то, что они придумали сами.

Вместо этого прорывные металлургические технологии, которые индоевропейцы впоследствии переняли и использовали для господства над большей частью мира, вероятно, возникли в одной или нескольких культурах Кавказских гор в 3000-х годах до н. э. (в основном медный век и ранний бронзовый век региона).

Итак, вопрос в том, как это технологическое преимущество в металлургии передавалось культурам гор Кавказа к индоевропейцам степей, и какие еще культурные наследия были частью пакета идей, которые передавались между культурами?

Курганы, вероятно, возникли в горах Кавказа

Например, одна из лакмусовых бумажек, используемых для отличия индоевропейцев от других культур в те дни, когда анализ древней ДНК (или даже определение генотипов современных людей) безумного ученого, существовала практика захоронения по крайней мере некоторых людей в тщательно продуманных могильных курганах, называемых «курганами».

И, оказывается, курганы также использовались примерно в то же время культурами гор Кавказа, которые были одними из первых, кто изобрел передовую металлургию, и что эти культуры, возможно, действительно изобрели курганную практику захоронения, а затем передали ее индоевропейцам как еще одна часть культурного пакета, передавшегося от кавказских горских культур индоевропейцам.

Кроме того, обычно антропологи предполагают, что погребальные обычаи идут рука об руку с религиозными представлениями о душах и загробной жизни.

Итак, есть веские косвенные доказательства того, что индоевропейцы получили не только металлургию, но и некоторые основные религиозные верования, которые получили широкое распространение у них от этих кавказских горских культур.

Модели культурной экспансии — Демический переход против культурной диффузии

Примерно с 19С 70-х по 1990-е годы лозунгом антропологии было то, что «горшки — это не люди».

Это означало, что культурные и технологические преобразования могли распространяться от одной этнически и физиологически отличной (и, как мы позже узнаем, генетически отличной) группы людей к другой посредством «культурной диффузии», распространяемой через торговлю, миссионеров и кочевников. мудрецы.

Так вот, почти все в это время были неграмотными, потому что полноценная письменность была изобретена лишь в нескольких местах (и, конечно, не достигла культур кавказских гор или степей), поэтому культурная диффузия должна была привлекать кого-то взаимодействие с человеком (или хотя бы имитация на расстоянии или реверс-инжиниринг обнаруженных предметов). Но никто не спорит, что можно передавать культуру при минимальном обмене и взаимодействии людей, живущих рядом друг с другом.

Начиная где-то в 2000-х годах, когда массовое генотипирование современных популяций, а затем данные древней ДНК начали информировать нас о предыстории, однако эта точка зрения начала меняться. Эта точка зрения сместилась обратно в сторону модели, которую антропологи до конца 20 века приняли парадигму «горшки — это люди», согласно которой археологические культуры обычно можно ассоциировать с определенными языковыми и этническими группами.

Как оказалось, большую часть времени драматические изменения в археологических культурах, характеризуемые реликвиями физически выраженной культуры, такими как рисунки на их глиняной посуде, почти полностью соответствовали популяциям, имевшим различную генетическую структуру.

Хотя современная точка зрения не так быстро приписывает культурные изменения геноцидному замещению населения, вскоре стало ясно, что массовые демографические изменения, часто с преобладанием мужчин, были достаточно обычным явлением, поэтому по умолчанию предполагалось, что серьезные изменения в культуре, язык и технология обычно были результатом массовой миграции членов сверхстратной культуры, подавляющей автохтонную культуру-субстрат.

Мы видим это в Греции. Мы видим это в Германии и Польше. Мы видим это в Англии. Мы видим это в Южной Азии. Мы видим это, когда Анатолия превратилась из лингвистически индоевропейской в ​​тюркоязычную.

Есть исключения.

Например, очень малочисленная элита вторгшихся мадьярских воинов-пастухов, завоевавших Венгрию за столетие или два до 1000 г. н.э., вызвала у лингвистически индоевропейского населения языковой сдвиг к языку, который мы сейчас называем венгерским. часть уральской языковой семьи, членами которой также являются эстонский, финский и язык саамов (а также некоторых реликтовых групп в России), берущая свое начало в районе Уральских гор, которые географы считают разделительной линией между Европой и Северная Азия, в том, что в настоящее время известно как Россия.

Точно так же количество демографических изменений в населении составило то, что заставило людей в Англии и на остальных Британских островах говорить по-английски, а не на ранее существовавших кельтских языках, хотя в некоторых местах это вызвало некоторые демические сдвиги, в основном связанные с культурой. управляемые языковые сдвиги.

Параллельно с появлением английского языка в Египте и Леванте арабский язык начал вытеснять другие языки региона примерно в то же время без особых изменений в генетике населения этих регионов.

На другом конце света вид ямса, произрастающий в Южной Америке, называемый кумарой чего-то подобного, получил широкое распространение в Полинезии, принеся с собой даже свое южноамериканское название, при этом оставив очень мало генетических следов в Южной Америке или Полинезии после Пасхи. Остров.

В Италии этрусков было бы трудно отличить от носителей романского языка по физическим останкам, которые они оставили после себя, если бы обе культуры не были грамотными, оставляя после себя письменные документы, и если бы современные латинские истории не говорили нам об обратном, но в то время как они разделяли многие технологические инновации с носителями романского языка, которые их окружали, они были генетически несколько отличными, как и многие из их потомков в Тоскане, которые теперь говорят по-итальянски (этрусский язык вымер около 100–200 гг. Н. Э.). Технологии, которыми этруски поделились с окружающими их носителями италийского языка, должны были быть переданы в значительной степени посредством культурного распространения, а не массового замещения населения.

И, в одном из самых старых примеров, многие из основных культур, которые позволили дравидийским народам Южной Индии во время неолитической революции в Южной Азии около 2500 г. до н.э. до 2000 г. до н.э. перейти от охоты и собирательства к земледелию, были первоначально одомашнены в Африке Сахель и Эфиопское нагорье до того, как они появились в Индии, с небольшим очевидным генетическим притоком африканцев из регионов, где эти культуры были одомашнены.

Но это исключения, и они наивно, за исключением южно-азиатского неолита, кажутся сконцентрированными в основном в последние 3000 лет или около того, после окончания эр бронзы и неолита.

Индоевропейцы и жители гор Кавказа

В этом году было сделано прорывное открытие с использованием древней ДНК, предвосхищенное более ранними открытиями несколькими годами ранее, которые Eurogenes рекламирует в посте, на который я ссылаюсь выше, и некоторые более ранние, что весьма убедительно демонстрирует, что количество генетического вклада людей из одной из ключевых культур Кавказских гор, которая, вероятно, была источником технологий и других культурных идей для индоевропейцев, майкопской культуры, был очень мал. Возможно, не ноль, но гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, например, в модели «перейти к» современных доисториков культурные и технологические переходы, обычно опосредованные массовыми изменениями населения, в которых доминируют мужчины, которые сами индоевропейцы позже снова воспроизведут и воспроизведут. снова по Западной Евразии.

Таким образом, вопрос о том, как индоевропейцы получили свои металлургические технологии и курганные захоронения, а также, возможно, другие части Кавказского хребта, источник культурного пакета, теперь, по-видимому, возник в основном в результате культурной диффузии, а не демического сдвига.

Это означает, что внимание теперь переключается на вопрос о том, что входило в культурный пакет, который передавался от таких культур, как майкопская культура и куро-араксская культура в горах Кавказа, к степнякам того времени, по крайней мере, некоторые из которых были вероятно, ранние индоевропейцы.

Глядя на горшки

Это и сложнее узнать, и легче определить.

Нам удалось точно датировать предметы, обнаруженные археологами, и определить с помощью надежных средств, включая химический анализ материалов, из которых они состоят, где были впервые изобретены предметы и практики различных типов и когда найденные ими предметы прибыли туда, где мы их нашли, скорее посредством торговли, чем изготавливаться на месте. И вся эта гораздо более зрелая область исследований теперь снова актуальна, но теперь опирается на идеи, влияющие на то, какие гипотезы о предыстории являются наиболее правдоподобными из древней ДНК.

Чем больше мы знаем археологически об этих менее изученных ранних культурах гор Кавказа, тем больше мы можем различить, какие элементы ранней индоевропейской культуры имели там свой источник, а какие элементы были доморощенными или были заимствованы из какого-либо другого источника.

Но в то время как технология металлургии и практика захоронения, а также источники пищи и дизайн гончарных изделий оставляют после себя множество останков, которые археологи могут анализировать и использовать в качестве подсказок, многие другие аспекты культуры, в первую очередь языки неграмотных народов доисторического периода, являются гораздо более важными. эфемерны и должны быть выведены с помощью менее прямых средств, таких как анализ видов географически отличительных слов, которые существуют в самых старых доступных документах из различных языков, которые, как известно, произошли от протоиндоевропейских языков (и вероятные лингвистические потомки языков Кавказских гор). в то время) через несколько тысяч лет после культурного распространения и передачи технологий, которые мы пытаемся понять, произошло.

Палеолингвистика

Несколько языковых семей Кавказских гор сегодня кажутся очень отличными от индоевропейских языков, даже несмотря на то, что мы можем указать на некоторые лингвистические подсказки, такие как заимствованные слова некоторых изолированных свидетельств языковых контактов между этими языками. несколько языковых семей. Но лингвистические данные решительно опровергают представление о том, что одна из этих языковых семей была источником или главным вкладом в другую. Таким образом, если эти культуры медного века и раннего бронзового века Кавказских гор оказали большое лингвистическое влияние на индоевропейцев в то время, они должны были говорить на языке, очень отличном от того, на котором говорят в этом регионе сегодня или в любом другом регионе. мы можем связать эти культуры с археологией и надежно определить язык из самых ранних известных исторических записей.

Мы не можем исключать такой возможности, и действительно, сама майкопская культура рухнула довольно резко и, возможно, оставила небольшой лингвистический след. Но вес свидетельств склоняется в пользу сценария, в котором язык, используемый средним человеком, не был компонентом культурного пакета, который индоевропейцы приобрели в горах, что обеспечило важную часть технологического преимущества, которое позволило им покорять людей за тысячи миль во все стороны от их исконной родины.

Другие открытые вопросы о культурном обмене между степью и горами

Конечно, несмотря на то, что данные очень убедительно указывают на культурную диффузию как на средство, с помощью которого происходила эта передача технологии, мы до сих пор не знаем точно, по какому вектору был вовлечен в эту культурную диффузию. Разве индоевропейские мужчины отправлялись в горы, чтобы освоить свое ремесло, как студенты-иностранцы по обмену, а затем возвращались в степь? Были ли в нем задействованы купцы-торговцы? Были ли в нем задействованы миссионеры?

Наиболее мучительно (поскольку более древняя ДНК может сказать нам, правы ли мы, а доказательства слишком тонкие и неясные на данный момент, чтобы прийти к окончательному выводу по этому вопросу, произошло ли это только на низком уровне), участвовали ли в нем женщины из гор? которых обменяли в небольшом количестве в качестве невест, имевших огромное культурное влияние в степных общинах, к которым они присоединились?

Из древней ДНК мы знаем, что патрилокальные семьи, которые обменивались невестами между общинами, были обычным явлением во многих ранних индоевропейских общинах Европы. Но у нас есть менее четкие доказательства того, какая часть этого обмена происходила между горами и степью.

Это вопросы, которые остаются открытыми, и мы хотим лучше понять их в будущих исследованиях.

Взгляд в других направлениях


Мы также заботимся о кавказских горских культурах этой эпохи из-за их связи с югом и самим этим регионом, идущих как вперед, так и назад во времени от времени, когда эти культуры процветали.

Возвращаясь назад во времени, главный открытый вопрос заключается в том, в какой степени эти культуры произошли от культур Месопотамии и прилегающих горных районов Ирана и Анатолии или испытали на них значительное влияние.

Аналогичным образом, как эти культуры связаны с древнейшими охотниками-собирателями и ранними земледельцами Кавказа? Древняя ДНК предполагает, что первые фермеры в этом регионе, по-видимому, произошли от самых ранних охотников-собирателей региона, а не были мигрантами, как первые фермеры в большей части Европы. И эти охотники-собиратели действительно могли иметь древние корни, потому что Кавказ был одним из немногих убежищ в Европе, где современный человек мог выжить во время последнего ледникового максимума.

И, заглядывая вперед во времени, хотя эти культуры на Кавказе, кажется, не были вовлечены в массовую миграцию в степь, есть косвенные доказательства того, что они, возможно, были ключевым источником для массовой миграции в несколько более похожие и близлежащие высокогорья Анатолии и, возможно, на то, что впоследствии станет минойским Критом. Эта массовая миграция произошла после неолитической революции в Анатолии, потомки которой были основным источником первых земледельцев Европы (и имеют наиболее близкое современное генетическое совпадение с сегодняшним населением Сардинии), и привела к значительным генетическим изменениям, но также не имела этого. степное происхождение, которое обычно считается диагностическим признаком индоевропейского происхождения, стало обычным явлением в Анатолии во времена хеттской империи бронзового века.

Конечно, много-много позже, примерно тысячу лет назад, плюс-минус пару столетий, Анатолия получила вливание тюркской родословной, возникшей в результате миграции из общих окрестностей Северного Китая и Монголии, которая затемнила более ранние слои генофонда Анатолии и соседних регионов сегодня.

Точно так же языковые подразделения с участием языковых семей, разделенных большой временной глубиной, в разных частях современного Кавказского региона, крайне балканизированного в языковом отношении, несмотря на то, что они очень близки друг к другу географически, также делают необходимым прослеживание каждой языковой общности в отдельности и одновременно выяснить, как это произошло. Некоторые из этих языковых семей восходят к самым ранним временам земледелия в регионе, если не раньше. Другие, по сравнению с ними, явно недавние, но важно выяснить, насколько недавними они были, поскольку человек отбрасывает недавнюю историю, чтобы понять более древнюю историю. Между тем, некоторые из современных жителей региона действительно могут иметь древнее происхождение в регионе, и даже некоторые из тех, кто говорит на недавно прибывших языках, могут быть связаны либо с миграцией (оставляя вопрос о том, что случилось с людьми, которых они заменили), или языковой сдвиг, или сочетание того и другого.