Линия сталина украина: «Линия Сталина» как система УРов

Какие укрепрайоны достались Украине в наследство от СССР

Советский Союз приступил к строительству оборонительных сооружений на Украине в 1928 году. Уже тогда было ясно, что «просвещённые европейцы» не дадут спокойно существовать рядом с собой молодой советской стране. Сталь и двутавровые балки везли с Урала, обтюраторы (задвижки) капониров и заслонки амбразур отливали в Ленинграде, а гранит добывали здесь же, на Украине. Почти все бетонные работы смогли закончить к 1941 году, а вот укомплектование укрепрайонов (УРов) оборудованием и вооружением шло медленно, вплоть до июня 1941 года.

Линия Сталина

Большинство украинских УРов были частью большой линии обороны, которая в СССР шла от Финского залива до Чёрного моря. Открывалась эта линия Кингисеппским УРом, а заканчивалась Одесским. В СССР линию обороны «Сталинской» не называли — так её прозвали журналисты на Западе.

Орудийный полукапонир для 76,2-миллиметровых орудий на капонирных лафетах со сферическими масками-обтюраторами. Фото © Wikipedia

Самым северным на Украине был Коростеньский укрепрайон. Он шёл от Рудни через Осовку и Белку до станции Фонтанка, имел протяжённость в 142 километра и насчитывал 467 сооружений — капониров, пулемётных и артиллерийских ДОТов. Подземный командный пункт находился в Коростене. Первая линия обороны достигала двух километров в глубину, вторая линия находилась в семи километрах восточнее. Бетонные сооружения дополнялись 120 километрами проволочных заграждений и 20 километрами окопов и траншей.

Второй УР назывался Новоград-Волынский, он проходил через населённые пункты Варваровка, Чижовка, Натальевка, сам Новоград-Волынский и заканчивался в Коростках. Его протяжённость составляла 120 километров. УР располагался в одну линию и насчитывал 182 пулемётных и 17 артиллерийских ДОТов. Только возле Новограда-Волынского укрепления стояли в два ряда.

Летичевский УР должен был с запада прикрывать Винницу. Он протянулся на 126 километров от Хмельника по восточному берегу Южного Буга через Сусловцы, Волосское, затем по реке Ровец до Бара и через Ялтушков до посёлка Котюжаны. Всего на этом отрезке оборонительной линии было заложено 347 пулемётных и артиллерийских ДОТов и 36 командных пунктов.

Рыбницкий УР располагался между двумя укрепрайонами — Могилёв-Подольским и Тираспольским. Эти три УРа прикрывали центр УССР и имели общую протяжённость почти в 400 километров. Только на Могилёв-Подольском и Рыбнинском УРах насчитывалось 478 ДОТов, 18 полукапониров и 11 ДОТов с пушками. А под Тирасполем УР был оборудован пулемётными капонирами: 43 из них были рассчитаны на один пулемёт, 77 — на два, 133 — на три, 1 — на четыре пулемёта. Кроме этого, было 17 артиллерийских капониров. В 1938 году на Украине стали строить под Киевом Изяславский и Старо-Константиновский укрепрайоны.

Линия Молотова

Амбразура ДОТа линии Молотова. Фото © Wikipedia

Однако перед самой войной благодаря возвращению СССР Прибалтики, присоединению Бессарабии и западных областей Украины и Белоруссии появилась возможность возведения новой линии обороны. Она получила название линии Молотова и шла от венгерской границы западнее Владимира-Волынского и Любомля до границы с Белорусской ССР. Линия была разделена на отдельные Уры: Любомильский (Ковельский), Владимир-Волынский, Струмиловаский, Раза-Русский, Перемыльский. Укрепрайоны Черновицкий, Верхне- и Нижнепрутские и Дунайский формально в линию Молотова не входили, хотя и являлись её логическим продолжением. К началу войны на новой линии обороны было закончено и оснащено 40% от планируемых 5807 ДОТов.

КиУр

Но ещё раньше, чем закончили строительство всех этих сооружений, был возведён Киевский укрепрайон — КиУР. В 1937 году этот УР насчитывал две линии обороны, но строительство его шло долго, с перерывами, план всё время менялся. В конце концов линия обороны была завершена и имела множество укреплений, среди которых преобладали ДОТы типа Б — классические бетонные башни с узкими горизонтальными амбразурами.

Во время обороны КиУР был разделён на две части — южную и северную. О крепости укрытий говорил тот факт, что при строительстве УРа было использовано больше 36 тысяч кубометров бетона. УР имел протяжённость в 160 километров, оборону глубиной до 5,5 километра и 242 пулемётные огневые точки для одного, двух или трёх пулемётов, девять сооружений для противотанковой обороны с башнями, 16 полукапониров на два 76,2-миллиметровых орудия и один капонир для батареи.

Фото © Wikipedia

Во время боевых действий Великой Отечественной войны «линия Сталина» не стала для немцев серьёзным препятствием. Несмотря на то что каждый УР двумя оконечностями упирался в естественные преграды, между ними были промежутки. Часть сооружений была не достроена либо не оборудована. Немцы поступали просто — обходили укрепрайоны по периметру, вклинивались в промежутки и уходили дальше, оставляя части «зачищать» тылы.

Киевский УР тоже имел ряд серьёзных недостатков. Во-первых, он был оборудован всего в 15 километрах от города. Подошедший к нему враг получал возможность обстреливать столицу УССР из артиллерии, фланги были мало защищены, и ничего не мешало противнику обойти укрепрайон. А в его центре был «прогал» или «мешок» длиной в семь километров — здесь укрепления практически отсутствовали.

Кроме этого, большая часть ДОТов не имела обзора — мешали пригорки, лес и кусты, которые не были сняты и удалены. Очевидно, что большинство из этих недостатков удалось устранить, во всяком случае, в 1941 году под Киевом 40 тысяч бойцов Красной армии сумели задержать продвижение 90-тысячной группировки немцев на два месяца. Это помогло СССР эвакуировать промышленные предприятия и часть населения.

Тоннели под Днепром

Эти сооружения планировалось ввести в эксплуатацию в 1944 году. Во время войны они должны были заменить мосты, которые легко могла уничтожить вражеская авиация. Работы велись вплоть до 1941 года, когда вдруг стало понятно, что затея обречена на провал — тоннели ничего не стоило обрушить с помощью мощных авиабомб. Строительство было прекращено, а часть тоннелей позже была использована при постройке киевского метро.

Бункер «Вервольф»

Руины бункера. Фото © Wikipedia

Однако не все УРы на Украине остались от СССР. Осенью 1941 года в восьми километрах севернее Винницы нацисты стали строить укреплённый бункер для Гитлера. К весне 1942 года почти все работы были завершены — нацисты планировали остаться здесь надолго. Это был целый комплекс массивных бетонных сооружений глубиной в несколько этажей, которые сообщались друг с другом тоннелями. Здесь было всё — и бункер для вождя, и отделение гестапо, 12 жилых домов для высшего офицерского состава, телефонная станция, бассейн и бетонные бомбоубежища. Всё это охранялось с помощью ДОТов и хорошо замаскированных артпозиций. Бывал здесь и фюрер. Однако ныне украинцам достались только обломки от его роскоши — уходя, нацисты взорвали всё, что построили.

Новые УРы обращены на восток

Если строительство этих укрепрайонов на Украине связано с именами Молотова, Сталина, Тухачевского и Якира, маршала Жукова, то строительство новых УРов, уже обращённых на восток, связывают с именем военного инженера Василия Неймета. Этот человек в своё время давал присягу служить Советскому Союзу, но перековался под напором обстоятельств. До пенсии он учил основам инженерной подготовки курсантов Львовского высшего военного училища, а в 2014 году окончательно воспылал идеями бандеровцев, вернулся из отставки, добровольцем пошёл в АТО и стал одним из авторов Украинского вала — так в Незалежной называют возведённый ВСУ укрепрайон на востоке страны. Его частью стали траншеи, окопы, бетонные укрытия от артналётов, бункеры и ДОТы. Частью этого УРа были и возведённые под Мариуполем укрепления. Как видите, эти укрепления уже взломали. Теперь очередь за оставшимися.

Фото © ТАСС / Терещенко Михаил

Станут ли бункеры СССР неприступной крепостью для Армии РФ?

Нет, все цели достижимы благодаря новому оружию

Придётся повозиться

Почему папа римский рвётся в Москву и какие опасности ему грозят

Александр Лаврентьев

  • Статьи
  • бункеры
  • Иосиф Сталин
  • Украина
  • ссср
  • История

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Как создавалась «Линия Сталина» — 13.07.2022 Украина.ру

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ukraina.ru/20200319/1027068690.html

Как создавалась «Линия Сталина»

Как создавалась «Линия Сталина» — 13.07.2022 Украина.ру

Как создавалась «Линия Сталина»

19 марта 1928 года Реввоенсовет СССР утвердил Программу фортификационной подготовки границ к войне (приказ №90). В Белорусском военном округе началось строительство Полоцкого, в Ленинградском — Карельского, а в Украинском (УВО) — Киевского укрепрайонов (УРов). К 1941 году от Карелии до Чёрного моря их было уже 21. Так появилась «линия Сталина»

2020-03-19T15:00

2020-03-19T15:00

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1027068690.jpg?10270690651657699895

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2020

Алексей Стаценко

Алексей Стаценко

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Украина.ру

1

5

4.7

96

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Алексей Стаценко

история

История, Великая Отечественная война, 1920-е, 1930-е, Правобережная Украина

После Первой мировой и Гражданской войн большая часть западных территорий бывшей Российской империи вместе с находящимися на них приграничными фортификационными сооружениями оказалась территорией сопредельных стран. Перед СССР остро встал вопрос прикрытия его западных границ.

7 ноября 2018, 07:43

День в Истории. 7 ноября: В Харькове открыт первый советский небоскреб7 ноября 1928 года в Харькове было торжественно открыто здание Дома Государственной промышленности (Госпром). В 20-е годы Харьков был площадкой для экспериментов в области архитектуры. Тогдашняя столица УССР постоянно проводила конкурсы проектов, в которых участвовали лучшие архитекторы мира

Но какие укрепления строить? У разорённого войной и разрухой молодого социалистического государства было не так много средств, чтобы ошибиться в этом дорогостоящем вопросе.

Полученный за 8 лет непрерывных боевых действий опыт серьёзно повлиял на военную инженерную мысль. Осада вражеских укреплений и оборона собственных показали, что изолированные крепости, какими бы мощными они ни были, не могли долго сопротивляться вследствие большого расхода боеприпасов и значительных потерь в людях.

Если же они были включены в общую линию полевой обороны и к ним осуществлялся подвоз всего необходимого (Осовец, Верден), оборона оказывалась успешной.

Также военные инженеры пришли к выводу нерациональности сосредоточения фортов и прочих укреплений на ограниченной площади. Они оказывались привлекательной целью для крупнокалиберной осадной артиллерии, и, если даже выдерживали многократные попадания, гарнизоны их испытывали огромные психологические нагрузки.

Бои показали, что крайне необходимым условием успешной обороны укреплений является наличие в них освещения, воды, связи, канализации, оборудования химической защиты, принудительной вентиляции для удаления пороховых газов и т.д.

Фортификации должны были выдерживать попадания крупнокалиберных снарядов от 150-мм и выше. В связи с этим от сооружения чисто бетонных и кирпичных объектов перешли к бутобетонным и железобетонным, причём последние для скорости возведения могли быть сборными. 

10 октября 2018, 11:28

День в Истории. Забилось «электрическое сердце Украины»10 октября 1932 г. при стечении десятков тысяч строителей, делегатов от трудовых коллективов и членов советского руководства был запущен Днепрогэс. Объект стал живым воплощением знаменитого ленинского тезиса, а при его возведении, как и на стройках других гигантов сталинской индустриализации, не обошлось без американцев.

Первая мировая наглядно показала всю убойную мощь станковых пулемётов. Отпадала необходимость в крупных фортах — их с успехом могли заменить небольшие железобетонные укрепления на несколько или даже на один пулемёт. Такое малое укрепление становилось сложной мишенью для осадной артиллерии.

В связи с этим вместо дореволюционных крепостей и фортов было решено строить протяжённые укреплённые линии, «скелетом» которых являлись небольшие рассредоточенные на большой площади вооруженные артиллерией и пулемётами сооружения, ведущие фронтальный огонь ДОТы, а также предназначенные для ведения косоприцельного огня капониры и полукапониры.

В отечественной фортификации эти линии получили наименование «укреплённых районов» — УРов.

Их протяженность по фронту составляла от нескольких десятков километров до ста с лишним, а глубина полосы долговременных сооружений — 1-2 км, на наиболее ответственных направлениях — 4-6 км. Чаще всего была одна такая полоса, на наиболее важных участках 2-3. Расстояние между ними составляло от 2 до 5 км.

Помимо долговременных сооружений УРы оборудовались окопами и траншеями для пехоты — так называемого «полевого заполнения», укреплялись проволочными заграждениями, эскарпами и т.д.

Из сопредельных государств наиболее мощным и наиболее вероятным противником являлась Польша. 

27 февраля 2019, 18:00

Ноги от Кристи: как Харьков стал танковой кузницейДвадцатые годы прошлого века — начало бурного развития промышленности, в том числе и оружейной. Страна напрягла все силы, выполняя наказ Сталина о необходимости сократить технологическое отставание в сто лет за десять. Промышленным флагманом стала Украина

До 1925 года с её территории на приграничные районы СССР осуществляли нападения банды и террористические группы петлюровцев и белогвардейцев, руководимые Тютюнником, Булак-Балаховичем, Савинковым и др. Однако даже после их разгрома Дефензива не прекращала активной разведывательной и провокационной работы в наших приграничных районах.

В связи с этим при определении характера будущих укрепрайонов в первую очередь ориентировались на возможности Войска Польского. На тот момент оно не обладало мощными бронетанковыми силами и вряд ли при осаде крепостей могло использовать артиллерию калибром больше 203-210 мм, а скорее всего — 150-155 мм. Так как танков у Польши практически не было, в первых укрепрайонах отсутствовали укрепления для противотанковой артиллерии, не предусматривалось создание противотанковых рвов, надолбов и прочих сооружений. Количество вооружённых артиллерией ДОТов и капониров было минимальным.

Как уже говорилось выше, 19 марта 1928 года была утверждена программа строительства укреплений. На территории Украины первым стали возводить Киевский укрепрайон (№1) — КиУР.

В начале 1931 года Комиссия обороны приняла решение о начале строительства в УВО пяти новых УРов: Коростеньского, Летичевского, Могилев-Ямпольского, Рыбницкого и Тираспольского, а в 1932 — Новоград-Волынского УРа. Им прикрыли Киевско-Житомирское направление и ликвидировали разрыв между Коростеньским и Летичевским УРами.

На северном и центральном участках западной границы УССР строительство велось не вплотную к разграничительной линии, а на расстоянии нескольких десятков километров от неё: Коростеньский УР на расстоянии 31-80 км, Новоград-Волынский — 24-122 км и Летичевский — около 100 км. Это обеспечивало скрытность постройки, а с началом войны должно было предохранить от преждевременного обстрела и дать возможность подготовиться к обороне. 

26 января 2020, 01:00

День в истории. 26 января: подписан «пакт Пилсудского-Гитлера»26 января 1934 года была подписана «Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей», которая вошла в историю как «пакт Гитлера-Пилсудского» и позволила нацистам подготовиться ко Второй мировой.

Между Румынией и Польшей существовал направленный против СССР военный договор, поэтому Могилев-Ямпольский, Рыбницкий и Тираспольский УРы также имели большое значение. Кроме того, они прикрывали близко расположенную к границе Одессу. Их возводили вдоль берега Днестра, то есть по линии границы.

При строительстве возникло много сложностей — не хватало опытных инженеров и строителей, качественного леса, цемента, камнедробилок, бетономешалок, транспортёров, транспорта и т.д. Бетономешалки собирали со всей Украины, они постоянно ломалось. На строительстве сначала участвовали только военные, но с разрастанием масштабов к нему стали привлекать вольнонаёмную рабочую силу из глубины страны и мобилизованных крестьян из приграничных районов. Последние должны были прибывать с лошадьми и подводами.

Чтобы был понятен общий масштаб работ, приведём следующие цифры: только за период 1931-32 гг. на строительство основных сооружений шести новых УРов было израсходовано 221.000 м3 железобетона. Для сравнения, на строительство ДнепроГЭСа пошло 1.180.000 м3. А ведь до этих УРов строился ещё КиУР.

В 1938 году на территории УССР началось строительство ещё пяти новых УРов, заполнивших разрывы между уже существовавшими: Шепетовского, Изяславского, Старо-Константиновского, Остропольского, Каменец-Подольского. Уже построенные УРы дополнялись новыми сооружениями, расширялись их оборонительные полосы, исправлялись допущенные ранее недочёты.

© data4.i.gallery.ruЛиния Сталина

© data4.i.gallery.ru

Большинство оборонительных укреплений представляли собой отдельно стоящую толстостенную железобетонную конструкцию на несколько станковых пулемётов, как правило от 1 до 4, или на 1-2 орудия. Вход в такие сооружения как правило прикрывался ручным пулемётом. Однако существовали и более масштабные сооружения, представлявшие собой несколько таких ДОТов, соединённых между собой целой системой подземных ходов — потерн. 

4 ноября 2019, 15:00

За самостийну вильну Украину: «главарь уголовной шайки Куравский (Богун)»4 ноября 1894 года родился Оверко Куравский — атаман, который, благодаря поддержке поляков, в конце марта 1920 года на 2,5 месяца захватил местечко Тетиев и разгромил большевистский отряд. Созданному им Таращанскому кошу Запорожской Сечи положили конец конники Григория Котовского

На инженерном языке такие сооружения назывались минами. Дело в том, что ещё в средневековье, до открытия взрывчатки, уже существовала практика подведения под крепостные стены с целью их разрушения подкопов, которые назывались минами (от общеевропейского mine (mina) — шахта). C появлением современных мин слово приобрело двойной смысл.

В КиУРе, например, протяжённость потерн и «карманов» Белогородской мины (ДОТ №401) составляет 510 метров. Это больше чем в Ближних или Дальних пещерах Киево-Печерской лавры (если к ним не прибавлять Варяжские). Помимо 60 человек постоянного гарнизона в ней мог укрываться и предназначенный для проведения контратак переменный численностью 50 человек. Подобных мин в КиУРе было четыре.

Общая протяжённость приграничных УРов СССР по старой границе к сентябрю 1939 года составила 1200 км. Вместе с существующими малопроходимыми разрывами между ними они прикрывали линию протяжённостью 1850 км. Общее количество их оборонительных железобетонных сооружений превышало 3.000.

Такое масштабное строительство приграничных укреплений невозможно было сохранить в тайне, и уже в 1936 году сначала прибалтийская пресса, затем польская и румынская, а следом за ними и мировая начали писать о существовании на западной границе СССР мощнейшей «линии Сталина».

Название это, ныне повсеместно распространённое с подачи современных СМИ, в Советском Союзе никогда не использовалось.

31 октября 2019, 15:00

Зачистка ненадежного элемента. Как Подолию превращали в «форпост советского украинского патриотизма»31 октября 1934 года в Украинской Советской социалистической республике произошло одной из тех событий, которые меняют сложившуюся историческую картину той или иной местности. Партийные и хозяйственные власти в Киеве узнали о постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «Решения ЦК и СНК об Украине» (о высылке из приграничной полосы семей единоличников)

Европейские журналисты образца 30-х годов «раздули» настоящий миф об этой цепочке УРов. Они утверждали, что по своей обороноспособности «линия Сталина» едва ли не превосходит «линию Мажино».

На самом деле, если у французов на километр обороны приходилось в среднем 7,0, сооружений, то у советских УРов — от 0,7 до 1,4. В результате, когда в 1941 году войска вермахта приблизились к ним, они были поражены несоответствием их ожиданий действительности.

Как известно, в сентябре 1939 года СССР вернул в свой состав Западную Украину и Западную Белоруссию. В 1940 году то же самое произошло с Буковиной и Бессарабией.

Большая часть «линии Сталина» оказалась в глубоком тылу, в связи с чем в новых приграничных районах стали срочно возводить цепочку новых УРов, которую западная пресса тут же окрестила «линией Молотова».

Тыловые УРы в основном разоружили, так как у Красной армии не хватало казематных вооружений и оборудования, чтобы оснастить и вооружить новые ДОТы и капониры. В результате, когда в первые две недели войны приграничное сражение было проиграно и войска вермахта прорвались к линии старой границы, УРы «линии Сталина» успели вооружить кое-как или вообще не успели вооружить.

В них не хватало ни соответствующих вооружений, ни оборудования, ни подготовленных гарнизонов. Полевое заполнение, которое планировалось создать из отошедших на линию УРов потрёпанных частей и подтянутых из тыла дивизий, оказалось деморализованным: имелся даже случай несанкционированного отступления сразу целой дивизии. В результате надолго задержать противника большая часть УРов не смогла.

17 сентября 2018, 20:13

«Большевики едут с открытыми люками танков, улыбаются и машут»17 сентября 1939 г. советские войска перешли границу с Польшей — начался т.н. Польский поход РККА. За первые две недели германско-польской войны Польша была фактически разгромлена, и СССР оставалось воспользоваться ситуацией, чтобы обеспечить собственные стратегические интересы в соответствии с достигнутыми с Германским рейхом договоренностями.

На территории УССР исключение составляют только Коростеньский УР, в районе которого длительное время сражалась с немцами героическая 5-я армия генерал-майора Михаила Потапова, и КиУР, на рубеже которого оборонялась не менее героическая 37-я армия генерал-майора Андрея Власова (того самого).

КиУР благодаря атакам войск Потапова во фланг 6-й армии вермахта из группы армий «Юг», за полученные 3-4 недели передышки удалось лучше подготовить к обороне. Однако моральная неустойчивость полевого заполнения всё равно позволила немцам быстро прорвать первую и вторую полосы обороны на его южном участке — в окружении ДОТы долго обороняться просто не могли. В результате первый штурм Киева пришлось отбивать уже в черте города: в Голосеевском лесу и на Демеевке.

В общем, можно констатировать, что в результате ряда просчётов и советского руководства, и командования Красной армии, а также удачно сложившихся для Третьего Рейха и его союзников обстоятельств «линия Сталина» не сыграла в обороне СССР той роли, на которую можно было рассчитывать.

История её защитников — это огромная трагедия, в которой невероятный героизм и самопожертвование соседствуют с предательством и дезертирством. Уже тогда перед лицом опасности, а иногда и неизбежной смерти, выходил наружу тот перманентный раскол украинского общества, который привёл его к сегодняшнему состоянию. 

24 сентября 2018, 15:11

Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войныОсень 1941 года стала, пожалуй, худшим моментом Великой Отечественной войны. Самые тяжелые поражения Красной армии приходятся не на лето, а именно на осень, когда первый шок от нападения, казалось бы, прошел. В устрашающем перечне котлов 1941 года сражение за Киев занимает специфическое место.
Это была колоссальная катастрофа РККА.

Неоднократно случалось, что мобилизованные из украинских крестьян или мещан солдаты гарнизонов сдавались противнику или дезертировали, когда убивая, а когда и принуждая к этому своих командиров-лейтенантов. Их, кстати, негласно старались назначать из более стойких русских или украинцев юго-восточных и центральных областей и «укрепляли» политбойцами — «комиссарами» рядовых званий.

От тех суровых дней к сегодняшним временам на Украине остались только железобетонные коробки ДОТов, большую часть которых немцы и румыны взорвали при отступлении. Некоторые из уцелевших энтузиасты пытались музеифицировать своими силами, так как ни от украинских властей, ни из-за рубежа (например, Российской Федерации) особой поддержки они не получали, хотя и просили о ней. С началом Майдана этот процесс остановился.

Вот и стоят, и смотрят старые ДОТы пустыми глазницами своих амбразур на разворачивающуюся перед ними ситуацию, которая с каждым годом всё более становится похожей на то, что они видели когда-то давно — 80 лет назад.

 

Линия Сталина

«Линия Сталина» — система советских укреплений, построенных вдоль западной границы СССР в период 1926-1939 гг. Споры и дискуссии, связанные с темой «линии Сталина», как правило, ограничиваются использованием имени Сталина в негативной реакции и критике со стороны людей, для которых это имя связано с безрадостными страницами сталинской эпохи. Также часто следует, что это название сейчас часто используется в связке с идеологическими и пропагандистскими. Следует отметить, что это более актуально для Беларуси, «линия Сталина» породила множество дискуссий в обществе и СМИ на эту тему.

Наиболее распространена версия Виктора Суворова (Резуна) в его книге «Ледокол». И потому эта книга завоевала широкую популярность и распространение, и название «линия Сталина» стало широко употребляться. Сторонники этой версии также часто ссылались на то, что нигде в советское время не использовалось название «линия Сталина». При жизни СССР его просто не было. Цепь укрепрайонов от Черного до Балтийского моря именовалась просто «линия укрепрайонов», затем «старая пограничная полоса укрепрайонов» 9 .0003

Однако существуют и другие, менее распространенные варианты названия. Вот некоторые из них.

Первая версия. Название «Линия Сталина» было придумано и впервые использовано корреспондентом русской эмигрантской газеты, выходящей в Риге 9 декабря 1936 года, а позднее было продублировано корреспондентом британской газеты Daily Express.

Вторая версия. Название «линия Сталина» было придумано и впервые использовано немецкой пропагандой в 1942 году, когда немцы приехали для дальнейшего изучения советской системы укреплений на «старой» границе. Судя по всему, такое название дали советские опорные пункты типа построенных примерно в то же время в Западной Европе систем линий приграничных укреплений во Франции и линии Мажино в Финляндии. В доказательство этой версии можно привести соответствующую страницу Денскрифта (немецкий документ с подробным описанием советской обороны на основе исследований, проведенных в 1942).
Поэтому то, что название «линия Сталина» является неофициальным названием, которое было не с советской стороны, а изначально с какой-либо идеологической и политической структурой. Поэтому использование исторически сложившегося термина оправдано. Более того, если кто-то отказался от его использования, то все равно придется придумывать совершенно новое название, потому что другого удобного и легкого имени не существует.

Во время Гражданской войны в России Красная Армия создала ряд укрепрайонов, или оборонных районов (УР), которые должны были использоваться не только для обороны, но и как плацдармы для наступательных операций. В 19В 20-е годы Троцкий утверждал, что крестьянская армия, характерная для России, может быть пригодна только для оборонительных операций. Одним из первых генералов, столкнувшихся с Троцким, был Михаил Васильевич Фрунзе, ставленник Сталина. Фрунзе утверждал, что если Советы не смогут нанести первый удар, они могут отступить на большие расстояния, как это было сделано против Наполеона в 1812 году. Но в конечном итоге только решительное наступление могло победить врага. Фрунзе выступал за большие маневренные армии и не любил статичных укреплений.

Михаил Тухачевский, сторонник глубокого наступления, утверждал в своей статье 1934 года «Характеристики приграничных операций», что укрепленные районы вдоль границы могут служить щитами при защите сосредоточения армий второго эшелона. Затем армии второго эшелона применялись для нанесения ударов по флангам наступающего противника. Эта тактика легла в основу оборонительных приготовлений Сталина и Жукова в июне 1941 года.

В 1930-е годы в рамках подготовки к встрече с противником в западных районах Советского Союза отряды готовились действовать как на своей территории, так и на территории противника. Они проводились очень серьезно. Прежде всего были сформированы крупные партизанские отряды, составленные из тщательно проверенных и отобранных солдат. Партизаны продолжали жить в городах и селах, но прошли обычную военную подготовку и были готовы в любой момент броситься в леса. Подразделения были лишь основой для развития гораздо более масштабной партизанской войны. В мирное время они состояли в основном из руководителей и специалистов; в ходе боев предполагалось, что каждое подразделение разрастется в огромное соединение, состоящее из нескольких тысяч человек. Для этих формирований были подготовлены тайники в укромных местах и ​​снабжены оружием, боеприпасами, средствами связи и другим необходимым снаряжением.

Кроме партизан, которые должны были уйти в леса, была подготовлена ​​обширная сеть разведывательно-диверсионных отрядов. Местных жителей обучали проведению разведывательно-террористических операций и в случае прихода противника они должны были оставаться на месте и делать вид, что подчиняются врагу, а то и работают на него. Эти сети должны были впоследствии организовать жестокую кампанию террора внутри вражеских гарнизонов. Для облегчения действий партизан и террористов в мирное время создавались секретные сети связи и снабжения, а также секретные места сбора, подземные госпитали, командные пункты и даже оружейные заводы.

Чтобы партизанам было легче действовать на своей территории, была создана «зона уничтожения», также известная как «полоса смерти». Это была полоса шириной от 100 до 250 километров вдоль западных границ Советского Союза. В пределах этой полосы все мосты, железнодорожные депо, туннели, водохранилища и электростанции были подготовлены к взрыву. Также в мирное время к взрыву готовились крупные насыпи на железнодорожных и автомобильных путях и просеки, через которые проходили дороги. Средства связи, телефонные линии, даже постоянный путь — все было подготовлено к уничтожению.

Сразу за «полосой смерти» проходила «линия Сталина» исключительно хорошо укрепленных оборонительных сооружений. По замыслу Генерального штаба, противник должен был измотаться на «полосе смерти» на обширных минных полях и огромных заграждениях, а затем застрять в линии укреплений. В то же время партизаны будут постоянно атаковать его в тылу.

Всего фортификационного строительства линии Сталина было построено примерно следующее количество сооружений:

  1. Полоцк УР-200
  2. Мозырь УР — около 150
  3. Минск УР — примерно 320
  4. Слуцкий УР — около 150
    Всего — более 800 объектов

Укрепрайоны сестра

  1. Карельский укрепрайон
  2. Кингисеппский укрепленный район
  3. Псковский укрепрайон
  4. Островский укрепрайон
  5. Себегский укрепрайон
  6. Полоцкий укрепрайон
  7. Минский укрепрайон
  8. Слуцкий укрепрайон
  9. Мозырский нефтяной военный пост
  10. Коростеньский укрепрайон
  11. Новоград-Волынский укрепрайон
  12. Киевский военный пост
  13. Остропольский укрепрайон
  14. Летицевский укрепрайон
  15. Шепетовский укрепленный район
  16. Изславский укрепрайон
  17. Староконстантиновский укрепрайон
  18. Проскуровский укрепрайон
  19. Каменец-Подольский укрепрайон >
  20. Могилев-Ямпольский укрепленный район
  21. Рыбницкий укрепленный район
  22. Тираспольский укрепрайон
  23. Одесский военный пост

Оборонительные сооружения Гражданской войны были расширены, образовав фронт протяженностью более 1200-2000 км [по разным оценкам] от Карельского перешейка на Балтийском море до Черного моря. Эту систему укреплений неофициально называли «линией Сталина» по аналогии с французской «линией Мажино», финской «линией Маннергейма» и т. д. Линия Сталина представляла собой цепь оборонительных сооружений вдоль бывшей границы СССР, протянувшуюся от до берега Черного моря. Он состоял из более чем 3000 позиций [по некоторым оценкам более 4000] от фортов до пулеметных и противотанковых позиций, огневых точек танковых башен, наблюдательных и командных пунктов. Она состояла из двадцати трех укрепрайонов, в состав которых входили мощные железобетонные долговременные огневые точки (доты). На территории Беларуси располагались четыре укрепрайона — Полоцкий, Минский, Слуцкий, Мозырский. Только здесь было девятьсот шестьдесят шесть дотов. Минский укрепрайон № 63 протяженностью 140 километров включал 327 дотов.

Всего строительство включало 23 района вдоль 3200 километров границы. Сюда входило 4224 прочных сооружения, что дает укреплениям 1,3 балла за километр рубежа. Но строительство такого масштаба требовало больших сил и материальных затрат, для советской экономики, поэтому оно строилось постепенно. Первый этап строительства был начат в 1928 году. Было решено и профинансировано строительство четырех укрепрайонов (Карельского, Полоцкого, Мозырского и Киевского), два из которых Полоцк и Мозырь находились в составе Белорусского военного округа. Строительство Полоцка было предпринято в 1930-1932 г., Мозырь в 1931-1932 гг. Позднее в 1932 г. было принято решение о пристройке Минской основной очереди строительства, которая была завершена в 1933 г.

В течение нескольких лет остальные участки западной границы были построены в этот период с аналогичными чертами. Для обороны производился шквальный пулеметно-артиллерийский огонь, рассредоточенный фронт и работа в глубине. Основная форма организации батальонной обороны районов (БРО), связанных между собой пожаром. Размер на местности составлял от 1 х до 2 х 2 км, рассчитан на небольшой батальон. На один батальон предполагалось 20 огневых точек. Расположение огневых точек было в несколько линий. Первая строчка была 7-8 очков. Это дало возможность взаимного спасения соседних зданий. Промежутки между ними должны были прикрываться артиллерийским огнем. Эти промежутки между ними достигали 2,5-3 км. Бетонные огневые точки пулемета (ДОТы) позволяли вести круговой огонь с преобладанием переднего фонаря. Уровень защиты позволял гарантированно выдерживать одно попадание двух 152-мм снарядов. Поскольку ДОТы должны были иметь возможность эффективно прикрывать огнем окружение, дистанция между ними обычно составляла 500-600 метров. Относительно небольшие огневые точки наземной артиллерии.

В 1938 году было принято решение о строительстве нового укрепрайона, чтобы увеличить пространство между существующими укрепрайонами. Конкретно для Белорусского военного округа это означало строительство Слуцкого укрепления, которое должно было прикрывать слуцкое направление, а также служить исходным пунктом для советских войск.

Строительство в Слуцке было основано на новой концепции строительства траншей. Слуцкий УР был построен на базе современной застройки укрепленных линий с опорными пунктами и обороной. Они представляли собой более изолированные и обособленные группы. Практически все точки предназначались для флангового (бортового) огня. Но помимо строительства Слуцка было принято решение о строительстве дополнительных заводов в Минске и начались работы по строительству нового типа современных сооружений, а также возведению отдельных опорных пунктов основной линии укреплений.

Вся линия укрепленных районов строилась с 1928 г. до осени 1939 г. В состав укрепрайонов входила линия, рассредоточенная на глубину до 6 км, или железобетонные сооружения, общей протяженностью по фронту до 100 км. . В сочетании с ландшафтом эти сооружения создавали единую непреодолимую линию, охватывавшую важнейшие стратегические объекты и направления. К концу 1930-х годов укрепрайоны обладали большим оборонительным потенциалом и в совокупности представляли собой фактически мощный опорный пункт. Укрепрайон имел возможность вести непрерывный артиллерийско-пулеметный огонь по фронту и по флангам.

До начала Второй мировой войны эта оборона была в основном завершена. Советские Вооруженные Силы были структурированы в оперативные эшелоны для более быстрого перехода в наступление. Это, в сочетании с укрепленными районами, обеспечивало глубокую оборону, как описано Тухачевским.

Поскольку в сентябре 1939 г. в состав СССР не входили Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина и западная часть Молдавии, западная граница СССР проходила по линии этих областей. Именно вдоль границы был построен новый линейный укрепрайон. После сентября-октября 1939, западная граница СССР изменила очертания и сдвинулась на запад. Таким образом, «линия Сталина» находилась в тылу, на «старой» границе. А поскольку руководство страны приняло решение об усилении «новых» границ, все строительные работы были свернуты, в большинстве складов все оружие было вывезено и остановлено.

Поэтому в начале войны с Германией линия Сталина не смогла в полной мере сыграть той роли, которую могла бы сыграть. Хотя примеров героической обороны отдельных и отдельных укрепленных укрепрайонов (таких, как Киев, и оборонять больше месяца и от сложившейся обстановки осталось только военным) предостаточно.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Линия Сталина — Темный туризм

— рейтинг темномера: 3 —

Один из главных сайтов Беларуси, посвященных Второй мировой войне. Это скорее военный тематический парк, чем мемориал, и лишь небольшая его часть включает в себя остатки оригинальной довоенной «сталинской линии» оборонительных укреплений. Но коллекция советских самолетов и ракет времен холодной войны впечатляет.

>Дополнительная справочная информация

>Что посмотреть

>Местоположение

>Доступ и стоимость

>Требуется время

>Комбинации с другими темными направлениями

>Комбинации с не темными направлениями

>Фото

Дополнительная информация: Название «Линия Сталина», безусловно, является отсылкой к тогдашнему лидеру Советского Союза Иосифу Сталину. Это была прерывистая линия оборонительных укреплений вдоль западной границы СССР до Второй мировой войны. Ее часто сравнивают с линией Мажино во Франции (см. Мемориал Эльзас-Мозель) XIX века.30 с. Однако советская линия Сталина представляла собой скорее ряд укрепленных пунктов, чем настоящую оборонительную линию. Его целью была отчасти защита от нападения с запада, но больше в смысле разбиения фронта наступающего на отдельные «каналы».

Однако на самом деле он никогда не играл значительной роли в войне. Когда нацистская Германия напала на Польшу в 1939 году, вступили в силу секретные дополнения к пакту Молотова-Риббентропа, согласно которым СССР отобрал часть восточной территории Польши. Таким образом, советская внешняя граница была перенесена на запад, а линия Сталина была впоследствии оставлена ​​​​в пользу строительства новой линии обороны дальше на запад. Таким образом, орудия и боеприпасы были взяты из бункеров старой «Линии Сталина». Очевидно, некоторые в советских вооруженных силах предпочли бы сохранить «Линию Сталина» в качестве возможной второй линии обороны, но до этого не дошло.

Поэтому, когда Гитлер начал свое нападение на Советский Союз в 1941 году, новой линии обороны еще не было, а старая была в значительной степени бесполезна против натиска немецкого вермахта, даже несмотря на то, что части линии Сталина были быстро восстановлены. В любом случае, такие старомодные укрепления были довольно неэффективны в новой современной войне высокомобильных атак «блицкрига».

После Второй мировой войны Линия Сталина осталась в заброшенном состоянии и в значительной степени игнорировалась. Таким образом, некоторые структуры сохранились более или менее нетронутыми до распада Восточного блока и обретения Беларусью статуса независимого государства в начале XIX в.90-е.

В 2005 году к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне был открыт нынешний «Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».

Сегодня некоторые остатки «Минского укрепрайона» на линии Сталина включены в то, что на самом деле представляет собой чрезвычайно товаризированный военный музей под открытым небом. Это одно из самых популярных направлений для экскурсий из Минска, в частности, для отечественных туристов, а также россиян, но туда возят и чудаков с Запада с частными экскурсиями…. Смотри ниже.

Что здесь посмотреть: На этот сайт я попал в рамках однодневной экскурсии из Минска с англоговорящим гидом. Это было хорошо, потому что очень мало англоязычных вывесок и вообще не так много информации. С другой стороны, большая часть этого комплекса не требует большого количества справочной информации. Это больше визуальное дело.

Многие местные посетители (и российские туристы) также занимаются различными видами деятельности, которые здесь предлагаются, такими как стрельба из пулемета, катание на танке или даже посадка на старый советский вертолет для коротких обзорных полетов. Я не участвовал ни в одном из них, но, наблюдая, как другие люди активно принимают все эти предложения, у меня сложилось впечатление, что я нахожусь скорее в тематическом парке с игровой площадкой (со всеми этими игрушками для мальчиков… всех возрастов).

Некоторые развлечения тоже не имеют никакого отношения к военной тематике парка, например, прогулки на лодке по искусственному озеру в центре площади. Люди также устраивали пикники на лужайках между танками и т. д., так что вокруг царила довольно странная атмосфера ярмарки.

Здесь также делают «реконструкции» спектаклей, для которых есть большая трибуна. Но в то время, когда я был там, места были пусты и «сцена» тоже. У них разрушенный дом и сгоревшие автомобили перед трибуной, и я предполагаю, что это место, где устраиваются тренировочные бои.

Но вот порядок, в котором я видел вещи во время своего тура. Начали с ДОТов , которые фактически были частью одноименной «Линии Сталина». Вы можете зайти внутрь, где манекены в старинной форме оживляют интерьер до определенной степени, и увидеть заднюю часть орудий, торчащих из бункера.

Снаружи также есть небольшие бункеры, в которые вы не можете войти, несколько противотанковых заграждений (по-видимому, они изначально чешские), а также несколько секций реконструированных траншей.

Кроме того, есть небольшой участок реконструкции бывшего железного занавеса, пограничных укреплений с сторожевой башней, заграждениями из колючей проволоки и минной полосой. Так что это уже уход от более узкой исторической темы Второй мировой войны и переход в эпоху холодной войны.

Между автостоянкой и границей и окопными перестройками находится « стрельбище » и постоянно слышны громкие «хлопки», особенно из противотанкового ружья. Однако они не используют настоящие боевые патроны, только холостые патроны. Однако при каждом нажатии на спусковой крючок они воссоздают впечатление удара гранаты о землю посредством дистанционно управляемых синхронных взрывов, которые через равные промежутки времени выпускают в воздух клубы черного дыма. Это явно очень популярное «занятие».

С возвышения у трибуны боевых реконструкций мне также была хорошо видна короткая взлетно-посадочная полоса, где старый советский вертолет подбирал пассажиров для сценических полетов . Они также добавляют к общему звуковому ландшафту, так как время от времени вертолет пролетает над головой. Я также был свидетелем нескольких поездок на танке , и они тоже издавали очень характерный звук… плюс густые шлейфы выхлопных газов.

За трибуной находится коллекция артиллерийских орудий и бронеавтомобилей и танков на (стационарной) открытой экспозиции . Затем мы пошли вокруг озера в сторону коллекции более современной боевой экипировки . Все это экспонаты послевоенной эпохи холодной войны, в основном 1960-х и 70-х годов.

Включены пара больших МиГов и другие боевые самолеты , а также несколько военных вертолетов , а также набор ракет , начиная от зенитных ракет класса «земля-воздух» и заканчивая баллистическими ракетами, способными нести ядерные боеголовки. Некоторые из этих дисплеев поставляются с небольшими панелями, на которых указаны некоторые основные технические характеристики. Они также поставляются с переводом на английский язык. В остальном таблички и панели только на русском/белорусском языке.

Позади и за самолетами и ракетами ряды различных военных наземных транспортных средств , в том числе несколько довольно больших мобильных радиолокационных станций, которые выглядят прямо как из какого-то старого фильма о Джеймсе Бонде.

Еще один танк стоит на кургане и является частью мемориала , который большими буквами провозглашает на фронте «слава народу-победителю».

И наконец: у автостоянки и ворот в комплекс также стоит бюст Иосифа Сталина, окруженный венками и букетами цветов, так что, кажется, здесь все еще жив культ личности Красного Царя. Однако сам бюст выглядит совершенно новым, поэтому, по-видимому, не является оригинальным.

В общем , я вышел из этого места со смешанными чувствами. Увидеть некоторые из ракет и истребителей было действительно здорово, так как я признаю, что испытываю определенную симпатию к разработкам аэрокосмической техники советских времен. Но танки, пушки и окопы оставили меня довольно холодным, а наблюдать за всеми «действиями» тематического парка было довольно странно. Мне почему-то не совсем комфортно в противопоставлении смертоносных боевых машин и надувных замков для детей или общего веселья, резвящегося вокруг.

Местонахождение: примерно в получасе езды от Минска, Беларусь, около 20 миль (30 км) к северо-западу.

Расположение на картах Google: [54.058, 27.297]

Доступ и стоимость: легко, но дорого с частной экскурсией; намного дешевле, но сложно добраться туда самостоятельно.

Подробности: Чтобы получить максимальную отдачу от Линии Сталина, лучше всего отправиться на экскурсию из Минска (см. ниже). Теоретически из Минска можно также добраться на региональном автобусе или маршрутке, поездка занимает около полутора часов. Но если вы не говорите на языке, это может быть пугающим упражнением. Или вы могли бы даже управлять им самостоятельно.

Если у вас есть собственный транспорт, двигайтесь по главному проспекту Победоносцев к северу от центра Минска и продолжайте движение до тех пор, пока не проедете под МКАД. Затем повернуть налево и сразу снова направо на магистраль Р28 в сторону Молодечно. Сразу после поворота на деревню Лашаны слева появится комплекс «Линия Сталина». Там есть шлагбаум и караульное помещение, где вы должны получить билет и припарковать машину на большой стоянке у кафе. Отсюда вы должны исследовать пешком. Стоимость парковки составляет 2 белорусских рубля.

Часы работы : со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00; закрыто по понедельникам.

Вход : 15 BYR для взрослых, 5 BYR для студентов и детей (в 2016 году) – но если вы идете на организованную экскурсию, входная плата будет включена.

Дополнительные занятия , такие как катание на танке или стрельба из оружия в тире, требуют огромных дополнительных сборов, и ни одно из них не будет включено в частный тур (и на самом деле не будет времени на такие вещи, если вы не сделаете специальное договориться заранее).

Экскурсии с гидом : если вы не говорите по-русски/белорусски, рекомендуется отправиться в тур, а не самостоятельно, а) потому что это сложно с точки зрения логистики и б) на сайте очень мало информации на английском языке, кроме обзорной карты площадь и прайс-лист. Есть ряд операторов, предлагающих отдельные туры на линию Сталина или включающие их в более длительные программы. Я заплатил ок. 130 долларов США за 3,5-часовую экскурсию из Минска с личным гидом/водителем (вы можете связаться со мной для деталей, если вам это интересно).

Необходимое время: Зависит. Некоторые местные гости, по-видимому, часто проводят здесь весь день, но в рамках индивидуальной экскурсии из Минска это около трех с половиной часов, из которых один час уходит на дорогу туда и обратно.