Гум история здания: история создания и открытия, фотографии, факты о памятнике архитектуры.

История универмага ГУМ

Главная

О компании

История

ГУМ — первый крупнейший универсальный магазин г. Минска. Расположен в самом центре столицы, на пересечении главной магистрали — пр. Независимости и ул. Ленина. Впервые распахнул свои двери для покупателей и гостей 5 ноября 1951 года.

ГУМ — достопримечательность Беларуси. Здание универмага является памятником архитектуры и градостроительства ХХ века.

На симметрично решённом фасаде универмага, выделены три арочных проёма, которые образуют парадный вход, ориентированный на пр. Независимости. Архитектурно-художественным решением здания предусмотрено наличие больших остекленных проемов и сложного декора — многочисленных фронтончиков, лепнины, вставок, геральдических поясков, В интерьере также широко использованы декоративные элементы классического наследия — лепные детали, мрамор, хрусталь, необычные витражи, широкие лестницы и роскошные колонны.
В универмаге ежедневно обслуживаются более 20 тыс. покупателей. Здесь продаются товары для всей семьи и на все случаи жизни: для детей и взрослых, для дома и дачи, для спорта и отдыха.

В торговых залах представлен широкий ассортимент товаров известных белорусских и иностранных брендов.

Мы постоянно совершенствуем методы торговли, осуществляем поиск нужных покупателю товаров и профессионально их продаем, потому что нам дорог каждый покупатель и каждый партнер по торговле.

К услугам покупателей в универмаге — кафетерий и столовая, ряд платных и бесплатных дополнительных услуг.

В 1997 году государственный универсальный магазин был преобразован в Открытое акционерное общество «ГУМ».

В настоящее время торговая сеть ОАО «ГУМ» это не только универмаг, расположенный по проспекту Независимости, 21, но и торговые залы по ул. Ленина (строения 4,6 и 8), а также пять продовольственных магазинов «Щедрый» в Центральном районе г. Минска.

История первого государственного универсального магазина началась в 1934 году. ГУМ открылся в городе Минске 28 мая в монументальном здании бывшего Польского банка, который стоял на пересечении Советской и Комсомольской улиц (нынешнего пр. Независимости и ул. Комсомольской). После Великой Отечественной войны ГУМ в свое прежнее здание не вернулся, поскольку улица Советская была почти полностью разрушена и ее решили спланировать заново.

Решение о строительстве нового универсального магазина было принято 26 июля 1945 года в Кремле зампредом Совнаркома СССР Анастасом Микояном.. Универмаг стал первым объектом вновь создаваемого архитектурного центра г. Минска. Архитекторами проекта были назначены Роман Гегарт и Лев Мелеги. В своей работе они полагались на шедевры итальянской архитектуры — базилику Палладиана в венецианском городе Виченца и библиотеку Марчиана.

5 ноября 1951 года Минский ГУМ встретил своих первых посетителей в новом здании, общей площадью 6 891м2, в том числе торговой – 3 561 м2.

Это был настоящий праздник города. Для послевоенных людей это был не магазин, а дворец торговли. В магазине царила праздничная атмосфера, у входа стоял швейцар, сияли зеркала… Интерьер здания поражал глаз обывателя. Все это мгновенно превратило холл универмага-дворца в главное место встреч влюбленных.

Торговое оборудование было выполнено из ценных пород дерева, потолки украшали шикарные люстры с лампами дневного света, на окнах висели шелковые «министерские» гардины, полы были паркетными. Всюду полированный дуб, бронза, шелк…

На этажах находились автоматы, которые за символическую плату выдавали порцию одеколона, обрызгивая им покупателя. В тот день впервые на прилавках появились импортные товары из Чехословакии, Польши, ГДР и Франции. Нигде не было такого обилия товаров как в универмаге. Огромным спросом пользовалась бытовая техника (холодильники, телевизоры и стиральные машинки). Посетителей обслуживали 460 продавцов, 30 из них на тот момент прошли стажировку в Ленинградском Торговом Доме.

Периодом поступательного развития ГУМа явились 1960-1970-е годы. Особое внимание уделялось совершенствованию торгового процесса.

В 1969 году Минский ГУМ вошел в число первых советских магазинов, внедривших у себя метод самообслуживания.

В 1973 г. ГУМ начал сам готовить кадры. Универмаг первым в городе организовал школу-магазин, стал одним из родоначальников этой практики в системе советской торговли.

В 1976 году организована торговля по потребительским комплексам: «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей» и др. В универмаге оказывалось более 30 дополнительных услуг, включая раскрой тканей и мелкую подгонку одежды, работали сберегательные кассы, отделение связи. Опыт Минского ГУМа начал широко внедряться в СССР.

В 1985 в полной мере начали применять автоматизированную систему учета товаров. В эти годы ГУМ – это примерно 5% в общем товарообороте города.

В 1997 году государственный универсальный магазин был преобразован в Открытое акционерное общество «ГУМ».

ГУМ на протяжении всей своей деятельности не просто торговый объект, а магазин-новатор.

Мы первые среди универмагов ввели подарочные сертификаты, дисконтные карты. И со временем намерены совершенствовать свою систему клиентской лояльности «Клуб постоянных покупателей ГУМа». Минский ГУМ был и остается ведущим предприятием торговли Республики Беларусь.

Способы оплаты

Открытое акционерное общество «ГУМ», УНП 100063737, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 21
Интернет–магазинwww.gum.byзарегистрирован в торговом реестре Республики Беларусь.Свидетельство о государственной
регистрации №100063737 выдано 26.04.2000г. решением Минского Горисполкома №456.

Владивостокский ГУМ

Владивостокский ГУМ: новая точка отсчета

Совсем скоро, 23 февраля историческое здание в самом сердце города откроет свои двери для гостей и жителей краевого центра

Вот уже несколько лет многие жители краевой столицы с нетерпением ждут открытия обновленного Владивостокского ГУМа. Это здание — носитель не только собственной уникальной истории, но и истинного очарования одного из самых грандиозных памятников архитектуры Владивостока. До заветного дня открытия осталось совсем немного — 23 февраля 2017 года посетители увидят во всей красе новый, отреставрированный Большой ГУМ.

В преддверие этого события ИА PrimaMedia решило вместе с читателем провести параллели между прошлым и настоящим здания-памятника, узнать, как преображался ГУМ и какое будущее открывается перед ним.

Время новых концепций

Открытие ГУМа — одно из самых ожидаемых событий этого года. И организаторы не стали ограничивать себя в масштабах. Открытие Владивостокского ГУМа — это четыре дня музыки, лекций, мастер-классов, выставок, показов мод и многого другого. И все это — в одном месте! Такое событие невозможно пропустить.

23 февраля: БОЛЬШОЕ ОТКРЫТИЕ

16:00 — Официальная церемония открытия в Старом дворике ГУМа.
Костюмированное шоу, море подарков и позитива.
19:00 Концерт популярных владивостокских групп Red Magic Bus, KrisMirror. Специальный гость — Mari! Mari!

24 февраля: БОЛЬШАЯ МОДА

16:00-18:00 — Лекции о стиле и моде на последнем этаже Большого ГУМа
19:00 — Модный показ брендов одежды, представленных в Большом ГУМе

25 февраля: БОЛЬШАЯ КУХНЯ

14:00-20:00 Рестофест
Лекции, мастер-классы, дегустации.

26 февраля: БОЛЬШОЙ РОЗЫГРЫШ

18:00 Розыгрыш призов и подарков среди первых покупателей.
Главный приз — поездка на двоих в тропический рай.

В исторические торговые площади отреставрированного ГУМа пришли солидные бренды: в свое время мировой ритейлер Zara задал ГУМу определенный тон в подборе резидентов. Здесь, в новых торговых галереях, разместились магазины одежды, косметики, обуви, парфюмерии и галантереи.

— Изначально ГУМ создавался, как торговое предприятие. Смысловая связь с историческим торговым центром, интерпретированная под требования современности, сохраняется. У ГУМа огромный исторический, архитектурный потенциал. Здесь, вокруг ГУМа и старого дворика ГУМа, уже сформировалось такое общество художников, артистов, деятелей, которые хотят делать город интересней и привлекательней. Обновленный Владивостокский ГУМ – это новое место на карте Владивостока, где происходят интересные события и сохраняются хорошие традиции.

— Заместитель начальника коммерческого отдела по маркетингу и рекламе
АО «Торговый дом «Владивостокский ГУМ»» Спартак Голиков

В концепции Владивостоксого ГУМа как нельзя лучше сохранилась связь с историей этого здания. Проявляется это и в бережной реставрации, и в целом букете совершенно некоммерческих историй, связанных со зданием. Кстати, гости открытия Владивостокского ГУМа увидят масштабную выставку картин и фотографий.

Здесь же будет представлен и открытый исторический музей, посвященный делу основателей торгового дома «Кунст и Альберс».

Прогулка по музею

Прогулка по музею Большого ГУМа – это настоящее погружение в историю Владивостока начала XX века. Здесь можно найти массу интересного: благодаря редкой удаче сохранившийся стол управляющего торговым делом Кунста и Альберса, счетная книга 1903 года, архивные фотографии прошлых времен…

История здания Владивостокского ГУМа на Светланской, 35 на сегодняшний момент насчитывает уже более 100 лет, а начало берет от торгового дела двух предприимчивых немцев – Густава Кунста и Густава Альберса.

Объединяло предпринимателей не только одинаковые имена и происхождение, но и страсть к торговому делу с широким размахом. Кунст и Альбертс обратили свой интерес на Дальний Восток – территорию на тот момент почти неосвоенную, суровую и малонаселенную.

Предприниматели увидели во Владивостоке большие перспективы – и не ошиблись. Свой первый магазин в центре портового города — на тот момент, первый на российском Дальнем Востоке универмаг — они открыли в 1865 году. Тогда это был небольшой магазин на Светланской, с ларьками-витринами и широкими торговыми рядами.

Торговый дом «Кунст и Альберс», 1885 год

Торговая фирма росла вместе с городом, и в 80-х годах XIX века, небольшой двухэтажный магазин стал тесен для торгового дела двух Густавов. В 1885 году Кунст и Альберс развернули масштабное строительство, претензионный проект уникального здания, которое сегодня мы знаем как Владивостокский ГУМ.

Для выполнения заказа строительства нового здания главного магазина из Германии приезжает молодой, амбициозный и очень талантливый архитектор Гуго Георг Юнгхендель. Здание универмага «Кунст и Альберс» выполнено в стиле немецкий модерн, а все стройматериалы, вплоть до гвоздей, были привезены из Гамбурга.

Становление здания торгового дома на Светланской, 33-35, можно сказать, проходило в два этапа – в 1885 году здесь появился двухэтажный универмаг в стиле немецкого модерна из кирпича, а в начале XX века здание торгового дома было реконструировано и обрело свой нынешний облик.
В новом торговом доме у Кунста и Альберса все было передовое, все технические новинки мира сразу брались на вооружение: здесь был первый в городе лифт, первый телефон, система парового отопления и собственное электричество.

Не уступала техническому оснащению и сдержанная красота оформления здания. Фасад дома украсили барельефами с изображением персонажей древнегерманского эпоса, а также фигурками двух амуров, один из которых держит в руках якорь – символ морской торговли, а другой – крылатый жезл античного бога торговли Меркурия, увитый двумя змеями, символизирующими хитрость и мудрость. Внутри установили массивные лестницы с коваными перилами, выложили пол незабываемой красоты метлахской плиткой.

Так растущий портовый город на Дальнем Востоке страны получил огромный европейский универмаг, который в дальнейшем будет задавать тон всей светской общественности города того времени и вызывать восхищение всех без исключения гостей краевой столицы.

Строительство торгового дома «Кунст и Альберс» чуть не разорило его владельцев, но предприятие увенчалось таким небывалым успехом для всех участников проекта, о котором можно было только мечтать.
Торговля Кунста и Альберса развернулась до масштабов, которых не знали даже азиатские соседи, Юнгхендель стал самым известным архитектором Владивостока.

По проектам Юнгхенделя были построены во Владивостоке церковь св. Павла, особняк семьи Бриннеров, дома братьев Синкевичей на Пушкинской и другие здания. Все они сохранились до наших дней и являются объектами культурного наследия РФ.

Владельцы и управляющие торгового дома «Кунст и Альберс». Справа на лево в первом ряду — Адольф Даттан, Густав Кунст и Густав Альберс.

А здание торгового дома «Кунст и Альберс» стало одним из символов Владивостока. Сегодня Владивостокский ГУМ – уникальная жемчужина краевой столицы; одно из немногих зданий, по которому мы можем восстановить облик ушедшей эпохи.

В ожидании будущего

Эпоха торгового дела «Кунст и Альберс» кончилась вместе со становлением советской власти на Дальнем Востоке. Здание торгового дома было национализировано советским правительством, но, тем не менее, сохранило функцию торгового дома, и в 1931 году было преобразовано в главный универсальный магазин – ГУМ.

На протяжении XX века исторический интерьер в здании менялся – и не в лучшую сторону. До настоящего времени Владивостокский ГУМ не знал ни одной реставрации, кроме косметического ремонта. Конечно, это не могло не отразится на его состоянии. Уникальная лепка – сыпалась, кованые конструкции – неотвратимо покрывались ржавчиной, краска на стенах и колоннах трескалась под тяжестью все новых слоев поверх старой.

И здание, которое является памятником архитектуры, приходило в упадок. В начале века на интерьеры торгового дома нельзя было смотреть без слез… После «советского периода» от былого великолепия ГУМа остались только закрашенные масляной краской минеральные стекла, ржавые лестницы да потрескавшаяся плитка.

Здание-памятник как будто ждало новых, бережливых хозяев, которые, сохранив его изначальную функцию торгового дома, самого модного и самого амбициозного в городе, восстановят и его былое великолепие.

— Я бывал во многих городах мира, где архитектурные памятники встроены в современную среду. Опыт работы со старинными зданиями за рубежом и грамотное внедрение современных технологий приводит только к восхищению и удовольствию от их посещения. То же сегодня мы можем видеть и во Владивостокском ГУМе — это современный торговый центр, а его актуальность легко и стильно «встроена» в стены и потолки, которым за сотню-другую лет.

Генеральный директор агентства P. R. Respectable Павел Компан

Большому ГУМу — большая реставрация

Основной идеей, которой придерживались реставраторы, было создание современного пространства с сохранением исторических элементов. И здесь начиналось самое интересное — ведь от исторического интерьера практически ничего не осталось.

Тщательно и осторожно были восстановлено все сохранившееся от истории — шкафы-сейфы, каменные рельефы, колонны, метлахская плитка… Перед новыми собственниками поставили задачу — не закрывать от глаз посетителей исторические элементы интерьера.

— За долгий период использования здания, каждый из владельцев поддерживал его облик по-своему. Естественно, материалы постоянно использовались разные. Например, в советское время эта была масляная краска поверх лепнины — все это не могло не сказаться на состоянии исторических элементов в ГУМе. Мы использовали материалы современные, но в то же время, наиболее приближенные к оригинальным. В Большом ГУМе мы полностью реставрировали исторический декор, сохранившийся до нашего времени: сейфы, лепнина, радиаторы отопления. Все это очищалось от прошлых следов косметического «ремонта», некоторые недостающие элементы восстанавливали заново.

Генеральный директор компании-подрядчика ООО «Турмалин-Проект» Татьяна Никифорова

Реставрация Владивостокского ГУМа проводилась под контролем ведущих экспертов из Владивостока и Москвы. В процессе проводились историко-культурные экспертизы, результаты которых показали — реставраторы действительно сделали все возможное, чтобы сохранить наследие здания памятника.

С особым вниманием в обновленном ГУМе отнеслись к одиному из самых обсуждаемых элементов интерьера — каменной метлахской плитке. В отдельных местах торгового дома обустроили экспозиционные зоны, где раритетную плитку можно увидеть и узнать о ее истории из туристических табличек. В целом же напольное покрытие законсервировали с помощью современных технологий, чтобы оградить историческую плитку от дальнейшего износа.

— Чтобы сберечь уникальное плиточное покрытие полов Владивостоксого ГУМа от высоких нагрузок в современных условиях эксплуатации здания-памятника, напольная плитка была законсервирована. Такой способ в случае необходимости позволяет открыть историческую плитку без ущерба для нее. А консервация плитки позволит ее защитить, пока в здании выполняются торговые функции.

Проректор НОУ ВПО «Институт искусства реставрации», председатель Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Маркина

Среди элементов, из которых складывается современный облик ГУМа, были и такие, которые воссоздавались с нуля. Например, кованая лестница, которая до начала реставрации использовалась как служебная. Сейчас посетители увидят ее как главную лестницу в отреставрированной части ГУМа. Она была сделана заново по чертежам, основанным на старых фотографиях.

Золото Альберса

За свою вековую историю ГУМ оброс поверьями и легендами. Некоторые из них подтвердились, некоторые — еще остаются загадками.

Здание торгового дома «Кунст и Альберс» знаменито своим паровым отоплением — небывалой технической новинкой в начале XX века. Как работает эта система? Все батареи здания были подключены к огромным цистернам, которые находятся на крыше здания.

Ходит легенда, что во времена становления во Владивостоке советской власти у старых владельцев было катастрофически мало времени на побег, свое золото и драгоценности, которые они не смогли взять с собой, были спрятаны в эти загадочные цистерны.

Так ли это, сказать нельзя. Ведь открыть отопительные баки, не нарушив систему отопления, невозможно. Но что удивительно, старая система отопления функционирует до сих пор. Кстати, чугунные батареи с рельефами также отреставрированы и функционируют параллельно современной системе отопления в ГУМе.

О загадочном сейфе в здании ГУМа, замок которого невозможно открыть, тоже ходит немало историй. Говорят, что там хранились драгоценности и ценные бумаги, но на момент реставрации сейф уже был пуст — при невозможности взломать замок сейфа в былые времена просто сломали стену и «зашли» в сейф с боковой стороны. Что в нем было, до сих пор неизвестно.

Подземные ходы, ведущие из здания Большого ГУМа в ТЦ «Центральный», кинотеатр Уссури и Миллионку, действительно существуют, сегодня ни для кого это не секрет. В дальнейшем владельцы ГУМа планируют отреставрировать часть ходов и обустроить там музей.

Здание Владивостокского ГУМа таит в себе еще множество тайн, но теперь это не просто какие-то «приватные» тайны, запертые от всех за замками и чугунными решетками. Та часть здания, где ранее располагался музей, теперь будет задействована под культурные события. Пространства Владивостокского ГУМа начали оживать.

Город в городе

Обновленный Владивостокский ГУМ с огромными торговыми галереями и старый дворик ГУМа, где сосредоточены места развлечений и отдыха, станут новым сегментом городской среды, утверждают авторы проекта.

—Находясь в самом сердце города, ГУМ может выполнять не только первоначальную торговую функцию, но и быть своеобразным культурным центром, площадкой для выставок, модных показов и других мероприятий, да и в целом задавать «тон» близлежащим кварталам.

Директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar Анна Данченок

Ведь уже сейчас старый дворик ГУМа имеет свое своеобразие и притягивает к себе внимание творческих и деятельных людей (кажется, нет более подходящего места, чем старый дворик, для библоночи, авангардного показа мод или фестиваля владивостоксой музыки Vladivoodstock). Арт-объекты, которыми богат старый дворик, события, которые происходят здесь, и даже сама атмосфера этого места, уютная и притягательная, все это — отражение культурного облика Владивостока. И Владивостокскому ГУМу теперь предстоит стать его продолжением.

— Здесь, во Владивостоке, есть о чем сказать и что показать, и… замкнуться на Владивостоке. Это уникальный город, он постоянно меняется, постоянно в движении. Сейчас веяния порто-франко, свободного города развились и достигли максимума. Та культурная атмосфера, которая сегодня сформирована здесь, в старом дворике ГУМа, как нельзя лучше отражает эти веяния, и мы постараемся эту атмосферу сохранить. Обновленный Владивостокский ГУМ – это новое место на карте города, и в комплексе со старым двориком он вполне может стать атмосферным и оживленным торговым кварталом, где постоянно происходят культурные события и кипит жизнь.

— Заместитель начальника коммерческого отдела по маркетингу и рекламе
АО «Торговый дом «Владивостокский ГУМ»» Спартак Голиков

Стена жевательной резинки в Сиэтле: устная история

Фу. Я только что спустился в смутно средневековое слияние теней и серого булыжника в Почтовой аллее, когда голос рядом сформулировал, почему я так долго избегал этого участка рынка Пайк-плейс. Повсюду жвачка — многоцветная оспа усеяна землей и покрывает кирпичные фасады. Склизкие сталактиты свисают с труб. Как любой житель Сиэтла, я знаю, на что иду. Но видимо турист справа от меня не готов к такой безвкусице. Обнаружив это, она изгоняет какое-то отвращение, подобное Алексис Роуз, а затем пинает пятку назад, чтобы посмотреть, не приобрел ли ее ботинок непокорного пассажира.

Большинство посетителей не зацикливаются на своей обуви в этом коридоре. Стены переулка цвета радуги служат желанными фонами для фотографий. Охотники за влиянием любят позировать перед ними с наклоненной головой, надутыми щеками и пузырями. Или с жевательной резинкой, натянутой, как нити моцареллы. Или с полностью вытянутыми языками, которые кажутся, но на самом деле не слизывают комки со стены. Есть причина, по которой Музей селфи в Сиэтле открыл магазин рядом с магнитом для влиятельных лиц и настоящей городской достопримечательностью, известной сегодня как Стена резинки.

В начале 1990-х здесь зародился гранж, но примерно в то же время в Сиэтле появился другой оттенок мрачности. В то время как Nevermind от Nirvana готовились за годы до его выпуска, появление Gum Wall было таким же спонтанным, как импровизированные скетчи в соседнем Market Theater. Пережеванные комки валялись на этом участке Почтовой аллеи; посетители спрятали выпускные билеты, свадебные фотографии и портреты Иисуса за липкими шариками. Некоторые восприняли это как живое искусство. Другие просто думали, что это отвратительно. Руководство Pike Place Market заказало несколько тейкдаунов вскоре после его создания.

Многие местные жители стараются держаться от него подальше. Но за три десятилетия, прошедшие с момента его появления, резиновая стена, тем не менее, осталась любимой, странной и несколько загадочной репрезентацией нашего города. Те, кто косо смотрит на Dubble Bubble, прикрепленный ко всем мыслимым поверхностям в переулке, могут не знать длинной и странной истории, порожденной крошечной нишей Unexpected Productions. Время только дополняет его мифологию.

Пусть эта история останется неизменной.


В ролях

Мэри Бакарелла
Бывший волонтер Unexpected Productions, позже присоединившийся к Управлению по сохранению и развитию рынка Пайк-плейс (PDA). Теперь она его исполнительный директор.

Эмили Кроуфорд
Бывший директор по коммуникациям и маркетингу Pike Place Market PDA.

Рэнди Диксон
Бывший художественный руководитель Unexpected Productions.

Келли Фостер
Генеральный директор компании по чистке резиновых стен Cascadian Building Maintenance.

Иган Орион
Исполнительный директор Seattle PrideFest и продюсер Mob the World, который организовал флешмоб, чтобы снова прикрепить жвачку во время уборки 2015 года.

Айка Такаянаги
Президент кондитерской Sweetie’s на рынке.

Джон Тернбулл
Директор по управлению активами и развитию Pike Place Market PDA.

Фотографии предоставлены субъектами.


 

Спонтанность

В мае 1991 года передвижная импровизационная группа Unexpected Productions обосновалась на постоянной основе в Рыночном театре. Его конкурсные комические разборки, Theatresports, приобрели бешеную популярность во время пребывания в театрах Group и Intiman, часто собирая более 400 зрителей.

Рэнди Диксон: Мы искали дом. Рынок в то время искал вещи, кроме ресторанов, чтобы привлечь людей ночью. Где-то в 91-м мы переехали в Market Theatre.

Мэри Бакарелла: В моей машине больше нет мусорных баков, полных реквизита.

Рэнди Диксон: На удивление быстро зрители последовали за нами. На самом деле мы думали, что это займет какое-то время. Я не могу вспомнить точную причину, по которой мы держали их снаружи, но перед шоу мы выстраивали людей в переулок.

Мэри Бакарелла: Вот так и началась резиновая стена.

Рэнди Диксон: Существует множество мифов, слухов и лжи о том, как это началось. … Настоящая первоначальная Gum Wall была кирпичной стеной между нашей дверью театра и тем, что сейчас является входом в вестибюль лифта. Я не знаю, что это такое, 10 футов, 12 футов.

Мэри Бакарелла: Я бы сказала, что в течение первого года или около того мы сразу же увидели, как это происходит.

Рэнди Диксон: Первоначально, кто бы это ни начинал, они ставили на стену гроши. Они брали жвачку, приклеивали ее на стену, а потом вдавливали в жвачку монетку. Так что на самом деле это была пенни-стена. И это как-то взлетело.


Взрыв

Когда жевательная резинка распространилась по Почтовому переулку, сначала она вызвала гнев руководства рынка Пайк-плейс.

Рэнди Диксон: Мы получали письма о том, насколько это отвратительно.

Мэри Бакарелла: У нас есть письмо от Джона [Тернбулла], в котором говорится: «Пожалуйста, очистите стену от жевательной резинки».

Джон Тернбулл: Раньше это была линия высотой по пояс, и в каждой из них была жвачка, жвачка, жвачка, отпечаток большого пальца, пенни. А потом кто-то пришел и забрал все монеты. Но люди начали лазить по водосточным трубам и всему прочему [чтобы прикрепить резинку к стене].

Эмили Кроуфорд: Эти периодические уборки проводились, потому что жильцам в переулке не нравилась жвачка на стенах.

Рэнди Диксон: Мы были там со скребками для краски и еще чем-то.

Джон Тернбулл: Рэнди знает, что кирпичи очень трудно царапать.

Мэри Бакарелла: Нет этого защитного костюма, как в более поздние годы. Я даже не знаю, были ли у нас перчатки. Мы чистили его дважды или трижды?

Рэнди Диксон: Думаю, это было как минимум дважды.

Джон Тернбулл: А потом ты просто забыл об этом.

Мэри Бакарелла: Я так понимаю, что в какой-то момент к нам подошел кто-то с Рынка и сказал: «Он такой же причудливый, как и весь Рынок. Вы можете оставить это.

Странность проявилась в фотографиях, прикрепленных за пачками, липких фигурках из палочек и некоторых более амбициозных произведениях искусства.

Джон Тернбулл: Однажды я выходил из дверей нашего офиса, поднял глаза и увидел двух человек, одетых примерно так — один был похож на французского мима в черно-белой полосатой рубашке. и маленький красный берет, и была женщина в закатанной юбке. И у нее была палитра художника с разными цветами жевательной резинки.

Они повесили пустую золотую рамку на кирпичную стену позади Бистро. У него была палка или что-то в этом роде. А он говорил, хм, «мне зелени надо»… А она брала зеленку, жула и давала ему. А потом он — надеюсь, он был в перчатках — погладил ее по [стене]. Он сделал весь этот маленький пейзажный рисунок. Это было просто перформанс, никакой сцены.

Рэнди Диксон: Я шел по этому переулку, и там были люди, делающие свои свадебные фотографии перед Gum Wall.

Мэри Бакарелла: Если вы идете по рынку, вы слышите, как люди говорят: «Где жвачка, кажется, она здесь внизу. Я думаю, что Стена Жвачки находится здесь.

Рэнди Диксон: Брет Бун, который несколько лет был вторым игроком с низов в «Сиэтл Маринерс», он и его семья делали рождественские фотографии для своей рождественской открытки или чего-то еще. Типа, Брет Бун, ты можешь сфотографироваться где угодно, и ты делаешь Gum Wall? [С Буном не удалось связаться, чтобы подтвердить это решение.] Вот тогда-то и начался снежный ком… о, это больше. Люди знают об этом больше.

Мэри Бакарелла: В разных магазинах продается жевательная резинка, так что вы можете взять немного, пожевать и повесить на стену.

Айка Такаянаги: У нас есть Dubble Bubble, у нас есть Hubba Bubba, у нас есть Nerds… Машина жевательной резинки сумасшедшая.

Рэнди Диксон: Несколько лет назад у меня было шоу, и я поставил динамик в окно, выходящее в переулок, а затем пригласил людей прийти, чтобы взять интервью и поговорить со мной о том, почему Gum Wall был в их списке того, чем можно заняться в Сиэтле. И чаще всего они такие: «Боже, это намного больше, чем я думал» — люди из Австралии, Японии, со всей Европы.

Мэри Бакарелла: Даже люди, которые могли бы подумать, что это не так — а мы все еще можем найти это на рынке — которые думают, что это может быть негигиенично или что-то, что им может не понравиться, они находят это захватывающим. Вы не можете не найти Gum Wall увлекательной.

Рэнди Диксон: Когда мы были перемещены и переехали в Интиман [в 2011 году]… там не было большого трафика, что, казалось, давало людям больше разрешений. Казалось, что за несколько месяцев он удвоился в размерах только потому, что рядом не было никого, кто мог бы его контролировать.

Джон Тернбулл: А потом он исчез.


Антракт

«Я не знаю, знаете ли вы это, но Вашингтон был штатом с первым зарегистрированным случаем Covid-19, и между вами и мной, я виню Стену резинки Market Theatre».

— Джоэл Макхейл, выпускник Unexpected Productions, во время All in Washington: A Concert for Covid-19 Relief

Импровизация или имитация?

Более узкая аллея жевательной резинки в Сан-Луис-Обиспо, штат Калифорния, также имеет мрачное прошлое, но большинство согласны с тем, что местные жители начали ее хулиганить в середине двадцатого века, задолго до того, как в Сиэтле сформировалась Стена жвачки. Он больше не ухожен; переулок чистили только дважды с 70-х годов.

«В Сиэтле есть стена жвачки. Это грубо. Это красиво.»

— Джош Гробан в Твиттере

 

Body Double, Please

Несмотря на то, что Жевательная стена появляется в романтической драме 2009 года Love Happens , звезда Дженнифер Энистон, как сообщается, пропустила съемку в Сиэтле по причинам «планирования». Риииийт.

«Это все равно, что убрать Камень Бларни».

— автор письма The Seattle Times во время саги о паровой очистке 2015 года.

Сверху: Фотоагентство Featureflash, melissamn, Лев Радин, s_buckley / Shutterstock.com   


Уборка с подогревом

После более чем 20-летнего опыта работы в сфере самостоятельной уборки руководство Pike Place Market наняло подрядчика для проведения уборки своими руками. более промышленный метод в 2015 году. Более 130 часов рабочие использовали промывку под давлением, чтобы извлечь буквально тонну (2350 фунтов) жевательной резинки из Post Alley — этого достаточно, чтобы заполнить 94 пятигаллонных ведра.  

Эмили Кроуфорд: Это был один из самых безумных опытов в моей жизни. Мы знали, что привлечем к этому внимание средств массовой информации, особенно потому, что [полная уборка] никогда не проводилась. Но никто не заметил приливной волны интереса. Никто этого не предвидел.

Джон Тернбулл: Это стало вирусным.

Мэри Бакарелла: Это было на первой полосе The New York Times .

Джон Тернбулл: У нас был новый сотрудник, который только начал заниматься маркетингом. И это была его самая первая работа — просто написать этот пресс-релиз на полстраницы: «Мы собираемся удалить жевательную резинку с Gum Wall». Итак, в свой первый рабочий день он получил около 20 миллионов впечатлений.

Келли Фостер: Я сильно занижал цену, потому что я сделал предположения о том, что потребуется, чтобы удалить жевательную резинку, и мои предположения были неверными. Частично проблема заключалась в том, что были участки стены, которые были, о, черт возьми, настолько толстыми, как я бы сказал, по крайней мере, в 10 дюймов, если не в целый фут.

Изображение: Альберто Крус / Flickr CC

Эмили Кроуфорд: Жевательная резинка была с обеих сторон — потолок, пол. Он стал больше похож на туннель, чем на стену.

Келли Фостер: Итак, у нас было оборудование, которое очень хорошо работало для удаления жвачки [с тротуара]. Это паровая машина, и она в первую очередь предназначена для очистки и обезжиривания общественных или промышленных кухонь. Мы работаем со шведской [службой здравоохранения]. И раз в год мы проводим тщательную уборку их кухонь, где мы прячемся за решетками, вытяжками и прочими вещами и используем паровую машину, которая просто плавит жир. Очень, очень жарко. Но это не сработало, когда у вас была резинка толщиной 10 дюймов.

Эмили Кроуфорд: Это вышло из-под контроля. Это был момент, когда КПК не мог просто позволить туннелю расти.

Келли Фостер: Вы можете ударить его этой паровой машиной, и он как бы просверлит в нем дыру, а затем просто медленно вернется к той форме, в которой он был до удара. Так что моей команде пришлось выкопать его буквально граблями и оторвать от стены паровой машиной. Когда вы моете под давлением, вы можете почувствовать запах Juicy Fruit, или жевательной резинки Spearmint, или чего-то в этом роде — у вас будут какие-то сильные запахи. Один из парней, он поклялся никогда больше не есть жевательную резинку в своей жизни.

Эмили Кроуфорд: Моей задачей было сделать это приемлемым, потому что мы знали, что люди либо скажут: «Слава богу», либо очень разозлятся.

Келли Фостер: Нам пришлось забаррикадировать территорию, пока персонал работал. Как только они закончили, как только мы убрали эти баррикады, они бросились к стене, как будто это была Черная пятница в Walmart. И все просто начали наклеивать жвачку.

Пока рабочие расчищали разные участки аллеи, местные жители приклеивали к стенам пыжи. Одна группа продемонстрировала поддержку Франции после терактов в Париже.

Иган Орион: В то время наше флешмобное сообщество постоянно искало способ связаться с тем, что происходит в обществе. Это полностью отличалось от большинства вещей, которые мы делали раньше. Я уверен, что наш знак мира с Эйфелевой башней посередине прикрыли довольно быстро.

Изображение: предоставлено Иганом Орионом

Другие не были такими гармоничными.  

Келли Фостер: У нас было несколько случаев, когда люди действительно злились. Они были очень расстроены тем фактом, что мы убирали его. Один парень прорвался через линию баррикад и пнул часть оборудования, которое лежало на земле, а также опрокинул паровую машину. Охрана КПК сказала им, что вы должны уйти, и сразу же проводила их, но тут было какое-то беспокойство.

Эмили Кроуфорд: Сиэтл не является прямым и узким, опрятным городом. Люди, которые были расстроены этим, говорили: «Почему вы пытаетесь убрать причудливость, которая делает это место таким крутым?»

Келли Фостер: Это было много труда. Я думаю, что его чистка обошлась мне примерно в 10 000 долларов. И я думаю, что мы выставили счет покупателю примерно на 10 500 долларов.

Эмили Кроуфорд: Мы знали, что это вернется.


Наследие, которое нужно пережевывать

Cascadian Building Maintenance будет проводить аналогичные уборки в последующие годы, но не возвращалась с начала пандемии. В то время как виртуальная стена для поддержки местных рабочих появилась во время закрытия Covid, осталась только настоящая. Его легенда продолжает расти.

Рэнди Диксон: Я буду в переулке, и вы слышите, как проходят пешеходные экскурсии. И они всегда говорят что-то вроде: «Ой, жвачку в театре не пускали. Любой, кто жевал жвачку, должен был выплюнуть свою жвачку, поэтому в знак протеста люди начали вешать жвачку на стену». Ни слова о копейках. Я просто такой, что? Как вы охраняете жевательную резинку в театре? Это самый распространенный [миф], который я слышу.

Мэри Бакарелла: У каждого есть свое мнение. Большинство людей, кажется, идут, это Gum Wall. Это на Рынке. Это наше. А есть те, кому это просто не нравится. Это слишком грязно. Это антисанитарно.

Эмили Кроуфорд: Окно моего офиса выходило в переулок, где была Стена Жвачки, и мой ежедневный опыт посещения Стены Жвачки был визжащим, вонючим, громким, вонючим, отвратительным беспорядком. Мне никогда не приходилось открывать окно. Не дай бог. Не дай бог.

Эган Орион: Стена жвачки — действительно странная часть нашей местной истории. В каком-то смысле это отвратительно и культово одновременно. И я думаю, что мы просто хотели быть частью этого.

Мэри Бакарелла: Пока я здесь, у нас есть Gum Wall.

Рэнди Диксон: Это отличный пример живого паблик-арта в Сиэтле. И это постоянно меняется. В импровизационном театре, который представляет собой совместную форму искусства, идея заключается в том, что Gum Wall является окончательным художественным заявлением об этом понятии сотрудничества, поскольку никто не может взять на себя ответственность и сказать: «Я начал Gum Wall». Это куча людей.

Целый день, если стоять и смотреть на людей, каждый раз, когда кто-то приклеивает новую жвачку, это новое произведение искусства.

Рынок Пайк-Плейс, История, История Сиэтла, Достопримечательности, Импровизация

Анклавы

09.09.2022
По
Аллесия Вермиллион

Летняя печаль

18.08.2022
По
Бенджамин Кэссиди

Сделано в Вашингтоне

23.08.2022
По
Бенджамин Кэссиди

Особенность

09.08.2022
По
Ханна Брукс Олсен

Вт. Wrigley Jr. Company, оценка 1891

Музейный артефакт: Wrigley Spearmint Gum Pack, 1932

Изготовлено: William Wrigley Park Company, 3535 S. M. Ashland Ave., Chicago, IL [c]

Самое примечательное в этой почти 90-летней пачке жевательной резинки нельзя почерпнуть ни на одной фотографии — это запах! И нет, это не затхлый запах старой упаковки. Это шокирующе яркий аромат мяты в этих нераспечатанных палочках Wrigley Spearmint эпохи Великой депрессии, сохраненный с помощью самопровозглашенного «герметичного уплотнения». Это было тогда, когда кондитеры все еще отбрасывали всякую осторожность на ветер — используя настоящий сахар, настоящую мяту и многое другое. В итоге это единственный экспонат в Музее «Сделано в Чикаго», который мне так и хочется взять в рот. Как говорили когда-то: «Вкус длится».

Помимо обонятельной части программы, вторая вещь, которая выделяется в нашей антикварной упаковке образцов, — это единственный элемент дизайна, который действительно отличает ее от современных оберток Spearmint — большой жирный логотип N.R.A. Это 1930-е годы, это «Администрация национального восстановления», а не оружейники.

Интересно, что авторские права на самом футляре для жевательной резинки указаны в 1932 году, но Франклин Рузвельт не запускал NRA до 1933 года; предполагается, что эти этикетки «Мы делаем свое дело» были прикреплены к упаковке через некоторое время после того, как они были первоначально разработаны / напечатаны.

В то время президент компании Филип К. Ригли был поклонником Рузвельта и Национальной стрелковой ассоциации и с гордостью поддерживал их дело. Вероятно, он также имел отношение к сложной работе Рузвельта, который в трудные времена вступал в должность нового лидера. Знаменитый отец Ригли и основатель компании Уильям Ригли-младший умер в 1932 году, передав огромную империю жевательной резинки Филиппу.

Фил Ригли, вероятно, лучше всего исторически запомнился как финансист, стоявший за Всеамериканской женской бейсбольной лигой во время Второй мировой войны (как это было популяризировано в фильме 9).0007 Их собственная лига ), но он также был очень прогрессивным и популярным бизнесменом, который действительно укрепил наследие компании своего отца и, возможно, репутацию своей бейсбольной команды (в лучшую или в худшую сторону).

[Эта винтажная реклама троллейбуса 1930-х годов длиной около 18 дюймов также является частью коллекции Музея «Сделано в Чикаго»] через год после того, как его отец продал свою первую пачку жевательной резинки. К 20 годам Фил присоединился к семейному бизнесу, управляя первым заводом компании в Австралии. Он вернулся, чтобы поступить на флот, и изучал механику на военно-морской учебной базе Великих озер, где он, вероятно, пересекся с парой других механически настроенных парней, будущими основателями Zenith Corp Карлом Хасселем и Ральфом Мэтьюзом.

Филип Ригли

Когда Филипу было далеко за 30, его выдвинули на руководящие посты, и он заслужил уважение за то, что поддерживал низкие цены на жевательную резинку, несмотря на взлеты и падения экономики. Он также перенес знаменитые маркетинговые кампании своего отца на развивающиеся радиорынки; помогли сохранить одну из первых в стране пятидневных рабочих недель; и установил пакеты льгот для сотрудников, которые поддерживали его команду в хорошем настроении даже в самые тяжелые годы Великой депрессии.

1932 год был также первым годом Филипа Ригли в качестве владельца «Чикаго Кабс» — его отец получил контрольный пакет акций клуба в 1921. «Кабби» в конце концов проиграли «Янкиз» в Мировой серии 32-го года, и за оставшиеся 45 лет жизни Фила «Нортсайдеры», как известно, ни разу не выиграли чемпионат. Это, безусловно, частично было следствием философии Фила, заключавшейся в том, чтобы продавать болельщикам «опыт» посещения футбольного матча, а не инвестировать в компоненты, необходимые для победы.

«Наша идея в рекламе игры, — сказал он однажды, — веселье и польза от нее, солнечный свет и расслабление, заключается в том, чтобы заставить публику смотреть игры с мячом, независимо от победы или поражения». С этой целью Ригли, безусловно, преуспел.

Отец

Подход Фила Ригли к маркетингу Детенышей, безусловно, доказывает, что он был чипом из старого блока. Его отец, Уильям Ригли-младший , в значительной степени отвечал за внедрение прямого маркетинга и крупномасштабных рекламных кампаний в 20-й век. Эта агрессивная самореклама помогла продавцу мыла из Филадельфии стать одной из маловероятных икон города Чикаго и индустрии жевательной резинки. Иногда, однако, на самом деле именно стратегическое чувство сдержанности — и готовность к развороту — привлекало внимание публики к Уильяму Ригли и не позволяло его продукту достичь неприятного перенасыщения.

William Wrigley Jr.

Например, когда в 1921 году была завершена впечатляющая южная башня здания Wrigley Building высотой 425 футов (400 N. Michigan Ave.), Уильям спросил репортера: «Вы нашли мое имя где-нибудь на этом здании? ? Вы нашли какие-либо упоминания о Мяте перечной на его внешних стенах? Люди думали, когда я начал это вывешивать, что я напишу свое имя повсюду настолько крупными буквами, что их будет видно за много миль. Если вы посмотрите, когда выйдете, вы найдете это маленькими буквами над входной дверью, но вам, возможно, придется поискать дважды, — усмехнулся он.

«На самом деле, лучше бы реклама не красила мое имя на здании. Люди больше говорят об этом. Это необычно — то, чего от меня не ожидали».

Как автор С.Дж. Дункан-Кларк отметил, создавая профиль Wrigley для Illustrated World в 1922 году, большая часть успеха магната жевательной резинки была как-то связана с его способностью сочетать «практическое и идеалистическое; действительность и воображение».

«[Ригли-билдинг] — это реальная реальность, привлекающая внимание повсюду, — писал Кларк, — но это было воображение, приближающееся к гению, которое увидело, что можно добиться большего, позволив ему рассказать свою собственную историю, чем превратив его в рекламный щит». ».

По иронии судьбы, почти столетие спустя здание Ригли резко контрастирует со своим новым соседом на северном берегу реки Чикаго, Башней Трампа, широко известной и высмеиваемой местными жителями за ее 20-футовое светящееся здание. именная метка.

Ригли был не меньшим шоуменом, чем Дональд Трамп, во многих отношениях, но он, казалось, смотрел на саморекламу скорее как на необходимый двигатель более крупной машины, чем на заявление о завоевании. «Реклама очень похожа на запуск печи», — сказал он. «Нужно продолжать копать уголь. Как только вы перестанете топить, огонь погаснет».

Да, он также изменил название Cubs Park на Wrigley Field в 1927 году, но тот факт, что стадион по-прежнему носит это название спустя более 30 лет после того, как семья Ригли продала его, указывает на то, насколько успешным был стиль саморекламы Уильяма Ригли. действительно был. Помимо бейсбола, бизнесменов и компаний по производству жевательной резинки, слово «Ригли» стало ассоциироваться с хорошими чувствами.

«В конце концов, жизнь и бизнес довольно просты», — объяснял Ригли в выпуске American Magazine 9 за 1920 год.0008 . «Чтобы добиться успеха в любом из них, вы должны держаться за умение ставить себя на место другого парня. . . Если я добился чего-то стоящего, то в этом весь цветущий секрет.

У Wrigley была не менее простая деловая мантра: «Создайте хороший продукт по справедливой цене, а затем расскажите об этом миру». Этому он научился еще ребенком на улицах Филадельфии.

Нарушитель спокойствия и бросивший школу, Ригли начал работать продавцом на мыловаренном заводе своего отца в возрасте 13 лет, проведя ускоренный курс по выслушиванию клиентов и созданию индивидуального сообщения для каждого человека. Он также изучил тактику продаж «поощрения» или «премиум» — предлагая дополнительный подарок к основному продукту, чтобы уговорить совершить покупку.

«Весной 1891 года [29 лет] я приехал в Чикаго с тридцатью двумя долларами и своим опытом, — вспоминал Ригли — история, ставшая частью мифологии компании. «Я арендовал письменный стол в офисе на Ист-Кинзи-стрит и попытался продать больше мыла в Чикаго. Некоторое время было тяжело. Затем мне пришла в голову идея предложить торговцу награду в виде зонтика за каждую коробку мыла, поднять розничную цену до десяти центов за торт и в то же время дать ему большую прибыль. Это сработало.»

[Отрывок из книги 1891 года Чикаго и его ресурсы через 20 лет после , где обсуждается новый бизнес Wrigley еще до появления жевательной резинки] оказался более популярным, чем его основной продукт. Сначала он переключился с мыла на разрыхлитель, а затем — когда покупателям понравились палочки жевательной резинки, которые он предлагал с разрыхлителем, — он снова переключился: решение на миллиард долларов.

В течение почти 20 лет компания Wrigley больше занималась дистрибуцией, уделяя особое внимание рекламным кампаниям, рекламным стратегиям для продавцов и поощрительным пакетам для потенциальных дилеров жевательной резинки (многие весы для конфет Wrigley были произведены для этой цели, вероятно, изготовлены — на основе конструкции — чикагской компании American Cutlery Company). Он шел на огромный риск, бросая кучу денег на рекламные щиты и рекламу в журналах по всей стране. Между тем, все жевательные резинки Wrigley, включая популярные бренды Spearmint, Juicy Fruit и Doublemint, производились чикагской компанией Zeno Gum Company, как и с самого начала.

Ситуация окончательно изменилась в 1911 году, когда компания Wrigley полностью приобрела Zeno и основала Wm. Компания Ригли-младший. Оттуда новый завод на 35-й улице и Эшленд-авеню, расположенный в быстро развивающемся Центральном производственном районе Чикаго, стал левой рукой Ригли, а небоскреб, построенный в 1920-х годах, стал его правой рукой. У компании Wrigley было множество других заводов по всему миру, но этот легендарный завод на С. Эшленд-авеню, 3535 оставался центром и сердцем предприятия на протяжении всего 20-го века.

«Мы производим почти десять миллиардов штук жевательной резинки в год, — сказал Ригли в 1921 году. — Мне сказали, что наши четыре завода ежедневно производят достаточно жевательной резинки, чтобы добраться от Нью-Йорка до Галвестона и почти перекинуть мост через Мексиканский залив». если бы палки лежали встык».

[Рабочие Wrigley, ранее Zeno, Gum Factory, около 1912 г.]

Правнук

Когда в 2005 г. окончательно закрыли завод на Ашленд-авеню, на этом закончилось более чем столетие производства жевательной резинки Wrigley в черте города Чикаго. . Решение двигаться дальше было принято правнуком Уильяма Ригли, также сбивающим с толку именем Уильяма Ригли-младшего (первый Уильям-младший породил Филиппа, который породил другого Уильяма, который породил еще одного Уильяма-младшего).

«Хотя лично для меня это трудное решение, — объявил нынешний мистер Ригли, — мы бы не сделали этот выбор, если бы не считали, что это изменение абсолютно необходимо для долгосрочной жизнеспособности нашей компании. ”

Пустовавшая почти десятилетие, фабрика в Эшленде начала снос в 2014 году. процесс сноса в 2016 году]

Как гласит старый лозунг Wrigley: «Вкус сохраняется». И хотя можно возразить, что «промышленность этого не делает», компания Wrigley не покинула Чикаго, как это сделали многие другие. Его новая официальная корпоративная штаб-квартира расположена на Гусином острове, известном как Глобальный инновационный центр. Компания, которая теперь является дочерней компанией Mars Inc., также по-прежнему владеет зданием Wrigley Building в центре города и несколькими другими объектами. По состоянию на 2012 год в городе работает около 1000 человек.

«Вот вам и история», — сказал Уильям Ригли в 1922. «В этой игре нет правил, кроме как использовать здравый смысл, который у вас есть, крепко думать, действовать быстро и помнить, что другой человек имеет такое же право на жизнь, как и вы».

Когда его спросили, каково его самое большое достижение или наследие, Уильям указал не на какие-то фабрики, небоскребы или особняки, а на своего сына Филиппа.

«Любой человек с деньгами может построить дом», — сказал он. Остальное подразумевалось с улыбкой.

[Вверху и внизу: обертки жевательной резинки Wrigley Spearmint и Wrigley Juicy Fruit 1920-х годов из нашей музейной коллекции. Эти обертки также использовались как купоны для United Profit Sharing Corporation]

:

Энциклопедия тыла , под редакцией Джеймса Саймента

«Филип К. Ригли» – SABR.org

«Формула успеха Уильяма Ригли-младшего», автор С.Дж. Дункан-Кларк, Illustrated World , Vol. 37 марта 1922 г.

«Чудесная история Ригли» Мерла Кроуэлла, American Magazine , Vol. 89, 1920

Чикаго и его ресурсы 20 лет спустя (1871-1891) , Ройял Л. Ла Туш, Джон Генри Поттер0002 «Я выполнял много ремонтных работ на фабрике жевательной резинки Wrigley в Ашленде в качестве профсоюзного художника по национальному декору из Окдрука, штат Иллинойс, и то, что осталось со мной во время моего пребывания там, это то, как Wrigley поддерживал в порядке старое здание. Они всегда чистили и красили везде свежий слой краски; Компания всегда следила за этой чистотой и внешним видом зданий на Ашленд-авеню. я помню, как наносил слой краски даже на самые отдаленные и неиспользуемые части фабрики.