Чуфут кале википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Одно из самых крупных пещерных поселений — Чуфут-Кале — находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V–VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь — это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало — иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале — один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ… Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный, и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

Кале | это… Что такое Чуфут-Кале?

Чуфут-Кале на карте Крыма

Чуфут-Кале на карте Бахчисарайского района

Чуфу́т-Кале́ (укр. Чуфут-Кале, крымскотат. Çufut Qale, Чуфут Къале) — средневековый город-крепость в Крыму (Украина), расположен на территории Бахчисарайского района в 2,5 км к востоку от Бахчисарая.

Содержание

  • 1 Варианты названий
  • 2 История
  • 3 Археология
  • 4 Фотогалерея
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Варианты названий

  • Чуфут-Кале: название переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость» (çufut — еврей, qale — крепость)[1], это же название используется в советской научной литературе[2], а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи[3][4],включая основоположника деиудаизации караимизма С.  М. Шапшала[5];
  • Джуфт-Кале (в переводе с тюркского «двойная (парная) крепость», джуфт — пара, къале — крепость) — употребляется «крымскокараимскими» лидерами постсоветской эпохи[6]
  • Кырк-Ер, Кырк-Ор, Гевхер-Кермен, Чифут-Калеси[7], — крымскотатарские названия во времена Крымского ханства;
  • Калэ (караимск. крымский диалект: קלעה къале — крепость)[4], Кале (караимск. тракайский диалект: kala — крепость, укрепление, кирпичная стена)[8];
  • Села Юхудим (ивр. סלע יהודים‎ — «скала иудеев» (в караимском произношении)) употреблялось в караимской литературе до второй половины XIX века[9][10][11];
  • Села ха-Караим (ивр. סלע הקראים‎ — «скала караимов») употреблялось караимами со второй половины XIX века[12];

Религия караимов, населявших город в последний период его существования, рассматривалась крымскими татарами как форма иудаизма.

История

Чуфут Кале. Вид на караимские кенасы XVI—XVIII вв.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.

В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства. [13][14].

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. В крепости остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков [15]. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком)[14]. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.

После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

Археология

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.

В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).

Фотогалерея


Ссылки

  • Джуфт-Кале (Чуфут-Кале) на сайте крымских караимов
  • История и описание Чуфут-Кале на Qrim.ru
  • A. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев. «Чуфут-Кале — иудейская крепость»

Примечания

  1. Крымскотатарско-русско-украинский словарь / Сост. С. М. Усеинов. — Симферополь: Тезис, 2008. — ISBN 978-966-470-005-1
  2. Чуфут Кале // Большая советская энциклопедия
  3. Память о Чуфут-Кале / С. Бейм. — О.: [б.и.], 1862. — 82с., с.431-444
  4. 1 2 Фиркович М. Я. Старинный караимский городок Калэ, называемый ныне «Чуфут-Калэ». — Вильна, 1907
  5. Шапшал С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. — СПб., 1895.
  6. «Родовым гнездом крымских караимов является крепость Кырк Йер, или Джуфт Кале, близ Бахчисарая (Крым). Когда крепость стала мала для населения, к ней были пристроены дополнительные оборонительные стены, при этом огороженная территория оказалась разделена внутренней стеной на две части. Поэтому крепость называется Джуфт-Кале (в переводе с тюркского — „Двойная крепость“). В последующем в литературе стали встречаться искаженные неправильные (но более легкие для произношения) названия: „Чуфт Кале“ и „Чуфут Кале“.» // Крымские караимы (составитель — профессор биохимии К.  А. Ефетов)
  7. « В западном конце Багчасарайской долины, в получасе от города, находится местечко с 120 дорогами, с замком на высоком утесе. Теперь его называют просто Калэ (крепость) или Чифут-Калеси (Еврейская крепость), так как оно заселено только евреями караимской секты.» // КРЫМСКОЕ ХАНСТВО Иоганн Тунманн, 1784
  8. Караимско-русско-польский словарь / Н. А. Баскаков, А. Зайончковский, С. Ш. Шапшал, 1974, C. 683 (Географические названия)
  9. «Маджалисский документ«А. Фиркович ,перевод с оригинала(«נוסח הרשימה הנמצאת במנג’יליס / על ידי כמורה»ר … אברהם פירקוויץ בשנת התר»א »)
  10. «О происхождении и истории караимов Крыма» С. Бейм 1862 г. Крым. Чуфут-Кале. Бахчисарай
  11. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907 ст. Чуфут Кале
  12. Памятная доска в кенассе в Чуфут-кале в честь её посещения царём Александром III в 1886 году
  13. Меметов А. О так называемых «тюркских народах» Крыма. // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.
  14. 1 2 Татьяна Щеголева. Караимы Крыма: история и современное состояние общины. Журнал «Евреи Евразии» № 1 (8) Январь — Март 2005
  15. Гурджи и ашкенази, или крымчаки в городе Чуфут-Кале/ М. Кизилов // Крымчаки, 2009. т.№ 4.-С.12-15.

Координаты: 44°44′27.7″ с. ш. 33°55′28.08″ в. д. / 44.741028° с. ш. 33.924467° в. д. (G) (O)44.741028, 33.924467

Мангуп — английская Википедия

Мангуп (русский: Мангуп, украинский: Мангуп, крымскотатарский: Мангуп), также известный как Мангуп Кале ( кале означает «крепость» на турецком языке) — историческая крепость в Крыму, расположенная на плато примерно в 13 км восточнее Севастополя (древний Херсонес).

Содержание

  • Имена
  • История
  • См. также
  • Ссылки
  • Внешние ссылки

Имена

Он был известен как Dory (грек: Δόρυ), позже Doros (Δόρος), Doras (Δόρας) и, наконец, Theodoro (θεοΔωρώ) ByZantines, 7 9003 (θεοΔωρώ). [3] до присвоения кипчакского имени Мангуп . Надпись XIV века, найденная в городе, называет его «Богоохраняемой крепостью Феодоро» и его жителей Феодоритами. [4]

Имя Феодоро сохранилось до наших дней в названии села Ай-Тодор (Святой Феодор), лежащего недалеко к югу от Манкупа. [5]

В генуэзских документах город назывался Тедоро, Тодоро, Теодори, Теодори, Тодори, Тедори, Тодори. Эти названия произошли от греческих названий местности. [6]

Сильвио Джузеппе Меркати считал, что форма множественного числа имени города (Феодори, Теодори, Тодори, Тедори, Тодори) возникла потому, что город был посвящен двум святым, Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Но Александр Васильев (историк) сомневался в этой версии, так как не было никаких доказательств того, что эти два святых считались защитниками города. [6]

История

Согласно византийскому историку VI века Прокопию Кесарийскому, регион Дори или Дорос был заселен теми остготами, которые отказались последовать за Теодорихом Великим во время его вторжения в Италию в 490-х гг. начало крымских готов и их родине, Готии. [2] Археологические раскопки показали создание христианских базилик, укреплений и пещерных поселений (наряду с Мангупом, Эски Кермен и др.) в VI в. [2] К концу 7-го или началу 8-го века в регионе была основана новая епархия, Митрополия Дорос. [2] Крымская Готия была завоевана хазарами в начале 8 века, а позже в 8 веке была центром неудачного готского восстания против Хазарии под предводительством епископа Иоанна Готского.

В результате хазарского завоевания имя Дори/Дорос исчезло после IX века и было заменено на Мангуп, впервые засвидетельствовано ок. 960 г., хотя раннесредневековое название, возможно, сохранилось в искаженном виде в названии княжества Феодоро, существовавшего в этом районе в позднем средневековье. [2] В середине 10 века крымские готы были вассалами хазар, [2] до того, как попали под влияние конкурирующих держав: Киевской Руси и кипчакского племенного союза. Город сильно пострадал от землетрясения в XI веке, но сумел сохранить автономию во время монгольского завоевания Крыма, но был вынужден платить дань Великому хану.

Прибл. 1223 г., города Готии, возможно, были данниками Трапезундской империи, г. [2] г., а в конце 13 — начале 14 вв. Мангуп стал центром княжества Феодоро, правящая элита которого сохраняла византийские традиции и использование греческого языка. [2] Правящая династия, происходящая из района Трапезунда, называлась Габрас (по-гречески) или Чоура (по-турецки). В конце 14 века одна ветвь династии эмигрировала в Москву, где основала Симонов монастырь. Ховрины, как их стали называть, были потомственными казначеями Московии. В 16 веке они сменили название на Головин.

Между 1395 и 1404 годами Феодоро находился под контролем Тимура, но его принцу Алексиосу удалось восстановить свою независимость после смерти Тимура, и его преемники сохраняли ее до османского завоевания в 1475 году, [2] , что положило конец последний остаток Римской империи после 2228 лет существования цивилизации. В 1475 году Стефан III Молдавский отправил своего зятя Александра Габраса на Мангуп с целью заменить местного правителя из семьи Габрасов, который был родным братом Александра и вассалом османов. В мае того же года османский полководец Гедик Ахмет-паша захватил Каффу и в конце года, после пяти месяцев осады Мангупа, город пал под штурмом. В то время как большая часть остальной части Крыма оставалась частью Крымского ханства, ныне османского вассала, бывшие земли Феодоро и южный Крым находились под непосредственным управлением Великой Порты.

После падения Константинополя в 1453 году многие грекоязычные караимы решили переселиться на Мангуп и Чуфут-Кале, так как в этих местах была знакома христианская греческая культура. [7]

Турецкий историк Дженнеби упоминает, что в 1475 году, после взятия Каффы, Гедик Ахмет-паша решил овладеть крепостью Манкуп. Греки обосновались в нем и защищали его, но турки захватили крепость. [3] Осада Мангупа длилась полгода, турки применяли пушки. [8]

Неумолимый упадок города продолжался. В 1774 году крепость была оставлена ​​турецким гарнизоном. Последние жители, небольшая община караимов, покинули это место в 1790-х годах.

В 1901 году в городе была обнаружена греческая надпись. Надпись показывает, что в 1503 году, почти через тридцать лет после турецкого завоевания, жители Манкупа еще говорили по-гречески и заботились о восстановлении стен своего города. Из надписи историки узнали, что население Манкупа находилось под властью турецкого наместника. [3]

В 1913 году в базилике была найдена греческая надпись, в которой упоминается император Юстиниан. Надпись доказывает, что при Юстиниане город уже был достаточно важным, чтобы его считал император. [3] В том же году была обнаружена еще одна греческая надпись, призывающая к благословению Иисуса Христа на строителей стены. [3]

Византийские бронзовые гири, раскопанные на Мангупе, свидетельствуют о следовании жителями имперской системы взвешивания. 9 Это место находится на Крымском полуострове, который на международном уровне признан частью Украины, но с 2014 года находится под российской оккупацией. По административно-территориальному устройству Украины на полуострове расположены украинские части (Автономная Республика Крым и город с особым статусом Севастополь). По политическому устройству России на полуострове расположены субъекты Российской Федерации (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).
9 a b c d e f g ч и Прицак, Омельян (1991). «Дори». В Каждан, Александр (ред.). Оксфордский византийский словарь 9 Душенко А. Византийские гири, раскопанные на Мангупе

Внешние ссылки

  • История Мангуп Кале
  • История и памятники Мангупа
  • Археологический проект на юго-западе Крыма
  • Участок Мангуп-Кале
  • Краткая история княжества Феодоро (Мангуп)ENG

Чуфут-Кале. Назад во времени — TravelFeed

Последняя неделя 2-го сезона на @photogames — это когда фотозвезды, ведущие этот сезон, играют друг против друга. А первая игра под названием PAST заставила меня поковыряться в своем архиве.

Моя машина времени достала меня десять лет назад в 2008. Я все еще жил в Украине, стране, в которой я родился, но больше там не живу, в Крыму, который был еще украинским ( это была часть Украины до присоединения к России в 2014 году ). Я только что женился на своей жене, и у нас еще не было детей. Совершенно другая ПРОШЛАЯ жизнь, если вы спросите меня.


Нажмите на картинку для увеличения


Дорога на Чуфут-Кале

Когда мы жили в Украине, мы каждый год ходили в походы в крымские горы. В том году мы приехали на два дня раньше нашей группы и провели их, изучая Бахчисарай и окрестности. Чуфут-Кале — одно из самых известных мест вокруг и во всем Крыму. Он находится в 3 км от Бахчисарая, и мы туда просто гуляли.

Едва выйдя на урочище Мариам-Дере, мы обнаружили высеченный в скале Бахчисарайский пещерный монастырь. Основан около VIII века [1] .

Bakhchisaray Cave Monastery

Monastery is carved out of a cliff

Bas-reliefs

Bell tower and view to a valley

Это долина, которая нам нужна, чтобы идти в Чуфут-Кале. Виды здесь красивые.

Мариам-Дере

Весна


Пошли дальше вниз по тракту. Это довольно старая дорога. Я думаю, что он такой же старый, как Чуфут-Кале. Ходить можно, но сейчас я смотрю на это со своим опытом путешествий с детьми и пытаюсь представить нас здесь с коляской. Это будет нелегкий поход.

Старая дорога

Наконец мы увидели первые признаки Чуфут-Кале.

Здания Кенассы и стены Чуфут-Кале


Чуфут-Кале

Мы поднялись и оказались возле Южных ака Потайных ворот, которые сейчас являются главным входом в Чуфут-Кале.

Южные ворота


Немного истории

Одни исследователи склонны считать, что город возник здесь в V-VI вв., другие — в X-XI вв. Первые упоминания в письменных источниках относятся к XIII веку. А в самом конце того же века на Крым напала татарская орда. Татары захватили город, известный тогда как Кырк-Ор, и разместили там свой гарнизон.

В XV веке Кырк-Ор был столицей первого крымского хана Хаджи-Гирея.

После разгрома Золотой Орды в XV веке Кырк-Ор утратил свое значение и в основном использовался как тюрьма для аристократов. Здесь жили только караимы из-за ограничений на пребывание в других городах Крымского ханства. В XVII веке Кырк-Ор получил название Чуфут-Кале (еврейская крепость).

В XVII веке Крым вошел в состав Российской империи, караимам разрешили жить в любой части Крыма, и к XIX веку город опустел. Теперь он разрушен. [2] , [3]


Прямо у Южных ворот находятся пещеры древнего христианского монастыря.

Пещерный монастырь

Внутри пещер

. Больший был построен в XIV веке, а меньший в XVI веке [3] .

Kenassa buildings

Caves and kenassa buildings

Entrance to kenassa

Near kenassa

Then we headed to the Mausoleum of Dzhanike- Ханым. Он был построен в 1437 году в память о дочери золотоордынского хана Тохтамыша. [4]

Дорога к мавзолею Джанике-Ханым

Мавзолей Джанике-Ханым и Средние ворота

Вид с северной стороны плато за мавзолеем захватывает дух. Это вдохновило известного польского поэта Адама Мицкевича на написание стихотворения «Перевал через бездну в Чуфут-Кале» (Droga nad przepaścią w Czufut-Kale) [5] :

Молись! Молиться! Отпустите уздечку. Не смотри вниз!
Только у скромного коня есть мудрость.
Он знает, где самые черные бездны, ищет
И куда путь в безопасности ведет нас вниз.

Молись и взирай на вершину горы!
Глубина внизу безгранична, куда ни глянь;
Не протягивай руку, проходя мимо, из страха
Дополнительный вес может свалить тебя вниз.

И контролируй свободный полет своих мыслей, пока едешь;
Пусть все развевающиеся паруса Фэнси будут свернуты
Здесь, где Смерть наблюдает за расколотым миром.

Вдохновляющий вид

В этой части Чуфут-Кале много пещер. Одни исследователи склонны считать их обитаемыми, другие считают, что это были в основном подсобные помещения.

Вход в подсобные помещения

Некоторые интерьеры весьма симпатичны. Я мог бы там жить. В списке для панорамного вида.

Мы представили свою пещерную жизнь и пошли к древнейшему строению Чуфут-Кале. Средние ворота (Ортха Капу) построены в V в. 9 г.0037 [2] . Они являются частью крепостной стены между новым и старым городом.

Дорога к средним воротам

Средние ворота

Средние Гейтс и Стражные Улицы. Это был Чуфут-Кале в свои лучшие дни.

Главная улица

Центральная улица у дома Фирковича

Одно из сохранившихся зданий в Чуфут-Кале — дом Авраама Фирковича (XVII век). Он был известным караимским писателем и археологом, собирателем древних рукописей [6] . Он многое сделал, чтобы сохранить Чуфут-Кале для истории.

Дом Фирковича

Вид на Мариам-Дере возле дома Фирковича

Вид на дом Фирковича, каким его видят цветы


Заключение

Мы провели в Чуфут-Кале несколько часов. Поскольку я никогда раньше не был в пещерных городах или даже домах, это был захватывающий опыт. И я рад, что у меня есть фотографии. Я думаю, что одна из причин, по которой я увлекаюсь фотографией, — моя память о золотых рыбках. Мой архив похож на мой собственный внешний HDD. И я очень люблю Google и Amazon «Помни этот день» именно по этой причине.

Кстати, в те дни ни у меня, ни у жены не было встроенной камеры в телефоны, и я целиком занял нашу единственную камеру. Итак, ей нужно было рисовать и раскрашивать все, что она хотела увековечить в печатном виде.