Босфор и дарданеллы история: Черноморские проливы: как Россия пыталась ими завладеть

Черноморские проливы: как Россия пыталась ими завладеть

  • <a href=http://www.bbc.co.uk/russian/topics/blog_krechetnikov><b>Артем Кречетников</b></a>
  • Би-би-си, Москва

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Конвенция Монтрё восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы

Кризис в отношениях между Россией и Турцией заставляет вспомнить долгую и драматичную историю черноморских проливов. Ныне этот вопрос достаточно надежно урегулирован конвенцией Монтрё, а в XIX веке был едва ли не главным во всей мировой политике.

Причина очевидна: Россия стремилась получить свободный доступ в Средиземное море, с античных времен являвшееся эпицентром цивилизации. В эпоху Великих географических открытий выросло значение океанских путей и атлантических портов, но контроль над бассейном Средиземного моря по сей день дает в геополитическом плане многое.

Другим ключевым игрокам, естественно, хотелось видеть российский флот по ту сторону проливов.

Получив по условиям Утрехтского мира 1714 года Гибралтар, Британия 200 лет старательно выстраивала военную инфраструктуру в средиземноморском бассейне. Затем ее сменили США, на постоянной основе содержащие там 6-й флот.

Россия, пытаясь добиться своего силой, воевала с Турцией 12 раз, в общей сложности, 241 год. А решила, в конце концов, полюбовным соглашением. И эта схема действует, несмотря на конфликт между Москвой и Анкарой.

Щит на вратах Цареграда

На берегах Босфора состоялось первое знакомство остального мира с предками современных россиян. В 866 (по другим данным, 860) году военачальник Рюрика Аскольд, самовольно покинувший своего господина, воспользовавшись войной Византии с арабами, ударил по Константинополю с тыла.

Ни о каких проливах он, разумеется, не думал, а стремился пограбить, в чем и преуспел.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

В 907 году Вещий Олег предпринял новый поход на Византию.

В соответствии с прозвищем, он мыслил шире, и хотел, в первую очередь, обеспечить беспрепятственный сбыт зерна, воска, кож и других товаров, которые собирал в виде дани с покоренного населения. Заключенное спустя четыре года соглашение, считающееся первым международным договором Русского государства, предусматривало большие привилегии для киевских купцов.

Знаменитый щит, прибитый Олегом к городским воротам византийской столицы, вопреки распространенному мнению, являлся не вызовом, а символом дружбы.

Князья Игорь и Святослав и торговали, и воевали с византийцами.
Владимир Святой взял курс на прочный альянс и крестил Русь по греческому обряду.

По мнению некоторых историков, это было фундаментальной ошибкой. Византия, во времена Владимира единственная сверхдержава тогдашнего мира, вскоре ослабела и обнищала. Ее упадок автоматически снизил роль Киева, на Руси появились новые центры силы.

«Азовское сидение»

Московское царство первое время боролось не с Турцией, а с Крымским ханством, и задачу ставило сугубо оборонительную: защититься от набегов и работорговли.

Первое прямое столкновение с Оттоманской Портой, а заодно выход россиян к теплому морю случились в 1637 году, когда донские казаки без санкции Москвы захватили и пять лет удерживали крепость Азов в устье Дона.
Царь Михаил Федорович, посоветовавшись с Земским Собором, принял непопулярное, но, вероятно, правильное при тогдашнем соотношении сил решение: не связываться, и Азов туркам вернуть.

В 1676 году князь Григорий Ромодановский впервые разбил турок под Чигирином, положив конец попыткам Стамбула установить контроль над Украиной. Эта выдающаяся победа мало известна в российской истории — возможно, потому, что вскоре ее начали писать Петр I и его сторонники, а Ромодановский был близок к царевне Софье.

Вынужденная пауза

Петр, большую часть жизни отвоевывавший у шведов Балтику, сначала шел по стопам предшественников и двигался на юг.

В 1695-1696 годах он предпринял два азовских похода и ценой больших потерь взял крепость, устроив в Москве парад на манер римских триумфаторов.

Правда, немедленно выяснилось, что построенный в Воронеже флот не мог пройти в Черное море через Керченский пролив, насквозь простреливавшийся мощной артиллерией турецкой крепости, о чем Петр, вероятно, просто вовремя не подумал.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Петр I недооценивал мощь турецкой армии, когда предпринял Прутский поход

В 1712 году, находясь в эйфории от Полтавской победы, недооценив турецкую армию и понадеявшись на фантастические обещания поддержки со стороны румын, болгар и сербов, он предпринял
Прутский поход в Молдавию, где избежал плена только благодаря взятке, переданной ловким дипломатом Петром Шафировым великому визирю.

Боевые корабли на Черном море пришлось уничтожить, крепости Азов и Таганрог срыть.

То был последний случай, когда русские потерпели поражение от турок, но в южной политике на полвека наступила вынужденная пауза.

«Южный прожект»

Екатерина мечтала упразднить ослабевшую Османскую империю и восстановить древнюю Византию, для престола которой предназначала своего второго внука, нареченного распространенным среди базилевсов именем Константин.

«Прожект» осуществился наполовину: Россия отвоевала Северное Причерноморье и Крым.

Эскадра Алексея Орлова, в 1770 году разгромившая турецкий флот при Чесме, пришла в Средиземное море из Балтики.

Корабли Федора Ушакова, в 1797-1799 годах действовавшие против французов на Ионических островах, проследовали через проливы: Петербург и Стамбул заключили союз против республиканской Франции. «Григорий Александрович [Потемкин] перевернется в гробу!» — сказал Ушаков, получив депешу из столицы.

Табачок врозь

Вдохновленный этим успехом, Павел I попытался закрепиться в Средиземном море, приняв сан великого магистра Мальтийского ордена. То, что орден католический, его не смутило. Рыцари, изгнанные с острова французами, рады были прислониться к кому угодно.

Когда спустя два года адмирал Нельсон выбил французов с Мальты, Павел потребовал ее себе, но Лондон проигнорировал не подкрепленные реальной силой притязания.

Наполеон в Тильзите и Эрфурте предлагал Александру I за невмешательство в европейские дела большую часть Турции, Персию и половину Индии, но Константинополь с проливами оставлял за собой, чтобы не допускать русских к Лазурному берегу, Италии и Египту.

Броски на юг

В XIX столетии Турция превратилась в «больного человека Европы». По мнению исследователей, разделу «османского наследства» помешала одна причина: каждая из великих держав надеялась получить все.

В 1821 году Александр I отказался поддержать антитурецкое восстание греков, заявив: «Бунтовщики, подданные одного монарха, не должны находить покровительства у другого». В 1833 году Николай I по просьбе султана направил экспедиционный корпус для борьбы с поднявшим сепаратистский мятеж египетским пашой. Но в целом своих планов в отношении Турции и, особенно, проливов Россия не скрывала. «Крест над святой Софией» сделался национальной идеей, объединявшей славянофилов и западников, ретроградов и либералов.

«Турция должна прекратить существование; Россия имеет право занять Константинополь», — чеканил писатель Иван Аксаков.

Геополитик Ростислав Фадеев называл русского царя «единственным законным наследником Константина Великого».

Поэт и камергер Федор Тютчев взывал: «Уж не пора ль, перекрестясь, ударить в колокол в Царьграде?».

Начальник генштаба Николай Обручев представил доклад о слабости российского флота, и тут же заявил, что к Константинополю надо плыть «хоть на ладьях».

Однако Петербургу пришлось столкнуться не только и не столько с Турцией, сколько со всей Европой, не желавшей допускать столь радикального изменения мирового баланса.

В январе 1853 года Николай I тайно предложил британскому кабинету разделить Турцию, как его бабушка разделила с Австрией и Пруссией Польшу, и обиделся, что здравая и взаимовыгодная, по его мнению, инициатива не встретила поддержки.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Крымская война закончилась для России падением Севастополя

Через пять месяцев царь, воспользовавшись конфликтом между православными и католиками в Иерусалиме и Вифлееме, вошедшем в историю дипломатии как «спор из-за ключей», начал боевые действия против Турции, поначалу ознаменовавшиеся морской победой под Синопом (то было последнее в истории сражение парусных флотов).

Из всех европейских держав более или менее благожелательно отнеслась к его действиям только Пруссия. Британия и Франция объявили России войну, Австрия придерживалась недружественного «вооруженного нейтралитета».

Крымская война закончилась для России падением Севастополя и временной потерей права держать военный флот на Черном море.

Российскую делегацию на мирных переговорах в Париже возглавлял Алексей Орлов, младший брат генерала Михайлы Орлова, в 1814 году принимавшего капитуляцию французской столицы.

«Надеюсь, вы на нас не в обиде?» — не без ехидства спросил посол Британии лорд Рэдклиф после подписания документа.

«Чего там, мы снова друзья!» — ответствовал похожий на медведя Орлов, и так сдавил англичанина в объятиях, что у того затрещали кости.

После поражения Франции в войне с Пруссией в 1871 году канцлер Горчаков добился денонсации Парижского договора. Новая война с Турцией началась через шесть лет.

Тогда Россия приблизилась к заветной цели на расстояние протянутой руки. От ставки «белого генерала» Михаила Скобелева в Сан-Стефано до Константинополя и Босфора оставалось меньше 15 километров, но Британия ввела в Мраморное море свои броненосцы.

Художник-баталист Василий Верещагин кричал Скобелеву: «Оборвите телеграфные проволоки, я их сам порву, немыслимо заключать мир иначе, как в Константинополе!».

Игра продолжается

В 1908 году из-за проливов разразился «боснийский кризис». Министры иностранных дел России и Австро-Венгрии Извольский и Эренталь заключили тайное соглашение: Петербург закрывает глаза на аннексию австрийцами Боснии и Герцеговины, на которые претендовала союзная России Сербия, а Вена надавит на Турцию, чтобы русский флот получил возможность проходить через Босфор и Дарданеллы.

После аннексии Россия заявила официальный протест. Австрия в ответ не смолчала: в чем дело, мы, кажется, договаривались?

Во время полузабытой Балканской войны 1912 года болгарские офицеры рассматривали Стамбул в свои бинокли. Петербург заставил отвести войска: воздвигнуть крест над Святой Софией, когда придет время, должна великая Россия, а не какая-то Болгария!

Болгары обиделись, и в Первую мировую войну, словно в насмешку над теорией панславизма, вступили на стороне Германии.

Август 14-го застал в Средиземном море германские крейсера «Гебен» и «Бреслау». Столкновение с многократно превосходящим британским флотом грозило им неминуемым уничтожением.

Когда командующий адмирал Сушон решил прорываться в порты дружественной Турции, офицеры эскадры составили завещания.

Широко известная, хотя не подтвержденная версия гласит, что морской министр Уинстон Черчилль якобы приказал адмиралу Милну упустить немецкие крейсера, дабы те своим присутствием укрепили оборону проливов, помешали России быстро захватить их и, достигнув своей главной цели, заключить сепаратный мир с Германией.

Конвенция Монтрё

Лозаннский мирный договор с Турцией, подписанный 24 июля 1923 года, предусматривал свободный проход через проливы военных судов всех стран в мирное, а также в военное время в случае нейтралитета Турции; при участии Турции в войне, предусматривался свободный проход через проливы военных судов нейтральных стран.

СССР не ратифицировал договор, заявив, что он подрывает его безопасность. Позиция Москвы заключалась в том, что ей должен быть обеспечен свободный доступ в Средиземное море, а Черное должно быть внутренним озером прибрежных государств.

На конференции о режиме черноморских проливов 22 июня — 21 июля 1936 года в Монтрё (Швейцария) был выработан компромиссный вариант, действующий поныне.

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Режим прохода боевых кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы при условии предварительного уведомления властей Турции (разрешения, однако, не требуется) могут проводить их в мирное время без всяких ограничений.

Суммарный тоннаж военных кораблей остальных государств в Чёрном море не должен превышать 30 тысяч тонн, и пребывание там каждого корабля не должно длиться дольше 21 суток.

Закрыть проливы Турция вправе только в случае собственного участия в войне, или явной и несомненной военной угрозы.

Конвенция также восстановила полный суверенитет Турции над зоной проливов и ликвидировала созданную в Лозанне международную контрольную комиссию.

По стопам царей

Практически сразу выяснилось, что Сталина эти условия не устраивают.

В речи на сессии Верховного Совета 31 августа 1939 года Вячеслав Молотов сообщил, что Москва предлагала Анкаре соглашение о военно-морской базе в Дарданеллах, но получила отказ. «Не пожалеет ли об этом Турция — гадать не будем», — заявил он.

Во время
визита в Берлин в ноябре 1940 года Молотов настойчиво ставил данный вопрос перед Гитлером и Риббентропом.

25 ноября 1940 года Сталин сказал главе Коминтерна Георгию Димитрову: «Мы турок выгоним в Азию. Какая это Турция? Там два миллиона грузин, полтора миллиона армян, один миллион курдов. Турок только 6–7 миллионов».

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

На Потсдамской конференции Сталин выразил желание получить турецкие провинции Карс и Лазистан

По данным российского историка Александра Горянина, в конце войны Сталин планировал вторгнуться в Турцию с Кавказа и из Болгарии, но карты спутало присоединение Анкары к антигитлеровской коалиции в феврале 1945 года.

На
Потсдамской конференции Сталин выразил желание получить военно-морскую базу в Дарданеллах и восточные турецкие провинции Карс и Лазистан. Партнеры ответили, что Турция на стороне Гитлера не воевала, и наказывать ее не за что.

Как писал в воспоминаниях Черчилль, на следующий день, на приеме, устроенном британской делегацией, Сталин подошел к нему со стаканом коньяка, чокнулся и доверительным тоном спросил: «Так как насчет базы в Дедеагаче?».

От территориальных претензий к Турции СССР отказался только после смерти Сталина, причем, как следовало из официального заявления, предъявлял их, оказывается, не Кремль, а «правительства Армении и Грузии».

Создание НАТО в 1949 году изначально мотивировалось именно необходимостью защиты Турции.

По воде и посуху

После Второй мировой войны у Москвы впервые в истории появился шанс достичь Средиземноморья посуху, оставив проливы в тылу.

В 1958-1961 годах во Влерском заливе в Албании действовала советская военно-морская база, которую пришлось закрыть из-за испортившихся отношений с режимом Энвера Ходжи.

Обсуждалось и создание базы в Югославии, причем более мощной. Именно этой теме был посвящен визит в СФРЮ маршала Георгия Жукова в октябре 1957 года (последний перед снятием с поста министра обороны).

В порт Задар Жуков приплыл на крейсере «Куйбышев» в сопровождении двух эсминцев. Идею подал секретарь ЦК КПСС Фрол Козлов. «Надо не самолетом полететь, а с намеком прибыть: мол, товарищ Тито, куда бы нам причалить?» — заявил он на заседании президиума ЦК.

В 1967-1992 годах в Средиземном море на основании конвенции Монтрё постоянно присутствовала 5-я эскадра Черноморского флота, о которой был снят пафосный кинофильм «Нейтральные воды».

Советская пропаганда, с одной стороны, преподносила это как проявление растущей глобальной мощи СССР, с другой стороны, сетовала, что у американского 6-го флота есть базы в Неаполе, Пирее и Картахене, а нашим морякам приходится как-то обходиться.

С 1 июня 2013 года Россия официально возобновила постоянное военно-морское присутствие в Средиземном море.

С 1971 года существует
база в сирийском Тартусе, более 20 лет находившаяся на консервации. Правда, до полноценной базы по своим возможностям она не дотягивает и справедливо именуется в документах «пунктом материально-технического обеспечения кораблей».

Аналитики считают конвенцию Монтрё одним из самых эффективных международно-правовых документов, длительное время и в разных условиях обеспечивающим взаимную сдержанность.

Турция не закрывает проливы, Россия не прибегает к прямым угрозам силой, чтобы не дать для этого повода, ограничившись
демонстрацией ПЗРК «Игла» с борта десантного корабля «Цезарь Куников» во время прохождения через Босфор. Практического смысла мало, но, видимо, очень хотелось.

Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и невыученные уроки истории

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

https://ria.ru/20151127/1329796708.html

Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и невыученные уроки истории

Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и невыученные уроки истории — РИА Новости, 26.05.2021

Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и невыученные уроки истории

В ситуации резкого осложнения отношений России и Турции ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами. Текущую ситуацию и возможные варианты развития событий комментирует юрист Илья Ремесло.

2015-11-27T15:01

2015-11-27T15:01

2021-05-26T16:20

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1329796708. jpg?10362178641622035253

кипр

босфор

дарданеллы

весь мир

европа

турция

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2015

Илья Ремесло

https://cdnn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1801:0:5444:3643_100x100_80_0_0_09f6f824c18369d6b9f12ae158d2933f.jpg

Илья Ремесло

https://cdnn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1801:0:5444:3643_100x100_80_0_0_09f6f824c18369d6b9f12ae158d2933f.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Илья Ремесло

https://cdnn21.img.ria.ru/images/104956/09/1049560905_1801:0:5444:3643_100x100_80_0_0_09f6f824c18369d6b9f12ae158d2933f.jpg

авторы, кипр, босфор, дарданеллы, реакция на инцидент с российским су-24, россия

Авторы, Кипр, Босфор, Дарданеллы, Весь мир, Европа, Турция, Реакция на инцидент с российским Су-24, Россия

Илья Ремесло, юрист, для МИА «Россия сегодня»

После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, отношения между двумя странами резко накалились. В этой ситуации ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами (которые последовательно соединяют Черное море с Мраморным, а Мраморное – с Эгейским, обеспечивая выход в Средиземноморье).

27 ноября 2015, 13:16

Аналитик об инциденте с Су-24: Эрдоган совершил роковую ошибкуТурция решилась на агрессивные действия из страха окончательно потерять влияние в регионе, где ее и так окружают в основном противники, но явно не рассчитала последствия, отмечает Абдель Мотталеб эль-Хуссейни.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшей мировой военно-экономической артерией, они играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции ВКС России в Сирии.

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «правила морского судоходства через Черноморские проливы регулируются международным правом – конвенцией Монтре – и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через Черноморские проливы».

Выясним, каким образом Конвенция Монтре регулирует права России, Турции и других держав в отношении проливов. А для начала кратко расскажем о роли проливов в историческом контексте.

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе – во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения Конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

26 ноября 2015, 18:25

Юрист: у Турции нет права закрыть Босфор и ДарданеллыТурция может закрыть проход по заливам только для судов, идущих под флагами той страны, с которой Анкара официально находится в состоянии войны, прокомментировал ситуацию руководитель Центра морского права.

Что касается режима прохода военных кораблей, то он различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности», ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

27 ноября 2015, 10:11

Адмирал: Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для кораблей РФПо конвенции Монтре 1936 года, Турция имеет право закрывать проливы Босфор и Дарданеллы для прохода зарубежных военных кораблей только в случае объявленной войны.

Понятие «непосредственной военной опасности» Конвенцией не раскрывается и связано с конкретной ситуацией.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие – это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Как Турция «поправила» Конвенцию национальным законодательством

Однако следует также учитывать разницу между нормой и практикой ее применения турецкими властями. А в отношении Черноморских проливов она весьма неоднозначна.

В национальном праве самой Турции существует множество норм, осложняющих использование норм Конвенции. Например, в 1982 году Турция решила в одностороннем порядке распространить внутренний регламент порта Стамбул на проливы, что дало бы право закрывать их в мирное время. От этой идеи она была вынуждена отказаться только под прямым давлением СССР и других государств.

В 1994 году Турция ввела в действие Регламент судоходства в проливах – также в одностороннем порядке. Данный документ содержит множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство, обосновывая это проводимыми в проливах работами, полицейскими операциями и прочими сомнительными обстоятельствами. Неоднократно указывалось, что данные положения явно не соответствуют Конвенции Монтре, что было полностью проигнорировано турецкими властями.

Таким образом, строго юридически Турция не имеет право перекрыть России доступ в проливы, однако на практике вполне может создать множество проблем в реализации данного права.

Игнорируют нормы Конвенции и США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, 5 февраля 2014 года в связи с событиями в Крыму в Черное море вошел фрегат ВМС США «Тейлор», на 11 суток превысив допустимый срок нахождения в акватории.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море – учитывая враждебную позицию Турции, готовившей «удар в спину», пока СССР сражался с нацистской Германией.

На Потсдамской конференции, которая решала вопросы послевоенного мироустройства, Молотов заявил, что «СССР не может считать правильной Конвенцию, заключенную в Монтре», потребовав ее пересмотра и предоставления СССР военно-морской базы в проливах и возвращение Советскому Союзу территорий в Армении и Грузии. Как говорил тогда Сталин, Турция, поддерживаемая Англией, «держит за горло большое государство и не дает ему прохода».

28 сентября 2015, 16:06

Политолог: участие в кипрском урегулировании важно для РоссииРоссия выступает за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрского вопроса, заявили в МИД РФ. По мнению политолога Игоря Шатрова, именно Россия может сыграть решающую роль в урегулировании кипрского конфликта.

В протоколе Берлинской конференции трех союзных держав было сказано: «Конвенция о Проливах, заключенная в Монтре, должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени…данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждым из трех Правительств и Турецким Правительством».

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно «враждебные» действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей «жертвой давления») в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, «жертва» за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории – за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление «имперского» статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.

Дарданеллы | Все о Турции

  1. Главная
  2. Регионы
  3. Мармара
  4. Дарданеллы

Дарданеллы — это пролив длиной 61 км (28 миль) и шириной от 1,2 до 6,4 км (от 3/4 до 4 миль) между Европой и азиатской Турцией, известными соответственно как Фракия и Анатолия. Этот стратегически важный пролив – Дарданеллы. Он ведет из Эгейского моря в Мраморное море и далее через пролив Босфор в Черное море. Таким образом, Дарданеллы являются внешними воротами в большой плодородный район. Через него должны пройти корабли всего мира, чтобы добраться до зерновых портов Украины и нефтяных портов Румынии и Кавказского региона. Западная сторона пролива образована полуостровом Галлиполи. Основные порты на его берегах: Галлиполи, Эджеабат и Чанаккале; и многие известные замки, такие как Килитбахир, построенный в 1452 году османским султаном Мехметом II, стоят вдоль его берегов. Также в городе Гелиболу родился известный турецкий моряк и первый турецкий морской картограф Пири Рейс.

Пролив богат историей и легендами. В древности его называли Геллеспонт, что означает «море Хелле», в память о Хелле, мифической беетийской принцессе. Она утонула в его быстрых водах, упав со спины легендарного барана с золотым руном. Через Геллеспонт с восточной стороны Леандр каждую ночь переплывал, чтобы навестить Геру, жрицу Афродиты. В 480 г. до н.э. царь Персии Ксеркс отправил свою армию через пролив по лодочному мосту, чтобы вторгнуться в Грецию. В 334 г. до н.э. Александр Македонский аналогичным образом переправился из Греции, чтобы вторгнуться в Персию. Пролив получил свое название от старого города Дарданус.

Османы впервые ступили на Гелиболу в 1354 году во время правления Орхана Гази. Но как его центр и регион Чанаккале полностью перешел к туркам в 1362 году при правлении Мюрата I. В последующие годы турецкий контроль поддерживала британская дипломатия, которая стремилась отгородить Россию от Средиземноморья. Но в Первой мировой войне Турция была союзником Германии. Англичане, желая получить помощь России через Черное море, в 1915-16 пытались захватить полуостров Галлиполи. Они были отброшены турецкой армией под командованием Ататюрка, и Дарданеллы остались непокоренными.

После поражения Турции в 1917 году Дарданеллы стали частью нейтральной зоны проливов, находившейся под контролем Лиги Наций. В 1923 году по Лозаннскому договору регион был возвращен Турции. Сначала Турции было отказано в праве укреплять проливы, но в 1936 году другой договор восстановил это право, а также разрешил Турции закрывать проливы для воюющих кораблей в военное время.

Поскольку Турция до последних дней Второй мировой войны сохраняла нейтралитет, путь через Дарданеллы в Советский Союз был закрыт для Великобритании и США. Поскольку этот морской путь был перекрыт, союзники были вынуждены строить дороги через Иран, чтобы доставлять товары Советскому Союзу. Советский Союз был полон решимости получить частичный контроль над Дарданеллами после войны. Турция отказалась от формальных требований о доле контроля в 1946 и снова в 1947 году. Поскольку угроза советской агрессии возросла во время холодной войны, Соединенные Штаты и Великобритания призвали Турцию твердо сохранять единоличный контроль.

Сегодня Дарданеллы полны кораблекрушений Галлиполи Кампании, что вызывает особый интерес дайверов к этим водам. Есть также несколько туров, посещающих этот интересный район, особенно в близлежащую Трою.

Пролив Дарданеллы — история, расположение, карта

Поиск

Дарданеллы в Турции известны своими историческими событиями и большим стратегическим значением. Он разделяет северо-западную часть Малой Азии и полуостров Галлиполи, соединяя внутреннее море страны, Мраморное, с Эгейским морем, переходящим в Средиземное. Длина пролива 120 км, ширина от 1,2 до 27 км.

Природное несоответствие

Название История

Босфор и Дарданеллы

Дарданеллы и главные сражения

Дарданеллы сегодня

Естественное несоответствие

Дарданеллы являются одним из самых рискованных районов прохождения кораблей в мире Дарданеллы. Причина кроется в его узости и рельефности побережья. Русло реки, находившееся здесь в древности, было затоплено в результате тектонических процессов. Соленость Мраморного моря колеблется от 22,5 до 38 %, в Эгейском море показатели находятся в пределах от 37 до 40 %, соответственно плотность вод поверхности и слоя на глубине различна. В результате возникают течения разного направления, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданелл на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

Название История

Название История

что означает «море Геллы». Это имя основано на древнем мифе. Умер царь Фессалии Афамант, жена Нефелы. Вскоре король снова женился, и злая мачеха Ино захотела избавиться от близнецов Фрикса и Геллы. Нефела умоляла бога Гермеса помочь им. Брат и сестра попытались спастись, улетев на золоторунном баране — божественном даре. Но во время полета Гелла упала в море и утонула, и Фрикс мог только оплакивать ее. С тех пор пролив долгое время называли «морем Геллы».

Название, которое используется сейчас, пролив получил благодаря расположенному в непосредственной близости древнему городу Дардания. Однако его существование в древности также основано на мифах.

Босфор и Дарданеллы

Названия этих проливов всегда стоят в одном ряду. Босфор разделяет Европу и Малую Азию, тем самым соединяя Мраморное и Черное моря. Длина 30 км, ширина от 0,7 до 3,7 км. Вместе с Дарданеллами Босфор является одним из звеньев водного пути, соединяющего открытое Средиземное море с закрытым Черным морем.

Расстояние между проливами 190 км. Морское судно, следующее из Черного моря, сначала входит в Босфор, по обеим сторонам которого раскинулся Стамбул. Затем пересекает Мраморное море, и через Дарданеллы корабль входит в Эгейское море, которое, в свою очередь, является восточной составляющей Средиземного моря. И в древности, и в настоящее время эта территория имеет большое значение и не раз становилась поводом для широкомасштабных войн.

Дарданеллы и основные сражения

Первые военные действия за эту территорию относятся ко времени Троянской войны (предположительно 12 век до н.э.). Его причины до сих пор являются предметом споров среди историков, а руины легендарного города, расположенного у входа в Дарданеллы, привлекают множество туристов.

5 в. ДО Н.Э. характеризуется как период греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс I воспользовался узостью Дарданелл, чтобы построить своеобразные мосты из кораблей. Для перехода его войск в Грецию в двух местах пролива было выстроено в ряд 300 кораблей, по которым двинулись на сушу воины Ксеркса.

В 334 г. до н.э. Именно здесь Александр Македонский заложил основу своих знаменитых свершений в Азии, переплыв пролив на кораблях из Греции.

XV век ознаменовался падением великой Византийской империи. Начиная с 1453 года (взятие Константинополя — современного Стамбула) османы усилились и родилась новая империя. В 1462-1467 гг. На берегу Дарданелл строятся две крепости — Чименлик и Килитбахир — призванные отразить возможное нападение венецианцев.

В 1833 году Россия выступила на стороне Османской империи во время турецко-египетской войны. Результатом этой помощи стало заключение Ункарско-Искелесского соглашения, дающего России право беспрепятственно проходить через Босфор и Дарданеллы, а также блокировать проход кораблей других стран из Средиземного моря. В 1841 году в Лондоне была подписана конвенция, лишающая Россию этого права, проход через Дарданеллы разрешался только турецким кораблям. В ходе Первой Балканской войны османы неоднократно терпели поражение у проливов, но в дальнейшем они уже не теряли здесь своего преимущества.

Первая мировая война снова втянула Турцию в бои за Дарданеллы. В 1915 году операцию по захвату пролива планировал лично премьер-министр Великобритании Черчилль. Он был блестящим политиком и оратором, но талантом полководца не обладал. После поражения на море он решил высадить десант на полуострове Галлиполи. В результате затяжных боев страны-участницы операции (Турция, Англия, Австралия, Франция) потеряли свыше 300 тысяч человек. Османская армия одержала победу, и Черчилль был вынужден уйти в отставку.

Не последнюю роль Дарданеллы сыграли в трагическом участии России в Первой мировой войне. Россия мечтала вернуть утраченные позиции, но планировала переброску войск с других направлений не ранее 1917 года. Британские власти обещали в случае успеха операции отдать русским и проливы, и Стамбул, тем самым втянув их в кровопролитную войну.

Дарданеллы сегодня

Дарданеллы на карте Евразии выглядят крохотными, но значение их все равно очень велико. В период затишья между мировыми войнами турки инициировали совещание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи стал Монтрё (Швейцария). В результате в 1936 появилась одноименная конвенция, основные положения которой таковы:

  • Торговым судам всех государств разрешен проход как в мирное время, так и в условиях военного положения.
  • Страны Черноморского бассейна могут проходить на военных кораблях любого класса, остальные страны — только на малых надводных кораблях.
  • В случае вступления Турции в войну ей отдается приоритет принятия решения о проходе военных кораблей любой страны мира.
  • При начале боевых действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются в основном в торгово-экономических целях. Таким образом, Россия экспортирует нефтепродукты. Ежедневная пропускная способность проливов — более 130 судов, четверть из них — танкеры. Тем не менее военное значение проливов по-прежнему на первом месте. Страны-члены НАТО регулярно нарушают разрешенные сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломки кораблей.