Зиккурат ур: Зиккурат в Уре, Ирак — подробная информация с фото

Зиккурат в Уре, Ирак — подробная информация с фото

Междуречье – место возникновения великих цивилизаций. Здесь родилась шумерская цивилизация, здесь строили Вавилонскую башню. На территории Междуречья было построено много зиккуратов, которые чем-то были похожи на египетские пирамиды, но, несмотря на свою ступенчатость, не «взлетали» в небо, а «двигались» ввысь постепенно. К тому же в них не соблюдалась такая точность линий.

Общая информация

Зиккурат в Уре — самый известный из сохранившихся зиккуратов. Это величественное сооружение позволяет хотя бы немного понять, как высоко развита была цивилизация его построившая, не зря же греки и римляне не переставали восхищаться шумерской культурой, их астрономическими и архитектурными познаниями. Город Уре особенно активно развивался в 3 тысячелетии до н.э. считается, что пик могущества города пришелся на правление 3-й династии царей, которые управляли городом с 2112 по 2015 год до н.э., приблизительно в это же время и был построен зиккурат.

Как выглядел зиккурат в Уре

Возвел его царь Урнамму и посвятил богу Нанна. Он олицетворял у древних шумеров Луну. Зиккурат состоит из трех ступеней, но во времена царствования Урнамму так и не был достроен, завершил дело царь Набонид. Об этом факте ученые узнали из глиняных клинописных надписей, обнаруженных в сооружении.

Зиккурат Уре был составлен из трех уровней, первый из которых был 60 метров в длину и 45 в ширину. Высота яруса была 15 метров. Верхние ярусы были меньше и опирались на нижний. На последнем уровне находился храм, посвященный Нанна. К зиккурату были пристроены лестницы, массивные и хорошо укрепленные, по ним шли праздничные процессии. В свое время сооружение было выкрашено в разные цвета, нижняя терраса – черная, средняя – красная, верхняя – белая. А сам храм, вероятно, был голубого цвета, цвета неба.

Сама постройка зиккурата весьма уникальна. Во всем здании нет ни одной прямой линии. Делалось это намеренно, чтобы создать оптические иллюзии. От такого приема здание выглядело более внушительно и мощно. Такие знания архитектурного дела в то время были действительно невероятны и свидетельствуют о высоком мастерстве шумеров и их глубоких познаниях.

К тому же все террасы и их сооружения были построены не просто так, это не было обычное движение от большого к малому. Наклон стен, высоту сооружений — все архитекторы древнего шумера просчитали так, чтобы каждый в городе, смотрящий на здание, сразу устремлял взгляд вверх, туда, где был расположен храм бога.

Еще зиккурат Уре интересен тем, что в нем есть дренажные отверстия, призванные осушать внутренние части сооружения, построенные из необоженного кирпича. Ученые долго ломали голову, зачем же они нужны, ведь даже необоженный кирпич за время строительства должен был высохнуть, и поэтому не к чему было создавать дополнительные дренажные отверстия. В итоге, благодаря древним рукописям, рассказывающих о шумерских зиккуратах, исследователи узнали, что на террасах зданий были разбиты настоящие сады. Ярусы зиккурата не были выложены кирпичами, они были засыпаны землей, в которую высаживались растения.

Это был некий прототип висячих садов Семирамиды, вероятно, именно здесь она (или ее приближенные) подсмотрела эту технологию. Деревья не могли расти без воды, поэтому их приходилось постоянно поливать, а вода стекала на нижние ярусы, которые требовали просушки. К тому же после некоторых исследований оказалось, что дренажные желобки могли служить не только для осушки, но и для того, чтобы по ним подавать воду для полива садов.

Вероятно, зиккурат в Уре выглядел просто божественно, ведь яркие террасы, выкрашенные в разные цветы, были украшены сказочными цветами и деревьями. Создавалось впечатление огромной цветущей горы, на вершине которой высился храм. Вероятно, поэтому зиккурат в Уре еще называют «Горой бога». До горы, конечно, сооружению было далеко, но оно было высотою более чем 53 метра. Сооружение впечатляло и сплачивало население города. К тому же не стоит забывать, что вокруг комплекса еще располагались другие священные сооружения. Такие, например, как жертвенник богине Нингаль, которая была супругой Нанны. Все это производило неизгладимое впечатление на местное население и гостей Ура, да и сейчас туристы в восторге от этого величественного храмового комплекса.

Смотрите также: Ломе, Руанда, Вьетнам, Зимбабве, Балаково, Опатия, Замок Артштеттен, Площадь Сан-Марко

Месопотамский зиккурат в городе Уре – дорога в небо

Одна из крупнейших цивилизаций древности зародилась в Двуречье. Много веков назад первые люди здесь начали возводить свои дома и храмы. Основным материалом для строительства в Месопотамии использовался кирпич-сырец. Из глины здесь возводилось все: от центрального храма и окружающих его домов жителей, до стен города.

 

Зиккураты в древнем Междуречье

Храмы в Двуречье возводились на каменной платформе. Со временем эта технология выросла в возведение огромных зиккуратов, известных нам по сооружениям в Уре и Вавилоне. Зиккурат представляет собой большую башню с многоярусными выступающими террасами. За счет уменьшения площади вышестоящих блоков создается впечатление нескольких башен. Количество таких подъемов доходило до семи, но обычно держалось около четырех. Традицией было раскрашивать разные уровни в разные цвета — черный, кирпичный, белый и т. д. Кроме раскраски проводилось озеленение террас, что еще больше выделяло постройку из общего фона. Иногда купол здания храма, расположенного на самом верху, делался позолоченным.

 

Реконструкция

Шумерские зиккураты подобны египетским пирамидам. Они тоже являются своеобразной лестницей в небо, только подъем здесь постепенный, поуровневый, а не как в знаменитых гробницах фараонов.

 

Зиккураты Месопотамии и пирамиды Египта

Вершину зиккурата украшало святилище, вход в который был закрыт для обычного посетителя. Убранство жилища бога было скромным, здесь обычно располагались лишь ложе и стол из золота. Иногда на вершину постройки восходили жрецы для проведения важных астрономических наблюдений, направленных на прогнозирование сельскохозяйственной жизни страны. Предполагают, что именно здесь зародились современная астрология, названия созвездий и даже знаков Зодиака.

Великий зиккурат в Уре – сохранность на тысячелетия

Один из самых известных зиккуратов, доживших до наших дней, является знаменитый зиккурат Этеменнигуру в Уре.

История зиккурата

Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления III династии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.

По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.

Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIX века этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре  Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения. Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.

 

Описание зиккурата

После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.

 

Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.

Интересные факты

При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.

Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.

Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.

Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне.  Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.

 

Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.

Видео про зиккурат в Уре

Где находится зиккурат в Уре на карте?

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Зиккурат Ура – Smarthistory

Доктор Сента Герман


Великий Зиккурат Ура реконструировали дважды, в древности и в 1980-х – что осталось от оригинала?

Зиккурат Ура, гр. 2100 г. до н. э. сырцовый кирпич и обожженный кирпич, Телль-эль-Мукайяр, Ирак (большая реконструкция)

Большой зиккурат

Зиккурат является наиболее характерным архитектурным изобретением Древнего Ближнего Востока. Подобно древней египетской пирамиде, древний ближневосточный зиккурат имеет четыре стороны и возвышается до царства богов. Однако, в отличие от египетских пирамид, внешний вид зиккуратов был не гладким, а многоуровневым, чтобы приспособить работу, которая происходила в структуре, а также административный надзор и религиозные ритуалы, необходимые для древних ближневосточных городов. Зиккураты разбросаны по территории современного Ирака и Ирана и являются впечатляющим свидетельством силы и мастерства древней культуры, которая их породила.

Один из крупнейших и лучше всего сохранившихся зиккуратов Месопотамии — великий зиккурат в Уре. На рубеже двадцатого века на этом месте проводились небольшие раскопки, и в 1920-х годах сэр Леонард Вулли в рамках совместного проекта с музеем Пенсильванского университета в Филадельфии и Британским музеем в Лондоне полностью обнаружил памятник.

Фотография Вулли Зиккурата Ура с рабочими, Зиккурат Ура, ок. 2100 г. до н. э., раскопки Вулли (Телль-эль-Мукайяр, Ирак)

То, что обнаружил Вулли, представляло собой массивную прямоугольную пирамидальную структуру, ориентированную на истинный север, размером 210 на 150 футов, построенную с тремя уровнями террас, первоначально возвышавшуюся от 70 до 100 футов. Три монументальные лестницы вели к воротам на первом уровне террасы. Затем единственная лестница поднималась на вторую террасу, которая поддерживала платформу, на которой стояли храм и последняя и самая высокая терраса. Ядро зиккурата сделано из сырцового кирпича, покрытого обожженными кирпичами, выложенными битумом, природной смолой. Каждый из обожженных кирпичей имел размеры около 11,5 х 11,5 х 2,75 дюйма и весил 33 фунта. На нижнюю часть зиккурата, поддерживавшую первую террасу, ушло около 720 000 обожженных кирпичей. Ресурсы, необходимые для строительства Зиккурата в Уре, ошеломляют.

Лунная богиня Нанна

Зиккурат в Уре и храм на его вершине были построены около 2100 г. до н. э. царем Ур-Намму из Третьей династии Ура для богини луны Нанны, божественной покровительницы города-государства. Это сооружение должно было быть самой высокой точкой города и, подобно шпилю средневекового собора, было видно на многие мили вокруг, являясь центром внимания как путешественников, так и верующих. Поскольку Зиккурат поддерживал храм бога-покровителя города Ур, вполне вероятно, что это было место, куда жители Ура приносили сельскохозяйственные излишки и куда они шли, чтобы получить свои регулярные продовольственные наделы. В древности посещение зиккурата в Уре означало поиск как духовной, так и физической пищи.

Зиккурат на авиабазе Али Ирак, 2005 г. Зиккурат Ура, частично восстановленный, c. 2100 г. до н. э. сырцовый и обожженный кирпич Телль-эль-Мукайяр, Ирак

Ясно, что самой важной частью зиккурата в Уре был храм Нанны на его вершине, но он, к сожалению, не сохранился. Было найдено несколько голубых глазурованных кирпичей, которые, как подозревают археологи, могли быть частью храмового убранства. Нижние части зиккурата, которые сохранились, включают в себя удивительные детали проектирования и дизайна. Например, поскольку ядро ​​храма из необожженного сырцового кирпича в зависимости от сезона могло быть более или менее влажным, архитекторы проделали отверстия в обожженном внешнем слое храма, позволяющие воде испаряться из его ядра. Кроме того, в террасы зиккурата были встроены стоки для отвода зимних дождей.

Предположение Хусейна

Солдаты США спускаются из Зиккурата Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак (общественное достояние)

Зиккурат в Уре реставрировали дважды. Первая реставрация была в древности. Последний нововавилонский царь Набодин, по-видимому, заменил две верхние террасы сооружения в VI веке до н. э. Примерно 2400 лет спустя, в 1980-х годах, Саддам Хусейн восстановил фасад массивного нижнего фундамента зиккурата, в том числе три монументальные лестницы, ведущие к воротам на первой террасе. Однако после этой последней реставрации Зиккурат в Уре претерпел некоторые повреждения. Во время недавней войны, которую вели американские и коалиционные силы, Саддам Хусейн припарковал свои истребители МиГ рядом с Зиккуратом, полагая, что бомбардировщики пощадят их, опасаясь разрушения древнего места. Предположения Хусейна подтвердились лишь частично, поскольку зиккурат пострадал от бомбардировок со стороны США и коалиции.

Цитируйте эту страницу как: Д-р Сента Герман, «Зиккурат Ура», в Smarthistory , 8 августа 2015 г., по состоянию на 18 декабря 2022 г., https://smarthistory.org/ziggurat-of-ur/.


Музейный журнал | Зиккурат Ура

Из отчета совместной экспедиции Британского музея Университетского музея в Меспотомию.

В течение всего сезона раскопок (1923–1924 гг.) наибольшее число рабочих было занято расчисткой Зиккурата, и до окончания работ этот самый внушительный из памятников Ура был полностью обнажен. как не было с момента его разрушения в пятом веке до н. э.

Зиккурат Ура в процессе раскопок.
Image Numbers: 8734a, 8735b

В каждом из главных городов Месопотамии издревле стоял один из этих зиккуратов или ступенчатых башен, руины которых сегодня возвышаются над нижними курганами, бывшими храмами или дворцами. Это были большие прочные сооружения, возвышавшиеся ярус за ярусом, причем каждая ступень была меньше предыдущей, так что все вместе производило впечатление ступенчатой ​​платформы; лестницы или наклонные пандусы вели с уровня земли на вершину, и на ней был установлен небольшой храм, посвященный богу-покровителю города. Количество труда, затраченного на постройку такой башни, было огромно, и возникает вопрос, почему он должен был так регулярно выполняться в каждом большом городе. Объяснение, по-видимому, состоит в том, что шумеры изначально были горцами, привыкшими, как и все горцы, ставить свои храмы и жертвенники на «высоких местах» и «на каждом высоком холме»; Когда они двинулись вниз, на равнину Месопотамии, где ровный аллювий простирается до самого горизонта, они почувствовали потребность в «высотном месте», где можно было бы должным образом поклоняться Богу, и таким образом установили и построили искусственные горы, с помощью которых человек мог бы приблизиться к нему. небеса. Вавилонская башня предназначалась для того, чтобы штурмовать престол Божий молитвой в ближнем бою, а не силой оружия.

Руины Хорсабада дали нам остатки одного довольно хорошо сохранившегося зиккурата, а Геродот оставил нам описание зиккурата Вавилона; Рассказ грека не слишком ясен, но он, очевидно, описывает здание, совершенно отличное от того, что представлено руинами, и мы можем только заключить, что хотя идея всех зиккуратов была одинаковой, в плане и в орнаменте они сильно различались. От другого. Поэтому расчистка зиккурата в Уре, лучше всего сохранившегося из всех зиккуратов Месопотамии, должна была представлять большой интерес.

Большая часть истории памятника уже была известна, поскольку в середине прошлого века мистер Тейлор, проводя раскопки по заказу Британского музея, нашел глиняные цилиндры с письменами, на которых Набонид, последний царь Вавилона, записал, как он отремонтировал и завершил башню, начатую, но не законченную Ур-Энгуром и его сыном Дунги, царями Ура около 2300 г. до н.э. Поэтому мы знали, что нам придется иметь дело с постройками того раннего времени и шестого века до н.э. На самом деле следов Дунги мы не нашли, и мы можем только заключить, что его работа ограничивалась верхним строением, которое было снесено, чтобы освободить место для новых построек Набонида; безопаснее предположить это, чем предполагать, что Набонид ошибался, ибо царь был проницательным археологом, любил раскапывать фундаментальные записи своих предшественников и основывать свои заявления на их письменных свидетельствах; то, что он сделал это здесь, несомненно, потому что на углу второй стадии работы Ур-Энгура, под сплошной мостовой, уложенной Набонидом, мы обнаружили дыру, пробитую прямо в сердце кирпичной кладки, дыру, которая могла только был сделан более поздними королевскими рабочими, искавшими старые залежи фундамента.

Нижняя Ступень Зиккурата Ура; после раскопок.
Номера изображений: 143972, 8735a

Даже без более поздних фундаментных цилиндров (дальнейшие образцы которых были обнаружены нами в этом году) можно было бы отвести каждому королю свою часть в здании, для королевских печатей на кирпичи не оставляли никаких сомнений по этому поводу, за исключением тех случаев, когда более поздние строители повторно использовали часть материала, взятого из более ранних стен. Вся низшая ступень принадлежит Ур-Энгуру, а все, что видно над ней, — Набониду. Ничто не говорит нам, на что была похожа верхняя часть первоначального зиккурата; история шестого века до нашей эры может быть реконструирована во всех ее существенных чертах.

Самая нижняя сцена представляет собой прямоугольник с прямыми короткими концами и слегка выпуклыми более длинными сторонами, как будто для придания большей прочности центру, где здание было самым высоким. Он весь сплошной, внутри сырой кирпич с толстой облицовкой из обожженных кирпичей, выложенных в смоле для раствора; для надежной связи между рядами кирпичей через равные промежутки времени укладывали тростниковые маты, смоченные в смоле. Качество кирпичей и кирпичной кладки на удивление хорошее, и большая часть лицевой стороны стены выглядит так же чисто и свежо, как и при первой постройке. Поверхность облегчена неглубокими контрфорсами; еще большее разнообразие вносят многочисленные «плакательные отверстия», проходящие сквозь толщу обожженной кирпичной стены для отвода наполнителя, который без этой предосторожности вздулся бы от просачивания зимних дождей и разорвал бы обшивку.

Одна из лестниц Зиккурата Ура.

С трех сторон стены зиккурата поднимаются прямо и неразрывно от земли, а с северо-восточной стороны находятся лестницы, ведущие на вершину. Было три пролета по сто шагов каждый; центральный пролет и с каждого угла зиккурата пролет, идущий к стене, три сходятся наверху в широких воротах через парапет второй ступени; два угла между центральной и боковой лестницами заполнены массивными башнями-платформами, плоские вершины которых, вероятно, были украшены статуями. Вся концепция очень величественна, и тройственный подход, должно быть, хорошо подходил для таких ритуальных процессий, которые, как мы можем себе представить, составляли часть культа бога Луны. То, что в башне Ур-Энгура была вторая ступень, несомненно, и мы нашли ее остатки 9.0038 in situ , но из рассказа Набонида мы, возможно, можем заключить, что их было не более двух; но хотя его план, возможно, не удовлетворил вавилонского царя, здание в том виде, в каком оно было запланировано, должно было быть завершено во времена Третьей династии Ура; в течение следующих восемнадцати столетий царские строители, которые много работали в городе, производили мелкий ремонт зиккурата, и если бы его вершина осталась незавершенной, то, конечно, он бы работал и там, но ни мы, ни Набонид не нашли никаких доказательств того, что они это сделали. . Мы должны заключить, что здание Ур-Энгура, нижняя часть которого сохранилась до наших дней, было завершено, по крайней мере, во время правления его сына, и что, когда Авраам жил в Уре, он ежедневно смотрел на зиккурат, который тогда был завершенным памятником.

В шестом веке до н.э. Набонид уважал большую часть того, что осталось от древнего здания. Он положил новые кирпичные ступени для лестниц, но не изменил их конструкции, и только на вершине строения он полностью сместил старые руины, чтобы освободить место для чего-то более подходящего его вкусам. Три сцены, установленные на старом основании, давали большую высоту платформе, на которой должно было быть построено святилище; они не имели таких же пропорций, как самая нижняя ступень, но оставляли на обоих концах площадки гораздо шире, чем по бокам, а с северо-восточной стороны вообще не было нижней сцены, вход с тройной лестницы выходил прямо на вторая платформа. Входя сюда, поворачивали налево и спускались по короткому лестничному пролету на самую нижнюю площадку в ЮВ конце зиккурата (как и все подобные, зиккурат УР ориентирован углами, а не боками, к сторонам света). компас), и переходя к центру этого вверх по широкой лестнице на верхнюю платформу из всех, а меньшие марши вели к третьей платформе, по которой можно было пройти прямо вокруг здания. Теоретические реконструкции зиккуратов в прошлом всегда были направлены на идеальную симметрию, которую, казалось бы, диктует план; руины Ура представляют собой необычайно неправильную и почти кривую структуру. Но эта неравномерность вычисляется. Верх зиккурата рассматривается как вещь сама по себе, безотносительно к окружению, которое действительно было слишком далеко внизу, чтобы иметь значение; все подчинено эффекту, который можно получить с самой нижней платформы в юго-восточном конце, где перед зрителем находятся ступенчатые террасы, главная и боковые лестницы, все линии сосредоточены на святыне наверху. Снизу единственным действительно важным видом был вид на северо-восточную сторону, поскольку все остальные стороны были более или менее загромождены и скрыты другими зданиями; поэтому здесь самая нижняя ступень была поднята выше, а проход с лестницы на самую нижнюю платформу был скрыт парапетом, который маскировал действительное отсутствие равновесия с обеих сторон; были видны только две верхние террасы, над которыми венчала святыня.

Лестница Зиккурата Ура.
Номера изображений: 8736a, 8736b

В предыдущем отчете я описал большой внутренний двор, который находился под зиккуратом на северо-восточной стороне. Пол его находился на более низком уровне, чем зиккурат, который действительно стоял высоко на искусственной террасе, поддерживаемой граничной стеной двора, и именно со двора открывался лучший вид на зиккурат. В какой-то степени мы можем восстановить по крайней мере основные черты этой точки зрения. Двор с его мощением из кирпича и асфальта тянулся так и сяк на сто сажен и был шириною на шестьдесят сажен; окаймляющая стена была украшена пристроенными полуколоннами, перед которыми была колоннада; весь был побелен. Над ним возвышалась терраса, на которой стоял изолированный и огромный зиккурат. Нижняя часть была вся выкрашена в черный цвет; три лестницы вели к большому дверному проему наверху главной сцены, которая здесь, в ее центре, была выше, чем на двух концах, так что все линии, настоящие боковые стены зиккурата с их легкими лепестками, парапет с его более резким изломом и крутая сходящаяся лестница — все это вело взгляд вверх и внутрь; над черным парапетом виднелась верхняя терраса из ярко-красного кирпича, а наверху все святилище, сложенное из глазурованного кирпича ярко-голубого цвета. Тщательно продумана схема как цвета, так и линии; Вертикальные линии белых колонн внизу, сходящиеся линии на фоне черной массы первых ступеней башни, простая красная ступенька, ведущая к голубому сияющему кубу храма, — все это способствует эффекту и делает зиккурат Ура архитектурный памятник, достойный нашего восхищения и гордости Набонида.

Новые здания, на которые царь Вавилона рассчитывал увековечить свое имя, простояли недолго, и сегодня они представляют собой жалкие руины; к счастью, остается установить их первоначальный характер (хотя немногие, кроме г-на Ф. Г. Ньютона, который, к счастью, был архитектором Экспедиции, мог решить все загадки скудных стен и сломанных полов), и, хотя верхняя часть сильно пострадала Хотя святилище полностью исчезло, а от ступенчатых террас мало что сохранилось, все же массивное основание с тройной лестницей, которое Ур-Энгур построил более четырех тысяч лет назад, является самым внушительным из древних памятников Ирака.

ПРИМЕЧАНИЕ.