Васса корабль: КОРАБЛЬ “ВАСА” | Наука и жизнь

КОРАБЛЬ “ВАСА” | Наука и жизнь

На одном из центральных островов Стокгольма, где когда-то охотились шведские короли, стоит необычное угловатое здание. Над его темной крышей возвышаются две красные конструкции в виде корабельных мачт. Это музей одного экспоната — корабля “Васа”, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.

“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.

В Европе в это время шла Тридцатилетняя война — сражались католики с протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль “Васа”, воевал на стороне немецких протестантов. Воевал очень успешно, за что был прозван “Северным львом”.

Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.

Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.

В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.

Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.

Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.

Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.

Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.

Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.

Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.

Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…

Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.

В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.

В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.

Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).

На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.

На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.

Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…

За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней — обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.

“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…

Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.

Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).

Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).

Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…

Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.

Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.

Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:

— Команда была пьяна?

Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.

— Пушки были плохо закреплены?

— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?

— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.

Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.

Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.

И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.

И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.

Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.

Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.

И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.

Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.

Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)

А затем о “Васе” забыли почти на три века…

Наука и жизнь // Иллюстрации

Музей корабля “Васа” открыт 15 июня 1990 года.

Шесть из десяти парусов легендарного корабля найдены при раскопках. Хрупкие паруса развернули под водой, очистили и осушили спиртом и ксиленом. Самые древние паруса в мире перенесли на ткань из стекловолокна — так они были спасены.

На строительство корабля “Васа” пошла тысяча дубов.

Деревянные скульптуры, украшавшие корабль.

В небольшой коробке со знаком владельца на крышке сохранились предметы, необходимые в быту: гребенка, нитки, наперсток, деревянные гвозди, воск и совок.

В бадейках из дерева и олова хранилось масло. Руководитель водолазов Пер Эдвин Дельтинг попробовал это древнее масло и поплатился: вскоре вокруг рта у него появилась сыпь.

Плотники собирают Государственный герб Швеции, который вскоре занял свое место на корме “Васы”.

А это орудия труда медицинского работника (брадобрея). Лекарства готовили при помощи терки, мутовки, ступы, использовали пряности и водку.

Морской бой в XVII веке. Масло. Художник Виллем де Вельде-младший. Национальный морской музей. Лондон.

После подъема “Васа” мог самостоятельно держаться на воде.

Водолазный колокол. Швеция. XVII век.

Одна из 24-фунтовых бронзовых пушек корабля “Васа”.

Открыть в полном размере

Музей Васа в Стокгольме — подробная информация с фото

Общая информация

Не надо быть почитателем моря и всего морского, чтобы прийти в восторг от корабля-музея «Васа» (высота 50 м). Судно затонуло в 1628 г., а наверх было поднято в XX в. — причем почти в первозданном виде. В музее, самом популярном в Швеции, можно узнать не только об истории судостроения, но и о жизни и быте людей в XVII в.

Время работы:

нач. июня-авг. ежедн. 8.30-18.00;

в др. вр. 10.00-17.00, ср. до 20.00.

Центральный экспонат музея — поднятый из воды в 1957 г. и отреставрированный остов «Васы», крупнейшего военного корабля королевского флота того времени. Длина его — 62 м, ширина — 11,7 м, а высота — 52 м от верхушки мачты до киля. Он мог принять на борт до 300 солдат. Вместе с судном на поверхность подняли более 700 деревянных скульптур. Изображения львов, библейских и мифических персонажей, греческих богов, морских существ, а также останки тридцати человек, в том числе и женщин. Сохранились и шесть парусов — старейшие в мире сохранившиеся паруса. Ныне в корабле-музее «Васа» поддерживается постоянная температура и влажность, нет ярких источников света -чтобы судно сохранилось как можно дольше.

Над постройкой «Васы» (заказ короля Густава II Адольфа) в течение двух лет трудились четыреста человек. Украшали судно, прославляя шведскую монархию. В основном это работа немецких и голландских мастеров. Наиболее выдающиеся образцы украшают корму. Такелаж полностью был реконструирован по образцам XVII в. На борту «Васы» были установлены 64 пушки. Большая часть из них были четырехпудовыми и стреляли ядрами весом в 11 кг. В трюме были размещены 120 т балласта, но его оказалось недостаточно, чтобы удержать двухпалубное судно на плаву, — слишком тяжелы были пушки.

Представленные в музее модели «Васы» в разрезе дают представление о будничной жизни на корабле XVII в. Условия жизни капитана в довольно роскошной каюте диссонируют с условиями жизни простых матросов, которые спали на палубе и наверняка страдали от голода и цинги. На «Васе» были найдены ложки, тарелки, монеты и даже нарды.

Также в музее демонстрируется фильм о морских сражениях в XVII в. Рядом с «Васой» на якоре стоят еще два судна: первый шведский ледокол (1915) и брандер 1903 г. И есть целый этаж посвященный плаванию на парусниках и навигации XVII в.

История

Новому боевому кораблю «Васа» предстояло стать гордостью шведского военного флота и наводить ужас на врага. Со стапелей его спустили при всеобщем ликовании 10 августа 1628 г., но пройдя только 1500 м, он внезапно затонул. Что же произошло?

Новый флагман королевского флота был построен по личному распоряжению Густава II Адольфа Васы и в честь королевской династии получил гордое имя — «Васа» Сам король не смог почтить своим присутствием спуск корабля на воду: он находился с войсками в Польше. Прослышав, что его польский соперник строит аналогичное судно, Густав II Адольф велел увеличить число пушек на борту «Васы». Приказ был исполнен, что привело к смещению центра тяжести судна. Когда «Васа» вышел в открытую бухту, поднялся ветер, и он сильно накренился, через открытые пушечные порты хлынула вода, и корабль сразу же пошел ко дну, унося с собой жизни более тридцати человек.

Второе рождение

Первые попытки поднять судно были сделаны вскоре после катастрофы. Но с помощью специального колокола удалось поднять на поверхность только пушки — и это было удивительное техническое достижение времени. После этого интерес к «Васе» был утрачен. К счастью, корабельный червь не очень живуч в слабосоленых холодных водах Балтики. В середине XX в. подводный археолог-любитель Андерс Франзен занялся систематическими поисками корабля «Васа». Через три года удача улыбнулась ему, и инженер начал готовить подъем судна.

В 1957 г. — через 333 года после катастрофы — судно вновь увидело дневной свет в качестве центрального экспоната музея «Васа».

Смотрите также: Магадан, Абхазия, Танзания, Германия, Ванкувер, Антверпен, Пещера Харрисона, Аббатство Мельк

Причудливая история «Васы», корабля, который продолжает давать | Умные новости

«Васу» сегодня можно посетить в музее Васа в Стокгольме, Швеция.
Хорхе Ласкар/Flickr

Vasa был самым высокотехнологичным военным кораблем в мире , когда он отправился в плавание. Сегодня это ресурс для военно-морских историков и археологов, а также поучительная история для тех, кто стремится разрабатывать технологии.

История того, что случилось с кораблем, вошла в историю: несмотря на то, что он является одним из крупнейших достижений шведского флота и одним из «самых впечатляющих военных кораблей из когда-либо построенных», по словам Эрика Х. Кесслера, Пола Э. Бирли III и Шанти. Гопалакришнан в Academy of Management Executive , Vasa затонул в течение двадцати минут после выхода в море в этот день 1628 года.

«Военный корабль пережил первый порыв ветра, с которым он столкнулся во время своего первого рейса в Стокгольмской гавани», — пишет Лукас Лаурсен. для Археология . «Но второй порыв ветра сделал свое дело. Потопление Vasa произошло далеко не от врага. На самом деле, он затонул на глазах у перепуганной публики, собравшейся, чтобы проводить самый амбициозный военный корабль их флота и Европы на сегодняшний день». Корабль затонул из-за инженерных проблем, но эта пиар-катастрофа шведского флота стала находкой для археологов. Вот как это было и как Сегодня чувствуется влияние Васы .

Тонущий

Vasa был огромным, красиво украшенным кораблем. Он был покрыт резьбой по дереву, рассказывающей истории о шведской королевской семье и, самое главное, о короле Густаве II Адольфе, пишет Риту Чаттерджи для Public Radio International . Именно король приказал построить корабль с беспрецедентными 64 бронзовыми пушками и с ужасом наблюдал, как он тонет.

«Вскоре после этого было проведено расследование, которое пришло к выводу, что корабль был нестабилен», — пишет Чаттерджи. «Но причины нестабильности оставались предметом споров на протяжении веков».

Археолог, изучивший останки корабля в мельчайших подробностях, считает, что он затонул из-за того, что орудийная палуба была слишком тяжелой — результат того, что его спроектировал и построил кто-то, не имеющий опыта постройки такого хорошо вооруженного корабля, Чаттерджи. пишет. Не помогло то, что король поторопился со строительством.

Повторное открытие

Хотя Vasa не удался Густаву II Адольфу, он стал находкой для археологов. «Холодная, бедная кислородом вода Балтийского моря защитила Vasa от бактерий и червей, которые обычно переваривают деревянные обломки», — пишет Лаурсен. «Возможно, 95 процентов дерева Vasa было целым, когда Швеция, наконец, подняла обломки в 1961 году».

Несмотря на то, что поддержание устойчивости деревянных конструкций при подъеме корабля оказалось огромным инженерным достижением, оно справилось. Лаурсен пишет, что сохранение корабля заняло почти три десятилетия. В то время было не так много места для археологии, но теперь, когда корабль стабилен, следователи работали над тем, чтобы выяснить, почему он затонул. Помимо простых инженерных проблем, пишет Лаурсен, стоит обсудить «человеческий вопрос, почему он не был» мореходным.

Человеческий фактор

В мире управления есть название для человеческих проблем коммуникации и управления, которые приводят к краху и провалу проектов – синдром Васа. События 10 августа 1628 года оказали такое сильное влияние, что бизнес-эксперты до сих пор читают о затоплении.

«Цели организации должны соответствовать ее возможностям», — пишут Кесслер, Бирли и Гопалакришнан. В случае с Vasa «был чрезмерный упор на элегантность и огневую мощь корабля и пониженное значение его мореходных качеств и остойчивости, — пишут они, — которые являются более важными вопросами». Хотя изначально он был рассчитан на 36 орудий, в море его отправили с вдвое большим количеством орудий. В то же время красивая орнаментация способствовала его тяжеловесности и неустойчивости, пишут они. Эти и множество других факторов повлияли на Vasa тонет и станет предостережением для тех, кто разрабатывает и тестирует новые технологии.

Останки корабля можно найти в Стокгольмском музее Васа. По данным музея, это единственный сохранившийся корабль 17 века в мире, и музей является местом для исторических и антропологических исследований, а также для посетителей со всего мира.

Рекомендуемые видео

Почему затонул шведский корабль «Ваза»: объяснение инженера

Было 4 часа дня. 10 августа 1628 года, а корабль «Ваза» едва вышел из доков Стокгольмской гавани в свой первый рейс. Всего на 1300 м пути легкий порыв ветра опрокинул корабль на бок. Когда вода залила орудийные порталы корабля, он затонул на мелководье Стокгольмской гавани и лежал там на глубине 32 м, забытый. В 1956 году он был найден Андерсом Франценом, шведским морским техником и морским археологом-любителем. Он был спасен в период с 1959 по 1961 год, и сегодня его можно найти в специально построенном для него музее.

Что случилось в тот роковой день 10 августа? Это было ожидаемо? Почему Васа рухнула? Давайте погрузимся глубже в сердце тайны. Несколько видеороликов с анализом корабля Vasa можно найти на YouTube, и особенно кратким, но интересным является вот этот:

По мере продвижения вперед нам нужно будет понимать терминологию, связанную с судостроением. Следовательно, определение некоторых терминов визуально может быть лучшим решением.

Рисунок 01: Терминология, относящаяся к частям корабля (Источник: киль корабля)

1 – Грот 2 – Стаксель 3 – Спинакер 4 – Корпус 5 – Киль 6 – Руль направления 7 – Скег 8 – Рангоут 9 – Распорка 10 – Вант (парусный) 11 – Шверт 12 – Гик 14 – Спинакер-гик 15 – Бакштаг 16 – Форштаг 17 – Boom vang

Корабль «Ваза»

Строительство военного корабля «Ваза»

Мы никогда не сможем получить полную историю, если сначала не поймем события, которые развернулись в связи со строительством корабля и историческим временем, в которое он был построен. 16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф поручил адмиралу Флемингу подписать контракт со стокгольмскими судостроителями (Хендрик и Аренд Хибертссон) на постройку четырех кораблей. Два небольших корабля (длина киля 108 футов) и два больших корабля (длина киля 135 футов) должны были быть построены в течение четырех лет. В последующие месяцы король Густав несколько раз менял свои приказы, что приводило к полному хаосу и замешательству среди строителей.

Шведский флот потерял десять кораблей 10 сентября 1625 года, в связи с чем король приказал построить два меньших корабля в ускоренном порядке, чтобы компенсировать потери. Его нельзя винить, так как это были дни, когда разные части света были колонизированы, а военно-морские силы означали силу. Это должны были быть два небольших корабля (111-футовый и 135-футовый корабли). Обратите внимание, что указанные размеры относятся к длине киля, если явно не указано иное.

На одном фронте началось строительство 111-футового корабля с одной артиллерийской палубой. Одновременно, с другой стороны, король получил известие, что датчане строят корабль с двумя артиллерийскими палубами. Как король отреагировал на это превосходство? Да, если вы знаете что-нибудь об эго королей и диктаторов, вы угадали правильно. Он немедленно приказал адмиралу Флемингу построить 135-футовый корабль с двумя артиллерийскими палубами. До этого никто в Швеции никогда не строил двухпалубных кораблей. Этот переход от однопалубных военных кораблей к двухпалубным ознаменовал значительные изменения в военно-морской архитектуре между 1600–1700 годами.

Хотя первоначальная Васа представляла собой традиционную архитектуру, которая обычно использовалась в судостроении, считается, что не было никаких спецификаций, грубых проектов или планов. Хибертссон был опытным кораблестроителем и, скорее всего, взялся бы за эту стандартную традиционную работу. Однако, как только обстоятельства изменились, не было найдено никаких измененных планов для более крупной и сложной версии Vasa. Считается, что под давлением времени Хенрик Хибертссон просто «увеличил» размеры оригинального 108-футового корабля, чтобы он соответствовал длине и ширине нового 135-футового Vasa. Поскольку это было совершенно незапланировано, ширина верхних частей корабля была шире, чем планировалось изначально, на один фут и пять дюймов. В этот момент Васа стала намного шире вверху, чем внизу. Центр тяжести корабля оказался намного выше расчетного.

Рисунок 02: Остойчивость корабля: тонкий баланс между гравитацией и плавучестью. (Источник: Wista Tutor)

К этому моменту вы, должно быть, уже чувствуете надвигающуюся катастрофу и удивляетесь, почему все остальные этого не заметили. Время может быть забавной вещью! Vasa была катастрофой, ожидавшей своего часа. Кроме того, не помогло то, что главный конструктор Хенрик Хибертссон заболел и умер в 1627 году, почти за год до того, как Vasa была завершена.

Чертежи были недокументированы, детальных спецификаций не было, а над корпусом работали пять разных бригад без всякой связи! Это был один из крупнейших проектов в Швеции в то время, и это была полная катастрофа, которая только и ждала своего часа.

Корабль Васа

Корабль Васа был испытан?

В то время как корабль Васа уже казался неустойчивым в гавани, на данный момент в истории не было известных методов измерения остойчивости, центра тяжести или характеристик крена (или опрокидывания). Большинство капитанов просто использовали метод проб и ошибок, чтобы понять наилучшие эксплуатационные характеристики.

Адмирал Флеминг и капитан Ханнсон (капитан Васы) провели тест с участием 30 человек, бегущих из стороны в сторону (тест на «крен»). После трех раундов, проведенных мужчинами, испытание было остановлено из-за того, что корабль раскачивало так сильно, что опасались, что он накренится. Однако ни у кого не было идей помочь стабилизировать корабль. Хотя дополнительный вес под половицей был бы одним из вариантов, места на полу почти не было. Кроме того, «Ваза» имела 120 тонн — почти в два раза больше, чем требовалось для стабилизации, и если добавить еще что-то, это привело бы к тому, что орудийные порталы нижней палубы оказались бы у ватерлинии корабля.

Рисунок 03: Как добавление грузов может изменить центр тяжести корабля (Источник: Судовая инспекция)

Даже зная, что у корабля есть проблемы с остойчивостью, ему было дано добро, что было результатом трех факторов: ) давление со стороны короля Густава, (б) король Польши начал военную кампанию, и (в) никто не знал, что еще делать.

Катастрофа корабля «Ваза»

Ужасный день для Васы

Корабль «Ваза» был одним из самых дорогостоящих проектов того времени, с сотнями богато украшенных, позолоченных и раскрашенных резных фигурок, изображающих библейские, мифические и исторические темы. Он должен был стать самым впечатляющим кораблем, и на него не жалели средств. Однако все эти дополнительные функции только еще больше подняли центр тяжести корабля!

11 августа 1628 года «Ваза» вышла из гавани Стокгольма. Едва он преодолел две морских мили, как столкнулся с порывом ветра в восемь узлов. Ветер был настолько слаб, что паруса были подняты вручную, и всего одного человека было достаточно, чтобы держать шкоты. Даже при таком слабом ветре корабль накренился (опрокинулся) на бок, вода заполнила корабль через орудийные порталы, и в конце концов он затонул в гавани, унеся с собой 53 жизни. Капитан корабля пережил инцидент и был немедленно заключен в тюрьму за некомпетентность. Однако в сентябре того же года было проведено официальное слушание, и капитан и команда были освобождены, а обвинения в некомпетентности сняты. Однако точная причина не установлена.


Зарегистрируйтесь в SimScale и читайте наш блог, чтобы узнать больше!

Читать дальше


Судовое обучение Васа

Восстановление и уроки Васы

Корабль затонул на мелководье Балтийского моря, и из-за солености воды деревянное судно выжило и деградация. Ровно через 333 года его вытащили на поверхность гавани. После того, как вода и грязь были откачаны, а орудийные порталы запечатаны, корабль «Ваза» всплыл. Сегодня он стоит в отдельном собственном музее — музее Васа.

Рисунок 4: Корабль Vasa на выставке в Швеции (Источник: Хавьер Коэн [CC BY-SA 3.0], из Викисклада)

Факторов, способствовавших отказу корабля Vasa, множество:

1. Необоснованный дефицит времени
2. Изменение спецификаций и отсутствие документации или плана проекта
3. Чрезмерная инженерия и инновации
4. Отсутствие научных методов и рассуждений

Как очевидно, можно отнести к одной из основных научных причин недостаточной остойчивости из-за приподнятого центра тяжести корабля. Без наличия надлежащих инструментов для этапа проектирования и испытаний построить самый мощный военный корабль в Европе и предотвратить его затопление было еще сложнее.

Три столетия спустя у нас есть доступ ко всем этим инструментам, но ошибки проектирования все еще случаются. Программное обеспечение для инженерного моделирования не всегда интегрируется в процесс проектирования, в основном из-за высокой стоимости и отсутствия специальной подготовки. Однако с облачной платформой SimScale инженеры, работающие в области судостроения и проектирования лодок, могут использовать моделирование CFD и FEA через стандартный веб-браузер и с любого компьютера. Что касается обучения, в Интернете доступны сотни бесплатных учебных материалов. Вебинар по запросу о многофазном потоке — хорошее начало. Просто заполните эту форму и смотрите бесплатно.

Список литературы

  • Наука, стоящая за сохранением затонувшего корабля-сохранение военного корабля VASA, Forbes
  • VASA (Ship), Wikipedia
  • VASAASHEDIA
  • VASAABEDIA
  • VASAABEDIA
  • VASAABEDIA
  • .