Бог нил: Нил, греч. — бог реки Нил, древнееги­петский Хопей (или Хапи).

Бог Хапи — Религиозная позиция

Древнеегипетская религия почитала божество Хапи как бога ежегодного разлива Нила. Хапи был одним из самых популярных богов в Древнем Египте. Каждый год река Нил разливалась и оставляла темную плодородную почву на берегах реки. Эта почва была очень плодородной и позволяла процветать египетским культурам. Можно сказать, что от ежегодного наводнения в Египте пострадала вся страна.

Это также объясняет, почему люди так дико праздновали Хапи по всей земле Египта. Они также связывали бога ежегодного наводнения с богатством, изобилием и питанием.

Титулы Бога Хапи

Историки говорят, что Хапи (Хапи, Хап, Хеп), скорее всего, было доисторическим названием самого Нила. Это случилось, когда люди начали поклоняться ему как богу ежегодного разлива реки. Позже люди изменили название на Нил или Итерв, что означает «река». Следовательно, древние египтяне также изменили имя бога Нила на «река» или Итерв.

Чтобы лучше понять это, египетское слово «Nwy» означает вода. А название «Нил» происходит от греческого искаженного слова «Neilos», происходящего от «Nwy». Люди дали Хапи другие титулы, в том числе «повелитель рыб и птиц болот» и «зеленый два берега». В народе его также называли «создателем ячменя и пшеницы» и «хозяином реки, приносящим растительность».

Легенды полагают, что, как и у других римских и греческих богов, у Хапи были добрые и доброжелательные личности. Однако у него была и темная сторона, которая могла привести к непредсказуемым разрушениям. Люди также утверждают, что бог действовал под влиянием фараона, который также был живым богом. Более того, тексты описывают его как «друга Геба», египетского бога земли и «повелителя Непера», бога зерна.

Ежегодное разливание Нила

Река Нил сыграла чрезвычайно важную роль в формировании страны, которую мы называем Египтом. Иногда часть верхнего Египта переходила в Нубию. Но, как правило, верхняя граница над Асуаном возле Филы была первым порогом Нила. Асуан ранее был древним городом Свенетт. На протяжении истории он был пограничным городом Древнего Египта, обращенным на юг.

Мифология говорит нам, что исток Нила берет свое начало в пещере на острове Биге недалеко от Филе. Легенда передает причину этого происхождения тому, что бог Хапи решил поселиться в этом месте. Священный змей охранял вход в убежище. Кроме того, в древних текстах говорится, что течение Нила змеилось через землю мертвых. Затем он прошел через небеса по галактике. Наконец, он попал в Египет из пещеры на острове Биге.

Актуальность Бога Хапи

Разлив Нила во время «наводнения» был настолько важен для жизни и экономики Египта, что древние строили свою жизнь вокруг него. Каждый год огромное количество воды будет выходить из берегов реки Нил и оставлять черный ил. Это поддерживало сельское хозяйство Египта и кормило людей.

История называет это ежегодное наводнение «прибытием Хапи». Люди отметили это событие большими гуляниями и шествиями по реке. Последователи со всего мира отправились бы к святыням Хапи в Элефантине и Асуане. Они молились о достаточном количестве наводнения и ила, которые помогли бы им выращивать урожай.

Можно только представить себе уважение и преданность, которые мог бы получить бог разлива Нила. Важность Хапи приводит к тому, что некоторые люди поклоняются ему выше всемогущего бога солнца Ра. Бог контролировал воду самого Нила и, следовательно, влиял на благополучие миллионов людей.

Иконография и изображение

Хапи был богом мужского пола, но его образы изображают его как имеющего андрогинную форму. У него была накладная борода, набедренная повязка и отвисшая грудь с большим животом. Это показало его работу по поддержанию плодородия реки Нил. Наряду с этим писцы также наделили ему кожу синего или зеленого оттенка, которая представляла воду.

Дональд Маккензи предположил, что белесый мутный Нил похож на молоко. Следовательно, люди ассоциировали белую мутную воду, текущую из груди бога, с кормлением и заботой. Поскольку люди считали Хапи плодородным, они иногда считали его «отцом богов». Более того, люди считали его заботливым отцом, уравновешивающим космос и делающим его гармоничным.

Влияние природы на изображение хапи

Люди добавляли или удаляли некоторые атрибуты Хапи в зависимости от района, в котором они жили. В Нижнем Египте бог носил папирус, и его сопровождали лягушки. Напротив, в Верхнем Египте было много лотосов и крокодилов. Следовательно, жители области связали символы обоих с Хапи. Изредка люди также использовали синего бегемота для изображения бога.

На многих изображениях Хапи изображен несущим подношение еды или льющим воду из кувшина. Иконография девятнадцатого века изображает Хапи как пару фигур, которые держат и связывают вместе стебли двух растений. Эти растения представляли Верхний и Нижний Египет; здесь описывалось связывание двух частей вокруг символа союза.

Люди называли хапи Верхнего Египта «Хап-Мет», тогда как нижние египтяне называли Хапи «Хап-Ресет». Это символическое изображение можно было найти вырезанным у основания сидящих статуй фараона. Например, по бокам сидящей фигуры Рамсеса II Колосси в Луксорском храме можно найти каменную резьбу Хапи. Кроме того, вы можете обнаружить изображения Хапи на гигантских Колоссах Мемнона в Храме Аменхотепа III.

Поклонение Хапи

Храмов Хапи нет, но можно найти несколько статуй и рельефов бога в храмах других божеств. Люди поклонялись богу по всей земле Египта, но больше всего они почитали его в Свентете и Гебель Эль-Силсила. Люди поклонялись Хнуму, Сатету и Анкуту на Элефантине вместе с богом Хапи. Его жрецы на острове Элефантина имели нилометр для измерения и контроля уровня Нила.

Заключение

Древние египтяне очень почитали бога Хапи по множеству причин, включая урожай и общее благосостояние страны. Хапи был не только защитником людей, но они также считали его поддерживающим саму жизнь древнего Египта. До сих пор люди вспоминают о боге с нежностью и уважением.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Бог реки Нил — Мифы и цитаты классической древнегреческой литературы

Нил был богом реки Египет в Северной Африке.

Neilos — это греческое название реки Нил. Единственная другая река Северной Африки, которую, как известно, персонифицировали греки, — это Хремет в западной Ливии.

Изображение справа — Бог Реки Нил, греко-римская мраморная статуя, музей Пио-Клементино, музеи Ватикана.

Содержание

  1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
  2. ГЕНЕАЛОГИЯ
  3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧНОГО БОГА НИЛ
  4. ДЕТИ РЕЧНОГО БОГА НИЛ
  5. НИЛ БОГ РЕКИ НИЛ
  6. СОЗВЕЗДИЕ РЕКИ
  7. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

БОГ РЕКИ НИЛ
РодителиОкеан и Тетис
Бог чегоРеки Нил
ДомРека Нил в Египте
СвитаКарпос
Греческое имяТранслитерацияЛатиницаАнглийский переводПеревод
ΝειλοςNeilosNilusRiver NileРека Нил

ГЕНЕАЛОГИЯ

Родители

[1] Океан & Тетис (Hesiod Theogony 337, Hyginus Preface)

Дети

[1] Мем­фи­да, Анхи­ноя (Apollodorus 2. 10, 2.11)
[2] Аниппа (Plutarch Greek & Roman Parallel Stories 38)
[3] Хиона (от Kallirhoe) (Servius on Virgil’s Aeneid 4.250)
[4] Возможно Кали­ад­на, Полик­со

ЦИТАТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЧНОГО БОГА НИЛ

Ио, речной бог Нил и Исида, греко-римская фреска из Помпеи 1 век до н.э., Национальный археологический музей Неаполя

Гесиод. Теогония. 337. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

 

«От Оке­а­на ж с Тефи­ей пошли быст­ро­теч­ные дети,
Реки Нил и Алфей с Эрида­ном глу­бо­ко­пу­чин­ным. [в длинном списке рек]»

 

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 242):

 

«От Океана и Тефии [родились] – Океаниды… Того же происхождения реки: Стримон, Нил, Евфрат, Танаис, Инд, Кефис, Исмен, Аксен, Ахелой, Симоис, Инах, Алфей, Фермодонт, Скамандр, Тигр, Меандр, Оронт».

ДЕТИ РЕЧНОГО БОГА НИЛ

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 10 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

«Воца­рив­шись над егип­тя­на­ми, Эпаф женил­ся на Мем­фи­де, доче­ри Нила, и осно­вал город Мем­фис, назван­ный так по ее име­ни. У него роди­лась дочь Ливия, име­нем кото­рой назва­на стра­на Ливия».

 

Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 2. 11 (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):

 

«Бел же, остав­шись в Егип­те, воца­рил­ся там и женил­ся на Анхи­ное, доче­ри Нила: от это­го бра­ка роди­лись близ­не­цы Еги­пет и Данай».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 5. 187. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[При дворе Кефея, царя Эфиопии, был человек по имени]
Тот­час Нилей, что солгал, семи­реч­ным буд­то бы Нилом,
Он порож­ден, на щите обо­зна­чив­ший семь его устий, —
Часть из них сереб­ром, дру­гую же золо­том, — мол­вил»

 

Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй. 38 / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; (анонимные авторы 2 в. н. э.):

 

«Бусирис, сын Посейдона и Аниппы, дочери Нила, притворяясь гостеприимным, приносил в жертву всех, кто проходил мимо… Так повествует Агафон Самосский».

НИЛ БОГ РЕКИ НИЛ

Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. Мемнон. (перевод М. Л. Гаспарова). Данаиды. 25). [Речь Афродиты]. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. – М.: Наука, 1989. – С. 284):

 

«Я знаю и хвалю то племя славное
Из эфиопских мест, где семиустый Нил
Питает волны вихревыми ливнями
Оттоле, где от Солнца огнеокого
В нагорьях тает снег; и вся цветущая
Земля Египта, этой орошенная
Святой волной, дарит плоды Деметрины».

 

Геродот. История. Книга 2. 21. 1. (Источник: Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 136-137) (греческий историк 5 в. до н. э.):

 

«[Об истоке реки Нил]
Вто­рое тол­ко­ва­ние еще нера­зум­нее и, так ска­зать, уди­ви­тель­нее пер­во­го. Оно гла­сит: подъ­ем и спад [воды Нила] про­ис­хо­дит отто­го, что Нил выте­ка­ет из Оке­а­на, а этот Оке­ан обте­ка­ет всю зем­лю кру­гом».

 

Павсаний. Описание Эллады. Книга 8. 24. 11. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):

 

«Ста­туи всех рек дела­ют­ся из бело­го мра­мо­ра; ста­тую же Нила, так как он течет в море из стра­ны эфи­о­пов, они счи­та­ют нуж­ным делать из чер­но­го мра­мо­ра».

 

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 5. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

«[Якобы описание древнегреческой картины в Неаполе] Около Нила играют «мальчики с локоток»; это – дети такого роста, какой мы слышим в их имени. За многое любит их Нил, а больше всего он радуется на них за то, что в них заключается символ, как велик его разлив, благодаря которому он несет плодородие для египтян. Они появляются и как бы выходят из лона его вод, эти младенцы, и нежные и улыбающиеся; и мне кажется, что им свойственно также болтать и шутить. Одни из них сидят у него на плечах, другие цепляются ему за волосы; иные заснули у него на руках, а те весело скачут у него на груди. Он протягивает им цветы, одни вынимая из складок одежды на своей груди, другие – из-под локтя рук, для того, чтоб они сплели для себя венки из этих цветов и спали на них, беспечальные, овеваемые святым ароматом. А дети взбираются один на другого вместе со своими погремушками. Такое-то ложе у этой реки. Крокодилы и гиппопотамы, которых иные художники всегда рисуют при Ниле, лежат здесь спокойно в глубоких пучинах его вод, чтобы не внушать страха детям. Художник показал нам, о мальчик, здесь Нил как символ богатства водой и земными плодами: Нил, покрывши Египет водою, дал возможность ему стать плодородной землею – ведь равнины впитали его плодоносные воды. А там, в Эфиопии, откуда начинается Нил, над ним стоит демон как некий правитель; он посылает оттуда его воды такими, какие нужны для каждого времени года. Он так нарисован, что головой упирается в небо, ногою стоит на истоках, склонясь благосклонно, как бог Посейдон. На него смотрит Нил и просит, чтоб у него было побольше этих младенцев.
[Младенцы — это Карпосы, боги плодов земли]»

 

Филострат Старший. Картины. Книга 1. 7. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

 

«Мемнона [из Эфиопии], сына Эос-Зари… Смотри, какой он огромный лежит на земле, какая у него копна волос, завившихся кольцами; я думаю, он вырастил их у нильских вод; ведь на Ниле у устья живут египтяне, а у истоков его – эфиопы».

 

Овидий. Метаморфозы. Книга 2. 254. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«[Когда Фаэтон, управляя колесницей солнца, поджег землю]
Нил на край све­та бежал, пере­пу­ган, и голо­ву спря­тал,
Так и доныне она все скры­та, а семь его устий
В зной­ном лежа­ли пес­ке — семь полых долин без пото­ков».

 

Овидий. Героиды. 14. 107. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):

 

«Тел­ке безум­ной вернет обли­чье воз­люб­лен­ной бога
Нил, через семь рука­вов воды несу­щий в моря.
[Зевс превратил Ио в телицу, чтобы спрятать ее от гнева Геры. Но она сошла с ума из-за овода, которого богиня послала мучить ее, и отправилась в Египет, где ее облик наконец был восстановлен]»

 

Стаций. Фиваида. Книга 4. 706. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 43) (римский эпос 1 в. н. э.):

«Так убывающий Нил, в огромных скрываясь вертепах,
ликом восточной зимы заставляет луга заливные
твердыми стать, и холмы, оставлены влагой, дымятся,
и ожидает отца растрескавшийся Египет,
чтобы — в плеске воды — полям по просьбам фаросцев
дал он питанье и год к изобильным подвел урожаям».

 

Стаций. Фиваида. Книга 8. 359. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. 43) (римский эпос 1 в. н. э.):

 

«Нил удаленный, когда впивает он устьем великим
яства небес супротивных и снег, от Зари приходящий, —
русло свое разделив, так семь по простершимся пашням
паводков в море несет, — и тогда Нереиды в глубины
скрыться спешат, опасаясь попасть в опресненные воды».

 

СОЗВЕЗДИЕ РЕКИ

Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга 2. 32. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):

 

«[Созвездие] Эридан. Одни говорят, что это — Нил, но, по словам многих, это — Океан. Те, которые говорят, что это — Нил, утверждают, что это наиболее справедливо вследствие его величины и приносимой им пользы, и особенно потому, что под созвездием находится некая звезда, сверкающая ярче прочих, которую называют Канопус. Канопом же называется и остров, омываемый Нилом».

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ И РИМСКОЕ ИСКУССТВО

ИСТОЧНИКИ

Греческие

  • Гесиод. Теогония. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. ???) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
  • Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила. (Источник: Эсхил. Трагедии / Перевод М. Л. Гаспарова. – М.: Наука, 1989. – С. ???-???) (греческая трагедия начала 5 в. до н. э.):
  • Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. ???-???) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
  • Павсаний. Описание Эллады. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
  • Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй.  / Переводчик Васильева Н. В. (Источник: Вестник древней истории, 1980, № 2; ) (анонимные авторы 2 в. н. э.):
  • Филострат Старший. Картины. (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):

Римские

  • Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. ???-???):
  • Овидий. Метаморфозы. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Овидий. Героиды. (Источник: Овидий. Элегии и малые поэмы / Перевод с латинского. Сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. и ред. переводов М. Гаспарова и С. Ошерова. – М.: Художественная литература, 1973. – 528 с.) (римская поэзия 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
  • Валерий Флакк. Аргонавтика. (Источник: Валерий Флакк. Аргонавтика. Книга первая / Под общ. ред. А.В. Подосинова. М.: Импэто, 2013. – С. ???-???):
  • Стаций. Фиваида. (Источник: Публий Папиний Стаций. Фиваида / В переводе Ю. А. Шичалина. – М.: «Наука», 1991. – С. ???-???) (римский эпос 1 в. н. э.):

Список используемой литературы

Полная библиография переводов, цитируемых на этой странице.

Хапи, бог Нила, плодородия, севера и юга

Привет тебе, о Нил! Кто проявляет себя над этой землей и приходит, чтобы дать жизнь Египту! Приходи и процветай!
Приходи и процветай!
О Нил, приди и процветай!
О вы, кто заставляет людей жить через его стада и его стада через его сады!
Приди и процветай, приди,
О Нил, приди и процветай!

Хапи (Хеп, Хап, Хапи), вероятно, было додинастическим названием Нила — позже египтяне просто называли Нил iterw, что означает «река», — и поэтому оно стало именем бога Нила. («Нил» происходит от греческого искажения — Neilos — египетского «nwy», что означает «вода»). подземного мира из определенных пещер, где, как считалось, он жил на 1-м пороге. Считалось, что Нил протекал через землю мертвых, небеса и, наконец, впадал в Египет, где поднимался из-под земли между двумя горами, лежащими между островами Абу (Элефантина) и островом Иат-Рек (Филы). ). Хапи также упоминается в «Текстах пирамид» как разрушительная сила, но работающая на фараона. Как бог воды, Хапи был божеством плодородия — он обеспечивал водой, пищей и ежегодным разливом Нила. Он был также известен как «Повелитель рыб и птиц болот», что указывает на то, что он давал этих существ египтянам вместе с самим Нилом. Без Хапи Египет погиб бы, и поэтому его иногда почитали даже выше Ра, бога солнца. Однако изображение самого Хапи было довольно упитанным, синим или зеленым человеком с накладной фараоновской бородой на подбородке. Помимо демонстрации его статуса бога плодородия своим цветом, египтяне изображали Хапи с довольно большой грудью, как у матери с младенцем.

В очень ранний период он впитал в себя атрибуты Нун, первозданной водной массы, из которой Ра, бог Солнца, появился в первый день творения; и в результате он считался отцом всех существ и вещей, которые, как полагали, были результатом его рук и его потомства. Когда мы рассматриваем огромное значение, которое Нил имел для Египта и его жителей, легко понять, почему бог Нила Хапи занимал уникальное положение среди богов страны и как он стал считаться существом столь же великим, как , если не больше, чем сам Ра.

Хапи также был богом Верхнего и Нижнего Египта — эта двойственность была показана наличием божеств-близнецов Хапи, одно из которых носило папирус севера (Верхний Египет) в качестве головного убора, а другое носило лотос юга (Нижний Египет). как головной убор. Верхний египетский хапи назывался «Хап-Мехт», а нижний египетский хапи был известен как «Хап-Сброс». Их изображали вместе, льющими воду из переносимой вазы или вместе, связывающими два растения северного или южного региона в узел иероглифом сема, символизирующим союз Верхнего и Нижнего Египта. Считалось, что он был мужем богини-стервятника Нехебет в Нижнем Египте и богини-кобры Уатчет (Уатч-Ура, Ваджет) в Верхнем Египте. Когда он принял атрибуты Нун (Ню), Хапи стал мужем жены Нун, изначальной богини Наунет из Огдоады. Он также был связан с Осирисом — другим богом плодородия, связанным с водой, — и поэтому Нехебет и Уатчет также рассматривались как формы Исиды, жены Осириса.

…Египтяне понятия не имели, как и почему каждый год Нил разливался. Они верили, что боги Хнему, Анкет и Сатет были хранителями истока Нила. Их обязанностью было следить за тем, чтобы во время ежегодного наводнения выбрасывалось нужное количество ила. Хапи отвечал за воды, которые текли во время наводнений.

Во время наводнения египтяне бросали в Нил подношения, амулеты и другие жертвоприношения в определенных местах, священных для Хапи. Считалось, что Хапи пришел с наводнением («Прибытие Хапи») со свитой богов-крокодилов и богинь-лягушек, и жертвоприношения приносились в надежде, что наводнение не будет ни слишком высоким, ни слишком низким. Если бы наводнение было слишком сильным, многие дома были бы разрушены (египтяне строили свои дома и даже дворцы из сырцового кирпича, который легко смывало большим наводнением). С другой стороны, если бы половодье было слишком низким, не хватило бы воды для полей и скота — Египет был бы в засухе. Во время наводнения статуи Хапи проносили по городам и деревням, чтобы люди могли почитать его и молиться ему — это было торжественное событие. Даже Эхнатон, «царь-еретик», не смог полностью изгнать Хапи, как он это сделал с другими богами. Вместо этого он попытался предположить, что Хапи был воплощением Атона (бога Акенатона, солнечного диска):

Я умилостивляю того, кто живет правдой,

Властелин диадем, Эхнатон,

Великий при жизни.

О Хапи, по чьему повелению

Один силен

Пища и пища Египта,

Жизненный правитель, формирующий меня,

Делает меня, воспитывает меня…

Нет известных храмов Хапи , но его статуи и рельефы встречаются в храмах других божеств. Ему поклонялись по всей земле Египта, но особенно в Асуане и Гебель-эль-Силисиле.

Архив

Хапи | Ancient Egypt Online

Хапи (Хеп, Хап, Хапи) был богом воды и плодородия, который был популярен в Древнем Египте. Считается, что его имя изначально было додинастическим названием Нила. Однако в династический период Нил был известен как «итерв» («река»), и это слово использовалось для обозначения бога Нила (название «Нил» происходит от греческого слова «Нейлос», которое было искажение египетского слова «nwy», что означает «вода»). Ему поклонялись по всему Египту, но особенно он был популярен в Асуане и Гебель-эль-Силисиле.

Хапи был покровителем Верхнего и Нижнего Египта. В этом качестве он был описан как божество-близнец по имени Хап-Ресет (Верхний Египет) и Хап-Мехт (Нижний Египет). Эти божества изображались либо льющими воду из кувшина (представляющего наводнение), либо связывающими вместе геральдические растения Верхнего и Нижнего Египта (папирус и лотос соответственно) узлом, напоминающим иероглифическое слово «сема» («соединенные»). . Эта роль, вместе с его связью с Нилом и наводнением, сделала его одним из самых популярных и могущественных божеств Древнего Египта, и все же не было обнаружено ни одного храма, специально посвященного ему.

Орксон I изображен как Хапи @ewige CC 2.0

Одно из самых старых упоминаний о Хапи содержится в Текстах пирамид Унаса. Хапи (называемый здесь Хеп) связан с Номом Кенсет (включая Первый порог и острова Элефантина, Сахель, Филы и другие) и с (Вепвавет, открыватель путей).

Хапи, Сосуд Тутанхамона @Djehouty CC BY-SA 4.0Хапи в Мединет Хабу @zongo CC BY-SA 2.0 Хапи, Поздний Период

Тексты умоляют Хапи и Вепвавета отправить хорошее наводнение. Согласно мифу, река текла от дома Хапи (около Первого порога) через небеса и землю мертвых, прежде чем выйти из пещеры где-то в горах. Наводнение называлось «Прибытием Хапи», и во время наводнения египтяне ставили статуи бога в городах, чтобы молить его о помощи в то время. Они бросали подношения в реку в местах, священных для бога, чтобы наводнение не было слишком низким (оставляя недостаточно воды для посевов) или слишком сильным (рискуя разрушить их дома из сырцового кирпича).

Боги Хнум, Анукет и Сатет были хранителями истока Нила, которые следили за тем, чтобы воды оставляли нужное количество ила, но Хапи контролировал саму воду. Он также был связан с Дельтой и получил прозвище «Повелитель рыб и птиц болот».

Как бог воды, он часто ассоциировался с Нун (олицетворением первобытных вод хаоса в богословии Огдоады из Гелиополя) и описывался как муж Наунет (жена Нун и женский аспект). Поскольку бог солнца (Ра или Атум) вышел из вод Нун в первый день творения, Хапи иногда считали отцом бога солнца и, следовательно, отцом всех форм жизни. Вероятно, именно из-за этих солнечных связей Эхнатон не отверг хапи вместе с Амоном и большинством других богов, вместо этого описывая его как воплощение Атона.

Хапи, Дейр-эль-Бахри @Steven C. Price CC BY-SA 3.0

Он также был связан с Осирисом из-за его связи с Нилом и плодородия. В результате Исида иногда считалась его женским аналогом или женой. Тексты пирамид ясно показывают, что многие из древних богинь (например, Мут) были связаны с Хапи как с аспектами Исиды. Он также был мужем Нехебет в Верхнем Египте и Уаджет в Нижнем Египте, обе богини временами ассоциировались с Исидой.

Hap-Reset и Hap-Meht, Храм Хатхор, Дендера @Olaf Tausch CC BY 3.0

Хапи изображался пухлым мужчиной с большой грудью и синей или зеленой кожей с накладной бородой фараона. Женская грудь и цвет его кожи напоминают о том, что он бог плодородия, а накладная борода подтверждает его связь с фараоном. Как покровитель Верхнего и Нижнего Египта Хапи часто изображали как божества-близнецы; Хап-Ресет с папирусом Верхнего Египта на головном уборе и Хап-Мехт с лотосом Нижнего Египта на головном уборе. Когда его изображают единым богом, он часто несет и папирус, и лотос.

Библиография
  • Бард, Кэтрин (2008) Введение в археологию Древнего Египта
  • Гуденаф, Саймон (1997) Египетская мифология
  • Пинч, Джеральдин (2002) Справочник по египетской мифологии
  • Редфорд Дональд Б. (2002) Древние боги говорят
  • Уоттерсон, Барбара (1996) Боги Древнего Египта
  • Уилкинсон, Ричард Х.