Сэндвич-панели от производителя!

Новые правила торговли спиртным могут привести к закрытию мелких розничных точек

На Южном Урале начали закрываться мелкие торговые предприятия. Причина — новые требования к обороту алкогольной продукции и передаче сведений в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

Вообще-то, в России уже три года действует запрет на реализацию алкоголя в нестационарных торговых объектах площадью менее 50 квадратных метров. Тем не менее предприниматели его технично обходят, вполне легально, регистрируя свои павильоны как предприятия общепита.

С 1 января 2016 года вступили в силу новые правила: теперь торговцы обязаны отражать факты закупки алкогольной продукции в ЕГАИС, а с 1 июля фиксировать в системе еще и розничные продажи. По словам координатора коалиции киоскеров в Челябинской области Ирины Плещевой, к нововведению оказались готовы далеко не все: 80 процентов предприятий мелкой розницы до сих пор не подключены к ЕГАИС.

— Успели вовремя установить необходимое оборудование только крупные компании, для которых затраты на его приобретение несущественны. «Малышам» такие расходы не потянуть, и так еле выживают, — говорит эксперт. — Но убрать с полок алкоголь — значит лишиться половины дохода.

По словам челябинских бизнесменов, ажиотажный спрос на оборудование поднял ценник до 100 тысяч рублей, хотя еще в прошлом году оно стоило 30-40 тысяч. Не видя перспектив, малые предприниматели начинают потихоньку сворачивать бизнес.

— Уже закрыл два торговых павильона, вскоре еще один к ним присоединится, — говорит Давои Таждин. — Многие коллеги поступают так же, потому что свободных средств на подключение к ЕГАИС нет, да и вводить новые штатные должности для тех, кто будет это оборудование обслуживать, никто не собирается.

Особенно напряженно продвигается система в сельской глубинке, где нередки сбои с Интернетом, да и компетентных сотрудников явно недостаточно. У Юрия Болдырева около 20 магазинов в Нязепетровском районе, в них продают в том числе и алкоголь. Оборудование для ЕГАИС пока установили лишь на оптовом складе.

— Только хотели закупить для розницы, как появилась информация, что кассовые аппараты нужно будет устанавливать особые — с функцией передачи данных в налоговую службу, — рассказывает он. — Пока никакой ясности.

На подключение склада Болдырев затратил около ста тысяч рублей, сейчас планирует взять кредит для оборудования розничных точек — на каждую потребуется ориентировочно 50 тысяч.

А вот руководитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Юрий Чащин в разговоре с журналистами сообщил: программное обеспечение для работы в системе вообще предоставляется бесплатно, а оборудование для фиксации закупа алкоголя можно приобрести за 3,6-5 тысяч рублей. При этом никто предпринимателей не торопит: предоставляется время для поэтапного технического оснащения торговых мест.

— Своеобразный карт-бланш заключается в том, что отразить сегодняшний закуп алкогольной продукции в ЕГАИС предприятия смогут вплоть до 20 апреля 2016 года, если возникли сложности с подключением к системе или покупкой оборудования. В этот период никакого административного наказания применяться не будет, — говорит Юрий Чащин.

В целом нововведения нацелены на противодействие горячительному контрафакту, а также предоставление конечному потребителю более полной и объективной информации о том, какую продукцию он приобретает. Планируется, что уже в июле покупателям начнут выдавать чеки нового образца: по штрихкоду на них можно будет отследить весь путь напитков — от производителя до розничного продавца. Некоторые уральские алкомаркеты уже сейчас практикуют выдачу таких чеков, но пока мобильное приложение для потребителей работает в тестовом режиме.

Как сообщили в региональном минсельхозе, порядка 60 процентов розничных объектов, имеющих лицензии на торговлю алкоголем, установили узел, с помощью которого происходит передача сведений в ЕГАИС. Оптовые компании на 100 процентов укомплектованы оборудованием: без него они не имеют права осуществлять отгрузку товара.

— Для производителей передача данных в ЕГАИС не в диковинку, она практикуется еще с 2006 года, теперь настал черед сегмента оптовых и розничных продаж, но и здесь есть исключения, — разъясняет и. о. начальника управления областного минсельхоза Марьям Ложенкова.

Так, от учета через ЕГАИС объемов розничной продажи освобождены предприятия общепита, ИП, реализующие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, а также компании, работающие в населенных пунктах численностью менее трех тысяч человек и не имеющих доступа в Интернет. В них продавцам достаточно фиксировать отпуск товара в специальном журнале.

По словам Марьям Ложенковой, не стоит прогнозировать серьезный отток субъектов предпринимательства с алкогольного рынка, ведь это одна из самых маржинальных сфер деятельности. Количество торговых объектов, реализующих алкоголь, в регионе стабильно: на протяжении последних лет их более пяти тысяч. При этом часть предприятий закрывается, но взамен приходят новые: прибыльное место долго пустовать не будет. На 1 февраля 2016 года в Челябинской области оформлено 1142 лицензии.

Между тем на Южном Урале завершилась так называемая амнистия нестационарных торговых объектов (возврат в правовое поле после погашения задолженности), которая действовала до конца 2015 года. По данным коалиции киоскеров в Челябинской области, порядка тысячи объектов не попали под действие амнистии и в ближайшее время им грозит демонтаж. На днях в челябинской мэрии заявили об активизации борьбы с незаконными киосками. Так, только в прошлом году в областном центре снесли свыше 300 ларьков.

Источник: www.rg.ru

22.02.2016
115

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!